В своей картотеке я собрал сведения о 30 архиереях XIX в. (это только часть всех), начинавших свое служение Церкви в качестве приходских священников. Назову здесь лишь некоторые имена: Амвросий Ключарев, архиепископ Харьковский (1882–1901), известный также как выдающийся проповедник; Анастасий Добрадин, архиепископ Воронежский (1890–1906); Антоний Вадковский, митрополит Петербургский (1898–1912); Антоний Рафальский, митрополит Петербургский (1843–1848); Герасим Добросердов, епископ Астраханский (1878–1888), известный аскетическим духом своих проповедей и сочинений; Гурий Охотин, архиепископ Новгородский (1900–1912); Димитрий Самбикин, архиепископ Казанский (1905–1908); Дионисий Хитров, архиепископ Уфимский (1888–1896), миссионерствовавший с большим успехом, «либеральный архиерей», популярный у приходского духовенства своими заботами о нуждах батюшек в отдаленных епархиях; Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский (1868–1879), выдающийся миссионер, прославившийся своей деятельностью в Сибири; Иоанн Кратиров, епископ Саратовский (1899–1903), непопулярный в архиерейских кругах, он проявлял явную оппозицию «синодальному духу» и был уволен на покой († 1909); Лаврентий Некрасов, епископ Тульский (1904–1908); Никандр Молчанов, архиепископ Литовский (1904–1910); Николай Заркевич, викарный епископ Херсонской епархии (1884/85), известный публичными докладами и печатными работами, направленными против позитивизма; Стефан Архангельский, архиепископ Курский (1911–1914), сторонник «реформ», особенно реформ духовных школ и приходской жизни, автор нескольких значительных трудов в области христианского нравственного богословия; Виссарион Нечаев, епископ Костромской (1891–1903), он 34 года служил приходским священником в Москве, основал журнал «Душеполезное чтение» (1860); Виталий Грегулевич, епископ Могилевский (1881–1885), очень талантливый человек, в бытность приходским священником в Петербурге в начале 60-х гг. он снискал широкую популярность своими проповедями и публичными докладами, особенно в рабочей среде и у интеллигенции; в 1860 г. Виталий основал журнал «Странник», который в то время, когда он был его издателем (1860–1869), стоял на высоком уровне; будучи викарным епископом Волынской епархии (1879–1881) и епископом Могилевским, он проявил себя как поборник народного образования: в своей епархии он создал 268 приходских школ; Владимир Богоявленский, митрополит Московский (1898–1912), Петербургский (1912–1915) и Киевский (1915–1918), известный борьбой против Распутина.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

Гавриил Розанов 1848–1857. Филофей Успенский 1857–1876. Еп. до 1861. Алексий Ржаницын 1876–1877. Евсевий Ильинский 1877–1879. Савва Тихомиров 1879–1896. Еп. до 1880. Димитрий Самбикин 1896–1905. Еп. до 1898. Николай Зиоров 1905. Николай Налимов 1905. Алексий Опоцкий 1905–1910. Антоний Каржавин 1910. Старицкое викариатство 54 Епископы (в Твери): Иринарх Полов 1836. Неофит Соснин 1836–1838. Антоний Николаевский 1867–1873. Антонин Державин; 1883–1886. Гавриил Голосов 1886–1897. Павел Поспелов 1897–1899. Василий Царевский 1900–1902. Александр Головин 1903–1908. Алипий Попов 1908. Тобольская, учр. в 1620 г. Кафедра в Тобольске Архиепископы Сибирские и Тобольские: Киприан Старорусенников 1620–1624. Макарий Кучин 1624–1630. Нектарий Теляшин 1636–1640. Герасим Кремлев 1640–1650. Симеон 1651–1664. Митрополтпы Сибирские и Тобольские: Коркнлий 1664–1677. Архп. до 1668. Павел 1678–1602. Игнатий Римский-Корсаков 1692–1701. Св. Димитрий Туптало 1701–1702. Филофей Лещинский (в схиме Феодор) 1702–1711. Иоанн Максимович 1712–1715. Филофей Лещинский (вторично) 1715–1721. Тобольские и всея Сибири: Антоний Стаховский 1721–1740. Никодим Скребницкий 1740. Арсений Мациевич 1741–1742. Антоний Нарожницкий 1742–1748. Сильвестр Гловатский 1749–1755. Павел Конюскевич 1758–1768. Архиепископы Тобольские и Сибирские: Варлаам Петров 1768–1802. Еп. до 1792. Антоний Знаменский 1803–1806. Амвросий Келембет 1806–1822. Амвросий Рождественский 1822–1825. Евгений Казанцев 1825–1831. Павел Павлов (Морев) 1831. Афанасий Протопопов 1832–1842. Владимир Алаувдин 1842–1845. Еп. Георгий Ящуржинский 1845–1852. Евлампий Пятницкий 1852–1856. Феогност Лебедев 1 1856–1862. Еп. до 1862. Варлаам Успенский 1862–1872. Епископы: Ефрем Рязанов 1874–1880. Василий Левитов 1880–1885. Авраамий Летницкий 1S85–1889. Иустин Полянский 1889–1893. Агафангел Преображенский 1893–1897. Антоний Каржавин 1897–1910. Евсевий