1858 г. В первой половине наступившего 1858 года внимание мое главным образом сосредоточено было на печатании вторым изданием 1-й части моего археологического труда, именно: Указателя Патриаршей ризницы. В тоже время я усиленно занимался приготовлением и 2-й части своего труда – Указателя библиотеки. Между тем, не оставлял занятий и по типографской библиотеке, и частная переписка с друзьями и приятелями продолжалась сама собой. Так, 3-го января я получил письмо из Киева от бакалавра В.Ф. Певницкого . Вот что писал он мне от 26-го декабря минувшего 1857 года: «Извините меня великодушно в том, что в такое короткое время я успеваю уже другой раз беспокоить вас. Дело в том, что в первом письме своем я напрасно сделал приписку о статье своей, посланной в редакцию Русской Беседы. Чрез два дня после отсылки письма своего, я получил от Ал. Ив. Кошелева 270 письмо и узнал, что редакция Беседы с сочувствием принимает статью мою. После того я не хочу лишать себя удовольствия видеть её напечатанною в Русской Беседе. Потому прошу вас не утруждать ни себя, ни знакомого вам, Викторова, 271 ни самой редакции Беседы излишними хлопотами по моему делу. Если будет успех в начале, то я и на будущее время не прочь от того, чтобы печататься в Беседе: но тогда буду трудиться только над статьями по словесности. При сем удобном случае, по просьбе Гогоцкого, 272 в которой я не мог отказать ему, я осмеливаюсь адресовать к вам объявление о выходе его Философского Лексикона. Как ни щекотливо для меня обращаться к вам с подобными вещами, но я должен был уступить просьбам человека, желающего привести в известность свою работу. Если для вас не составит особенного беспокойства, то передайте одно объявление, по назначению Гогоцкого, в Моск. семинарию, другие в Моск. академию и Вифанскую семинарию, конечно в том случае, когда увидитесь с кем-ниб. из Посадских. Но если подобное дело будет сопряжено с каким-ниб. трудом для вас, то я прошу вас уничтожить эти объявления. Без сомнения, уже знаете о смерти нашего митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1865 г. Этот отчет по обозрению Московской Д. Академии препровожден был мною к преосвяшеннейшему Филарету, митрополиту Московскому, при следующем представлении: «На отношении Г-на Товарища Обер-Прокурора Св. Синода к вашему высокопреосвященству от 9-го июня истекшего 1864 г. 3619) о том, что по случаю наступающего окончания учебного курса в Московской Д. Академии, Св. Синод, признавая нужным обозреть сие учебное заведение, определением от 3-го июня возложил исполнением сего на ваше высокопреосвященство, с представлением вам, в случае, если признаете нужным, таковое обозрение поручить кому-либо из подведомственных вам лиц, известных своею опытностью и способностью, последовала такая резолюция вашего высокопреосвященства от 12-го того же июня: «по болезненному состоянию моему, нахожусь в необходимости предоставить сие преосвященному Можайскому. Полагаю, что он начнет истребованием конспектов, для усмотрения порядка и полноты преподанного». Вследствие сей архипастырской резолюции вашего высокопреосвященства, мною произведено обозрение Московской духовной академии по всем ее частям, как то: учебной, нравственной и экономической. Составленные мною на основании сего обозрения отчет о состоянии академии, а равно замечания о способности и прилежании лиц, служащих при Академии, почтительнейше при сем представляю на благоусмотрение вашего высокопреосвященства. Вместе с тем имею честь представить вашему высокопреосвященству журналы внутренних и открытых испытаний». Начало нового 1865 г. ознаменовано было для меня избранием в звание действительного члена вновь открытого в Москве Общества Древне-русского искусства, o чем уведомил меня официальным письмом от 2-го января за 1 Секретарь Общества, профессор Моск. Университета Ф. И. Буслаев 278 . – Он писал: «Вменяю себе в особенную честь уведомить Вас об единогласном uзбpahiu Вашего Преосвященства в звание действительного члена Общества Древне-русского искусства в заседании этого общества происходившем 29 ноября истекшего 1864 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1866 г. Новенького не знаю что сказать, разве о демонстрации в честь сенатора Кавалленти; это было накануне нового католического года, папа слушал Те Deum в церкви иезуитов; сенаторы по обычаю в церкви в Капитолии и здесь стечение народа было гораздо