искали, где бы жестокая жизнь была, подольше службу выбирали. В Саровской пустыни? Нет, слабо! Пошли к отцу Феодору в Санаксар. Обитель без ограды (каменной), забором огорожена, церковь маленькая, волоковые окошки. Внутри и стены не отесаны, а свеч-то не было — с лучиной читали в церкви. И платье-то какое носили — балахоны! Один смурый кафтан был для одного, который для покупок выезжал. Начало недостаточное и трудное. В лаптях ходили. А что при себе что-нибудь иметь — ничего уж не было! Огня в келии никогда не бывало. А послушание было такое, что я сам и полы мыл, и щепки собирал, и ложки мыл, и пищу варил, сами караулили ночами. А всенощная продолжалась в Санаксаре семь часов». Добродетельная жизнь отца Феодора располагала обращаться к нему в нуждах многих мирян. Пожелал иметь его отцом духовным и темниковский воевода Нилов. Три года жили они хорошо, а потом воевода зачудил, посты стал нарушать, граждан притеснять, судить стал несправедливо. Жаловались Феодору на воеводу, но обличения старца уже мало действовали. Однажды вздумалось Нилову построить себе новый дом, а время было жатвы. Стали крестьян принуждать, а они за помощью к заступнику своему обратились, тот приехал и был у него с воеводой разговор. Долго увещевал Нилова его отец духовный, да тот ничего слушать не хочет, только пуще злится. Призвал свидетелей и велел записать, что настоятель Санаксарской пустыни его грабителем назвал. Такой протокол самой императрице направили, а оттуда в Синод. Дело разобрали и отправили отца Феодора со всем имуществом в Соловецкий монастырь. А имущества всего и было — войлок шерстяной, холстиной обшитый, подушечка, шуба овчинная, мантия и ряса. Темников же сразу пугачевцы разграбили, а Нилов бежал, да вскоре умер, покаявшись публично, что согрешил перед отцом духовным. Старец Феодор жил на Соловках десять лет, писал чадам письма с наставлениями о терпении скорбей, как и сам он терпел, страдая то от холода, то от угара печного, когда его замертво выносили и снегом оттирали. По ходатайству боголюбивого митрополита Гавриила, дело старца было пересмотрено, и ему разрешили вернуться в Санаксары, где вся братия, ликуя, встречала его у Мокши. Потом гостил он некоторое время в Арзамасе у сестер Алексеевской общины, верных духовных чад, которые еще из Петербурга с ним уехали. Потом побывал в Сарове, прощаясь с тамошними старцами, и, наконец, совсем вернулся в Санаксар, где только несколько дней и прожил. Перед кончиной он все плакал о юношеских согрешениях своих, и тихо умер, причем тело его вовсе не издавало тленного запаха. Прошлым летом (2000 г.) обрели мощи преподобного старца, и по ходатайству верующих, учитывая совершаемые исцеления, причислили старца Феодора Ушакова к лику святых.