Гроздов 1910. Березовское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы: Ефрем Рязанов 1871–1874. (Вакантно с 25 мая 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Епископ Никон (Рождественский, 1851 - 1919), позднее архиепископ, известный проповедник и духовный писатель. Вологодским губернатором в это время был Хвостов Алексей Николаевич (1872 - 1918) - позднее (1915 - 1916) министр внутренних дел. Расстрелян в один день с протоиереем Восторговым, при тех же обстоятельствах. Епископ Анастасий (Грибановский, 1873 - 1965) - епископ Серпуховской, четвертый викарий Московской губернии, впоследствии - митрополит, первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. Митрополит Владимир (Богоявленский, 1848 - 1918), позднее митрополит Киевский, священномученик. Джунковский Владимир Федорович (1865 - 1938) - в 1905 - 1913 гг. московский губернатор, позднее товарищ министра внутренних дел. После революции сотрудничал с большевиками, расстрелян на Бутовском полигоне в Москве. Рейнбот Анатолий Анатольевич (1868 - 1918?) - московский градоначальник с 30 декабря 1905 по 12 декабря 1907 гг. В 1907 г. Тайно обвенчался с вдовой С.Т. Морозова З.Г. Морозовой, в 1916 г. развелся с ней. Викарным архиереем Вятской епархии в это время был епископ Глазовский Павел (Поспелов, 1855 - 1925). «Обновленческое братство» - Братство ревнителей церковного обновления, выросшее из группы «32-х» петербургских священников. Подробнее, см. например: Ореханов Г., свящ. На пути к Собору: Церковные реформы и первая русская революция. М., 2002. «Колокол» - ежедневная политическая и церковно-общественная газета, в которой регулярно публиковался протоиерей Иоанн Восторгов. Издатель - известный правый деятель В.М. Скворцов. Остроумов Михаил Андреевич (1847 - 1920) - писатель, богослов, профессор Харьковского университета, в этот период (1907 г.) - главный редактор официального журнала «Церковные ведомости», впоследствии член Поместного собора 1917 - 1918 гг. Крыжановский Сергей Ефимович (1862 - 1935) - товарищ министра внутренних дел, соавтор избирательных законов 1905 - 1907 гг., впоследствии государственный секретарь. После революции - в эмиграции. Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин, 1839 - 1908).

http://bogoslov.ru/article/456983

И при всем том его скромность и симпатичность, его серьезность от затаенной думы, отсутствие педантически-ученой важности и простота в обращении располагали в его пользу и невольно влекли к нему... И это было на первых порах, когда он и по прирожденной скромности, и по искренней стыдливости за малознание своего предмета действительно не выдавался из ряда обыкновенных молодых бакалавров... А в будущем, – то был выдающийся историк – профессор, в своих лекциях, по выражению профессора Болотова, что «архитектор, бравший стройностью общего целого, математическою соразмерностью плана», – профессор, создавший, так сказать, школу ученых деятелей, с честию занявших профессорские кафедры в Академии и отчасти в университете. Он был великий труженик науки, любивший последнюю особенно в книгах, – в серьезных и редких изданиях, которых он был опытный ценитель. Знаток древнего и нового греческого языка, он был одним из видных русских византинистов и глубоким знатоком церковных дел православного Востока». Характеристика И. Г. Троицкого как ученого изложена в «Записке» профессора Санкт-Петербургского университета Василия Григорьевича Васильевского . См.: Родосский А.С. Биографический словарь. С. 496–499. – Изд. См. также: Герд Л. А. И. Е. Троицкий : По страницам архива ученого//Мир русской византинистики. СПб., 2004. С. 8–40. – Ред. 546 Преображенский Василий Хрисанфович (1854–1915) – протоиерей, уроженец Тамбовской губернии, один из лучших и даровитейших учеников архиепископа Димитрия (Самбикина) по Тамбовской ДС. Окончил курс СПбДА; некоторое время был преподавателем церковной истории в Воронежской ДС, когда там был ректором архиепископ Димитрий; ныне состоит законоучителем Петербургского 1-го кадетского корпуса. Известен как плодовитый духовный писатель (по церковной истории). Его перу, между прочим, принадлежит многотомный труд «Святые учители веры и благочестия. Душеспасительные чтения на каждый день года» [В 12 т. СПб.; М., 1899–1908.]