Д. М. не оставил прямых потомков, к-рые сохраняли бы память о нем. Кроме того, убийство им Георгия Даниловича не нашло оправдания у современников. Имя Д. М. в отличие от имен его родных братьев не было внесено в митрополичий синодик Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. Ч. 6. С. 445, 494). Ситуация неск. изменилась после присоединения в 1485 г. Тверского княжества к Русскому гос-ву. Благодаря браку вел. кн. Иоанна III Васильевича с тверской кнж. Марией Борисовной Иоанн III и его сын вел. кн. Иоанн Иоаннович Молодой, считая себя преемниками тверских князей, включили их имена, в т. ч. Д. М., в великокняжеский помянник (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 1 об.). Д. М. назван в царском синодике, отправленном в нач. 1557 г. К-польскому патриарху Иоасафу II для внесения в Патриарший синодик (Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400, 421). По-видимому, местное почитание Д. М. сохранялось в Твери. До нач. XX в. общее поминовение тверских князей в кафедральном тверском соборе совершалось 16 сент.- в день кончины 1-го самостоятельного тверского кн. Ярослава (Афанасия) Ярославича († 1271) или 15 сент.- в день казни Д. М. ( Димитрий (Самбикин) . С. 178-179). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 484-486; Т. 3. С. 94, 96-97, 163, 335, 338-340, 457-458, 471, 579; Т. 10. С. 172, 174, 177, 179, 186-190, 192; Т. 15. Вып. 1. Стб. 40-42, 48; Т. 18. С. 84-88; АСЭИ. Т. 3. 86. С. 117-118; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях Владимирских. М.; Л., 1955 (по указ.); Кучкин В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 139-141; Житие митр. Петра// Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2. С. 29 ; Сиренов А. В. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. науч. тр. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 410-411. Лит.: Борзаковский В. С. История Тверского княжества. Тверь, 19942. С. 121-123; Экземплярский А. В. Вел. и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 г. по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2. С. 468-471; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик: Кр. сведения о Тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 178-179; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. С. 124-125, 132-135; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984 (по указ.); Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 114-115, 125-130; Горский А. А. Москва и Орда. М., 2001. С. 46-48, 53-55; Конявская Е. Л. Дмитрий Михайлович Тверской в оценке современников и потомков//ДРВМ. 2005. 1(19). С. 16-22; она же. Дмитрий Михайлович Грозные Очи//Зап. тверских краеведов. Тверь, 2005. Вып. 5. С. 72-83.

http://pravenc.ru/text/178221.html

8 нояб.- в день свадьбы А. К. и кн. Михаила Ярославича - в Успенском соборе совершалась праздничная служба, духовенство ходило с крестом по домам прихожан. В 1818 г. Синод разрешил печатать месяцесловы с указанием памяти А. К. 2 окт. 1899 г. Тверская консистория слушала рапорт благочинного Кашина прот. Иоанна Аменитского об исцелении от болезни по молитвам А. К. кашинской мещанки Е. С. Зубановой и о видении А. К. псаломщику Успенского собора Ивану Середонину. На основании рапорта архиеп. Димитрий (Самбикин) распорядился возобновить запись о чудесных исцелениях и видениях А. К. при соборе, у настоятеля, «без особых оглашений» (Житие и подвиги. С. 128-129), запись чудес была доведена до 1909 г. В 1901 г. архиеп. Димитрий обратился в Синод с просьбой о восстановлении совершения служб А. К. Несмотря на положительное заключение киевского митр. Феогноста (Лебедева) , разрешение дано не было. Вновь о восстановлении почитания А. К. говорилось на съезде архиереев в 1908 г. в Киеве. 30 окт. 1908 г. Синод испросил согласие императора на восстановление общецерковного почитания А. К., согласие было дано указом от 7 нояб. 1908 г. 11 апр. 1909 г. Синод определил днем памяти А. К. 12 июня. В 1911 г. был составлен акафист святой. Мощи А. К. находятся в кашинском Вознесенском соборе, часть мощей - в ц. во имя святых апостолов Петра и Павла. Ежегодно 12 июня в Кашине совершается крестный ход с иконой А. К. по всему городу. В Минее (МП) под 12 июня помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ) под 21 июля - тропарь, канон и молитва и под 2 окт.- тропарь и кондак. В службе Собору Тверских святых А. К. упоминается в 4-й стихире на Господи воззвах , а также в тропарях 5-й и 7-й песен канона утрени. Ист.: Материалы собора 1677 г.//Тр. 2-го областного археол. съезда. Тверь, 1903. С. 110-126; Московский собор о житии блгв. кнг. Анны Кашинской//ЧОИДР. 1871. Кн. 4. Отд. 1. С. 45-62; Кункин И. Я. Город Кашин: Материалы для его истории. Вып. 2//ЧОИДР. 1905. Кн. 3. С. 53-67. 71); Архангелов С.

