Закрыть Сгусток русской православной и национальной мысли! Сегодня надо не просто читать книги митрополита Иоанна (Снычёва), а вдумываться, осознавать и проецировать его труды на нашу грешную землю 31.10.2020 1419 Время на чтение 3 минуты В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы уже предоставляли слово: известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову; известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву ; известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову ; доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву ; заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину; доктору философских наук, профессору МГУ, заместителю председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерию Николаевичу Расторгуеву; известному петербургскому священнику, научному сотруднику Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директору мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятелю храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерею Геннадию Беловолову; известному русскому писателю, сопредседателю Правления Союза писателей России, члену Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первому лауреату Патриаршей литературной премии Владимиру Николаевичу Крупину .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/24/sg...

Илья Басин Скачать epub pdf (к 150-летию со дня рождения митр. Антония (Вадковского) Содержание Биография Благовестие любви Жажда единства Попечение о Церкви Митрополит Антоний и св. Иоанн Кронштадтский Прошлое и будущее     В 1909 г. Сергей Николаевич Булгаков писал: Церковная интеллигенция, которая подлинное христианство соединяла бы с просвещенным и ясным пониманием культурных и исторических задач (чего так часто недостает современным церковным деятелям), если бы таковая народилась, ответила бы насущной исторической и национальной необходимости. Ко времени выхода в свет сборника «Вехи» Петербургскую кафедру уже двенадцатый год занимал иерарх, который с почти столетнего расстояния может показаться идеальным образцом как раз той церковной интеллигенции, которую не находил среди «современных церковных деятелей» С.Н. Булгаков. Но мы не в праве обвинить философа в близорукости или же усомниться в выдающихся качествах личности владыки Антония (Вадковского) , митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. О причинах такой странной на первый взгляд «невстречи» владыки с С.Н. Булгаковым я скажу чуть позже; сейчас же обратимся к обстоятельствам жизни митрополита Антония. Биография Будущий митрополит родился 3 августа 1846 г. в бедной семье приходского священника Василия Иовлевича Вадковского в селе Гремячки Кирсановского уезда Тамбовской губернии. С 1858 г. о. Василий служил в селе Ширингуши, здесь прошло отрочество будущего митрополита. Маленький Александр много раз слышал от матери Ольги Никифоровны рассказы о чудотворениях на могиле о. Серафима в Саровской пустыни, находившейся тогда в составе Тамбовской епархии. Через полвека сын сельского священника один из немногих поддержал инициативу канонизации преподобного Серафима, казавшуюся тогда почти невозможной, а летом 1903 г. возглавил открытие мощей святого. В 1866 г., после окончания духовной семинарии в Тамбове, Александр Вадковский как лучший ее выпускник был принят в Казанскую духовную академию. По воспоминаниям друзей, именно здесь он сложился целиком, в духе интеллигенции 1860–1870-х годов, здесь же обрел на всю жизнь особую любовь к славянофилам, из которых выше всех ставил А. С. Хомякова. Возвышенный идеализм шестидесятников, не замутненный левым радикализмом, но пронизанный пламенной верой, определил весь строй личности Александра Вадковского.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Нил, архиепископ Ярославский и Ростовский (Исакович Николай Федорович) Родился в 1799 году в городе Могилеве в семье священника. Первоначально обучался в Могилевской духовной семинарии. В 1821 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 22 августа 1825 года, по окончании курса духовной академии, пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 29 августа – во иеромонаха, а 5 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии. С 8 мая 1828 года – бакалавр и инспектор Киевской духовной академии. 2 сентября 1830 года назначен ректором Ярославской духовной семинарии, а 12 октября возведен в сан архимандрита. 8 декабря 1835 года хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. 23 апреля 1838 года переведен епископом Иркутским, Нерчинским и Якутским. 13 апреля 1840 года возведен в сан архиепископа. С 24 декабря 1853 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 21 июня 1874 года. Во время ремонтных работ в Иркутском Богоявленском соборе архиепископом Нилом были открыты и свидетельствованы нетленными мощи святого Софрония Иркутского († 1771; память 30 марта/12 апреля и 30 июня/13 июля). Преосвященный Нил – замечательный деятель-миссионер. Уже в годы ректорства в центре его богословских и церковно-практических интересов стоит проблема преодоления раскола старообрядчества и христианской проповеди среди языческих народностей России. С возведением в архиерейский сан стоявшие перед ним проблемы начали решаться. За два года архипастырского служения в Вятской епархии им возвращено в лоно Православной Церкви свыше 6 тысяч старообрядцев, а всего за период своей миссионерской деятельности он обратил в Православие до 40 тысяч человек. С назначением на Иркутскую кафедру миссионерская деятельность святителя достигла еще больших размеров, чем в Вятке. Иркутская епархия охватывала почти всю Сибирь, Дальний Восток. Якутию, Камчатку и Алеутские острова. Этот огромный край населен чукчами, камчадалами, нанайцами, коряками, якутами, бурят-монголами и другими народностями, большая часть которых в то время совершенно не имела письменности. Церковная жизнь русского населения в этой отдаленной окраине страдала от недостатка храмов и священнослужителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

