Том 1 Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1862 г. 1863 г. 1864 г. 1865 г. 1866 г. 1867 г. 1869 г.     Предисловие Третий том автобиографических записок преосвященного Саввы делится на две части: в первой части (стр. 1–330) описывается жизнь и деятельность преосвященного Саввы в качестве второго (Можайского) викария митроп. Московского Филарета. Это служение продолжалось около четырех лет (с 4 ноября 1862–17 июня 1866 года). Из служебной деятельности преосвященного в этот период времени выдаются: двукратная ревизия М. Д. академии (см. стр. 139–144, 206–222, 369–375), ежегодное обозрение вверенной ему части епархии (153 и сл. 261–267), участие в комитете по рассмотрению проекта о семинарском уставе (62–64), рассмотрение сведений, представленных в М. Консисторию всех причтов Моск. епархии по предмету улучшения способов содержания духовенства (стр. 159–168). Здесь, во время пребывания в Москве, преосвященный Савва составил одно из научных, весьма ценных сочинений под заглавием: «Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Моск. Синодальной библиотеки VI–XVII вв. (Москва 1863 г.) и Указатель для обозрения патриаршей ризницы с приложением XV таблиц фотографических снимков с замечательных предметов ризницы (см. стр. 106 и сл.)». Здесь же, в Москве он заслужил внимание и расположение многих ученых лиц и именитых купцов, которые впоследствии очень много помогали ему при управлении им Полоцкою епархиею, которое началось с 17 июня 1866 года и продолжалось восемь с половиною лет (по 7 декабря 1874 г.). Служение Преосвященного Саввы (с 1866–1874) в Полоцкой епархии имело особый интерес в истории церкви православной в северо-западных пределах России. Это время следовало, как известно, вскоре за воссоединением Униатов, когда остатки католицизма были еще весьма сильны в Полоцкой епархии, а семена Православия едва возникали и требовали для своего возрастания неимоверных усилий и трудов со стороны и самого православного архипастыря и его ближайших помощников. Католическое духовенство и помещики, озлобленные воссоединением множества униатов сл. Православною церковью, всеми мерами старались удержать остальную массу народную под своим религиозным влиянием и не допускать ее до Православия. Велась тайная борьба... На православных приснопамятных борцов сыпались со стороны врагов клеветы и угрозы (см. 63, 636, 653–654 стр. и др.). Вера православная и ее борцы все выносили, при помощи Божией, на своих могучих плечах; и они все вынесли во славу имени Христова и святой Православной церкви. Главным из таких борцов в Полоцкой епархии за это время (с 1866 года) и был архиепископ Савва, о заслугах и деятельности которого и повествует (с 330) третий том его автобиографических записок.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Том 1 • Том 2 Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1851 г. 1852 г. 1853 г. 1854 г. 1855 г. 1856 г. 1857 г. 1858 г. 1859 г. 1860 г. 1861 г. 1862 г.     Предисловие Во втором т. автобиографических записок Высокопреосвященного Саввы излагаются события его жизни за время с 15 августа 1851 года по 31 октября 1862 г. В этот период времени жизни своей архиепископ Савва проходил должности: 1) продолжал (с 22 август. 1850 г.) исполнять должность Синодального ризничего. 2) 10-­го декабря 1855 г. был избран в члены­-соревнователи Императорского общества истории и древностей российских (см. стр. 205). 3) 25 июля 1856 года назначен членом комитета, учрежденного для разбора рукописей и книг М. Синодальной типографской библиотеки (стр. 252). 4) 18 мая 1859 г. определен ректором М. духовной семинары и профессором богословских наук и вместе с сим членом М. д. консистории с увольнением от должности ризничего, члена комитета по разбору рукописей и книг М. Син. типограф, библиотеки (стр. 463 и дал.). 5) 22 марта 1860 г. избран членом-корреспондентом Императорского русского археологического общества (стр. 520). 6) 21 января 1861 г. определен ректором и профессором богословских наук М. дух. академии с оставлением, по званию ректора академии, членом М. д. консистории и, с принятием ректорской должности, вступил в должность председателя комитета по изданию Творений св. отцов в русском переводе (стр. 551 и дал.), председателя цензурного комитета и др. 7) 7 марта 1861 г. определен настоятелем М. второклассного Высокопетровского монастыря (стр. 591). 8) В июле 1861 г. обозревал Ярославскую дух. семинарию и училища: Ярославское и Ростовское-Борисоглебское (стр. 625). 