Мелетий, святитель, архиепископ Харьковский (Леонтович Михаил Иванович) († 1840; память 12/25 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии в семье духовного звания. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. В 1814 году окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был определен адъюнкт-профессором греческого языка. В 1817 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1820 году пострижен в монашество митрополитом Киевским Евгением (Болховитиновым , † 1837), рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской духовной семинарии. С 1821 года – настоятель Кутеинского Богоявленского Оршанского монастыря Могилевской епархии. В 1823 году переведен ректором Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. С 1824 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевского Братского Богоявленского монастыря. 21 ноября 1826 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 21 апреля 1828 года – епископ Пермский и Екатеринбургский. 18 июля 1831 года возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Иркутскую и Нерчинскую. С 22 июня 1835 года – архиепископ Слободско-Украинский (впоследствии Харьковский и Ахтырский). Скончался 29 февраля 1840 года. Погребен в пещерной церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным. Преосвященный Мелетий – истинный светильник веры и благочестия, великий постник и молитвенник, творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрен, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарх Тихон и Церковь в ХХ веке. Лекция протоиерея Георгия Митрофанова 7 апреля, 2015. Протоиерей Георгий Митрофанов Мы не столько Церковь мучеников, сколько Церковь мучителей. Из нашей Церкви вышло мучителей больше, чем мучеников 17 марта в просветительском Лектории портала «Православия и мир» состоялась первая лекция протоиерея Георгия Митрофанова на тему «История Церкви ХХ века сквозь призму личности Патриарха Тихона». В годовщину смерти святителя мы предлагаем нашим читателям текст этой лекции и её видеозапись. Протоиерей Георгий Митрофанов – кандидат философских наук, доктор богословия, преподаватель истории Русской Церкви в Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Академии Постдипломного Педагогического образования. Автор курсов по предметам «История Русской Церкви», «История России» в СПбДАиС, нескольких учебников и множества публикаций. Предоставленное мне слово очень трудно начать произносить прежде всего потому, что даже сама формулировка нашей темы, хотя она и предполагает, в общем-то, достаточно парадоксальную постановку вопроса – «История Церкви ХХ века сквозь призму личности Патриарха Тихона», тем не менее, заставляет как-то сразу одних – насторожиться, а других – потерять интерес к теме. Ну что можно сказать о патриархе Тихоне , о котором сказано более, чем о многих других патриархах ХХ века, да к тому же он еще и канонизован? А канонизация, увы, нередко является для кого-то причиной, а для кого-то поводом, чтобы избавить себя от необходимого, как мне кажется, для каждого христианина труда всестороннего, подчас, может быть, критического осмысления личности того человека, который сыграл большую роль в нашей церковной жизни и канонизован как святой, но который, будучи святым, отнюдь не был безгрешным. Отнюдь не был непогрешимым, правильней было бы сказать, поскольку он занимал кафедру церковного первоиерарха. Более того, случилось так, что именно канонизация патриарха Тихона, которая произошла на сломе эпох, в период, когда мы вдруг неожиданно для себя ощутили причастность к возрождению святой Руси, канонизация именно этого Патриарха, ставшего одной из первых известных значительных жертв богоборческого режима, с которым, как нам казалось тогда, мы уже распрощались, вызвала к его личности какое-то особенно теплое отношение. Тем более что и сам-то он был человек для церковного иерарха весьма живой и свободный. И ему выпало бремя тяжелейшего испытания.

http://pravmir.ru/patriarh-tihon-i-tserk...

