На другой год монастырь был восстановлен, а казармы переведены на другое место. Всех монастырей восстановлено было до конца XVIII в. 29.» Основание новых монастырей после 1764 г. шло весьма неуспешно. До 1800 г. открылось всего до 20 монастырей. Известен был пустынножитель Феофан, подвизавшийся на Анзерском о-ве, а потом в самой Соловецкой обители, преставившийся 80 лет 26 июня 1819 г. Прославился подвижнической жизнью и перенесенным им за усердие к монашеству схимонах Симеон, основатель пустыни «Белые берега» в Брянских лесах, в урочище Полбине, на берегах реки Снежита, переселившийся туда 15 нояб. 1741 г. Старец иеромонах Феодор, происходивший из старинного рода Ушаковых, оставил службу в Преображенском полку и ушел спасаться в поморские леса на берегах Сев. Двины. Он был потом арестован за оставление полка, допрашивался имп. Елисаветой, удовлетворившей его просьбу принять постриг. По ея повелению он был определен в Александро-Невскую лавру и отличался подвижнической жизнью. Почитал его даже имп. Петр III. В 1757 г. он ушел в Саровский мон., а затем в обедневшую Санаксарскую пустынь, находившуюся на реке Мокше, вблизи г. Темникова Тамбовской г. Саноксарской называлась она по окружающим обитель сенокосам 38 ). Он привел обитель в цветущий вид и в 1762 г. был рукоположен в иеромонахи с назначением настоятелем. Духовные его дети в Петербурге продолжали помогать обители. Настоятелем он был твердым и строгим, «в наставлениях нарочито имел искусство, в рассуждениях был остр и пространен». По установлению штатов пустынь подлежала упразднению. Феодор же добился оставления обители и наименования ея затем монастырем. Из числа его учеников впоследствии вышло несколько настоятелей, вдохнувших новую иноческую жизнь в монастырях. Через него митр. Гавриил познакомился с выдающимися иноками, которых и назначал в настоятели великорусских обителей, ранее неудачно, в смысле духовного руководительства, управлявшихся учеными малороссиянами. Претерпел он и скорби из за обличенного им темниковского воеводы Неелова. Девять лет томился он в ссылке в Соловках. По предстательству митр. Гавриила, имп. Екатерина разрешила ему вернуться в Санаксарский мон., в котором он преставился 19 февраля 1791 г. на 73 году жизни. Троицкий инок, старец Зосима, основал пустынь в 25 вер. от Троице-Сергиевой Лавры, на бер. речки Молохчи, в прежней Переяславль-Залесской области. Много самого разнообразного народа приходило за наставлениями к схимонаху Зосиме, по имени которого пустынь стала называться Зосимовской. Он имел дар старчества. Почитала его имп. Елисавета, неоднократно его посещавшая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

В 1992 году силами братии было выпущено в свет растиражированное простым репринтным способом отпечатанное на печатной машинке старое «Жизнеописание и наставления старца иеромонаха Феодора (Ушакова)», вышедшее скромной брошюрой, как издание Саранской епархии и Рождество–Богородичного Санаксарского монастыря. В следующем 1993 году обитель совместно с Саранским братством преподобного Серафима переиздала таким же образом «Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря» игумена Тихона (Цыпляковского). Это было третье за всю историю ее существования издание книги, небольшой тираж которого стремительно разошелся среди многочисленных паломников 366 . Случаи чудесной помощи братии и богомольцам по молитвам старцу Феодору расположили владыку Варсонофия благословить отца Варнаву готовить материалы к канонизации преподобного, а несколько позже – начать (по рекомендации Комиссии по канонизации святых) запись наиболее достоверных свидетельств исцелений и чудес. В 1997 году обитель посетили более тридцати пяти тысяч паломников и экскурсантов! 367 А количество ее насельников выросло до дореволюционного уровня в 60–70 человек. К 1998 году была составлена первая редакция «Жития преподобнаго и богоноснаго отца нашего Феодора, Санаксарскаго чудотворца» на 22 машинописных страницах, набранного компьютерным способом. Она представляла собой русский перевод книги «Жизнь отца Феодора…» 1847 года издания. Кроме того, были составлены два варианта тропаря и один кондак святому. Преосвященный епископ Варсонофий отвез их вместе с проектом Деяний освященного собора Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви «О канонизации преподобного отца нашего Феодора в Санаксарстей пустыни просиявшего» к Святейшему Патриарху Алексию II, который передал их в Комиссию по канонизации святых, сопроводив проект Деяний следующей собственноручной резолюцией: «18.II.1998 ЕВП Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, Председателю Синодальной Комиссии по канонизации святых. Прошу разобрать для возможной канонизации в лике местно чтимых святых. Подпись».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