больше, чем при папском молебствии. По окончании служения народ закричал: vivat Cavalletti и благодарил его за некоторые новые распоряжения в пользу бедных граждан и для преграждения злоупотреблений купеческих. Папе дано было знать об этом в тот же вечер. В самый день нового года его святость, принимая сенат, заметил Каваллетти, что не нужно обольщаться подобными демонстрациями, что он сам в начале своего царствования еще более видел оваций, но эти же крикуны изготовили ему и изгнание. – Затем в журнале римском под 3-м числом января сенат напечатал воззвание к народу, где хотя благодарил за демонстрацию, за выражение сочувствия, но на будуще время просил народ воздерживаться от таких публичных выражений своих чувств. Ни на один из моих вопросов не получаю я ответа, ужели опять не доходят мои письма? После всего этого попрошу об одном, если владыка не разрешить никому из моск. епархии в январе отправиться ко мне на помощь на 4 месяца, известите меня об этом телеграммной. Посольство в случае обещается действовать другими путями, хотя-бы я не желал его посредства, обещаемого впрочем из явного участия ко мне. Принося усрднейшее приветствие с новым годом и свидетельствуя истиннейшее почитание и совершенную преданность, имею честь быть»... Это было последнее письмо от моего доброго, товарища и друга: 13-го числа января 1866-го г. он скончался. Наступивший 1866 год был последним годом моей, жизни в первопрестольной столице. Мне предстояло переселение из Москвы, сделавшейся второю для меня отчизной, в страну, для меня совершенно чуждую и неприятяую. Но об этом будет речь в своем месте; здесь же буду продолжать свою повесть в обычной последовательности. 10-го января обратился ко мне председатель совета Высочайше утвержденного миссионерского общества, преосвященный Герасим 398 , епископ Ладожский, викарий С.-Петербургский, с следующим предложением.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1874 г. 18-го Декабря мною получен был из Святейшего Синода Указ от 13-го числа 1874 г. за 3486, в котором изображено: «По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали Высочайше утверждённый в 7-й день сего Декабря всеподданнейший доклад Святейшего Синода о перемещении Вашего Преосвященства на Епархиальную Архиерейскую кафедру в Харьков. Приказали: Об изъяснённом Высочайше утверждённом докладе Святейшего Синода объявить указом Вашему Преосвященству, с предписанием, чтобы, сделав требуемые, по силе Уст. Дух. Конс. ст. 118–120, распоряжения как относительно расчёта во всех отпускаемых на Полоцкий Архиерейский дом штатных и неокладных суммах, так и касательно сдачи, узаконенным порядком, в смотрение и распоряжение Полоцкой Дух. Консистории всего, что из принадлежащего тому дому могло находиться в распоряжении Вашего Преосвященства, и получив расчёт в следующем Вам по день состояния настоящего Высочайшего повеления, то есть по 7-й день Декабря сего 1874 г., отправились на предназначенное Вам место, а по прибытии донесли о том Святейшему Синоду». На другой день по получении Указа из Святейшего Синода, я счёл нужным немедленно написать в Харьков к Преосвященному Викарию, Епископу Сумскому Вениамину 1 . Вот что писал я ему от 19-го числа: «Вчера получив Указ из Св. Синода о перемещении меня на Харьковскую епископскую кафедру, обращаюсь к Вашему Преосвященству, как ближайшему моему сотруднику и помощнику по управлению новой вверенной мне епархии с следующими вопросами: 1) Кто заведует в настоящее время Харьковским Архиерейским домом? 2) Кто был у покойного предместника моего домашним Секретарём; благонадежен ли этот Секретарь к продолжению службы на настоящей должности и может ли безобидно быть определён на какую-либо другую должность по епархиальному ведомству в случае, если я возьму с собой из Витебска моего Секретаря, который находится при мне 12-ть уже с лишком лет? 3) Имеется ли при Архиерейском доме казённый дорожный экипаж для поездки по епархии, или нет?

