Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоанн Безмолвник. Икона Иоанн Молчальник (Безмолвник), Савваит (греч. γιος ωννης συχαστς; ок. 454 - 558 ), б. епископ Колонийский , затворник , преподобный Память 30 марта , 3 декабря Родился около 454 года в городе Никополе Армянском в семье военачальника Енкратия и супруги его Евфимии. Мальчик рано начал изучать Священное Писание и всем сердцем полюбил уединение и молитву. На доставшуюся ему после смерти родителей ( 472 г.) часть имения юноша Иоанн построил церковь во имя Пресвятой Богородицы. С 18 лет Иоанн вместе с десятью иноками жил при церкви в посте, молитве и воздержании. Епископ По просьбе граждан палестинского города Колонии митрополит Севастийский рукоположил в 482 году 28-летнего Иоанна во епископа Колонийской Церкви. Приняв церковное правление, преподобный не изменил строго аскетического образа жизни. Под влиянием святителя жили по-христиански и его близкие - брат Пергамий (приближённый императоров Зинона и Анастасия и племянник Феодор (приближённый императора Юстиниана ). На десятом году епископства Иоанна власть в Армении принял Пазиник, муж сестры святителя - Марии. Новый правитель стал властно вмешиваться в духовные и церковные дела. В Церкви начались нестроения. Тогда святой Иоанн отправился в Константинополь и через архиепископа Евфимия просил императора Зинона защитить Армянскую Церковь от грубых посягательств. Бегство с кафедры. Лавра Саввы Освященного Удручаемый мирской бранью, Иоанн в 491 году тайно оставил епископию и отплыл в Иерусалим . Со слезами молил он Бога указать место, где ему жить и спастись. Явилась яркая звезда, которая привела Иоанна в Лавру преподобного Саввы . Иоанн, скрывший своё епископское достоинство, был принят в число братии простым послушником. По поручению святого игумена Саввы преподобный Иоанн более четырёх лет выполнял самые тяжёлые работы на строительстве странноприимного дома и монастыря для новоначальных монахов. Видя смирение и трудолюбие Иоанна, святой Савва счёл его достойным рукоположения во пресвитера. Святителю пришлось открыть тайну патриарху Иерусалимскому Илии . По благословению первоиерарха Иерусалимской Церкви преподобный Иоанн принял обет молчания. Вскоре Господь открыл тайну Иоанна святому Савве. Четыре года провел преподобный Иоанн в келье, никого не принимая и не выходя даже в церковь.

http://drevo-info.ru/articles/2712.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИПРСКИЙ МОНАСТЫРЬ БОГОРОДИЦЫ АМАСГУ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Кипрский женский монастырь Богородицы Амагсу Монастырь основан как мужской в начале XII века. Тогда же была возведена небольшая однонефная базилика (перестроена в конце XII века), другие древние постройки монастыря не сохранились. Название монастырь получил своё название от иконы Пресвятой Богородицы, привезённой на Кипр из Дамаска. Из сигиллия (грамоты) 1700 года патриарха Константинопольского Каллиника II известно, что около 1630 года Леонтий, митр. Немесский и Курийский , подарил монастырь патриарху Александрийскому Герасиму I , который дар не принял. В 1698 году свои права на монастырь заявил один из его преемников, патриарх Герасим II , но вскоре, несмотря на то что его требование о передаче монастыря было удовлетворено митр. Китийским Иоанникием I , он отказался от своих притязаний. С тех пор монастырь действовал как приходской храм. В XVIII веке он пришел в запустение и был приписан к монастырю арх. Михаила. В конце XX века монастырь был открыт как женский, на 2000 год в нем было пять насельниц - четыре монахини и игумения Епифания. В монастыре особо почитается прмч. Иоанн Монагрийский (+ 761). Неподалеку от монастыря находится скит св. Иоанна Монагрийского , в котором находятся пещера (по преданию, место подвигов святого) и честная глава св. Иоанна, обретенная здесь же . Росписи В интерьере базилики сохранились росписи несколько периодов. Первый - стилистически идентичен фрескам церкви Асину Панагии Форвиотиссы, датируемым около 1105-1106 годов. В апсиде - изображения св. Спиридона, еп. Тримифунтского (в люнете окна), и фигура почитаемого на Кипре мч. Афанасия Пентасхинита в диаконском облачении. Ко второму периоду относятся фрагменты сохранившихся фресок алтаря и сводов: сцены от Рождества Христова в юго-восточном углу наоса до Вознесения и Пятидесятницы в своде алтаря. В росписи представлены фигуры отдельных святых, среди которых изображения кипрских святителей. Стиль росписи напоминает образцы константинопольского искусства конца XII  веке с элементами местного колорита. Фрески третьего периода, первой половины XIV века, плохой сохранности, содержат изображения святых, в люнете северо-восточной ниши - композиция " Причащение прп. Марии Египетской прп. Зосимой " . К четвертому периоду относится роспись 1564 года в алтаре и нишах: в центральной южной (Введение во храм Богородицы), центральной северной (преподобные Феодосий Великий и Савва Освященный ) и сев.-зап. (вмч. Георгий Победоносец , мч. Мамант ). Иконы Богоматери (1569) и Иоанна Предтечи (1529) в иконостасе являются образцами поствизантийского искусства. Базилика была реставрирована в 1960 году, реставрация фресок проводилась в 1969-1972 годах исследовательским центром изучения Византии Дамбартон-Окс.

