Павел Иванович Малицкий (1851–1919) Нынешний богатый на скорбные юбилеи год, несомненно, запомнится знаменательным и светлым торжеством освящения величественного храма новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре. Посетившие это святое место на собственном опыте познают чувства, охватившие некогда послов равноапостольного князя Владимира в Царьграде: «Не знали – на небе или на земле мы… знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми… Не можем мы забыть красоты той» . Драгоценнейшее украшение храма – мощи священномученика Илариона (Троицкого) , почивающие в окружении целого «облака свидетелей» (Евр. 12: 1). Такая великая честь святителю не может быть случайной. В святой и светлой личности владыки Илариона, как в фокусе, сконцентрировалось то единственное, что дало всем новомученикам и исповедникам силу выстоять и победить – вера и верность Христу и Его Церкви. Великие святые известны всем, но не часто вспоминают наставников, воспитавших их. А они, несомненно, достойны нашей благодарной памяти и почитания. О Павле Ивановиче Малицком (1851–1919), наставлявшем священномученика Илариона в годы его юности в вере и верности, наш рассказ. Историк Церкви, богослов, краевед, публицист и талантливый педагог, Павел Иванович Малицкий родился в 1851 году в семье священника с. Дворянщина Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Вспоминая детство в отцовском доме, он называл себя «вольным сыном сельской природы – лесов, лугов, полей и огородов» . Образование – традиционное для поповича: церковно-приходская школа, Тамбовское духовное училище, затем Тамбовская духовная семинария, которую Павел закончил в 1874 году. В семинарии ему посчастливилось учиться у знаменитого ученого-историка И.И. Дубасова. По воспоминаниям П. Малицкого, огромное духовное влияние на него оказал ректор семинарии протоиерей (впоследствии архиепископ) Димитрий (Самбикин). Талантливый агиограф, знаток русской церковной истории и археологии, увлеченный краевед, отец Димитрий сумел пробудить в одаренном семинаристе Малицком глубокий интерес и любовь к церковно-исторической науке. Дружеские отношения между учеником и учителем сохранились до самой смерти последнего в 1908 году.

http://pravoslavie.ru/105252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУВЕНАЛИЙ (Масловский Евгений Александрович; 15.01.1878, г. Ливны Орловской губ.- 24.10.1937, Томск), сщмч. (пам. 11 окт., в Соборе Курских святых, Соборе Рязанских святых и Соборе Новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Рязанский и Шацкий. Из дворянской чиновной семьи, рано лишился матери. С детства отличался смирением и благочестием. После окончания Гродненской классической гимназии поступил в 1899 г. в КазДА. Во время учебы стал духовным сыном старца иеросхим. прп. Гавриила (Зырянова), поддержавшего его стремление к скорейшему принятию монашеского пострига. 10 февр. 1901 г. ректором КазДА Чистопольским еп. Алексием (Молчановым) пострижен в монашество с именем Иувеналий в честь свт. Иувеналия, патриарха Иерусалимского. 25 февр. того же года рукоположен во диакона, 31 июня 1902 г. Казанским и Свияжским архиеп. Димитрием (Самбикиным) рукоположен во иерея. В 1903 г. окончил КазДА со званием кандидата богословия. Был направлен для служения в Урмийскую духовную миссию среди правосл. ассирийцев на северо-западе Ирана. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Сщмч. Иувеналий (Масловский), архиеп. Рязанский и Шацкий. Фотография. 30-е гг. ХХ в. С 1904 г. преподавал гомилетику в Псковской ДС. В апр. 1906 г. назначен временно исполняющим обязанности настоятеля Великопустынского Спасо-Елеазарова муж. мон-ря (см. Елеазаров во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста монастырь ). В июне был возведен в сан игумена, а 4 окт. того же года указом Синода утвержден настоятелем Елеазаровского монастыря, преобразованного в общежительную пустынь. Старшую братию составили переселившиеся в Елеазаровский мон-рь насельники Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни Духовником обители И. пригласил стать своего духовного отца схиархим. прп. Гавриила (Зырянова), проживавшего в обители с кон. июля 1908 по авг. 1915 г. Для него рядом с монастырским собором был построен деревянный дом с домовым храмом во имя арх. Гавриила. Прп. Гавриила посещали в обители его духовные дети, в том числе вел. кнг. прмч. Елисавета Феодоровна , покровительствовавшая мон-рю. 16 окт. 1910 г. И. был назначен настоятелем Юрьева новгородского мужского монастыря . 14 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1237737.html

