Монастырь святого Модеста (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История монастыря святого Модеста насчитывает, по меньшей мере, полторы тысячи лет. В настоящее время обитель преимущественно закрыта, в ней изредка совершаются богослужения. Монастырь находится примерно в километре к югу от горы Сион, через «Долину Енномову», на вершине горы, называемой ныне холмом Ханании (Гиват-Ханания), на высоте 777 м над уровнем моря. Принадлежит Иерусалимской православной церкви. Содержание История [ править править код ] История монастыря насчитывает, по меньшей мере, полторы тысячи лет. Допуская, что существуют опубликованные исследования, более или менее подробно описывающие историю обители, я вынужден признать, что пока они не попали в круг моего чтения. Те же источники, которые были в моем распоряжении, говорят об истории монастыря крайне мало, чтобы не сказать ничего. Тем не менее, может быть сделана попытка реконструкции истории монастыря, каковая реконструкция окажется возможной при условии одного допущения, о котором я скажу ниже. Итак, следует полагать, что монастырь существовал уже во второй половине III века. Вероятно, это был один из многих небольших монастырей, выросших на окраинах Иерусалима. В то время в нем подвизался некий Прокопий, служивший чтецом. Большая церковь Святого Сиона (примерно в километре к северу от монастыря Модеста) требовала для богослужений значительного числа подготовленных певчих, многие из которых жительствовали в расположенных неподалеку малых обителях (предложения подобного служения получали впоследствие многие из известных исторических церковных деятелей, например, Савва Освященный и его агиограф – Кирилл Скифопольский ). Можно предположить, что Прокопий был одним из таких певчих. На 19 году правления императора Диоклетиана, т.е. в 303 г., правитель Палестины Флавиан, имевший резиденцию в Кесарии Маритиме, разослал по провинции грамоты с повелением сровнять с землей христианские церкви, а книги Священного Писания сжечь.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_свят...

Пётр Сладкопевцев Обители пятого века Подвижничество, насажденное в Палестине Харитоном Исповедником и Иларионом Великим, поддержанное и распространенное их учениками и подражателями, еще более развивается и усиливается в V веке. Являются в Святой Земле новые отцы подвижничества, светила иноческой жизни – Евфимий Великий, Герасим Иорданский, Савва Освященный, Феодосий Великий с бесчисленным сонмом славных учеников, возникают новые обители, как цветы на ниве Божией после плодотворного дождя. Судьбы этих обителей, возникших в V веке, мы постараемся изложить в порядке их возникновения. Лавры преподобного Евфимия Великого Лавра преподобного Евфимия Великого, или Верхняя, как видно из определенного указания в житии святого отца, написанного Кириллом Скифопольским , находилась в той же дикой, гористой пустыне, в которой лежали лавры Фаранская, Феоктистова и Хузива, именно: она находилась в 12–13 верстах от Иерусалима к северо-востоку, на расстоянии получаса от Иерихонской дороги влево (по направлению из Иерусалима) и недалеко от лавры Фаранской, на одном из потоков, параллельных потоку Кутилийскому. «Я, Евфимий, – говорил великий подвижник в сонном видении сыну сарацинского князя Теревону, – живу же на восточной стороне в пустыне от Иерусалима, на расстоянии десяти поприщ, недалече от пути, ведущего к Иерихону» 149 . Так как лавре св. Евфимия суждено было по кончине его сделаться общежительною обителью, то место, на коем она была расположена, по счастливому выбору святого подвижника, оказалось приятным и удобным для жительства многолюдного общества. Она была расположена на небольшой лежавшей между двумя долинами возвышенности, северная часть коей представляла плодородную, орошаемую потоком равнину; глубокий поток омывал невысокие скалистые берега возвышенности; долины с востока и запада были ограничены холмами, которые соединялись между собою на юге; холмы эти совершенно ограждали обитель с южной стороны и скрывали ее от взора путешественников. Воздух в этой местности был благорастворенный и здоровый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 г. 23:58 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II , Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Москва, 4 декабря 2017 г.      2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II, Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церквимитрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Токийский и всей Японии Даниил. В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/108870.html

