В Великий Четверг епископ Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Всеволожска апреля 2018 Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи В Великий Четверг - воспоминание Тайной Вечери, 5 апреля, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе города Всеволожска . Правящему архиерею сослужил сонм клириков епархии. Его Преосвященство совершил священническую хиротонию иеродиакона Никиты (Ефремова) во иеромонахи. Преосвященнейший Игнатий также совершил древний Чин омовения ног. В настоящее время чин вошел в богослужебную практику ряда епархии Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, совершается он и в Выборгской епархии. По образу Христа, умывшего ноги своим ученикам-апостолам за Тайной Вечерей, Его Преосвященство омыл в храме ноги 12 сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию. После заамвонной молитвы архиерей вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Преосвященнейший владыка снял с себя часть облачения, препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди умыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов " Аще не умые тебе, не имаши части со Мною " , просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: " Измовенный не требует токмо нозе умыти " . После омовения ног последнего священника Преосвященнейший владыка облачился в снятые прежде облачения и обратился с молящимся архипастырским словом, рассказав о значении богослужения: " Всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, я поздравляю с Великим Четвергом! Этот день поистине сравним с двунадесятым праздником: именно в этот день много веков назад Спаситель установил Таинство Святой Евхаристии! В ветхозаветной истории праздник Пасхи праздновался так, что необходимо было возлежать за пасхальным столом, читать определенные молитвы. Произошедшее же в день Тайной Вечери… нарушило иудейские традиции. Иудеи по сей день особо чтят обычаи предков, и вот Господь, соблюдая традиционную трапезу, изменил установленные нормы. Он преломил хлеб и сказал слова, которые и сейчас с трудом понимаются, а тогда просто не могли уместиться в уме человеческом - Он называет хлеб Телом и говорит: " Это Тело приносится за вас " . Берет Чашу с вином и говорит: " Эта Чаша - Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во составление грехов " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Вступление. Московский период (1821–1867 годы) проповеднической деятельности митрополита Филарета (Дроздова) В 1821 году, когда святитель Филарет был еще архиепископом Ярославским, вследствие кончины митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) , последовавшей 24 марта сего года, естественно возникли слухи о предстоящих переменах в Российской иерархии, причем в числе кандидатов на одну из имевших открыться вакансий называли и Филарета. Об этих слухах между прочим в частном письме известил Филарета товарищ его по Троицкой лаврской семинарии, а теперь подчиненный ему ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Толгского монастыря архимандрит Гавриил (Розанов). На письмо Гавриила Филарет от 22 апреля означенного года отвечал между прочим следующее: «Не искушайте меня никакими предсказаниями. Долго ли между бурь? Надобно спешить к пристани» 1 . В последних словах этого ответа как бы сказалось некоторое предчувствие имевшего скоро последовать перемещения святителя Ярославского на кафедру его родины – Москвы, где и обрел он себе «тихую пристань» после долгих лет скитальчества по местам, чуждым Московской епархии, на которую готовил его в святители духовный отец и первый рукоположитель его, митрополит Московский Платон (Левшин) , и в которой вообще было для него так много дорогого. Несмотря на интриги, с помощью которых завистники Филарета усиливались устроить перевод его в отдаленную от столиц Грузию на место Феофилакта (Русанова) 2 , давний покровитель Филарета, министр духовных дел и народного просвещения, князь А. Н. Голицын, устроил перевод Московского митрополита Серафима (Глаголевского) на место покойного Михаила в Петербург, а Филарета – на место Серафима в Москву 3 . В 64 Московских Ведомостей за 1821 год (от 10 августа) читаем: «На поднесенном от Святейшего Правительствующего Синода докладе, в котором представлены были кандидаты на открывшуюся в Московской епархии архиерейскую вакансию, с присутствованием, кто из них Высочайше утвержден будет, в тамошней синодальной конторе и с получением положенного по штату оной жалования, собственного Его Императорского Величества рукою в 3-й день июля 1821 года написано тако: быть Московским архиепископом и Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандритом преосвященному Филарету Ярославскому. Александр». С тех пор и по день блаженной кончины своей, последовавшей 19 ноября 1867 года, святитель Филарет, до 1826 года в сане архиепископа, а с 1826 года в сане митрополита, твердо держал кормило правления церковного, как бы зная только одну эту пристань, к ней поспешая и в ней находя успокоение от бурь и треволнений жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Высокопреосвященнейший митрополит Исидор По кончине Митрополита Григория, на кафедру с.