Димитрий (Самбикин) Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архп. Казанский и Свияжский. Родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея слободы Караяшина, Острогожского уезда, Воронежской губернии. Окончил Бирюченское духовное училище в 1861 году – Воронежскую духовную семинарию. В 1865 г. – СПб. духовную академию. 20 янв. 1866 г. назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по Церковной истории. 26 сент. 1866 года рукоположен во диакона. 1 октября – во иерея, при Рождестве Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже. В 1867 году утверждён в степени магистра богословия. 13 апр. 1870 года овдовел, после трёхлетнего супружества. Жена умерла от туберкулёза в первый день Пасхи праведной христианской кончиной. С 5 мая 1872 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии. 10 июня 1872 года утверждён и 23 июня возведён в сан протоиерея. 11 февраля 1877 года пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием и 13 февраля возведён в сан архимандрита. 31 дек. 1880 г. вызван в СПб. на чреду священнослужения. 6 авг. 1881 г. – ректор Воронежской духовной семинарии. 4 янв. 1887 г. хиротонисан в Успенском Московском соборе Иоанникием, митрополитом Московским и собором епископов, во епископа Балахнинского, Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 13 декабря 1890 года – епископ Подольский и Брацлавский. С 6 ноября 1893 года – почётный член Московской духовной академии. С 1895 года – почётный член Казанской духовной академии. С 2 ноября 1896 года – епископ Тверской и Кашинский. 6 мая 1898 года возведён в сан архиепископа. 17 марта 1904 года за выдающиеся учёно-литературные труд Советом СПб. академии удостоен учёной степени доктора Церковной истории. С 26 марта 1905 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Перед самой кончиной сподобился таинства Елеосвещения и причастия Св. Христовых Таин. (В «ЖМП» 1945 г., 3, на стр. 68 ошибочно указан год смерти 1907 год. См. «Прав. Собес.» 1908 г., апрель, стр. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Июнь 29 Собор всех святых, в земле Тверской просиявших С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908 г.) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным преосвященным Димитрием была составлена служба всем Тверским святым, подготовлен к печати Тверской Патерик, изданный в Казани в 1908 году, а также по его просьбе написана в 1902 году икона Собора Тверских святых. В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых. Начатое архиепископом Димитрием дело получило свое завершение через 70 лет благодаря трудам архиепископа Калининского и Кашинского Алексия. Им была составлена служба всем Тверским святым и возбуждено ходатайство перед Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом совершать память всех святых, в земле Тверской просиявших, в первый воскресный день после праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святейший Патриарх Пимен удовлетворил ходатайство и благословил внести память Собора Тверских святых в календарь Русской Православной Церкви, начиная с 1979 года. В сонме святых, подвизавшихся в пределах Тверской епархии, более 40 угодников Божиих. Среди них некоторые не были наставниками и учителями тверской паствы, но, как отмечает Святейший Патриарх Пимен в поздравительном Послании к архиепископу Калининскому и Кашинскому Алексию, они «были причастны к ней либо по происхождению, либо по кончине». Особо чтимыми святыми Тверской епархии являются показавший пример патриотического служения и подвига исповедничества святой благоверный князь тверской Михаил Ярославич († 1318; память 22 ноября/5 декабря) и его супруга святая благоверная княгиня Анна Кашинская († 1338; память 12/25 июня и 2/15 октября). Известны святые архипастыри Тверской епархии: первоначальник Тверских святителей епископ Симеон († 1289; память 3/16 февраля), епископ Феодор, прозванный Добрым († 1367; память 20 марта/2 апреля) и епископ Арсений († 1409; память 2/15 марта), которым пришлось управлять епархией в тяжелые времена междоусобиц и монголо-татарского ига.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОРОНЕЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, выходивший с 1 янв. 1866 по дек. 1909 г. 2 раза в месяц, с 1910 по 1917 г. еженедельно. Состоял из собственно «В. е. в.» и «Прибавлений». До 1887 г. обе части редактировались сотрудниками Воронежской ДС, одновременно редакторов могло быть от 1 до 4, среди них - ректоры ДС: архим. Феодосий (Макаревский; впосл. епископ Екатеринославский) (1866-1867), архим. Вениамин (Быковский ; впосл. епископ Черниговский) (1867-1871), прот. Д. Ф. Певницкий (1877-1881), архим. Димитрий (Самбикин ; впосл. архиепископ Казанский) (1881-1886), инспектор ДС игум. Арсений (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) (1866-1868); преподаватели ДС протоиереи Ф. А. Никонов (1866-1876), И. В. Адамов (1871-1876). С 9 за 1887 по 20 за 1908 г. редактирование офиц. части было передано в духовную консисторию, редакторами были ее секретари А. М. Правдин (1887-1906) и А. А. Вишневецкий (1907-1908). Редакторами неофиц. части с 1887 г. (с 21 за 1908 обеих частей) были ректоры ДС: протоиереи А. М. Спасский (в 1887-1900 до 16), В. П. Борисоглебский (1900. 17 - 1907. 15), Н. Ф. Околович (1907. 16 - 1913. 4), архим. Серафим (Соболев ; впосл. архиепископ Богучарский) (1913. 5 - 1917). В их отсутствие номера подписывали инспекторы ДС И. И. Филоковский, П. В. Беклемишев, преподаватель И. М. Ублинский, прот. Г. Т. Алфёров. В 1917 г. вышли 1-25 (за 18 июня), после чего с 22 июня 1917 по 28 июля 1918 г. 2 раза в неделю выходила газ. «Вестник церковного единения: Орган духовенства и мирян Воронежской епархии» (с 28 за 1917 «Воронежский вестник церковного единения»). Последние номера 44-47 за 1918) выходили еженедельно, редакторами были свящ. П. П. Сергеев и В. Я. Бахметьев. Сначала в отличие от др. епархиальных изданий в основной части помещались не только офиц. документы и материалы, но и исторические статьи. В «Прибавлении» печатались только статьи назидательного содержания. Как следствие этого собственно «В. е. в.» с 1868 г. разделились на офиц. и неофиц. части (с общей пагинацией) с сохранением отдельных «Прибавлений». С 1877 г. журнал вернулся к обычному для епархиальных ведомостей составу разделов, когда все неофиц. материалы помещались в «Прибавлениях» (с 1884 они и назывались «неофициальной частью»).

