Первые правосл. приходы в США (греч. в Нов. Орлеане и 2 рус. в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновременно и независимо друг от друга в кон. 60-х гг. XIX в. и окормляли представителей дипломатического корпуса и правосл. иммигрантов рус. и др. национальностей, оказавшихся в Нов. Свете. В 1872 г. кафедра из Ситки была перенесена в Сан-Франциско (кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского; приход существовал с 1868 г.). При еп. Несторе (Зассе), управлявшем епархией со 2 дек. 1878 г., Святейший Синод официально подтвердил перевод епископской кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 дек. 1887 г. епархией временно управлял митр. Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) . 12 дек. 1887 г. на Алеутскую и Аляскинскую кафедру был назначен Владимир (Соколовский) . Его хиротония во епископа Алеутского и Аляскинского состоялась 20 дек. В 1891 г. еп. Владимир воссоединил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его прихожан в Миннеаполисе (шт. Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в Православие. Росту епархии способствовало также увеличение с кон. XIX в. притока правосл. иммигрантов: греков, русских, арабов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сент. 1891 г. епархией управлял еп. Николай (Адоратский) . Многое было сделано для утверждения Православия в США при еп. Николае (Зиорове), занимавшем кафедру с 29 сент. 1891 по 14 сент. 1898 г. С 1892 г. стали возникать серб. приходы в США. В 1895 г. состоялся первый епархиальный съезд духовенства в Уилкс-Барре (шт. Пенсильвания). В том же году начали возникать араб. приходы в США. С 1896 г. регулярно издавался " Американский православный вестник " и было положено начало переводу богослужебных текстов на англ. язык. С участием церковных деятелей появлялись печатные издания на рус. языке, возникали братства, сестричества, об-ва взаимопомощи. Напр., Русское объединенное об-во взаимопомощи (РОВА) с главным представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Cbim» существуют до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/115924.html

I. История Санкт-Петербургской епархии, с учреждения, 1-го сентября 1742 года, единоличной епископской кафедры до наших дней Предварительные сведения Год учреждения епархии. – Перечень иерархов. – Общее обозрение перемен, происходивших в епархиальной власти и под ведомых ей учреждениях. – Способ изложения сей истории. В предшествовавшей настоящему труду, истории православной церкви в пределах С.-Петербургской епархии, мы достаточно выяснили, что С.-Петербургский край, в церковно-каноническом отношении, состоял с древнейших времен, за исключением местностей, ближайших к Пскову, в смотрении новгородских иерархов, а с 1721 года – под непосредственным ведением высшей церковной власти в России, т. е. Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода. Единоличное же епархиальное управление для С.-Петербурга и уездных его городов с селами, о чем приходится теперь писать, следуя порядку времени, установлено только в 1742 году, в самом начале царствования Императрицы Елисаветы Петровны. С того времени, в течении ровно 130-ти лет, кафедру С.-Петербургской епархии, в непрерывном преемстве, занимали следующие лица: епископ Никодим, архиепископы: Феодосий, Сильвестр, Вениамин и Гавриил I; митрополиты: Гавриил II, Амвросий, Михаил, Серафим, Антоний, Никанор и Григорий. Все иерархи, включительно по настоящее время, пребывание свое постоянно имели и ныне имеют в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. В настоящее время С.-Петербургской епархией управляет первенствующий член Святейшего правительствующего Всероссийского Синода, высокопреосвященный митрополит Исидор, с титулом Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, и в звании священно-архимандрита Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. С 1817 года при С.-Петербургской митрополии установлено первое викариатство. Епископами-викариями при митрополитах состояли в порядке, один за другим, следующие лица: Филарет, Владимир, Григорий, Никанор, Смарагд, Венедикт, Иустин, Нафанаил, Христофор, Платон, Агафангелл, Леонтий, Герасим, Аполлос, Палладий и Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А. Торопов Михаил Иванович Каринский родился 4/16 ноября 1840 г. в Москве в семье священника Иоанна Александровича Каринского. Мать – Мария Герасимнова Каринская (Лебедева). Михаил Иванович поступил на обучение в Московскую Духовную Семинарию в 1852 г. В 1858 г. с отличием закончил обучение в семинарии в этом же году поступает в Московскую Духовную Академию. Во время обучения в академии Михаил Иванович обучался философии у Виктора Дмитриевича Кудрявцева-Платонова он был известным русским религиозным философом того времени, является создателем “школы верующего разума”. В 1862 г. Михаил Иванович с успехом заканчивает Духовную Академию и получает степень магистра. А уже через год определен в Вифанскую Духовную Семинарию в качестве профессора по гражданской истории и греческому языку. В 1865 г. Михаил Иванович был переведен обратно в Московскую Духовную Семинарию в качестве профессора по латинского языку, логике и психологии, три года спустя он будет преподавать педагогику на 5 курсе семинарии. С. 217–218.] В 1867 г. после смерти В. Н. Карпова, Михаил Иванович предложил свою кандидатуру на вакантную должность на кафедре по логике и психологии в Санкт-Петербургской Духовной Академии, но конкур выиграл преподаватель Петербургской семинарии А. Е. Светилин. Деятельность