Филофей, митрополит Киевский и Галицкий (Успенский Тимофей Григорьевич) Родился 15 января 1808 года в селе Закобякине Ярославской губернии в семье причётника. Первоначально учился в Ярославской духовной семинарии. В 1828 году поступил в Московскую духовную академию. 19 августа 1832 года окончил академию первым магистром и как лучший ученик оставлен в ней бакалавром по предмету церковной словесности. 13 ноября 1832 года пострижен в монашество. 19 ноября 1832 года рукоположен во иеродиакона. 20 ноября 1832 года рукоположен во иеромонаха. В 1833 году переведён в класс богословских наук. Получил звание соборного иеромонаха и действительного члена академической конференции. 18 августа 1838 года переведён бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию по предмету нравственного и пастырского богословия и исполняющим должность инспектора. 30 мая 1839 года возведён в сан архимандрита. 30 октября 1839 года назначен инспектором Санкт-Петербургской академии. С 24 мая 1842 года – ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. 1 июля 1842 года переведён ректором Харьковской духовной семинарии и управляющим Куряжским Старо-Харьковским монастырем. 28 сентября 1842 года по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова ; † 1867, память 19 ноября/2 декабря) назначен ректором Вифанской духовной семинарии. С 24 декабря 1845 года – управляющий Московским Златоустовским монастырём. С 14 марта 1847 года – ректор Московской духовной семинарии. С 22 мая 1847 года – настоятель Московского Высокопетровского монастыря. 18 декабря 1849 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 19 августа 1853 года назначен епископом Костромским и Галичским. В 1855 году вместе с другими иерархами принимал участие в короновании императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны, при этом получил в дар панагию, украшенную драгоценными камнями. 15 февраля 1857 года переведён на старейшую кафедру в Тверь. В 1859 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, где был почти непрерывно до 1868 года, за исключением нескольких летних месяцев, когда был увольняем для устроения дел епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И.П. Медведев Часть I. Обзоры И. Е. Троицкий: по страницам архива ученого Л. А. Герд «Корифеем русских византинистов» называет Ивана Егоровича Троицкого (1832–1901) его ученик В. В. Болотов . 1 Сын причетника села Красное Пудожского уезда Олонецкой губернии, Троицкий учился в Каргопольском духовном училище, затем в Олонецкой семинарии; по окончании курса Санкт-Петербургской Духовной академии (в 1859 г.) был назначен преподавателем в Олонецкую семинарию по логике, психологии, патристике и латинскому языку. С 21 июня 1861 г. он бакалавр Петербургской Духовной академии по кафедре греческого языка, а 18 ноября 1863 г. назначается на кафедру новой общей церковной истории. 2 С 1866 г. Троицкий – экстраординарный профессор; 27 апреля 1875 г. состоялась публичная защита его докторской диссертации, 3 10 июня 1875 г. он становится ординарным профессором. 4 После введения нового устава Духовных академий (1884 г.) Троицкий занял кафедру истории и разбора западных исповеданий, где читал лекции до выхода в отставку (1899 г.). 5 С 1874 г. он преподавал церковную историю в Санкт-Петербургском университете сначала в звании доцента, затем экстраординарного, а с 1884 г. – ординарного профессора. 6 Троицкий состоял членом Православного Палестинского общества (диплом от 21 мая 1892 г. 1487; ОР РНБ. Ф.790), греческого Филологического общества в Константинополе (диплом от 17 марта 1876 г. ; там же), почетным членом афинского общества νπλασις (диплом от июля 1888 г.; там же), почетным членом Русского археологического института в Константинополе (письмо Ф. И. Успенского от 8 января 1896 г.; там же). Учениками Троицкого считали себя все историки церкви – выпускники Петербургской Духовной академии. Наиболее известными и близкими ему по духу были В. В. Болотов , А. И. Бриллиантов , И. С. Пальмов , а также его преемник по университетской кафедре Б. М. Мелиоранский . Архив И. Е. Троицкого после его смерти поступил в Петербургскую Духовную академию. Согласно письму душеприказчика Троицкого протоиерея Знаменской Входоиерусалимской церкви Димитрия Тимофеевича Мегорского библиотекарю Академии А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