http://pravenc.ru/text/155258.html

В Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ), в числе прочих, сохранилась « Ведомость о церкви Казанской Епархии, Казанского уезда, села Караваева, во имя Смоленския Божией Матери за 1909 год» , которая дает определенное представление о первых годах существования храма и составе его причта. Известно, что церковь была построена в 1907 г. на средства прихожан и частные пожертвования. 27 января 1908 г., по благословению архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Д. И. Самбикина), в ней был освящен престол «во имя Смоленския иконы Божией Матери », празднование которой совершалось 28 июля. В церкви имелось два придела: справа – во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца и слева – во имя Святителя Гурия, Казанского Чудотворца. Утварью церковь была снабжена, как тогда писали, «достаточно». Храм был каменным, « с таковою же в одной связи колокольнею », теплым, обнесенным каменной оградой с деревянной решеткой. Справа «под колокольнею» помещалась церковная сторожка. Священник и псаломщик проживали в деревянных церковных домах, выстроенных «на свой счет прихожанами». Хотя, по состоянию на 1909 г., приход еще не был официально открыт, с января 1908 г. в церкви имелся свой самостоятельный причт, состоящий из двух человек – священника и псаломщика. Первым настоятелем церкви являлся священник Иоанн Григорьевич Черепнин, которому в 1909 г. было тридцать семь лет, а псаломщиком являлся Александр Васильевич Сперанский, которому в то время было 28 лет. Об отведении церковно-причтовой земли изначально не позаботились, содержание причта обеспечивалось денежным содержанием от прихожан, поступавшим путем сбора средств в сумме 87 копеек с каждой «надельной души» (всего же таких душ было 576). Учитывая, что жалованья от казны причт не получал, его содержание выходило достаточно скудным. В приход входило только само село Караваево, в котором тогда имелось 269 дворов (в 204-х проживали крестьяне, в 63-х – военные и в 2-х – духовные лица). Всего в селе жил 1671 человек (872 женщины и 799 мужчин), в том числе: 1361 человек принадлежал к крестьянскому сословию, 301 – к «военным» и 9 – к духовному сословию (все – русские).

