Владимир Путин открыл в Саранске памятник Федору Ушакову и посетил кафедральный собор, освященный в честь адмирала 11 августа 2006 г. 11:35 Президент России Владимир Путин в четверг в Саранске принял участие в церемонии открытия памятника адмиралу Федору Ушакову. Глава государства возложил к подножию памятника букет красных роз. Затем он подошел к собравшимся на церемонию ветеранам и поздравил их с открытием памятника. Имя адмирала Ф.Ушакова тесно связано с Мордовией. Его мощи покоятся в Санаксарском монастыре Темниковского района республики. Святой Феодор считается покровителем Мордовии. Он был канонизирован пять лет назад. Памятник адмиралу воздвигнут в центре Саранска у северной стороны кафедрального собора. В монументе воплощены многовековые традиции православной культуры и идея сохранения памяти о героическом прошлом русского народа. Четырехметровая скульптура отлита из бронзы. Она установлена на высоком пьедестале, облицованном гранитом. Легендарный адмирал изображен без головного убора, в правой руке — подзорная труба, левая рука опущена к шпаге. Авторами памятника являются мордовский скульптор Н.Филатов и мордовский архитектор С.Ходнев. Памятник сооружен на пожертвования верующих Русской Православной Церкви и средства органов В четверг Владимир Путин побывал также в саранском кафедральном соборе во имя святого праведного воина Феодора Ушакова. У входа в храм, где хранится рака с мощами этого святого, главу государства встретил архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий . В.Путин осмотрел внутреннее убранство храма, а сопровождающие его лица рассказали ему об истории воссоздания собора. Президент преподнес в подарок храму икону Георгия Победоносца, со своей стороны правящий архиерей республики подарил президенту образ Феодора Ушакова. Во время посещения главой государства собора здесь был отслужен молебен в честь святого праведного воина Феодора Ушакова. Выйдя из храма, В.Путин прошел пешком до площади Победы. Здесь глава государства возложил цветы к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. После этого президент в сопровождении главы республики Николая Меркушкина прошел на смотровую площадку, откуда смог оценить открывающийся вид.

http://patriarchia.ru/db/text/132043.htm...

Жуковой пустыни мужской упразднённый, находился в Костромской Епархии при реке Салде. До Штатов 1764 года было за ним крестьян только 6 душ; по Штатам же обращён в приходскую церковь . Салолчевская или Солелейская Успенская пустынь Мужская, упразднённая в 1764 году, находится в Пензенской Епархии за Нижним Ломовым на реке Мокше. Самарский Новомосковский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Пустынно-Николаевский монастырь Екатериноославской Епархии. Самарский Сергиевский монастырь См. Сергиев Самарский. Самарский Николаевский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасо-Преображенский монастырь Мужской, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Самарский Спасский монастырь Девичий, Казанской Епархии в уездном городе Самаре. Санаксарский Богородицкий монастырь Мужской общежительный заштатный или Сеноксарская пустынь, находится в Тамбовской Губернии и Епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трёх вёрстах, по дороге, пролегающей из оного города через Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нём строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному виду строений своих и прекрасному местоположению. Сеноксарским назван от окружающих монастырь сенокосов, Санаксарским же зовётся по просторечию. Основан этот монастырь в 7167 (1659) году, по усердию жителя города Темникова, писца Луки Евсюкова, который, желая устроить монастырь в окрестностях города, убедил из одной обители (а которой именно, неизвестно) прийти Игумена Феодосия для основания и учреждения обители. Феодосий по приглашению его пришёл на это место и, пленившись красотой оного, решился остаться тут навсегда, и пособием приобщившейся к нему ещё братии и помянутого Евсюкова, сперва построил часовню, потом начал расчищать лес и устраивать место, приличное к монастырскому пребыванию. Жители города Темникова и окрестные обыватели, видя добродетельное их житие и умножение братии, в 7177 (1669) году обще с ними просили Святейшего Патриарха Иоасафа всероссийского в дозволении построить на том месте церковь во имя Пресвятой Богородицы Владимирской, и быть тут для монашествующих пустынному монастырю; по сему прошению их того же года, Октября 30 дана от Святейшего Патриарха благословенная грамота, и вскоре по оной храм сооружён, а в 7184 (1676) по прошению оного Игумена Феодосия с братией, по грамоте же Святейшего Патриарха Иоакима освящён, и тогда же к этой пустыни даны земля и лесные угодья, которые в 7193 (1685) году писцом Дмитрием Полочениновым и отмежёван.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