монахиня Елисавета (Желтухина) Митрополит Григорий Постников – светильник Церкви и покровитель Оршина монастыря Скачать epub pdf Жизнеописание Будущий владыка родился 1 ноября 1784 г. в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона Петра Федорова. Учился в Николо-Перервинской и Троицкой (в Троице-Сергиевой Лавре) семинариях и в Санкт-Петербургской духовной академии, где и получил свою фамилию. Время учебы в академии пришлось на те годы, когда инспектором, а потом ректором был святитель Филарет (Дроздов) , оказавший огромное влияние на формирование его личности и научных интересов. Григорий был любимым учеником великого святителя Московского, а впоследствии и единомысленным с ним архипастырем. В 1814 году Постников закончил академию первым магистром, 24 августа был пострижен в монашество, а уже через четыре дня рукоположен во иеромонаха. В 1816 году иеромонах Григорий был удостоен ученой степени доктора богословия и стал инспектором академии, а вскоре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря при сохранении послушания преподавателя. Через три года отец Григорий сменил своего любимого учителя владыку Филарета на должности ректора Санкт- Петербургской академии. Он первым начал преподавать богословие на русском языке, был весьма популярен и любим студентами, как замечательный лектор и заботливый наставник. 7 мая 1822 года следует рукоположение во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, затем назначение архиепископом Калужским и Боровским, перевод в Рязань. С 1829 года епископ Григорий становится постоянным членом Синода. 25 июля 1831 года (по другим сведениям – 28 июля 1829 г.) он был переведен на Тверскую кафедру. В Твери владыка Григорий, оставив о себе у духовенства и благодарных верующих   добрую   память, прослужил   17   лет,   за   это   время     собрал в Твери противораскольническую библиотеку, пожертвовал в Тверскую духовную семинарию около 500 книг, а также восстановил находившийся в запустении Оршин в честь Вознесения Господня монастырь (ниже мы еще остановимся подробно на деятельности Владыки Григория на нашей древней земле).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

священник Иоанн Тарасов Статья посвящена описанию жизненного пути выдающегося литургиста начала XX в., профессора Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре литургистики, магистра богословия Ивана Алексеевича Карабинова . Рассматриваются его детские годы, время обучения в духовных учебных заведениях и археологических институтах, научная и преподавательская деятельность, а также судьба после революции. Изложены биографические сведения о студентах, которые обучались в духовной академии и написали свои кандидатские сочинения под руководством И. А. Карабинова . Расцвет Санкт-Петербургской духовной академии приходится на период конца XIX и начало XX вв. В это время на пользу церковной науки здесь подвизались такие профессора, как Н. Н. Глубоковский , Н. В. Коровский, Т. В. Барсов , В. В. Болотов и многие другие, имена которых хорошо известны научному миру. Но имена молодых профессоров, которые трудились в академии в последние годы перед революцией и оставили после себя существенный след в церковной науке, часто остаются в тени. Одним из таких забытых имен является имя экстраординарного профессора, последнего, возглавлявшего кафедру литургики в СПбДА до ее закрытия в 1918 г., Ивана Алексеевича Карабинова . И. А. Карабинов родился 15 октября 1878 г. в селе Федоровское, Никульской волости, Юрьевского уезда, Владимирской губернии 1 , куда после окончания Владимирской духовной семинарии в 1854 г. был отправлен штатным священником его отец -протоирей Алексий Карабинов 2 . Сейчас это одноименный поселок, расположенный во Владимирской области к югу от города Юрьева-Польского. Из воспоминаний Олимпиады Ивановны Карабиновой, супруги Ивана Алексеевича, мы узнаем о том, в какой семье возрастал будущий профессор: «Отец, мать, крестная (сестра матери), брат и приемный сирота» 3 . Любовь к храму и богослужению были привиты ему с самого раннего возраста и оставили отпечаток на всю последующую жизнь. Он «помогал отцу в алтаре, был на разных требах с отцом; он был очень любознательным» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАДОЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1865-1892, 1917-1927/28, 1970-1983, 1989-1990 гг. В 1865-1892 гг. резиденцией епископов служила Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. Указом Синода от 25 апр. 1865 г. было объявлено «о причислении Эстляндской губернии, находившейся в составе Санкт-Петербургской епархии, к епархии Рижской». Правящий архиерей столицы стал именоваться вместо «Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского» «Санкт-Петербургским и Финляндским». 24 июня 1865 г. получило утверждение определение Синода о наименовании епископа Ревельского, 1-го викария С.-Петербургской епархии (на тот момент им был свт. Герасим (Добросердов) ), епископом Ладожским. Все 11 Ладожских епископов XIX в. были викариями самого долголетнего С.-Петербургского митрополита - Исидора (Никольского ; † 7 сент. 1892), после кончины к-рого Л. в. на четверть века прекратило существование. После назначения еп. Герасима 26 янв. 1866 г. на самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру епископом Ладожским 21 февр. того же года стал еп. Старорусский, викарий Новгородской епархии, Аполлос (Беляев) , но уже 12 дек. 1866 г. он получил в управление Вятскую епархию. 18 дек. того же года во епископа Ладожского был хиротонисан ректор С.-Петербургской ДС архим. Палладий (Раев) . 10 сент. 1867 г. он освятил Введенскую ц. в с. Хотове Новоладожского у., к-рая «по изящности внешней и внутренней» соперничала с лучшими церквами уезда. В июле 1869 г. он был командирован в Петрозаводск и в Вытегру для разрешения вопроса о месте строительства храма в Вытегре. Во время поездки епископа, 15 июля 1869 г., состоялось его назначение на Вологодскую кафедру. Следующие 4 Ладожских епископа последовательно проходили должности вторых и первых викариев митр. Исидора: их перемещали на Л. в. с Выборгского викариатства . Выборгский еп. Павел (Лебедев) стал епископом Ладожским 29 авг.

