ЦВ 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г. Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: О моем пути Столько раз мне уже приходилось отвечать на разные вопросы о своей жизни, что, в конце концов, пришлось серьезно заняться воспоминаниями. И вот теперь к юбилею издана книга «О моем пути». Не знаю, заинтересует ли она читателей. Но немного осталось живых свидетелей церковной истории за такой значительный и долгий период. Я родился в Таллине в 1924 году, при Патриархе Тихоне. В то время Эстония была самостоятельной республикой. Таллинскую кафедру тогда возглавлял митрополит Александр (Паулус), два раза переходивший под омофор Константинопольского Патриарха, а в 1944 году и вовсе покинувший свою паству и сбежавший в Швецию, где через несколько лет образовал так называемый «Синод Эстонской Православной Церкви в изгнании». Мой отец, Василий Васильевич Якобс, дворянин, потомственный военный, полковник Белой армии, оказался в Эстонии с остатками войск Юденича. Его родители имели собственный дом в Санкт-Петербурге. Мой дед, генерал-майор Василий Христианович (Христофорович), бабушка и другие родственники отца похоронены на Петербургском Новодевичьем кладбище. Мать, Татьяна Леонидовна, происходила из известной в Ревеле (Таллине) купеческой семьи Епинатьевых, потомственных почетных граждан Ревеля, получивших впоследствии дворянство. Она вышла замуж, едва закончив гимназию. Меня крестили в честь благоверного князя Вячеслава Чешского. Отец до самого своего ареста в 1941 году всегда был рядом, много занимался со мною. Он навсегда остался в моем сердце самым близким и дорогим человеком. С детских лет меня тянуло в храм, мальчиком я начал прислуживать в Казанской церкви, Там же я учился петь, читать, звонить в колокола. Потом я стал иподиаконом у Владыки Павла (Дмитровского), приезжавшего поначалу из Нарвы, а после бегства митрополита Александра переехавшего в Таллин. Стоял я с посохом и у митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), экзарха Латвии и Эстонии, во время его посещений Эстонии.

http://e-vestnik.ru/church/o_moem_puti/

ЦВ 18 (462) сентябрь 2011 /  23 сентября 2011 г. Епископ Серафим: Души человеческие жаждут слова истины 3 сентября за Божественной литургией в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Знамение» Знаменского женского монастыря в Иркутске Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Кузьминова) во епископа Каменского и Алапаевского.   Слово архимандрита Серафима (Кузьминова) при наречении во епископа Каменского и Алапаевского Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри Святой Христовой Церкви! Промыслом Божиим, решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определением Священного Синода нашей Матери-Церкви ныне призываюсь я, недостойный, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3, 14) быть преемником служения апостольского, епископом Русской Православной Церкви. Сегодня вновь я переживаю то же самое чувство, которое испытал четырехлетним отроком, когда Господь особым образом коснулся моего сердца, наполнив его необычайным, неведомым мне восторгом так, что крещение для меня стало не только самым первым воспоминанием детства, но и первым опытом богообщения. Дом Божий, его благолепие и ощущение благодатного Божественного мира всегда влекли меня к себе, детская молитва освящала сердце пламенной радостью. Годы отрочества, наполненные исканием смысла жизни, окончательно привели меня в храм Божий, открыв мне суть моей жизни в служении Христовой Церкви. Господь и Пречистая Матерь Его укрепляли меня в этом намерении, через алтарное послушание приведя Своими неисповедимыми путями к монашеству, а затем и ко священству, воспринятым от рук приснопамятного митрополита Серапиона и Высокопреосвященнейшего архиепископа Кирилла. С первого года моего священнического служения и до настоящего момента несу я послушание преподавателя пастырских курсов Тульского духовного училища, а затем и кафедры теологии Тульского государственного университета. Знания, духовный опыт, полученные за годы моего обучения на пастырских курсах при Тульском епархиальном управлении, в Калужской духовной семинарии, Санкт-Петербургской православной духовной академии и Тульском государственном университете, Господь даровал мне передать православной молодежи через учебную кафедру.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_serafim...