http://pravmir.ru/pasxa-v-sanaksarax/

Саровская пустынь славится безвозмездным гостеприимством стекающихся отвсюду богомольцев, которых иногда бывает здесь до 4000 в одно время, и все не только насыщаются от трапезы монастырской, но даже, по желанию их, снабжаются хлебом и на возвратный путь. Иеромонах этой пустыни Мелетий известен путешествием своим к св местам, в Палестину; а память иеромонаха Серафима, пустынника и затворника здешнего, уважается за благочестивую его жизнь. САНАКСАРСКАЯ, или СЕНОКСАРСКАЯ, пуст. муж. в 3 верстах от уездного города Темникова. Основана в 1659 году Темниковским писцом Лукою Евсюковым; а в совершенство приведена, с постройкою новых зданий, по усердию и на иждивение дворянина Игнатия Ушакова, в царствование Екатерины II. Здесь три церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы; 2) больничная, Владимирской Божией Матери; 3) Преображения Господня, над св. вратами. Обитель эта замечательна по живописному своему местоположению, красоте зданий и строгой жизни монашествующих; а внутренним украшением, драгоценностью церковной утвари, и ризницы не уступит первейшим монастырям в России. Добродушное принятие всех посетителей и призрение бедных, привлекают в эту пустынь во всякое время множество разного звания богомольцев не только из окрестностей, но и из дальних стран. В сей обители, погребен родной внук храмоздателя, искусный и храбрый воин, адмирал Федор Федорович Ушаков. ВЫШЕНСКАЯ-УСПЕНСКАЯ, пуст. муж., в 65 верстах от уездного города Спаска, на реке Выше. О времени основания сей обители сведений нет. Здесь соборная церковь Успения Богородицы, древней архитектуры. ВОЗНЕСЕНСКИЙ, женский, 3 класса, в губернском городе Тамбове, на берегу речки Студенца. Основан в 1690 году. Здесь соборная церковь Вознесения Господня. УСПЕНСКИЙ, женский заштатный, в 5 верстах от уездного города Усмани, при селе Новоуглянске. О времени основания сей обители неизвестно. В 1764, она была упразднена; а по соизволению императора Павла I, в 1799 году восстановлена в следствие просьбы Усманской помещицы Надежды Федоровой, которая на собственное свое иждивение построила нынешнюю соборную церковь Успения Пресвятой Богородицы, и для ежегодного содержания монастыря внесла на вечное время в банк 40000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Неск. раз (в авг. 1771, 1778 и 1780 и др.) И. посещал Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь , в 1775-1783 гг. вел регулярную переписку со строителями-иеромонахами Ефремом (Коротковым) , которого почитал как «старца праведного», и Пахомием (Леоновым). 6 дек. 1776 г. И. рукоположил во иерея саровского насельника Назария (Кондратьева) , буд. игум. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Публикация проповеди И. при освящении 15 авг. 1778 г. нового Успенского собора Саровской пуст. считается первым печатным источником по истории этой обители (СПб., 1778). После освящения собора И. побывал в пещерной церкви, устроенной первоначальником прп. Иоанном , и пожелал возобновить в ней богослужение. Посетивший Саров вместе с архиереем помещик Н. А. Радищев (отец А. Н. Радищева ) обещал выделить средства на обновление храма. После ремонта 15 авг. 1780 г. И. освятил пещерную ц. во имя преподобных Антония, Феодосия и всех Киево-Печерских отцов. В эти годы Саровская пуст. неск. раз подвергалась нападениям грабителей. Осенью 1779 г. строитель иером. Пахомий просил И. прислать в его распоряжение 6 солдат под командованием унтер-офицера, чтобы разбойники «не сделали на ту пустынь нашу нападения и при разграблении не привели бы оную пустынь огненным поджогом в конечное истребление». Военные привезли с собой неск. чугунных пушек, к-рые были установлены ок. сев.-зап. угловой башни и направлены в сторону моста через р. Сатис (см.: Евгений, иером. Записки//Изв. Тамбовской УАК. 1904. Вып. 49. С. 242). Много внимания И. уделял Санаксарскому темниковскому монастырю , к-рый его «радовал... своим благоустройством и душеспасительным поведением». При И. в обители проводились ремонтные и строительные работы, в нижнем этаже соборного храма устроена и в 1776 г. освящена ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи; 16 авг. 1780 г. И. переосвятил престол верхней соборной церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы. Также в мон-ре была построена и 6 июня 1782 г. освящена больничная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с кельями для больных.