Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Старый Русик. Храм Усекновение главы Иоанна Предтечи Храм Усекновение главы Иоанна Предтечи в Русском монастыре   В Православной Церкви Усекновение главы Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым праздником). В день памяти этого события 11 сентября Церковью установлен строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка.   Усекновение главы честного, славного Пророка, в этот день, сразу по окончании всенощного бдения ранняя литургия служилась в храме в честь этого великого святого, расположенном на территории монастыря. В русской афонской   обители с давних времен хранится часть мощей святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанно-Предтеченский храм русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне является одним из древнейших в обители. Строитель Прибрежного Русика схиигумен Савва старался по возможности точно дублировать планировку Старого Нагорного Русика, где также, в точно таком же расположении находился храм в честь Иоанна Предтечи. Он венчал собой юго-восточный пирг старой русской святогорской обители. Именно здесь принял постриг сербский царевич Растко, будующий святитель Савва Сербский. После пострига, облаченный в иноческие одеяния, из окна этой башни он сбросил свои мирские княжеские одежды стражникам, присланным его отцом на поиски сына. После страшного землетрясения 1790 года, когда разрушился Старый Русик, только эта башня с Иоанно-Предтеченским храмом, а также высокий сторожевой пирг сохранились от разрушения.   Старцы Русика о. Иероним (Соломенцов) и о. Макарий (Сушкин), начавшие восстановление этой древней обители, заново освятили храм в башне в честь самого Саввы Сербского, каковым он и существует в настоящее время. Несомненно, что схиигумен Савва, создавая Иоанно-Предтеченский храм в новой Прибрежной Пантелеимоновой обители, помнил аналогичный храм в Старом Русике и осознавал его значимость, тем более, что и сам носил имя Саввы, будучи пострижен, как и знаменитый святитель, в честь преп. Саввы Освященного.

http://isihazm.ru/?id=384&iid=2663

В Москве открылся Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2 февраля 2013 г. 13:37 2 февраля 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя начал работу Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на который прибыли архипастыри Московского Патриархата из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также стран дальнего зарубежья, где существуют епархии Русской Православной Церкви. В общей сложности к участию в Соборе приглашены 290 архипастырей из 247 епархий Русской Православной Церкви. Начало заседаний предварила Божественная литургия в Храме Христа Спасителя, за которой молились участвующие в работе Собора. Председателем Архиерейского Собора, согласно Уставу Русской Православной Церкви, является Патриарх Московский и всея Руси. В президиум входят постоянные члены Священного Синода:  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир ,  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир , Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет ,  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ,  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион , а также  митрополит Астанайский и Казахстанский Александр  и  митрополит Среднеазиатский Викентий , включенные в число постоянных членов Священного Синода 5 октября 2011 года — с последующим утверждением этого решения Архиерейским Собором. Помимо них в президиуме — приглашенные для участия в зимней сессии Синода  митрополит Омский и Таврический Владимир ,  митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин ,  архиепископ Хустский и Виноградовский Марк ,  архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон ,  епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва . Кроме того, согласно решению Священного Синода от 30 января 2013 года ( журнал 8 ), принимая во внимание важность участия в руководстве работой Архиерейского Собора предстоятелей автономных и самоуправляемых частей Московского Патриархата, в президиум включены:  митрополит Токийский и всея Японии Даниил ,  митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион ,  митрополит Рижский и всея Латвии Александр ,  митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий .

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/2769...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Хилендарь и иконы Хилендарь и иконы     Монастырь, Хилендарь, с храмом во имя Входа во храм Божия Матери. Сей мона­стырь - сербский, выстроен Сербскими царями, святой Симео­ном Мироточивым и сыном его святым Саввою, Сербским чу­дотворцем. Храм велик и прекрасен, и весь иконописан; имеет седмь врат, превосходит красотою все афонские храмы. Мона­стырь сей велик и прекрасно устроен.   В нем игумен ня Сама Пресвятая Богородица; на игумен­ской кафедре стоит чудотворная Ея икона, нарицаемая «Трое­ручица». О ней предание такое: «Сия икона прежде находилась в Сирии, в граде Дамаске, в доме святого Иоанна Дамаскина; пред нею он молился и плакал, когда ему отсекли руку.   Когда Царица Небесная чудесно исцелила его, тогда он в память это­го чудеси подписал третью руку для вечной памяти. Когда он удалился в Лавру святого Саввы Освященнаго, для препровождения остальной своей жизни, то икону сию туда же принес; и поставил в соборном храме, и при ней поставил жезл святого Саввы Освященнаго. При кончине же своей дал завещание братии такое: " В последствии времени прийдет сюда один по­клонник от северныя страны, именем Савва; когда он покло­нится иконе, и жезл сей поклонится ему напротив, то отдайте ему жезл сей и икону " . Сам же преставился с миром. По проше­ствии четырехсот лет, пришел от Святыя Горы   Афон (Свя­тая Гора Афонская от Иерусалима на север) святой Савва, Сербский Царевич, в Иерусалим ради поклонения Христову Гробу и прочим святым местам. Когда пришел в Лавру святого Саввы Освященнаго, и начал покланяться иконе Божия Мате­ри, то жезл, стоявший подле иконы, пал напротив его. Тогда братия спросили его: " Как он нарицается? " Он же сказал: " Сав­ва нарицаюсь " .   Тогда игумен с братнею отдали ему икону и жезл. Когда он пришел во Святую Афонскую Гору, то поставил сию чудотворную икону в своем монастыре, Хилендаре, по ле­вую страну Царских врат. А когда поставили его архиеписко­пом Сербии, и когда он отправлялся на кафедру, то препору­чил свою обитель Богоматери, и просил Ее иметь о ней попе­чение, помогать и защищать ее во всяких опасных случаях. Потом написал своей рукой общежительный устав, и приказал братии - во всем его исполнять без малейшаго опущения. И поставил в обители игумена, и препоручил ему братию; сам же отправился в Сербию.

http://isihazm.ru/?id=1672

Грех осуждать ближних 28 сентября (11 октября) (Из слова святого Евагрия, еже не судите ближнему) Так как один над всеми судья есть Бог, то очевидно, что, осуждая ближних, мы восхищаем право Господне и потому, изрекая суд на других, тем самым даем повод судить и себя. Кто судит брата своего, говорит апостол Иаков, тот злословит закон и судит закон, а если закон судишь, то ты не исполнитель закона, а судья. Един Законодатель и Судья, Который может спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого? ( Иак. 4, 11–12 ) И действительно, закон повелевает любить ближнего. Следовательно, осуждающий ближнего поступает вопреки закону и если не словом, то делом осуждает закон, как будто закон недостаточен и потому можно отступать от него. И апостол Павел учит: ты кто еси судяй чуждему рабу? Своему Господу стоит или падает ( Римл. 14, 4 ). Один старец, услышавши, что некоторый брат впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: «Великое зло сделал он!» Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: «Вот, тот которого ты судил, умер. Куда велишь теперь положить душу его, в Царство или в муку?» Старец ужаснулся. «Ведь ты судия праведным и грешным, – продолжал Ангел; – так говори же, что прикажешь о души сей? Помилуешь, что ли, ее или мукам предашь?» Понял тут старец, что, осудивши брата, сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить себе прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но, наконец, сжалился и послал Ангела возвестить ему прощение. «Бог простил тебя, – сказал Ангел, – но с сих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения». Но если, как видите, грешно становиться судьями и действительно согрешивших, то не паче ли грешно осуждать невинных? А сколько может быть таких случаев! Если сердца людей закрыты от нас, то почему мы можем знать, с каким расположением человек делает то или другое дело? Преподобный Виталий (Пролог 22-го апр.), живя в Александрии, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин, и весь город в глаза и за глаза называл его развратником. А между тем в дома падших он ходил затем, чтобы, отдав им на пропитание заработанные деньги, удерживать чрез то их от греха. Святый Савва Освященный одного из иноков своей обители, по имени Иоанна, хотел сделать пресвитером, но патриарх посвятить его отказался. Савва счел Иоанна великим грешником; а оказалось, что Иоанн не мог быть пресвитером потому, что был уже епископ (Уч. благоч. т. II. стр. 304). Андрея, Христа ради юродивого, жители города, в котором он жил, считали безумным; одни смеялись над ним, другие бранили, третьи били, многие гнали от себя, тогда как на самом деле он был великий угодник Божий. Но что я говорю? Первосвященники и книжники судили Иисуса Христа как злодея, тогда как Он был Сын Божий, Иже греха не сотвори!