От бомбардира до духовника Беседа со священником Глебом Грозовским Перспективный питерский футболист Глеб Грозовский оставил большой футбол ради служения Богу. Но повесить бутсы на гвоздь окончательно отцу Глебу так и не удалось. Футбольное поле стало для него местом для миссионерства: он окормляет игроков питерского «Зенита», находит во время игры общий язык с мальчишками. Спорт помогает отцу Глебу оставаться в хорошей физической форме, что немаловажно для него, занимающегося обширной просветительской деятельностью. О вере спортсменов и детей, и о многом другом отец Глеб рассказывает сайту Православие.ru. – Когда Вы решили для себя, что служение Богу важнее, чем спортивная карьера? – Вспоминаю себя в возрасте 19–20 лет, когда я оканчивал университет имени Лесгафта. Тогда я решал для себя, что делать дальше: либо работать по специальности, либо искать что-то другое. И в это время я попал – это была не случайность, а Господь привел – в иподиаконы к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру. Естественно, я видел церковную жизнь изнутри. Прислуживая Владыке и посещая разные приходы, обнаружил огромную разницу в отношениях между светскими и церковными людьми. Футбол – это все прекрасно и здорово, но он не шел ни в какое сравнение с радостью общения с Господом. Я собирался поступать в аспирантуру на кафедру педагогики, но посоветовавшись, принял решение не терять время, а поступать в семинарию. – Кто Вам помогал утвердиться в этом выборе? – Папа с мамой. Меня крестили в младенчестве и воспитывали в Православии. В детстве каждое воскресенье водили в храм, я не мог лежать в постели, когда за окном звонили колокола. Пословица «Без Бога ни до порога» была в основе моей системы ценностей, которую я впитал благодаря родителям и крестным. – Был ли ваш уход из спорта в Церковь неожиданным для ваших друзей и коллег, или они понимали, что после травмы большой футбол для вас закрыт? Нет, не в травме дело было – это точно. А что касается друзей, то надо их спросить. Думаю, что они не удивились, потому что знали, что мой отец священник, что я хожу в храм и не скрываю этого.

http://pravoslavie.ru/35596.html

Представители духовных академий Русской Православной Церкви посещают учебные заведения Европы 3 декабря 2010 г. 09:22 22 ноября 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла началась поездка делегации представителей духовных академий Русской Православной Церкви в православные учебные заведения Центральной и Южной Европы. В состав делегации, которую возглавил первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и заведующий кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун) , вошли проректор Киевской духовной академии по научно-богословской работе В.В. Бурега, секретарь Ученого совета Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Кирилл Копейкин и помощник ректора Московской духовной академии по инновационной деятельности иеродиакон Родион (Ларионов). Целью поездки является ознакомление с опытом применения норм европейской образовательной системы в изучении православного богословия и поиск путей сотрудничества с учебными заведениями различных Поместных Православных Церквей. 23 ноября делегация посетила кафедру православной теологии Белостокского университета (Польша),  24 ноября — Христианскую богословскую академию в Варшаве. Болонский процесс и православное богословское образование в Польше 25 ноября делегация духовных академий Русской Православной Церкви прибыла в г. Прешов (Словакия). На православном богословском факультете Прешовского университета прошла встреча с деканом протоиереем Иоанном Зозуляком и членами администрации. Отец Иоанн рассказал гостям об истории и современном состоянии факультета. Православный богословский факультет Прешовского университета является единственным высшим учебным заведением Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Факультет был создан в 1950 году и до 1990 года существовал как самостоятельная высшая школа. Сегодня он входит в состав Прешовского университета. Факультет готовит кандидатов в священнослужители, а также педагогов и социальных работников.