Письма Письма к высокопреосвященному Димитрию (Самбикину), архиепископу Казанскому и Свияжскому 516 1. Вместо предисловия Прежде чем приступить к печатанию писем преосвященного Михаила к архиепископу Димитрию, редакция «Таврического церковно-общественного вестника» в целях уяснения отношений между ними считает необходимым предпослать этим письмам, во-первых, письмо елатомского, Тамбовской губернии, протоиерея Михаила Грибановского (отца епископа Михаила) к тому же архиепископу Димитрию, когда он был еще ректором Тамбовской духовной семинарии, а во-вторых – коротенький отрывок из воспоминаний самого архиепископа Димитрия (Самбикина) о преосвященном Михаиле (Грибановском) . И письмо протоиерея Михаила Грибановского, и «отрывок из воспоминаний» дадут нам увидеть, с каким вниманием и с какой чисто отеческой заботливостью относился к своим питомцам незабвенный отец ректор Димитрий (Самбикин) ; как он был отзывчив к их детским заботам и нуждам, к их горю, к их радостям и печалям. За то и питомцы его проникались к нему таким глубоким уважением, если не сказать – благоговением, такой любовью и преданностью, которые не изглаживались даже и до конца дней их, как, например, у преосвященного Михаила. Нелишним считаем привести здесь, хотя вкратце, и биографические сведения о высокопреосвященном архиепископе Димитрии. В мире Димитрий Иоаннович Самбикин, сын протоиерея слободы Караяшник Острогожского уезда Воронежской губернии, родился 3 октября 1839 года. Воспитывался в Воронежской семинарии, а затем учился в Санкт-Петербургской духовной академии, в которой окончил курс магистром XXVI курса в 1865 году. 20 января 1866 года был назначен профессором библейской и церковной истории в Воронежскую духовную семинарию; 1 октября того же года рукоположен во священника к Пятницкой церкви города Воронежа; в мае 1872 года он был избран ректором Тамбовской духовной семинарии, в июне возведен в сан протоиерея; в 1877 году был пострижен в монашество; в 1881 году назначен ректором Воронежской семинарии; в 1886 году стал епископом Балахнинским, в 1887 году – епископом Балтским, в 1890 году – епископом Подольским и Брацлавским, в 1896 году – епископом Тверским и Кашинским; 6 мая 1898 года возведен в сан архиепископа, 26 марта 1905 года переведен на Казанскую кафедру. В 1904 году за выдающиеся научные и литературные труды советом Санкт-Петербургской академии архиепископ Димитрий удостоен ученой степени доктора церковной истории. Неутомимый и энергичный, архиепископ Димитрий был не только замечательным ректором двух семинарий, которого искренно любили и глубоко уважали все воспитанники обеих семинарий, но является и выдающимся общественным деятелем. Он состоит почетным членом всех духовных академий, разных ученых обществ и архивных комиссий. В некоторых обществах он и доселе председательствует. Везде, где он ни служил, он открывал различные полезные общества и учреждения, везде приносил пользу и везде оставлял по себе благодарную память.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