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Церковь Николая Чудотворца (пещерная). Кирилл Скифопольский в житие преподобного Саввы Освященного так говорит об обретении Богозданной пещеры и освящении в ней церкви: " Также в некоторую ночь блаженный Савва вышел из пещеры своей, и читая псалмы Давидовы шел один в долину. Вдруг над западным утесом потока, где ныне лежат честные его мощи, посреди двух церквей, которые ныне там находятся, увидел он огненный столб, утвержденный в земле, вершиною же своею касающийся неба. Увидевши сие страшное зрелище, устрашившись и вместе возрадовавшись о сем, он рассуждал о том, что сказано в Писании о лестнице, представившейся патриарху Иакову, и говорил: коль страшно место сие, несть сие, но дом Божий (Быт. 28, 17). Пробывши в молитве на сем месте даже до рассвета, он со страхом и великою радостью взошел туда, где виден был огненный столп. Там нашел он великую и удивительную пещеру, которая внутри имеет вид церкви Божьей: ибо в сей пещере с восточной стороны находится Богом созданное отделение со сводом. С северной стороны Савва нашел великий дом на подобие той служебной палаты при церквах, в которой хранятся церковные вещи. С южной стороны он увидел широкий вход в пещеру, и входящий в нее довольно обильный свет от солнечных лучей. Сию пещеру при содействии Божьем он украсил и повелел совершать в ней богослужение в субботу и в воскресный день... Впрочем, освящение упомянутой пещеры, то есть созданной Богом церкви, он отлагал потому, что не хотел принять рукоположения в пресвитера или вообще быть посвященным в служители церкви... Архиепископ, освятивши созданную Богом церковь, в том созданном от Бога отделении оной, которое было со сводом, поставил освященный жертвенник, под который положил весьма много мощей святых и добропобедных мучеников. Сие происходило месяца декабря, двенадцатого дня, четырнадцатая индиктиона на пятьдесят третьем году жизни блаженного Саввы в то время, как умер царь Зенон и начал царствовать Анастасий. " Первоначально церковь, по всей видимости, была освящена в честь Богородицы. Затем, после строительства Кафоликона (соборного лаврского храма во имя Благовещения Пресвятой Богородицы) пещерную церковь посвятили свт. Николаю Чудотворцу. Сейчас за стеной северного зала пещеры, за решетчатыми воротцами, находится монастырская костница, в которой собраны честные кости многих и многих отцов Великой лавры.

http://sobory.ru/article/?object=33991

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Патриарх Иерусалимский (524-544, по др. данным, 552). В «Краткой хронике» К-польского патриарха свт. Никифора I (1-я треть IX в.) указано, что П. был 43-м епископом Иерусалима и занимал кафедру 20 лет ( Niceph. Const. Chronogr. P. 126). Родом из г. Элевтерополя на юге Палестины (ныне Бет-Гуврин), П. был преемником Иоанна III (516-524) и, как и его предшественник, опирался на поддержку палестинского монашества, в первую очередь прп. Саввы Освященного и прп. Феодосия Великого (Киновиарха), к-рых патриарх многократно навещал в их келлиях. Кирилл Скифопольский писал, что, когда сестра П. была смертельно больна, он послал за прп. Саввой, и тот прибыл и трижды осенил больную крестным знамением, после чего она стала поправляться ( Schwartz. 1939. S. 170-171). П. присутствовал на погребении прп. Феодосия (янв. 529). В 529 г. в Палестине вспыхнуло восстание самаритян, причиной к-рого стала жесткая политика имп. св. Юстиниана I (527-565) по отношению к иноверцам, а непосредственным поводом - бесчинства христиан в Неаполе (ныне Наблус), к-рые стали в субботу закидывать камнями дома и синагоги самаритян. Восстание через год было подавлено, но причиненные им разрушения были значительны ( Кулаковский. История. Т. 2. С. 51-53). П. отправил в К-поль прп. Савву, чтобы тот в связи с разрушениями в Неаполе ходатайствовал об облегчении налогового бремени для христиан Палестины ( Schwartz. 1939. S. 172-173). Миссия увенчалась успехом, и по возвращении в Иерусалим святой был с ликованием принят патриархом. Вскоре патриарх посетил прп. Савву в его келлии и нашел его тяжелобольным. П. перевез прп. Савву в свою резиденцию в Иерусалиме и обеспечил ему наилучший уход. Однако, едва болезнь стала отступать, прп. Савва попросил сопроводить его в лавру, где он жил и вскоре там скончался. Прп. Савва был торжественно погребен П. (Ibid. S. 182-184). 19 сент. 536 г. П. созвал в Иерусалиме Собор палестинских епископов, на котором одобрил послание папы Римского свт. Агапита I (535-536) и К-польского Собора, состоявшегося весной-летом 536 г. в столице под председательством свт. Мины , патриарха К-польского (см. ст. Константинопольские Соборы ). Этим Собором были осуждены за монофизитство бывш. К-польский патриарх Анфим I (535-536), Севир Антиохийский и мон. Зоора (ACO. T. 3. P. 123-189).

