Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXXVI. Епархия Харьковская Харьковская епархия учреждена в 1799 г. Двадцать первая в третьеклассных. I. Епископы Слободско-Украинские 1. Христофор Сулима 16 окт. 1799 перев. из викариев Екатеринославских; 6 февр. 1813 уволен на покой и † 18 мая. 2. Аполлос Терешкевич хирот. 14 окт. 1813 из архим. Курского Знаменского монастыря; † 20 янв. 1817. 3. Павел Соботовский (Саббатовский) хирот. 18 февр. 1817 из архим. Смоленского Авраамиева монастыря; 26 янв. 1826 перев. в Астрахань. 4. Виталий Борисов-Жегочев хирот. 28 февр. 1826 из архим. Дубенского монастыря; 12 мар. 1832 перев. в Астрахань. 5. Иннокентий Александров хирот. 19 мая 1832 из архим. Смоленского Авраамиева монастыря; 22 июня 1835 перев. в Иркутск. II. Епископы Харьковские и Ахтырские 6. Мелетий Леонтович , архиепископ, 22 июня 1835 перев. из Иркутска; † 29 февр. 1840. 7. Смарагд Крыжановский , архиепископ, 6 апр. 1840 перев. из Могилева, а 31 дек. 1841 – в Астрахань. 8. Иннокентий Борисов 12 янв. 1842 перев. из Вологды; 14 апр. 1845 пожалован в архиепископа; 1 мар. 1848 перев. в Херсон. 9. Елпидифор Бенедиктов 1 мар. 1848 перев. из викариев Воронежской епархии, а 6 нояб. – в Каменец-Подольск. 10. Филарет Гумилевский , 6 нояб. 1848, из викариев Рижских; 7 апр. 1857 пожалован в архиепископа; 2 мая 1859 перев. в Чернигов. 11. Макарий Булгаков 18 апр. 1859 перев. из Тамбова; 8 апр. 1862 пожалован в архиепископа; 10 дек. 1868 перев. на Литовскую епархию. 12. Нектарий Надеждин , архиепископ, перев. 21 янв. 1869 из Нижнего-Новгорода; † 7 сент. 1874. 13. Савва Тихомиров 7 дек. 1874 перев. из Полоцка. 9 нояб. 1866 учреждено викариатство. «Епископы Сумские» С управлением Куряжского монастыря. 1. Герман Осецкий 8 янв. 1867 хирот. из архим. Новгородского Юрьева монастыря. 2. Вениамин 30 июля 1872 хирот. в викария из ректоров Харьковской семинарии. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1874 г. 1875 г. 1876 г. 1877 г.     Предисловие В пятом томе «Автобиографических Записок» изображается деятельность преосвященного Саввы в Харьковской епархии за время с 1-го декабря 1874 года – 24 апреля 1879 года. Не много времени (4 г. 4 м. и 17 дней) почивший Архипастырь управлял Харьковской паствой, но успел сделать заметные насаждения добрых семян во всех отраслях управления епархией. Прежде всего, его архипастырское внимание обращено было на одну из главнейших обязанностей духовенства – на проповедание слова Божия. Настойчиво внушал Архипастырь пастырям Харьковской церкви учить народ православный и словом, и добрым примером; при обозрении епархии с особенным вниманием прочитывал поучения сельских священников и этим чтением определял степень их умственного развития и нравственного состояния. Своей любовью к благоговейному служению и отчетливым знанием устава православной церкви указал и ввёл более точный и строгий порядок при богослужении. При рассмотрении епархиальных дел всегда являл правдивость и беспристрастие. Все видели в нём любвеобильного отца, сердцу которого доступны были нужды пасомых. Двери дома его были открыты для всех: каждый мог свободно приходить и лично изъяснять своё дело. Харьковцы скоро увидели и убедились, что пришел к ним из области Полоцкой святитель Божий, дающий словом и житием истинный образ жизни пастырям и пасомым; с сыновней любовью они внимали слову своего Архипастыря, утешая себя надеждою, что он, Архипастырь, долгое время будет благоустроять паству Харьковскую и вести её к спасению, но Промысл Божий судил иное: 24 апреля 1879 года избранием Святейшего Синода и изволением Государя Императора Харьковский Архипастырь взят был на дело служения Тверской пастве. М. Апрель. 1904. Читать далее Источник: Хроника моей жизни. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. - Т. 1-9. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911./Т. 5: (1874-1879 гг.). - 1904. - II, 942, XXVIII с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Харьковская Учреждена 16 октября 1799 года Слободско-Украинская и Харьковская Кафедра в Харькове Христофор (Сулима) епископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 16.10.1799 по 6.02.1813 на покое; † 18.05.1813 Аполлос (Терешкевич) епископ, рукоположен с 14.10.1813 † 20.01.1817 Павел (Саббатовский) епископ, рукоположен с 18.02.1817 по 26.01.1826 еп. Астраханский и Кавказский Виталий (Борисов-Жегачев) епископ, рукоположен с 28.02.1826 по 12.03.1832 архиеп. Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Александров) епископ, рукоположен с 19.05.1832 по 22.07.1835 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Мелетий (Леонтович) архиепископ, свт., бывший архиеп. Иркутский и Нерчинский с 22.06.1835 по 1836 переименован архиеп. Харьковский и Ахтырский Харьковская и Ахтырская С 5 апреля 1836 года Мелетий (Леонтович) архиепископ, свт., бывший архиеп. Слободско-Украинский и Харьковский †29.02.1840 Смарагд (Крыжановский) архиепископ, бывший архиеп. Могилевский и Мстиславский с 6.04.1840 по 31.12.1841 архиеп. Астраханский и Енотаевский Иннокентий (Борисов) епископ, бывший еп. Вологодский и Устюжский с 31.12.1841 архиепископ с 15.04.1845 по 24.02.1848 архиеп. Херсонский и Таврический Елпидифор (Бенедиктов) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 1.03.1848 по 6.11.1848 еп. Подольский и Брацлавский Филарет (Гумилевский) епископ, бывший еп. Рижский, викарий Псковской епархии, с 6.11.1848 архиепископ с 7.04.1857 по 2.05.1859 архиеп. Черниговский и Нежинский Макарий (Булгаков) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 18.04.1859 архиепископ с 8.04.1862 по 10.12.1868 архиеп. Литовский и Виленский Нектарий (Надеждан) архиепископ, бывший архиеп. Нижегородский и Арзамасский с 21.01.1869 † 7.09.1874 Савва (Тихомиров) епископ, бывший еп. Полоцкий и Витебский с 7.12.1874 по 23.04.1879 еп. Тверской и Кашинский; †18.09.1896 Иустин (Охотин) епископ, бывший еп. Острожский, викарий Волынской епархии с 13.04.1879 по 15.09.1882 еп. Подольский и Брацлавский; † 25.05.1907 Амвросий (Ключарев) епископ, бывший еп. Дмитровский, викарий Московской епархии с 22.09.1882 архиепископ с 20.03.1886 † 3.09.1901 Викарии Харьковской епархии Сумские епископы С 9 ноября 1866 года Герман (Осецкий) епископ, рукоположен с 8.01.1867 по 24.06.1872 еп. Кавказский и Екатеринодарский; †18.12.1895 Вениамин (Платонов) епископ, рукоположен с 30.07.1872 по 9.04.1883 еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии; †13.06.1905 Геннадий (Левицкий) епископ, бывший еп. Кинешемский, викарий Костромской епархии с 9.04.1883 по 29.11.1886 на покое; † 10.02.1893 Петр (Лосев) епископ, рукоположен с 1.11.1887 по 22.07.1889 еп. Владикавказский и Моздокский; † 30.03.1902 Владимир (Шимкович) епископ, бывший еп. Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 24.08.1890 по 5.12.1892 еп. Екатеринославский и Таганрогский; † 6.01.1926 (1925) Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1 октября 1848 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, молодой студент-священник Иоанн Тихомиров, согласно прошению, был пострижен в монашество с именем Савва, во имя преподобного Саввы Вишерского, чья память отмечалась также в этот день. Постриг совершил ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын), восприемником при пострижении был инспектор академии иеромонах Сергий (Ляпидевский). Митрополит Филарет (Дроздов) прислал новопостриженному иеромонаху параман и рясу. “В самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе” «Древняя мимоидоша, – писал иеромонах Савва в своем дневнике, – се быша вся нова: новое имя, новая одежда, новые правила жизни; о, если бы Господь обновил и дух правый во утробе моей! С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних обстоятельствах своей жизни. Смотрите, в самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе; взял у меня родителя прежде, нежели я увидел свет, лишил матери в то время, когда я еще имел крайнюю нужду в попечении, определил испытать мне горький жребий