http://patriarchia.ru/db/text/1333914.ht...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 10 (23) января Священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский Священномученик Анатолий родился 19 августа 1880 года в городе Кременце Волынской губернии в семье бухгалтера Кременецкого уездного казначейства Григория Грисюка и в крещении наречен был Андреем. Первоначальное образование Андрей полу­чил в Кременецком духовном училище. В 1894 году он поступил в Волынскую Духовную семинарию, которую окончил в 1900 году и в тот же год поступил в Киевскую Духовную академию. 6 августа 1903 года Андрей Григорьевич был пострижен в Киево-Печерской Лавре в монашество с наречением ему имени Анатолий, 15 августа того же года рукоположен во иеродиакона, а 30 мая 1904 года – во иеромонаха. По окончании в 1904 году академии в числе первых студентов, иеромонах Анатолий был оставлен на год профессор­ским стипендиатом для подготовки к занятию вакантной кафедры общей церковной истории. 16 августа 1905 года он был определен на кафедру общей церковной истории в звании исполняющего должность доцента . В 1905-1906 годах иеромонах Анатолий находился в команди­ровке при Русском Археологическом Институте в Константино­поле, занимаясь научными исследованиями. От природы одарен­ный большими способностями, прекрасно знающий классичес­кие и некоторые восточные языки, всегда усердный и ревностный в исполнении своих обязанностей и на редкость трудолюбивый, иеромонах Анатолий скоро овладел предметом своей специально­сти и, благодаря лингвистическим познаниям, получил возмож­ность работать с рукописями, написанными на древних языках. Любовью к истории и ее первоисточникам, неутомимым стремле­нием докопаться до каждой хронологической даты молодой иеро­монах напоминал знаменитого историка Санкт-Петербургской Духовной академии Василия Васильевича Болотова, воспроизводя в своих ученых трудах почти все научно-исследовательские при­емы этого известного ученого. Архиепископ Антоний (Храповиц­кий) писал об ученой деятельности иеромонаха Анатолия: «Иеромонах Анатолий по церковной истории – талантливый, и хотя еще очень молодой, но широко осведомленный преподаватель. Он становится хозяином не только в истории событий церковной жизни, но и вообще в богословии, то есть в Священном Писании и патрологии. Обладая прекрасно выработанным, точным и мет­ким языком, он успевает в продолжение одной лекции изложить множество событий, дать несколько сильных характеристик, по­яснить сущность самого отвлеченного предмета, например богословских споров IV века. Держась строго православного учения, отец Анатолий, однако, обладает мыслью смелой и не подчиняет­ся литературным пособиям, но распоряжается ими, как устано­вившийся уже ученый» .

http://fond.ru/foto/62/Andrey/

Руины Успенской церкви в с. Сопки требуют срочной консервации ЖМП 11 ноябрь 2018 /  22 февраля 2019 г. 08:40 На малой родине святителя Тихона Через год, 9 октября 2019 года, Церковь будет отмечать 30-летний юбилей прославления святителя Московского Тихона, Патриарха Всероссийского. Три десятка лет — значительный срок. Фактически в Церкви выросло целое поколение верующих, для которых присутствие в сонме московских святителей первого после длительного синодального периода Патриарха, на долю которого выпали многочисленные и тяжелейшие испытания, — нечто само собой разумеющееся. PDF-bepcuя Изучая биографию святителя Московского Тихона, мы обычно обращаем внимание на места его духовного возрастания и священнического служения: духовное училище в Торопце, Псковская семинария, Санкт-Петербургская духовная академия. После принятия монашеского пострига будущий святитель занял должность инспектора и ректора Холмской духовной семинарии. После епископской хиротонии управлял четырьмя епархиями в разных концах Российской империи и за ее пределами (Люблинской, Североамериканской, Ростовской, Виленской) и занимал предварившую избрание на патриарший престол кафедру московских мит­рополитов с должностью действующего председателя Поместного Собора 1917–1918 годов. Но начался земной путь будущего светильника Церкви Русской на Великолуцкой земле — на погосте Клин. Долгое время местом рождения поповича Василия Беллавина считался город Торопец. Однако уже в 2000-е годы с подачи писателя и историка-документалиста Николая Новикова 1 († 2016) архивисты и историографы выяснили 2 , отец будущего святителя священник Иоанн Тимофеевич Беллавин († 1894) получил назначение в тогдашний уездный город, на торопецкий Спасо-Преображенский приход, в 1869 году, когда его младшему сыну Васе исполнилось четыре года. Прежним же местом служения отца Иоанна (с 1848 года) был Воскресенский храм на погосте 3 Клин, который относился к Великолукскому уезду. Здесь и родился будущий святитель, и именно в Воскресенской церкви его крестили 4 .

