" Во время покорения Иваном Грозным Казани темниковские татары во главе со своими князьями в первых рядах штурмовали неприступные стены, - рассказывает директор темниковского краеведческого музея Николай Зараев. - Поэтому Иван IV и роздал земли Темниковского княжества этим татарским князьям - Актюриным, Кудашовым, Дашковым, Кукушам, Еникеям " . История Темникова богата приключениями и авантюристами. В 1670 году Темников захватила сподвижница Степана Разина Алена Арзамасская. Крестьянская дочь из арзамасского села Выездная Слобода, она вышла замуж за своего односельчанина, а когда муж умер, ушла в монастырь. Но монахини из нее не получилась. Услышав о восстании крестьян под началом Стеньки Разина, Алена покинула обитель и собрала отряд в 7 тысяч крестьян. Установив в Темникове " народное правление " , Алена перевешала не успевших скрыться богатых людей и спалила дотла их дома. " Спустя два месяца из-под Арзамаса подошла регулярная армия. Восставшие крестьяне были разбиты, - продолжает Николай Зараев. - Алену пытали, затем поставили на базарной площади сруб, дьяк зачитал указ князя Юрия Долгорукова: сжечь бунтовщицу заживо " . " Привели женщину, - писал очевидец событий (английский моряк и путешественник), - всю в лохмотьях. С рук и ног сняли кандалы, она перекрестилась и сама вошла в горящий сруб " . Но бунтовщики тут - не главные герои. Здесь, в своем селе Алексеевке, провел последние годы непобедимый адмирал русского флота святой Федор Ушаков. Уйдя в отставку, адмирал занялся благотворительностью. По воспоминаниям настоятеля Санаксарского монастыря иеромонаха Нафанаила, вся округа знала, что, если случится беда (сгорит дом, падет корова), адмирал всегда поможет. Во время войны 1812 года Федор Ушаков вместе с темниковским соборным протоиереем Асинкритом Ивановым устроил в Темникове госпиталь для раненых на 60 человек, дав деньги на его содержание. Адмирал активно помогал пострадавшим при военных действиях, " не имеющим жилищ, одежды и пропитания " . Две тысячи рублей внес на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. В 1814 году в этом здании открылось первое в Тамбовской волости (к которой принадлежал тогда Темников) духовное училище. Наиболее бедных семинаристов адмирал содержал за свой счет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

«В результате всех преобразований город стал точкой притяжения туристов. Уже сейчас люди, как живущие в городе, так и прибывающие на данную территорию, видят колоссальный рывок в развитии. Выполненная нами работа уже сейчас позволила благоустроить более 50 гектаров общественных пространств. Главная площадь города — Соборная и прилегающие к ней улицы становятся пешеходными, доступными для прогулочных туристических маршрутов. Работа по развитию Арзамаса в рамках кластера должна быть продолжена и лечь в основу подготовки к предстоящему 450-летию города, празднование которого произойдет в 2028 году», — отметил губернатор Нижегородской области. Татьяна Яковлева рассказала о ходе строительства в Сарове клинической больницы 50 ФМБА России. Артем Здунов выступил с докладом о реализации на территории Республики Мордовия мероприятий по развитию паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». «Единое межрегиональное туристическое пространство обеспечит дополнительный интерес туристов и паломников к нашим регионам, нашим святыням и прекрасным природным объектам. Основу туристского потенциала Темниковского района республики, объекты которого включены в кластер, составляет имя адмирала Федора Ушакова, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых. В этом году при поддержке «Газпрома» мы сделали без преувеличения историческое дело — газифицировали Санаксарский монастырь, где покоятся мощи святого праведного адмирала. Наш следующий шаг — комплексная реставрация всего монастыря», — сказал глава республики. Итоги заседания Попечительского совета подвел Сергей Кириенко. Паломническо-туристический кластер «Арзамас — Дивеево — Саров» создан в Нижегородской области в 2018 году при поддержке Президента России и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках развития кластера планируется реализовать мероприятия, которые охватывают практически все отрасли экономики: дорожное хозяйство и транспорт, коммунальное хозяйство, благоустройство, сохранение объектов культурного наследия, экологию, культуру, образование, здравоохранение, обеспечивающую инфраструктуру туризма.

http://azbyka.ru/news/v-moskve-sostojalo...