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 7  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Митрополит Иларион Алфеев о современном монашестве - Монашество возникло как духовный авангард Церкви, в котором особую роль играли отдельные личности – аскеты, стяжавшие духовные дары. Сегодня мы видим, что монашество – это церковный институт. Изменились ли в связи с этим задачи монашества? Зачем Церкви этот институт сегодня?  - Во-первых, монашество остается авангардом нашей Церкви: это связано с той особой ролью, которую оно играет в Церкви, по крайней мере, с эпохи иконоборчества. Изначально монашество означало уход из мира, и первые несколько поколений монахов состояли из людей, практически никак не связанных с «миром», если не учитывать, что они постоянно молились за мир. Даже священство считалось поначалу несовместимым с монашеством. Так, например, когда преподобный Савва – основатель нескольких монастырей в Святой Земле – был рукоположен в священный сан, это было настолько экстраординарным событием, что его даже назвали Освященным, то есть священником, человеком, получившим хиротонию. Но со временем монашество стало занимать все более прочные позиции в Церкви, оно вышло из пустыни, точнее, оно осталось и в пустыне, но монахи стали селиться также в городах, монастыри стали превращаться в крупные просветительские и даже политические центры, и в иконоборческую эпоху именно монахи спасли Церковь от ереси. Сегодня монашество продолжает играть особую роль в Церкви. В последние двадцать пять лет у нас появилось огромное количество монастырей. Я часто общаюсь на Западе с представителями Католической Церкви, протестантских общин, и они жалуются на то, что молодежь в Церковь не идет, что монастыри закрываются. Я часто вижу в этих краях монастыри, которые строились с расчетом на пятьсот или шестьсот братий, а сейчас в них живет пять или шесть человек или вообще никто. Говорят, сейчас постхристианская эпоха, призвания монашеские оскудели, но у нас именно в эту «постхристианскую эпоху» открылось 800 новых обителей, тысячи людей приняли монашеский постриг. Это можно объяснить как чудо Божие и, конечно, как ответ людей на Божие призвание.

http://azbyka.ru/video/mitropolit-ilario...

Разделы портала «Азбука веры» Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия Вопрос: Почему в конце вечерней службы перед воскресеньем и праздниками возглашают: «Исполним утреннюю молитву…». А на часах еще около 9 часов вечера? На какой часовой пояс они ориентируются? Быть может, по серости своей, я чего-то не понимаю. Простите. (Анастасия) Дорогая Анастасия! Самоуничижение здесь неуместно. Вы не должны разбираться в тонкостях православного богослужения (это — весьма специальная область знаний), но стремление уяснить логику происходящего во время богослужения — похвально. Думаю, мало кто из прихожан задумывается над древними богослужебными традициями, изначальный смысл которых давно уже противоречит их месту в современном суточном цикле богослужений. Вы имеете в виду происходящее во время богослужения, именуемого у греков Агрипния (букв. «бессонное», «бодрствование»), а у нас Всенощное бдение, или, в народе, — Всенощная. Его история интересна и поучительна. В 485 году святой Савва Освященный основал на западном склоне реки Кедрон — в Иудейской пустыне — монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой Святого Саввы. Монахи жили поодиночке в пещерах, лепившихся по крутым берегам как ласточкины гнезда. Под воскресенье они собирались в монастырском храме и проводили там всю ночь, потому что расходиться по кельям после вечернего богослужения было смертельно опасно. Они подкреплялись хлебом и вином (в память этого у нас раздают кусочки хлеба, пропитанные вином), а затем в чтении Псалтири и духовных беседах, именовавшихся кафизмата («седальные»; ныне смысл этого термина иной) дожидались утра; во время бесед можно было немного подремать. Так вечерняя служба перетекала у них в утреннюю. Когда же над горами начинал алеть Восток, возглавляющий богослужение торжественно возглашал «Хваление Зари» («Слава Тебе, показавшему нам свет!»). Монахи благодарили Бога за то, что Он даровал им возможность встретить еще один новый день земной жизни. Через какое-то время служилась Литургия, все причащались и расходились по своим кельям-пещерам до следующего воскресенья или праздника. Понятно, что такое продолжительное богослужение было вызвано местными специфическими жизненными условиями.

http://azbyka.ru/o-vremeni-sovershenija-...