Февраль Март Апрель Май. Часть 1 Май. Часть 2 Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин; 1839–1908) – священнослужитель Русской Православной Церкви, церковный писатель, святитель. Самый значительный труд Димитрия (Самбикина) – «Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве», занимающий особое место в обширном ряду агиографических изданий. 14 томов «Месяцеслова» были напечатаны в 1878–1907 годах (12 по месяцам и 2 дополнительных). «Месяцеслов» святителя Димитрия (Самбикина) – творение уникальнейшее по полноте и многоплановости сведений о русских святых, в том числе и о местночтимых, о святых мощах, иконографии, крестных ходах, службах, а также о многих святых Вселенской Церкви с точки зрения их почитания на Руси. Особое внимание святитель Димитрий уделил неканонизированным подвижникам благочестия, благодаря чему составленный им «Месяцеслов» и в наше время сохраняет научное и практическое значение, особенно при подготовке новых канонизаций. Кроме того, в «Месяцеслов» были включены и обрядово-этнографические сведения, фольклор, и даже фенологические заметки, так что этот труд является ценнейшим, а подчас и единственным источником для историков-краеведов. «Месяцеслов» стал итогом многолетних кропотливых изысканий владыки Димитрия. Выходу его томов предшествовали многочисленные публикации в периодике: статьи, заметки, иногда очень маленькие, но содержащие чрезвычайно интересные сведения и подробности о том или ином святом, храме, иконе, храмовом празднике или истории какой-нибудь местности. Все эти статьи и заметки, а также отдельные издания группируются в несколько географически привязанных «комплексов»: о Воронежской епархии – родине владыки, месте его первого священнического служения, а в 1881–1886 годах и ректорства в Воронежском духовном училище; о Тамбовской епархии, где в 1872–1880 годах он служил был ректором семинарии; о епархиях Нижегородской, затем Тверской, которыми управлял владыка Димитрий: Нижегородской – в 1887 году в сане викарного епископа Балахинского, а Тверской – с 1896 по 1905 годы в сане епископа Тверского и Кашинского. Для всех интересующихся агиографией. Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Месяцеслов святых, всей Русской церковью или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве/[Сост. Д. Самбикин]. - Вып. 1-12. - 1893-1902./Вып. 5: Январь. - Каменец-Подольск : Тип. Подольского губ. правл., 1896. - VIII, 226, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Тресоруково. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы Карта и ближайшие объекты Церковь Троицы Живоначальной — православный храм Воронежской и Лискинской епархии Воронежской митрополии. Расположена в селе Тресоруково Лискинского района Воронежской области. Тресоруково было основано в 1770-е годы бывшими монастырскими крестьянами-переселенцами из Подмосковья. До 1923 года село территориально входило в состав Коротоякского уезда Воронежской губернии. В 1777 году в селе была построена деревянная Николаевская церковь. Вот что об этом писал в своих трудах середины 1880-х годов архиепископ Дмитрий (Самбикин): «Николаевская церковь в селе Тресоруком, Коротоякскаго уезда, деревянная с колокольнею, построена в 1777 году. Земли пахатной 66 десятин. Прихожан 1250 душ. Раскольников 390 душ». Новая крупная кирпичная церковь в переходных формах от позднего классицизма к эклектике была сооружена в 1896-1908 годах (и возможно освящена в Троицкую - данные уточняются). Храм представлял собой здание - типа восьмерик на четверике с боковыми Сергиевским и Никольским приделами, протяжённой трапезной и трёхъярусной колокольней. По документам Воронежской епархии за 1900 год, в штате церкви числились: священник (Павленко Алексей), диакон (Мануйлов Феодор) и псаломщик (Павел Ключанский). В селе в это время насчитывалось 620 дворов, в которых проживало 4058 человек. В 1930-х годах церковь была закрыта. Священник этого храма, Бунин Софроний Иванович, в июле 1930 года был приговорён к 10 годам лагерей. К такому же сроку приговорили и другого сельского батюшку - Димитрия Дмитриевича Воскобойникова. Также в селе жил монах Сергий (Быков Сергей Афанасьевич), его в августе 1932 года отправили в лагерь на 5 лет. В годы Великой Отечественной в храме размещался госпиталь, по некоторым данным, в 1943-1944 годах в церкви содержались пленные венгры. В 1950 году храм переоборудовали под зернохранилище, в 1980 году передали пожарной части. В 1991 году церковь была возвращена верующим, начались реставрационные работы, продолжавшиеся до 2009 года. В 1993 году было возобновлено богослужение. 8 ноября 2009 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил чин великого освящения Троице-Сергиевского храма в Тресоруково.  В настоящее время Троицкая церковь постановлением администрации Воронежской области N 850 от 14.08.95 года является объектом исторического и культурного наследия областного значения. http://rustemple.narod.ru/vrn_tresorukovo.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09478