http://drevo-info.ru/articles/13680928.h...

Герасим Князев, архимандрит, бывший настоятель Московского Симонова монастыря, происходил из купцов и «словесным наукам не обучался». С 1791 г. он был игуменом Николаевского Моденского монастыря Новгородской епархии, а 19 мая 1795 г. был переведен в Тихвин Богородицкий монастырь с возведением в сан архимандрита. В 1805 г. Герасиму и будущим по нем архимандритам были присвоены все отличия при священнослужении, какие присвоены Кирилло-Белоозерскому архимандриту. В 1806 г. ему было дано право носить на скрижалях мантии икону Благовещения и Тихвинскую икону Богоматери и совершать богослужение во всем подобно архимандриту Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. 15 февраля 1810 г. Герасим был переведен в Московский Симонов монастырь с сохранением всех прежде полученных им преимуществ. Во время нашествия на Москву французов Герасим проявил особую распорядительность в деле спасения не только церковного имущества Симонова монастыря, но и сокровищ других монастырей и Успенского собора, отправленных им в Вологду. В 1813 г. он был награжден орденом Владимира 3-й ст., в 1816 г. тем же орденом 2-й степени. В 1821 г. он был уволен на покой и умер 6 июня 1829 г., на 78-м году. Он был погребен в Симонове монастыре, за алтарем Успенского собора. Герасим пользовался в Москве популярностью среди купечества. Он держался строго охранительного направления и сплачивал около себя всех противников сомнительных, с православной точки зрения, новшеств. «Добренькие сыны Греко-Российской Церкви», по словам Герасима, в смущении духа приносили к нему «новопечатные книжки, и плакали и горевали», говоря: «смотрите, батюшка, что ныне печатают». В число этих книг попали не только мистические книги вроде «Таинства Креста», но и «Мученики» Шатобриана. Печалясь о том, что враги Церкви «из сих овечек стада Христова утаскивают к себе», Герасим обличал еретиков и вольнодумцев в донесениях, которые он подавал высшим властям, митрополитам Амвросию и Серафиму, а через Юрьевского архимандрита Фотия и самому «великому слуге Божию» графу Аракчееву. Герасим пользовался особым расположением Фотия. «Возлюбленный о Господе брате, рабе верный Христов и сподвижник, отче преподобный Герасим, – писал Фотий Герасиму после падения министра духовных дел кн. А. Н. Голицына, – знаю, что ты, яко Савва Освященный, ревновал, ревнуешь за Св. Церковь и за Св. Веру; сладко мне слышать твои слова и подвиги; порадуйся, старче преподобный! министр наш один Господь Иисус Христос во славу Бога Отца». Люди противоположных взглядов не стеснялись в своих отзывах о Герасиме и его «овечках». Известный Невзоров «добреньких овечек» Герасима называл «богатыми торгашами, во время войны нажившими от крови и слез миллионы», а его самого причислял к духовным лицам, которые «любят быть на свадьбе в Кане и попировать в Вифании, а от Голгофы прочь».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

