Определили: Поручить редакции академического журнала высылать бесплатно «Богословский Вестник» в библиотеку Ризариевской церковной школы в Афинах, если возможно, – в обмен на издания школы. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1912 г. Мая 10. В Совет Московской Духовной Академии к руководству» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 7 мая за 6561: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложение Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 21 Апреля 1912 г. —143— за 4422, о том, что Государь Император, на всеподданнейшем докладе определения Святейшего Синода, от 21–31 Марта сего года за 41 об исключении из устава духовных академий примечания 2 к § 34, в 17 день минувшего Апреля Собственноручно начертать соизволил: «Согласен». Приказали: Об изъясненном Высочайшем соизволении, для напечатания во всеобщее известие, сообщить Правительствующему Сенату ведением, редакциям Правительственного Вестника и Церковных Ведомостей по принятому порядку, Преосвященного Митрополита С.-Петербургского, Ваше Преосвященство и Архиепископа Казанского уведомить указами». Определили: Указ Святейшего Синода принять к сведению и руководству. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1912 г. Мая 15. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 мая за 6933: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства, от 30 Января 1912 г. за 39, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении профессора богословия в Императорском Новороссийском Университете, протоиерея Александра Клитина в степени доктора богословия за представленное им, на соискание сей степени, сочинение под заглавием: «История религии. Опыт историко-богословского исследования», и 2) отзыв о сем сочинении Преосвященного Волынского, от 19 минувшего Апреля. Приказали: Рассмотрев ходатайство Совета Московской духовной академии об утверждении профессора богословия в Императорском Новороссийском Университете, протоиерея Александра Клитина в степени доктора богословия за представленное им, на соискание сей степени, сочинение под заглавием: «История религии. Опыт историко-богословского исследования» и принимая во внимание, что в отзывах академических рецензентов: профессора Сергея Глаголева и экстраординарного профессора, священника Евгения Воронцова , об озна-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—682— существование, тем более что созывавшее ранее соборы светское правительство, со времени Петра І-го, перестало интересоваться церковными вопросами с тем напряжением, с каким ими интересовались благочестивые московские государи, бывшие великими любителями, почитателями и знатоками всякой уставной церковности, чего уже нельзя сказать о государях петербургского периода. Конечно теперь можно было бы от архиереев ожидать инициативы собрания соборов, так как они, опираясь на каноны, могли бы настаивать пред светскою властью на необходимости созывать церковные соборы. Но наши иерархи как до Петра были чиновниками, действовавшими по приказу и указке светского правительства, так такими же большею частью они остались и после Петра, и потому они не считали себя в праве выступать и в церковных делах с собственною инициативою, а по прежнему ждали во всём приказаний и распоряжений со стороны светской власти. Н. Каптерев Знаменский С.П. Современный индивидуализм в этической отношении//Богословский вестник 1906. Т. 3. 12. С. 683–723 (3-я пагин.) —683— I Характерной чертой новейшего времени является необыкновенное развитие чувства личности. Сильное до жгучести это чувство дает о себе знать при всяком даже незначительном давлении со стороны. Параллельно с этим мы наблюдаем и особую интенсивность в борьбе сознающей себя личности с гнетущим её деспотизмом. В современной жизни всё ярче и ярче выражается тенденция к эмансипации, к высвобождению индивидуума от разных стесняющих его пут. Современный человек стремится к свержению «крепостного права» над личностью и к завоеванию прав на полную свободу и независимость. В его сознании растет значение инициативы, личного творчества и он хочет жить и действовать по своей воле, а не по чужой указке. Этими же чертами отличается и современное моральное мышление и настроение. Индивидуализм в области этики это – частный момент общего движения. Этические индивидуалисты горячо вооружаются против нравственного закабаления, против железного кольца