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Костюрин; 15.02. 1637 - 18.07.1712, близ Воронежа), архиеп. Воронежский и Елецкий. Из великорус. дворянского рода. В 1684 г. в сане архимандрита назначен настоятелем ярославского в честь Преображения Господня мон-ря , 9 янв. 1687 г. переведен настоятелем в московский Андроников мон-рь . 24 авг. 1690 г. участвовал в поставлении Казанского митр. Адриана в Патриарха Московского и всея Руси. 12 янв. 1692 г. поставлен настоятелем Чудова мон-ря в Московском Кремле. В эти годы, по сообщению митр. Евгения (Болховитинова) , А. «был с государем (Петром I.- А. А.) в походах и любим был от него». 2 июля 1704 г. повелением Петра А. был хиротонисан во архиепископа Воронежского и Елецкого, став преемником по кафедре свт. Митрофана († 1703). А. прибыл в Воронеж в янв. 1705 г., первым из Воронежских архиереев получил привилегию служить в саккосе. При А. на архиерейском подворье была построена деревянная ц. во имя апостолов Петра и Павла, архим. Димитрий (Самбикин) полагал, что ее строительство было вызвано невозможностью вести службы в ветхом Благовещенском соборе. В 1706-1707 гг. А. жил в Москве, затем в Воронеже. В 1712 г. освятил собор во имя апостолов Петра и Павла в Новопавловской крепости (совр. г. Павловск Воронежской обл.). Скончался в Троицком загородном архиерейском доме близ Воронежа, погребен 26 авг. 1712 г. в Благовещенском соборе Митрофанова воронежского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря ; тело его до погребения оставалось нетленным. Лит:. Болховитинов Е. А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 199-200; Димитрий (Самбикин), архим. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1885. Вып. 3. С. 25-26, 42-43; Поликарпов Н. И. Арсений I (Костюрин), архиеп. Воронежский и Елецкий (1704-1712): Мат-лы для его биографии//Воронежские ЕВ. 1902. 15. С. 287-299; 16. С. 321-337; Прохоров Г. В. Материалы по истории Воронежской епархии: Время архиеп. Арсения I и митр. Пахомия (1712-1718)//Воронежская старина. Воронеж, 1908. Вып. 7. С. 5-44; 1909. Вып. 8. С. 53-71; Кременецкий А. Благовещенский собор Воронежского первоклассного Митрофанова мон-ря и иерархи Воронежской кафедры. Воронеж, 1910. С. 22. А. Н. Акиньшин Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/76232.html

Серапион, святитель, митрополит Сарский и Подонский († 1659; память 2/15 мая, июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Монашеский постриг будущий святитель принял в Калязинском Макариево-Троицком монастыре. С 1628 года – архимандрит Спасо-Андроникова монастыря в Москве. 8 июля 1634 года перемещен в Рождественский монастырь в городе Владимире. 1 января 1637 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского с возведением в сан митрополита. В 1641 году управлял делами патриархии. В марте 1642 года участвовал в избрании и посвящении патриарха Московского и всея Руси Иосифа († 1652). В 1645 году участвовал в короновании царя Алексея Михайловича. В 1649 году участвовал в возведении в сан митрополита Новгородского архимандрита Московского Новоспасского монастыря Никона (будущего патриарха Московского и всея Руси; † 1681). В 1651 году удалился на покой в Калязинский Макариев-Троицкий монастырь. Скончался 2 мая 1653 года. Погребен в соборном Троицком храме Калязинского монастыря (по другим источникам, погребен в церкви Успения, что на Крутицах). Литература: Григорий, архимандрит. Список настоятелей Спасо-Андрониева монастыря. – М„ 1891. – С. 17. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). Павел (Крылов). Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. – Калязин, 1897. – С. 51–53, 55, 78. Арсений (Завьялов), архимандрит. Описание Кашинского Димитровского монастыря, Тверской епархии. – Тверь, 1901. – С. 8. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 3. – С. 213–214. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 340. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 170, 662, 1035. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 826, 829. Тверской патерик. – Казань, 1907. – С. 122–124, 34. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 3. – С. 92. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – Т. 1. – С. 782. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 489. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 18. – С. 341. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 40. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Алексий, архиепископ Новгородский Управлял Новгородской епархией с 1360 по 1388 год. В 1360 году во Пскове свирепствовал сильный мор. Ежедневно умирало от 50 до 100 человек. Псковичи послали в Новгород звать к себе преосвященного Алексия. Он приехал, благословил всех горожан, обошел весь город с крестами, отслужил три литургии, и мор начал прекращаться. В 1362 году им была построена Христорождественская церковь в архиерейском доме. В 1365 году он был свидетелем чудесного явления от иконы Божией Матери «Умиление». Во время грозы загорелась деревянная Троицкая церковь , находившийся в ней образ Божией Матери явился стоящим над пылающим храмом. Только когда прибыл к месту пожара с крестным ходом преосвященный Алексий и совершил молебствие, икона сошла прямо в руки архиерея и в то же время прекратился пожар. В память этого события преосвященный Алексий благословил вделать в стену при входе в Новгородский Софийский собор крест, украшенный барельефами. В 1375 году архиепископ Алексий по собственному желанию ушел на покой, но по усиленной просьбе народа вскоре вернулся и управлял епархией. В 1380 году он, по просьбе новгородцев, вел переговоры с великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, устанавливая мирные отношения между москвичами и новгородцами. В 1388 году преосвященный Алексий вторично оставил кафедру и ушел в монастырь. 28 лет и 7 месяцев святительствовал и трудился для блага своей паствы. Скончался 3 февраля 1389 года и был погребен в Новгородском Деревяницком монастыре в притворе Воскресенского храма. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 236, 253, 304. Гедеон (Вихров), священник. Новгородский Деревяницкий Воскресенский монастырь. – Новгород, 1892. – С. 12. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 94. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 11. – С. 170–171. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 989, 991, 1222. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 602–603. Православный собеседник. – Казань, 1860, май. – С. 71. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Григорий, святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белоезерский († 1416, память 6/1 9 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых) До возведения в архиерейский сан Григорий был игуменом Вологодского Спасо-Каменного Преображенского монастыря. 29 марта 1396 года хиротонисан во епископа Ростовского с возведением в сан архиепископа. В хиротонии принимал участие митрополит Московский и всея Руси Киприан († 1406, память 27 мая/9 июня и 16/29 сентября), епископ Коломенский Григорий и другие иерархи. Преосвященный Григорий прославился храмоздательской деятельностью в епархии. В 1411 году он на свои средства почти вновь построил Успенский собор, обрушившийся в 1403 году во время пожара. В 1413 году им построена церковь в честь Благовещения Божией Матери на Бережках. Им же основан около Ростова Белогостицкий Георгиевский мужской монастырь. В одном из храмов этого монастыря находилась древняя чудотворная икона Казанской Божией Матери. Скончался 3 мая 1416 года. Погребен в Ростовском соборном храме. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4, кн. 1. – С. 79, 113, 234. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 1018. Толстой М. В. Путевые письма с Севера. – М., 1868. – С. 45, 46. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 52. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 331. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 3. – С. 22–23. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 353. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 928. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 23. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 626. Титов А. А. Восстановление древнего храма в Ростове//Русский архив. – 1886, т. 23. – С. 78. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 422. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛТСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Подольской и Брацлавской (1866-1922), Херсонской и Одесской (1957-1958) епархий. Б. в. Подольской и Брацлавской епархии, титулярное, учреждено 9 нояб. 1866 г., названо по уездному городу Подольской губ. Балта. Резиденция Балтского епископа находилась в каменец-подольском муж. мон-ре в честь Св. Троицы. 