http://sobory.ru/article/?object=33055

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛАВРЕНТИЙ (НЕКРАСОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Епископ Лаврентий (Некрасов) Лаврентий (Некрасов) ( 1836 - 1908 ), епископ б. Тульский и Белевский , духовный писатель В миру Некрасов Михаил Иванович, родился 1 ноября 1836 года в семье священника села Полбино Брянского уезда Орловской губернии. По окончании Второго Орловского духовного училища и Орловской духовной семинарии , поступил в Киевскую духовную академию , которую окончил в 1861 году со степенью магистра богословия . В академии в числе его товарищей были Ириней (Орда) , буд. епископ Орловский, и Димитрий (Самбикин) , буд. архиепископ Казанский. 29 сентября 1861 года назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии , где последовательно занимал кафедры словесности, нравственного и обличительного богословия и гомилетики, одновременно с этим он исполнял еще обязанности библиотекаря и преподавателя французского языка. Вступил в брак с Варварой Николаевной (1848 - 28.09.1886), дочерью священника Николая Скрябина . В семье родились Иван (07.01.1866 - 10.05.1890) и Александра (1870 - 1918), замужем за свящ. Стефаном Зверевым . 10 мая 1864 года был рукоположен в сан священника и, оставаясь при своей преподавательской должности, стал приходским пастырем при Спасской , а затем Пятницкой церквах города Воронежа , где выдвинулся, как умный и сердечный пастырь и талантливый проповедник. Вскоре он был назначен законоучителем Воронежского кадетского корпуса ( " военной гимназии " ), где прослужил почти 30 лет, до 1894 года. Как законоучитель, он пользовался со стороны сослуживцев и молодежи искренней любовью и авторитетом. С ним делились и горем и радостью и часто обращались за духовным советом и утешением. Он принимал самое живое участие и в делах епархиальных в качестве депутата, члена и председателя епархиального училищного совета. На склоне дней своих, похоронив свою жену и воспитав детей, он под влиянием настойчивых убеждений Московского митрополита Сергия (Ляпидевского) , 27 июня 1894 года принял монашество с именем Лаврентия и назначен архимандритом -настоятелем Покровского миссионерского монастыря в Москве и благочинным московских монастырей.

http://drevo-info.ru/articles/13672052.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН (XVI-XVII вв. (?)), блж. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня, в Соборе Тверских святых), Христа ради юродивый, Новоторжский. Имя К. помещено в перечне святых г. Торжка в тверской редакции «Книги, глаголемой Описание о российских святых»: «Святый, блаженный Константин юродивый погребен у соборной церкви» (ТГОМ. ТвМ. КП-10617. Л. 11 об., 60-е гг. XVIII в.). По свидетельству архиеп. Димитрия (Самбикина) , в синодике 1674 г. Новоторжского Троицкого мон-ря («Дальняя Троица»), в списке Христа ради юродивых упоминалось имя К. В нач. ХХ в. иконописные образы блаженного находились в храмах и домах Торжка, в Новоторжской городской думе и Тверском церковно-археологическом древлехранилище. На иконе из ц. Воздвижения Креста Господня в Торжке К. был представлен с местночтимыми святыми - преподобными Ефремом и Аркадием Новоторжскими и мц. Иулианией , кнг. вяземской и новоторжской. Святой был также изображен на иконе мучеников Гурия, Самона, Авива и Московских святителей из ц. сщмч. Климента, папы Римского. В Торжке хранилась икона 1797 г., на к-рой К., предстоявший со сложенными на груди руками Спасителю в облаках, был написан «в одной одежде (в рубашке), с обнаженными по локоть руками, босой; на голове волосы короткие, курчавые, желтоватого (рыжего) цвета» (Тверской патерик. 1908. С. 171, 173-174). В том же иконографическом типе юродивого святой был представлен (в верхнем ряду справа) на иконе «Собор Тверских святых», написанной в 1902 г. по заказу члена Тверской УАК И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина, см.: Там же. С. 4, 8). Вероятно, К. (только в набедренной повязке, персты правой руки сложены для крестного знамения, надпись: «Б Константи(н) оур(д)») представлен на одной из 3 минейных икон рус. святых кон. XIX в. из старообрядческой Даниловской моленной в Казани (ГМИИРТ). Местом погребения К. почиталась часовня на Соборной пл. В XIX в. тверские краеведы опубликовали неск. преданий, связанных с К. Согласно одному из них, составленному, судя по всему, на основе Жития Ефрема Новоторжского, К. был родом «угрин» по имени Кон или Конон, служил в свите равноап. кнг. Ольги , вместе с ней принял крещение в К-поле. Затем он удалился в Новгородскую землю и устроил скит в 7 верстах от г. Нов. Торг (ныне Торжок), преставился после 1015 г. в мон-ре прп. Ефрема Новоторжского (см.: Красницкий. 1876. С. 11-12). Согласно др. преданию, возникшему по мотивам былины о Косте Новоторжанине, святой был родом из Торжка, жил во времена царя Иоанна IV Васильевича Грозного. К. обладал большой физической силой, находился на военной службе, затем вернулся в родной город и стал юродствовать ( Р. Р. 1898. С. 516-522). Оба предания не имеют фактического обоснования, архиеп. Димитрий назвал их исторической фальсификацией, поместив в соч. «Тверской патерик» собранные им сведения о блаженном.