протоиерей Георгий Митрофанов Патриарх Тихон и Церковь в ХХ веке Скачать epub pdf Лекция протоиерея Георгия Митрофанова Протоиерей Георгий Митрофанов – кандидат философских наук, доктор богословия, преподаватель истории Русской Церкви в Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Академии Постдипломного Педагогического образования. Автор курсов по предметам «История Русской Церкви», «История России» в СПбДАиС, нескольких учебников и множества публикаций. Предоставленное мне слово очень трудно начать произносить прежде всего потому, что даже сама формулировка нашей темы, хотя она и предполагает, в общем-то, достаточно парадоксальную постановку вопроса – «История Церкви ХХ века сквозь призму личности Патриарха Тихона», тем не менее, заставляет как-то сразу одних – насторожиться, а других – потерять интерес к теме. Ну что можно сказать о патриархе Тихоне, о котором сказано более, чем о многих других патриархах ХХ века, да к тому же он еще и канонизован? А канонизация, увы, нередко является для кого-то причиной, а для кого-то поводом, чтобы избавить себя от необходимого, как мне кажется, для каждого христианина труда всестороннего, подчас, может быть, критического осмысления личности того человека, который сыграл большую роль в нашей церковной жизни и канонизован как святой, но который, будучи святым, отнюдь не был безгрешным. Отнюдь не был непогрешимым, правильней было бы сказать, поскольку он занимал кафедру церковного первоиерарха. Более того, случилось так, что именно канонизация патриарха Тихона, которая произошла на сломе эпох, в период, когда мы вдруг неожиданно для себя ощутили причастность к возрождению святой Руси, канонизация именно этого Патриарха, ставшего одной из первых известных значительных жертв богоборческого режима, с которым, как нам казалось тогда, мы уже распрощались, вызвала к его личности какое-то особенно теплое отношение. Тем более что и сам-то он был человек для церковного иерарха весьма живой и свободный. И ему выпало бремя тяжелейшего испытания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Указетель имен Алексий (Симанский) I , Патриарх Московский и всея Руси (1877–1970). В 1904 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия. 28 апреля 1913 года хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. 18 мая 1932 г. возведен в сан митрополита с титулом Старорусский. 11 авг. того же года стал титуловаться митрополитом Новгородским и Старорусским. 5 окт. 1933 г. переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией. Поместным Собором РПЦ 2 февраля 1945 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. Скончался 17 апреля 1970 г. Варлаам (Рященцев), архиепископ Пермский . В миру – Виктор Степанович Рященцев, родился 8 июня 1878 г. в купеческой семье Тамбовской губернии. В 1900 г. окончил КДА со степенью кандидата богословия. 13 января 1913 г. хиротонисан во епископа Гомельского, вик. Могилевской епархии. С 3 сентября 1923 г. – епископ Псковский и Порховский. С января по декабрь 1924 г. управлял Могилевской епархией. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. С 13 июля 1927 г. – архиепископ Пермский. С 11 ноября 1927 г. уволен на покой. С декабря 1927 г. назначен временно управляющим Любимским викариатством Ярославской епархии. Скончался в 1942 г., в Вологде. В 1922–1923 гг. отпадал в обновленчество; при покаянии принят в РПЦ. Принадлежал к Ярославской оппозиции и с 6 февраля по 3/16 мая 1928 г. находился в отделении от митрополита Сергия. Вениамин (Румянцев), митрофорный протоиерей (1914–1991). Родился в крестьянской семье во Владимирской губернии. Диаконское, а затем священническое служение проходил во Владимирской епархии: во Мстере и Вязниках в сане диакона, а затем в г. Гороховце. Владимир (Котляров), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский (г.р.1929). В 1958 г. окончил ЛДА со степенью кандидата богословия. 30 декабря 1962 г. хиротонисан во епископа Звенигородского. С 12 мая 1987 г. – архиепископ Псковский и Порховский. Определением Св. Синода от 3 апреля 1990 г. решено именовать Преосвященного Псковского и Порховского впредь «Псковский и Великолукский». С 22 февраля 1993 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский. С 27 декабря 1995 г. митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Активный участник экуменического движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Nikolaev...

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 4 Архиепископ Вениамин (Муратовский) Архиепископ Вениамин (в миру Муратовский Василий Антонович) родился 18 апреля 1855 года в Казанской епархии в семье священника. В 1877 окончил Казанскую духовную семинарию и назначен надзирателем в Казанское духовное училище. 1 декабря 1877 года рукоположен в сан иерея и определен священником казанской Духосошественской церкви. Когда у него скончалась жена, на руках у него остался четырехлетний сын. В это время архиепископ Казанский Палладий (Раев) дает ему рекомендацию в Казанскую духовную академию, куда отец Василий и поступил в 1892 году. Сам архиепископ Палладий был переведен на Петербургскую кафедру, а в 1894 году как первоприсутствующий в Священном Синоде митрополит совершил священнодействие помазания на царство императора Николая II По окончании академии в 1896 году со степенью кандидата богословия Василий Муратовский был пострижен в монашество с именем Вениамин и возведен в сан архимандрита. Тогда же назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1897 году хиротонисан во епископа Ямбургского. С 3 декабря 1898 года – епископ Гдовский. С 1898 года – пожизненный член Казанской духовной академии. В 1900 году награжден панагией с драгоценными камнями. С 10 июля 1902 года – епископ Калужской и Боровский. Член Священного Синода в 1905–1906 годах. С 31 декабря 1910 года – епископ Симбирский и Сызранский. К 1910 году в епархии проживало до 175 тысяч некрещеных татар, 7,5 тысяч отпавших крещеных татар и чувашей, более 28 тысяч раскольников-беспоповцев и 5,5 тысяч поповцев, а также множество молокан-воскресников, штундобаптистов, молокан-субботников, пашковцев, толстовцев и порядка 500 язычников. Однако практически никакой миссионерской деятельности уже никто не вел. Ввиду сложной обстановки и крупных размеров епархии владыка просит Священный Синод учредить в Симбирской епархии викарную кафедру. В 1912 году его просьба была удовлетворена. Настоятель Алатырского Свято-Троицкого монастыря, выпускник Симбирской духовной семинарии архимандрит Назарий (Андреев) стал епископом Алатырским, викарием Симбирской епархии. Преосвященный Вениамин начинает издание сборника «Симбирская церковная старина», создает в 1914 году епархиальное церковно-археологическое общество, почетным председателем которого сам же и становится. Во время Первой мировой войны владыка лично руководил Симбирским епархиальным комитетом по оказанию помощи больным и раненым солдатам и осиротевшим семьям погибших воинов. 1 мая 1915 года он был возведен в сан архиепископа.