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_tih...

Русская Православная Церковь ХХ век 10 июня Мцхета. Собор Светицховели 1908 год – Убит митрополит Карталинскийи Кахетинский, экзарх Грузии Никон (Софийский). Архиепископ Никон (в миру Николай Андреевич Софийский) родился 14 мая 1861 г . в семье священника. Окончив Костромскую духовную семинарию, священствовал; в 1887 г . после смерти жены принял постриг. 8 марта 1898 г . состоялась его хиротония во епископа с назначением в Вольск, викарием Саратовской епархии. 6 февраля 1899 г . он был назначен епископом Нарвским, викарием столичной, Санкт-Петербургской епархии. Следующим местом его служения стала Вятка: с 10 ноября 1901 г . в течение трех лет владыка занимал Вятскую и Слободскую кафедру. 27 ноября 1904 г . он стал епископом Владимирским и Суздальским (с 6 мая 1906 г . – в сане архиепископа). Новое, и последнее, назначение – архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии – стало для владыки Никона воистину крестным. Историк Русской Церкви И. К. Смолич так оценивал ситуацию, сложившуюся в Грузинской Церкви: «В 1783 г . в результате присоединения Грузии к Российской империи Святейшему Синоду была подчинена и Грузинская Церковь, причем ее глава, католикос, должен был стать постоянным членом Святейшего Синода. Однако процесс инкорпорации Грузинской Церкви затянулся до 1811 г ., а разделение ее на епархии было завершено лишь к 1914 г . Экзарх получил титул экзарха Грузинского и архиепископа Карталинского: появились три грузинские епархии с центрами в Мцхете, Телави и Сигнахе; управление находилось в руках Грузинско-Имеретинской синодальной конторы, секретарь которой был подчинен оберпрокурору Святейшего Синода. Епископы Экзархата имели в своем распоряжении канцелярии, которые состояли в связи с Синодальной конторой Экзархата и, следовательно, контролировались ею. При архиепископе Феофилакте (Русанове) (1817—1821) началась эпоха русификации, вызвавшей ожесточенное сопротивление духовенства и населения». Архиепископ Павел (Лебедев), находившийся на Грузинской кафедре в 1882—1887 гг., вынужден был, после совершения на него покушения, вернуться в Россию. В 1905— 1907 гг., в период Первой русской революции, волнения захлестнули и Грузию. Ушедшего на покой архиепископа Николая (Налимова) сменил владыка Никон (Софийский). За время своего пребывания в Грузии архиепископ Никон многое сделал для укрепления Грузинской Церкви. По его инициативе велась реставрация Мцхеты и других памятников храмового зодчества, были начаты пересмотр, исправление и выпуск богослужебных книг на грузинском языке. Но противостояние автокефалистов не утихало ни на день. 28 марта 1908 г . владыка был убит.