9) В июле 1862 г. обозревал Владимирскую духовную семинарию с находящимися при ней училищами (стр. 745). 10) 14 октября 1862 г. Высочайше утвержден епископом Можайским, вторым викарием Московской епархии (стр. 796). С 1851–1862 гг. архиепископом Саввою получены награды: 1) 25 мая 1852 г. награжден набедренником (см. 41 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1819 г. От чрева матере моея Ты еси мой покровитель... Не отвержи мене и во время старости: внегда оскудевати крепости моей, не остави мене ( Псал. 70:6, 9 ). Я родился 15 марта 1819 года. Родители мои были Михаил Сергеевич и Стефанида Ивановна. Отец мой был сын диакона Крестовоздвиженской церкви села Палеха, Вязниковского уезда, Владимирской епархии, Сергия Никитича; родился 20 сентября 1783 года. Оставшись в малолетстве круглым сиротой, он воспитывался в доме священника и благочинного того же села Палеха Ивана Ефимовича Дмитревского (уроженца Вологодской епархии), женатого на сестре деда его, Никиты Феодоровича, Ирине Феодоровне. 11 или 12 лет он, обучившись грамоте, определен был к той же Крестовоздвиженской церкви, при которой был его отец, на должность пономаря и вскоре посвящен был в стихарь. Мать моя, Стефанида Ивановна, родилась в 1788 году, была дочь также диакона села Гориц, Шуйского уезда, Суздальской (ныне Владимирской) епархии, Ивана Ивановича. Дед ее, также Иван Иванович, был дьячком в селе Горицах, а прадед о. Иоанн в том же селе был священником. Овдовев, он поступил в число братии в Николо-Шартомский монастырь, находящийся от Гориц в 4-х верстах. Здесь, приняв монашество с именем Иоасафа, он возведен был в 1780 году в сан игумена, но в ночь на 29 число августа 1786 года, неизвестно кем, был убит в монастыре, как замечено в старинном монастырском синодике 1 . Как у моего родителя была только одна сестра Аграфена Сергеевна, бывшая в замужестве за священником в селе Богородском, Шуйского уезда, о. Александром: так и у матери моей был только один брат Петр Иванович, который был сначала дьячком при Горицкой Богородицкой церкви, а потом при той же церкви диаконом. Отец мой, как мне его описывали, был невысокого роста, с русыми волосами и красивым лицом: при живом и веселом характере, отличался любознательностью и пользовался добрым расположением прихожан и родных, коих как в Палехе, так и в Горицах было очень много. Кроме исполнения своих служебных обязанностей по церкви, он занимался домашним столярным ремеслом, – вставкой в оконные рамы стекол и даже художеством – иконописью. Известно, что во второй половине XVIII столетия палеховцы заимствовали искусство иконописания от иконописцев г. Шуи – главного тогдашнего центра стариной Суздальской иконописи 2 . У меня и теперь цел образ Божией Матери всех скорбящих радости – произведение кисти моего родителя. Впрочем, на этом образе ему принадлежит только доличное, т. е. платье, а лица писаны другим, более искусным, мастером. В Суздальской, а равно и в Палеховской иконописи существовало следующее разделение труда: один левкасит, т. е. грунтует алебастром, смешанным с простым клеем, доски, другой по заготовленному на доске рисунку пишет лица, третий – доличное (платье), четвертый подписывает, пятый накладывает серебро, шестой окрашивает поля (края образа) и последний олифит 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1822 г. Моей матери предоставлена была просфорническая должность при Горицкой церкви и дано было небольшое место для постройки дома рядом с большим домом ее брата. Скоро ли построен был дом моей матерью, я не знаю, но в январе 1822 года, когда мне не было еще трех лет от роду и когда в первый раз пробудилось мое сознание, я помню, что мы жили уже в своем доме. Дом этот небольшой деревянный, о трех окнах; сзади, через сени, сделана была пристройка, разделенная на две половины; в одной была холодная светелка о двух окнах, а в другой – темный чулан; при доме – небольшой дворик и маленький огород. У матери моей, кроме меня, было три дочери: Мария, Прасковья и Анна. Все они своими трудами приобретали себе насущное пропитание: зимой занимались тканием бумажной красной пестряди, так называемой «александрийки», производство которой тогда в нашем крае составляло исключительное почти женское ремесло; а летом нанимались иногда у дяди, диакона, а иногда у священника, также родственника, жать хлеб. Старшая сестра моя Мария Михайловна, которая осталась по смерти родителя 17 лет, выдана была в замужество еще при жизни нашей матери. Это было 25 января 1822 года, когда мне