1882. С. 95-96). Портрет Н. находился также в трапезной палате Ниловой пуст. ( Димитрий (Самбикин). 1908. С. 49). По-видимому, к какому-то из этих образцов восходит фотогравюра нач. 80-х гг. XIX в. московской мастерской «Шерер, Набгольц и К°» (воспроизведена в кн.: Успенский. 1882; экземпляр из музея «Наследие преподобного Нила» Ниловой пуст., дар архим. Арсения брату А. И. Никольскому - Барсегян (Куксинская). 2017. С. 168, 625) с поясным изображением Н. вполоборота вправо, в редком типе облачения - в схиме с куколем на плечах и архиерейской мантии с небольшими скрижалями и источниками, руки сложены на груди, в левой - свиток (жест лежащего в гробу?). Лицо Н. с индивидуальными чертами: высокий лоб с залысиной, округлая седая борода, большие темные глаза, морщины возле переносицы, прямой нос, небольшие уста под длинными густыми усами. На фоне характерная для подобных портретов надпись: «АРХИЕПИСКО(П) HEKЪTAPIЙ сïбирскïй i тобольскïй остави(в) архиепископïю поживе в ниловой ncmыhiй». Судя по этому воспроизведению, по иконографии и стилю исполнения, протограф соответствовал произведениям времени Н. (таким, как царские Титулярники 70-х гг. XVII в.). При описании чудес святого встречаются упоминания о его внешности так, как он привиделся во сне благочестивой пожилой девице из Осташкова в 1865 г. «в гробнице в митре» ( Успенский. 1882. С. 88-90). Образ Н. представлен в клеймах житийных икон и хромолитографий прп. Нила Столобенского (содержат 52-54 клейма): «Исцеление от расслабленных ног», «Исцеление женщины у святых мощей», «Чудо исцеления от падучей болезни». Об этом свидетельствуют чудеса у св. мощей прп. Нила, которые подробно описал в его Житии 1829 г. трудник монастыря Алексей Федорович Шепневский (РГБ. Ф. 200. 87). В рассказе об этих чудесах указаны даты и сказано: «Игумен Нектарий пел молитвы», «Игумен Нектарий с братией пел молебен». Т. о. Н. представлен на иконе посл. четв. XVIII в. (1791?, ВГИАХМЗ, происходит из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст.; см.: Рыбаков А.

http://pravenc.ru/text/2564858.html

1916. Т. 21. кн. 2. С. 206-208; Васильев В. История канонизации рус. святых//ЧОИДР. 1893. Кн. 3. С. 63-67 (отд. отт.: М., 1893); Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 9. С. 23-46; Писарев С. П. Было ли перенесение мощей св. мучеников Бориса и Глеба из Вышгорода в Смоленск на Смядынь?//Смоленские ЕВ. 1897. 8-12 (отд. отт.: Смоленск, 1897); Бугославский Г. К. Иваничские месячные Минеи 1547-1549 гг. и содержащаяся в них служба св. князьям-мученикам Борису и Глебу//ЧИОНЛ. 1900. Кн. 14. Вып. 2. С. 29-70; Голубовский П. В. Служба святым мученикам Борису и Глебу в Иваничской Минее 1547-1549 гг.//Там же. Вып. 3. С. 125-164; Голубинский. Канонизация святых. С. 43-49; он же. История РЦ; Никольский Н. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 46-58, 253-289, 395-402; Шахматов А. А. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах//ЛЗАК. Т. 20. С. 29-97 (отд. отт.: СПб., 1908); он же. Повесть временных лет. Пг., 1916. Т. 1. С. LXVII-LXXVII; Бенешевич В. Н. Армянский пролог о святых Борисе и Глебе//ИОРЯС. 1909. Т. 14. Кн. 1. С. 201-236; Бугославский С. А. К вопросу о характере и объеме лит. деятельности прп. Нестора//Там же. 1914. Т. 19. Кн. 1. С. 131-186; Кн. 3. С. 153-191; он же. Древнерусские лит. произведения о Борисе и Глебе: Докт. дис. М., 1939. (ИМЛИ ОР. Ф. 573. Оп. 1. Ед. хр. 41); Серебрянский Н. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М., 1916. С. 81-107; Каргер М. К. К истории киевского зодчества XI в.: Храм-мавзолей Бориса и Глеба в Вышгороде//Сов. Арх. 1952. Вып. 16. С. 77-99; он же. «Летьская божница» Владимира Мономаха//КСИИМК. 1953. Вып. 49. С. 13-20; M ü ller L. Die nicht-hagiographische Quelle der Chronik-Erzählung von der Ermordung der Brüder Boris und Gleb und von der Bestrafung ihres Mörders durch Jaroslav//Festschr. f. D. yzevs " ky zum 60. Geburtstag. B., 1954. S. 196-217. (Slavist. Veröff. d. Osteuropa-Inst. an d. Freien Univ. Berlin; Bd. 6); idem. Studien zur altrussischen Legende der hl. Boris und Gleb//ZsPh.

