Нелазское. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь 1895 года постройки, имела престолы: Архангела Михаила – главный, страстотерпцев Бориса и Глеба, святителя Николая Мирликийского. В советское время в Михаило-Архангельской церкви располагался клуб. Каменный храм построен в 1735-м году тоже тщанием прихожан, а в 1821 году освящен по благословению Митрополита Гавриила. Храм двухпрестольный. Передняя часть в честь Святого Архистратига Бижия Михаила, холодный храм, а задняя часть – теплый, в честь благоверных Св.Князей Бориса и Глеба. Со времени построения наружный вид храма был без изменения, кроме перемены деревянной крыши на железную, а внутри только устроен новый иконостас в теплом приделе, да упразднен второй придел в честь Святого Николая, неизвестно кем устроенный. С 1886-го года теплый храм не стал вмещать молящихся и потому прихожанам исходатайствовано разрешение епархиального начальства разобрать переднюю часть храма и сложить новую в более обширном виде. По указу Новгородской Духовной Консистории от 12-го февраля 1893 года за 1479-м прихожанам разрешено избрать строительную комиссию и приступить к работе. В состав комиссии вошли под председательством местного священника Александра Альбова следующие чины: церковный староста Тимофей Михайлов Смирнов, учитель Василий Степанович Ефимов, крестьянин села Борисоглебского Алексей Ионин Алехичев, Череповецкий мещанин Лавр Иларионов Тихомиров, крестьяне сельца Лукинского братья Борис и Глеб Смирновы, Крестьянин деревни Астафьево Савва Власов Свиньев, села Борисоглебского крестьяне Кирилл Аполлонов Тарасов и Иван Евдокимов Прохоров, деревни Теребня крестьянин Дмитрий Иванов Еловков, учитель Петр Григорьевич Синев, деревни Татина крестьянин Ефим Никаноров Домаков и крестьянин деревни Панфилки Анемподист Григорьев Тараканов. Летом 1893 года храм был разобран и положен бут. Кладка нового храма начата 6-го мая 1894 года. Постройка сдана по контракту мастеру Весиогонского уезда, Любегошской волости, деревни Батеевки Михаилу Андрееву Воробьеву. Решетки для окон ковал кузнец крестьянин деревни Межного Протас Сергеев Ентяков. Кирпич для храма работал крестьянин деревни Патина Ксенофонт Гаврилов Яшин по 6 рублей 50 коп. с 1000, только дрова для обжига доставлены приходом. Кирпич работан в Софоновском поле у кладбища...

http://sobory.ru/article/?object=06396

Псково-Печерский монастырь (пещеры) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пение «Со святыми упокой» у места погребения архим. Иоанна (Крестьянкина). 20 октября 2009 года Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних и дальних пещер. Ближние пещеры — П-образные в плане и имеют протяженность около 15 м. В них находятся гробницы с мощами преподобных Марка, Ионы, Лазаря и преподобной Вассы. Над гробницей преподобного Лазаря висят его вериги. За ближними пещерами следуют дальние, состоящие из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи (церковной улицы) и кануном в конце центральной улицы. Эти пещеры являются монастырским кладбищем. Протяженность дальних пещер составляет около 200 м. В них поддерживается постоянная температура около +10° С. Первоначально пещеры служили только для погребения иноков. Затем в пещерах стали погребать благочестивых мирян: государственных деятелей, князей, дворян, ктиторов, паломников, защитников монастыря. Первым из мирян захороненным в пещерах был государев дьяк Мисюрь Мунехин (1528 год). Рядом с кануном похоронены: епископ Георгий (Садковский), митрополит Вениамин (Федченков) , старцы Псково-Печерской обители, подвизавшиеся в ней в XX веке: валаамские старцы (иеросхимонах Михаил, схиигумен Лука, игумен Геннадий, монах Сергий, схимонах Николай, иеросхимонах Иоанн, схимонах Герман), архимандрит Серафим (Розенберг), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) . На горнем месте храма Воскресения Христова похоронен архимандрит Алипий (Воронов), в нише храма за мраморной плитой похоронены другие старцы монастыря: схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко), схиигумен Онисифор (Михайлов), схииеродиакон Марк (Мурин). В алтаре храма находится мраморная икона Воскресения Христова. Среди мирян в пещерах погребены предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского, А.