http://pravenc.ru/text/2462499.html

Анастасий, архиепископ Астраханский и Моздокский (Братановский-Романенко Андрей Семенович) Родился 16 октября 1761 года в местечке Барышевке Переяславского уезда Полтавской губернии в семье священника. В 1782 году окончил Переяславскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Севскую духовную семинарию, через год перешел в Вологодскую, а затем в семинарию Кирилло-Белозерского монастыря. В 1790 году был вызван в Санкт-Петербург в качестве учителя красноречия в Александро-Невскую духовную семинарию. 26 июня 1790 года принял монашество. В 1792 году исполнял обязанности катехизатора, а затем законоучителя кадетского шляхетского корпуса. 8 сентября 1792 года возведен в сан архимандрита Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. В 1793 году назначен придворным проповедником. В 1794 году избран членом Российской Академии. В 1795 году назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. С 1796 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря, член Святейшего Синода и законоучитель кадетского корпуса. 20 декабря 1797 года хиротонисан во епископа Могилевского и Белорусского. 15 сентября 1801 года возведен в сан архиепископа. С 4 декабря 1803 года – архиепископ Могилевский и Витебский. 20 декабря 1805 года по болезни назначен на кафедру в Астрахань. Скончался 9 декабря 1806 года. Архиепископ Анастасий занимает очень видное место в истории русского проповедничества. Его проповеди имели своеобразное достоинство и оказали немалое влияние на последующее развитие русского проповедничества. Преосвященного Анастасия сравнивали с французским проповедником Массильйоном. Он имел титул «русского массильйона». По своему направлению Анастасий может быть причислен к разряду проповедников-публицистов. Он проповедовал о подчинении разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о Промысле Божием и тому подобных истинах, против которых восставала тогдашняя философия. Будучи в Санкт-Петербурге присутствующим в Святейшем Синоде, составил план преобразования духовных училищ, за что награжден алмазною панагиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечер памяти Митрополита Иоанна (Снычёва) 2 ноября в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской Лавры… 28.10.2020 1598 Время на чтение 3 минуты В понедельник, 2 ноября, в Санкт-Петербурге в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры пройдёт вечер памяти Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Напомним, в 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение этого года на «Русской народной линии» публиковались интервью с известными отечественными деятелями, посвященные этим годовщинам. В вечере памяти примут участие (очно и дистанционно): Александр Андреевич Проханов, писатель, главный редактор газеты «Завтра»; Сергей Николаевич Бабурин, председатель партии «Российский общенародный союз», народный депутат РФ 1990-1993, заместитель председателя Государственной Думы 2 и 4 созывов, доктор юридических наук, профессор; Олег Анатольевич Платонов, председатель Президиума «Всеславянского Союза», главный редактор газеты «Русский Вестник», директор Русского исследовательского центра, доктор экономических наук; Александр Яковлевич Михайлов, Народный артист РСФСР; Татьяна Юрьевна Петрова, Заслуженная артистка России, народная артистка Башкортостана; Геннадий Робертович Пономарев, известный православный поэт и исполнитель; Протоиерей Вадим Буренин, заместитель председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятель Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове; Протоиерей Алексий Масюк, настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной (Санкт-Петербург); Протоиерей Алексий Успенский, клирик Храма Успения Пресвятой Богородицы (Спаса-на-Сенной); Архимандрит Пахомий (Трегулов), настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, келейник митрополита Иоанна;