было, как выше замечено, менее трех лет. Свадьба моей сестры была первым событием в моей жизни, сохранившимся в моей памяти. Как теперь помню, – это было вечером, при огне: сижу я на голбце подле печи и вижу: за столом в переднем углу, под образами, сидят жених и невеста, подле них несколько человек гостей, между прочим наш дядя Петр Иванович; матушка высыпала на стол пред женихом и невестой несколько серебряных рублей, обещанных, разумеется, в приданое за невестой. Было ли какое-нибудь угощение, не помню; помню только, что когда все встали из-за стола, меня позвали и заставили расплетать у невесты косу. Когда я не мог скоро сладить с этим, необычным для меня, делом, дядя Петр Иванович взял у меня из рук косу и тотчас расплел. Затем все из дома ушли, без сомнения, в церковь для совершения брака, а меня оставили одного со старой крестьянской девицей «кривой» Парасковьей, которая и после нередко бывала у нас в доме для разных услуг.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1829 г. Но кстати, здесь же, после печального случая, я расскажу о событии радостном, последовавшем в начале того же 1829 года, о котором я в своем месте забыл упомянуть. Во время рождественских праздников сосватана была замуж моя двоюродная сестра, старшая из дочерей моего дяди, Мария Петровна. Брак назначено было совершить 7 января. Жених, сын бедного дьячка села Афанасьевского, Иван Николаевич Успенский, окончивший в 1828 году курс семинарии со званием студента. Он назначен был на диаконское место в один из лучших приходов Владимирской епархии, именно в село Хотимль, Ковровского уезда, отстоящее от Гориц в 45 верстах. За два или за три дня до брака шел мимо окон нашего дома жених, в сопровождении своего отца – старца и о. Василия Сапоровского, у которого в доме они и остановились, – в доме невесты. На женихе был какой-то серый, с серым же мерлушчатым воротником, тулуп, но и тот не свой, а сына о. Василия Сапоровского. Сестры мои, устремившись смотреть, со свойственным молодым девушкам любопытством, в окна, сейчас же приметили, что у жениха глаза не совсем в порядке – близорук или подслеп. В назначенный день совершен был брак в Горицкой церкви. Я был свидетелем этого брака. Как была наряжена невеста, я не помню: но жених был в лучшем парчовом стихаре. После венца обычный брачный пир. Моя матушка на этом пире почему-то не могла, или не захотела быть, а меня отпустила; и я сидел за столом на ряду с другими почетными гостями. Обращаюсь за сим к дальнейшему повествованию о моем учении в школе. Наставниками в низшем отделении были: по латинскому языку и соединенным с ним предметам, священник Иаков Иванович Холуйский, а по греческому – соборный священник Петр Иванович Певницкий, о котором было уже упомянуто. О. Певницкий, сведущий в своих предметах, отличался молчаливостью и строгостью в своем обращении с учениками. Он не редко повторял: кто не знает глагола τπχω (бью) – (это образец для спряжения глаголов, помещенный в тогдашней греческой грамматике), – того τψω (прибью), т. е. высеку розгами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Источники. Архивы и фонды При работе с источниками использованы следующие условные обозначения: [ ] – для расшифровки сокращенных в источнике слов, для уточнений, заметок составителей и для указания источников информации; (?) – означает неразборчиво написанное слово или часть слова в рукописи, чтение которых предположительное. ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации (Москва): ф. 1099 Филиппов Тертий Иванович; ф. 10035 Управление Комитета госбезопасности по Москве и Московской области. ГАСО – Государственный архив Смоленской области (Смоленск): ф. 48 Смоленская Духовная консистория. ГНИМА – Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева (Москва): «Коллекция А. Н. Ильина». ОПИ ГИМ – Отдел письменных источников Государственного исторического музея (Москва): ф. 331 Архимандрит Паисий (Соколов). ОР ГЦТМ – Отдел рукописей Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (Москва): ф. 1 – Письма. ОР ИИМК – Отдел рукописей Института истории материальной культуры (С.-Петербург). Картотека фотографий. ОР РГБ – Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (Москва): ф. 99 Елагина Авдотья Петровна; ф. 149 Леонид (Краснопевков) , архиепископ Ярославский; ф. 213 Архив Оптиной пустыни; ф. 214 Оптина пустынь (книги, рукописи); ф. 231 Погодин М. П.; ф. 262 Савва (Тихомиров) , архиепископ Тверской; ф. 304/II Архив Троице-Сергиевой Лавры; ф. 817 Шереметевы (Волочаново); ф. «Филарет, митрополит Московский». РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва): ф. 210 Боярские книги; ф. 1192 Иосифо-Волоколамский монастырь; ф. 1204 Троице Сергиева Лавра; ф. 1209 Поместный приказ. Вотчинная коллегия; ф. 1287 Шереметевы (Мнхайловское); ф. 1354 Планы дач специального и генерального межевания; ф. 1355 Экономические примечания; ф. 1356 Губернские карты. РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства (Москва): ф. 1337 Коллекция мемуаров идневников. РГВИА – Российский государственный военно-исторический архив (Москва):