Юрмала. Церковь Владимира равноапостольного. Jrmalas Svt apustulisk kaza Vladimira pareizticgo baznca Карта и ближайшие объекты В начале XVIII века Швеция, захватившая к тому времени часть территории края, потерпела поражение в войне с Россией. Шведский генерал-губернатор Риги Штромберг подписал капитуляцию. Рижский магистрат, немецкое дворянство и бюргерство преподнесли графу Шереметеву ключи от Риги и на Ратушной площади приняли присягу на верность России. В этих условиях можно было предполагать, что отношения к православию в Балтийских губерниях будут более благоприятными. Но этого не произошло. Петр I, вернув немцам все привилегии, закрепил за ними на последующие полтораста лет полное господство во всем. Немецкое дворянство даже усилило гонение на православие. Еще в середине XIX века православные крестьяне продолжали платить подати в пользу лютеранской церкви. Ожесточенней стала немецкая цензура, в том числе в делах православной церкви. Исключительно на немецком языке велось все делопроизводство, включая суды. Под пристальным вниманием немецких властей находилось православное духовенство. Гонению был подвергнут и затем тайно по доносу вывезен епископ Иринарх. Унижению, тотальной слежке был подвергнут епископ Филарет (Гумилевский). Его сподвижник, протоиерей Владимир Назаревский, за проповедь, произнесенную в кафедральном соборе, был запрещен к служению и выслан под надзор. В это непростое время и была основана в 1850 г. Рижская епархия. В нее вошли церкви Лифляндской и Курляндской губерний, 9 приходов от Полоцкой епархии и все храмы Эстляндской губернии, относившиеся до этого к Санкт-Петербургской митрополии. Возглавил Рижскую кафедру Преосвященнейший Платон (Городецкий) с возведением его в сан архиепископа Рижского и Митавского. Его служение в Риге так же оставалось весьма сложным. Владыка, изучая состояние церквей и приходов, особенно вновь созданных в связи со стотысячным переходом местного населения в православие, констатировал, что немецкое дворянство продолжает притеснять православных крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=09837