К концу десятого года жизни в Арзамасе узнал о местонахождении своей племянницы ее дядя, который забрал ее оттуда в северную столицу. Вскоре после этого Евдокия удалилась в Староладожскую обитель Успения Божией Матери. В декабре 1777 года она была там пострижена с именем Евпраксия, а 2 февраля 1779 года – возведена преосвященным митрополитом Гавриилом в лаврской Благовещенской церкви в сан игуменьи. В ее жизнеописании отмечается то, что игуменью Евпраксию всегда и глубоко уважал святой старец Феодор. И она, конечно же, отвечала ему тем же 347 . Живя по завету отца Феодора плодами трудов своих собственных рук, Алексеевская община славилась художницами и золотошвеями. Заказы на шитье поступали к ним из Москвы, Петербурга, Афона, Иерусалима, Молдавии, Греции, из десятков обителей и приходов России. В 1884 году рукодельницы получили золотую медаль за изготовление хоругвей и плащаниц для храма Христа Спасителя в Москве 348 . Что касается Санаксарской обители, то, несмотря на все изменения, касавшиеся уставных правил, заметного смягчения обычаев, введенных приснопамятным старцем Феодором, не произошло. Нищенство, перенятое у преподобного его первыми учениками, уступило место той неброской скромности, значение которой самими обитателями монастыря вряд ли осознавалось, настолько она казалась привычной. Зато со стороны особенности Санаксара виделись хорошо, и лишнее подтверждение тому – стойкий авторитет обители у нескольких поколений почитателей духовного подвига иеромонаха Феодора Ушакова. В 1809 году в Темниковском уезде, в принадлежавшей ему тихой деревне Алексеевке, расположенной вблизи Санаксарского монастыря, поселился отошедший от дел адмирал Феодор Феодорович Ушаков, почтивший тем самым память своего родного дяди, горячо молившегося в воссозданной им святой обители о победах русского флота, предводительствуемого его любимым племянником. Святой праведный русский воин, от младенчества взыскавший Господа 349 , нашел в этой родной для себя обители идеальное место для щедрого благотворения, а также для уединения, богомыслия и молитвы. Настоятелем обители был тогда ее талантливый архитектор, строитель и иконописец иеромонах Филарет (Былинин) 350 , постриженник и ученик неоднократно упоминавшегося уже иеромонаха Венедикта. Казначеем же обители был тогда иеромонах Нафанаил 351 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В миру инока Исаакия звали Иван Федорович Попов, он был сыном церковнослужителя – причетника. С ранних лет он подвизался в храме, помогая своему отцу на клиросе петь и читать. Также с ранних лет он чувствовал тягу к монашеской жизни, однако, некоторое время он никак не мог решиться уйти в монастырь. Только после нескольких видений он, укрепившись в желании монашеской жизни, уходит в арзамасский Введенский монастырь. 6 февраля 1689 года, на 19-м году от рождения Иван Попов был пострижен с именем Исаакия. Вскоре молодой инок стал тяготиться городской суетой, в которую волей-неволей была вовлечена Введенская обитель. От пришедшего во Введенский монастырь монаха Филарета инок Исаакий узнал, что в дремучих Темниковских лесах, между Сатисом и Саровом, есть удобное для отшельничества место. Вместе они отправились на это место и поставили там крест. А некоторое время спустя, в 1691 году, Исаакий, которому тогда исполнился 21 год, с благословения настоятеля Арзамасской обители и своего духовника, поселился вместе с Филаретом на Старом городище. Только месяц прожили они здесь. Не выдержав трудностей пустынножительства, они переселились в Санаксарскую пустынь. Год спустя, по просьбе санаксарской братии, Исаакий в Москве был рукоположен во иеромонаха. Но даже суровая жизнь Санаксарской пустыни не могла удовлетворить жажду подвига о. Исаакия – он по-прежнему стремился к пустынножительству. В 1692 году вместе с послушником Андреем он вновь переселился в Темниковские леса, на Старое городище. Вскоре он остался там совсем один – послушник, не выдержав тягот пустынножительства, вернулся в Санаксары. В одиночестве о. Исаакия постигли тяжкие искушения: и душевные и телесные – тяжко заболев, он уже готовился к смерти. Но тут о нем вспомнила Санаксарская братия, которая в то время осталась без иеромонахов. Они упросили о. Исаакия на время переселиться к ним для служения литургии. Около года прожил о. Исаакий в Санаксарской обители; за это время он полностью поправился, и с новыми силами возвратился в пустыню.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