Почитание Бюст адмирала Федора Ушакова. Реконструкия М. М. Герасимова Во времена большевистских гонений на Церковь Санаксарский монастырь был закрыт. Часовня, выстроенная над могилой адмирала, была до основания разрушена, честные его останки в 1930-е годы были осквернены безбожниками. Однако в годы Великой Отечественной войны имя Ушакова, наряду с именами Александра Невского и Димитрия Донского, были вспомянуты. В связи с учреждением ордена Ушакова 18 августа 1944 года по распоряжению Народного Комиссара Военно-Морского флота могила Ушакова у стены соборного храма в Санаксарском монастыре была вскрыта. Работами руководил антрополог М. М. Герасимов. При раскопках был найден адмиральский погон и золотое шитьё мундира. Изучение честных останков показало, что известный живописный портрет Ушакова работы Бажанова (на основании которого создано большинство современных иконописных изображений) не соответствует его истинному внешнему облику. Применив свой метод восстановления мягких тканей на основе костей черепа, Герасимов воссоздал образ праведного флотоводца. На него ориенировались создатели кинодилогии 1953 года " Адмирал Ушаков " и " Корабли штурмуют бастионы " , главную роль в которой исполнил актёр Иван Переверзев. В декабре 2000 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил прославить адмирала Российского флота Феодора Ушакова в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии . Накануне празднования третьей годовщины его прославления был обнаружен прижизненный портрет святого адмирала, находившийся в Темниковском музее имени Ф. Ф. Ушакова. Этот портрет неизвестного происхождения достался после революции как экспроприированная вещь Александре Порфирьевне Васильевой, которая в 1947 году, познакомившись с работой Герасимова, признала сходство и подарила портрет музею. 6 октября 2004 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить праведного Феодора Ушакова к лику общецерковных святых. 6 августа 2006 года патриархом Алексием с сонмом архиереев в Саранске был освящен первый в мире храм, посвященный святому моряку - кафедральный собор, ставший самым большим православным храмом в Мордовии .

http://drevo-info.ru/articles/13448.html

Вовремя уйти – большое искусство. Ушаков им владел. Придет время, и по проторенному им пути пойдут Сенявин, Лазарев, Корнилов, Нахимов, Макаров – великие адмиралы России. И память о непобедимом и благоверном Федоре Федоровиче будет им ярким, никогда не угасающим маяком. Дождался «Храни незлобие и всех люби нелицемерно… Хранись сребролюбия и всякого лихоимства, гордости и гнева и злопамятства, скупости и немилосердия… Никогда же празден буди, но что-нибудь сделай, кроме ночного покоя, да и в сон не вдавайся…» – Федор Федорович читал и перечитывал. Он стоял в монастырской келье и медленно перелистывал записную тетрадь с поучениями святого человека: Санаксарский монастырь весной «Терпение есть еже во всех нужных случаях не стужати и не опечалится как в трудах темных, так и в помыслах душевных, но мужественно и благодушно все злострадания претерпеть даже до смерти, за надежду милосердия Божия, по словеси Господню: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы. И паки претерпевают же до конца, тот спасен будет». Ушаков понимал: молитва родного дяди – преподобного Феодора Санаксарского – сопутствовала ему всю жизнь. И теперь привела его сюда – к стенам Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. «Для пребывания моего купил я в Тамбовской губернии в Темниковском округе землю в сельце Алексеевке – 160 десятин, на ней поселены семь дворов крестьян, между которыми построил я себе хижину, где желаю провести последние дни моей жизни», – писал Ушаков. Огород и фруктовый сад, погреб с ледником, деревянный каретный сарай, кирпичная конюшня. И сама «хижина» – небольшой каменный дом южной архитектуры. Дом стоял на холме, и с веранды, протянувшейся на весь второй этаж, открывался далекий вид на леса и поля и восходящие над ними маковки монастырских церквей. А когда по весне до горизонта разливалась река Мокша, монастырь казался стоящим на рейде линейным кораблем – флагманом Феодора Санаксарского. И подняться на его борт Ушакову предстоит совсем скоро. «Помятуя час смертный, с каковою внезапностью оный приключается», еще в Петербурге в 1810 году Федор Федорович пишет завещание. Все свои владения, купленные и полученные в дар за годы службы, он передал в собственность племянникам, «которых почитаю я вместо детей моих и о благе их стараюсь, как собственный отец». 500 десятин плодороднейшей земли в красивейшем месте Крыма – по северную сторону севастопольского рейда, омываемых с одной стороны морем, с другой – рекой Бельбек, пожалованных еще Екатериной II, он передал «для надобностей» города Севастополя. В место «последних лет жизни» Федор Федорович прибыл налегке.