По доносу Темниковского воеводы, основанному на ложных обвинениях, старец в 1774 году был сослан в Соловецкий монастырь . Для допросов о. Феодор вызывался в Воронеж , а оттуда заезжал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое святителю Тихону . Он принял о. Феодора с великой любовью. Ученики святителя говорили, что никому другому он не был так рад, как о. Феодору; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал о. Феодора через весь монастырь, очень низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старцу пришлось прожить девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара. Не раз о. Феодор был близок к смерти, и его едва живого выносили из кельи и оттирали снегом. Но и в этом месте заключения братия Санаксарской обители и сестры Алексеевской общины не оставляли своего любимого наставника, оказывая материальную поддержку и испрашивая молитв к прохождению трудных путей монашества. Наконец, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова-Шапошникова) и  повелению Екатерины II о. Феодор получил полную свободу и возвратился в родную Санаксарскую обитель . С великой радостью монахи и монахини встречали своего любимого духовного отца, плача от радости, целуя ему руки и кланяясь до земли в ноги. Преподав пастырское благословение, он благодарил всех за память и любовь. Водворившись в своей любимой обители, старец продолжал усердно работать Господу.  Скончался в ночь на 19 февраля 1791 года, после непродолжительной болезни. Он был погребен в обители, могила ограждена чугунной решеткой, а на могиле положена плита с надписью о времени кончины подвижника и восстановителя Санаксарской обители. Святые мощи прп. Феодора были обретены 4 мая 1999 года. 10-11 июля 1999 года в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре торжественно прославлен в лике местночтимых святых Саранской епархии . 6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви был причислен к лику общецерковных святых.

http://drevo-info.ru/articles/12827.html

В июне 1810 года епископ Феофил временно управлял Воронежской епархией. 14 декабря 1811 года с ним случился апоплексический удар. 23 декабря 1811 года преосвященный Феофил скончался. Погребён в Казанском храме при Тамбовском архиерейском доме. Предметом особого попечения епископа Феофила были монастыри, и прежде всего старчество. В архиве Саровской пустыни хранилось 266 писем епископа Феофила к саровским инокам (1788–1811). Фрагменты этих писем были опубликованы в «Тамбовских епархиальных ведомостях» за 1911 год. 2 сентября 1793 года епископ Феофил рукоположил во иеромонаха Серафима Саровского († 1833; память 19 июля/1 августа, 2/15 января). Епископ Феофил был выдающимся администратором по управлению епархией. Он пытался улучшить управление епархией и облегчить положение духовенства. При епископе Феофиле был введён в действие указ Святейшего Синода об освобождении священнослужителей от телесных наказаний. В 1800 году епископу Феофилу был вручён орден святой Анны за усердные труды. Памятен епископ Феофил и своей благотворительностью. В 1808 году он пожертвовал тысячу рублей на содержание обучающихся в Киевской духовной академии бедных сирот, в Саровскую пустынь, в Темниковский Санаксарский и Шацкий Чернеев Николаевский монастыри и на вдов и сирот служителей архиерейского дома. Имя епископа Феофила как основателя духовных училищ упоминается вместе с именем известного русского поэта, Тамбовского губернатора Г.Р. Державина († 1811). Духовные училища послужили росту грамотности в Тамбове. Тамбовский край был настолько беден учёными, что при открытии семинарии в епархии не оказалось лиц, которые могли бы занять в ней учительские должности, ни среди чёрного, ни среди белого духовенства. Тогда епископ Феофил вызвал ректора из Владимирской епархии и трёх преподавателей из Рязани. Так было положено начало Тамбовской духовной семинарии. Епископ Феофил стремился ввести в своей епархии обязательное обучение детей духовенства. Для этого служащие консистории, согласно резолюции епископа Феофила, привозили для обучения детей в Тамбов. Многие дети, не имея желания учиться, убегали домой, где сердобольные родители ласково встречали их и укрывали от школы и даже охотно платили за это штрафы, несмотря на разъяснительную работу, которую проводил среди духовенства умный и энергичный архипастырь Феофил. Преосвященный не искал себе популярности в епархии, он не терпел доносчиков, а равно и духовенство, превышающее свою власть, даже в том случае, если они занимали видные места в епархии. По своим убеждениям и совести он действовал открыто и честно.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