С соборного храма, оконченного в 1774 году, началось в Санаксаре обширное каменное строительство. Продолжилось оно и при преемниках преподобного Феодора - после того как святого настигла монаршая опала, вызванная наветом темниковского воеводы Неелова, которого настоятель монастыря обличил в грабежах бедняков и притеснении обители. По повелению императрицы святого лишили настоятельского и иеромонашеского звания и сослали простым монахом в Соловецкий монастырь. Любопытно, что буквально через три недели после отбытия старца Феодора в скорбный путь на север, в Темников нагрянули пугачёвцы. Они разграбили город, но в Санаксар прислали весть, чтоб там их не опасались. " Я в то время из монастыря не уходил, - писал архимандрит Феофан Новоезерский, - другие же в немалом количестве бежали в лес; и уже услышав, что команда Пугачёва в монастыре не будет, возвратились оттуда " . Надо думать, что чудесное спасение обители было неслучайным - видимо, бунтовщики прослышали, что недавний её настоятель " потерпел " от императрицы, и посчитали монастырь за " свой " . Бунт вскоре усмирили. Обитель быстро благоукрашалась, братия числом росла. Связи с преподобным Феодором она не теряла, регулярно получая от него письменные наставления. Ежегодно к нему отправлялись по два санаксарских инока - помогать старцу, испытавшему на Соловках немалую нужду. А в 1783 году, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила, преподобному Феодору разрешили вернуться в родную обитель. Отошёл ко Господу он в 1791 году. К началу XIX века архитектурный ансамбль Санаксарского монастыря окончательно сложился - в немалой степени благодаря стараниям иеромонаха Филарета (Былинина). Он поступил в обитель в 1776 году, и через пять лет был пострижен в монашество, с 1803 по 1817 год являлся её настоятелем. Отец Филарет имел изрядный талант зодчего и живописца - практически все значительные монастырские постройки возводились под его присмотром. Братии в те времена в обители насчитывалось до ста человек - цифра внушительная, говорящая о тогдашнем духовном авторитете монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=04080

В пору настоятельства иеромонаха Филарета, а именно с 1810 года, неподалёку от Санаксарской обители в деревне Алексеевке, деревне, близкой к святой обители, поселился вышедший в отставку легендарный адмирал российского флота Фёдор Ушаков, родной племянник преподобного Феодора Санаксарского. Будучи примерным христианином, адмирал стал благотворителем обители, возрождённой его дядей. В Великий пост он переселялся в неё, неизменно присутствуя на длительных богослужениях. Из санаксарских настоятелей XIX века нельзя не отметить известного духовного писателя игумена Тихона (Ципляковского), избранного настоятелем общим собранием братии Санаксарского монастыря летом 1879 года и остававшегося им на протяжении пяти лет. В 1886 году он составил и издал обширное " Жизнеописание старца иеромонаха Феодора (Ушакова), основателя Санаксарского монастыря " , тем самым подготовив почву для тех, кто спустя век с небольшим собирал материал для прославления отца Феодора в лике преподобных. Кроме того, его перу принадлежит " Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря " . О замечательных духовных качествах отца Тихона говорит тот факт, что его избрал своим духовником святитель Феофан Затворник. В революционную пору в Санаксарском монастыре разыгрались события, показавшие, насколько неслучайной была новая русская смута. Эти события выявили ослабление христианского духа не только в простом народе, но и в самом сердце Русского православия - в монашеской среде. Часть братии тогда восстала против своего настоятеля - игумена Александра (Уродова), обвинив его в антисоветских и монархических взглядах. Отказавшись повиноваться епархиальным властям, взбунтовавшиеся монахи обратились за помощью к захватившим власть большевикам, вследствие чего преподобноисповедник Александр был сначала арестован, а затем удалён из монастыря. В 1920-е годы обитель долго балансировала на грани ликвидации - окончательно она была закрыта в 1929 году. В монастыре перед закрытием прошёл настоящий грабёж, растаскивали всё, что можно было унести.