http://pravoslavie.ru/5478.html

Скачать epub pdf Православная история Отечества хранит имена светильников земли русской, жизнь которых обращена в вечность. В разные периоды земной истории эти люди были опорой и поддержкой многим немощным, обездоленным, уставшим от тягот повседневной жизни, потерявшим надежду в море забот, волнений, печалей и мирской суеты. Митрополит Мануил (Лемешевский) (1884–1968) выдающаяся личность, чье имя хорошо известно в православной среде, жил в сложное время, полное противоречий, исторических катаклизмов. В его жизни и деятельности отразилась вся история Русской православной церкви советского периода. Тяжкие гонения, репрессии со стороны государственной власти, обновленческие расколы, потрясшие Церковь в 20 -годы XX века, не смогли сломить духа преданного ей Владыки Мануила. Он провел в тюрьмах и ссылках в общей сложности более 20 лет, но, обретая свободу, он каждый раз активно включался в церковную жизнь, своим архипастырским служением окормляя многочисленных духовных чад, работая над библиографическими трудами, составляя различные молитвы. Одна из интереснейших страниц в жизни самарской Епархии связана с личностью Митрополита Мануила. В 1960-е годы он возглавлял православную кафедру в Куйбышевской епархии. Его духовное чадо, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн составил биографический очерк, повествующий о многотрудной и трагической судьбе этого великого человека и святителя. В 2008 году исполняется сорок лет со дня преставления Митрополита Мануила, нашедшего упокоение в Куйбышеве. Гробница святителя находится в Самарском Покровском кафедральном соборе с правой стороны притвора. Ее всегда украшают цветы, а светлая память о подвижнике живет в сердцах многих людей. Публикуем лишь некоторые фрагменты книги-жизнеописания Митрополита Мануила. «… Душа невыразимо тянулась к нему, хотела открыть все, все тайнички свои, все грехопадения, все скорби свои, плакать у ног его… И люди как-то подтягивали себя, обращались сначала за помощью к Богу, а потом шли к нему. Шли … и не отходили. Под суровой, чисто монашеской внешностью скрывалась горячая, любящая душа… Бездна любви… И тот, кто приходил, окунался в эту любовь. Измученный сам, истомленный, он имел внутреннее обаяние, он буквально обдавал теплом всех и согревал каждого… Те, кто узнали его, шли к нему как к самой дорогой, любимой матери, которая прижмет к груди своей самое негодное дитя, пожалеет его, утешит…

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава одиннадцатая. Искушение мирскою славою Будущий Святитель Полтавский и Переяславский Феофан с самого раннего детства неизменно стремился к богоугодной жизни, подвижничеству (было время, когда он носил и вериги). Но на этом его пути появлялись у него немалые искушения. Это прежде всего его исключительные Богодарованные способности, проявленные в учебных заведениях. Эти способности в конце концов открывали пред ним заманчивую перспективу стать со временем крупным ученым и профессором. Он имел все данные к этому. Но он понял опасность и, при помощи Божией, благополучно отстранил ее тем, что принял монашество, вкладывая в него истинный, святоотеческий, Евангельский смысл: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир; в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Ин. 2, 15–16 ). Монашеский путь он понимает так же, как понимали его Богоносные Отцы, основоположники монашества, как путь постоянной и непрерывной духовной брани, духовной войны, «не против крови и плоти. ., но против духов злобы поднебесных» ( Еф. 6, 12 ). «Если обратимся к житиям Святых, – писал он в одном из своих писем, – то увидим, что они шли к одной цели самыми различными путями. Одни спасались в миру, другие в пустыне. Одни были чужды всякого образования, другие были прекрасно образованны. Поэтому не будем смущаться тем, что живем в миру и не чуждаемся образования. Но будем только стараться о том, чтобы везде и при всяких условиях жить по воле Божией. » (Письма Архиепископа Феофана Полтавского и Переяславского. Джорданвилль, 1976). Вот и жил Святитель Феофан всю свою жизнь «по воле Божией». А чтобы эту волю знать безошибочно, он руководствовался не только собственными соображениями, а пользовался «советами духовно опытных», советами благодатных старцев, по ним он проверял себя. Так он благополучно обошел крайне опасное искушение мирскою славою в Санкт-Петербургской Духовной Академии и искушение в случае с Царственной Семьей. В этих обстоятельствах он неизменно руководился волею Божией. И безусловно, своим начальственным положением в Академии он очень тяготился духовно и нес его только как монашеское послушание. Вопреки необоснованному мнению некоторых, что его перевод в Крым, на Таврическую кафедру, был для него якобы «ударом» и «успехом врагов», сумевших отдалить Преосвященного от Царской Семьи, он с облегчением расстался с Петербургом и переселился в солнечный Крым. Не по его смирению и аскетической замкнутости было звание профессора, инспектора и ректора Духовной Академии. Ведь, по словам Епископа Феофана Затворника , подлинно духовного в наших академиях нет, а в инославных – тем более. И тот, кто ищет именно «духовного», а не душевного или профессионального, тот, конечно, в современных академиях этого не найдет.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010