Н. Плещеева, В.Н. Татищева и другие. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Позабытый сподвижник Петра Великого Савва Владиславич граф Рагузинский Павел Тихомиров   03:44 26.03.2024 79 Время на чтение 7 минут Источник: Наука Вера Культура Забытый сподвижник Петра Имя Саввы Владиславича графа Рагузинского у нас не особенно хорошо известно широкой публике. Великий сын сербской Герцеговины до сих пор малоизвестен как в контексте сербско-русских связей, так и в контексте «птенцов гнезда Петрова». Говоря о сербско-русских связях у нас обычно вспоминают родословную царя Иоанна Васильевича. Нередко – славного Милорадовича. Реже – изрядно оболганного вначале интриганами, а уже много позже – советским кинематографом адмирала Войновича. И уж совсем нечасто вспоминается просвещённый инок. Пахомий Серб.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/26/pozaby...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Митрофан (Бан), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Митрофан (Бан), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (Бан Марко; 15.03. 1841, с. Главати близ г. Котор, Черногория - 30.09.1920, Цетине, там же), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Учился в начальных школах в с. Врановичи, в сербской и итальянской школах в Которе. В 1865 г. принял монашеский постриг в монастыре Савина . В том же году 27 июня рукоположен во диакона, 2 окт. 1866 г.- во иерея. В 1867 г. назначен настоятелем мон-ря Подластва , с 1869 г. настоятель монастыря Морача . 7 сент. 1870 г. возведен в сан игумена, 7 сент. 1877 г.- в сан архимандрита. В 1878-1879 гг. был настоятелем Цетинского мон-ря , потом вернулся в Морачу. С 1882 г. являлся временным администратором Рашско-Захумской епархии, с 27 мая 1884 г.- Черногорской митрополии. В 1884 г. по желанию кн. Черногории Николы I Петровича избран митрополитом Черногорским. Был хиротонисан во епископа Цетинского 6 апр. 1885 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Чин его хиротонии, состоявшейся в присутствии имп. Александра III, совершили митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский), архиеп. Тверской Савва (Тихомиров), архиеп. Волынский и Житомирский Палладий (Ганкевич), еп. Ладожский Арсений (Брянцев), еп. Выборгский Сергий (Серафимов) и еп. Екатеринославский Серапион (Маевский). 27 окт. 1885 г. в Цетине черногорский кн. Никола провозгласил его митрополитом Черногории, Брды и Приморья. В мае-июле 1888 г. М. в Киеве участвовал в торжествах, посвященных 900-летию Крещения Руси. Во время пребывания в Киеве встречался со мн. рус. иерархами, а также с митр. Белградским Михаилом (Йовановичем) . После торжеств посетил Троице-Сергиеву лавру и совершил в Москве литургию в храме Христа Спасителя. М. провел ряд важных церковных реформ в Черногорской митрополии. В 1893 г. он предписал священникам носить рясу и мантию, а не национальные костюмы, как это было принято ранее. Многие священники отказывались следовать этому предписанию, даже были случаи отставок с приходов. 24 февр. 1900 г. с одобрения черногорских властей М. издал окружное послание о введении церковного налога. Все православные жители Черногории в зависимости от их доходов были разделены на 3 класса: представители 1-го класса должны были выплачивать 2 фиорина 80 новчичей в год, 2-го - 2 фиорина 30 новчичей, а 3-го - фиорин. Этот церковный налог вместе с гос. налогами собирался чиновниками. Собранные средства шли на содержание священников. При этом им запрещалось брать с верующих плату за совершение треб. Также был организован фонд для содержания старых и немощных священников, их вдов и сирот. Эти меры способствовали улучшению положения белого духовенства, ранее нередко бедствовавшего.