http://pravenc.ru/text/115602.html

Иконописный подлинник. С. 35; Строев. Списки иерархов. Стб. 483; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 421; Григоров Д. А. Русский иконописный подлинник//ЗРАО. СПб., 1887. Т. 3. Вып. 1. С. 43, 53; Леонид (Кавелин), архим. Св. Русь. С. 122. 486; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 318; Т. 3. С. 427. Прил. 3. С. 570; Добровольский И. Тверской епарх. стат. сб. Тв., 1901; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов; он же. Тверской патерик. Каз., 1908. С. 32-34; Тверской патерик: Кр. сведения о тверских местночтимых святых. Каз., 1908. С. 2-4, 6, 8, 32-34; Симсон П.Ф. Из истории Ржева: сост. по архивным мат-лам. Тверь, 1916. С. 23-24; Большаков. Подлинник иконописный. С. 38; Тверской патерик. Тверь, 1991. С. Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463. 231; Т. 2. С. 191; Icônes russes: Les saints: [Exposition] fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 142-147. Cat. 52, 53; Шаповал Н. Православный Ржев. Ржев, 2006. С. 99-103, 390; Тверской мирянин. 2008. 1. С. 8; Святые земли Русской/ГРМ. СПб., 2010. С. 230-231. Кат. 143; Гадалова Г. С. Тырновский агиогр. цикл в Стишном прологе XVI в. из колл. Рукоп. книг Гос. архива Тверской обл.//Търново и идеята за християнския универсализъм XII-XV век: Девети междунар. симпозиум. Вел. Търново, 15-17 окт. 2009 г. Вел. Търново, 2011. С. 15-25. (Търновска книжовна школа; 9); она же. Прп. Параскева Ржевская: миф или реальность?//Православие в истории России: Мат-лы IX Торопецкой Св.-Тихоновской правосл. конф. «Пастырь добрый»: г. Торопец, 9 окт. 2012 г. Тверь, 2013. С. 41-44; Юхименко Е. М., Горшкова В. В. «Иконы всё самые пречудные, письма самого искусного»: Собр. Г. Лепса. М., 2012. С. 128-131. Кат. 34; Воробьев В. М., Гадалова Г. С. Указатель приделов, церквей и часовен св. вмц. Параскевы, наречённой Пятница, в Тверской епархии//Актуальные проблемы правосл. теологии. Тверь, 2013. Вып. 2. С. 87-94; Юхименко Е. М. Выговская икона «Образ всех российских чудотворцев»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 167-174; Образы рус. святых в собр. Исторического музея.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

Прп. Нектарий Бежецкий. Фрагмент росписи ц. ап. Иоанна Богослова в Бежецке. После 1908 г. В настоящее время в кафедральном соборе Бежецка, бывш. кладбищенской ц. в честь Нерукотворного Образа Спасителя, находятся несколько икон Н. На ростовом образе святого, молящегося вполоборота вправо перед иконой Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в интерьере храма, преподобный показан в традиц. монашеском облачении (мантия, схима, куколь на плечах), в левой руке - свиток; у него редкие, немного вьющиеся волосы с сединой, борода окладистая, средней величины. В 1895 г., почти одновременно с иконой, для нее была изготовлена серебряная риза, точно повторяющая иконографические особенности оригинала. Можно предположить, что именно этот образ был исполнен Яковлевым для Введенской ц. (размеры ее близки к указанным в изд.: Димитрий (Самбикин). 1908. С. 59 (18×14 вершков)). На др. единоличной иконе нач. XX в. (ц. во имя Н. на новом кладбище в Бежецке, см.: Прп. Нектарий Бежецкий. 2016 (обложка)) Н. представлен фронтально, в рост, в сводчатом помещении с настенной росписью, слева - аналой с раскрытой книгой. На Н. схима и мантия, голова покрыта куколем, борода седая до середины груди, раздвоенная на конце, правая рука лежит на груди, в левой - четки. Этот же иконографический вариант (святой в схимническом куколе) представлен на ростовом образе преподобных Антония Краснохолмского и Н. (посл. четв. XIX в.) из кафедрального собора Бежецка. На иконе «Собор Тверских (Верхневолжских) святых» (не ранее кон. 90-х гг. XIX в.) из иконостаса того же храма Н. изображен в 1-м ряду справа; образ сходен с изображением Н. на парной иконе: на голове куколь, правая рука на груди, левой он придерживает мантию, смотрит вниз, борода недлинная, седая. Кроме того, в храме есть композиции «Собор Бежецких святых» нач. XXI в. удомельского иконописца А. Леонова (Н. изображен в куколе, с моделью шатровой колокольни в руках, в 1-м ряду святых справа) и «Собор Бежецких новомучеников» нач. XXI в. иконописцев А. Леонова и Ю. Резчикова (Сергиев Посад), где Н. представлен в паре с прп. Антонием Краснохолмским, стоящим на облаках.