http://pravenc.ru/text/1842054.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЯ (XVI в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Святая отождествляется с матерью прп. Арсения Новгородского († 12 июля 1572?), упоминаемой в Житии подвижника. Однако это предположение представляется сомнительным, поскольку Пелагия - ее мирское имя, в монашестве мать прп. Арсения носила имя Аполлинария. П. не упоминается в святцах, неизвестны ее древние иконы. Канонизацией П. следует считать включение ее имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя П. также включено в Собор Тверских святых, празднование к-рому установлено в 1979 г. Совр. иконописное изображение святой находится на зап. фасаде ржевского кафедрального собора в честь Оковецкой иконы Божией Матери в ряду др. Ржевских святых: с левой стороны в нише представлены блгв. кнг. Агриппина и прп. Параскева Ржевская, справа - блгв. кн. Владимир (см. ст. Владимир и Агриппина ) и П. (роспись создана в сент. 2005 художниками палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса). Ист.: Житие прп. Арсения, иже в Вел. Нове-граде//Новгородские ЕВ. 1899. 20. Ч. неофиц. С. 1277-1279; Минея (МП). М., 2002. Май. Ч. 3. С. 380. Лит.: СИСПРЦ. С. 37; Успенский В. Ист. заметки о Ржеве и Ржевском у.//Тверские ГВ. 1874. 38. С. 4; Тихомиров П. Житие прп. Арсения Новгородского. Н. Новг., 1891; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Июль. С. 152-153; он же. Тверский патерик. 1908. С. 61; Каган М. Д. Житие Арсения Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 331-335; Шаповал Н. Православный Ржев. Ржев, 2006. С. 65-68; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008р. С. 395. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2579912.html

Тресоруково. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Тресоруково Лискинского района Воронежской области. Тресоруково было основано в 1770-е годы бывшими монастырскими крестьянами-переселенцами из Подмосковья. До 1923 года село территориально входило в состав Коротоякского уезда Воронежской губернии. В 1777 году в селе была построена деревянная Николаевская церковь. Вот что об этом писал в своих трудах середины 1880-х годов архиепископ Дмитрий (Самбикин): «Николаевская церковь в селе Тресоруком, Коротоякскаго уезда, деревянная с колокольнею, построена в 1777 году. Земли пахатной 66 десятин. Прихожан 1250 душ. Раскольников 390 душ». Новая крупная кирпичная церковь в переходных формах от позднего классицизма к эклектике была сооружена в 1896-1908 годах (и возможно освящена в Троицкую - данные уточняются). Храм представлял собой здание - типа восьмерик на четверике с боковыми Сергиевским и Никольским приделами, протяжённой трапезной и трёхъярусной колокольней. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Павленко Алексей), диакон (Мануйлов Феодор) и псаломщик (Павел Ключанский). В селе в это время насчитывалось 620 дворов, в которых проживало 4058 человек. В 1930-х годах церковь была закрыта. Священник этого храма, Бунин Софроний Иванович, в июле 1930 года был приговорён к 10 годам лагерей. К такому же сроку приговорили и другого сельского батюшку - Димитрия Дмитриевича Воскобойникова. Также в селе жил монах Сергий (Быков Сергей Афанасьевич), его в августе 1932 года отправили в лагерь на 5 лет. В годы Великой Отечественной в храме размещался госпиталь, по некоторым данным, в 1943-1944 годах в церкви содержались пленные венгры. В 1950 году храм переоборудовали под зернохранилище, в 1980 году передали пожарной части. В 1991 году церковь была возвращена верующим, начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 2009 года. В 1993 году было возобновлено богослужение. 8 ноября 2009 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин великого освящения Троице-Сергиевского храма в Тресоруково. 

