Дорогой учитель! Сейчас нет здесь всех студентов, которые могли бы своим присутствием и молитвами по­казать тебе свою благодарность. Но знай, что, отсутствуя телом, они духом своим находятся около этого гроба. Все мы, твои ученики, возносим Богу молитву, чтобы дал Он тебе небесное царство и на земле – вечную па­мять. Лебедев Д. А., свящ. Профессор Анатолий Алексеевич Спасский. (К характеристике его ученой деятельности как историка древней Церкви) [Некролог]//Богословский вестник 1916. Т. 3. 10/11/12. С. 19–94 (1-я пагин.) Над церковно-исторической наукой в нашем отечестве как будто тяготеет какой-то рок: самые выдающиеся её представители у нас сходят со сцены преждевременно. 16 лет тому назад русская церковно-историческая наука понесла тяжёлую и надолго незаменимую утрату в лице преждевременно – только 46-ти лет от роду – скончавшегося профессора С-Петербургской (ныне Петроградской) Духовной Академии В.В. Болотова († 5 апреля 1900 г.). От этой потери наша наука не оправилась и до сих пор и оправится не скоро. В.В. Болотов представлял собой такую учёную силу, каких не много встречается и на западе. У нас же он был прямо феноменом. – Теперь и наша Московская Духовная Академия понесла в лице, скончавшегося 8 августа 1916 года, профессора Анатолия Алексеевича Спасского утрату, правда, не такую тяжелую, как та, какую понесла Петроградская Академия в 1900 году, и не неожиданную, но почти столь же преждевременную и – говоря безотносительно – очень тяжёлую. Покойный Анатолий Алексеевич Спасский не был учёным феноменальным, но он был во всяком случае учёным и высоко даровитым, и весьма серьёзным. Умер он не 46-и, а 50-и лет от роду. Но уже несколько лет тому назад тяжёлая, неизлечимая болезнь лишила его возможности приносить любимой им науке всю ту пользу, какую он приносил ей раньше. Фактически и его учёная деятельность продолжалась не дольше, чем деятельность В.В. Болотова, а —20— если принять во внимание, что кафедру общей церковной истории в нашей Академии А.А. Спасский занял не сразу по окончании академического курса, как В.В. Болотов , то даже и меньше 1499 . Однако и за это сравнительно недолгое время (около 20-ти лет) А.А. Спасский сделал для нашей церковно-исторической науки настолько много, что имя его никогда не исчезнет со страниц истории этой науки в России, и некоторые из его церковно-исторических трудов еще очень не скоро будут (или и никогда не будут) заменены другими, им равноправными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—255— вольно употребительных (напр., κολουϑω, τυφλττω, πρχω), смешивание значений слов, близких между собой по начертанию или по произношению (напр. βλπω и βλπτω, κτισε и κτησε, χριστς и χρηστς), затруднение в установке членов в предложениях и в точности передачи греческой речи на русском языке, и под. Впрочем, многие из обнаруживавших эти недостатки, при замечании им о сих последних со стороны членов комиссии, скоро поправляли свои ошибки“. 4) Донесение комиссии, производившей испытания по немецкому языку: „К испытанию по немецкому языку явилось 38 студентов семинарий. Предложено было для перевода с немецкого языка на русский 1 – 2 главы Ев. Иоанна; причём экзаменующимся предлагаемы были вопросы по грамматике. Результаты испытаний следующие: 14 человек получили – балл 5, 5–; 20 человек – балл 4+, 4, 4– и 4 человека получили – 3+, 3“. 5) Донесение комиссии, производившей испытания по французскому языку: „Лиц, изъявивших желание держать испытание по французскому языку, в 1896 году явилось 14. За исключением одного студента, присланного из Томской семинарии, все экзаменовавшиеся обнаружили удовлетворительные сведения в чтении, разборе и переводе с французского языка на русский. Лучшие ответы (4 ½, 4+, 4) даны были окончившим курс в С.-Петербургском Университете и тремя студентами семинарий: Калужской, Подольской и Волынской“. 6) Донесение комиссии, производившей оценку сочинений по Священному Писанию Ветхого Завета: „Сочинения по Священному Писанию Ветхого Завета за текущий год сравнительно с прежними производят приятное впечатление отсутствием среди них экспромтов, выдающихся по своей слабости и обычно принадлежащих перу воспитанников гимназии и иностранцев. Лучшие сочинения, отмеченные баллом 4½ написаны двумя студентами Рязанской семинарии, одним – Полтавской, одним – Калужской, одним – Курской, одним – Владимирской, семинарии и окончившим курс в С.-Петербургском Уни- —256— верситете. При незначительном количестве студентов, прибывших из большинства семинарий (по одному или по два из семинарии, за исключением Московской (11), Вифанской (9), Рязанской (5) и Ярославской (4)), трудно судить о сравнительном успехе студентов из разных семинарий. Тем не менее справедливость требует сказать, что первое место занимают сочинения студентов Рязанской семинарии, получивших в среднем выводе почти 4+ и отличающихся зрелостью мысли, логичностью и заметным писательским навыком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

