XXVIII, Тамбов, 1890). Это вполне естественно, ибо современные рукописи не привлекали интереса археографов. Судьба и местонахождение рукописей после закрытия Вышенской пустыни неизвестны. См.: А.И.Рогов. " Сведения о небольших собраниях славяно-русских рукописей в СССР " . М., 1962, стр. 181, 310. 10 10. Отец Тихон, в миру Яков Григорьевич Ципляковский, был игуменом Темниковского Санаксарского монастыря и .умер в 1896 году. Первое издание его книги вышло в свет в 1889 году, тоже в Москве. Его " Искатель непрестанной молитвы " не носит характера рассказа, но является сборником изречений и примеров из писаний древних и современных отцов и делателей умной молитвы. Поэтому книга эта не соответствует краткому описанию рукописи о. Михаила, сделанному архиепископом Вениамином, и ее нужно считать самостоятельным произведением, по той же самой теме и с одинаковым названием. Можно предположить, что о. Тихон познакомился с рукописью о. Михаила и перенял после публикации " Рассказов странника " ее название для своей книги. Отец Тихон написал еще следующие книги: 1) " Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря. Настоятеля Санаксарского монастыря игумена Тихона " . Темников, 1885 г. 2) " Кто кроток и смирен сердцем - подражатель и ученик Христов. (Из сокровищницы слова Божия и Святых Отцов и Учителей Церкви) " . Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 1896. 3) " Святое высокое служение иерея Божия, мирянина и монаха, добровольное мученичество " . Издание 2-е Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, М., 1894.   11 11. См.: " Символ " , 15, Париж, июль 1986г., стр.205-208. Фрагменты находятся на стр. 201-204. 12 ервое издание вышло в свет там же в 1882 год 13 1. Василий (Гролимунд), иером.: 1) " Откровенные рассказы странника духовному своему отцу " - новые открытия разных редакций текста//Тысячелетие крещения Руси. Международная церковная научная конференция " Богословие и духовность " . Москва, 11-18 мая 1987 года. М., 1989. С. 318-322; 2) Послесловие//Откровенные рассказы странника духовному своему отцу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

В Саранске прошли торжества по случаю 20-летия канонизации праведного Феодора Ушакова 6 августа 2021 г. 16:13 4-5 августа 2021 года в Мордовии прошли торжества по случаю 20-летия канонизации праведного Феодора Ушакова и 30-летия образования Саранской епархии . Вечером 4 августа, в канун дня памяти праведного воина Феодора Ушакова, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил всенощное бдение в нижнем храме главного собора Рождество-Богородичного Санаксарского монастыря — в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Его Высокопреосвященству сослужили:  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , митрополит Тверской и Кашинский Амвросий , митрополит Саранский и Мордовский Зиновий , епископ Краснослободской и Темниковский Климент , епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава , а также наместник обители архимандрит Иннокентий (Руденко), председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии игумен Силуан (Туманов), секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского священник Павел Ермошкин, духовенство Мордовской митрополии . 5 августа, в день памяти праведного воина Феодора, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе Саранска, посвященном святому флотоводцу. К праздничному богослужению из Санаксарского монастыря в собор была доставлена рака с мощами святого. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископ Краснослободской и Темниковский Климент, епископ Павлодарский и Экибастузский Варнава, епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , а также секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, председатель издательского совета Санкт-Петербургской епархии игумен Силуан (Туманов), священник Павел Ермошкин, духовенство Мордовской митрополии. На богослужении присутствовал исполняющий обязанности главы Республики Мордовия Артем Здунов.

http://patriarchia.ru/db/text/5834321.ht...