сиротства, с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путем креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время дает мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии, но и здесь скоро начинаются опять прежние лишения: умирает сын, который при своей жизни естественно привязал бы меня к миру; наконец лишился того, что привязывало меня к миру, – жены; все это не ясные ли, постепенно, более и более, возвышающиеся гласы божественного воззвания меня от бурного моря к тихому пристанищу монашеского жития? Да будет же благословенна воля Божия, избравшая и посвятившая меня на служение Себе, можно сказать, из чрева матери!» Архиепископ Леонид (Краснопевков) В 1850 году иеромонах Савва окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен митрополитом Филаретом (Дроздовым) синодальным ризничим.

http://pravoslavie.ru/87218.html

Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Портрет. Кон. 30-х — 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) После епископской хиротонии и назначения на Тульскую кафедру архим. Симеона в февр. 1816 г. МДА возглавил свт. Филарет (Амфитеатров). При нем состоялся 1-й выпуск 1818 г., а в мае 1819 г. святителя сменил магистр 1-го курса СПбДА архим. Кирилл (Богословский-Платонов) . При архим. Кирилле состоялись 3 последующих выпуска МДА, на опыте к-рых были отлажены системы экзаменов и присуждения степеней. В 1822 г. архим. Кирилл стал доктором богословия - степень была присуждена Конференцией СПбДА за экзегетическое соч. «Опыт изъяснения Послания св. ап. Павла к Евреям». Преемником архим. Кирилла, хиротонисанного во епископа Дмитровского, стал в 1824 г. его однокурсник по СПбДА архим. Поликарп (Гайтанников), занимавший должность ректора МДА более 10 лет. К моменту вступления в эту должность архим. Поликарп был уже доктором богословия (степень присуждена во время пребывания на посту ректора СПбДС одновременно с архим. Кириллом). С ректорством (1835-1841) архим. Филарета (Гумилевского) связаны зарождение в МДА церковно-исторической традиции, новый подход к чтению курса догматического богословия. Самостоятельные богословские взгляды архим. Филарета, его творческое отношение к научным изысканиям и постановке академического процесса много значили и для МДА в целом, и для деятельности ее научно-руководящего органа - Конференции. Все последующие ректоры - архимандриты Евсевий (Орлинский) (1841-1847), Алексий (Ржаницын) (1847-1853), Евгений (Сахаров-Платонов) (1853-1857), Сергий (Ляпидевский) (1857-1861) и Савва (Тихомиров) (1861-1862) - внесли свой вклад в совершенствование той или иной стороны академической жизни. Впервые в истории российской духовной школы должность ректора в 1862-1875 гг. исполнял представитель белого духовенства прот. А. В. Горский. Свт. Филарет желал видеть Горского на посту ректора МДА еще в дек. 1860 г. при условии, что он примет монашеский сан ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 5. С. 3-4). После отказа прот. Горского ректором стал архим. Савва (Тихомиров), но когда через 2 года его рукоположили во епископа, ректором все же был назначен Горский, «аскет-профессор», «инок-мирянин, с подвижническою жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами» ( Гиляров-Платонов Н. П. Сб. соч. М., 1899. Т. 2. С. 464-465). По уставу протоиерей - «последний член возможности быть ректором». Тем не менее сам Горский считал, что его назначение, возможно, «даст выход белому духовенству на совместное с монашествующими занятие высших учебных должностей», а это повысит статус ученого служения, ибо «учащиеся теперь будут иметь в виду более лучшую возможность достигнуть высших должностей в ученом обществе» ( Горский. 1885. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