-петербургской епархии вступил высокопреосвященнейший Исидор, митрополит киевский и галицкий, до настоящих дней украшающий петербургскую митрополию своим архипастырским служением. Современная петербургская паства, почти 25 лет руководимая своим архипастырем в делах веры и благочестия христианского, по духу православной церкви, имеет пред собою много опытов пастырской мудрости и отеческой заботливости владыки Исидора; но так как служение его еще продолжается и паства имеет много светлых надежд на будущие подвиги первосвятителя российской церкви, то, не принимая на себя права упреждать ход событий, мы ограничимся, вместо биографии высокопреосвященнейшего Исидора, представлением краткого перечня мест и должностей, на которых проходил свое служение наш архипастырь. Митрополит Исидор, в мире Иаков Никольский, сын диакона Тульской губернии, каширского уезда села Никольского, родился 1-го октября 1799 года. Окончив учение в тульской семинарий, он продолжал оное в петербургской духовной академии и, по окончании в ней курса, пострижен в монахи 22 августа 1825 года, с именем Исидора. В том же году, августа 28, комиссией духовных училищ, определен в петербургскую академию бакалавром богословских наук; августа 29 посвящен в иеродиаконы, сентября 5 – в иеромонахи, сентября 10 сделан библиотекарем академии; декабря 17, по представлению академической конференции, комиссией духовных училищ, утвержден в степени кандидата, с правом получить степень магистра, по выслуге двух лет с одобрением. 1826 года, октября 30, комиссией духовных училищ иеромонах Исидор удостоен степени магистра. 1827 года, марта 10, по представлению академической конференции, комиссией духовных училищ сделан действительным членом академической конференции; августа 26, по указу Свят. Синода, сопричислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 1829 года, августа 24, комиссией духовных училищ, иеромонах Исидор определен в орловскую семинарию ректором и богословских наук профессором; сентября 14, по указу Свят. Синода, произведен в сан архимандрита и сделан настоятелем третьеклассного Мценского Петропавловского монастыря; ноября 11 определен присутствующим в орловской духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Высокопреосвященный митрополит Амвросий Амвросий Подобедов , в мире Андрей, родился ноября 30, 1742 г. в погосте Стогове, Переяславского уезда, Владимирской епархии. Отец его был священник. Учился сперва дома, а с 1757 г. в Троицкой семинарии, под руководством знаменитых ректоров ее Гавриила Петрова и Платона Левшина , бывших впоследствии митрополитами. По окончании курса в 1764 г. был в той же семинарии учителем; 12 февраля 1768 г. пострижен в монахи и, в августе, переведенный в славяно-греко-латинскую академию, прославился здесь как проповедник. Особенно замечательны две его проповеди . В одной, по случаю убиения московского архиепископа Амвросия Зертис-Каменского, проповедник говорил, между прочим: «отяготе на нас рука Господня: но се новый предмет болезнования и возмятения сердец наших! Боже Всеблагий! Ослаби гнев твой и не вниди в суд с рабы твоими». Слово было издано по Высочайшему повелению, печаталось несколько раз; было даже переведено на немецкий и французский языки. Другое слово, сказанное при годичном поминовении того же Амвросия, возбуждало еще большие похвалы у иностранцев, посещавших Россию. С 1771–1774 год Амвросий был при московской академии префектом и учителем, сперва философии, а потом – богословия. В это время он составил «руководство к чтению священного писания Ветхого и Нового завета», бывшее долгое время единственным руководством в духовных училищах. В 1779 г. Синод издал его на свой счет, для употребления в обществе и в школах. В 1774 г. Амвросий сделан ректором академии. В 1775 г. архиепископ московский Платон поручил Амвросию приготовить проповедь на день рождения Великой Княгини Наталии Алексеевны, первой супруги Павла Петровича, т. е. на 14 июня, и сказать ее в присутствии Екатерины 2-й, бывшей тогда в Москве. Амвросий говорил о важности благочестия, утверждающего царства и престолы, служащего основанием мира и благосостояния народов и заключил обращением к Императрице. Она наградила Амвросия бриллиантовым крестом и приказала представить его кандидатом на первую епископскую кафедру. В 1778 г. Императрица утвердила его епископом Севским. Он посвящен 5 июля в Сергиевой пустыни, в присутствии Императрицы. Амвросий благодарил Екатерину за благоволение к нему и получил от нее бриллиантовую панагию, богатое облачение и 3000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Е.