http://sobory.ru/article/?object=09478

архиепископ Димитрий (Самбикин) (15.10.1839–30.03.1908) архиепископ Димитрий (Самбикин) Архиепископ Казанский и Свияжский, духовный писатель, церковный историк. Автор фундаментального агиографического труда «Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых, и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве» в 14-ти томах. Биография Родился в семье протоиерея Иоанна Тимофеевича Самбикина (08.03.1814 — 22.01.1901). Как отмечал впоследствии, воспитан был своими благочестивыми родителями «в послушании вере Христовой и в строгом исполнении церковных обрядов». После Бирюченского духовного училища (1849—1853) окончил в 1861 году Воронежскую духовную семинарию; в 1865 году — Санкт-Петербургскую духовную академию (третьим по списку) и был принят на должность библиотекаря Воронежской публичной библиотеки. Но вскоре, 20 января 1866 года, назначен преподавателем общей и русской церковной истории, литургики и канонического права в Воронежской духовной семинарии. 26 сентября он был рукоположён во диакона; 1 октября — во иерея к Рождество-Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже (где прослужил до 10 июля 1872 года) с оставлением в семинарии, где также преподавал историю, греческий и латинский языки, практическое руководство для сельских пастырей. В 1867 году утверждён в степени магистра богословия. В 1866 году Димитрий Самбикин женился на Варваре Скрябиной (1848 — 11.04.1870), дочери воронежского Троицкого кафедрального собора протоиерея Михаила Скрябина. Она обучалась в одном из санкт-петербургских институтов. Там они и встретились. От их брака в 1867 году родился сын Иван. Он сначала обучался в Тамбовском духовном училище, а 1888 году с отличием окончил Воронежскую духовную семинарию, в 1892 году Киевскую духовную академию. В 26 лет 15 июня 1893 года кандидат богословия Иван Самбикин в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры принял монашество с именем Афанасий, а к 1901 году он стал уже архимандритом и ректором Тамбовской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

«Верую, Господи, и исповедую!» К 100-летию со дня кончины архиепископа Димитрия (Самбикина) 17 (30 по нов. ст.) марта 1908 года отошел ко Господу замечательный духовный писатель, святитель-молитвенник Димитрий (Самбикин), архиепископ Казанский и Свияжский. С раннего детства святитель имел особую привязанность к святым угодникам Божиим, знал их жития и дни памяти, поражая своих учителей и сверстников. Эту благоговейную любовь он пронес через всю жизнь, неутомимо подвизаясь в поисках истории их земной жизни, воскрешая для нас их путь в Царствие Небесное. Жития угодников Божиих учили не только праведной жизни, но и благочестивой кончине. О последних днях святителя и его христианской кончине рассказал в своих воспоминаниях о владыке Димитрии один из близко знавших его – А.А. Царевский – в своей книге «Святитель-молитвенник архиепископ Димитрий (Самбикин) в главнейших фактах его жизни и по личным о нем воспоминаниям» (Казань, 1908). С начала минувшей зимы 1907–1908 годов он [архиепископ Казанский Димитрий] вынужден был записаться в разряд болеющих и лечащихся. Как-то быстро, одна за другою, начали одолевать его немощи. Началось с глаз. Безмерно много на веку своем потрудившийся глазами, например всякое зимнее утро уже с 6 часов сидевший за книгами и никогда не знавший очков, он почувствовал ослабление зрения. Это обстоятельство, в совокупности с общим не столько физическим, сколько нравственным переутомлением, побудило его в первый раз в жизни дать себе отдых. Он уехал на месяц к сыну в монастырь , а кстати, посоветоваться в столице с окулистами, кстати, доехать и до Питера по многосложным его епархиальным делам. И месяца не прошло, как владыка возвратился. По его словам, он прекрасно, безмятежно отдохнул, т.е., иначе говоря, свободно вздохнул от дрязг и неприятностей казанских – в монастыре у сына и Троицкой лавре; побывал проездом и в его милой, родственно встретившей его Твери. Тем и исчерпываются благие результаты его поездки. Вывез он из Москвы пары три очков, в которых только до конца дней своих все путался, никак не мог привыкнуть к ним. Визит кратковременный в Питер тоже не оставил в нем никаких приятных и ободряющих, поддерживающих силы и энергию впечатлений.

http://pravoslavie.ru/4117.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010