Михаила Ивановича в стенах Петербургской Академии начинается с 1869 г., когда он избран советом Духовной Академии на должность доцента кафедры метафизики. В этом же году Керинский женится на Маргарите Викторовне Зотиковой из видной московской семьи Зотиковых. Для повышения уровня квалификации Михаил Иванович был командирован Святейшим Синодом в Германию на один год. Стажировка проходила в университетах Йены, Гейдельберга, Гёттингена, там Михаил Иванович слушал лекции известных немецких философов: К. Рейхлина фон Мельдегга, Р. Г. Лотце, К. Фишера, Э. Г. Целлера. По возвращении в Россию Каринский написал сочинение «Критический обзор последнего периода германской философии» (1873). В 1873 г. Михаил Иванович получает должность экстраординарного профессора по кафедре метафизики и с этого же года он начинает читать лекции по истории философии, которую будет преподавать до 1894 г., а уже через год подает прошение в Святейший Синод о переводе его на кафедру истории философии, прошение было удовлетворено. В 1880 г. Каринский защищает свою диссертацию «Классификация выводов» на факультете истории филологии Санкт-Петербургского университета и получает степень доктора. С. 268.]

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Karinsk...

Антоний, епископ Казанский и Свияжский (Амфитеатров Яков Гаврилович) Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857). В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии. 12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября – во иеромонаха. 16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. С 19 июля 1841 года – инспектор и профессор Киевской духовной семинарии. С 12 марта 1845 года – ректор той же семинарии. 16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря. 22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия. В 1848–1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории. С 10 января 1851 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского. 31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру. С 9 ноября 1866 года – епископ Казанский и Свияжский. 16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. С 29 декабря 1876 года – почетный член Императорской Академии наук. Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником («дитя сердца его»). Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Афанасий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Протопопов Александр Федорович) Родился в апреле 1783 года в г. Любиме Ярославской губернии в семье священника. В 1805 году окончил курс Ярославской духовной семинарии и оставлен в ней учителем. В 1809 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1814 году со степенью магистра. В этом же году пострижен в монашество и назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. С 18 марта 1816 года – ректор Казанской духовной академии и архимандрит Казанского Спасо-Преображенского монастыря. 28 июля 1817 года переведен ректором Тверской духовной семинарии и настоятелем Калязинского монастыря. 29 июля 1823 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 13 октября 1826 года – епископ Нижегородский. С 24 января 1832 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. Скончался 21 сентября 1842 года (по РБС. – С. 373 – 21 сентября 1841 года). Погребен в Тобольском Софийском соборе, рядом с архиепископом Aмbpocueм II. С юных лет преосвященный Афанасий отличался необыкновенной любознательностью и любовью к уединению. Жажда знаний росла у него с годами, и он решил посвятить свою жизнь науке. Сознание того, что приобретенные богословские знания он не сможет в миру приложить к делу, а также любовь к уединению побудили его принять монашество. Имея прекрасное образование, преосвященный Афанасий обладал особым даром преподавания, он увлекал слушателей своим предметом, умел открывать дарования у воспитанников и возбуждать у них ревность к занятиям. Афанасий настолько увлекался наукой, что даже назначение его на епископскую кафедру было для него не совсем по сердцу. Но и в сане архиерея преосвященный не оставил научных занятий. За два года до смерти он изучил итальянский язык и намеревался заняться английским. Его познания в области Священого Писания, богословских и исторических наук, а также археологии, географии, литературы, естественных наук, особенно зоологии, минералогии и геологии были весьма обширны. Много занимался преосвященный Афанасий философией. Но, к несчастью, философские идеи на время в какой-то мере затемнили у него ясность Евангельского учения. Его стали мучить даже сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Высочайшим рескриптом 23 ноября 1912 г. Московский митрополит Владимир призван на вдовствующую кафедру митрополита Санкт-Петербургского в звании Первенствующего члена Святейшего Синода 1 . Глубоко-маститому первоиерарху Русской Церкви предстал тяжелый путь прощания со своей Московской Церковью , которой он отдал почти пятнадцать лет своей жизни!.. Точно многоветвистый вековой дуб бесчисленными корнями сросся с недрами земли – Высокопреосвященный митрополит Владимир своими сердечными корнями сросся с сердцем Русской Земли – Москвой и со всей Московской Церковью. Понятно, что где пересаживают вековой дуб, трещит и дуб, трещат и недра земные… Так и от перемещения митрополита Владимира из Москвы в царственный град застонало и сердце самого Владыки, возрыдала и Церковь Московская!.. Там, в царственном граде, на Фонтанке, Московская Церковь имеет на Троицком подворье при своем архипастыре свою домашнюю церковь… Сюда, конечно, прежде