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1874 г. В ответ на это писал я 9-го Февраля 1874 г.: «Сердечно сочувствую Вашей душевной скорби об утрате доброго и благочестивого старца О. Илариона. Да упокоит Господь сего подвижника благочестия в селениях праведных! Чудные дела совершаются в Оптиной Обители! Видно, и мнящиеся быти и именующиеся мудрыми легко, могут объюродевать. Недавно я окончил, с Божиею помощию, свой труд по составлению отзыва о проекте духовно-судебной реформы. Написал довольно много (листов тридцать) и в смысле, далеко неблагоприятном для Комитетского проекта. Не знаю, понравится это высшей власти? Не очень давно было напечатано в одной газете, что из 9-ти архиереев, представивших свои отзывы к новому году, один сделал отзыв вполне сочувственный проекту. Вероятно, таковому благо будет». По моему представление вследствие постановления Епархиального Съезда духовенства разрешено Св. Синодом издавать с 1874 г. в Витебске Полоцкие Епархиальные Ведомости, под редакциею священника Матфия Красовицкого. 7-го января получил я письмо из Киева от А. Н. Муравьева. Он писал мне от 2-го числа: «Приветствую и Ваше Преосвященство с новолетием благости Господней, в надежде, что Господь благословить венец лета сего утешением церковным. Добро творите, что пишете искренно, как подобает стражу Израилеву, а будет ли принято? – Это уже не от Вас зависит; будут, по крайней мере, напечатаны все отзывы и в них отразится душа каждого Епископа 1084 . Что касается мощей Преп. Евфросинии, я сомневаюсь в успехе, ибо Преосвящ. Арсений ко многому равнодушен, употребить все свои усилия, чтобы этому воспротивиться, и мнение его будет принято, как бы ни полезно было для Вашего края сие перенесение 1085 . Вы у меня спрашиваете, для кого я писал Письма о Богослужении? Для нашего соседа по Московской деревне Лейб-Гусарского Поручика Гончарова, родного брата жены поэта Пушкина. Так как я с ним был очень дружен, я не мог равнодушно смотреть на его неведение всего церковного, и, слава Богу, мои письма послужили на пользу другим, потому что на них лежало благословение Святителя Московского 1086 . Новое их издание обновило память, ибо они были совершенно забыты, и в Палатах Царских теперь их опять читают. Посылаю по Вашему приказанию 5 экз.».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1875 г. В первый день Нового года я в последний раз совершил в благолепном Кафедральном Соборе Божественную литургию, на которой возносилось моё имя не как Полоцкого уже и Витебского Епископа, но как Харьковского и Ахтырского. После литургии отправлен был мною по чину молебен новолетия. Затем, разоблачившись, вышел я из алтаря в мантии и начал прикладываться к местным иконам, при пении певчими священной песни: «Ныне отпущаеши». По окончании сего, я взошел на амвон с жезлом в руке и обратился к предстоящей пастве с следующею речью: «Когда оставляют домашний кров и отправляются в далекий путь, обыкновенно обращаются к своим присным и друзьям с таким знаменательным словом: простите. Что значит это слово; какая в нем особенная мысль? В нем заключается та мысль, что отправляющийся в путь не уверен, возвратится ли он в свой дом и увидится ли опять с своими ближними и друзьями; и потому на всякий случай просит у всех и каждого прощения в своих прегрешениях против них, дабы, в противном случае, не отойти непрощенным, по выражению Писания, в путь всея земли ( Нав.23:14 ; 3Цар.2:2 ), в тот путь, с которого нет уже возврата. Оставляя ныне, по изволению священной и Державной Власти, наипаче же по премудрой и всеблагой воле Божественного Провидения, сей святый дом, сию боголюбезную паству, и отправляясь в путь, хотя и не весьма далекий, но во всяком случае безвозвратный, с сердечною скорбью обращаюсь к тебе, возлюбленная моя Паства, с последним печальным словом: Прости... Простите меня, пастыри, коим я, по званию пастыреначальника, должен был служить примером в слове учения и благоговейном совершении священнодействий; коих я обязан был словом и примером руководить и назидать в правилах христианского благочестия, предостерегать от грехопадений и пороков страхом суда Божия, – и, может быть, не исполнил в точности сего пастырского долга. Простите все, кому я праздным словом или неосторожным, несвойственным моему сану, поступком подал когда-либо повод к соблазну и осуждению. Простите меня все, ближние и дальние, живущие и отшедшие, кого я, по немощи человеческой, огорчал и оскорблял словом или делом, намеренно и без намерения. Простите и напутствуйте меня вашими благожеланиями, вашими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1880 г. P.S. М. Н. Катков известил меня, что письма Владыки нашего из Ярославля 200 , уже окончены печатанием, и что это издание обращено в мою пользу. Я думаю, что бесполезно будет присылать в Тверь для продажи; там мало людей, знавших