Здравомыслов является автором записки о задачах епархиальных церковно-археологических комитетов, созданных в 1906—1908 годах, и о требованиях к условиям хранения и описанию документов. По его инициативе 15 февраля 1906 года было принято синодальное определение об охране рукописей и старопечатных книг, которые было разрешено собирать в архив и синодальную библиотеку из церквей. Во время работы Здравомыслова в архиве Синода туда поступило свыше 400 старинных рукописей и более тысячи книг XVII—XVIII веков. Под его руководством были изданы три тома «Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода» (составленное Антоном Никольским), «Список книг церковной печати, хранящихся в Библиотеке Святейшего Правительствующего Синода», «Опись документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода, с указателями к ней. Дела Комиссии духовных училищ 1808—1839 гг.», тома «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания» (ПСПиР) за 1738—1741, 1796—1801, 1881—1894 годы, семь томов «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода» (ОДДС). Здравомыслов добился утверждения законов от 21 января 1910 года и от 25 июня 1911 года об обязательном бесплатном экземпляре некоторых произведений печати для библиотеки Синода и о присылке в Комиссию по разбору Синодального архива всех печатных изданий епархиальных церковно-археологических учреждений, отчётов об их деятельности и об открытии таких комиссий там, где их ещё не было. Помещения архива и библиотеки Синода при начальствовании Здравомыслова были расширены и оборудованы; библиотека Синода была приведена в порядок и систематизирована. По его инициативе синодальная библиотека пополнялась новейшими русскими и зарубежными справочниками и критическими исследованиями; в это время в ней появились «Patrologiae cursus completus» Жака Миня, «Glossarium mediae et infimae latinitatis» Шарля Дюканжа. К. Я. Здравомыслов является автором многочисленных статей, некрологов, библиографических заметок в журналах «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Церковные ведомости», «Исторический вестник», «Русский архив», «Вестник военного и морского духовенства», «Новгородские епархиальные ведомости», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Приходское чтение», «Приходский листок» и других. Он издавал свои сочинения в том числе и под псевдонимом «М-лов». При ближайшем участии Здравомыслова было подготовлено около двух третьих текстов статей, содержащих биографии духовных лиц, для Русского биографического словаря. Сочинение Здравомыслова «Иерархи Новгородской епархии от древнейших времён до настоящего времени: Краткие биографические очерки» включает 118 биографий. Здравомыслов — автор пятидесяти статей Православной богословской энциклопедии, двадцать пять из них остались в неопубликованной её части.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

—7— Экстраординарный профессор по кафедре пастырского богословия и педагогики, Статский Советник, Александр Павлович Шостьин, согласно избранию Совета Академии, состоявшемуся 30 октября 1907 года, указом Святейшего Синода от 15 декабря 1907 года за 15205 утвержден, со дня избрания, в должности Инспектора Академии. – По ходатайству Преосвященного Ректора Академии и представлению Его Высокопреосвященства профессор А. П. Шостьин удостоен Святейшим Синодом и Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 6 сентября 1908 года за 62 утвержден, с 27 мая, в звании исправляющего должность ординарного профессора Академии, с присвоенным означенной должности содержанием. Экстраординарный профессор по кафедре психологии Павел Петрович Соколов, с разрешения Г. Попечителя Московского Учебного Округа, сообщенного Совету Императорского Московского Университета в предложении от 2 июля 1908 года за 17869, принят в число приват-доцентов историко-филологического факультета Университета по кафедре философии. Экстраординарный профессор по кафедре новой гражданской истории и редактор академического журнала «Богословский Вестник», Статский Советник, Иван Дмитриевич Андреев Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 10 ноября 1907 года за 73 назначен исправляющим должность экстраординарного профессора Императорского С.