http://pravoslavie.ru/56152.html

построил неск. смолокуренных заводов, сырья для к-рых хватило более чем на 30 лет. В июне 1850 г. по удостоверению Синода И. был пожалован золотым наперсным крестом и награжден палицей, к-рую 21(12?) июня в козловском во имя Св. Троицы мон-ре на него возложил преосвященный Николай. В марте 1851 г. И. был утвержден благочинным, ведавшим делами Санаксарского в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери и Чернеевого монастырей, Вышенской в честь Успения Пресв. Богородицы и Саровской пустыней, Темниковской и Кадомской общин (впосл. темниковский в честь Рождества Пресв. Богородицы и Кадомский монастыри). В 1853 г. И., так же как и др. «видным лицам духовного звания», была объявлена «архипастырская признательность со внесением в послужной список». 26 авг. 1856 г. за рачительное исполнение возложенных обязанностей, совмещенных с настоятельской должностью, И. был «всемилостивейше пожалован» золотым наперсным крестом из Кабинета Его Императорского Величества (Личное дело игум. Исаии. Л. 3, 5-6). Еще в 1850 г. И. изготовил для себя кипарисовый гроб. Предчувствуя скорую кончину, в авг. 1856 г. И. испросил 2-месячный отпуск, чтобы попрощаться с родными братьями. 5 сент. того же года И. вместе с иером. Авелем (Ванюковым) прибыл в Оптину пуст. По словам оптинских старцев, «радостно и трогательно было свидание» И. с прп. Антонием и прп. Моисеем. Братья вместе отслужили литургии 8 сент. 1856 г., в день празднования Рождества Пресв. Богородицы, и 14 сент., в день празднования Воздвижения Креста Господня. Насельники с благоговением «смотрели на этот святолепный Собор духовных мужей». На следующий день И. отбыл в Калугу, а затем в Саровскую пуст. (Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 387-388). С Великого четверга до Фоминой недели 1858 г. И. ежедневно совершал богослужения, простудился, заболел горячкой. 18 апр. 1858 г. И. был погребен на сев. стороне алтаря Успенского собора. По завещанию И. похоронили рядом со строителем Исаией (Зубковым), т. к. «по любви к нему носил его имя, подражал жизни его, душами они жили нераздельно, теперь и тела их лежат рядом» ( Авель (Ванюков).