незабвенного автора писем». На письмо это отвечал я от 8-го числа: «Приветствую Вас с новым летом благости Господней и с добрым началом Вашего нового жития в иноческой обители. Да благословит Господь Своим пренебесным вседейственным благословением это благое начало Вашего жития и да благопоспешит Вам Своею благодатью на новом предприемлемом Вами поприще духовного делания! Я верю, что дух блаженно-почившего братца Вашего радуется о Вас и благословляет вашу мысль и Ваше благочестивое намерение посвятить себя иноческой жизни. И я уверен что Ваше пребывание в обители будет не только спасительно для Вас для Вашей души, но и благотворно для настоятельницы с сестрами. Пример вашей жизни будет назидателен, для многих». В тот же день т. е. 1-го числа, писал я в Кострому преосвященному Игнатию: «Примите мое братское усердное приветствие с наступлением нового лета Благости Господней. Да благословит Господь в грядущем лете новым успехом все благие намерения и предприятия ваши на пользу духовной паствы вашей. Привыкши получать от Вашего Преосвященства частые известия и скорые отзывы на мои письма, между тем, не получая довольно долго от вас писем, я прихожу в недоумение и не знаю, чем объяснить ваше молчание. Здоровы ли и благополучны ли Вы? – Если можно, не замедлите известить меня о себе. Что до меня, то я, по милости Господней, пока жив, хотя и начинаю уже чувствовать некоторое ослабление в зрении. Впрочем этого и нужно было ожидать судя по неумеренности в чтении особенно письменных хартий и бумаг как официальных, так и неофициальных. Вследствие сего, в настоящую пору, я по необходимости должен, по настойчивому требованию врача умерить свою ревность. Должен посему ограничить сими краткими строками и настоящее послание мое». 10-го ч. получено мною было два письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1881 г. Новый год начался у меня старыми обычными порядками, т.-е. молитвою в храме и благожелательными поздравлениями в доме. Кроме личных поздравлений, получено было мною несколько телеграфических и письменных приветствий с разных сторон; так 3-го января получил я письмо из Москвы от преосвящ. Алексея епископа Можайского. Вот что он писал ми от 1-го числа: «Примите мое искреннейшее приветствие с текущими святыми праздниками и с наступившим новым годом. От чистого сердца желаю Вашему Высокопреосвященству здравия и милостей от Господа в грядшее лето и во вся дни жития Вашего. Да хранит Вас Господь на лета множайшая! Ες πολλ τη Δποτα! Ваше Высокопреосввященство чрез протоиерея Василия Феодоровича 464 изволили спрашивать меня о вопросах, предложенных на обсуждение преосвященных от г. Обер-Прокурора. Оказывается, что вопросы сии предложены на обсуждение только Епарх. архиереев, но не викариев. Это, вероятно, будущая программа деятельности г. Обер-Прокурора. И Епарх. Преосвященным предлежит великая задача регулировать эту программу, сделать ее истинно церковною и православною. Мы все должны молить Бога, чтобы Он помог нашим архипастырям в сем великом деле. В нашем царствующем граде нет ничего нового. Владыка наш 465 , слава Богу, здравствует, как свидтельствуют видевшие его на праздниках в Петербурге. Викариям в отсутствие епархиального архиерея много бывает затруднений. Ваше Высокопреосвященство не испытали этого. Письмо сие Ваше Высокопреосвященство изволите получить вместе с книжкою 466 . Не знаю, как понравятся Вам рассуждения этой книжки, а я во многом соглашаюсь с книжкою». В ответ на это писал я от 8-го числа: «Искреннее и благожелательное приветствие Ваше с праздниками и новым годом принял я с сердечною признательностью. Примите и от меня взаимное братское поздравление. Усердно также благодарю Ваше Преосвященство и за присланную мне книжку, но отдарить за нее не имею чем. Книжка преинтересная: спасибо Николаю Васильевичу. Все, что написано в ней, в первых шести главах, – сущая правда. Но что изложено в последних двух, – это, как мне кажется, не более как pia disideria, и надобно долго, долго ждать, чтобы эти благие чаяния более или менее осуществились.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Скачать epub pdf Октябрь Никифор. архиеп. Константинопольский, свт. Разбор и опровержение невежественного и безбожного суесловия нечестивого Мамоны против спасительного воплощения Бога Слова/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 3. 