Свято-Троицкий женский монастырь (Старый Ковыляй) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий монастырь — женский монастырь Краснослободской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Старый Ковыляй Темниковского района Республики Мордовия, в 40 км от известного Санаксарского Богородично-Рождественского монастыря. История монастыря начинается с возникновения в 1860 году женской монашеской общины в селе Ковыляй Краснослободского уезда Пензенской губернии (ныне Старый Ковыляй Темниковского района). В 1875 году Святейший Синод утвердил общину в статусе монастыря, присвоив ему другое наименование — Троицкий (по главному собору). Монастырь закрыт в 1926 году, постройки сломаны. Из всех построек монастыря сохранился один каменный корпус, в котором долгое время располагалась сельская, участковая больница. В 2001 корпус был возвращен церкви. В настоящее время женский монастырь возрождается, приходская Рождесто-Богородицкая церковь передана обители в качестве подворья. Содержание История [ править править код ] Ковыляйский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) женский монастырь был обязан своим появлением благотворительной деятельности княжны Надежды Даниловны Бибарсовой, представительницы старинного знатного татарского рода, принявшего православие в кон. XVII в. Русское с. Ковыляй Краснослободского у. Пензенской губ. (ныне Старый Ковыляй Темниковского р-на РМ) сложилось в кон. XVI – нач. XVII в. как часть первой засечной черты. До Смуты село было вольным, но затем, в результате пожалований поместий служилым мурзам, верстанным по Темникову и Кадому, попало в крепость к татарским помещикам, несшим охрану сначала Темниковской, а потом и Саранской засеки. Крестившиеся владельцы Ковыляя (Бибарсовы, Кугушевы, Девлеткильдеевы) превратились в русских князей, некрестившиеся со временем переселились. Деревянная Никольская церковь появилась в Ковыляе до 1614, а в 1699 прихожане срубили себе новый храм, во имя Рождества Христова. Кн. Н. Д. Бибарсова на средства брата Я.Д.Бибарсова построила новую каменную Рождественскую церковь с приделами Николая Угодника, Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. 18 сентября 1826 церковь освятил епископ Пензенский Амвросий (Орнатский). Этот храм стал колыбелью монастыря. Вокруг него собралась первая группа мирских черниц. Официальным устроителем богадельни выступил князь Я. Д. Бибарсов, как старший в семье и основной владелец села, на самом деле этим занималась Н. Д. Бибарсова, решившая основать обитель и получившая на это благословение старца-затворника Сканова монастыря Якова Михайловича Баранова и прп. Серафима Саровского. Первый вариант общины возник в виде богадельни, но цель ставилась иная: приют-больница должна была перерасти в полноценный монастырь, устроенный по старческим канонам.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Но стоять этой часовне довелось всего лишь двадцать с небольшим лет. Грянули революция и Гражданская война. После них установилась новая власть и новые порядки, которые очень скоро затронули и скромный Санаксар. История открытого почитания старца Феодора в нем временно прервалась. После изгнания монахов в 1920–х годах монастырь несколько раз переходил из рук в руки. Еще в 1932 году была разрушена до основания часовня над могилами чтимых ныне святых. А в городе Темникове распространился слух о том, что могила адмирала Ф.Ф. Ушакова была вскрыта неизвестными людьми в целях ограбления якобы захороненных с ним драгоценных орденов, золотых шпор и золотой шпаги. В 1944 году здесь велись целенаправленные раскопки, целью которых было найти останки славного адмирала, чтобы восстановить его былой облик по методу антрополога М.М. Герасимова. Этот довольно бесцеремонный «способ увековечивания памяти» уже многократно апробировался профессором на самых разных великих исторических личностях. Нелепым, но всеми признанным основанием для проводимой эксгумации послужила необходимость разработать орден с изображением непобедимого при жизни Ушакова. АКТ ВСКРЫТИЯ МОГИЛЫ Ф.Ф. УШАКОВА 363 . По распоряжению Народного Комиссара Военно–Морского Флота адмирала Флота тов. Кузнецова Н. Г. мы, нижеподписавшиеся, комиссия в составе: председателя капитана 3 ранга т. Амелина Н.И., членов – председателя Темниковского Райсовета депутатов трудящихся т. Баранова В.Я., первого секретаря Темниковского Райкома ВКП(б) т. Мещерякова П.И., секретаря Темниковского районного Совета депутатов трудящихся т. Осипова Н.П., директора киносъемочной группы т. Житкова И. С. и руководителя работ профессора т. Герасимова М.М., приступив к вскрытию могилы адмирала Ф.