III. Деятельность заведующего библиотекой. Отчетный год по работе был крайне тяжел для библиотекаря, так как сначала за болезнью, потом за уходом со службы помощника, весь год библиотекарь работал один; естественно, принимая во внимание бездну текущих дел в таком громадном книгохранилище, каким является академическая библиотека, этими делами и поглощалась деятельность библиотекаря: В отчетном году библиотекарем предпринято издание богословского библиографического журнала под названием „Новости Богословской Литературы“. Выпущенная в свет 1–2 книга журнала сочувственно была приветствована светскою и духовною печатью и обществом. К сожалению, тяжесть единоличной работы в библиотеке, заставлявшая брать работы библиотечные и на дом, поглощала у библиотекаря все свободное время, и посему он своевременно не выпустил 3-й книги, но теперь эта книга печатается и, со введением библиотечной жизни в норму, журнал, настоятельная потребность в котором давно назрела, будет выходить безостановочно. IV. Пользование библиотекой посторонними. В отчетном —337— году было выслано три рукописи и 10 названий книг в 15 томах в Академии: Казанскую, Киевскую и С.-Петербургскую, Отделение русского языка и словесности Императорской Академия Наук и Императорское общество Любителей Древней Письменности. С разрешения Преосвященного Ректора Академия частию занимались в библиотеке, частию осматривали ее: Приват-доцент Юрьевского Университета А. Берендтс, Ректор Вифанской духовной Семинарий Протоиерей А. А. Беляев , Преподаватель Сумской женской гимназии Н.М. Гальковский, Профессор, Киевской Духовной Академии Протоиерей И.Н. Корольков, Профессорский стипендиат С.-Петербургской Духовной Академии А. Котович , Профессор Варшавского Университета А. В. Михайлов , Библиотекарь Ватиканской библиотеки А. Palmieri; Библиотекарь С.-Петербургской Духовной Академии А. С. Родосский , и Помощник Смотрителя Муромского духовного училища Н.П. Травчетов, Преподаватель Нижегородского Епархиального женского училища Д. Троицкий и The Reverend Robert Iosias Morgan. Последним в книге для посетителей было написано следующее: „The Reverend Robert Iosias Morgan, a Negro – Clergyman of the American Episcopal Church, a native of Jamaica, West Indies, visite this library, and was well pleased with all Ive saw. Pax Vobiscum. We pray for the unity of the whole catholic church, more especially for the re-union of the Anglican Communion with the orthodox church of Russia“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—243— Святейшего Синода на 1893 год; при чем сообщить Совету Московской Духовной Академии, что если им признано будет необходимым отправить на упомянутый съезд более одного представителя, то расход на этот предмет должен быть отнесен на счет 1300 р., разрешаемых по § 94 академического устава на сверхсметные из остаточных сумм расходы; для чего и послать Преосвященному Митрополиту С.-Петербургскому и Вашему Преосвященству указы». Определили: Отправить (и отправлен) на археологический съезд в г. Вильну представителя от Академии, доцента по кафедре церковной археологии и литургики Александра Голубцова . VIII. Сданный Его Преосвященством с надписью: «1893 г. 28 июля. В Совет Академии к руководству» указ на имя Его Преосвященства из Святейшего Синода от 27 июля за 3232: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г. Синодального Обер-Прокурора, от 8 сего июля за 3787, коим объявляет Святейшему Синоду, для зависящих распоряжений, о том, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального определения 18 / 28 марта текущего года, в 1-й день сего июля, Высочайше соизволил на зачисление экстраординарному профессору Московской Духовной Академии Григорию Воскресенскому в действительную службу времени, проведенного им с 15 Ноября 1871 г. по 13 Июня 1875 г. в Императорском С.-Петербургском Университете и заграничной командировке, с предоставлением Святейшему Синоду права и на будущее время зачислять в подобных настоящему случаях, преподавателям духовных академий в действительную службу время, проведенное ими в подобных командировках с ученою целью. Приказали: Об изъясненном Высочайшем соизволении уведомить Ваше Преосвященство указом». Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к руководству. 2) О зачислении экстраординарному профессору Григорию Воскресенскому в действительную службу времени, проведенного им с 15 ноября 1871 года по 13 июня 1875 г. в Императорском С.-Петербургском Университете и заграничной командировке внести в формулярный о службе его список.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Протокол 1-го заседания. 11 ноября 1905 года „Заседание открылось в 4 часа дня под председательством Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода Кн. А.Д. Оболенского. Присутствовали командированные советами академий делегаты: от С.-Петербургской: профессора: Н. К. Никольский , Д. Д. Миртов и А.П. Дьяконов , от Московской: профессора: И.В. Попов , П.В. Тихомиров и И.М. Громогласов, от Киевской: профессора: В.З. Завитневич, Д.И. Богдашевский и В.П. Рыбинский , от Казанской: И.С. Бердников , Н. И. Ивановск ий и Л.И. Писарев . Кроме того, Правитель дел и член учебного Ком. при Св. Синоде А. В. Добряков. В заседании Г. Обер-Прокурор Св. Синода Кн. А.Д. Оболенский познакомил собравшихся с предстоящей им задачей. Из обмена мнений по этому предмету выяснилось, что собравшиеся представители академий считают нормальную жизнь в академиях невозможной без некоторых изменений в действующем академическом уставе, отвечающих наиболее существенным требованиям студентов. Тогда г. Обер-Прокурор наметил вопросы, подлежащие обсуждению в следующих заседаниях. При этом профессором Н. К. Никольским поднят был вопрос о —380— том, равны ли полномочия всех делегатов. Выяснилось, что все делегаты трех академий, – С.-Петербургской, Московской и Киевской, – избраны и уполномочены общими собраниями академических преподавателей, т. е. профессорами и доцентами, а из делегатов Казанской академии обладающим такими полномочиями может быть признан только профессор Л.И. Писарев , а два другое делегата – проф. И.С. Бердников и Н. И. Ивановск ий являются лишь представителями большинства совета своей академии, а не всей преподавательской корпораций. Заседание закрыто было в 7 часов вечера“. Подлинный протокол подписали все вышепоименованные 12 профессоров четырех духовных академий. Протокол 2-го заседания. 12 ноября 1905 года „Заседание открылось в 11 ½ час. утра. Присутствовали те же лица, что и в первом заседании, кроме Г. Обер-Прокурора Кн. А.Д. Оболенского и А.В. Добрякова. Председательствовал проф. Н. К. Никольский . Обязанность секретаря исполнял проф. П.В. Тихомиров .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Туницкий умело и плодотворно использовал время, данное ему для приготовления к профессорскому званию“. Определили: 1) Принять к сведению. 2) Предложить профессорскому стипендиату Николаю Туницкому, предназначенному Советом Академии к замещению вакантной кафедры русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории русской литературы прочесть, согласно § 50 академического устава, в присутствии Совета две пробные лекции по означенным предметам: одну на тему по собственному избранию, другую – по назначению Совета Академии. —66— V. Отношение Совета С.-Петербургской Духовной Академии от 15 февраля за 310: „Возвращая при сём присланную для занятий профессорского стипендиата А. Федорова рукопись Московской Духовной Академии за 520, Совет С.-Петербургской Духовной Академии честь имеет выразить Совету Московской Духовной Академии искреннюю благодарность“. Справка: Возвращённая рукопись за 520 сдана в фундаментальную академическую библиотеку под расписку г. библиотекаря. Определили: Принять к сведению. VI. Отношение Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук от 27 марта за 126: „Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук имеет честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии о продолжении до 1-го октября текущего года – срока пользования рукописью, принадлежащей библиотеке означенной Духовной Академии за 1 (12): „Библии – книг Ветхого Завета с приложениями“, так как упомянутая рукопись необходима для пополнительного извлечения материалов при печатании академического издания словаря древнерусского языка пок. акад. И. П. Срезневского“. Определили: Уведомить Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук, что Совет Академии не встречает в своей стороны препятствия к продлению срока пользования рукописью академической библиотеки за 1 (12) до 1-го октября сего 1905 года. VII. Отношение Императорского Общества Любителей Древней Письменности от 12 апреля за 43: „Императорское Общество Любителей Древней Письменности имеет честь обратиться к Академии с покорнейшей просьбой, не сочтёт ли она возможным доставить в Общество принадлежащую библиотеке Академии рукопись под 20–102 (временн.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