http://pravenc.ru/text/674848.html

С помощью этих центров прошли первые Ушаковские сборы на Темниковской земле, в Санаксарском монастыре, где и упокоился святой праведный воин Феодор. Именно после прославления В.Н. Ганичев, прямо там же, в Санаксарской обители, объявил о начале ушаковского движения. А после проведения нескольких Ушаковских сборов было принято предложение считать 4 августа 2009 года Днем рождения Международного движения имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Это предложение было принято единогласно всеми участниками I Международных Ушаковских сборов… И каждый год вот уже 20 лет ребята 5 августа в Санаксарском монастыре, у мощей великого адмирала. Хотелось бы, чтобы такая традиция была и в отношении Родины Ушакова, в отношении его любимого города Севастополь… Затем такие сборы каждый год проходили в Волгограде на День Победы и летом на Кинбурнской косе, у Очакова, где воевали Ушаков и Суворов, где есть храм, который построил Суворов и где ребята жили в православном лагере у батюшки, молились, работали, отдыхали. А нескольких ребят даже крестили в море! Потом было 10-летие прославления святого праведного воина Феодора, мы провели сборы в три этапа – с весны до конца лета – в Волгограде на 9 мая, на Кинбурне в июле и в Арзамасе в августе, ребята съездили в Дивеево, в Болдино и 5 августа причащались святых Таин в Санаксарском монастыре в день праздника! Между ребятами завязалась дружба. И тогда уже на детском уровне, то есть с перспективой на будущее, пошло объединение народов, дружба между Волгоградом и Николаевом, между Луганском и Ельцом, между Москвой и Алтаем на основе общих ценностей, общей веры и истории, общих святых. Вот как они вспоминают эти дни: «В жизни каждого человека происходят события, память о которых остаётся на всю жизнь. Именно такими стали для меня «Ушаковские сборы». Это были незабываемые августовские дни! Сколько всеобщей радости и счастья они вместили! Вспоминая прошедшее порой даже трудно поверить, что всё это происходило со мной, что я побывала в святых местах, связанных с именем праведного воина Феодора.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/12/mo...