К приезду отца Феодора единственная церковь обители была ветха и бедна, деревянные келлии и ограда почти развалились, кровли сгнили. В строительстве отцу Феодору помогали средствами благотворители, почитавшие его за добродетельную жизнь в Александро-Невской Лавре. Преосвященный Пахомий, епископ Тамбовский, призвал к себе преподобного и умолял его быть в Санаксаре настоятелем, приняв священство. Старец по смирению отказывался от хиротонии, но, убежденный епископом, 13 декабря 1762 года был рукоположен в иеромонаха. Настоятелем преподобный Феодор был твердым и строгим. На богослужения посвящалось в сутки часов девять, а в воскресные и полиелейные дни – десять и более того; при всенощном бдении до двенадцати. В церкви он требовал раздельного неспешного чтения. Старец завел в обители личное руководительство братии и полное откровение помыслов. Днем или ночью всякий мог идти к настоятелю. При выходе от старца чувствовалась на душе свобода и тишина. Пища в обители была самая грубая. На монастырские послушания выходили все, во главе с настоятелем. Избегая поводов тщеславия, он не постился более, чем было установлено, и на братской трапезе питался наравне со всеми, беря всего понемногу. Когда были вырыты рвы в основании каменной двухэтажной церкви, во время молебна прилетел рой пчел и сел на горнем месте будущего алтаря, прообразуя обильную благодать в обители и множество монахов в ней. С тех пор от прилетевшего роя в обители повелись пчелы. Но старца вновь ждало тяжелое испытание. По ложному доносу темниковского воеводы Неелова старец в 1774 году был сослан в Соловецкий монастырь. Для допросов отец Феодор был вызван в Воронеж, а оттуда заехал в Задонский монастырь к пребывающему там на покое святителю Тихону. Он принял отца Феодора с великой любовью; три дня продолжалась между ними духовная беседа. При отъезде святитель Тихон провожал отца Феодора через весь монастырь, низко кланяясь напоследок. В Соловецком монастыре старец прожил девять лет в строгом заключении, нуждаясь в самом необходимом и испытывая страдания от холода и сильного угара.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Для нас большая честь здесь, в Санаксарском монастыре, иметь мощи этого великого святого, преклонять перед ними колени, умом и сердцем просить его помощи за нас, живущих здесь, в Мордовии. Сегодня наш кафедральный собор в Саранске, освященный в честь святого праведного воина Феодора Ушакова, празднует престольный праздник, и мы знаем, что уже много храмов и часовен построено по всему лицу земли, где прославляется имя этого святого праведного воина. И мы с вами сегодня имеем большую честь быть здесь, возле его святых мощей, и молиться, и просить его помощи и ходатайства у престола Господня за всех нас». Поблагодарив владыку Климента и отца Иннокентия за труды по сохранению и развитию Санаксарской обители, митрополит Варсонофий выразил надежду на то, что этот процесс стараниями насельников монастыря, а также нынешних и будущих благотворителей, будет продолжаться. Затем управляющий делами Московской Патриархии отметил наградами Мордовской митрополии, медалями святого праведного воина Феодора Ушакова, епископа Павлодарского и Экибастузского Варнаву, председателя Союза писателей России В.Н. Ганичев и др. С ответным словом выступил епископ Краснослободский и Темниковский Климент, который на память о совместном богослужении подарил владыке Варсонофию и всем присутствующим архиереям иконы святого праведного воина Феодора Ушакова с частичкой его мощей. Саранская епархия /Патриархия.ru Версія: російська Матеріали за темою Патриаршее соболезнование в связи с кончиной духовника Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни архимандрита Поликарпа (Ничипорука) [Патріарх : Послання] У Калінінградській митрополії відкриваються курси базової підготовки в галузі богослов " я чернечих При Оптиній пустині створено духовно-інтелектуальний та науково-просвітницький центр «Оптинські збори» У Брянській єпархії освячено кризовий центр «Дім для мами» на території Петропавлівського жіночого монастиря На Новій Землі закладено храм на честь преподобного Серафима Саровського Митрополит Ставропольський і Невинномиський Кирил: «Духовній особі не можна бути в обозі» [Ihmepb " ю] У Синодальному відділі з благодійності відбулася нарада госпітальних священиків Коментар керівника Правового управління Московської Патріархії у зв " язку з підписанням Президентом РФ указу 181 «Про додаткові соціальні гарантії окремим категоріям осіб» [Документи] Патриаршее поздравление митрополиту Воскресенскому Григорию с 15-летием монашеского пострига [Патріарх : Привітання та звернення] У середу Страсної седмиці митрополит Воскресенський Григорій звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя в Москві Літургія Передосвячених Дарів у середу Страсної седмиці в Храмі Христа Спасителя У вівторок Страсної седмиці митрополит Воскресенський Григорій звершив Літургію Передосвячених Дарів у Храмі Христа Спасителя м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3150566...