http://sobory.ru/article/?object=04080

Рождественский Торопецкий девичий, заштатный, Псковской Епархии, в городе Торопце. В нем церковь во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Рождества Христова. Саввин Вишерский мужеский, заштатный, в 7 верстах от Новгорода, на левой стороне реки Вишеры. Основан в 1417 году Преподобным Саввой. Ныне в сем монастыре церковь Соборная во имя Вознесения Господня каменная, вновь выстроенная в 1769 году; в ней почивают мощи Преподобного Саввы. При сей церкви два придела: а) во имя Покрова Пресвятой Богородицы, б) во имя Преподобного Саввы. Саввин Сторожевский мужеский, 1-го класса, по близости Звенигорода, Московской Епархии, на берегу реки Москвы; построен Преподобным Саввой, учеником Св. Сергия Радонежского, на горе Стороже, прозванной так по причине бывшей на ней при Кн. Георгии Звенигородском для предостережения от нападения неприятеля сторожи. В монастыре сем, богато украшенном в разные времена Российскими Государями, находятся 4 церкви: 1) Соборная во имя Рождества Богородицы, построенная Преподобным Саввой, которого Св. мощи, обретенные в 1673 году января 19 дня, в ней почивают. 2) во имя Преображения Господня, теплая с трапезой; 3) под колокольней во имя Св. Троицы; 4) над воротами во имя Преподобного Сергия Радонежского. Состоит под управлением Викария Московской Митрополии, Епископа Дмитровского. Санаксарский Богородицкий мужеский, заштатный, или, Сеноксарская пустыня, Тамбовской Епархии, в 3 верстах от города Темникова. Основание сему монастырю положил в 1659 году Темниковской писец Лука Евсюков, а Сеноксарским назван от окружающих его сенокосов. Ныне монастырь сей по прекрасному своему местоположению, отличному вкусу в строении и по строгой жизни монашествующих, есть знатнейший из всех в той стране; а внутренним украшением, принадлежащим к церковной утвари, драгоценными вещами и богатейшею ризницею не уступает самым лучшим монастырям Российским. Добродушное принятие и угощение всех посетителей и милостивое к бедным призрение, привлекают в сей монастырь великое количество разного звания людей. В нем 3 церкви: 1) Соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы; 2) больничная во имя Владимирской Божией Матери; 3) над святыми воротами во имя Преображения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Иеромонах Феодор ввел в пустыни старчество, предполагавшее полное откровение помыслов иноками настоятелю. Всякий монах, когда его смущали и тревожили помыслы, мог прийти к нему в любое время дня и ночи; старец выслушивал инока, часами беседовал с ним, и, когда отпускал его от себя, тот чувствовал на душе свободу и тишину. Жизнь в обители была крайне суровой. Вкушать пищу дозволялось только за трапезой. В келию можно было брать только квас. Пирогов и белого хлеба не давали и на Пасху. На монастырские послушания – на покос, на рыбную ловлю – выходила вся братия во главе с настоятелем. Келейник митрополита Гавриила Феофан Новоезерский, в юности подвизавшийся в Санаксаре, так описывал жизнь в этой пустыни: «Обитель забором огорожена, церковь маленькая, волоковые окошки, внутри и стены не отесаны, и свеч-то не было, с лучиной читали в церкви. И платье-то какое носили: балахоны! Ноги обертывали онучами из самой грубой пеньки… Огня в келье никогда не было». В 1764 г., с введением монастырских штатов, Санаксарская пустынь подлежала упразднению, но по просьбе настоятеля обитель была сохранена. В конце жизненного пути на долю старца выпали неповинные страдания и гонения. Однажды он в присутственном месте укорил темниковского воеводу Неелова, который сам пожелал раньше поступить под его духовное руководство, а потом стал пренебрегать советами своего духовника, жестоко притесняя граждан. Неелов подал жалобу на своего духовного отца. И Синод перевел старца в Соловецкий монастырь. Северный климат оказался тяжелым для него, он постоянно болел. Девять лет провел старец на Соловках и возвращен был оттуда в Санаксар по ходатайству архимандрита Феофана Новоезерского. Но и в Санаксаре его притесняли. Только за неделю до кончины преподобному Феодору дозволили самому посетить арзамасскую Алексеевскую общину, в которой спасались его духовные дочери, приехавшие с ним из Петербурга. Преставился многострадальный старец 19 февраля 1791 г. Расцвет аскетического подвижничества в русских монастырях в конце 18 в. связан с возрождением старчества. В этом благодатном делании особенно потрудился возобновитель традиций древнего иночества великий старец преподобный Паисий (в миру Петр Величковский).