морализма, сдавливающего в своих тисках живую личность. Они стоят за независимое самоопределение, своего рода self-government, в области нравственной жизни, выдвигают на первый план моральное право личности отстаивать интересы своего развития, ограждает своё «я» от всяких на него посягательств со стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—305— Духовную Академию по господствующему в ней ученому духу, с полным правом можно именовать Академией церковно-исторической науки. Подле имени Горского можно упомянуть и еще два имени: Филарета архиеп. Черниговского († 1866 г.) и преосвящ. Порфирия Успенского († 1885 г.), – этих двух ученых, воспитавшихся в эпоху действования устава 1814 года, и по своим научным приемам и симпатиям, принадлежавших преимущественно этим временам. Оба они положили прочное начало развитию серьезной церковно-исторической науки, хотя энциклопедизм их учено-богословских работ, желание обработать своими руками многие богословские науки зараз – не дали им возможности сделаться специально историками, не смотря на то, что сюда больше всего склоняли их и любознательность и ученый инстинкт. Замечательно, что как время, когда происходило введение в действие устава 1814 года, ознаменовано было появлением церковного историка, принявшего на себя обработку общей церковной истории и как бы намечавшего путь дальнейшего развития этой науки – разумеем епископа Иннокентия, так и последние годы жизни рассматриваемого устава тоже дали нам церковного историка с достаточно широкими планами. Говорим о профессоре Петербургской Академии Чельцове, который как-бы хотел подвести итоги знаний, эрудиции и успехов, достигнутых только что протекшим полустолетием в области церковно-исторической науки. Названный профессор, принимаясь за свое дело, чувствовал, как он сам заявлял, «настойчивую необходимость» сделать подобное дело; но вместе с тем он сознавал (и открыто говорил об этом), всю «трудность для одного лица в скором времени представить опыт цельного и самостоятельного изложения церковной истории», 3127 – и это последнее признание вполне оправдалось, на нём, хотя он может быть этого и не ожидал. Иван Васильевич Чельцов , воспитанник Петербургской Духовной Академии, в этой же Академии в продолжение 30 лет был профессором общей церковной исто- —306— рии. Это был человек талантливый, ученый, многознающий, с отзывчивою душою и с сердцем открытым для восприятия истины. Он умер в 1878 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 11, 2009 год «ТВОЯ ТРУБА» для православия Этот молодой человек просиживает за компьютером по восемь часов в день. Значительную часть этого времени он режет видеоролики на куски для удобного выкладывания на популярном видео-сервере YouTube. На этой интернет-площадке, которую посещают тысячи любителей бесплатного видео со всего мира, единственный неофициальный представитель Православной Церкви — петербургский программист Дмитрий Федоров. Мы пообщались с Дмитрием по интернету. - Почему Вы решили сделать православную страничку на УоиТиве? — Наступает век мультимедиа, век больших скоростей, на первый план выходят аудио- и видеотехнологии. YouTube появился четыре года назад, и активно посещается молодежью. Но когда я в прошлом году набрал там тему «православие», то увидел ролики с какими-то странными людьми, прыгающими по сцене. Это повергло меня в шок. А ведь сейчас православное видео очень быстро развивается, есть много качественных видеороликов. Я сделал страницу на УоиТиве и выложил 627 таких роликов, чтобы познакомить с ними людей неправославных. Это яркие интервью со священниками, проповеди, выступления известных актеров и музыкантов. Количество посещений этой странички уже превысило полтора миллиона. - Почему сейчас для молодежи все популярнее становится видеоинформация? — На мой взгляд, со временем видеоинформация будет преобладать в интернете. Это связано не только с легким восприятием такого вида информации, как соединения картинки и аудио, но и с развитием клипового мышления. Современные молодые люди с детства привыкают к пятиминутному формату песни или клипа, поэтому им тяжело сосредоточиться на длительной информации. - Где Вы берете ролики? — Большую часть видеороликов я скачал с православных порталов predanie.ru и  tvspas.ru , частично — с различных светских видеопорталов.

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/11/6...