Порфирий (Успенский) , еп. Первое путешествие. – Порфирий (Успенский) , еп. Афон. Ч. 1: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 году. Киев, 1877. ПСПР. – Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания Российской империи. Т. 1: (1721). СПб., 1869 (1879 2 ); Т. 2: (1722). СПб., 1872; Т. 4: (1724–1725). СПб., 1876; Т. 5: (1725–1727). СПб., 1881; Т. 6: (1727–1730). СПб., 1889. Рогожин. Указатель. – Рогожин В. Н. Указатель к «Опыту российской библиографии В. С. Сопикова». (К книгам гражданской печати.) М., 1900. Родосский. Описание книг. – Родосский А. С. Описание старопечатных и церковно-славянских книг, хранящихся в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Вып. 1. СПб., 1891. Вып. 2. СПб., 1894. [Данный труд также являлся приложением к журналу «Христианское чтение» за 1884–1898.] Русские книги. – Русские книги с биографическими данными об авторах и переводчиках (1708–1893)/Под ред. С. А. Венгерова. Т. 1. СПб., 1897. Савва (Тихомиров) , еп. Указатель ризницы. – Савва (Тихомиров) , еп. Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы. М., 1863 4 . Свод законов. – Свод законов Российской империи. Т. 14. СПб., 1842 2 . Сергиев И. [прав. Иоанн Кронштадтский ], прот. Моя жизнь во Христе. – Сергиев И., прот. [св. прав. Иоанн Кронштадтский ]. Моя жизнь во Христе или минуты духовного отрезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге. 2-е изд. СПб., 1893. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. – Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением учения Церкви, преобразований и пророчеств, относящихся к Ней, и чудес Ее, на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковных преданий. СПб., 1869. Снегирев. Богослужебная поэзия Греческой Церкви. – Снегирев А. А. О богослужебной поэзии древней Греческой Церкви до конца IV века. Харьков, 1891. Собрание мнений и отзывов митр. Филарета. – Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам/Под ред. Саввы, архиеп. Тверского. Т. 3. СПб., 1885; Т. 4. СПб., 1886; Т. 5. Ч. 1. СПб., 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Решением Свящ. Синода 29 янв. 1991 г. В. м. был возобновлен, и. о. настоятельницы назначена игум. Феодора (Пилипчук). Первоначально службы совершались в домовой ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского, освященной в одном из корпусов. К 2005 г. вновь построены и восстановлены Казанский, Андрониковский храмы, колокольня с Ефремовской ц., трапезный и больничный корпуса, 5 деревянных домов, дом причта за оградой. В часовне-усыпальнице во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии похоронены блж. Л. И. Лазарева († 11 сент. 1997) и схим. Мария (Матукасова; † 14 янв. 2000). Почитается список с Андрониковой иконы, выполненный в монастырской мастерской. Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2041. Л. 126-137 об.; ГА Тверской обл. Ф. 205. Оп. 1. Д. 1; Оп. 2. Д. 13, 18, 33, 41; Ф. 466. Оп. 1. Д. 82721, 84557. Ист.: Савва (Тихомиров), архиеп. Слово, произнесенное при сретении в Вышневолоцком жен. мон-ре древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова»//Тверские ЕВ. 1885. 11; То же. Тверь, 1885; Жизнеописание основательницы Вышневолоцкого мон-ря игум. Дорофеи. Тверь, 1906. Лит.: Освящение храма в Казанском мон-ре близ г. Вышняго Волочка. Тверь, 1882; Савва (Тихомиров), архиеп. Торжество перенесения древней греч. иконы Божией Матери, именуемой «Андроникова», из С.-Петербурга в Казанский Вышневолоцкий мон-рь. СПб., 1885, 19044; Покровский А. В. Народная святыня в г. Вышнем Волочке Тверской губ. Серг. П., 1909; Стрелков Ф. М. Ист.-стат. очерк к 150-летнему юбилею Вышнего Волочка и его уезда. Вышний Волочек, 1922. С. 27-28; Кулик В. Н. Благотворительная деятельность Тверских жен. мон-рей в кон. XIX - нач. XX в.//Тверская земля в прошлом и настоящем: Сб. науч. тр. Тверского ГУ. 1994; Сказание о Вышневолоцком Казанском жен. мон-ре. [СПб.,] 1997; Соловьёва Ф. Б. Вышневолоцкий Казанский мон-рь//Вышневолоцкий ист.-краевед. альманах. 2001. 4; Памятники архитектуры Тверской обл. Тверь, 2002. Кн. 2. С. 221-224; Баскаков В. , свящ. Феномен жен. монашества в России во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в.//Тверские ЕВ. 2004. Июнь. С. 38-42; Сент. С. 45-49.