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/28/ve...

Закрыть Наталья Ложкина Читательский рейтинг: 1911 Российский ученый византолог, специалист в области Древнерусской культуры и культуры Московской Руси, историк-искусствовед, кандидат культурологии, автор монографий по культуре Православного Возрождения XIV-nepboй половине XV вв. (Византия, Балканы, Московская Русь). После окончания школы в Санкт-Петербурге, поступила в СПбГУ (1975 год) на исторический факультет, закончила Кафедру Истории и теории искусства в 1985 году. Работает в Государственном Эрмитаже больше 35 лет, специализируется по теме: «Византия. Древняя Русь». Кандидат наук, в 2013 году защитила диссертацию по теме: «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв. » Научный руководитель Островская Елена Петровна – профессор ЮНЕСКО, Доктор философских наук, завсектором Южной Азии ИВР РАН, ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения Российской академии наук (СПбФ ИВ РАН). Основные положения и выводы исследования содержатся в монографии: «Троице-Сергиев монастырь в культурном взаимодействии Древней Руси и Византии в XIV — первой половине XV вв.» — СПб., 2013. (515 с. текста и 923 иллюстрации). Своими главными учителями считает: профессора Гелиана Михайловича Прохорова, доктора филологических наук, профессора СПбГУ, главного научного сотрудника ИРЛИ РАН; Медведева Игоря Павловича - византолога с мировым именем, Академика, член-корреспондента РАН; Булкина Валентина Александровича-кандидата искусствоведения, руководителя Древнерусского семинара кафедры истории русского искусства СПбГУ СПбГУ; Сергея Ивановича Голубева - ведущего художника-реставратора сектора реставрации древнерусской живописи Русского музея, преподавателя иконописи Санкт-Петербургской Духовной Академии, заслуженного работника культуры РФ, члена рабочей группы Государственной Комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры РФ, члена Союза художников РФ; Светлану Гурьевну Савину, сотрудника Государственного Эрмитажа, профессора Института богословия и философии Санкт-Петербурга.

http://ruskline.ru/author/l/lozhkina_nat...