священник Николай Карасев Раздел II. Возрождение оккультизма С наступлением христианской эры в человеческом обществе постепенно отмирали духовные и культурные ценности языческой религии. В упадок и забвение пришли оккультные идеи и практика, и на протяжении тысячи лет христианское сознание не возмущалось соблазном оккультизма. Христианская вера за несколько веков охватила весь цивилизованный мир. Христианство дало человеку новые идеалы совершенства, совершенства любви и чистоты духовно-нравственного состояния. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» [ Мф. 5. 48 ]. Любовь, мир, незлобие, духовно-нравственная чистота – вот главные и необходимые условия для достижения духовного совершенства. Первое тысячелетие христианства дало миру миллионы подвижников благочестия, которые своими подвигами и пустыни сделали духовным цветущим садом. Они утверждали веру в весях и городах, в населенных и пустынных местах, отовсюду изгоняя ненависть, злость, вражду, нечестивую жизнь, насаждая веру, любовь и благочестивую жизнь. «Видел я, – пишет церковный историк Руфин, – в Египте отцов, живущих на земле и проводящих жизнь небесную» 51]. 243 В житии прп. Саввы Освященного повествуется, как этот подвижник своею жизнью, верой и молитвой боролся против бесов так, что лукавые духи и в пустынных местах не имели покоя. Однажды, когда преподобный молился, бесы закричали: «О горе! что мы терпим от тебя, Савва! Мало тебе было заселить долину при потоке, мало тебе было пещеры и скалы: ты и пустыню, через которую проходил, сделал обитаемой! Ты и сюда пришел в наше жилище, чтобы изгнать нас отсюда! Вот, мы уже уходим отсюда, не можем противиться тебе, потому что тебе помогает Бог!» 137]. 244 Христианство оказало огромное влияние на духовное переустройство человеческой цивилизации. Этот реальный факт неоспорим. В течение первого тысячелетия христианская проповедь зазвучала во всех уголках цивилизованного мира. Вся Европа к концу тысячелетия стала христианской. Азия первоначально также быстро была оглашена Евангельским благовестием, нога апостолов ступила даже на территорию Индии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Польской Православных Церквей 25 июля 2013 г. 16:21 25 июля 2013 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в  Даниловом ставропигиальном монастыре  состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с  Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой . Святейший Патриарх Кирилл приветствовал гостя в крестовом храме резиденции, освященном в честь Всех святых, в земле Русской просиявших: «Мы рады видеть Вас не только как человека, близкого нам по взглядам на церковную жизнь, на миссию Церкви в современном мире, но и как собрата, столь много сделавшего для процветания  Польской Церкви , которая является Дочерью Церкви Русской и с которой у нас сохраняются самые тесные связи — не только официальные, но и сердечные, человеческие, в том числе взаимные паломничества, поездки молодежи. Несколько дней тому назад я  встретился  с группой православной молодежи из Польши, и меня просто обдало атмосферой Грабарки. Я увидел светлые лица, горящие глаза, и самое главное — людей с большим энтузиазмом, с большим потенциалом. Все это снимает существующие человеческие границы, в том числе и между Поместными Православными Церквами, создает атмосферу единодушия и братства». Поблагодарив за сердечные слова, Блаженнейший Митрополит Савва отметил, в частности, большую значимость  визита  Святейшего Патриарха Кирилла в Польшу в прошлом году. Далее Предстоятели Русской и Польской Православных Церквей прошли в Тронный зал резиденции, где состоялась братская беседа, в которой также приняли участие со стороны Московского Патриархата — председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата  митрополит Волоколамский Иларион ,  епископ Смоленский и Вяземский Исидор , заместитель председателя ОВЦС  протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, а со стороны Польской Церкви — архиепископ Лодзинский и Познаньский Симон, настоятель прихода преподобного Иоанна Лествичника в Варшаве протоиерей Николай Ленчевский, референт Блаженнейшего Митрополита архидиакон Павел Токанюк.