http://pravenc.ru/text/161133.html

Вакацию проводил я частью на родине, частью в других местах, как-то, в селах – Кохме и Хотимле. Как ни весело было отдыхать после семилетних трудов; но тем не менее я был сильно озабочен мыслью о том, что ожидало меня впереди. Какие труды, какие занятия предстояли мне в семинарии, я не имел о том ясного представления. К счастью моему, во время вакации гостил на Пустыньке у моего двоюродного дедушки, о. Козьмы, его родной внук, Николай Алексеич (фамилию его забыл) – ученик Костромской семинарии, переведенный из низшего отделения в среднее. Прогуливаясь с ним по полю, я полюбопытствовал спросить его, чем он занимался в низшем отделении семинарии. Главным занятием нашим, отвечал он мне, – «были сочинения». Что такое сочинения, как это сочиняют, – спросил я опять? – «А вот как, отвечал он: дадут нам тему – два, три слова, а мы напишем из них несколько страниц». Я решительно не мог понять, как это из двух-трех слов может выйти несколько страниц. Так слабо развиты были наши понятия, так мало мы были приготовлены к семинарии!.. В Кохме я встретился с помянутым выше священническим сыном Александром Николаевичем Соколовым, который также перешел в среднее отделение семинарии. Я и к нему обратился с таким же вопросом и просил его советов и наставлений касательно предстоящим мне занятий. Он посоветовал мне читать, как можно, больше книг, и тут же вручил мне, для чтения, случившуюся у него книжку: «повесть о Францыле Венциане». Во второй половине августа, двоюродный брат мой, Иван Петрович Тихомиров, окончивший курс семинарии в 1832 году со званием студента, определен был к Хотимльской церкви диаконом на место своего зятя И. Н. Успенского , который при той же церкви получил священническое место. Он женился на дочери священника Ильинского погоста, близ Шуи, о. Михаила Соловьева, Анне Михайловне. Брак совершен был в последних числах августа в церкви Ильинского погоста 26 . Я был участником брачного пиршества, происходившего в небольшом каменном домике о. Михаила. Здесь я познакомился с младшим из сыновей его Николаем Михайловичем, который перешел в высшее отделение семинарии; старшие его братья Михаил и Алексей (впоследствии Агафангел) не присутствовали на браке; они были в академии в Троицкой Сергиевой лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В среде профессоров академии состояли в это время в полном расцвете духовных сил Ф.А.Голубинский, Е. В.Амфитеатров и Α.·Β. Горский. Лекции этих ученых производили на молодого студента – священника неотразимое впечатление, располагая к усиленным научным занятиям. «Между студентами, особенно часто посещавшими академическую библиотеку, – говорит бывший бакалавр академии, впоследствии архиепископ Ярославский Леонид, – приметен был один молодой священник с светлыми волосами, чрезвычайной худобы в теле и с приятной смесью чего-то кроткого, серьезного и добродушного в лице. Его, переходящего с книгами от шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в памяти навсегда. Этот священник поступил из Владимирской епархии, где был иереем Муромского собора. Овдовев, он возвратился к науке, и недаром: его скоро поставили в числе первых десяти студентов. Мои лекции были, вероятно, хуже прочих, однако, и их он посещал усердно и слушал внимательно. Это мне памятно потому, что одежда резко отличала его от прочих слушателей, и он садился впереди». I октября 1846 года, в день Покрова Пресвятыя Богородицы и на память преподобного Саввы Вишерского, молодой студент-священник, согласно прошению, пострижен в монашество с именем Савва. Постриг совершил ректор Академии архимандрит Алексий (скончался в сане архиепископа Тверского); восприемником же при пострижении был инспектор Академии иеромонах Сергий (митрополит Московский). Митрополит Филарет прислал новопостриженному иеромонаху парам и рясу. «Древняя мимоидоша, – писал новопостриженный