И. Жерихина Отец Василий Борисович Бажанов , протопресвитер военного и придворного духовенства, известный педагог и автор многих духовно-назидательных трудов, родился 7 марта 1800 года в семье диакона, в Алексинском уезде Тульской губернии. Образование получил в Тульской семинарии, куда отдан был в десятилетнем возрасте, и в 1819 г. Санкт-Петербургской Духовной академии. Затем, получив в 1823 г. степень магистра богословия, в должности бакалавра преподавал в Духовной академии немецкий язык. Женился он на дочери священника Александра Федоровича Горянского. В 1826 г. Бажанов рукоположен в священники, и стал законоучителем и настоятелем храма св. Александра Невского Второго кадетского корпуса и Дворянского полка. Годом позже, заменив отца Г. П. Павского, получил назначение настоятелем церкви и преподавателя Университета, университетского Благородного пансиона и СПб. высшего училища (позже преобразованного во 2-ю СПб. гимназию), где преподавал до 1831 г. В 1829 г. он занял кафедру профессора богословия в Главном педагогическом институте, но оставил работу в Академии. Преподавательская деятельность отца Бажанова в институте была плодотворна. Руководство признавало «отлично-усердную службу и особые труды в приготовлении выпущенных в первый раз из Главного педагогического института студентов» Бажанова. За успехи учащихся и за первое издание сочиненных им по поручению министерства народного просвещения «Нравоучительных повестей» он в январе 1836 г. был награжден орденом св. Анны 3 степени. Уволился Бажанов из института только в сентябре 1845 г., с награждением орденом св. Владимира 3 степени. Преподавая Закон Божий, В. Б. Бажанов получил известность, как прекрасный педагог, способный комментировать Священное Писание детям, что было в те годы большой редкостью. Как записано в его «Формулярном Списке служб и достоинств», 1 февраля 1835 г. он «по Высочайшему повелению определен законоучить и духовником его имп. высочества наследника цесаревича Александра Николаевича и младших великих князей». Одновременно переведен «к Малой церкви Зимнего дворца». 16 апреля 1835 г. «за отличную и усердную службу в епархиальном ведомстве награжден званием протоиерея». 6 февраля 1836 г. Бажанов был избран действительным членом Академии наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bazhan...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерей в опале Саратовский епископ Гермоген выступал против системы церковного управления 18.07.2008 471 Время на чтение 8 минут О саратовском епископе Гермогене, попавшем в опалу и потерявшем кафедру в результате конфликта со Святейшим Синодом и его обер-прокурором Владимиром Саблером, царем Николаем II и знаменитым Григорием Распутиным, мне уже приходилось писать для " НГ-религий " (см. " НГР " N 20 от 3.11.04). Теперь время рассказать читателям о самом, пожалуй, важном моменте жизни этой интереснейшей исторической фигуры. В апреле этого года исполнилось 150 лет со дня его рождения, а 29 июня - 90 лет со дня его трагической гибели от рук большевиков в водах реки Тобол. Обе даты остались на официальном уровне совершенно незамеченными (трудно сказать, забыли ли о них в связи с более важными юбилеями или просто вспоминать эти даты " неудобно " ). Стараясь удержаться в рамках газетной статьи при описании динамичных, напряженных событий декабря 1911-го - января 1912 года, отошлю любопытного и любящего детали читателя к моей книге о епископе Гермогене, вышедшей два года назад (рецензию на нее см. " НГР " N 16 от 20.09.06). Уроженец Херсонской губернии, сын единоверческого священника, Георгий Долганов, будущий Гермоген, прошел интересный и не совсем обычный для архиереев синодальной эпохи путь. Он и из семинарии убегал, не доучившись в ней, и в университете обучался на разных факультетах, и в длительные заграничные путешествия отправлялся. Вырвавшись из духовного сословия, он затем снова в него возвратился. Это был редкий случай для того времени, может быть, не столь уникальный, как, например, знаменитый переход Льва Тихомирова