http://patriarchia.ru/db/text/3128052.ht...

Состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора декабря 2017 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X ,  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III ,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил ,  Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации  Грузинской Православной Церкви  митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации  Болгарской Православной Церкви  митрополит Ловчанский Гавриил,  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ,  митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала " Союз " . Обратившись  к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию - 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.  " Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Счастливо уцелевшую часть этого первоначального росписание стен Успенскаго собора, сделанного в 1515 году по приказанию Великого Князя Василия Ивановича и по благословению митрополита Варлаама, A. С. Павлов видит в стенописях на предалтарной стене, закрытой в настоящее время деревянным иконостасом 3 . О существовании этой преграды и о ее росписи, по словам Снегирева, знали еще в начале XIX столетия. „Фрески и лики святых, говорит он, обнаружились в 1812 г., когда святотатственные руки сдвинули с мест образа иконостаса 4 ; на нее натолкнулись в 1852 году при поновлении иконостаса, но, к сожалению, без пользы для науки и, повидимому, без всякой мысли об их важном археологическом значении. Лишь в 1882 году, благодаря Коммиссии по реставрации собора, предалтарная стенка была снова открыта, и покрывающие ее фрески обратили на себя особенное внимание археологов (Усова, Павлова и Мансветова). – В летописях нет указаний, когда построена эта стенка, но нет сомнения, что она относится ко времени построения собора Аристотелем, и не была чем-нибудь новым в тогдашней архитектуре. Эта стена, как видно по новой кладке, неоднократно подвергалась исправлениям, вызываемым необходимостью поднимать выше двери, вследствие повышения пола в соборе 5 . Она была оштукатурена и по штукатурке росписана фресками, которые идут не от пола, a лишь на высоте 2 ½ аршин от него, следовательно, не менее, как на 3 ¼ аршина или даже выше над первоначальным полом. Вследствие поднятия надверных сводов, часть штукатурки обита, a вместе с нею, несомненно, уничтожены и некоторые из фресок. – До настоящего времени сохранились следующие фрески. – От северной стены собора до дверей, ведущих в приделе св. Димитрия Солунскаго, идет ряд изображений, прерывающийся лишь над дверями, где фрески уничтожены. Представлены: 1) Алексей Человек Божий (дверь в приделе ап. Петра), 2) Парфений, 3) Иоанн Лествичник , 4) Иоанн Кущник (северная дверь главного алтаря), 5) Павел Фивейский, 6) святой, надписи над которым не сохранилось, 7) Феодосий (неизвестно, какой – Великий, или Печерский), 8) Исаак Сирин , 9) Ефрем Сирин , 10) Евфимий Великий, 11) Антоний Великий (около царских дверей), 12) святой без обозначени имени, 13) Савва Освященный, 14) Симеон Столпник (Сирийский, летопроводец), 15) Арсений Великий , 16) Пимен Великий или Палестинский, 17) Царевич Иоасаф, 18) св. Варлаам Индийский, 19) Нил постник и 20) Сисой Великий – Над дверями, ведущими в придел Петра и Павла, Спас Благое Молчание, с крестообразно сложенными на груди руками, с двумя серафимами по сторонам (один серафим, налево, уничтожен вместе с штукатуркою). На двух столпах, над иконостасною стеною, – Благовещение. На стене над южными приделами собора – сцены из жизни Спасителя, – бегство в Египет и друг.“ 6

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010