в своем дневнике, –  се быша все нова: новое имя, новая одежда, новые правила жизни; о, если бы Господь обновил и дух правый во утробе моей! С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних обстоятельствах своей жизни. Смотрите, в самом деле, как постоянно и вместе с тем, очевидно, Господь отрешил меня от мира и призывал на служение Себе; взял у меня родителя прежде, нежели я увидел свет, лишил матери в то время, когда я еще имел крайнюю нужду в попечении, определил испытать мне жребий сиротства, с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путем креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время дает мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии; но и здесь скоро начинаются опять прежние лишения: умирает сын, который при своей жизни естественно привязал бы меня к миру; наконец лишился того, что привязывало меня к миру – жены; все это не ясные ли, постепенно, более и более, возвышающиеся гласы божественного воззвания меня от бурного моря к тихому пристанищу монашеского жития? Да будет же благословенна воля Божия, избравшая и посвятившая меня на служение Себе, можно сказать, из чрева матери!».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Его, переходящего с книгами от шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в память навсегда. Этот священник поступил из Владимирской епархии, был иереем Муромского собора“, и т. д. 10 В то же время о. Иоанн, без всякого побуждения извне, все более и более стал приходить к мысли о принятии монашества. „О монашестве у меня никогда прежде не было и помысла, – писал он к одному из друзей своих, – а теперь этот путь для меня сделался совершенно неизбежным, если бы я даже не был и в академии. Но да будет надо мною воля Божия!.. Особенная выгода монашествующего в академии та, что можно безпрепятственнее, чем светским студентам, заниматься науками„ 11 . Так в 1848 году, по переходе на старший курс, о. Иоанн подал прошение о поступлении в монашество, а 1 октября означенного года и было совершено само пострижение, в трапезной церкви Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, причем новопостриженному дано было имя Саввы в честь преподобного Саввы Вишерского, в тот день празднуемого. Пострижение совершал ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын) , впоследствии архиепископ Тверской († 1877) 12 . Приняв монашество по искреннему, глубокому убеждению и по рассуждению на 30-м году своего возраста, отец Савва сталь истинным монахом и всем сердцем предался новому служению в дому Божием. „Мысль, что это дело особенного Божиего попечения о мне, – писал он вскоре по пострижении в монашество, – утешает и успокаивает мой дух. С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних своих обстоятельствах. Смотрите, в самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе: взял у меня родителя прежде, нежели я увидел свет; лишил матери в то время, когда я еще имел крайнюю нужду в её попечении, определил испытать мне горький жребий сиротства с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путем креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время дает мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии, но и здесь скоро начинаются опять прежние лишения: умирает сын, который при своей жизни естественно привязывал бы меня к миру во всяком случае; наконец, я лишился того, что привлекало и всего более привязывало меня к миру; – все это не ясные ли, постепенно более и более возвышающиеся гласы Божественного воззвания меня из бурного моря к тихому пристанищу монашеского жития? Да будет же благословенна воля Божия, избравшая и посвятившая меня на служение себе, можно сказать, из чрева матери“ 13 Новому иеромонаху, как уже опытному в священнослужении и человеку аккуратному, поручено было заведывать церковной службой по академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010