Венцом карьеры адмирала Ушакова явилась знаменитая Средиземноморская кампания 1798-1800 годов. В 1798 году, соединившись с союзной эскадрой турецкого флота, освобождал от французских оккупационных войск о. Корфу, о. Цериго, о. Занте, о. Видо. 1799 год – произведен в адмиралы. Участвовал в освобождении южного побережья Италии. 1800 год – прибыл с эскадрой на о. Корфу, где принял непосредственное участие в устроении политической жизни Республики Семи объединенных островов. 26 октября – вернулся с эскадрой в Севастополь. Во время Средиземноморской кампании он показал себя не только как великий флотоводец, но и как мудрый государственный деятель, политик и дипломат, христианин-милосердец и благодетель освобожденных 21 января 1807 года Ф.Ф. Ушаков по прошению уволен «...за болезнию, от службы с мундиром и положенным Вот как объясняет свое желание уйти в отставку сам Ф.Ф. Ушаков: «Ноне же при старости лет моих отягощен душевной и телесной болезнью и опасаюсь при слабости моего здоровья быть в тягость службе и посему всеподданнейше прошу, дабы высочайшим Вашего Императорского Величества указом повелено было за болезнью моей от службы меня Имеются сведения, что на протяжении многих лет он наблюдался доктором Отойдя от служебных дел, отставной адмирал до 1810 года оставался в Санкт-Петербурге, где с него делают первый и единственный живописный портрет, а затем избирает для жительства тихую деревню Алексеевка в Темниковском уезде Тамбовской губернии вблизи от Санаксарского монастыря. В годы французского лихолетья на губернском собрании дворянства в 1812 году адмирала Ушакова избирают начальником внутреннего Тамбовского ополчения, но в связи с болезнью от этого предложения он отказывается. Современники вспоминали, что Федор Федорович, постоянно бывая на службе в Санаксарском монастыре, «выстаивал наравне с монастырской братией. А в Великий пост по целой неделе жил в монастыре в своей келье. В общении с братией адмирал находил себе участие и поддержку. От них услышал он много рассказов и добрых слов в адрес дядюшки – иеромонаха Феодора ... Продолжая богоугодные дела своего дяди, Федор Федорович с большим участием относился к бедным и страждущим, не жалея для них своих средств...». Так, наполненная благотворительностью, протекала жизнь отставного

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

И. добился увеличения вдвое (до 2 тыс. р.) штатной суммы, выделяемой на Владимирскую ДС, а также введения денежных премий за успешную учебу. С 1781 г. в семинарии действовал класс философии. В нояб. 1779 г. И. благословил зачислить в певчие Владимирского архиерейского дома сына священника с. Черкутина М. Васильева, 7-летнего Михаила, буд. выдающегося гос. деятеля М. М. Сперанского ; в 1780 г. он поступил во Владимирскую ДС. Распоряжением И. с 6 янв. 1772 г. во владимирском Успенском соборе в богослужении на праздник Рождества Христова должны были участвовать настоятели всех штатных обителей, а с 1776 г.- заштатных: вязниковского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , Санаксарского мон-рей, Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы и Саровской пустыней, также протопопы арзамасского, вязниковского, муромского, починковского и темниковского соборов. Священнослужители, разговаривавшие во время богослужения, штрафовались. Клирики епархии не должны были появляться в общественных местах в лаптях и простонародной одежде. В июне 1771 г. И. под угрозой значительного штрафа запретил священнослужителям посещать питейные заведения. Д. И. Ростиславов по воспоминаниям своего деда, сельского священника, характеризует И. как властного, порой жестокого архиерея. По инициативе И. наказания плетьми провинившихся церковнослужителей стали делом обычным и проводились почти ежедневно в особой приемной архиерейского дома, называвшейся «подача». Вместе с тем Ростиславов отмечал честность и бессребничество архиерея. И. был погребен в Успенском кафедральном соборе Владимира. В XIX в. в соборе проводились реставрационные работы, к 2009 г. точное местонахождение захоронения И. неизвестно. Немногочисленные сочинения И., написанные простым, разговорным русским языком, напоминают знаменитые проповеди Псковского еп. Гедеона (Криновского) , старшего товарища, а потом, вероятно, и преподавателя И. в Казанской семинарии. Соч.: Слово при встрече имп. Екатерины II в Спасо-Преображенском мон-ре 26 мая 1767 г.//Духовная церемония, производившаяся во время всевожделеннейшего присутствия ея имп. величества вел. государыни премудрейшия монархини и попечительнейшия матери Екатерины Вторыя в Казани. СПб., 1769; Слова при открытии Владимирского наместничества. М., 1778; Слово, говоренное в Саровской пуст. при освящении великолепно вновь построенного храма августа 15 дня, 1778 г. М., 17802, 17863; [Письма настоятелям Саровской пуст.]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 18844.