http://pravenc.ru/text/2564860.html

Библиографический список   Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье; Общество любителей церковной истории, 1998 [Репринт]. С. 42. Василиадис Н. Таинство смерти. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998. С. 406. См. Список усопших, на самом деле почитаемых//Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. С. 313-345. См. Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых//Там же. С. 345-370. Святитель Иов прославлен в 1989 г., преподобный Андрей – в 1988 г., а священномученик Ермоген – в 1913 г. Списки почитаемых усопших//Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. С. 309. Гадалова Г.С., Пономарева И.Г. Макарий (Кожин), прп.//Православная энциклопедия. Том XLII. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 451. Алфавитный указатель местночтимых святых Тверского края//Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1908. С. X-XIII. Митропольский А.А. Краткие сведения о местночтимом в городе Калязине отроке Иоанне. Тверь: Издание Тверской Ученой Архивной Комиссии, 1901. С. 13. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

http://bogoslov.ru/article/6166711

В возрасте около 65 лет княгиня постриглась в схиму со своим прежним именем Анна. Инокине Анне было дано узнать время своей кончины. Отдав последние наставления сыну, с молитвой на устах княгиня возлегла на свой одр и мирно преставилась Господу в возрасте около 90 лет . «Целомудрие брака, материнская любовь, безутешность вдовства, иноческие подвиги – покорная своей доле безмерно-терпеливая христианская душа», – об этих любимых народом добродетелях древнерусской благоверной княгини пишет ее жизнеописатель Т.И. Манухина. Первая канонизация святой состоялась в 1650 году. Чудесный сон и исцеление пономаря Герасима (1611), а затем открытие гробницы и обнаружение нетленности мощей сделали возможным прославление благоверной княгини. Святой были составлена служба, для мощей изготовили серебряную раку. Был возведен и каменный Успенский собор. 12 июня 1650 года царь Алексей Михайлович прибыл в Кашин для участия в освящении Воскресенского собора, специально возведенного для раки с мощами святой. Крестным ходом в собор были перенесены мощи княгини Анны. Однако в 1678 году святая была деканонизирована – это единственный случай в российской церковной истории. Поводом стало двуперстное благословение княгини. Несмотря на отмену канонизации, народное почитание подвижницы не прекращалось. В XVIII веке было засвидетельствовано 40 чудес по молитвам Анны Кашинской. В 1899 году по указу консистории Тверской архиепископ Димитрий (Самбикин) вручил настоятелю Воскресенского собора книгу «для записей исцелений и других благодатных действий, подаваемых княгинею Анною Кашинской». К марту 1909 года было собрано 30 записей. Чаще всего святая помогала простым крестьянам, повествовавшим затем о случившемся «в простоте сердца». Чудо над дочерью ректора Черниговской семинарии протоиерея Иакова Галахова было опубликовано в церковной газете «Колокол» 8 июля 1908 года: «Заболела дочка в 1903 году (четырех с половиной лет) – опаснейшая болезнь живота. Семья на даче в 18 верстах от Кашина, в селе Городище, а я – смотритель Новоторжского духовного училища – в Торжке.