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Со вступлением на престол Александра I ветер вновь переменился. За «ненадобностью большого флота» Федор Ушаков был отозван из Севастополя в Петербург. Здесь он прослужил в качестве главного командира Балтийского гребного флота вплоть до 1806 года, когда подал императору прошение об отставке. Праведный Федор Ушаков жил еще несколько лет после отставки в Петербурге. Много заботился о нуждающихся. Кому-то помогал протекцией, кого-то поддерживал финансово. Но уже в 1810 году уехал в свое имение Алексеевка Темниковского уезда. Здесь он вел уединенную жизнь в посте и молитве. По воскресным и праздничным дням посещал расположенный неподалеку Санаксарский монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. А в Великий пост и вовсе жил в одной из братских келий и молился за каждой службой. Много жертвовал на обитель, а также нищим и нуждающимся, которые приходили к нему просить помощи. Во время войны 1812 года он отказался возглавить ополчение из-за слабости здоровья, однако на его личные средства был организован госпиталь для раненых и сформирован 1-ый Тамбовский пехотный полк. Праведный Федор Ушаков скончался в октябре 1817 года. Его отпевали в Спасо-Преображенский соборе города Темникова. Гроб на руках несли несколько километров до Санаксарской обители. Он был погребен, согласно завещанию, рядом со своим родным дядей, преподобным Федором Санаксарским, возобновившим этот запустевший монастырь. Несмотря на то, что в тридцатые годы XX века часовня, возведенная над могилой адмирала, была разрушена, имя талантливого военачальника и флотоводца Фёдора Ушаков не забывалось даже в советскую эпоху. В марте 1944 года указом Президиума Верховного совета СССР была учреждена советская флотская награда - «Орден Ушакова». Этим орденом награждались офицеры ВМФ «за выдающиеся успехи в проведении морских операций, в которых была достигнута победа над численно превосходящим противником». Тогда же возник вопрос о месте погребения адмирала. Когда специальной комиссией была вскрыть могила, то обнаружились нетленные останки.

http://foma.ru/imya-fedor-ot-muchenikov-...

«В результате всех преобразований город стал точкой притяжения туристов. Уже сейчас люди, как живущие в городе, так и прибывающие на данную территорию, видят колоссальный рывок в развитии. Выполненная нами работа уже сейчас позволила благоустроить более 50 гектаров общественных пространств. Главная площадь города — Соборная и прилегающие к ней улицы становятся пешеходными, доступными для прогулочных туристических маршрутов. Работа по развитию Арзамаса в рамках кластера должна быть продолжена и лечь в основу подготовки к предстоящему 450-летию города, празднование которого произойдет в 2028 году», — отметил губернатор Нижегородской области. Татьяна Яковлева рассказала о ходе строительства в Сарове клинической больницы 50 ФМБА России. Артем Здунов выступил с докладом о реализации на территории Республики Мордовия мероприятий по развитию паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров». «Единое межрегиональное туристическое пространство обеспечит дополнительный интерес туристов и паломников к нашим регионам, нашим святыням и прекрасным природным объектам. Основу туристского потенциала Темниковского района республики, объекты которого включены в кластер, составляет имя адмирала Федора Ушакова, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых. В этом году при поддержке " Газпрома " мы сделали без преувеличения историческое дело — газифицировали Санаксарский монастырь, где покоятся мощи святого праведного адмирала. Наш следующий шаг — комплексная реставрация всего монастыря», — сказал глава республики. Итоги заседания Попечительского совета подвел Сергей Кириенко. Паломническо-туристический кластер «Арзамас — Дивеево — Саров» создан в Нижегородской области в 2018 году при поддержке Президента России и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В рамках развития кластера планируется реализовать мероприятия, которые охватывают практически все отрасли экономики: дорожное хозяйство и транспорт, коммунальное хозяйство, благоустройство, сохранение объектов культурного наследия, экологию, культуру, образование, здравоохранение, обеспечивающую инфраструктуру туризма.

http://patriarchia.ru/db/text/6081603.ht...