. – Изд. По принятии монашества (с тем же именем, но сменой святого покровителя) рукоположен в 1908 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Ист.: Описи Моск. Успенского собора, от нач. XVII в. по 1701 г. включительно//РИБ. 1876. Т. 3. Стб. 295-874; Чиновники Московского Успенского собора и выходы патр. Никона/Предисл. и указ: А. П. Голубцов. М., 1908. Лит.: Левшин А. Г., прот. Историческое описание первопрестольного в России храма, Моск. Большого Успенского собора. М., 1783; Любопытный Месяцеслов московский и Всероссийской церкви… на 1794 год. М., 1794; [Казанский П. С.] Слава Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. М., 1853. Ч. 3. Отд. 2. С. 73-75; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. C. 95-97, 100-101; Толстой М. В. Святыни и древности Вел. Новгорода. М., 1862. С. 230-231; Панов Г. И. Историческое, хронол. и иконогр. описание 218 наименований и изображений Пресв. Богородицы. СПб., 1871. С. 40; Знаменский И. Ист. сказание о чудотв. иконе Богоматери, именуемой Корсунской, находящейся в г. Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе Псковской губ.//Псковские ГВ. Ч. неофиц. 1873. 9. С. 89-90; 10. С. 97; Ровинский. Народные картинки. Т. 4. С. 686-687; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 336-339; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 60-64; Бухарев И. Иконы. С. 341-342; Побойнин И. И. Торопецкая старина: Ист. очерки г. Торопца с древнейших времен до кон. XVII в. М., 1902; Бобринский А. А. Херсонес Таврический. СПб., 1905; [М. Р.] Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея св. иконы. СПб., 19052. С. 657 и сл.; Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. К., 1906; Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира//Сб. ст., посвященных… В. И. Ламанскому. СПб., 1908. Ч. 2. С. 1136; Поселянин Е. Богоматерь. С. 633-643; Ласковский В. П. Путев. по Новгороду. Новгород, 1910. С. 16-17; Кондаков. Иконография Богоматери. С. 161-165; Лихачёв Н. П. Историческое значение итало-греч. иконописи: Изображение Богоматери в произв. итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции нек-рых прославленных рус. икон. СПб., 1911.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Лит.: Чудесное исцеление//ДБ. 1864. 30. С. 381-382; Лебедев А. Е. , свящ. Ист.-стат. очерк Псковоградской Варлаамовской церкви. Псков, 1895; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1911. С. 195-196. В С.-Петербурге В ц. Вознесения (при бывш. морском госпитале) попала из церкви при Ораниенбаумском госпитале. Ц. Вознесения была основана в кон. XVIII в. при морском военном госпитале, затем приписана к ц. апостолов Петра и Павла при 2-м военно-сухопутном госпитале. Икона «В. с. Р.» многими почиталась как чудотворная, хотя офиц. сведений или преданий о чудотворениях от нее не сохранилось. Лит.: Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1878. Вып. 6. С. 436. В Свято-Духовской ц. находилась икона «В. с. Р.», найденная в 1876 г. на чердаке дома на Б. Охте после видения во сне жительнице дома больной Акилине Чергунцовой. Богоматерь обещала ей исцеление и указала на место, где находился образ. После исцеления больной по повелению С.-Петербургского митрополита икону перенесли в ц. Св. Духа на Б. Охте, где произошло еще неск. исцелений (письменно зафиксированы). Икона пользовалась общегородским почитанием. Находилась за левым клиросом в особом аналое. На иконе Богоматерь была изображена с Младенцем, стоящая в облаках, в окружении страждущих. Образ не сохранился, известен по воспроизведениям. Лит.: Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1883. Вып. 7. С. 220; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петербургская епархия. СПб., 1908. С. 145-146; Никольская В. А. Икона Царицы Небесной «Всех скорбящих Радости» в ц. Св. Духа на Большой Охте в С.-Петербурге. СПб., 1908. В Николаевском дворце, в Скорбященской ц., в 1853 г. находилась икона «В. с. Р.» в серебряном окладе с камнями фирмы Сазикова, написанная в академическом стиле. Еп. Димитрий (Самбикин) упоминает о ней как о чудотворной. Лит.: Лебедев В. , прот. Церковь при Николаевском дворце в С.-Петербурге//Странник. 1877. Апр. С. 3-20. В С.- Петербургской губернии В Царском Селе, в Скорбященской ц. при богадельне, находилась икона «В. с. Р.». Написана акад. живописи К. А. Горбуновым в 1852 г. как храмовый образ для этой церкви, основанной имп. Екатериной I (вновь отстроена в 1809-1817). Пользовалась местным почитанием, ежегодно 5 июля вместе с иконой Божией Матери «Знамение» участвовала в крестном ходе, проводимом в память об избавлении от холеры в 1832 г. Была украшена ризой с драгоценными камнями. Особенности иконографии неизвестны.