Ф. Ушакова, после точного определения места ее, по фотографии часовни, стоявшей над могилой снятою в 1916 г. и на основании предварительного исследования, предпринятого в марте месяце 1944 г., обнаружили следующее: непосредственно под дерновым слоем (на глубине 10–15 сантиметров) находился строительный мусор и остатки часовенки, в частности был обнаружен цоколь внешней колонны правой стороны часовни. Под строительным мусором и остатком кирпичного пола, на глубине 30 см от земной поверхности, находилось перекрытие, сложенное из кирпича. Предполагая существование здесь фамильного склепа, решено было широким раскопом вскрыть верхнюю ее часть. В восточной стороне площадки была обнаружена поврежденная кладка, что явилось красноречивым свидетельством существующим в г. Темникове слухам о том, что могила адмирала Ф.Ф. Ушакова была вскрываема неизвестными людьми в целях ограбления (среди местного населения распространен слух о том, что неизвестные копали могилу адмирала в поисках захороненных якобы с ним драгоценностей: орденов, золотых шпор и золотой шпаги).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Санаксырь. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1780 и 1781. Архитектор:иеродиакон Филарет Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Мордовия, Темниковский район, село Санаксырь, Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь Координаты: 54.651619, 43.168287 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Внутри монастыря две церкви каменные, крепкие. Первая соборная церковь, вторая церковь больничная, малая, в ней один престол в честь Владимирской иконы Божией Матери, освящена настоятелем иеромонахом Венедиктом 6 июня 1782 г. Обе церкви снабжены утварью достаточно, полный круг богослужебных книг имеется. Есть книгохранилище с необходимыми книгами для чтения братии, большей частью на славянском языке. Ризница и книгохранилище помещаются в сухих хороших отделениях папертного притвора верхнего этажа соборной церкви. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии». - Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 801. Решение о строительстве в Санаксарском монастыре больничного каменного храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы было принято в 1779 году. Возведение храма велось в 1780-1781 годах по плану, составленному иеродиаконом Филаретом (Былининым Ф. И.). Церковь ставилась, как указывается в " Историческом описании Санаксарского монастыря " , " положением на шестнадцати саженях и одном аршине " . К освящению храма, состоявшемуся " 1782 года июня в 6 число " , он уже был украшен " стенным росписанием " (над ним трудился всё тот же, иеродиакон Филарет). Иконостас был резным, позолоченным " по зеленой земле " . Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06993

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря — игумен Тихон (Ципляковский) Игумен Тихон (Ципляковский) В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) Период второй. Сведения о возобновлении Санаксарской пустыни 1. Возобновитель первоначальник Иеромонах Феодор (Ушаков) Возобновителем пустыни Санаксарской, был приснопамятный старец, Иеромонах отец Феодор. Родился он 1719 г. и при крещении имя его было Иоанн. Происходил из дворянского рода, Ушаковых, Ярославской губернии, живших близ г. Романова, в своем родовом имении. Когда достиг совершеннолетия, родители определили его в Гвардейский Преображенский полк, в котором сделан он вскоре сержантом. В одно время был Иоанн в обществе молодых веселых товарищей. Внезапно один из них упал и умер. Этот ужасный случай имел такое потрясающее влияние на душу Иоанна, что он положил твердое намерение, бросив все, бежать в пустыню ради спасения души. Собравшись наскоро, со служителем своим выехал из С.-Петербурга, как будто в дом родителя. Но с дороги, отпустив слугу обратно в Петербург, сам, в нищенской одежде, ушел на берега Двины, в поморские леса. Здесь, найдя опустелую келлию в одном месте, – прожил в ней одиноко три года, работая Богу в молитвах, посте и всяком злострадании, имея от роду двадцать лет. Пищу самую скудную, доставляли ему окрестные боголюбивые жители. По причине преследования пустынников от начальства по подозрению в расколе и различных притеснений от окрестных жителей, Иоанн вынужден был уйти из своей пустыни, и прошел в Площанскую пустынь Орловской губернии. За неимением вида, настоятель долго не соглашался принять пришельца, назвавшегося церковником; но по усиленной его смиренной просьбе, наконец согласился, – принял и приказал читать в церкви последование Богослужебное. Из чтения он узнал, что пришлец не церковник, а какой-нибудь дворянский сын. Опасаясь, как бы из-за него не было обители какой неприятности, настоятель велел Иоанну поселиться в одной из келлий в лесу, сделанных прежде жившими там, Бога ради, пустынниками. Не долго пожил любитель безмолвия в пустыни. По высочайшему повелению, сыскная команда, для разорения тайных жилищ, и забрания живущих в них по лесам, подозреваемых в расколе взяла Иоанна, как не имеющего вида. При допросе он откровенно сказал, что тайно ушел из службы в гвардии, а потому и представлен был к Императрице Елизавете Петровне.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/istorich...