Иеромонах Нафанаил делится своими наблюдениями: «Оный адмирал Ушаков… и знаменитый благотворитель Санаксарской обители по прибытии своем из Санкт-Петербурга около восьми лет вел жизнь уединенную… по воскресным дням и праздничным приезжал для богомоления в монастыре в келье для своего посещения… по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неукоснительно, слушая благоговейно. В послушаниях же в монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего значительным благотворением, тем же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния в всепомощи. В честь и память благодетельного имени своего сделал в обитель, в соборную церковь, дорогие сосуды, важное Евангелие и дорогой парчи одежды на престол и жертвенник…» Размеренная и тихая жизнь отставного адмирала резко изменилась, когда 1812 году через Неман на Россию хлынула полумиллионная «армия двунадесяти языков» Европы. На дворянском собрании Тамбовской губернии единогласно решили, кому быть командиром местного ополчения. Но силы Федора Федоровича были уже не те. Дворянскому предводителю он ответит: «За избрание меня губернским начальником над новым внутренним ополчением по Тамбовской губернии, за благосклонное обо мне мнение и за честь сделанную приношу всепокорнейшую мою благодарность. С отличным усердием и ревностью желал бы я принять на себя сию должность и служить Отечеству, но с крайним сожалением за болезнью и великой слабостью здоровья принять ее на себя и использовать никак не в состоянии и не могу». Но Ушаков не опустил руки. Вместе с темниковским соборным протоиереем Асинкритом Ивановым он устроил госпиталь для раненых и обеспечивал его финансирование. Пожертвовал 2000 рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. А затем и огромную сумму – 31 тысячу рублей, хранимую им в Опекунском совете Санкт-Петербурга, – в помощь разоренным войной: «Я давно имел желание все сии деньги без изъятия раздать бедствующим и странствующим, не имеющим жилищ, одежды и пропитания».

http://pravoslavie.ru/56152.html

Пользуясь доверенностью и любовию Преосвященного, он первым долгом своим поставил напомнить ему о любимом своем наставнике монашеской жизни Отце Феодоре и доложить о невинном осуждении и заточении его в Соловецкую обитель. Знал он весь ход дела и изложил оное на бумаге. Преосвященный представил записку Государыне Императрице, объяснив, что Старец Феодор девять лет находится в Соловецком монастыре потому только, что письменный ответ его на представление Темниковского Воеводы Воронежским Наместником рассмотрен и принят неправильно, на другой же день Императрица дала указ, возвратить старца Феодора в Санаксарскую пустынь, куда и прибыл он в Октябре 1783 г. Преосвященный Гавриил, обозревая Епархию, нашел Тихвинский монастырь в крайнем упадке и запустении, и, по возвращении в Санкт-Петербург, спросил Отца Феофана, кого бы на место престарелого Архимандрита Евфимия сделать настоятелем сего монастыря. Отец Феофан прямо указал на строителя Пешношского монастыря Игнатия, которого благочестивая жизнь, трудолюбие и способность к домостроительству известны ему были еще в Санаксарской пустыни, где они вместе начали жизнь монашескую. И по представлению Преосвященного Гавриила, Игнатий произведен был в Архимандрита Тихвинского монастыря. По времени Игнатий переведен был в Симонов монастырь (в Москве), совсем было упраздненный. Отец Феофан просил известного ему благотворителя, Московского именитого гражданина, Афанасия Ивановича Долгова, содействовать Отцу Игнатию в восстановлении и устроении запустелого монастыря Симонова. Когда Долгов изъявил на то свое согласие, он предложил о сем Митрополиту, а сей Святейшему Синоду. Симонов монастырь пришел в наилучшее устройство и благолепие, во внешнем и внутреннем состоянии. Итак беспрекословно, что восстановлению Тихвинского и Симонова монастырей первый виновник некоторым образом был Отец Феофан. По его же указанию и многие другие настоятели монастырей поставлены были на должность настоятельскую и всегда вполне оправдывали свое избрание. О высоте его духовной жизни и духовного разума много свидетельствует уже то одно, что, когда принесен был к Преосвященному Гавриилу от старца Паисия из Молдавии перевод книги, Добротолюбия , он избран был в число советников при ученых Александроневской Академии, поверявших сей перевод. Ибо при сем деле требовалось не только точное знание Греческого языка, но и верное и опытное разумение жизни духовной 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Sokolov...