http://pravenc.ru/text/2563432.html

Михаило-Архангельский собор (Бронницы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михаило-Архангельский собор в Бронницах — довольно большой пятиглавый храм в духе московского зодчества 2-й половины XVII века, трапезная расширена в 1862-1865 годах. Содержание История [ править править код ] Самым древним храмом в Бронницах считается соборный храм во имя Архистратига Михаила. Устное предание относит его к началу XV в., то есть ко времени возникновения самого села «Бронниче». Архангельский собор построен повелением великой княгини Софьи Витовтовны. Над благоукрашением его работали мастера Оружейной палаты и знаменитые русские иконописцы Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. В церковной летописи говорится, что освящен он был в 1705 г. В 1862 г. святитель Филарет, митрополит Московский, благословил бронницкого купца 1-й гильдии И.А.Кононова на благоустройство храма. Три года продолжалась эта работа под непосредственным наблюдением московского купца и придворного фабриканта церковной утвари Н.Д.Полтавцева, и 26 сентября 1865 г. храм освятил епископ Можайский Савва (Тихомиров). В 1851 г. выстроили колокольню высотой более 50 метров. В 1840 г. город Бронницы украсил храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, с приделами во имя святителя Николая и святителя Иоанна Милостивого. Храм был основан на месте бывшего двухпрестольного храма во имя святителя Николая, который за ветхостью был разобран. Храм построили на сумму церковную и пожертвования и 3 февраля 1846 г. его освятил епископ Дмитровский Иосиф (Богословский). Кононов украсил и здесь оба придела, освященных 8 июля 1847 г.: придел во имя святителя Николая - святителем Филаретом, а придел во имя Иоанна Милостивого — протоиереем Московского Архангельского собора Арсением Тяжеловым. В этом храме установили чудотворную Иерусалимскую икону Божией Матери. В 1876—1880 гг. храм был значительно расширен и вновь расписан художником Розановым и 13 июля 1880 г. торжественно освящен, митрополитом Московским Макарием. В 1905 г. стенную живопись возобновил придворный иконописец Гурьянов.

http://azbyka.ru/palomnik/Михаило-Арханг...

Глава Вологодской митрополии вручил награды победителям областного Рождественского конкурса 11 января 2024 г. 18:39 10 января 2024 года митрополит Вологодский и Кирилловский Савва вручил награды победителям XXIV Областного конкурса «Рождество Христово — вечной жизни свет». Для участников областного конкурса была организована Рождественская елка в Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре. В актовом зале собралось более 120 детей, которые приготовили рождественские песни, колядки, театрализованные представления. Организатором конкурса традиционно выступил областной департамент образования. Проведение мероприятия осуществляет духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». Открыла елку директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова. Затем церковный ансамбль центра творческого развития детей и молодежи «Синергия» исполнил тропарь Рождества. Зрителям был представлен фрагмент спектакля «Случай с ангелом» по мотивам пьесы Ольги Зверлиной. С приветственным словом к присутствующим обратился митрополит Вологодский и Кирилловский Савва. Глава Вологодской митрополии вручил награды победителям конкурса в номинации «Рождественский вертеп». В этой номинации представлены творческие работы из любых материалов, отражающие сцены Рождества Христова. Начальник департамента образования Вологодской области Е.В. Целикова вручила награды призерам конкурса мультфильмов «Здравствуй, праздник Рождества». Был показан мультфильм «Рождественское» Анны Андреевой из Миньковской школы имени Павла Беляева Бабушкинского округа. С приветственным словом выступила депутат Государственной Думы ФС РФ Е.М. Цунаева. Елена Моисеевна вручила награды победителям конкурса в номинации «Рождественское настроение».  Награды победителям конкурса в номинации «Рождественская открытка» вручил исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Ферапонт (Широков). Победителей в номинации «Рождественский подарок» награждала директор епархиального центра творческого развития детей и молодежи «Синергия» Н.Х. Тихонова. Директор духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Н.