33) От С.-Петербургского Отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах – 23-й отчет Комитета. 34) С почты: Обозрение Высокопреосвящ. Арсением Казанской епархии за 1897 и 1898 г. Казань, 1898 г. 35) Из Упсальского Университета – издания Университета на шведском языке (12 названий, в 14-ти томах). 36) Чрез и.д. доцента Академии И.М. Громогласова —90— Сборник неизданных памятников византийского церковного права. Издал А. Павлов . СПБ. 1898 г. 37) От Вал. Лясковского его книга: «Братья Киреевсие, жизнь и труды их». б) Отношения: 1) г. Директора Императорской Публичной Библиотеки от 3 Марта за 463:2) Виленской Комиссии для разбора древних актов от 16 Марта за 87:3) Калужской Ученой Архивной Комиссии от 19 февраля за 86:4) Канцелярии Совета Императорского Человеколюбивого Общества от 8 марта за 1069 п 5) С.-Петербургского Отделения Комитета о сельских ссудо-сберегательных и промышленных товариществах от 17 февраля за 183, при коих препровождены в дар Академии разные книги и брошюры. Определили: Благодарить жертвователей. XIX. Прошения: а) студента II курса Академии Сергея Гапонова: «По заключении врачей мне ни в коем случае нельзя продолжать занятий в настоящем учебном году. В виду сего покорнейше прошу Совет Академии разрешить подачу третьего семестрового сочинения и экзамены отложить до августа месяца. При сем прилагаю свидетельство врача академической больницы о состоянии моего здоровья». б) студентов I курса, греческих уроженцев, иеродиакона Дюнишя Марангудакиса и Саввы Тсолакиса (на имя Преосвященного Ректора Академии): «Поступивши во вверенную Вашему Преосвященству Духовную Академию уже по начале учебного года, мы не имели возможности прослушать полностью весь курс наук, читанный студентам 1-го курса. Слабое знание русского языка лишает нас возможности пополнить опущенное к экзаменационному времени, тем более мы не в состоянии подать письменным семестровые работы первого академического года. Указанные причины побуждают нас обратиться к Вашему Преосвященству с покорнейшей просьбой разрешить нам держать устные испытания после летних каникул, в Августе месяце, к каковому времени мы надеемся пополнить пробелы в изучении предметов I курса и подать семестровые сочинения на заданные темы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Отношение Правления Тамбовской духовной семинарии от 17 июля за 993: «Правление Тамбовской Духовной Семинарии сим долг имеет почтительнейше доложить Совету Московской Духовной Академии, что оно лишено возможности воспользоваться правом, предоставленным ему Указом Св. Синода от 3 июня сего года за 11, командировать в Московскую Духовную Академию для участия в конкурсных экзаменах для образования нового Академического курса одного из лучших воспитанников, окончивших курс Семинарского учения; предназначавшиеся к командировке лица отказались воспользоваться предоставляемым им правом и получили документы для поступления в Университет». г) Заявление Ректора Академии Архимандрита Феодора о том, что все лица, явившиеся для поступления в состав нового академического курса по собственному желанию, в качестве волонтеров (64 студента духовных семинарий, из коих 1 иеромонах, 11 священников и 1 диакон, и 1 окончивший курс С.-Петербургского 3-го реального училища, представивший удостоверение от Правления Московской духовной семинарии о вполне успешном выдержании им при семинарии испытаний по всем богословским предметам семинарского курса учения) были допущены к приемным испытаниям. – Последние, согласно определениям Святейшего Синода от 2–22 марта 1904 года за 1186 и 27 февраля 1907 года за 1275, произведены были с 17 по 26 августа, в пределах семинарского курса, по —196— Священному Писанию Ветхого и Нового Завета (как двум отдельным предметам), догматическому богословию, всеобщей церковной истории (до разделения церквей) и одному из древних языков, по выбору экзаменующихся. – Независимо от сего экзаменующиеся писали на заданные темы сочинения по обличительному богословию, философии и поучение. – Воспитанник С.