http://pravenc.ru/text/2580294.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский пост: Человек гордый терпеть не может  Афонский пост: Человек гордый терпеть не может      Публикуем новые воспоминания, собранные отцами со всей Афонской Горы в книге " Новый Афонский Герондикон " . - Афон     Иеромонах Иоанн-румын из келий Колицу говорил: «У монаха должно быть терпение. Чтобы у монаха было терпение, он должен стяжать смирение. Человек гордый терпеть не может. Началом пути (не основанием, а именно началом] положи пост. Ты ведь чувствуешь себя по-разному во время Великого поста: вечером в воскресенье или в конце недели. В воскресный день ум не может видеть свет, тогда как к концу постной седмицы ум зрит свет». «В день, когда предлагаются две трапезы, попробуй на вечерней трапезе поесть только немного хлеба и воды, и обрати внимание на то, как ты будешь чувствовать себя утром. А на другой день попробуй вечером сытно поесть и выпить вина—утром увидишь, что твоя голова тяжела и ум беспокоят помыслы». «Некоторые совсем не пьют вина. А я пытался подражать преподобному Савве Освященному. Когда он пришёл к святому Евфимию, и они пошли на трапезу вкусить пищу, то святой Евфимий предложил ему вина. Святой Савва, перед тем как выпить вино, смешал его с водой. Тогда преподобный Евфимий сказал святому Феоктисту: „Он станет хорошим монахом, потому что показал и послушание, и воздержание " . Потом святой Савва совершил много постнических подвигов. Комментарии Всего комментариев: 7 2016/12/28, 13:25:48 НАПОМИНАЮ ВАМ БРАТИЕ И СЕСТРЫ, что в дни Предпразднства Рождества Христова, от 2 января до 7 января (нового стиля) пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье вкушение рыбы не благословляется. Между тем именно на эти дни приходится празднование гражданского Нового года, и нам, православным христианам, надо быть особенно собранными, чтобы весельем, винопитием и вкушением пищи не нарушить строгость поста. 6 января - Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2448

Осуждение Рассказы, показывающие, как опасно осуждать ближнего 1 . Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз приходит ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его: как живут отцы? Он отвечал: хорошо, по молитвам вашим. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: нисколько он не переменился, отче! Это услышав, я воскликнул: худо! и только сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоявшим ангелам и сказал им: изриньте его вон, – это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего суда. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне». «Почему так? – спросил тот. – Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию» («Пролог», 22 октября). 2 . Но если грешно становиться судиями и действительно согрешивших, то не гораздо ли более грешно осуждать невинных людей? 3 . Преподобный Виталий, живя в Александры, днем нанимался на работы, а ночь проводил в домах падших женщин, и весь город в глаза и за глаза называл его развратником. А между тем в эти домы он ходил за тем, чтобы, отдав женщинам на пропитание заработанные деньги, удерживать чрез то их от греха («Пролог», 22 апреля). 4 . Святой Савва освященный одного из иноков своей обители, по имени Иоанна, хотел сделать пресвитером, но патриарх рукоположить его отказался. Савва счел Иоанна великим грешником; а впоследствии оказалось, что Иоанн не мог быть пресвитером потому, что был уже епископ, по великому смирению скрывавший свой сан («Училище благочестия», т. II, стр. 304).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