Иларион, юный годами, был преемником Герасиму и напомнил собою лицо первого пещерника Киевского, потому что и он стал рыть себе подземную келью в ребрах холма Татарского, как некогда тот не убоялся продолжать Варяжские пещеры: быть может, и здесь какие либо темные склепы Ордынцев навели на первую мысль о пещерах, которые обратились впоследствии в кельи иноков. Достойно внимания, что и сей древний Иларион, бывший Митрополитом Киевским, явился, в сонном видении, юному труженику и благословил его на подвиг. Хотя отшельники сии не оставались до исхода дней своих в избранном ими жилище, по трудности жительства посреди столь диких лесов, однако они передавали друг другу таинственное преданье о будущей славе этого места: она им представлялась, в видении света неземного, на том месте, где потом сооружены храмы; она им слышалась в тайном звуке невидимого колокола, вестника грядущего благовеста; так почти всегда таинственно прорекались имеющие возникнуть обители, со времен самых отдаленных, и до нынешних. Нечаянное обретение медного креста одним поселянином, в разрытых им окопах, назнаменовало место сие для будущих святилищ. Настал заветный час прочного основания пустыни и явился муж, на то предназначенный, которого уже не устрашили страхования ночные и коварных человек озлобления; он принял благословение Илариона, сделавшись учеником его, и безвыходно поселился в его кельи, веруя, что уже подобает прославиться этому месту, потому что и его самого посещали откровения свыше. И в какое время помыслил он совершить это предприятие? когда упразднялись многие вековые обители, как бы отжившие свои годы, и самое монашество, казалось, умалялось. Тогда суждено было, вопреки помышлениям человеческим, прозябнуть этому новому семени иночества, глубоко пустить свои корни в почву Русскую и возрасти в великое древо, посреди дремучей дубравы; иноками, исшедшими из-под ее сени, должны были обновиться многие упраздненные обители и освежиться поблекшие пустыни, так что дремучий бор Саровский сделался рассадником иноков по всей Руси. Иоанном звался в мире и в схиме этот первоначальник Саровский, Исаакием в пострижении иноческом, и происхождение его было самое убогое: он был сын причетника села Красного под Арзамасом, но уже с пятнадцатилетнего возраста посвятил себя на служение Богу, в Введенском монастыре своего родового города. Это было в 1689 году; отец его постригся также в монашество, под именем Феофана. Три года спустя, при последнем Патриархе Адриане, рукоположен был Исаакий, Митрополитом Сарским и Подонским, Евфимием, в иеромонаха Темниковского Санаксарского монастыря; но душа его стремилась к безмолвию пустынному. Он удалился в дремучие леса Саровские к отшельнику Илариону, получив от него пустынное наследство его пещер.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Помимо монастырского лазарета великая княгиня посетила городской лазарет, лазарет в доме Егоровых, лазарет Красного креста и лазарет Вознесенского монастыря. В лазарете Красного креста, увидев на столе одного из раненых брошюру «Святитель Питирим, его жизнь и чудеса», великая княгиня выразила желание приобрести такие же брошюры для раздачи раненым в московских лазаретах и для отсылки на фронт. Вечером, в присутствии великой княгини, в доме губернатора состоялось заседание Тамбовского отделения Елисаветинского комитета, после окончания которого Ее Высочество вновь побывала в кафедральном соборе, где приложилась к раке со святыми мощами святителя Питирима, а затем посетила всеми почитаемую в Тамбове Μ. Ф. Чернову, расслабленную более 47 лет. В ночь на 3 апреля великая княгиня отбыла из Тамбова 189 . 