Московская Духовная Академия командировала на этот съезд, своим представителем наведывающего академическим музеем и. д. доцента по кафедре Церковной Археологии в связи с Историей Христианского Искусства Н.Д. Протасова . Последний, в связи с физиономией академического —349— собрания древностей, принимал главное участие в работах секции церковно-археологических музеев. Кроме того, на съезде были представлены секции столичных, местных и провинциальных музеев, музеев при полках и архивов. Особенно прискорбно было отсутствие на настоящем, съезде представителей древнехранилищ при духовных академиях Петербургской, Киевской и Казанской. Наши академические музеи занимают в среде прочих церковно-археологических учреждений особое положение, имеют свои специальные нужды и интересы; этот вопрос остался на съезде почти невыясненным. Каждый музей имеет свой устав, свои цели, и представитель Московской Академии мог говорить только в отношении своего древнехранилища. Председателем церковно-археологической секции быль избран заведывающий Московской Патриаршей Ризницей о. архим. Димитрий, принимавший самое горячее участие в заседаниях секции. На, своих двух заседаниях – 28 и 29 декабря – секция выслушала и обсудила детально, насколько позволило время, сообщения представителей церковно-археологических музеев и сделала определенные пожелания и предположения, которые был дважды заслушаны в общих собраниях членов Съезда и внесены в протоколы, как материал для предстоящего Всероссийского Съезда деятелей музеев. Почти в каждой губернии существует собрание церковных древностей, представляющее или отдел городского древнехранилища, или же самостоятельное учреждение под разными названиями. Кто хотя немного знаком с подобными собраниям, тот знает, насколько безотрадно, жалко существование большинства из них. Автор настоящего изложения в течение нескольких лет стоял очень близко к «Палате Древностей» в городе Туле и хорошо знает положение подобных провинциальных музеев. Эта безотрадность очень хорошо была выяснена и иллюстрирована представителями многих музеев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из 61 студента IV курса: – а) 55 студентов выпущены из Академии (49 – до летних каникул и 6 – после оных) со степенью кандидата богословия и причислением: 18 студентов – к первому и 37 – ко второму разряду; б) 1 студент, призванный в действующую армию с самого начала войны и числившийся на IV курсе два года, временно исключен из списков курса; в) остальным 5-ти студентам Советом Академии предложено закончить академический курс не позднее 1 ноября 1916 года. В представленных к концу отчетного года Инспектором Академии и рассмотренных академическим Правлением ведомостях поведение двухсот шестидесяти восьми студентов отмечено было высшим баллом 5, пятнадцати – баллом 5, двух – баллом 4½ и одиннадцати студентов – баллом 4 (четыре студента, пробывшие весь отчетный учебный год вне Академии, баллом по поведению отмечены не были). Из общего числа 300 студентов в академической больнице пользовались за 1915–1916 учебный год 34 человека. – Из них поступавших в больницу по одному разу было 33 человека, по два раза – 1. Амбулаторным приемом пользовались 189 студентов. – Сделанных ими посещений – 248. 1499 В.В. Болотов занял в С-Петербургской Академии кафедру древней церковной истории в конце 1879 года и занимал её до самой смерти 5 апреля 1900 года. Только за несколько дней до смерти болезнь заставила его прекратить чтение лекций. Значит его деятельность, как профессора церковной истории, продолжалась больше 20-ти лет. А. А. Спасский начал чтение лекций по общей церковной истории в марте 1896 года и оставил кафедру осенью 1915 года, следовательно, числился профессором церковной истории меньше 20-ти лет. Но из этих с небольшим 19-ти лет, в последний учебный год он уже не читал лекций, а его самостоятельные работы по церковной истории прекратились и еще раньше (еще в 1913 году). 1500 А. А. Спасский, Первая лекция по кафедре общей церковной истории, в Богословском Вестнике, 1903 г., февраль, стрр. 278−296. 1502 A. Harnack. Lehrbuch der Dogmengeschichte II3. 351, 1 [=II 2 354, 2]. Перечислив в этом примечании пособия по истории евтихианского спора, А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010