из лагеря революционеров в стан монархистов, но все же позволяющий говорить о необычности того человека, который такой выбор сделал. В итоге будущий епископ вернулся в " духовное ведомство " , окончил Санкт-Петербургскую академию, и можно говорить, что довольно длительный период исканий позволил ему начать служить Церкви не в силу происхождения, обычая, а с полной убежденностью в верности избранного пути, с полной отдачей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нет ни " красных " , ни " белых " , а есть русские» Митрополит Иоанн (Снычёв) сыграл большую роль в моей личной жизни 28.10.2020 2581 Время на чтение 5 минут В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы уже предоставляли слово: известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову; известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву ; известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову ; доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву ; заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину; доктору философских наук, профессору МГУ, заместителю председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерию Николаевичу Расторгуеву; известному петербургскому священнику, научному сотруднику Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директору мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятелю храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерею Геннадию Беловолову; известному русскому писателю, сопредседателю Правления Союза писателей России, члену Президиума Всемирного Русского Народного Собора, первому лауреату Патриаршей литературной премии Владимиру Николаевичу Крупину .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/01/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Ослабели мы духовно " 08.06.2009 239 Время на чтение 3 минуты Митрополит Вениамин (Федченков) — один из самых видных иерархов Русской Церкви, управлявших Саратовской епархией в Советское время. Он был назначен на кафедру в 1955 году после смерти епископа Саратовского Вениамина (Милова). Владыка Вениамин навсегда останется для нас " саратовским " , так как наша епархия — последний этап в его архипастырском служении. Отсюда в 1958 году он был удален на покой в Псково-Печерский монастырь. О служении в Саратове Владыка Вениамин оставил воспоминания в своих дневниковых записях, изданных санкт-петербургским издательством " Царское дело " в 1998 году. Публикуемый здесь текст — выдержки из доклада митрополита Вениамина " О благодати Божией " , произнесенном им на совещании благочинных Саратовско-Балашовской епархии (23-25 декабря 1956 года). Текст, по всей видимости, не готовился к печати и воспроизводится без изменений стилистики оригинала. Я намеревался прежде говорить о Промысле в жизни отдельных людей и всего мира. Бог — и Творец и Вседержитель всего, — как мы и поем в Символе веры. Но этот вопрос труднее, сложнее, нужно знать глубоко историю мира. И при том судьбы Божии — тайна. Поэтому переменил тему: решил говорить о благодати, это нужнее для нас, потому что это — цель христианства, следовательно, задача каждого из нас. Начнем с самого главного, с разъяснения сущности христианства. Вот теперь все, читающие житие святого [Серафима Саровского] стали повторять бойко и даже с легкомысленным дерзновением его слова: " сущность в стяжании благодати Св. Духа " . Говорим мы об этом и в проповедях своих. Но благодарение Богу и за то, что хотя бы один из людей нашего времени не только знал, но и обладал во всей полноте этой сущностью — благодатью Св. Духа. Многие из нас почти не слышали об этом, а если кто и слышал, то не дерзал думать, чтобы обладал этим стяжанием, считаю благодать Св. Духа уделом одних лишь святых. Но, не думая о других, всмотримся в себя, в нас, православных: кто же теперь думает о благодати, как главной цели нашей жизни? Да и знаем ли мы ее? Живем ли в Св. Духе?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пересвет нашего времени Владыка Иоанн (Снычёв) – удивительное явление в истории нашей Церкви 28.10.2020 2209 Время на чтение 9 минут В 2020 году отмечается 30 лет со дня восшествия Митрополита Иоанна (Снычёва) на Петербургскую кафедру (20 июля 1990 года) и 25-летие со дня его блаженной кончины (2 ноября 1995 года). В течение года на сайте «Русской народной линии» будут публиковаться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы уже предоставляли слово: известному учёному, писателю, доктору экономических наук, директору Института русской цивилизации, который был создан по благословению Владыки Иоанна, главному редактору газеты «Русский Вестник» Олегу Анатольевичу Платонову; известному русскому поэту, лауреату Патриаршей литературной премии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, главному редактору журнала «Наш современник» Станиславу Юрьевичу Куняеву ; известному русскому учёному-экономисту, председателю Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, доктору экономических наук, профессору Валентину Юрьевичу Катасонову ; доктору экономических наук, профессору, академику РАЕН, кавалеру Золотой медали М.