http://pravenc.ru/text/БОРИС И ГЛЕБ.html

302        Митрополит Крутицкий Евсевий (Никольский, 1861–18.1.1922) – родился в Тульской губернии в семье священника. В 1855 г. окончил Московскую Духовную Академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен в иеромонаха. Хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии (26.1.1897). Епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский (4.10.1897); Владивостокский и Камчатский (1.1.1899; с 6.5.1906 – архиепископ). С 1916 г. архиепископ Владивостокский и Приморский. За годы своего правления построил на Дальнем Востоке более ста храмов. Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий, временно управляющий Московской Патриаршей областью (1920). Скончался в Москве. Погребён у Смоленского собора Новодевичьего монастыря. 303        Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин , 1839–17.3.1908) – образование получил в Воронежской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии (1865). Ректор Тамбовской Духовной Семинарии (1872). Пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской Духовной семинарии (1881). Хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии (4.1.1887). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887); Подольский и Брацлавский (13.12.1890); Тверской и Кашинский (2.11.1896; с 6.5.1898 – архиепископ). Архиепископ Казанский и Свияжский (26.3.1905). В 1907 г., в годы правления Владыки, в епархии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным учёным в области церковной истории и археологии, архиепископ Димитрий оставил после себя множество научных трудов. 304        Епископ Благовещенский и Приамурский Иннокентий (Солодчин, 1842–23.10.1919) – родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских Духовных училища и Семинарии, а также Санкт-Петербургской Духовной Академии (1863) поступил в Алтайскую Духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведён в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (31.8.1898). Хиротонисан во епископа Благовещенского и Приамурского (9.2.1899). На покое (24.9.1900). Проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

37), в святцы Коряжемского мон-ря 1621 г.- под 9 нояб., 6 янв. и 11 марта (ГИМ. Унд. 237. Л. 71, 111 об., 149 об.). В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634) говорится: «[Марта] в 11 день: Еуфимия, архиепископа Новгородскаго; благовест в лебедь, трезвон середней» (РИБ. Т. 3. Стб. 57). Имя Е. включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор учрежден ок. 1831). Ист.: Повесть о Евфимие, архиеп. Новгородском// Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Вып. 4. С. 16-26 [Житие Е. по ркп. РНБ. Соф. 1402]; Житие иже во святых отца нашего Евфимия, архиеп. Новгородского, чудотворца//Новгородские ЕВ. 1897. 8. Ч. неофиц. С. 501-515 [Житие Е. по неизв. списку]; Памятники древнерус. церк.-учительной лит-ры. СПб., 1898. Вып. 4. Ч. 2. С. 50-53 [Проложная ред. Жития Е.]; НПЛ. С. 415-427; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 433-444; Т. 5. Вып. 2. С. 133-143; Т. 16. Стб. 178-197; Т. 18. С. 22, 192, 204, 211, 212; Повесть об Ионе, архиеп. Новгородском//БЛДР. 1999. Т. 7. С. 232, 234, 238, 242, 252. Лит.: СИСПРЦ. С. 94-95; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 67-77; Никитский А. И. Очерк внутренней истории Церкви в Вел. Новгороде. СПб., 1879. С. 118-119; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 186-189; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 46-47; Зверинский. Ч. 2. С. 223; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 71; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 79-82; Голубинский. Канонизация святых. С. 82, 103; Яблонский В. М. Пахомий Серб и его агиогр. писания: Биогр. и библиогр.-лит. очерк. СПб., 1908. С. 80-83; Греков Б. Д. Новгородский дом Св. Софии. СПб., 1914. Ч. 1. С. 30-31; Порфиридов Н. Г. Др. Новгород: Очерки из истории рус. культуры XI-XV вв. М.; Л., 1947. С. 263-265; Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961. С. 237-263; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 14, 37, 46, 89-91, 93, 94, 97, 104-107, 109, 110, 114, 136, 151, 189; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э.