всего и прилетела весть об уходе Владыки из Москвы. Здесь, посему, и пролились обильно первые слезы Московской Церкви о разлуке с дорогим архипастырем. В двадцать часов 30 ноября в петербургских покоях Московского митрополита собралась вся братия Троицкого Фонтанного подворья, во главе с архимандритом Кронидом. Встретив Владыку пением тропаря преподобному: «Иже добродетелей подвижник», братия через архимандрита Кронида обратилась к архипастырю со словами: «Сердце сжимается при мысли, что Вы уже не наш, Московский и Коломенский, а Санкт-Петербургский и Ладожский! Мы так сроднились с Вами, что, простите, забывали, что Вы – Владыка: мы просто считали Вас отцом родным. Не строгостью начальника, а отеческой любовью, своим примером в благоговейном служении у престола Божия, кротким обхождением со всеми. Вы пленили сердца наши и управляли нами. Мы боялись не Вас, а того, как бы не оскорбить Вас и по мере сил наших пребывали в послушании нашем, не за страх, а за совесть, из любви к Вам. Простите нас, Первосвятитель Всероссийский, если мы в чем-либо погрешили перед Вами, если причинили Вам когда-либо скорбь… Прощаясь с Вами, мы утешаем себя мыслью, что Вы будете не далеко от нас, что и мы будем иметь утешение, хотя издали видеть Вас у престола Божия в храмах сего царственного града!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/p...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Петербуржцы должны быть благодарны владыке Иоанну за свое православное церковное возрождение» Профессор Валентин Семенов призывает установить в Петербурге памятник митрополиту Иоанну (Снычеву), выполненный скульптором Вячеславом Клыковым 21.10.2014 1969 Как сообщалось , 17 октября в Самаре торжественно открыли памятник двум митрополитам - Мануилу (Лемешевскому) и Иоанну (Снычеву). Об этом знаменательном и промыслительном событии рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ Валентин Евгеньевич Семенов . С большой радостью узнал я из сообщения «Русской народной линии», что в Самаре торжественно открыли памятник двум митрополитам - Мануилу (Лемешевскому) и Иоанну (Снычеву). Отрадно, что произошло это долгожданное событие, несмотря на противодействие т.н. самарской, петербургской и московской либеральной интеллигенции. На памятнике запечатлены два замечательных человека – учитель и его ученик. Однако в установлении монумента в Самаре был найден некий компромисс – памятник был установлен в сквере Ильинской площади на окраине города, а не в центре городской жизни. Отрадно на сердце, что в Самаре установили этот долгожданный монумент, но отмечу, что остается нерешенным вопрос судьбы первого памятника митрополиту Иоанну, изваянного покойным замечательным скульптором Клыковым У меня созрело предложение: всем православным петербуржцам необходимо обратиться к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Сергеевичу Полтавченко с просьбой установить Клыковскую скульптуру в городе на Неве. Напомню, что более пяти лет владыка Иоанн возглавлял Петербургскую митрополичью кафедру. Он принял митрополию, когда в нашем городе было всего 28% православных христиан, а в 1995 году верующих петербуржцев возросло до 61%! Во время его пастырства количество православных христиан увеличилось в два раза! В те времена я работал в комиссии по возвращению храмов, соборов и монастырей Русской Православной Церкви. Владыка благословил нас на это служение, при этом он участвовал в заседаниях комиссии. К сожалению, до сих пор против этого замечательного человека льются лживые потоки клеветы, гнусные пасквили, распространяемые т.н. либеральной интеллигенцией. Я убежден, что владыка должен быть обязательно увековечен именно в Санкт-Петербурге! В этом видится промысл: в Самаре установлен памятник, показывающий еще молодого ученика со своим учителем, а в Петербурге будет монумент, где владыка уже в годах и в роли учителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/10/21/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Человек своего времени Именно с такими людьми, как митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), будет ассоциироваться сама эпоха 29.10.2020 1329 Время на чтение 4 минуты В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы уже предоставляли слово: известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову; известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву ; известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову ; доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву ; заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину. Сегодня своим мнением о значении трудов Владыки делится доктор философских наук, профессор МГУ, заместитель председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерий Николаевич Расторгуев: Я лично никогда не общался с митрополитом Иоанном, однако знаком со многими замечательными людьми, которые его знали и любят. Это общение дает не меньше, чем труды владыки. Одно из самых ярких событий в моей жизни, которое по-новому открыло образ владыки – посещение его могилы. Было это несколько лет назад, но осталось в памяти, как будто вчера. Я видел, с каким трепетом и почитанием относятся к нему его духовные чада! Я долго стоял возле могилы, и к ней постоянно приходили все новые и новые, знакомые и незнакомые люди, и не только питерские, но удивительно светлые и близкие мне по духу, по взглядам. Согласитесь, такое случается не часто. Но главное, я знаю, где находится один из центров духовной жизни.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/05/ch...