В.Ломоносова, Золотой звезды В.И.Вернадского, лауреату премии «Имперская культура» Михаилу Яковлевичу Лемешеву ; заместителю председателя отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской митрополии, настоятелю Храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину; доктору философских наук, профессору МГУ, заместителю председателя Научного совета по изучению и охране культурного и природного наследия при Президиуме РАН Валерию Николаевичу Расторгуеву. Сегодня своим мнением о значении трудов Владыки делится известный петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов: Чем более проходит времени после кончины митрополита Иоанна, тем больше Владыка встает во весь рост. При жизни он обладал очень тихим голосом. Помню, как приходилось напрягаться, вслушиваясь в его слова. В проповедях, на конференциях и даже в личном общении Владыка говорил тихо. Восприятие его слова требовало тишины и внимания. Иначе можно было не понять и прослушать то, что он говорил. Однако с течением времени его голос звучит всё громче, как будто само время усиливает звук.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/10/pe...

Закрыть «Постараюсь подражать владыке Назарию» В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин 16:22 31.08.2023 862 Время на чтение 3 минуты Фото: иеромонах Лев (Чихирин) В среду, 30 августа, в Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин. В Свято-Троицком соборе его встретили епископ Кузнецкий и Никольский Назарий, братия, сотрудники и прихожане, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. Епископ Вениамин приложился к главным святыням лавры - мощам благоверного великого князя Александра Невского и иконе Божией Матери «Невская Скоропослушница». Был отслужен молебен. «Я хочу здесь перед Богом, перед святыми мощами Александра Невского, перед святынями нашей лавры вручить вам главное сокровище - братию, - сказал владыка Назарий. - Собирать братию - самое трудное. Можно золотить, реставрировать, созидать, но если не будет братии, то монастырь - всего лишь архитектурный памятник. За двадцать семь лет, что я управляю лаврой, из восьми насельников, что я принял, число их выросло до шестидесяти восьми. Желаю вам не только сохранить, но и приумножить братию. Это одна из главных задач любого наместника. Управлять городским монастырем сложно. Если вдруг что-то будет непонятно - я всегда готов прийти на помощь. Прошу ваших с братией молитв. Я отправляюсь на новое послушание - управление епархией, имея сугубо монастырский опыт. Несмотря на то, что нас будут разделять почти полторы тысячи километров, я душой останусь с этой обителью. Верю твердо, что Пресвятая Богородица и благоверный князь Александр Невский не оставят вас своим покровительством». Епископ Вениамин поблагодарил владыку Назария за теплый прием, выразил надежду на молитвенную помощь и поддержку со стороны насельников и прихожан монастыря. «Благодаря вашему доброму, широкому сердцу я получил утешение и спокойно взошел на кафедру в Свято-Троицком соборе, - сказал он. - Конечно, для вас двери лавры всегда открыты, это ваш дом. Быть здесь столько времени, нести послушание, которое Церковь вам установила - это великий подвиг. Я буду стараться достигнуть этих высот и все ваши начинания и дела приумножить. Понимаю, что для всех вас я новый и в чем-то чужой человек. Я не из этой среды, но Господь судил мне это послушание - во всем есть промысл Божий. Я буду стараться с вами сродниться, надеюсь, что мы соединимся в едином теле, где есть глава Христос. Будем вместе с братией наши монашеские подвиги приумножать на благо нашего спасения. Знаю, как тяжело прощаться со своим пастырем. Я тоже прощался с паствой, было много слез и переживаний. Постараюсь подражать владыке Назарию. Дай Бог, чтобы мы стали единой семьей и наши сердца едино бились. Мы с вами единой веры и у нас один подвиг - достигнуть великого дара спасения. Надеюсь, мои дела будут полезны и братии, и людям, которые сюда приходят».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/31/po...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010