147 Преподобный Пимен Великий (IV в.) – египетский авва, сподвижник преподобных Паисия Великого и Иоанна Колова; его назидательные проповеди пользовались большим успехом. Память 27 августа. Особо почитался на Маросейке. По свидетельству современников, о. Сергий Мечев «не раз говорил, что путь, нужный его душе, это не путь Исаака Сирина , не путь обличения других, но путь Пимена Великого , который находил нужным упокоить заснувшего на бдении брата и положить его голову на свои колени, лишь бы не обличить, не осудить и не впасть таким образом в грех самому. Он предупреждал духовных детей, что если они в этом не будут учиться от его жизни, не захотят сами работать на этом пути, то, может быть, скоро настанет время, когда он и они понимать друг друга перестанут. О.Сергий не только руководствовался примером Пимена Великого , но молился ему и ввел пение припева ему после окончания вечернего богослужения» (Надежда. Душеполезное чтение. Вып.16. Базель – М. 1993. С.72). 148 Преподобный Пимен Постник (†1113) – подвижник Киево-Печерский, друг прп.Кукши, имел дар исцеления и пророчества. Мощи почивают в Антониевой пещере. Память 27 августа. 149 Иеромонах Феодор (Ушаков, 1718 – 19.2.1791) – старец, отличавшийся выдающейся духовной крепостью и духовной мудростью. Родился в родовом имении дворян Ушаковых на Волге близ г.Романова Ярославской губернии. Получив домашнее воспитание, был определен в квартировавший в Петербурге лейб-гвардии Преображенский полк. Переодевшись в нищенскую одежду, скрылся в пустынных поморских лесах на берегах Северной Двины, проведя в уединенной келлии три года. Перешел в Площанскую пустынь. Будучи без документов, был схвачен сыскной командой, но, прощенный Императрицей Елизаветой Петровной, был определен в Александро-Невскую Лавру (1744), где был пострижен в монахи (19.9.1747). Вскоре к нему стали обращаться за духовными советами. Перешел в Саровскую пустынь (1757), а ученицы, последовавшие за ним, поселились в Алексеевском монастыре в Арзамасе (см. прим.36). Переведен по его просьбе в приписанную к Сарову Санаксарскую пустынь в Темниковском уезде. Рукоположен во иеромонахи (13.12.1762) с назначением настоятелем обители. Ввел откровение помыслов. Способствовал восстановлению и упрочению Санаксарского и Алексеевского монастырей. По ложному доносу был отправлен на Соловки, где провел девять лет. Возвратившись незадолго до смерти в Санаксарскую пустынь, некоторое время был лишен возможности руководить сестрами Алексеевской общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Оказывал он и здесь свое содействие или нет, но экземпляр только что вышедшей книги о старце Феодоре (Ушакове) восемнадцать лет (с 1847 по 1865 годы) находился в личной библиотеке преподобного Антония, о чем свидетельствуют его собственноручные подписи. В 1857 году было опубликовано «Сказание о жизни и трудах преосвященнейшаго Гавриила, митрополита Новгородскаго и Санктпетербургскаго», составленное архимандритом Макарием. В нем подробно излагается деятельность келейника владыки Гавриила Феофана и рассказывается о старце Феодоре, его учениках, осуждении и освобождении. В 1862 году выходит книга «Архимандрит Феофан, настоятель Кириллова–Новоезерскаго монастыря. Биографический очерк, с портретом покойнаго о. Архимандрита, и приложением его записок, нравственных наставлений и писем» профессора Н. Субботина . И здесь с большим почтением говорится о значении в жизни отца Феофана его первого Санаксарского старца и судьбах его послушников–учеников. Отметим и настоятельствовавшего в Санаксарском монастыре с 1879 по 1884 годы игумена Тихона (Цыпляковского), бывшего до и после этого одним из немногочисленных в его Вышенском затворе собеседников святителя Феофана. В 1885 году он написал и издал в Темникове, в типографии А.И. Данилова подробное «Историческое описание Темниковскаго Санаксарскаго монастыря», сразу же ставшее библиографической редкостью. Поэтому в 1888 году вышло второе издание этой книги. В 1890 году увидело свет составленное игуменом Тихоном «Жизнеописание старца Феодора, Санаксарского монастыря строителя». Обе его книги, несомненно, послужили увековечиванию блаженной памяти преподобного. Одиннадцатый Санаксарский настоятель игумен Тихон (Цыпляковский). Кроме того «Жизнеописание старца иеромонаха Феодора (Ушакова), восстановителя и настоятеля Санаксарского монастыря», послужившее оживлению памяти об этом неординарном подвижнике и его широкого народного почитания, публиковалось в 1886 году в 3–м, 9–м, 16–м и 22–м номерах Тамбовских Епархиальных Ведомостей. В 1905 году вышла книга Е. Поселянина «Русская Церковь и русские подвижники XVIII века», в которой среди биографий двадца-ти русских подвижников и подвижниц есть глава «Старец иеромонах Феодор (Ушаков)» с его портретом, а также главы о его ученице «На-стоятельница Арзамасской Алексеевской общины, Марья Петровна Протасьева» и «Гавриил, митрополит Новгородский и С.–Петербургский» с перечислением в последней учеников старца Фео-дора и рассказом о его освобождении из Соловков.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Кирсанова; с 14 по 26 февраля – церкви и школы г. Козлова, Елатомского и Темниковского уездов, гг. Кадома, Темникова и Спасска, Саровская и Вышенская пустыни, Санаксарский монастырь; в марте – г. Моршанск; в мае – епископ Кирилл дважды выезжал для освящения храмов в Ахтырском женском монастыре Козловского уезда и в слободе Голынщине Кирсановского уезда; с 31 мая по 4 июня обозревал церкви и школы Шацкого и Моршанского уездов и Моршанскую женскую общину; 25–28 июня – церкви и школы гг. Усмани и Борисоглебска; в июле посетил г. Елатьму и Елатомский уезд; в сентябре предпринял продолжительную поездку по уездам Тамбовскому, Козловскому, Липецкому и Усманскому; 3–6 ноября осматривал церкви и школы г. Лебедяни) 1911 – в продолжение 10 поездок по Тамбовской епархии посетил 5 городов, 5 мужских и 9 женских монастырей, 191 сельский приход и произнес 210 поучений 1911,16  октября – освящение нового храма Тамбовской духовной семинарии 1912,11  января – учреждение по инициативе епископа Кирилла Церковно-археологического комитета Тамбовской епархии 1912,  январь – вызван в С.-Петербург для присутствия в Св. Синоде, находился в С-Петербурге до 17 апреля 1912 года 1912, май – по ходатайству епископа Кирилла, духовенства всех епархиальных городов и городского самоуправления о прославлении епископа Тамбовского Питирима Св. Синод, поручил «образовать комиссию для расследования чудес, совершившихся при мощах святителя, и о последующем довести до сведения Св. Синода» 1912, 11 августа – опубликование в «Тамбовских епархиальных ведомостях» открытого письма редактору газеты «Тамбовский край» по поводу кощунственной статьи «Почетный член Ной» 1912,23 августа – объявление епископом Кириллом о решении учредить второе епархиальное женское училище в г. Шацке 1912, 30 сентября – освящение нового храма, устроенного в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», при училище для слепых детей 1912,3  ноября – принял участие в погребении почившего митрополита Антония (Вадковского) 1913,14  января – восьмое и последнее заседание особой комиссии под председательством епископа Кирилла по обследованию чудотворений, совершившихся по вере в молитвенное предстательство пред Богом святителя Питирима; направление результатов деятельности комиссии в Св. Синод 1913,  март – поручении Св. Синодом провести ревизию Самарского и Уфимского епархиальных управлений 1913,6  мая – возведен в сан архиепископа 1913, июнь – утверждение решений образованной по благословению епископа Кирилла комиссии, выработавшей проект по сокращению канцелярской деятельности благочинных Тамбовской епархии 1913,28 июня – резолюция императора Николая II на докладе Св. Синода с предложением канонизации святителя Питирима Тамбовского: «Согласен. Прочел с чувством истинной радости и умиления»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