Через несколько дней начальник штаба сообщал в Темниковский Военно-революционный трибунал, что «игумен Санаксарского монастыря Александр задержан и содержится при отдельной келье монастыря под надзором красноармейца» 863 . Уже после принятого постановления ревтрибунала об аресте игумена Александра в Темниковский Совет солдатских, крестьянских и рабочих депутатов поступило «от послушников Санаксарского монастыря» «заявление» (а по содержанию – откровенный донос), датированное 16 марта ст. ст. (29 марта н. ст.) 1918 года: «Имеем честь заявить оному Совету, что нашего монастыря игумен Александр будучи неизменным монархистом настоящее народного правление в лице Совета называет хулиганским, а представителей его: комиссара Пономарева, председателя совета Лебедева называет негодяями, мошенниками, разбойниками и нечестными людьми, преступниками, беззаконниками, захватчиками власти, вообще по его мнению весь Совет заслуживает самого строгого наказания. Ждет с нетерпением возвращения на престол Николая 2-го, в крайнем случае, правления кадетского или же Вильгельма, при посредстве которых будет уничтожено настоящее советское правление, о чем внушает игумен Александр и своим друзьям и знакомым» 864 . Подписали этот донос два послушника (Константин Козлов и Андрей Носов). Для безбожной власти достаточно было и подобного формального обоснования ареста настоятеля обители. Примечательно, что это заявление было составлено уже после того, как с братией беседовал благочинный церквей г. Темникова протоиерей Димитрий Поспелов, сообщивший братии монастыря о решении епархиальной власти запретить в служении иеромонаха Венедикта и восстановить в правах игумена Александра до завершения расследования епархиальным судом. Поскольку архиепископ Кирилл (Смирнов) находился на Поместном Соборе, об обстоятельствах случившегося в Санаксарском монастыре владыке Кириллу 18 марта ст. ст. (31 марта н. ст.) сообщил особым письмом благочинный церквей г. Темникова протоиерей Димитрий Поспелов: «Ваше Высокопреосвященство, милостивейший Архипастырь и отец.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Климент, епископ Краснослободский и Темниковский (Родайкин Виктор Тимофеевич) Дата рождения: 9 февраля 1971 г. Дата хиротонии: 2 декабря 2009 г. Дата пострига: 24 августа 2003 г. День ангела: 5 февраля Страна: Россия Биография: Родился 9 февраля 1971 г. в с. Старое Шайгово Республики Мордовия в крестьянской семье. В 1978-86 гг. обучался в Старошайговской средней школе, в 1986-90 гг. — в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова по классу скрипка-альт. В 1990-92 гг. — иподиакон у архиепископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова). В 1992-95 гг. обучался в Московской духовной семинарии . В 1995-99 гг. обучался в Санкт-Петербургской духовной академии , где защитил кандидатскую диссертацию на тему «Символика знамений в Евангелии от Иоанна». 11 сентября 1999 г. архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом (Тихоновым) рукоположен в сан диакона, а 12 сентября того же года — в сан пресвитера. 24 августа 2003 г. принял монашество с именем Климент в честь мч. Климента Анкирского. В Пензенской епархии нес послушания: настоятеля храма блгв. кн. Александра Невского при Артиллерийском институте г. Пензы, настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Кузнецка, и.о. ректора Пензенского духовного училища. В 2006 г. возведен в сан игумена. В июне 2009 г. перешел в клир Саранской епархии и назначен наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска. 9 августа 2009 г.  архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от  10 октября 2009 г.  избран викарием Саранской епархии с титулом Рузаевский ( журнал 84 ). Наречен во епископа 27 ноября 2009 г. в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве. Хиротонисан 2 декабря за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 41 ) назначен правящим архиереем новообразованной Краснослободской епархии . Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. ( журнал 95 ) освобожден от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря г. Саранска. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. ( журнал 110 ) утвержден в должности священноархимандрита Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Темниковского района Республики Мордовия. Образование: 1995 г. — Московская духовная семинария. 1999 г. — Санкт-Петербургская духовная академия. Епархия: Краснослободская епархия (Правящий архиерей)   Награды: Церковные: E-mail: krasnoslobodsk@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.krasnoslobodsk-eparhia.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/951647.htm...