http://pravenc.ru/text/155562.html

По Отче наш: кондак воскресен или преподобному Нилу, глас 8: Отечества, преподобне, удалився,/в пустыню вселился еси,/и, на остров Селигера езера восшед,/жестоко житие показал еси,/и, многих добродетельми удивив,/дарования чудес от Христа приял еси. Поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/радуйся, Ниле, отче наш. На 6-м часе тропарь святителю Арсению и святителю Варсонофию. Тропарь святителю Арсению, глас 8: Благочестно пожив во святительстве,/люди просветил еси учением твоим,/ и о храме Пречистыя вельми подвизався/ и любитель монахов быв,/сего ради от Христа паствы твоея венец приял еси./Темже, яко апостольскаго престола наместника/ и святителя великаго чтуще тя, молим, чада твоя, блаженне:/от всех бед избави нас яже ко Христу молитвами твоими,/святителю Христов Арсение, отче наш. Тропарь святителю Варсонофию, глас 3: Возвестителю пути спасительнаго,/истинный хранителю апостольских преданий,/столпе непоколебимый,/благочестия учителю и православия наставниче,/святителю Варсонофие, Владыку всех моли/мир вселенней даровати/и душам нашим велию милость. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 5-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Стих: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную: Собор всех святых, в земле Тверской просиявших Собор всех святых, в земле Тверской просиявших (празднование в первое воскресенье после 29 июня). С 1897 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия (Самбикина ; † 17 марта 1908) началось собирание сведений о Тверских святых. Приснопамятным Преосвященным Димитрием бьша составлена служба Всем Тверским святым, подготовлен к печати «Тверской патерик», изданный в Казани в 1908 году, а также, по его просьбе, написана в 1902 году икона «Собор Тверских святых». В 1904 году архиепископ Димитрий освятил престол в честь Собора Тверских святых во втором ярусе колокольни кафедрального собора. С этого времени началось местное почитание Собора Тверских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Протоиерей Алексий Иванович Парвов , Председатель Учебного Комитета при Святейшем Синоде (во уважение его учёных трудов и сочувственного содействия нуждам духовных школ), † 1897 г. сент. 25. Директор Московского Публичного и Румянцевского Музеев Василий Андреевич Дашков (во уважение его пятидесятилетнего доблестного служения Государству и отечественному просвещению). † 1896 г. янв. 8. Директор Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, барон Феодор Андреевич Бюлер (во уважение его многолетнего и многополезного служения Отечеству и содействия преуспеянию духовной науки), † 1896 г. мая 10. С 1893 года: (6 сентября) Дионисий (Хитров), епископ Уфимский и Мензелинский (во уважение его многоплодных трудов по просвещению инородцев и по переводу церковно-богослужебных книг на инородческий языки), † 1896 г. сент. 8. Димитрий (Самбикин), епископ Подольский и Брацлавский (во уважение его учёных трудов и духовно-просветительной деятельности). † 1908 г. март. 17 в сане архиепископа Казанского и Свияжского. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сер – —882— гиев (во уважение его духовно-просветительной деятельности и, в частности, проповеднических трудов), † 1908 г. дек. 20. Заслуженный экстраординарный профессор Академии, протоиерей Московской Николаевской, в Толмачах, церкви Димитрий Феодорович Касицын (во уважение его долголетней и многолюдной службы в Московской Духовной Академии), † 1901 г. дек. 3. Государственный Контролёр Тертий Иванович Филиппов (во уважение его деятельности на пользу православных церквей Востока), † 1899 г. нояб. 30. Товарищ Обер-Прокурора Святейшего Синода Владимир Карлович Саблер (во уважение его заслуг Церкви на поприще церковного просвещения русского народа и миссионерского дела). Ныне – Статс-Секретарь, Сенатор и Член Государственного Совета Владимир Карлович Десятовский . Заслуженный ординарный профессор Императорского Московского Университета Алексей Степанович Павлов (во уважение к его обширным и глубоко-учёным трудам по обработке и изданию памятников канонического права и изъяснению канонического учения в строго-православном духе святой церкви восточной), † 1898 г. авг. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