Скачать epub pdf Трудами Н.В. Покровского церковная археология в Санкт-Петербургской духовной академии, где он преподавал более 30 лет, выделилась в отдельную дисциплину. Его лекции пользовались большой популярностью и многократно издавались литографическим и типографским способом, а книга «Церковная археология» была одобрена Св. Синодом в качестве учебного руководства для преподавания церковной археологии в Духовных семинариях и при преподавании истории искусств в епархиальных женских училищах. Николай Васильевич Покровский родился в 1848 году в семье священника. Учился в Костромской духовной семинарии, затем в Санкт-Петербургской духовной академии, где в 1872–1873 учебном году слушал курс лекций В.И. Долоцкого, а в 1873–1874 году лекции А.Л. Катанского , которые определили его творческий путь. В 1874 году, окончив академию со степенью магистра богословия, присужденной за диссертацию «Происхождение древнехристианской базилики», был определен в академии на кафедру церковной археологии и литургики (в дальнейшем – церковной археологии в связи с историей христианского искусства), которую занимал до своей кончины. В 1883 году Н.В. Покровский получил звание экстраординарного профессора, в 1894 году – ординарного профессора, в 1893–1899 годах исполнял обязанности инспектора Санкт-Петербургской духовной академии. Н.В. Покровский много внимания уделял изучению оригинальных памятников церковного искусства, находящихся в древних центрах русской церковной жизни, особенно в Москве и Новгороде. Трудами Покровского в Петербургской духовной академии собирался и устраивался Музей церковно-археологических древностей, которым он руководил с 1879 года. В 1888 году Николай Васильевич Покровский посетил Константинополь, Афон, Салоники, затем Италию. Во многих областях церковной археологии он был не только исследователем и теоретиком, но первооткрывателем и собирателем. Главный монументальный труд Н.В. Покровского – его докторская диссертация «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских», удостоенная премии митрополита Макария и золотой медали Русского Археологического общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Профессор Петр Семёнович Смирнов Пользовался профессор большим уважением и среди своих академических коллег. Это следует хотя бы из того факта, что Совет Санкт-Петербургской Духовной Академии трижды (!) избирал (не назначал) Смирнова на должность редактора академического журнала – как сейчас принято в подобных случаях говорить, флагмана богословской науки – «Христианское чтение». Значит, члены корпорации не просто Смирнову доверяли, а знали, что он – профессионал высокого уровня. С другой стороны, при попытке обратиться к материалам, связанным с жизнеописанием этого профессора, приходится с удивлением столкнуться с практически полным отсутствием какой бы то ни было подробной информации 1 . Не без труда удаётся узнать какие-то хотя бы общие сведения. Родился Пётр Семёнович Смирнов в 1861 году. Окончил сначала Рязанскую духовную семинарию, затем, в 1887 году, Санкт-Петербургскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. 16 августа 1888 года, то есть только через год после окончания академии, был назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект в родной ему Рязанской духовной семинарии. После кончины профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии, научного руководителя П. С. Смирнова Ивана Фёдоровича Нильского самого Петра Семёновича избирают в 1894 году на академическую кафедру истории и обличения русского раскола. Эту кафедру Смирнов будет занимать вплоть до закрытия академии в 1918 году. В 1899 году он защищает магистерскую диссертацию «Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным» (СПб., 1898). С 24 марта 1899 года – доцент, с 30 января 1900 года – экстраординарный профессор. В ноябре 1909 года удостоен степени доктора церковной истории за представленное исследование «Споры и разделения в расколе в первой четверти XVIII века» (СПб., 1909). С 9 июня 1910 года – ординарный профессор. С 1 января 1903 года по 31 декабря 1911 года – редактор «Христианского чтения». После закрытия академии, с 1 декабря 1918 года по 1 февраля 1922 года – сотрудник 2-го отделения 6-й секции Единого государственного архивного фонда 2 . Что касается времени смерти, то обычно указывалось – после 1917 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Ректор СПбГУ ИТМО – об инновациях, чудесах будущего и о том, почему интернет не заменит живую собаку Мы продолжаем публиковать авторский цикл передач президента МедиаСоюза Елены Зелинской «Непотерянный Петербург», который выходил в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Известные петербуржцы – ученые, писатели, философы, общественные деятели – размышляют о том, что их волнует в жизни города. Сегодня мы предлагаем читателям «Правмира» беседу с ректором Санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики Владимиром Васильевым. Владимир Николаевич Васильев – ректор Санкт-петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики с 1996 года. Это название известнейший российский вуз получил только в 2003 году, хотя статус университета у легендарного Ленинградского института точной механики и оптики (ЛИТМО) появился еще в 1994. Владимир Николаевич связал свою жизнь с ЛИТМО с 1983 года. Здесь он защищал докторскую диссертацию, здесь же создал кафедру компьютерных технологий, многие студенты которой известны на всю страну и даже мир своими программными разработками. В 2004 году Владимир Николаевич Васильев возглавил Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга, с августа 2012 – член Экспертного совета при правительстве Российской Федерации. Что стоит за брендом? В советское время аббревиатура «ЛИТМО» была известна не только в нашей стране, но и во всем мире, и он был достаточно узкоспециализированным высшим учебным заведением. В основном мы готовили специалистов в области оптики, оптических материалов, оптического приборостроения, точной механики. В 1996 году мы оставили аббревиатуру «ИТМО» и тем самым сохранили бренд, сместив акценты в область информационных технологий, которыми сейчас в основном и занимается наш университет. Теперь круг наших научных исследований и основных образовательных программ, инновационной деятельности, охватывающий информационные технологии, значительно расширился. Оптика – это не просто наша визитная карточка. Оптика – это прежде всего свет. А свет – это, как известно, жизнь.

http://pravmir.ru/kak-studentyi-menyayut...