-Петербургского Университета по кафедре истории церкви. —8— На освободившуюся, за помянутым назначением, должность редактора академического журнала «Богословский Вестник» указом Святейшего Синода от 21 декабря 1907 года за 15574 назначен, согласно избранию академической корпорации, экстраординарный профессор Академии по кафедре библейской истории, Коллежский Советник, Александр Иванович Покровский. Исправляющий должность доцента по кафедре истории и разбора западных исповеданий Анатолий Петрович Орлов, по удостоении его Советом Академии степени магистра богословия, резолюцией Его Высокопреосвященства от 27 июня 1908 года утвержден в должности доцента Академии по занимаемой им кафедре.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кто же, однако, эти 39 воспитанников XXI-ro курса, заслуживших как сказано в начале, столь лестный отзыв митрополита-ревизора? Считаем вполне благовременным и не безынтересным в пятидесятую годовщину помянуть почивших славных деятелей этого курса и пожелать доброго здоровья на долгие годы доселе здравствующим. Но при этом мы должны оговориться, что сведения наши о судьбе воспитанников XXI-ro курса неполны: о службе одних не имеется никаких сведений; о других известно, что они поступили в такое-то ведомство – епархиальное, или уволены в светское звание, один поступил в военное министерство; о некоторых известно, что 6 ноября 1855 года они были назначены в такие-то семинарии преподавателями, а что было с ними далее – сведений нет, или найти их довольно затруднительно. Вот какие сведения удалось нам собрать о судьбе воспитанников ХХ1-го курса. Первенец курса – иеродиакон Валериан (в мире Василий Александрович Орлов), после блестящего начала службы бакалавром здешней академии и с 1858 г. инспектором Киевской академии, имел весьма печальную судьбу: в 1859 г. снял сан и жил в крайней бедности в Харькове и Полтаве, питаясь почти одним подаянием: скончался в конце октября 1879 года («Церк. Обществ. Вестник» 1880 г., 6, и «Церк. Вестник» 1880 г., 3). Андрей Иванович Предтеченский – заслуженный профессор здешней академии, основатель и первый редактор «Церковного Вестника», много печатавший и в «Христ. Чтении»; статьи его в большинстве публицистического характера; с 1885 года был за штатом; скончался 6 мая 1893 года («Церк. Вестник» 1893 г. 19 и 21). Петр Иванович Шалфеев – бакалавр здешней академии по кафедре патристики; известны статьи его в «Христ. Чтении» и в «Духе Христианина»; министерство народного просвещения хотело послать его за границу для приготовления к профессуре по философии в одном из университетов; от непосильной борьбы с материальной нуждой неожиданно скончался 26 июня 1862 года («Христианское Чтение» 1862 г., 10). Дмитрий Алексеевич Тихомиров – профессор богословия в Лесном институте, протоиерей; служил священником при церкви в доме содержания неисправных должников (1855–1859 гг.) и в медико-хирургической академии; скончался 4 мая 1887 года («Церк. Вестник» 1887 г., 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Zdr...

профессор Иван Иванович Соколов (11.12.1865–03.05.1939) Византология История России Каноническое право Литургика Общая церковная история Патрология профессор Иван Иванович Соколов Историк Церкви и канонического права, византолог, ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии Биография Детство, юношество, студенчество Родился в селе Новая Алексеевка Саратовской губернии 11 декабря 1865 года, в семье священника. Первое образование он получил ещё в детстве. Как сын верующих родителей, он воспитывался в вере и благочестии. В 1880 году Иван окончил духовное училище в Саратове, после чего продолжил обучение в Саратовской духовной семинарии, а по её окончании, в 1886 году, поступил в Казанскую духовную академию на казённый счёт. Учился он хорошо. В 1890 году, по завершении обучения, удостоился степени кандидата богословия, и как один из лучших выпускников академии был оставлен при ней (при кафедре общей церковной истории) на один год, профессорским стипендиатом. В сентября 1891 года И. Соколов был определен на работу в Саратовскую духовную семинарию, на должность преподавателя философии. В июле 1894 года Иван Иванович удостоился степени магистра богословия (в 1896 году его магистерская работа была отмечена премией митрополита Макария). Преподавательская деятельность В период с 1894 по 1903 год И. Соколов трудился в Санкт-Петербургской духовной семинарии преподавателем греческого языка. При этом с 1895 года он возглавлял отдел в издании «Византийский современник», где опубликовал около семисот работ, и тогда же начал сотрудничать с журналом «Странник». В период с 1897 по 1904 год Иван Иванович руководил отделом в «Церковных ведомостях», а с 1904 возглавлял один из отделов журнала «Церковный вестник». Кроме того он создал несколько десятков статей для Православной Богословской энциклопедии по истории Византии. В октябре 1903 года Иван Иванович удостоился звания доцента Санкт-петербургской духовной академии, по кафедре Греко-Восточной Церкви. В начале двадцатого века И. Соколов проходил стажировку в Константинополе, работая под покровительством Патриарха Иоакима III. Плодом его научной деятельности стала докторская диссертация, которую он защитил в 1904 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/