10. С. 1–16 (1-я пагин.). (Начало) —1— Опровержение первое Итак, мы совершили и закончили состязание в прежнем нашем сочинении 1795 . Предшествовавшее исследование посредством Священного Писания доказало, что вера христианская чужда идольского нечестия, и посрамило помысливших и глаголавших неправду в высоту ( Пс.72:8 ), выставив на вид их безумие. Теперь же мы снова приготовились перейти на другое поприще борьбы с нечестием. Так как, согласно прежде сказанному нами, враги истины —2— воздвигают двоякую брань против веры, то мы по примеру ревнителя Финееса, вооружившись копьём Духа и пользуясь содействием самой истины, за которую сражаемся и подвизаемся и ради которой у нас возникла настоящая война, одним ударом поразим Мадианитское безбожие вместе с Иудейским неверием, то есть Манихейское неистовство с Арианским безумием. 1 . Итак, если спросить их, где и когда они видели христиан, поклоняющихся идольским мерзостям, как богам, они не имеют что ответить, и приходят в сильное замешательство, подвергаясь мучительным обличениям самой истины, со связанным языком и наполненной мраком душой. С другой стороны, сознавая, что чрезмерно грешат пред Богом своими нечестивыми нападениями на святыни, и понимая, куда ведёт это (их) поношение (святынь), они обращаются тогда к слову „неописуемый“. Думая избежать крайности в оскорблении, они измыслили и облеклись в благоприличную личину тем, что усвояют Христу наименование „неописуемого“. В этом они надеются найти себе оправдание, ибо если не подобает делать изображения, то они, по-видимому, избегают обвинения в нечестии за поругание святынь, что ещё более выказывает их бесстыдство. Безумцы умышляют сокрыть от Бога своё нечестие против Него. На самом же деле заблудшиеся скрываются от самих себя. Но обманывать себя есть верный признак людей неразумных и сбившихся с пути истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1833 г. Осенью 1833 года приехал в Шую, по случаю, кажется, закладки новой каменной церкви в Спасском приходе, ректор Владимирской семинарии, архимандрит Неофит. Само собою разумеется, что он посетил наше училище. Когда он вошел в высшее отделение, ученики хором пропели: «Salutamius» (т. е. приветствуем). Затем я произнес латинскую речь, сочиненную учителем низшего отделения, священником Я.И. Холуйским. Вот в каких выражениях заключалась эта речь. «Non ita natura laetatur instante vere, quam maxima ob Tunm nobis jucundissimum adventum pectora nostra afficiuntur laetitia. Tunc enim temporis calor solis mortuas seminum radices resuscitat: nunc vero benevola Tua praesentia in animas nostras, quae se laturas esse nonnunquam fructus promittunt, vehementem impetum ad ulterius promovendas ac excolendas litteras inspirat. Wenias igitur, musarum Protector optime! vtnias, ut revivificentur corda nostra, quae ad excipienda salutaria Tua institutf, semper promta sunt». To есть: «Не столько радуется природа при наступлении весны, сколько наши сердца восхищаются сильнейшим восторгом при Твоем приятнейшем для нас пришествии. Ибо там теплота солнечная оживотворяет помертвевшие корни семян: здесь благосклонное Твое присутствие вдыхает в наши души, обещающие принести некогда плоды, сильное стремление к продолжению и изучение наук. Гряди убо, благостнеший Покровитель муз, гряди, да наши сердца, всегда готовый к приятно Твоих спасительных наставлений, оживотворятся». Долго ли пробыл в нашем классе высокопочтенный посетитель и что он делал, не помню; помню только, что он напутствован был другой речью – греческой, составленной инспектором Певницким и произнесенной моим товарищем Иваном Аменицким. К сожалению, я не могу передать здесь содержание этой речи; но в моей памяти сохранились только последние слова оной: ςυτ ηεφυτα (новонасажденные леторасли), удачно примененные к имени посетителя: Неофит. В 1833 году производилась, по распоряжению Правительства, народная перепись. Мне поручено было смотрителем переписать ревизскую сказку для дедушки, соборного протоиерея А.И. Никитского. Когда я принес переписанную мной сказку и вручил самому о. протоиерею, этот 87-милетний ученейший старец обласкал меня и вступил со мной в разговор. О чем была речь, я теперь уже не помню, но в моей памяти врезались следующие слова старца: «вот, Тихомиров, как я учился в Москве: и в академии, и в университете я окончил курс первым студентом. Учись и ты так».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010