http://pravenc.ru/text/187753.html

575 Федотов Антон Федорович – из учеников Воронежской ДС, ныне протоиерей, настоятель Екатерининской церкви в Екатерингофе (в Санкт-Петербурге). – Изд. В списке выпускников XLIV курса СПбДА 1887 г. в списке удостоенных степени кандидата богословия с правом получения степени магистра без нового устного испытания значится 24-м по списку. – Ред. 576 Федотов Федор Федорович – делопроизводитель в канцелярии Училищного совета при Святейшем Синоде, известный составитель «Сборника узаконений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания» (1907). С. 18–447. – Изд. 577 Сын архиепископа Димитрия, архимандрит Афанасий (Самбикин), был впоследствии, в 1908–1914 гг., настоятелем московского Сретенского монастыря. – Ред. 578 Палладий (Раев -Писарев Павел Иванович; 1827–1898). Из Нижегородской губернии, окончил Казанскую ДА магистром (1827). В 1866 г. был хиротонисан во епископа Ладожского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1869 г. – епископ Вологодский и Устюжский, в 1873–1876 гг. – епископ Тамбовский и Шацкий, затем, в 1876–1872 гг., – Рязанский и Зарайский (с 1881 г. – архиепископ). В 1882–1887 гг. – архиепископ Казанский и Свияжский, в 1887–1892 гг. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский с 1892 г. Митрополит Палладий известен основанием миссионерских противораскольнических обществ: Казанского в Тамбове и Василия Рязанского – в Рязани, в Вологде он ввел в сфере благочинных выборное начало; в Казани преобразовал академический журнал «Православный собеседник» с целью оживить и разнообразить его содержание, для чего ежегодно давал из своих средств до 300 рублей в увеличение редакционных средств, в 1883 г. основал Общество вспомоществования недостаточным студентам Казанской ДА, внеся в его первоначальный фонд 1000 рублей; во всех епархиях учреждал эмеритальные (т. е. пенсионные. – Ред.) кассы для духовенства; на Кавказе реставрировал памятники старины, основал «Грузинский вестник» и пр. См.; Брокгауз–Ефрон. Кн. 44. С. 639; Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии, 1870–1892 гг. С. 63– 64, 311. – Изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