Санкт-Петербургская духовная академия реализует проект по привлечению к социальному волонтерству представителей студенчества Северной столицы 18 июня 2020 г. 18:24 15 июня 2020 года состоялось заседание координационного комитета Фонда президентских грантов под председательством первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко. В ходе заседания были определены победители второго конкурса на предоставление грантов Президента РФ на развитие гражданского общества в 2020 году. Всего на конкурс в период с 26 февраля по 6 апреля было подано рекордное количество проектов — 11 085. Впервые одним из победителей конкурса президентских грантов стала Санкт-Петербургская духовная академия , представившая социальный проект кафедры церковно-практических дисциплин «Школа любви. Продвижение практик социального добровольчества среди петербургского студенчества». Цель проекта — привлечение к социальному волонтерству представителей студенчества Северной столицы, социально ориентированных некоммерческих организаций, а также сотрудников православных приходов, занимающихся социальным служением. В рамках проекта в 2020/21 учебном году предполагается увеличить охват социальных объектов города, служащих площадками для реализации социальных волонтерских инициатив студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В проекте также будут привлекаться к служению студенты светских вузов в сотрудничестве с Ассоциацией содействия духовно-нравственному просвещению «Покров». Учащиеся светских вузов вместе со студентами Академии будут участвовать в работе, связанной с помощью бездомным, помогать сестрам милосердия в Мариинской больнице. Также планируется создание нескольких учебных видеокурсов, проведение лекций и семинаров, проведение международных конференций по социальному служению. Заявка на проект была подготовлена при участии сотрудника информационного отдела Санкт-Петербургской епархии и журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» священника Алексия Волчкова, который с апреля с.г. назначен ответственным за участие духовной школы в разнообразных грантовых проектах.

http://patriarchia.ru/db/text/5652282.ht...

200 Разумеется отмена Высочайше утвержденного положения 12 августа 1823 г., которым дозволялось: а) на места престарелых или умерших священно-церковно-служителей определять, преимущественно пред другими, детей их или родственников, а также и посторонних, с обязательством содержать уволенных за штат или вдов и сирот; б) зачислять за сиротами духовных лиц места, оставляемые, за несовершеннолетием их, на некоторое время не замещенными, и в) служащим причтам обязательно выделять часть из доходов и церковной земли на содержание состоящих при церквах вдов и сирот. Так как меры эти в течение сорока трех лет своего существования породили много весьма важных неудобств и существенных затруднений и возбуждали, кроме того, постоянные пререкания и тяжбы между призреваемыми и церковными причтами, а с другой стороны – в последнее время духовенству были назначены пенсии и пособия, то, по представлению Св. Синода, Государственный Совет мнением положил отменить это положение, оставив в силе только принятие сирот на казенное содержание в училищах и определение вдов и сирот женского пола в просвирни при церквах. Это мнение Государственного Совета было Высочайше утверждено 22 мая 1867 г. 202 Прот. Ф.А. Сергиевскому, ординарн. проф. Московской Дух. Академии по нравственному и пастырскому Богословию, впоследствии прот. Московского Архангельского собора, сконч. в 1884 г. 203 Предложение это касалось празднования пятидесятилетнего юбилея Высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского. 205 Лужинский (из униатов), бывший Полоцкий и Витебский. С 1866 г. он находился на покое и был членом Св. Синода. Сконч. в 1879 г. 206 В.И., магистр С-Петербургской Духовной Академии вып. 1867 г. (27-го курса), впоследствии протоиерей, настоятель русской церкви во Флоренции. 207 Катанский, магистр вып. 1863 г. (25-го курса) С.