43. На память пр. Саввы Освященного «Христиане! Если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» ( 1Пет.4:18 ). Мы сегодня творим память о преподобном Савве Освященном и видим на нем исполнение слов, нами сказанных выше, слов св. Апостола Петра. Из жизни преподобного Саввы видно: сколько трудов употребил сей святитель для своего спасения, сколько подвигов, сколько злостраданий и слез! Да мир этого и представить не может себе. Денно и нощно на молитве, постоянные коленопреклонения, глад, долулежание, странствование по пустыням, по дебрям, по жгучим пескам: ежедневно в страхе от злых людей и от лютых зверей, – в опасности от воды, от огня, от бурь и непогод, от хлада и жары, день и ночь – горе, беда, нужда, бедность, алчба, жажда – вот какая жизнь подвижников и святых. Такую жизнь провождал и ныне поминаемый преподобный Савва Освященный; такову жизнь проводят и ныне те иноки, которые подвизаются и теперь в его пустынном монастыре, стоящем на высокой и грозной скале, на которой взгроможден монастырь преподобного. Посетители старого Иерусалима бывают и в этом уединенном, тихом и мирном уголке святой земли. Печальна там жизнь, горька там жизнь, по-видимому; но спросите монахов там живущих: «какова ваша тут жизнь»? Они всегда вам скажут с улыбкой: «благодарение Богу»! Присмотритесь ближе к этим труженикам, взгляните на их походку, бледность лица, на блеск очей, на легкость движений, – это пустынные орлы, это те же легкокрылые горлицы, это ангелы Божии, готовые взлететь на небо, так как оттуда лествица ведет прямо к небесам. Все это для миролюбца кажется дико, странно, неудобоисполнимо, многоболезненно, трудно. Но если святые столько предпринимают трудов для спасения: то сколько трудов и подвигов для спасения своего должны предпринимать грешники? Вот почему св. Апостол сказал: «если праведник едва спасется (т.е. с величайшим трудом, при таких великих и тяжких подвигах), то нечестивый и грешный где явится»? Не спрашивает Апостол «как спасется грешник», а «где явится, как явится, с какой совестью явится на суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

иером. Иаков (Цветков) Преподобному Савве Освященному 112 Кондак, глас 2-й. Издетска возлюбив благочестие, ты мужественно подъял на себя духовныя брани, насадив рай воздержания, и возделав дияние безсмертное, чудотворче отче наш: посему умоляй за нас Господа. Икосы: (σμα) Возглаголем, людие, по достоинству, песнь божественному Савве: ибо он, бегомудрый, совершил путь подвижнически, был крепостию монахов, Сияя добродетелями; всю поднебесную просвтил чудесами, пустыню украсил святыми обителями, соделавшись отцем отцев, и охраняет поющих: «Посему умоляй за нас Господа». (Στεοψχως) Движимый любовно ко Иисусу, с твердымъ духом подъемлет мудрый крест Его; скоро он ушел от мира; – удалился, обрел себя» общежитие (κοινβιον) подвижническое. Сюда пришел он без всякаго имущества (γυμνς τς πρξεως), тотчас, со всяким прилежанием (υνοστατα), изучая псалтирь и весь монашеский устав (καννα), вопия ко игумену: «Умоляй за нас Христа». (Μειρακσκος) Еще отроком будучи, божественный Савва презирает богатство и благородное происхождение свое и всякия мирския удовольствия (πλοτον κα υγνειαν, κα τ τρυφερν μ σκοπομενοσ) Приидите, научимся от него, братие, смиренно духа (ταπεινψυχον), да познаем, каковой являл он пример воздержания: как, будучи отроком, он не дерзнул (υχ ιλετο) съесть яблока (μηλοβρωτσαι), хотя и прикасался к нему, – дабы, таким образом, мы узнали полезное себе, взывая с пением к нему: «Посему умоляй за нас Господа». (Ανδρειπαις) Как мужественный отрок, ты поистине отличил себя (πεδιχθης) между собратями своими (συμφοιτητις σου), превосходя всех, шестьдесят, разными иными добродеяниями (πρξεσι), паче же послушанием и смирением. Так, быв во огне (εκτ πρ εσελθν), ты остался спасенным для жизни (κατφλεκτος), как восприявший в душе своей росу Христову. Видя таковое чудо, братия взывали к тебе, воспевая: «Умоляй за нас Христа». (κτελσας) Благопоспешно исполнив устав монастырский, сей богоизбранный (θεληπτος) муж восходить на высшия степени добродетелей (π μζους δξας αρετν): он приемлет от Бога благодать – возлюбить молчание, и, таким образом, руководимый видением свыше (ν πτασα), преподобный уходить на служение Богу в пустыне, по Писанию ( Пс. 54:8 ), прияв в напутствие себе, благословение пастыря (λαβν φδιον την υχν ποιμνος), к которому взывал: «Не престай моляся за мя ко Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010