-Петербургского 3-го реального училища Федор Андреев, на основании определения Святейшего Синода от 10–22 января 1903 года за 118, освобожден был от испытания по одному из древних языков. – Пять студентов духовных семинарий (в числе их 1 священник) выбыли из Академии до окончания испытаний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Март От Совета Московской Духовной Академии. О приеме воспитанников в состав нового LXX академического курса//Богословский вестник 1912. Т. 1. 3. С. 1–3 (1-я пагин.) —1— 1) Желающие поступить в студенты Московской Духовной Академии в текущем 1912 году должны подать лично или прислать по почте прошение на имя Преосвященного Ректора Академии до 15-го августа и явиться в Академию для поверочных испытаний не позже 16 и не ранее 12 августа. 2) В студенты Академии принимаются лица всех сословий, православного исповедания, удовлетворяющие требованиям, изложенным в Высочайше утвержденном Уставе православных духовных академий (§ 6 Устава). 3) К поверочным испытаниям для поступления в Академию допускаются: 1) окончившие курс учения в духовных семинариях по первому разряду – а) рекомендованные семинарским правлением и посылаемые на синодальные средства и б) прибывающие в Академию на собственные средства, но с ведома и одобрения семинарского начальства, и 2) имеющие гимназические аттестаты зрелости и окончившие курс военных училищ. Примечание. Лица, окончившие с успехом полный курс университета или другого высшего учебного заведения, принимаются в Академию без экзамена и сверх нормы своекоштными; при желании же получить какую-либо стипендию подвергаются поверочным испытаниям наравне с прочими (§ 137). 4) Женатые в студенты Академии не принимаются. Исключение из этого правила допускается для всех Академий, кроме С.-Петербургской, с особого каждый раз разрешения Св. Синода, для лиц из белого духовенства, если они удовлетворяют требованиям §§ 137 и 141 (§ 139). 5) Лица, поименованные в 79 ст., п. 2, и 80 ст., п. 3, Устава о воинской повинности (псаломщики, учителя духовных училищ, земских и церковно-приходских школ, надзиратели духовных семинарий и училищ), зачисленные в запас армии и не выслужившие установленного пятилетнего срока в занимаемых ими должностях, не могут быть допущены к приемным испытаниям. 6) К прошению о приеме в студенты Академии должны быть приложены: а) аттестат об окончании курса в среднем учебном заведении (а студентами духовных семинарий, сверх того, и одобрительное свидетельство подлежащего семинарского начальства о признании их благонадежными к принятию в Академию); б) метрическое свидетельство (а не выписка или справка) о рожде-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—573— вольное расположение учебного материала по классам. Да, кроме того, это увеличило бы курс 3 класса и могло бы тормозить обстоятельное изучение положенного здесь курса геометрии и пасхалии... При конце учебного года курс физики остается обычно неоконченным. В наш век электричества отдел об электричестве проходится почти во всех семинариях. Но часто опускаются акустика и оптика, часто преподавателю хочется познакомить учеников с общими началами химии (положено по программе), но нет времени. Нет, по большей части, времени просмотреть и намеченной в программе и помещенной в конце учебника статьи: «Приложение физики к объяснению атмосферных явлений», и ученик, переходя в пятый класс семинарии, не может дать обстоятельного объяснения самых главных метеорологических явлений... Часто навстречу доброму желанию преподавателя идет горячее стремление к науке учеников... Но нет времени... Невольно станет грустно... В светской, да и в духовной печати неоднократно указывалось на крайнюю скудость познаний воспитанников семинарий по естественным наукам. «Церковный Вестник» справедливо соглашается с «Петербургскими Ведомостями», что «семинаристы по знаниям окружающей природы стоят гораздо ниже учеников городского училища» («Ц. В.» 1901 г. 23; 731 стр.). Спросите студентов академий, многие ли из них читали хоть обычный учебник зоологии, ботаники, достаточный курс космографии и т. п.?... Нет нужды говорить о значении естественных наук для общего образования и развития. Это настолько общепризнанная истина, что образованный, но отрицающий ее человек может быть признан аномалией... Воспитанник семинарии, будущий священник, будет борцом в миру... Чтобы ходить достойно своего звания, он должен явиться в мир стоящим на достаточной высоте умственного развития... Как апологету веры, священнику знакомство с естественными науками необходимо. Богослову часто приходится касаться истин естествознания. Юные богословы едва ли не с первых классов семинарии слышат и знают, что бороться с неверием и отрицательным на-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010