М. Тихомирова вручила награды лучшим в номинации «Рождественское представление». Рождественская елка завершилась общими играми и хороводами. Затем участников пригласили на обед в трапезной монастыря. По материалам информационного отдела Вологодской епархии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 Содержание Предисловие 1879 г. 1880 г. 1881 г. 1882 г. 1883 г. Предисловие В шестом томе «Автобиографических Записок» изображается архипастырская деятельность преосвященного Саввы за время с 8 июня 1879 г. по 4 июля 1883 года. В Тверскую епархию преосвященный Савва прибыл из Харьковской в июне м. 1879 года; его архипастырское служение здесь в Тверской епархии продолжалось слишком семнадцать лет (с 8 июня 1879–13-е октября 1896 года). Несмотря на то, что Тверская епархия, несравненно долее существующая (с 1271 г.) нежели Харьковская (с 1799 г.), гораздо более сей последней прославилась длинным рядом своих архипастырей, из коих многие (Платон, Серафим, Филарет, Григорий) были знаменитыми иерархами, а некоторые (Арсений с 1547 г., Варсонофий с 1595 г.) прославлены церковью за святость жизни, все же имя преосвященного Саввы, без сомнения, крупными чертами написано будет на страницах истории Тверской епархии. Все время свыше семнадцатилетнего управления его Тверскою епархиею, подобно тому как и на Харьковской кафедре, было временем мирного благоустроения и благопопечительного заведывания всеми сторонами жизни и управления всеми частями этой епархии. Непрестанная заботливость о благоустроении и благоукрашении храмов Божиих и о благоустройства духовно-учебных заведений епархии, попечение о внутреннем благоустроении жизни иноческой, частые периодические посещения епархии во всех ее уголках, – вот вообще предмет постоянной деятельности преосвященного Саввы на Тверской кафедре. Более подробные характеристические черты деятельности преосвященного Саввы в Тверской епархии читатель усмотрит из предлагаемого VI-ro тома его автобиографических записок. 1 марта 1906 г. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 9 томах. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911./Т. 6: (1879-1883 гг.) – 1906. – 933, XXXIX с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1825 г. В декабре 1825 года, когда мне было уже более 6 лет от роду, гуляя раз в сумерки на улице и катаясь на санках или на лубянке (изо льда) с горы, я, неожиданно, поражен был ударом большого, в 600 пудов, колокола на колокольне Покровской церкви соседнего села Дунилова, а через несколько минут повели меня в свою Горицкую церковь . Здесь собралось духовенство всех церквей обоих сел по случаю восшествия на престол Императора Константина Павловича. Заставили и меня поднять руку вверх с обычным перстосложением для крестного знамения, когда прочтена была присяга, а затем и целовать Евангелие. Тоже самое повторилось через несколько дней, когда получен был новый манифест о восшествии на престол Императора Николая Павловича. Среди неграмотного семейства (мать и сестры мои – все были неграмотны), очень рано во мне пробудилось сильное стремление к обучению грамоте; в особенности мне хотелось как можно скорее научиться писать. Вероятно, к этому поощрял меня пример двух сыновей моего дяди, которые старше меня были летами и уже учились в школе. В нашем доме была единственная книга – календарь, не помню, какого года прошедшего столетия, с пробельными в ней листами. Не умея еще читать, я исписал все эти листы разными чертами и каракулями; и так как в доме не было ни чернил, ни перьев, то младшая сестра моя Анна, вместо чернил приготовляла мне из лазори, добываемой с химического завода, раствор, а вместо пера, очинивала лучинку. Лет шести я начал неотступно просить мать, чтобы она купила мне азбуку; но так как этой книги в селе приобрести было нельзя, а нужно было посылать за нею в город: то, пока это происходило, я приступил к своей тетке Татьяне Павловне, жене моего дяди, диакона, чтобы она выучила меня читать, хотя сама она была безграмотная. Но как она, вероятно, слышала, как ее дети громко твердили по книжке буквы и склады, сама заучила их на память, то эту премудрость не отказалась передать мне; с ее слов я выучил на память названия букв и начальные склады их. Но когда дело дошло до слов под титлами: ангел, ангельский и проч., то моя добрая учительница сама стала в тупик. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 9 томах. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911./Т. 1. (1819-1850 гг.) – 1898. – 511, XVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1826 г. Между тем, мне, наконец, куплена была азбука и с ней я отдан был соседу нашему, дьячку Михаилу Васильевичу Белоцветову, в книжное научение. Дело было так. 1 декабря 1826 года, в день св. пророка Наума, матушка повела меня в церковь к обедне и после обедни, поставив довольно большую свечу, помнится в пятиалтынный, перед иконописными святцами, просила священника отслужить молебен пророку Науму, чтобы он наставил меня на ум – на разум, а дьячку Михаилу Васильевичу сказала, чтобы он не снимал с подсвечника свечи, пока она вся не сгорит перед образом 5 . Вслед за тем она отвела меня в дом учителя, или, как говорили у нас тогда, мастера, и с этого благословенного дня начался курс моего учения. Когда привели меня к Михаилу Васильевичу учиться, у него были уже три ученика из крестьянских мальчиков, сверстников или немного старших меня по летам. Один из них, помню, был Ефим Широков, другой Кузьма Бурсиков – оба богатых отцов дети; третий, или вместе со мною, или несколько позднее поступивший, был Михаил Чайкин, сын помянутой выше благодетельной крестьянки Феодоры Михайловны; впрочем, у него был жив отец, добрый и честный крестьянин Иван Никитин. Ученье наше шло таким образом. Книжки наши лежали не на столе, а на лавке; мы же сами сидели перед лавкой на низеньких стуликах. Между нами сидел на таком же стулике и сам мастер, занимаясь сапожным мастерством. Мы все читаем вслух, а он, бывало, не пропустит ни одной ошибки не только в словах, но и в ударениях и даже в знаках препинания, без должного исправления и замечания. Вообще, Михаил Васильич был великий мастер своего дела. Он был человек с некоторым даже образованием; учился в семинарии и простирался до поэзии; любил на досуге читать книги и входил даже, по праздничным дням, в словопрения с раскольниками, которых в соседнем селе Дунилове было много, и притом разных сект. 5 Об обычае совершать перед началом учения молебен пророку Науму – см. в Чт. М. Об. Пет. и Др. Рос. 1861 г. кн. IV. Еще в Месяцеслове изд. архим. Димитрием, под 1-м ч. декабря. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 9 томах. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911./Т. 1. (1819-1850 гг.) – 1898. – 511, XVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1837 г. Начало 1837 года ничем особенным для меня не было ознаменовано. Приближалась Пасха. Любовь к родине влекла меня в родные Горицы, но я не решился на путешествие, не имея под руками средств для проезда. На этот раз я ограничился только выражением своего желания побывать на родине в письме к своему дяде Петру Ивановичу. В этом же письме я просил своего благопопечительного опекуна прислать мне рублей пять на нужды мои. И вот какой ответ от 25 апреля получен был мной на это письмо: «Христос воскресе! Любезнейшй сын крестный. Иван Михайдович! За приятное и почтенное письмо твое приношу чувствительнейшую благодарность, а равно и за приветствие с высокоторжественным праздником. Деньги пять рублей посылаю и прошу поберечь оные и по пустому не тратить, а по получении уведомь хоть по почте. Деньги посылаются с Алексеем Соловьевым. Пустынские родные твои здоровы и свидетельствуют почитание. Также и наше семейство: Татьяна Ивановна, Пелагея Петровна и Елизавета кланяются; за сим с отеческою любовью остаюсь крестный твой отец села Гориц диакон Петр Иванов кланяюсь».... Письмо это, как и прошлогоднее, писано было рукою о. Василия Сапоровского, но с собственноручной подписью Петра Ивановича. Время от Пасхи до каникул прошло обычным порядком. Вакацию проводил я на родине в обычных странствованиях с одного места на другое. Единственное удовольствие составляло для меня в это время чтение и перечитывание выписок из разных книг, мною прочитанных в школе, и изредка собеседование с почтенным о. Василием Сапоровским, который питал ко мне особенную любовь, как к любознательному юноше, и когда я прощался с ним, при возвращении во Владимир, он обязал меня писать к нему о Владимирских новостях. Я с удовольствием, разумеется, принял на себя это приятное обязательство и не замедлил приступить к его исполнению. Читать далее Источник: Хроника моей жизни : Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского : в 9 томах. - Сергиев Посад : 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898-1911./Т. 1. (1819-1850 гг.) – 1898. – 511, XVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010