http://pravoslavie.ru/31260.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Важен каждый человек 19.10.2020 502 Время на чтение 10 минут Самым важным и неожиданным событием этого года в жизни епархии стало назначение на Саратовскую кафедру нового архиерея. Им стал митрополит Игнатий (Депутатов), возглавлявший до этого Вологодскую митрополию. Мы поговорили с владыкой о его жизненном пути и об отношении к различным вопросам современной церковной жизни. —Владыка, позвольте попросить Вас немного рассказать о себе: из какой Вы семьи, кто Ваши родители, где Вы учились? —Родился я в 1977 году в Подмосковье, в семье сельского священника. После окончания школы поступил в Рязанское духовное училище, затем — в Самарскую духовную семинарию, на третий курс. После семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, окончил ее в 2002 году и был направлен Учебным комитетом в Рязанскую епархию для преподавательской деятельности. Там я принял и монашеский постриг, и священный сан из рук ныне покойного митрополита Рязанского и Касимовского Симона. В Рязани я прослужил около девяти лет: преподавал в семинарии и служил в возрожденном Спасо-Преображенском мужском монастыре — я стал первым игуменом этой обители после ее открытия. В 2011 году меня избрали епископом Шахтинским и Миллеровским, Шахтинская епархия — это территория Ростовской области. А в 2014 году, когда была образована Вологодская митрополия, меня перевели на Вологодскую кафедру, где я и нес служение чуть больше шести лет. В семье нас было четверо детей, и все мои братья тоже стали священниками. —Это такое мощное влияние отца или какие-то были другие причины? —С одной стороны, влияние отца, а с другой — моя мама тоже из священнической династии. Ее предки были священнослужителями на Дону, в Ростовской области. Корни этой династии уходят глубоко в XIX век, это две священнические семьи — Кузьминых и Коробейниковых. Я не так давно занимался изучением этого вопроса, даже нашел фотографию этой большой семьи конца позапрошлого века. Прадеда моего расстреляли в 1937 году в Ростовской области. Его арестовали прямо во время молебна, на глазах у жены и детей. Долгое время семья не знала, что с ним, где он, и только в 2000 году стало известно, что он был расстрелян. Мой дедушка рассказывал, как, уже будучи священником, он получал документы отца, и у него от волнения тряслись руки… Я нашел дело прадеда, читал его — там есть допрос так называемой «тройки» НКВД, приговор. Видно, что дело сфабриковано, что неграмотные люди его писали и что показания подписаны не им. Ужасное было время…

http://ruskline.ru/opp/2020/10/19/vazhen...

Митрополит Гурий благословляет прихожан при выходе из Троицкого собора Днепропетровска. 1964-1965 гг. ЖМП 4 апрель 2023 /  27 апреля 2023 г. 14:30 Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в  Саратовской епархии , обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году.  PDF-bepcuя .  Детство. Семья Вячеслав Егоров (будущий митрополит Гурий) родился 1 июля 1891 года, рано лишился родителей и воспитывался вместе с тремя старшими братьями и сестрой в Петербурге, в семье своего дяди Якова Степановича Селюхина. Получил достойное образование — окончил с отличием и степенью кандидата коммерции Петровское коммерческое училище в 1911 году. Отказавшись от престижных мест, в том числе и от должности заведующего финансовой частью в вице-консульстве Российской империи в итальянском городе Бари, куда приезжало большое количество русских паломников к мощам святителя Николая, Вячеслав выбрал духовный путь. В 1912 году выдержал вступительные испытания и был принят в  Санкт-Петербургскую духовную академию , одну из ведущих духовных школ России того времени, которую окончил в 1917 году со степенью кандидата богословия. Вячеслав с детских лет мечтал стать монахом и священником, поэтому в стенах академии в 1915 году принял монашеский постриг с именем Гурий, в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского, миссионера, обратившего многих казанских татар в Православие.  

http://e-vestnik.ru/history/mitropolit_g...