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Другие белозерцы жертвовали тоже, кто чем торговал и сколько кто мог: муку, рыбу, масло, холст, лес и т. п.; один послал целый воз деревянной посуды; набралось столько всего, что из Белозерска потянулись обозы в Кириллов монастырь. Восстановитель Кириллова монастыря, отец Феофан, в мире Феодор, по фамилии Соколов, сын пензенских дворян, родился 11 мая 1752 года. Он с детства имел желание идти в монашество; будучи четырнадцати лет от роду, он сказал однажды своему двоюродному брату (по фамилии тоже Соколову, с ним вместе воспитывавшемуся в доме его родителей), что желал бы поступить в монастырь. Двоюродный его брат, круглый сирота и годом моложе его, был также расположен к монашеству, и так как никто ему не препятствовал, то в скором времени действительно ушел в Саровскую пустынь, где и был потом пострижен, а впоследствии находился архимандритом в Переяславль-Залесском Никитском монастыре. Феодору родители его не позволяли поступить в монастырь и послали его в Москву определиться на службу в Вотчинную Коллегию. После чумы в 1771 году Феодор вышел в отставку (вероятно, родители его умерли) и 19 лет от роду пошел в Санаксарскую пустынь, которая находится в трех верстах от Темникова и в недальнем расстоянии от Сарова. Строителем в то время (1764–1774) там был известный своею строго подвижнической жизнью и старческою опытностью отец Феодор Ушаков, ученик и постриженник Нямецкого молдавского старца Паиссия Величковского. В 1774 году по наветам темниковского воеводы по фамилии Нилов (которого он обличал за жестокосердие и мздоимство) старец был невинно предан суду, несправедливо осужден сообщниками Нилова, по суду отрешен от должности и сослан на покаяние в Соловецкий монастырь. Лишившись своего наставника, Феодор поступил в пустынь Введенскую (Владимирской епархии, в 4 верстах от города Покрова), где был настоятелем отец Клеопа, долгое время пребывавший на Афоне и в Молдавском Драгомиловском монастыре и бывший в близком духовном общении с Паисием Величковским . Кроме того, там жил и еще один опытный старец, Игнатий 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   Жизнь в обители была крайне суровой. Вкушать пищу до­зволялось только за трапезой. В свою келию можно было брать только квас. Пирогов и белого хлеба недавали и на Пасху.    На монастырские послушания – на покос, на рыбную ловлю выходила вся братия во главе с настоятелем. Келейник митрополита Гавриила Феофан Новоезерский, вюности подвизавшийся в Санаксаре, так описывал жизнь в этой пустыни: «Обитель забором огорожена, церковь маленькая, волоковыеокошки, внутри и стены не отесаны, и свеч-то не было, с лучиной читали в церкви. И платье-то какое носили: балахоны! Ноги обертывали онучами из самойгрубой пеньки... Огня в келье никогда не было».    В 1764 году, с введением монастырских штатов, Санаксарская пустынь подлежала упразднению, но по просьбе настоятеля обитель была сохранена. В концежизненного пути на долю старца выпали неповинные страдания и гонения. Однажды он в присутственном месте укорил Темниковского воеводу Неелова, который сампожелал раньше поступить под его духовное руководство, а потом стал пренебрегать своего духовника советами, в жестоких притеснениях граждан. Неелов подалжалобу на своего ду­ховного отца. И Синод перевел старца в Соловецкий монастырь.    Северный климат оказался тяжелым для него, он постоянно болел. Девять лет провел старец на Соловках, и возвращен был оттуда в Санаксар по ходатайству отцаФеофана Новоезерского. Но и в Санаксаре его притесняли. Только за неделю до кончины старцу Феодору дозволили самому посетить Арзамасскую Алексеевскуюобщину, в которой спасались его духовные дочери, приехавшие с ним из Петербурга. Преставился многострадальный старец 19 февраля 1791 года.    Расцвет аскетического подвижничества в русских монастырях в конце XVIII века связан с возрождением старчества. В этом благодатном делании особенно потрудился возобновитель традиций древнего иночества великий старец схиархимандрит Паисий (в миру Петр Величковский). Родился он в семье полтавского протоиерея в 1732 году. Его отец скончался в молодые годы, оставив детейсиротами. В тринадцатилетнем возрасте мальчика отдали в Киевскую Братскую школу. Мать хотела, чтобы сын стал приходским священником, но у мальчика ранопробудилось стремление к иноческому житию. Чтение аскетических книг укрепило его в намерении принять постриг. Однажды ночью Петр тайком убежал из Киева иостановился в Любечском монастыре, куда ему советовал поступить его духовник Печерский иеросхимонах Пахомий. Несколько месяцев провел он послушником вЛюбече, а потом перешел за границу России и поселился в молдавском монастыре святителя Николая на реке Тясмине, где в 19 лет был пострижен в рясофор сименем Платон.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010