Д.А. Карпук Кафедра русской церковной истории в Санкт-Петербургской Духовной Академии на рубеже XIX-XX вв. Источник В 1869 г. был принят новый академический устав, согласно которому при каждой из четырех духовных академий Российской империи открывались три отделения – богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Историческое отделение включало в себя кафедры библейской истории, общей церковной истории, общей гражданской истории, церковной русской истории, истории и обличения русского раскола, гражданской русской истории. В столичной академии в период с 1869 по 1918 гг. эти кафедры поочередно занимали, как правило, два-три наставника. Например, кафедру древней церковной истории с 1869-го и вплоть до 1918 г. поочередно занимали профессора И.В. Чельцов , В.В. Болотов и А.И. Бриллиантов . Кафедра русского раскола «обошлась» вообще только двумя профессора- ми – И.Ф. Нильским и П. С. Смирновым . Кафедры церковно-исторического отделения в столичной академии практически всегда занимали ее же выпускники. Каждый новый наставник был учеником своего предшественника по кафедре. Именно поэтому можно определенно говорить о формировании внутриакадемических церковно-исторических школ со своими особенностями и традициями 1 . Выявление этих традиций, сравнение их с укладом мысли на исторических кафедрах других духовных академий является насущной необходимостью отечественной церковной историографии 2 . «И он от души помянет Павла Федоровича». Профессор протоиерей Павел Федорович Николаевский (1841–1899). Согласно академическому уставу 1869 г., кафедра русской гражданской и церковной истории, которую до этого времени занимал только один профессор, была разделена на две самостоятельные кафедры. Профессор М.О. Коялович, пре- подававший до этого времени всю русскую историю, изъявил желание оставить за собой гражданскую историю. Эту кафедру он занимал вплоть до своей кончины в 1891 г. Коялович стал одним из выдающихся профессоров академии и крупнейшим специалистом по истории Западной России 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

А.В. Родосский Скачать epub pdf Имя притоиерея Герасима Петровча Павского (1787–1863) теснейшим образом связано с историей Императорского Санкт-Петербургского университета. Как ученый он внес весомый вклад не только в богословие, но и в науку о языке. Выпускник С.-Петербургской Духовной академии, Г. П. Павский еще в годы учения обнаружил ноебычайную способность к языкам. В совершенстве овладев немецким, польским, чешским, арабским, халдейским, греческим, латынью, санскритом, а также древнееврейским, необходимым для чтения Ветхого Завета в подлиннике. «Видя мою любовь к уединению и наукам, – писал Павский в автобоиграфии, – ректор вполне уверен был, что вступлю в монашество ик тому вел меня заветным путем. Он убедительно уговаривал меня: ты будешь через 6 лет архиереем. Это-то и тяготило меня. Отвратительно показалось ложное понятие о монашестве, будто идут в монахи для чести и выгод... Когда я отказался от монашества, тогда видимым образом отвратился от меня ректор. Вместо того, чтобы назачить мне богословскую кафедру, к чемя я был способнее других, дали мне еврейский язык. Но Бог устроил так, что этот предмет сделался для меня приятнейшим занятием. В богословии я должен был лицемерить, лукавить, притворствовать, а здесь – говорить правду, и только изредка, чтобы не оскорблять лукавых, промалчивать». Неприятие монашества – это лишь один из аспектов влияния протестантской теологии, прозелиты которой группировалиоь вокруг образованного в 1812 г. Библейского общества, где активно сотрудничал Г. П. Павский. Однако, получив кафедру еврейского языка в Духовной академии, он блестяще проявил свои лингвистические и педагогические способности. Стоя у истоков русской гебраистики, Павский написал первую в России еврейскую грамматику и составил еврейскую хрестоматию, по которой занимались многие поколения академических студентов. В 1813 г. Павский, вступив в законный брак, принял сан священника, позднее был возведен в достоинство протоиерея. Сразу после открытия университета он возглавил кафедру богословия, существовавшую, к слову сказать, до самой революции. На этой кафедре он читал лекции по догматическому и нравственному богословию, очень охотно посещавшиеся студентами, и разработал курс «истории постепенного раскрытия религиозных понятий в человеческом роде». В этот же период прот. Герасим Павский много печатался в издаваемом Духовной академией журнале «Христианское чтение». Там опубликованы такие его труды, как «О религии», «О таинственной вечери Иисуса Христа у христиан при апостолах и после апостолов», «О цели говения и порядке благоговейных занятий христианина, приготовляющегося ко Св. Приобщению», а также толкования на евангельские притчи: о талантах; о пшенице и плевелах; о гостях, званых на вечерю; о брачном пире и о гостях, званых на пир; о виноградарях; о смоковнице. Ему же принадлежит церковно-историческое исследование «О состоянии Российской Церкви под управлением патриархов».