(5) Евсевий (Никольский, 1861–1922), архиепископ (позже митрополит) Владивостокский и Камчатский — родился в Тульской губернии в семье священника. В 1885 г. окончил Московскую духовную академию. Пострижен в монахи (1893), тогда же рукоположен во иеромонаха. Епископ Киренский, викарий Иркутской епархии (1896— 1897). Епископ (1899), а позже архиепископ (1906) Владивостокский и Камчатский (с 1916 г. — Владивостокский и Приморский). За годы своего епископства построил на Дальнем Востоке более 100 церквей, участник Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг., после которого остался в Москве в связи с невозможностью вернуться назад из-за начавшейся гражданской войны. Митрополит Крутицкий. Временно управлявший Московской Патриаршей областью (1920–1922). Скончался в Москве в январе 1922 г. (6) Димитрий (Самбикин, 1839–1908), архиепископ Казанский и Свияжский. Образование получил в Воронежской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии (1865). Преподавал библейскую и церковную историю в Воронежской духовной семинарии, рукоположен во иерея (1866). С 1872 г. — ректор Тамбовской духовной семинарии. Пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита (1877). Ректор Воронежской духовной семинарии (с 1881). Епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии (1866). Епископ Балтский, викарий Подольской епархии (1887). Епископ Подольский (1890). Епископ (с 1898 — архиепископ) Тверской и Кашинский (1896). Архиепископ Казанский и Свияжский (1905). В 1907 г. при Владыке Димитрии было учреждено третье викариатство для епархиального миссионера, которым стал епископ Андрей (Ухтомский). Будучи замечательным ученым в области церковной истории и археологии, оставил после себя множество научных трудов. (7) Иннокентий (Солодчин, 1842 — 23.10.1919), епископ Приамурский и Благовещенский — родился в семье священника Рязанской губернии. После окончания Томских духовных училища и семинарии, а также Санкт-Петербургской духовной академии (1863) поступил в Алтайскую духовную миссию, где состоял учителем Улалинского миссионерского училища. Трудился в Забайкальской миссии (с 16.2.1874). Пострижен в монахи (30.11.1876). Возведен в сан игумена (1889) и архимандрита (1893). Миссионерское служение сочетал с преподавательской работой. Настоятель Томского Алексеевского монастыря (с 31.8.1898). Хиротонисан во епископа Приамурского и Благовещенского (9.2.1899). На покое (с 1900) проживал в одном из монастырей Таврической епархии. Принял схиму с именем Иоанн.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

632 Речь идет о «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (Венеция, 1819), который был составлен по поручению свт. Григория V, патриарха Константинопольского. В основу был положен Стишной пролог, исправленный и дополненный многими памятями новых греческих, сербских, болгарских святых. – Ред. 3 Архиепископ Димитрий (Самбикин) был избран почетным членом МДА в 1893 г. по инициативе ректора МДА архимандрита Антония (Храповицкого) (см.: Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский. Симферополь, 1908. С. 26). Это указание является датирующим: следовательно, данное письмо 25) было написано не в 1891 г., а двумя годами позже, 17 октября 1893 г. – Ред. 4 Антоний (Храповицкий Алексей Павлович; 1863–1936), архиеп. Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей. Выпускник СПбДА (1885). В конце 4-го курса Академии принял монашество с именем Антоний и в 1885 г. был рукоположен во иеромонаха. – Ред. 634 Акакий (Заклинский Александр Иванович ; 1836–1902). Окончив курс в Псковской ДС (1833), поступил в СПбДА, но учился в ней только один 1833/36 уч. год. 16 сентября 1856 г. пострижен в монашество и 24 сентября рукоположен в сан иеродиакона. Поступил на службу диаконом в посольскую церковь Константинополя. В 1858 г. путешествовал по Востоку и Западу. По возвращении из путешествия в 1859 г. сдал экзамен за 2, 3 и 4-й курсы Духовной академии, а в 1864 г. за сочинение «Св. Григорий Палама , архиепископ Солунский» удостоен степени кандидата богословия. В 1865 г., возвратясь из Константинополя, был рукоположен во иеромонаха и назначен учителем гражданской истории в Рязанскую ДС. 13 ноября 1866 г. перемещен преподавателем богословских наук в Волынскую ДС, где пробыл 13 лет. 16 августа 1879 г. возведен в сан игумена и назначен исправляющим должность инспектора Воронежской ДС. 2 февраля 1882 г. возведен в сан архимандрита. 25 марта 1882 г. определен исправляющим должность ректора, а с 1884 г. – на должность ректора Томской ДС. Хиротонисан 7 апреля 1891 г. в Санкт-Петербурге, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры, во епископа Балтского, викария Подольской епархии. С 7 сентября 1891 г. – епископ Елизаветградский, викарий Херсонской епархии. С 30 апреля 1894 г. назначен епископом Енисейским и Красноярским.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