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима в должности священноархимандрита Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы. 2. Утвердить епископа Краснослободского и Темниковского Климента в должности священноархимандрита Рождество-Богородичного Санаксарского мужского монастыря Темниковского района Республики Мордовия. 3. Утвердить епископа Шахтинского и Миллеровского Симона в должности священноархимандрита Покровского Верхнемакеевского мужского монастыря Кашарского района Ростовской области.   ЖУРНАЛ 111 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастыря, о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия назначить монахиню Тамару (Гончаренко) на должность игумении Александро-Невского женского монастыря села Маклаково Талдомского района Московской области. 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия освободить Преосвященного епископа Ишимского и Аромашевского Тихона от должности игумена (наместника) Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Брянского и Севского Александра освободить его от обязанностей священноархимандрита и игумена Горно-Никольского мужского монастыря города Брянска и назначить иеромонаха Даниила (Цупикова) на должность игумена указанного монастыря. 4. В связи с прошением Преосвященного епископа Отрадненского и Похвистневского Никифора открыть мужской монастырь во имя благоверного князя Александра Невского в селе Старая Бинарадка Красноярского района Самарской области и назначить игуменом (наместником) этого монастыря игумена Ананию (Кудрявцева). 5. В связи с прошениями Преосвященного епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава:

http://patriarchia.ru/db/text/3804583.ht...

В обители один храм – во имя Св. Александра Невского, с 4 приделами. При монастыре имеется странноприимный дом. Монастырем управляет игумен. Александро-Невский монастырь в Кирсановском уезде. Этот монастырь находится в 18 верстах от уездного города Кирсанова, при селе Оржевке. Основание его относится к концу XIX века. В нем один храм во имя Св. блгв. кн. Александра Невского. Монастырь немноголюден. Управляет им игумен. Архиерейский дом, бывший Казанский монастырь, в Тамбове. До 1764 года здесь существовал Казанский мужской монастырь, основанный старцем Иосифом в 1667 году. При пересмотре штатов он был обращен в архиерейский дом. Санаксарский Богородицкий монастырь в Темниковском уезде. Монастырь именуется Санаксарским по месту расположения своего при озерке «Санаксар»; стоит обитель на левом берегу р. Мокши, в 5,5 верст от уездного города Темникова. Основан этот монастырь в царствование Алексея Михайловича игуменом Феодосием (1659 г.). Одно время пустынь была приписана к Саровской обители, вследствие своей чрезвычайной бедности (1753 г.); но через несколько времени она опять стала самостоятельною. В обители пять храмов: соборный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, храм Иоанна Предтечи, церковь Сретения иконы Богоматери Владимирской, храм Преображения Господня и, наконец, церковь в честь Вознесения Господня. Как на святыни, можно указать на 6 крестов с заключенными в них частицами св. мощей. Саровская Успенская пустынь в Темниковском уезде. Знаменитая Саровская обитель расположена на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, в 37 верстах от уездного города Темникова. Стоит она на холме, при слиянии речки Саровки с рекой Сатисом, на месте древнего города Сараклича. Обитель окружена вековым сосновым лесом. При подъезде к обители дорога идет в гору, затем делает поворот, – и перед зрителем открывается великолепный вид на Саровский монастырь. Прямо перед наблюдателем тихо катит свои воды Сатис, омывающий подножие горы обители с северной стороны. По его берегу дорога тянется через мост, поднимается на гору и кончается, упираясь в гостиницу для простых богомольцев. С горы открывается вид на леса и угодья, принадлежащие обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010