http://pravoslavie.ru/31112.html

По закону о царской фамилии ему назначался попечитель. По выбору Государя им стал бывший воспитатель Великого Князя капитан первого ранга Д.С. Арсеньев. В 1 час дня 21 мая 1877 г. в Царскосельском дворце был совершен напутственный молебен, и в тот же день в 7 ч. вечера Государь, Наследник и Великий Князь Сергий по Варшавской железной дороге отправились в действующую армию. Шла Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Царь намеренно подвергал сына трудам и испытаниям. 5 июля 1877 г. по просьбе самого Великого Князя Сергия он получил приказ оставить императорский лагерь и быть в действующей армии, которой командовал Наследник Николай Александрович. Последний отправил своего младшего брата в Рущукский отряд. 12 октября 1877 г. Наследник приказал командиру отряда генералу Власенко произвести рекогносцировку по всему фронту расположения Рущукского отряда. Об этом военном событии рассказывается в походном дневнике Леонида Михайловича Чичагова (впоследствии митрополита священномученика Серафима): «Остается еще сказать о правой колонне. Генерал Власенко, перейдя Кара-Лом у Кошева, вскоре был замечен неприятелем, и турки открыли сильный артиллерийский огонь, причем взорвали в 19-ой конной батарее передок, находившийся в 50-ти метрах от Великого князя Сергия Александровича, состоявшего при колонне». [Чичагов Л.М., Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877 году, Спб, 1995, с.385] После шестимесячного пребывания за Дунаем Великий Князь Сергий вместе с Государем 10 декабря 1877 г. вернулся в Петербург. В 1881 г. Великий Князь Сергий совершил паломничество на Святую Землю. Он «самолично увидел безотрадное состояние православия в Палестине, убедился в тяжелом и беспомощном положении русских богомольцев, особенно простого народа». [Димитрий (Самбикин), архиепископ, Предсмертные мысли и думы о заслугах Православного Палестинского Общества, Спб., 1908, с.8] По возвращении на родину он основал Православное Палестинское Общество, устав которого был Высочайше утвержден в мае 1882 г., и стал первым его председателем.

http://pravmir.ru/dolg-i-pravda/

Троицы. По-видимому, П. изображена на том же месте, между преподобными Евфросинией Суздальской и Евфросинией Полоцкой, на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. др. извода (ГТГ). В кон. 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК на средства кашинского купца и краеведа И. Я. Кункина инокини кашинского Сретенского мон-ря создали икону «Собор Тверских святых» (находилась в Троицкой ц. Кашина). Разработка новой композиции осуществлялась под рук. архиеп. Димитрия (Самбикина), к-рый указал «имена Тверских святых, давал советы, как изобразить их на иконе, отыскивал подлинники» (Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине/Ред.: И. А. Виноградов. Тверь, С. 23-27). П. была представлена крайней слева в 3-м ряду, рядом с блгв. кн. Владимиром и кнг. Агриппиной Ржевскими, вполоборота вправо, в куколе и схиме, одетой поверх мантии, в правой руке святая держала свиток, левая - лежала на груди. В нач. XX в. икон П. в храмах Ржева выявлено не было (Тверской патерик. 1908. С. 34). Известны совр. изображения святой, напр. на иконе «Собор Тверских святых», написанной, вероятно, в 80-х гг. XX в., при митр. Алексии (Коноплёве): П. представлена 1-й слева во 2-м ряду, со свитком в руке. На иконе «Собор святых, в земле Тверской просиявших», созданной в 2007 г. М. Г. Кондрашовой для ц. блж. Ксении Петербургской в Твери, фигура П. (в островерхом куколе) находится в группе Ржевских святых. В 2005 г. художники палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса выполнили роспись на фасадах храма в честь Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери. У зап. входа, в нишах, размещены ростовые образы Ржевских святых: слева - блгв. кнг. Агриппины и П., справа - блгв. кн. Владимира и прав. Пелагии Ржевской. П. в монашеском облачении, голова покрыта схимой (одета поверх мантии), правая рука возле груди, в левой - свиток. Лит.: Памятная книжка Тверской губ. на 1868. Тверь, 1868. Отд. 2. С. 267; Успенский В. Ист. заметки о Ржеве и Ржевском у.//Тверские ГВ. 1874. 38. Ч. неофиц. С. 4; Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2578994.html