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Pavski...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Практика Санкт-Петербургской епархии Предметы, необходимые для архиерейского богослужения Облачение архиерея: мантия, митра, крестик, палица, омофор малый, омофор большой, епитрахиль, пояс, поручи, саккос, подсаккосник, сулок (дополнительно: 2 расчёски, очки).  Богослужебная книга: Чиновник архиерейского служения. Облачение иподиаконов: стихари, орари.  Богослужебные предметы: дикирий, трикирий, орлецы, жезл, свеча, рипиды, подносы, покровцы, кадило, ладанница. На Всенощное бдение : елейница и стрючец, подсвечник. На Литургию : набор для умовения рук (Лит), теплота (Лит). Руководство для иподиакона Старшая пара. Литургия. (Встреча) На встречу первая пара выходит: старший — южными вратами, второй — северными; на амвоне, повернувшись лицом на восток, крестится, кланяется, поворачивается, кланяется Владыке и идет к Владыке (на встречу). Встретив Архиерея (когда тот встал на орлец положенный в притворе), надевают мантию (зимой снимают рясу, а потом надевают мантию) и после того как все духовенство приложится к кресту идут за Владыкой на кафедру; здесь они его оставляют и идут в алтарь, а Владыка в это время идет читать входные молитвы. После того как Архиерей пойдет на кафедру первая пара выходит (старший — южными вратами, второй — северными) на амвон (за старшим идет иподиакон с подносом на котором сложено полное облачение, а за вторым — иподиакон с пустым подносом), идут на кафедру и после того как все священники уйдут в алтарь, подходят к Владыке снимают с него клобук, мантию, панагию, рясу (это все они кладут на пустой поднос; после того как на поднос положили рясу, иподиакон держащий его уходит в алтарь, и аккуратно развешивает рясу и мантию, а панагию с клобуком кладут на видном месте). Разоблачив Владыку, старшая пара начинает Его облачать. Во время облачения саккоса из алтаря выходит иподиакон с подносом, на котором находится крест, панагия, митра. Надев большой омофор (когда у иподиакона, который держал поднос с облачением, забрали большой омофор, он уходит в алтарь) на Владыку старшая пара надевают крест, панагию, митру (когда у иподиакона с подносом забрали митру, он уходит в алтарь).

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-ipodia...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть На поприще исторической науки… Авторы «Русской народной линии» протодиакон Владимир Василик и Андрей Александрович Иванов избраны профессорами СПбГУ Андрей Иванов   Протодиакон Владимир Василик   11:43 08.05.2019 2292 Время на чтение 3 минуты 29 апреля авторы «Русской народной линии» доктора исторических наук протодиакон Владимир Василик и Андрей Александрович Иванов избраны профессорами Санкт-Петербургского государственного университета. Данные с сайта СПбГУ . Редакция «Русской народной линии» поздравляет видных русских ученых с этим событием, благодарит за многолетнее сотрудничество и желает помощи Божией в их научной, общественной, просветительской деятельности. Протодиакон Владимир Василик родился 31 июля 1970 года. Окончил филологический факультет (кафедру классической филологии) СПбГУ в 1992 г. В 2001 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Однопеснец и двупеснец как исходные формы канона». Преподавал в РГПУ им. Герцена (филологический факультет), Институте богословия и философии, Высшей религиозно-философской школе, РГПУ им. Герцена (факультет социальных наук), Санкт-Петербургской Духовной Академии. С 2003 г. - преподаватель кафедры истории славянских и балканских стран исторического факультете СПбГУ, с 2004 г. - на должности доцента, в 2007 г. присвоено ученое звание доцента.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/08/na...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010