7. С. 140-142; Ефремов Л., прот. Жизнь свт. и чудотворца Тихона, еп. Воронежского и Задонского, и уроки для нас из жизни его. Воронеж, 1874. С. 102-115; Новосельский И., свящ. Воспоминания о поездке в Задонск//Воронежские ЕВ. 1876. 14. С. 34-39; Воронежские архиереи: Св. Тихон епископ (1763-1767)//Там же. 1879. 14. С. 132-134; Святитель Тихон I, еп. Воронежский и Елецкий//Донские ЕВ. Новочеркасск, 1883. 17. С. 23; 19. С. 32-34; Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884. Вып. 2. С. 126; Вып. 3. С. 106, 258, 309; Вып. 4. С. 222; Троицкий П., прот. Святитель Тихон Задонский. К., 1885. С. 41-44; Димитрий (Самбикин), архим. Церкви в Воронежской епархии за истекшее 300-летие (1586-1886)//Воронежские ЕВ. 1886. 22. С. 44-47; 23. С. 67-69; И. Д. Тамбовский вотчинник XVII в.//ИВ. 1891. Т. 46. 11. С. 534-538; Ермилов В. Е. Угодник Божий свт. Тихон Задонский. М., 1892; Геронтий [Кургановский], иером. Ист.-стат. описание Задонского Богородицкого 1-кл. муж. мон-ря. СПб., 1893; Лаврентьев С. Свт. Тихон Задонский, еп. Воронежский. М., 1896. С. 4-12; Сергиевский Н. Ф. Свт. Тихон, еп. Воронежский и Задонский и всея России Чудотворец. М., 1898. С. 32-61; Никольский П. В. Разработка истории Воронежской епархии: (Крит.-библиогр. обзор)//Воронежские ЕВ. 1900. 4. С. 23-26; 5. С. 21; 6. С. 15-17; он же. Монашество на Дону. Воронеж, 1909. С. 24, 43-49, 101-164, 243-255; он же. Свт. Тихон Задонский и его подвиги//Воронежская старина. Воронеж, 1909. Вып. 8. С. 44-66; он же. Задонские старцы XIX в.//Там же. 1910. Вып. 9. С. 42-56; Тихомиров Е. А. Рус. паломник: Святые места, чтимые правосл. рус. народом. М., 1903. С. 63-68; Введенский С. Н. Хозяйственная деятельность Тешевского (Задонского Богородицкого) мон-ря на Донской Украине в XVII и в первые годы XVIII в.//Воронежская старина. 1904. Вып. 5. С. 383-385; Корольков А. В обителях св. Тихона Задонского: Задонский Богородицкий муж. мон-рь//Рус. паломник. 1907. 33. С. 84; Николаевский И. Описание Воронежской губ. Воронеж, 1908.

http://pravenc.ru/text/182467.html

9 мая 1934 г. еп. Ириней был назначен на самостоятельную Пензенскую и Саранскую кафедру, после чего М. в. не возобновлялось. Архиереи Еп. Андрей (Ухтомский; 4 окт. 1907 - 25 июля 1911), еп. Иоасаф (Удалов; 24 июля 1920 - 12 апр. 1922), еп. Андроник (Богословский; 12 апр. 1922 - 26 янв. 1928), еп. Ириней (Шульмин; 15 дек. 1930 - 9 мая 1934). Арх.: РГИА. Ф. 797. Оп. 81, 1011 г. 3 отд., 4 ст. Д. 159; Ф. 831. Оп. 1. Д. 218. Л. 300-301 об., 331; [О церковной жизни в Казани в 1918-1924 гг.]//Архив УФСБ по Респ. Татарстан. Д. 2-18199. Т. 4. Л. 342-361 об. (опубл.: Елдашев А. М. Правосл. культура в Казанском крае (XVI-XX вв.): Очерки истории. Каз., 2013. С. 365-411). Ист.: Указ Свят. Синода об учреждении Мамадышского вик-ства и назначении викарием архим. Андрея//Изв. по Каз. епархии. 1907. 37. С. 1125-1126; Распределение между преосв. викариями Казанской епархии дел, подлежащих их рассмотрению//Там же. 41. С. 1261-1263; Протокол общего собрания Братства св. Гурия 1 нояб. 1909 г.//Там же. 1909. 47. С. 1345-1346; Список инородческих приходов Казанской епархии, назначение псаломщиков в каковые приходы находится в ведении Его Преосв., преосв. Андрея, еп. Мамадышского//Там же. 1910. 10. С. 290-293. Лит.: Андрей (Ухтомский), еп. О будущей деятельности Братства свт. Гурия//Изв. по Каз. епархии. 1907. 41. С. 1271-1273; он же. Речь, произ. 3 окт. 1907 г. при наречении во еп. Мамадышского, викария Казанской епархии//Там же. 42. С. 1304-1309; он же. О правосл. приволжских инородцах//Там же. 43. С. 1345-1347; он же. Наставление, преподанное сестрам Покровской общины//Там же. 1908. 37. С. 1075-1077; он же. К настоящим и будущим псаломщикам инородческих приходов//Там же. 1909. 47. С. 1366-1368; он же. К истории Казанской миссии и 3-го вик-ства Казанской епархии//Сотрудник Братства свт. Гурия. 1911. 34. С. 533-540 (отд. изд.: Каз., 1911); Архиерейские служения: [Хиротонии еп. Мамадышского]//Изв. по Каз. епархии. 1907. 42. С. 1320-1323; Димитрий (Самбикин), архиеп. Речь, произнесенная при вручении архиерейского жезла новопоставленному преосв.