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Иустин, епископ Владимирский и Суздальский (Михайлов Яков Евдокимович) Родился в селе Алыпане Орловского уезда в семье диакона. Первоначально учился в Орловской духовной семинарии. 28 июня 1823 года окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра. 17 сентября 1823 года назначен бакалавром по классу богословских наук Киевской духовной академии. 25 февраля 1824 года пострижен в монашество; 3 марта рукоположен во иеродиакона, а 30 марта – во иеромонаха. Определен библиотекарем Киевской духовной академии. 8 мая 1828 года назначен ректором Киевской духовной семинарии, а 18 июля того же года – архимандритом и настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. 4 июля 1834 года перемещен настоятелем в Черниговский Елецкий Успенский монастырь; 12 июля назначен ректором Черниговской духовной семинарии. 20 июля 1841 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 27 июля 1842 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. С 14 ноября 1842 года – епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. 11 августа 1845 года назначен епископом Костромским и Галичским. 25 февраля 1850 года перемещен на Владимирскую кафедру. С 21 мая 1850 года по 1 марта 1851 года временно управлял Нижегородской епархией. 26 июля 1863 года уволен на покой в Боголюбов Рождество-Богородицкий монастырь. Скончался 17 марта 1879 года. Литература: Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1. – С. 443; т. 2. – С. 78, пр. 2; т. 5. – С. 286, 691, 704, 877, 884; т. 6. – С. 73. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. – Кострома, 1870. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396–1403. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 303. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 24, 41, 267, 516, 550, 659, 850.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ксенофонт, архиепископ Подольский и Брацлавский (Троепольский) Окончил курс Севской духовной семинарии. Пострижен в монашество и вскоре назначен префектом Севской духовной семинарии. 6 июня 1796 года возведен в сан архимандрита Зеленецкого Троицкого монастыря и назначен законоучителем морского шляхетского корпуса. 1 февраля 1798 года переведен настоятелем в Казанский Спасо-Преображенский монастырь и преподавателем Казанской духовной академии. С 24 августа 1799 года – настоятель Свияжского Богородицкого монастыря и ректор Казанской духовной академии. 15 января 1800 года хиротонисан во епископа Свияжского, викария Казанской епархии, а 24 февраля того же года назначен епископом во Владимир. С 3 июня 1821 года – архиепископ Подольский и Брацлавский. 24 января 1832 года ушел на покой и жил в Коржевецком монастыре Подольской епархии. Скончался 4 мая 1834 года. Архиепископ Ксенофонт был из числа самых просвещенных и добрых пастырей на Владимирской кафедре. Человек всесторонне образованный, он пользовался особенным уважением и любовью своей паствы. Характерной чертой его деятельности служит постоянная, в полном смысле слова неусыпная забота о духовном просвещении. Предание говорит, что его так и называли многие – «радетель духовного просвещения». Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 185. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 1. – С. 183, 184. Благовещенский А. А. Казанская духовная семинария с восемью низшими училищами в XVIII и XIX столетие. – Казань, 1881. Горталов Н. Краткие биографические сведения об иерархах Казанской епархии от учреждения ее до настоящего времени (1555–1885). – Казань, 1888. – С. 30. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1396, 1408. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Леонид, епископ Екатеринославский и Таганрогский (Зарецкий Александр Васильевич) Родился в 1802 году в селе Игумнове Калужской губернии в семье священника. Первоначально учился в Калужской духовной семинарии. 