Санкт-Петербург. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская). Знаменская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Входа Господня в Иерусалим, известная как Знаменская церковь, была выстроена по повелению императрицы Елизаветы Петровны в 1759 г. По прошению бывшего при дворе ЕИВ купчины Григория Безсчастного последовало Высочайшее соизволение «построить на Невском против Егерского и Птичного дворов у Лигова канала церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, с двумя приделами: один во имя св. мч. Севастиана и дружины его, другой во имя св. Дмитрия Ростовского, новоявленного чудотворца». Исходатайствовав разрешение, Безсчастный с задачей не справился и не выполнил взятый на себя труд. 26 октября 1763 г. обыватели вновь обратились с прошением об устройстве церкви к архиепископу Санкт-Петербургскому Гавриилу, объясняя, что на строительство церкви уже было Высочайшее разрешение. В результате всех просьб 11 сентября 1965 г. была освящена придельная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, приход получил название Знаменского. 22 октября 1766 г. была освящена придельная церковь на хорах в честь св. Николая Чудотворца. Главный придел в честь Входа Господня в Иерусалим был освящен 15 июня 1768 г. Освящение всех приделов совершил преосвященный Гавриил Кременецкий, архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский. В апреле 1767 г. последовало перенесение в новоустроенную церковь утвари из бывшей домовой церкви Зимнего дворца, согласно высочайшего повеления, в котором значилось: «из бывшей в Зимнем дворце церкви иконостас с убором и кафедру отдать бывшему придворному купчине Григорию Безсчастному по описи с роспискою, для постановления в новоустроенную на Невском проспекте у Лигова канала церковь и что отдано будет рапортовать в канцелярию о строении». Иконостас, писанный в византийском стиле масляными красками на холсте, до последнего находился в Знаменском приделе церкви. В 1794 г. начата была постройка каменной церкви Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами. Строилась она позади деревянной по проекту арх. Федора Ивановича Демерцова. 29 мая в день св. Духа начали копать рвы, а 5 июля вывели фундамент. В 1799 г. купец Дмитрий Колмыков обратился с прошением на имя митрополита Гавриила о том, что он желает достроить церковь в три года с условием, что придел во имя Николая Чудотворца был назван в честь св. Дмитрия Царевича. Консистория указам от 16 февраля 1799 г. запросила согласие причта, которое было получено. 17 марта того же года был дан указ на постройку церкви. 22 августа 1801 г. церковь была отстроена вчерне на церковные суммы. В том же 1801 г. умер Калмыков и церковь осталась внутри неотделанной. Окончательно она была отдела лишь в 1804 г. попечением церковного старосты купца Мирона Муратова, причем придел св. Николая Чудотворца сохранил свое посвящение. 6 ноября 1804 г. в ветхой деревянной церкви была отслужена литургия и молебен, антиминс был перенесен крестным ходом в новую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=34596

Преосвященный Никодим, первый епископ С.-Петербургский Иерархическая степень С.-Петербургской епархии С.-Петербургская епархия, по новости своего учреждения, не могла стать прямо в числе митрополий или архиепископии, – чего позволительно было бы ожидать по значению царствующего града. Тогда как в Московской епархии, конечно, по уважению ее древности и первостепенного значения при патриархах, первым же иерархам усвоен сан архиепископов (Ист. Москов. епарх. управления, ч. II, стр. 11), С.-Петербургская область, при бытности преосвященного Никодима, все время оставалась епископией, и уже при преемнике Никодима возвышена на степень архиепископии. Тем не менее, епископами на С.-Петербургскую кафедру, начиная с первого, избирались в Святейшем Синоде люди, в каком-либо отношении замечательные, опытные и наиболее других достойные. Первым епископом, как уже сказано выше, назначен был Преосвященный Никодим Сребницкий (некоторые пишут: Скребницкий). Сведения о его происхождении и образовании По недостатку сведений, которых мы никак не могли найти, предоставляем времени определить, когда и где родился преосвященный Никодим, кто были его родители, какое имя было дано ему при св. крещении, и какое воспитание получил он в домашней среде. Нам известно только, что он был родом малороссиянин, поначалу учился в Киевской коллегии, а окончил образование в московской Заоконно-Спасской академии. Таким образом, преосвященный Никодим принадлежал к числу достаточно образованных людей своего сословия и времени. Служба в Белогородкой и Псковской епархии Преосвященный Никодим становится известным уже на поприще деятельности в сане архимандрита белогородского Николаевского монастыря. При Епифании Тихорском, епископе белогородском и обоянском, он состоял, по тогдашнему чину духовной администрации, судьей духовных дел, обыкновенно производившихся при архиерейском доме. Преосвященный Епифаний любил Никодима, как настоятеля и судью, питал к нему особенное доверие, видел в нем человека достойного и способного к высшему послушанию в церкви. Это открывается из следующего факта. Умирая, 2-го июля 1731 года, преосвященный желал и просил, чтобы преемником ему поставили именно архимандрита Никодима. Желание почившего архипастыря дошло до Св. Синода, но епископом не был поставлен ни Никодим, ни второй кандидат, одновременно с ним рекомендованный. 28-го ноября 1731 года, на кафедру белогородской епархии вступил, по изволению Св. Синода, архиепископ Досифей, по фамилии Богданович-Любимский. А Никодим из белогородского Николаевского монастыря переведен был настоятелем в псковский Святогорский монастырь. Служба архимандрита Никодима в Санкт-Петербургской синодальной епархии и перемещении настоятелем в Ипатьевский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010