Иоанникий, архиепископ Херсонский и Одесский (Горский Иван Семенович) Родился в 1810 году в семье священника села Малое Богородское Даниловского уезда Ярославской губернии. Окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В июне 1837 года окончил духовную академию и 3 июля того же года пострижен в монашество; 27 июля рукоположен во иеродиакона, а 6 августа – во иеромонаха. 6 сентября того же года назначен учителем Нижегородской духовной семинарии, а 13 сентября получил степень магистра богословия. 29 августа 1838 года перемещен инспектором Киевской духовной семинарии. 24 мая 1839 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. С 19 июля 1841 года – инспектор Киевской духовной академии и бакалавр богословских наук. 28 июня 1842 года возведен в сан архимандрита, назначен членом Духовного цензурного комитета и цензором проповедей. С 10 октября 1846 года – ректор Ярославской духовной семинарии. С 29 июля 1847 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. 2 апреля 1850 года перемещен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1852 году исправлял книгу протоиерея Григория Дебольского «О христианском православном богослужении», за что объявлена ему благодарность от Святейшего Синода. 16 января 1855 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 15 апреля 1856 года перемещен на Саратовскую архиерейскую кафедру. 17 июля 1860 года возведен в сан архиепископа и переведен в Варшаву. С 1 мая 1875 года именовался Холмским и Варшавским. С 16 ноября 1875 года – архиепископ Херсонский и Одесский. Скончался 1 марта 1877 года. По воспоминаниям архиепископа Никанора (Бровковича) , преосвященный Иоанн среди русских архиереев был человек «самый мнительный, самый осторожный, самый осмотрительный в каждом шаге, в каждом деле, слове и, конечно, даже помысле». В личном поведении он внимал не только своему внутреннему голосу, но и каждому слову, относившемуся к нему, ревниво оберегая святительскую честь, стараясь не дать ни малейшего повода к соблазну окружающих не только поведением, но даже и одеждой.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Митрополит Владимир (Котляров) 25 марта 2022 г. 13:00 Митрополит Владимир (Котляров) 27.05.1929–19.01.2022 19 января 2022 года на 93-м году жизни после продолжительной болезни отошел ко Господу митрополит Владимир -(Котляров), управлявший Санкт-Петербургской епархией в 1995–2014 годах, почетный настоятель собора Владимирской иконы -Божией Матери, почетный гражданин Санкт-Петербурга. PDF-bepcuя . Родился будущий архипастырь (в миру Владимир Котляров) 27 мая 1929 года в городе Актюбинске Казахской ССР в семье диакона. После окончания Джамбульского статистического техникума в 1948 году молодой человек поступил в Московскую духовную семинарию.  Сразу после выпуска в 1952 году Владимир начал путь церковнослужителя — псаломщиком в Никольском кафедральном соборе Алма-Аты. Там же 22 мая 1953 года был рукоположен в сан диакона, а через два дня — в сан священника. Обе хиротонии совершил архиепископ (в дальнейшем митрополит) Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский) — известный иерарх Русской Церкви, позднее причисленный к лику святых. Дальнейшие несколько лет жизни молодого священника были связаны с Ленинградом. Здесь он окончил духовную академию в 1958 году с ученой степенью кандидата богословия, после чего был оставлен в духовной школе профессорским стипендиатом для преподавания. Монашеский постриг отец Владимир принял в 1962 году и решением Священного Синода Русской Православной Церкви был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.  В том же году возведен в сан архимандрита и направлен наблюдателем в Рим на II Ватиканский собор. Осенью 1962 года назначен представителем Московского Патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве в сане епископа. Тридцатого декабря 1962 года хиротонисан во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. В 1964 году, два года спустя, молодого епископа назначили на первую самостоятельную архиерейскую кафедру — Воронежскую и Липецкую. Годом позже его способности оказались вновь востребованы на церковно-дипломатическом поприще. С этого времени он становится постоянным представителем Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском в Дамаске.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010