-Петербургской Духовной Академии, сначала (с 1863 до 1867 г.) бакалавр Московской Духовной Академии, а потом С.-Петербургской, ныне ординарный профессор последней по кафедре Догматического Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Студенту II курса Иосифу Цисарю дозволить подать третье семестровое сочинение во время летних каникул. 2) Студентов Леонида Орлова и Петра Петрова обязать представить сочинение по общей церковной истории не позже 5 июня сего года, предупредив их, что в случае неисполнения сего постановления они будут оставлены на повторительный курс. XIII. Прошение студента II курса Евгения Пясецкого: «Так как в 1895–1896 учебном году в С.-Петербургской духовной академии мной были пройдены читавшиеся там курсы общей церковной истории, новой прусской гражданской истории, также истории философии и при переходе на второй курс получены переводные баллы, то посему покорнейше прошу Совет академии освободить меня от испытаний по этим предметам, предстоящих студентам Московской академии в текущем учебном году. Вместе с тем честь имею покорнейше просить разрешить мне держать экзамен по библейской истории и метафизике – предметам, которые в —89— С.-Петербургской академии проходятся на втором курсе, а в Московской – на первом». Определили: Освободить студента II курса Евгения Пясецкого от сдачи экзаменов по предметам, пройдённым им в С.-Петербургской духовной академии, разрешив ему, взамен того, держать испытания по библейской истории и метафизике вместе со студентами I курса МДА. XIV. Пересмотренный, во исполнение резолюции Его Высокопреосвященства от 19 февраля текущего года, последовавшей на журнале Совета академии за 31 января, комиссией из ординарных профессоров Н. Каптерева и Г. Воскресенского и экстраординарного профессора И. Введенского правила относительно распределения казённых и частных стипендий между студентами академии по окончании каждого учебного года, соответственно оказанным ими успехам в науках: I. По составлении, в конце учебного года, переводных списков студентов академии, но в том же заседании, Совет обсуждает каждый раз особо вопрос о распределении на предстоящий учебный год стипендий на трёх последних курсах. II. При распределении стипендий на трёх последних курсах Совет руководствуется, в качестве основного, тем же правилом, которым определяется назначение стипендий на первом курсе, а именно; все наличные казённые и те из частных стипендий, назначение и определение срока пользования которыми зависит всецело от Совета академии, назначаются соответствующему числу студентов в порядке разрядного списка, начиная с первого.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обер-Прокурора Святейшего Синода, от 4 сего Апреля за 3245, о воспоследовавшем, во 2-й день текущего Апреля, Высочайшем Его Императорского Величества соизволении, согласно всеподданнейшему докладу Святейшего Синода: 1) на утверждение нового устава православных духовных академий, с предположенным по сему уставу увеличением числа преподавателей в академиях и с сохранением за академиями и лицами, к ним принадлежащими, всех тех прав и преимуществ, кои присвоены им по ныне действующим законоположениям и с отнесением расходов по содержанию академий, по прежнему, на синодальные средства, в соответствии с установленными ранее нормами, и 2) на разрешение Синоду ввести означенный устав в действие во всех четырех академиях с начала 1910–1911 учебного года, в порядке, определяемом Синодом. Приказали: 1) О вышеизъясненном Высочайшем Его Императорского Величества соизволении, для напечатания во всеобщее известие, сообщить Правительствующему Сенату ведением и редакциям Правительственного Вестника и Церковных Ведомостей выписками, с препровождением, для опубликования, печатных экземпляров Высочайше утвержденного нового устава православных духовных академий; 2) О таковом Высочайшем соизволении объявить циркулярными указами Московской и Грузино-Имеретинской Святейшего Синода Конторам, Членам Святейшего Синода и всем Епархиальным Преосвященным, разослав им печатные экземпляры нового устава духовных академий в количестве, потребном как для них лично, так и для викарных Епископов, духовных академий, семинарий и училищ, духовных Консисторий и состоящих при Преосвященных Канцелярий; 3) Объяснительную к уставу православных духовных академий записку препроводить, для сведения и соображений, Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому, Вашему Преосвященству, Митрополиту Киевскому и архиепископу Казанскому и в редакцию Церковных Ведомостей, для напечатания при опубликовании в оных устава духовных академий; и 4) Предписать Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому, Вашему Преосвященству, Митрополиту Киевскому и Архиепископу Казанскому ввести но-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