Митрополит Макарий Булгаков (1816–1882) был питомцем Киевской духовной академии. Непосредственно после окончания курса он был там же оставлен для чтения курса Русской и всеобщей гражданской истории, но вскоре переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на одну из главных кафедркафедру богословских наук. Признательное его отношение к своей alma mater, Киевской академии, выразилось в составлении им «Истории Киевской академии», изданной в Петербурге в 1834 г. В 1847 г. издан был солидный его труд «Введение в православное догматическое богословие», заслуживший ему степень доктора богословия. Вслед за этим изданы первые тома его Истории Церкви, а в 1849 г. вышел первый том самого большого труда, «Православно-догматического богословия». В следующем году он был избран ректором Петербургской духовной академии. В том же году изданы «Материалы для науки Канонического права». По выходе второго тома Догматического богословия автор был охарактеризован в отзывах иерархов, как великий образец труда на церковном поле, а Никанор, архиепископ Херсонский, отозвался словами: «не великий, а беспримерный». Авторству митрополита Макария принадлежат также «История русского раскола» и сокращение «большой» Догматики под заглавием: «Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия», составленное и изданное по определению Святого Синода, будучи предназначено, очевидно, служить учебником для духовных семинарий. До возведения на кафедру митрополита Московского и Коломенского Макарий, в сане епископском и архиепископском, последовательно занимал кафедры Тамбовскую, Харьковскую и Литовскую, особенно ответственную ввиду недавнего возвращения белорусского населения ее из унии в Православие. Может быть, пребывание его на этой кафедре отразилось в его большой Догматике в том смысле, что он, с одной стороны, полнее вошел в знакомство с римо-католической системой догматики, считая необходимым противопоставить ей православное вероучение, и, может быть, тем самым побуждаемый, пользовался в иных случаях той терминологией, какая была тогда привычной традицией.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

От редакции К оглавлению Перед читателем — книга, включающая в себя первые три тома «Истории Русской Церкви» высокопреосвященного Макария (Булгакова), митрополита Московского и Коломенского, первым изданием вышедшие в свет в 1857 г. и составлявшие, по замыслу автора, один большой раздел: «История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от Константинопольского патриарха (988–1240)». Внутреннее деление этого большого периода на отделы принадлежит автору и совпадает с делением на тома. Первые три тома «Истории Русской Церкви», так же как и появившаяся несколько ранее «История христианства в России до равноапостольного князя Владимира» (которая составляет 1-ю книгу настоящего издания), отделены от всего остального корпуса «Истории» исследовательской паузой. Она была вызвана переводом автора из Санкт-Петербургской Духовной Академии сначала на епископскую кафедру в Тамбов, а затем назначением его в 1859 г. архиепископом Харьковским. Это делает «домонгольскую» часть труда митрополита Макария в известном смысле (не только тематически) самодовлеющей (несмотря на то, что для второго издания 1868 г. она подверглась определенной переработке и исправлению). И все же основополагающее единство с последующими томами «Истории» налицо. Оно — в единстве исследовательского метода и общей концепции. Продемонстрировать это проще всего на таком принципиальном моменте, как используемая автором периодизация. Всю историю Древнерусской Церкви до монгольского нашествия 1237–1240 гг. митрополит Макарий делит на три периода, вехами между которыми служат избрания волею Собора русских архиереев на Киевскую митрополичью кафедру иерархов русского происхождения: Илариона в 1051 г. и Климента Смолятича в 1147 г. На первый взгляд такая хронология может показаться если не произвольной, то излишне формальной. Но она станет вполне логичной и даже, пожалуй, единственно оправданной, если принять во внимание принцип осмысления митрополитом Макарием русской церковной истории. Существенной чертой его концепции является то, что Русская Церковь изучается как органическая часть Вселенской православной Церкви, в лоне которой она зарождается, а затем и развивается в сторону все большей организационной самостоятельности и внутренней самобытности .

http://sedmitza.ru/lib/text/435783/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010