http://pravenc.ru/text/293708.html

Как подчеркнул глава региона, предполагается расчистка  Вичкинзы и строительство набережной, благоустройство прилегающей территории. В рамках федерального проекта по сохранению уникальных водных объектов в 2021 году также завершатся работы по расчистке рек Сатис и Тёша. Начинается строительство центров культурного развития, которые будут организовывать музейные экскурсии, кружковые, выставочные, спортивные и иные досуговые мероприятия для населения Арзамаса, Сарова и Дивеева. Кроме того, началась реставрация объектов культурного наследия в Арзамасе: Воскресенского и Спасо-Преображенского соборов, Дома  Белянинова. Проводится ряд других работ. «Управляющая компания по развитию  Впереди более масштабные планы. Реализация мероприятий по развитию кластера позволит существенно повысить качество жизни в городах юга Нижегородской области и, конечно, сделает это направление еще более привлекательным для туризма», — добавил Глеб Никитин. В ходе заседания Артем  Здунов подчеркнул значимость интеграции Мордовии в паломническо-туристический кластер «Арзамас — Дивеево — Саров». «Расширение границ кластера и включение в него объектов республики даст серьезный импульс развитию инфраструктуры территории, в частности, дорожной, а также привлечению дополнительных инвестиций, позволит создать новые рабочие места, повысить стандарты предоставления туристических услуг. Учитывая соседство Мордовии и Нижегородской области, рассчитываем на создание единого межрегионального туристского пространства, которое обеспечит дополнительный интерес туристов и паломников к нашим регионам, нашим святыням и прекрасным природным объектам», — сказал временно исполняющий обязанности главы Мордовии. Основу туристического потенциала  Темниковского района республики, объекты которого включены в кластер, составляет имя святого адмирала Феодора Ушакова. Прославленный флотоводец жил на  Темниковской земле, он похоронен в стенах  Санаксарского монастыря, где хранится рака с его мощами. В августе текущего года в Мордовии будет отмечаться 20 -летие со дня канонизации святого Феодора Ушакова.

http://patriarchia.ru/db/text/5792144.ht...

Богослужение церковное совершается ежедневно по уставу монастырскому, «неусыпное денно-нощное чтение псалтыри, с поминовением о здравии живых и об упокоении усопших». На содержание свое монастырь постоянного оклада от казны не получает, кроме ежегодно жертвуемых из кабинета Его Величества Государя Императора по смете министерства императорского двора 50 руб. на церковные потребности: вино, ладан и деревянное масло, а содержится милостынею благотворителей и частью от своих угодий. Капиталы монастыря в процентных билетах, которых имеется на 163457 руб. Описи церковному и ризничему имуществу имеются. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 801. " Санаксарский Богородицкий мужской заштатный монастырь " , - отмечал анонимный автор в " Историческом описании Санаксарского монастыря " , изданном в 1802 году, - находится в Тамбовской губернии и епархии, в Темниковском уезде, расстоянием от города Темникова в трех верстах, по дороге, пролегающей из оного города чрез Касимов в Москву, на левом берегу реки Мокши, и есть знатнейший в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежитийной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению... " Торжественный пафос этих слов легко объясним - к началу XIX века Санаксарская обитель вошла в пору своего расцвета. Только что завершилось каменное строительство, и она приняла облик, сохранившийся в общих чертах доныне. Монастырь был многолюден, хватало и благотворителей, причём некоторые из них, местом жительства петербуржцы, носили довольно громкие титулы и фамилии. И уже трудно было представить, что всего за полвека до этого обитель находилась на грани упразднения. Между тем на протяжении первого столетия своего существования Санаксарской пустыни выпало играть довольно важную роль в истории русского монашества. Её основание относится к середине XVII века, к эпохе царствования Алексея Михайловича. Жил тогда в городе Темникове боголюбивый писец и служилый дворянин Лука Евсюков, " должность которого, - цитируем уже упомянутое " Историческое описание " , - была таковая: летом служил на коне с саблею, а зимой писал в приказной избе " . Он владел землёю у излучины реки Мокши, близ озера Санаксар. На местном наречии название озера означает буквально: " лежащее в болотистой ложбине у возвышенности " (стоит отметить, что в XIX веке его происхождение было принято вести от местных обильных сенокосов: сено-косарь).

http://sobory.ru/article/?object=04080

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010