профессор Александр Львович Катанский (1.12.1836–27.02.1919) Сравнительное богословие Церковное искусство Догматическое богословие Литургика Воспоминания профессор Александр Львович Катанский Ученый-богослов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, литургист, историк Церкви. Биография Родился в семье диакона нижегородской Сергиевской церкви. Его отец, Лев Герасимович (ум. 1889) — из священнического рода, был старшим сыном диакона Герасима Владимирского; окончил в 1834 году Нижегородскую духовную семинарию и прослужил диаконом 18 лет (1834—1853), до того, как был посвящён в священника епископом Иеремией (Соловьёвым). В сане иерея, помогая престарелому священнику Георгиевской церкви в Нижнем Новгороде (И. А. Грацианову), затем — протоиерея, он прослужил ещё 32 года, долгое время исполняя обязанность духовника городского духовенства. Мать А. Л. Катанского также происходила из священнического рода: её отец, Е. А. Бардов, был священником в селе Пурех. Кроме сына в семье Катанских родились ещё три дочери. Обучался в Нижегородских духовном училище (1847—1852) и духовной семинарии (1852—1858). В 1863 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию — 2-м магистром XXV-ro курса. В это время в московскую духовную академии требовались преподаватели на кафедры патристики и церковной археологии и А. Л. Катанский был назначен бакалавром по церковному красноречию и церковной археологии. При московском митрополите Филарете это был только второй случай назначения в неё воспитанника другой академии. В 1867 году А. Л. Катанский был перемещён на кафедру догматического богословия Петербургской духовной академии и здесь состоял до 1898 года, когда согласно прошению вышел в отставку. В 1869 году он был избран экстраординарным профессором, в 1877 — по защите диссертации — был удостоен степени доктора богословия, тогда же возведён в звание ординарного профессора и избран помощником ректора по богословскому отделению. В 1881—1885 годах он был редактором журнала «Церковный вестник». В 1896 году избран почётным членом Петербургской духовной академии, в 1897 — Казанской, в 1904 — Московской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Расцвет богословской науки связан с успехами Санкт-Петербургских Духовных Школ Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви. 11 декабря, 2009 Можно без преувеличения утверждать, что к трагическому рубежу 1917 года Санкт-Петербургская академия давала своим выпускникам образование, не уступавшее по уровню лучшим богословским факультетам Европы, но при этом по содержанию выражающим традицию Православной Церкви. Журнал Московской Патриархии. 2009 Интервью с ректором СПбДА епископом Гатчинским Амвросием — Ваше Преосвященство, в этом году исполняется 200 лет Санкт-Петербургским духовным школам. Какие вехи в истории школ вы считаете наиболее значимыми и почему? — Санкт-Петербургская православная духовная академия была выделена в качестве высшего учебного заведения из Александро-Невской академии в результате реформы 1808–1809 годов. Однако потребовалось целых 60 лет, чтобы найти тот оптимальный вариант учебной и научной организации академии, который и привел затем к расцвету богословской науки в конце XIX — начале XX века. Устав 1869 года стал одним из важнейших этапов в жизни высшей школы. Он задавал строгий регламент пополнения преподавательского состава академии. Экстраординарным профессором мог стать только выпускник, защитивший научную работу первого уровня — магистерскую диссертацию. Успешная защита работы второго уровня — докторской диссертации — давала шанс стать ординарным профессором и пользоваться дополнительными льготами и привилегиями. В этот же период начинают бурно развиваться академический журнал «Христианское чтение» и журнал «Церковный вестник», имевший публицистическую направленность. Благодаря введению четко разработанной системы гонораров за статьи и публикации профессура и студенчество получили дополнительный стимул для проведения научно-исследовательской работы и доведения ее результатов до приемлемого к публикации в журнале академического уровня. Серия статей иногда ложилась в основу магистерской или докторской работы.

http://pravmir.ru/rascvet-bogoslovskoj-n...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010