1915 год не стал исключением в заведенном архиепископом Кириллом порядке обозрения епархиальных храмов и монастырей, хотя по условиям военного времени поездки были более кратковременны. Первая поездка была совершена 25–26 апреля в г. Козлов для освящения придела Троицкой церкви 190 . Вторая длилась также два дня (23–24 мая) и была посвящена обозрению церквей 5-го благочиннического округа Тамбовского уезда 191 . Третья поездка была более продолжительной: с 3 по 10 июня, и включала посещение г. Кирсанова и тридцати четырех сел Тамбовского и Кирсановского уездов 192 . Четвертая поездка была предпринята с 26 по 30 июня для обозрения Тихвинско-Богородицкого монастыря, церквей г. Кирсанова, а также 14 приходов Кирсановского и Тамбовского уездов 193 . Наконец, пятая поездка архиепископа Кирилла была им совершена с 8 по 24 июля 1915 года для посещения монастырей и церквей Шацкого, Темниковского и Спасского уездов 194 . Особое расположение владыки к монастырям выразилось и в этот раз в том, что он останавливался в каждом из них на несколько дней. Следует ли говорить, что для епархиальных архиереев той поры проживание в монастырях в течение нескольких дней было крайней редкостью. В эту поездку владыка провел в Вышенской пустыни четыре дня (с 10 по 13 июля), столько же – в Саровской (с 16 по 19 июля), два дня в Санаксарском монастыре 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прими из рук моих внешний знак твоей власти – вот этот посох. Он должен напоминать тебе и твои права и обязанности. Как пастырь отгоняет от своего стада всякого хищного волка, так и ты должен всячески соблюдать вверенную тебе общину от злых человек. Помни при этом, что у посоха два конца и берегись грозного слова Господня, что раб тот, который знал волю господина своего и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много ( Лк. 12:47 ). В этом напоминание тебе об ответственности на Страшном Суде. Не ослабевай же в молитве и подвиге...» 861 Служба продолжалась с 8 часов утра до 1 часа дня. Во время речи архиепископа Кирилла игумен Александр с братией стояли у амвона. Вручив жезл новопоставленному настоятелю, владыка благословил насельников обители приветствовать своего нового руководителя. Слово архиепископа Кирилла произвело на иночествующую братию и всех присутствовавших сильное впечатление. Владыка остался в святой обители на ночь, а утром 21 июля выехал в Казанский монастырь. 10 апреля 1916 года игумен Александр был награжден наперсным крестом, а 20 июля 1917 года – палицей. Революционные события февраля и октября 1917 года игумен Александр не приветствовал. В марте 1918 года часть революционно настроенной братии во главе с иеромонахом Владимиром, заручившись у власти большевиков согласием на избрание нового игумена, восстала против своего настоятеля. Братия отстранила игумена Александра на основании того, что он «не признает советской власти», и избрала нового настоятеля – казначея иеромонаха Венедикта. Однако поскольку епархиальная власть не подержала подобных революционных действий, часть братии обратилась к гражданской власти за поддержкой. И нашла ее, взамен на... выплаченные монастырем контрибуции. Устного заявления трех граждан (иеромонаха, послушника и милиционера) о контрреволюционности игумена Александра было достаточно для принятия решения об его аресте. Народный военно-революционного трибунал Темниковского уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 14 (27) марта 1918 года постановил: «Сего числа в Военно-революционный трибунал явились иеромонах Санаксарского мужского монастыря Владимир, послушник того же монастыря Константин Васильевич Козлов и красноармеец находящийся при монастыре Гавриил Афонин и заявили, что настоятель вышеупомянутого монастыря игумен Александр позволяет себе оскорбительно высказываться по адресу советской власти и вообще проявляет контрреволюционные выходки, в виду чего трибунал ПОСТАНОВИЛ: подвергнуть игумена Александра задержанию при отдельной келье, сдав под охрану красноармейца, произведя об этом немедленно дознание. Задержание поручить начальнику штаба красноармейского отряда» 862 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010