Прп. Нектарий Бежецкий. Фрагмент иконы «Собор Бежецких новомучеников». Нач. XXI в. Иконописцы А. Леонов, Ю. Резчиков (Спасский кафедральный собор, Бежецк) Прп. Нектарий Бежецкий. Фрагмент иконы «Собор Бежецких новомучеников». Нач. XXI в. Иконописцы А. Леонов, Ю. Резчиков (Спасский кафедральный собор, Бежецк) В бывш. ц. ап. Иоанна Богослова (ныне Центр народной музыки им. В. В. Андреева) сохранились настенные росписи с образами бежецких святых (после 1908), в т. ч. изображение Н. (вполоборота вправо, без куколя, лоб с залысинами, длинные волосы до плеч, борода широкая, окладистая, в левой руке - свиток). На зап. стене бежецкого храма, освященного 15 авг. 2004 г. во имя Н., над входом, выпускниками МГАХИ им. В. И. Сурикова под рук. проф. П. Ф. Никонова создана совр. мозаичная икона святого. В дар митр. Тверскому и Кашинскому Виктору (Олейнику) М. А. Шведова выполнила образ Н. в технике золотного шитья: святой показан прямолично, в рост, в куколе, руки сложены крестообразно на груди. На иконе «Собор Тверских святых», созданной в 90-х гг. XIX в.- 1902 г. по заказу Тверской УАК инокинями кашинского Сретенского мон-ря на средства купца И. Я. Кункина (находилась в Троицкой ц. Кашина; см.: Журнал 83-го заседания Тверской УАК 19-20 июня 1901 г. в г. Кашине/Под ред. И. А. Виноградова. Тверь, б г. С. 23-27; Димитрий (Самбикин). 1908. С. 3-4, 6), Н. изображен в 5-м ряду слева, с моделью храма в руках, вместе с преподобными Макарием Калязинским, Паисием Угличским и Антонием Краснохолмским. На др. иконе, «Собор Тверских святых» 80-х - нач. 90-х гг. XX в. (Тверской патерик. Тверь, 1991), Н. представлен стоящим в 4-м ряду вместе с теми же преподобными. После 1989 г. по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) была написана новая икона «Собор Тверских святых», в центре к-рой изображен свт. патриарх Тихон (иконописец А. Б. Запруднов, ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери). Облик Н. (в куколе, руки скрыты под мантией; надпись «Прп. Hekmapiй» без уточнений) и место его расположения в композиции на этой иконе близки к изображениям на предыдущих иконах. В 2007 г. М. Г. Кондрашовой для тверского храма во имя блж. Ксении Петербургской была создана икона «Собор святых, в земле Тверской просиявших»: Н. изображен на ней в группе бежецких подвижников.

http://pravenc.ru/text/2564860.html

Ист.: НПЛ. С. 79, 297, 451; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 384-385; Т. 21. Ч. 1. С. 277. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 311; Евгений (Болховитинов), митр. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря. Дерпт, 1821. С. 4; СИСПРЦ. С. 87-88; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 175; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 64-65; Зверинский. Т. 2. 841. С. 152-153; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 100-101; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 11, 219-221; Православные рус. обители. СПб., 1910. С. 178; Карамзин. ИГР. 1991. Т. 2/3. С. 500, 629. Примеч. 341; Макарий. История РЦ. Кн. 3. Отд. 1. С. 128-129; Флоря Б. Н. Историческая традиция об общественном строе средневекового Полоцка//ОИ. 1995. 5. С. 110-116; Назарова Е. Л. Князь Ярослав Владимирович и его роль в Ливонской политике Новгорода//Археология и история Пскова и Псковской земли. Псков, 2000. С. 44; Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь, кон. XII в.- 1270 г.: Тексты, пер., коммент. М., 2002. С. 238, 321. М. В. Печников Иконография Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ) Св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный и прмц. Евпраксия Псковская. Фрагмент иконы. Нач. XVIII в. (ПИАМ) Несмотря на существование данных о почитании Е. в Пскове сразу после ее кончины в 1243 г., изображения княгини-инокини и даже упоминания о них отсутствуют до XVIII в. Иконописные подлинники, древние и новые, о ней умалчивают. В наст. время все сведения об образах Е. связаны в основном с местом ее иноческого подвига и погребения - собором Рождества св. Иоанна Предтечи в Пскове, что нашло отражение в опубликованных описаниях Иоанновского мон-ря кон. XIX - нач. XX в., к-рые носят поверхностный характер и не дают представления об облике святой. К этому времени в соборе над гробницей Е. еще находилась древняя чудотворная святыня мон-ря - образ Иисуса Христа на престоле в окружении святых (вариант «Седмицы»), прославленный мироточением. На 2 приделанных к иконе Спасителя досках были представлены Е. и блгв. кнг. Мария, супруга блгв. кн. Довмонта Псковского, в молении в рост, а в нижнем регистре - св. Нифонт, мученицы Анисия и Иулиания (Там же. С. 24; Дмитриев. 1913. С. 28, 40 (фотография)). Под иконой была надпись о «починке» образа в 1723 г. Тогда же по указу вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны и по благословению архиеп. Псковского Феофана (Прокоповича) был устроен новый иконостас. Когда точно были приписаны к чудотворному образу Спасителя избранные святые, неизвестно, возможно в период работ над убранством храма в 1723 г. М. В. Толстой заметил, что «молящиеся княгини изображены также древним письмом», но на «двух приделанных досках» ( Толстой. 1861. С. 71).

http://pravenc.ru/text/187266.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010