22 янв. 1867 г. во епископа Балтского был хиротонисан ректор Каменец-Подольской ДС архим. Феогност (Лебедев) , 27 июня 1870 г. переведенный на Астраханскую кафедру. 8 нояб. 1870 г.- 16 февр. 1879 г. еп. Балтским являлся Вениамин (Павлов) . Его преемником был еп. Ианнуарий (Попов), после смерти к-рого († 5 сент. 1883) происходила частая смена Балтских епископов: в 1884-1886 гг. Балтским викарием был Иосиф (Баженов) , в 1886-1887 гг.- Анатолий (Станкевич), в 1887-1890 гг.- Димитрий (Самбикин) , в апр.-сент. 1891 г.- Акакий (Заклинский), в 1891-1895 гг.- Николай (Адоратский) , в 1896-1897 гг.- Иоаким (Левицкий) , в 1897-1902 гг.- Менандр (Сазонтьев), в 1902-1903 гг.- Кирион (Садзаглишвили, впосл. Католикос-Патриарх всея Грузии Кирион III ), в 1903-1905 гг.- Тихон (Василевский) , в 1905-1906 гг.- Димитрий (Абашидзе, в схиме - Антоний ). 26 февр. 1906 г. во епископа Балтского был хиротонисан архим. Никон (Бессонов) , при к-ром в 1908 г. открылся балтский муж. мон-рь во имя прп. Феодосия Великого. 27 февр. 1909 г.-14 февр. 1914 г. Балтским епископом был еп. сщмч. Амвросий (Гудко) , в 1914-1915 гг.- Борис (Шипулин) , в 1915-1918 гг.- Пимен (Пегов ; впосл. обновленческий «митрополит»). В 1918 г. во епископа Балтского был хиротонисан Герасим (Сораганов, по др. сведениям, Строганов), к-рый в 1922 г. уклонился в обновленчество . В 1924-1927 гг. обновленческая Балтская кафедра не замещалась, в 1927-1930 гг. временно управляющий - Гавриил Рогут. В 1923-1930 гг. также существовала Балтская кафедра Украинской автокефальной православной церкви , к-рую занимал Антон Гриневич. Б. в. было восстановлено в нояб. 1957 г. в составе Херсонской и Одесской епархии (г. Балта стал районным центром Одесской обл.). 17 нояб. 1957 г. в Успенском кафедральном соборе Одессы во епископа Балтского был хиротонисан Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 26 дек. 1957 г. еп. Пимен был переведен на Дмитровское вик-ство Московской епархии, на его место назначили еп. Доната (Щёголева) . После перемещения еп. Доната на Новосибирскую кафедру 8 сент. 1958 г. Б. в. прекратило существование. Лит.: Наречение и хиротония еп. Пимена//ЖМП. 1957. 12. С. 6-8, 17-20; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. C. 913. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77446.html

Меркурий, священномученик, епископ Смоленский († 1239 (1247); память 7/20 августа, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых) Сведения, сохранившиеся о святителе Меркурии, очень немногочисленны и к тому же не совсем точны. В некоторых источниках его путают со святым Меркурием, мучеником Смоленским, который епископом не был. Предполагают, что святитель Меркурий до посвящения в святительский сан подвизался в Киево-Печерской обители, а на Смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря. Епископ Меркурий со своей паствой испытал ужасы Батыева нашествия. В описании Киево-Печерской лавры говорится о нем: «Святой Меркурий, епископ Смоленский, убит Батыем в 1247 году». После блаженной кончины его мощи чудесным образом приплыли по Днепру к Киеву. Ныне они почивают в Киево-Печерской лавре в Антониевых (Ближних) пещерах. Над надгробною плитой его висела святительская мантия. Лавра поет ему: «Слава Смоленскому граду Меркурий пастырь, пастырей начальника своего овцы пасый добре...» Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 2-е изд., с доп. – Чернигов, 1865. – Т. 3, сентябрь. – С. 105. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898. вып. 1. – С. 13. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев. 1888. – С. 120. Хойнацкий А. Ф. Киев, его святыни, древности и достопамятности. – 6-е изд. – Киев. СПб., 1881. – С. 169. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь. 1892–1902; 1894. – Вып. 3. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 213–214. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых/Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 161. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 589. Сергий (Спасский) , архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903, сентябрь. – С. 35. Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, 43. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – СПб., 1864. Русский паломник. – 1908, 49. – С. 793. Минея август. – М., 1989. – Ч. 1. – С. 207. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010