19 декабря 1806 года он подал Императору прошение об отставке: " Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны - да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением... " Эти слова, венчающие ратный подвиг, славное и многотрудное служение родному Отечеству, свидетельствуют, что непобедимый адмирал исполнен был смирения и покорности воле Божией, и благодарения Богу за все, - это были чувства истинно христианские. Отойдя от служебных дел, он некоторое время жил в Санкт-Петербурге, продолжая покровительствовать племянникам, и готовился к переезду на постоянное и уже последнее место своей земной жизни. У него было несколько небольших деревень на родине в Ярославской губернии, был участок земли вблизи Севастополя... Душа адмирала, от младенчества взыскавшая Господа, просила покоя, уединения, молитвы. Он принял решение, исполненное глубокого смысла: он избрал для жительства тихую деревню Алексеевку, в Темниковском уезде, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря, где в годы его ратных подвигов молился о нем его родной дядя - преподобный Феодор. Несомненно, что молитвенное их общение никогда не прерывалось. Потому и устремилась сюда, к святой обители душа адмирала, что здесь подвизался о Господе и упокоился самый духовно близкий ему человек на земле. Монах и моряк - они оба были воинами Христовыми, оба делали одно дело: ревностно служили Господу - на том поприще, на которое Он их призвал. Перед тем, как окончательно в 1810 году покинуть столицу, Феодор Феодорович, " памятуя час смертный с каковою незапностью оный приключается " , написал завещание. Никогда не имевший своей семьи и своих детей, он все небогатые владения передал в собственность племянникам, " которых почитаю я вместо детей моих и о благе их стараюсь как собственный их отец " . Сохранилось свидетельство тогдашнего настоятеля монастыря иеромонаха Нафанаила о завершающем периоде земной жизни Феодора Феодоровича: " Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксарской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга, вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в деревне Алексеевке, расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам Божиим во всякое время. В Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего пощения и приготовления к Св.Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=820

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010