http://pravenc.ru/text/2561768.html

А.П. Голубцов ставил перед литургикой не только задачу исторического восстановления богослужебных чинов и ритуалов, но также и задачу строго «исторического объяснения обрядов». Его лекции по истории православного богослужения частично опубликованы 1644 . Как отмечали современники, «осторожный в выводах, прекрасный знаток рукописного материала своей науки, он брал для изучения и освещения скромные темы, но доводил работу над ними до исчерпывающих пределов. При этом заключения его часто поражали блеском и глубиной». Церковный историк и археолог архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) (1839–1908), магистр Санкт-Петербургской духовной академии, издал в четырех выпусках «Месяцеслов русских святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых» (1870–1883); в переработанном и дополненном виде «Месяцеслов» переиздан в 1893–1903 гг. в 12 выпусках. А.И. Алмазов подготовил объемные диссертации «История чинопоследования крещения и миропомазания» (1883) – серьезное и тщательное исследование, охватывающее громадный период греческой и русской истории, равного которому так и не появилось в нашей науке, по каковой причине оно и остается основным пособием на русском языке по данному вопросу (хотя и не дает систематической истории происхождения таинств), – и «Тайная исповедь в православной восточной церкви: опыт внешней истории» (1896), опубликованные как монографии 1645 ; обе работы были удостоены Макариевских премий – за 1886 и 1897 гг. Его перу принадлежат также работы «Неизданные канонические ответы константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и митрополита Родосского Нила» (Одесса, 1903) и «Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского: Малоизвестный памятник права Греческой церкви XV в.» (Одесса, 1903) 1646 . Отдельные историко-литургические труды (помимо археографических исследований в данной области) оставил академик Б.А. Тураев 1647 . Помимо систематических академических исследований велась научная работа отдельными авторами, ставившими перед собой прежде всего педагогические и нравственно-богословские задачи. Так, преосвященный Гермоген (Добронравин) помимо собственно историко-церковных трудов оставил сочинения, касающиеся православного богослужения: «Литургика» (СПб., 1881), «О богослужении Православной Церкви» (6-е изд. СПб., 1903), «О Св. Таинствах Православной Церкви» (2-е изд. СПб., 1904). Перу костромского епископа Виссариона (Нечаева) (1822–1905) принадлежит «Толкование на Божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого » (M., 1884), выдержавшее четыре издания при жизни автора. Следует упомянуть также трижды прижизненно переиздававшиеся размышления преосвященного Виссариона о Великом каноне прп. Андрея Критского «Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского , заимствованные из библейских сказаний» (M., 1891; ныне публикуются под разными названиями: в оригинальном варианте – M.: Отчий дом, 2008, и как «Великий канон св. Андрея Критского : С толкованием уроков покаяния» (M.: Благо, 2004)).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010