30 июня 1827 года окончил курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата. 5 сентября того же года пострижен в монашество; 6 сентября рукоположен во иеродиакона, а 8 сентября – во иеромонаха и 22 сентября направлен учителем в Новгородскую духовную семинарию с исполнением должности инспектора. С 17 июня 1828 года – инспектор и учитель Смоленской духовной семинарии. С 24 декабря 1830 года по 2 февраля 1832 года исполнял должность ректора Смоленской духовной семинарии. 6 апреля 1832 года назначен ректором Смоленской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и назначением настоятелем Смоленского Авраамиева монастыря. В том же году определен цензором проповедей, членом консистории и благочинным Смоленского Троицкого, Вознесенского, Болдинского Троицкого и Юхновского монастырей. 5 февраля 1836 года переведен ректором Могилевской духовной семинарии, настоятелем Братского Могилевского монастыря, членом Могилевской консистории, цензором проповедей и благочинным монастырей: Оршанского, Полоцкого Иоанно-Предтеченского, Буйницкого Могилевского и Вознесенского Борколабовского. В 1840 году командирован для увещания раскольников, населявших Лаврентьевский и Никольский монастыри Могилевской епархии. 10 января 1843 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 25 февраля 1850 года перемещен епископом Костромским и Галичским. С 19 августа 1853 года – епископ Екатеринославский и Таганрогский. С 14 ноября 1864 года уволен на покой в Московский Симонов монастырь, а затем перемещен в Рязанский Ольгов Успенский монастырь. Скончался 3 декабря 1885 года. Литература: Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древних времен до настоящего времени. – Новгород. 1897. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. – Харьков, 1877. – С. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Джурджеви ступови близ Беране Джурджеви ступови [серб. ступови; рус. Георгиевы башни], муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен близ Беране (Черногория). Ктитором Д. с. считается жупан Првослав ( ок. 1220). В церкви, в зап. компартименте, у юж. стены наоса, находится его могила, а надпись на стене сообщает, что здесь покоится «жупан Првослав, сын великого жупана Тихомира, племянник Симеона Немани и ктитор места сего» (опубл.: Неколико о Стефану 1891. 58. С. 54). Из-за повреждений исследователи по-разному определяют время появления этой надписи. Л. Стоянович, а вслед за ним М. Васич датировали ее ок. 1220 г. ( Записи. 1. Бр. 10; М. Жича и Лазарица: Cmyдuje из српске уметности века. Београд, 1928. С. 49); Г. Милле - XVI-XVII вв. ( Millet G. L " ancien art serbe. P., 1919. C. 164); по мнению Дж. Бошковича, надпись была обновлена в XVI в. ( О jeдhoм са натписом са Ступова у Народног мyзeja. Београд, 1975. 8. С. 415). Согласно преданию, церковь построена ок. 1213 г. Но на основании стилистической близости ее архитектуры к архитектуре ряда серб. церквей 2-й пол. XII в. (напр., св. Петра в Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), Пресв. Марии и св. Луки в Которе) совр. исследователи предполагают, что церковь была возведена в 80-90-х гг. XII в. Возможно, храм в Д. с. воздвиг отец Првослава, вел. жупан Тихомир. Бошкович постройку церкви в XII в. связывал с требинским жупаном Грдешей, т. к. в зап. стене 2-й припраты находится плита с упоминанием имени Мартина, по прозванию Грдеша. Однако использование этой плиты в строительстве припраты указывает скорее на то, что до перемещения она находилась на месте, не подобающем для захоронения ктитора. В 1219 г. св. Савва I Сербский учредил в Д. с. кафедру 4-й по рангу Будимлянской епархии (см. ст. Будимлянско-Никшичская епархия ). Сведения об истории мон-ря крайне скудны. Вероятно, при митр. Матфее (1552) кафедра епархии была перенесена в мон-рь Николяц. В 1653 г. на Соборе, проходившем в Д. с., было принято решение отправить митр. Паисия в Рим. Тур. власти, узнав об этом, казнили митр. Паисия и запретили избирать ему преемника. В 1738 г. турки опустошили мон-рь, но между 1760 и 1790 гг. он был восстановлен воеводой Радоней и черногорским родом Васоевичей. В этот период обитель была центром борьбы за освобождение от тур. владычества. Игум. Моисей (Зечевич) открыл монастырскую школу. В 1825, 1862 и 1875 гг. мон-рь вновь подвергался разорению. В 1898 г. турки пытались его сжечь, но в храме закрылись 28 чел. с намерением погибнуть ради защиты Д. с., и турки отступили.

http://pravenc.ru/text/171881.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010