равноапостольной Марии Магдалины в Императорском Вдовьем доме (1859),протоиерей (1874); законоучитель в ряде московских учебных заведений; настоятель Исаакиевского собора (1886), председатель Учебного комитета при Святейшем Синоде (1897–1905). Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович; 1839–1908), архиепископ – выпускник Воронежской ДС (1861) и СПбДА (1865), магистр богословия; преподаватель общей и русской церковной истории, литургики и канонического права в Воронежской ДС (1866), священник Рождество-Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже (1867);ректор Тамбовской ДС в сане протоиерея (1872), затем архимандрита (1877); ректор Воронежской ДС (1881). В 1887 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии; в том же году епископ Балтский, викарий Подольской епархии; с 1890 г. епископ Подольский и Брацлавский; с 1896 г. епископ Тверской и Кашинский, с 1898 г. архиепископ. С 1904 г. доктор церковной истории; с 1905 г. архиепископ Казанский и Свияжский. Макарий (Невский Михаил Андреевич, урожденный Парвицкий; 1835–1926), епископ – выпускник Тобольской ДС (1854); сотрудник Алтайской духовной миссии (1855), принял монашество (1861), был наместником Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря (1864); член казанского Братства свт. Гурия; начальник Алтайской духовной миссии (1883–1891). В 1884 г. хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский (с 1895 г.Томский и Барнаульский), с 1906 г. архиепископ; с 1908 г. Томский и Алтайский. В 1912–1917 гг. митрополит Московский и Коломенский, с 1917 г. на покое в Николо-Угрешском монастыре; с 1920 г. пожизненный митрополит Алтайский на покое. 32 Курганов Федор Александрович (1844–1920) – выпускник (1870) и ординарный профессор КазДА по кафедре общей церковной истории; доктор богословия (1881). 34 Яковлев Александр Гаврилович – казанский мещанин; с 1870 г. состоял вольнонаемным служителем при библиотеке КазДА в статусе младшего сверхштатного помощника библиотекаря, с 1900 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Самуйлов Вячеслав Никандрович (род. 1862) окончил Самарскую семинарию, СПбДА (1887), с 1897 г. обер-секретарь Синода. См. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. доп. II а. Стр. 574. Димитрий (Самбикин Дмитрий Иванович; 03.10.1839-17.03.1908) окончил Воронежскую семинарию (1861), СПбДА (1865), работал библиотекарем в Воронежской публичной библиотеке (с 1865), преподаватель Воронежской семинарии (янв. 1866), священник (01.10.1866), протоиерей (июнь 1872), ректор Тамбовской семинарии (1872), принял монашество (11.02.1877), ректор Воронежской семинарии (06.08.1881), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии и настоятель нижегородского Печерского монастыря (04.01.1887), епископ Балтский, викарий Подольской епархии (28.10.1887), епископ Подольский и Брацлавский (13.12.1890), епископ Тверской и Кашинский (02.11.1896), архиепископ Казанский и Свияжский (26.03.1905). См. Акиньшин А.Н., Липаков Е.В. Димитрий (Симбикин)//Православная энциклопедия. Т. 15. М., 2007. Стр. 92-93. Нафанаил (Никодим Захарович Троицкий; 30.10.1864-07.04.1933) окончил Донскую семинарию (1886), священник (17.04.1888), окончил Казанскую духовную акадению (1897), принял монашество (16.11.1896), ректор Таврической семинарии (07.08.1897), ректор Олонецкой семинарии (27.10.1897), ректор Тамбовской семинарии (15.02.1902), епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии (29.10.1904), епископ Уфимский и Мензелинский (31.10.1908), епископ Архангельский и Холмогорский (17.04.1912), управлял Харьковской епархией временно, позже как правящий архиерей (09.01.1920-май 1922). Арестован. Временно упаравляющий Воронежской епархией (1927). Уволен на покой (1927). Иван Васильевич Знаменский (09.09.1860 г.р.) сын священника единоверческой церкви г. Белева окончил Тульскую духовную семинарию (1881), МДА (1885). Был оставлен на год при академии; с 1886 г. преподаватель церковной истории Тамбовской семинарии. С 08.05.1902 преподаватель библейской и церковной истории Владимирской семинарии, 26.09.1902 уволен по болезни (Знаменский Иван Васильевич//ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1427. Л. 1, 7; Владимирские епархиальные ведомости. 1902. ЦВ. 1902. С. 358).

http://bogoslov.ru/article/6176126

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010