[Греч. Πασσαρων] († нояб. 428), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных), хорепископ и архимандрит Иерусалимской Православной Церкви . Немногочисленные сведения о П. рассеяны по неск. историческим и агиографическим текстам. В сир. повествовании о смерти Феодосия, монофизитского еп. Иерусалима (VI в.; BHO, N 1178), П. назван пресвитером и архимандритом (т. е. ему был поручен надзор за всеми мон-рями Иерусалима и его округи); сообщается также, что он был известен любовью к бедным и сиротам и построил странноприимный дом за пределами Иерусалима, около Восточных ворот (Vitae virorum apud Monophysitas celeberrimorum/Ed. E. W. Brooks. P.; Lpz., 1907. Vol. 1: [Textus]. P. 27. (CSCO; 8. Syr. 3; 25)). Эта деятельность П., а также основание им большого мон-ря в стенах Сиона послужили примером для Петра Ивера, еп. Маюмского, как отмечается в его сир. Житии (BHO, N 955; Petrus der Iberer/Hrsg., Übers. R. Raabe. Lpz., 1895. S. 35 [сир. текст]). Согласно визант. хронисту прп. Феофану Исповеднику (IX в.), в 427/8 г. П. по поручению Иерусалимского архиепископа доставил в К-поль десницу первомч. и архидиак. Стефана ( Theoph. Chron. P. 86-87). Кирилл Скифопольский в Житии Евфимия Великого писал, что П., будучи в чине хорепископа и архимандрита, вместе с прп. Исихием Иерусалимским сопровождал Иерусалимского архиеп. св. Иувеналия , когда тот прибыл в лавру Евфимия на освящение церкви 7 мая 428 г., по прошествии же менее чем 7 месяцев П. умер ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 26-27) - это согласуется с указанием на 25 нояб. как на день памяти (кончины) П. в повествовании о смерти еп. Феодосия. В мон-ре П. впосл. подвизался прп. Савва Освященный , в связи с чем Кирилл Скифопольский приводит ряд сведений об этой обители в Житии Саввы ( Idem. Vita Sabae. S. 90, 114-115). Судя по всему, пост архимандрита иерусалимских обителей на некоторое время закрепился за настоятелями мон-ря П. (см.: Vailh é S. Répertoire des monastères de Palestine//ROC. 1900. T. 5. P. 40). Впосл. монастырь, возможно, перешел к монофизитам и был разрушен в ходе персид. завоевания Иерусалима (614; см.: Milik J.-T. Notes d " épigraphie et de topographie palestiennes//RB. 1960. T. 67. P. 560. Not. 1).

http://pravenc.ru/text/2579132.html

иером. Макарий Симонопетрский Обретение мощей прп. мч. Афанасия Брестского (1649) 284 . Память священномучеников Константина Словцова и Николая Удинцева, пресвитеров (1918), священномучеников Александра Архангельского, Георгия Никитина, Иоанна Стеблина-Каменского, Сергия Гортинского и Феодора Яковлева, пресвитеров, преподобномучеников Тихона (Кречкова), архимандрита, Георгия (Пожарова), Космы (Вязникова), иеромонахов, и мучеников Евфимия Гребенщикова и Петра Вязникова (1930), священномученика Алексия Знаменского, пресвитера (1938). Память свтт.Илии I, патриарха Иерусалимского 285 , и Флавиана II, патриарха Антиохийского 286 Память свтт.Илии I, патриарха Иерусалимского, и Флавиана II, патриарха Антиохийского Свт.Илия происходил из арабской семьи и был монахом в Нитрийской пустыне в V в. во времена кровавых событий, повлекших за собой смерть св. Протерия, архиепископа Александрии фев.]. Спасаясь от преследований монофизитов во главе с Тимофеем Элуром, он скрылся в Палестине, в обители у св. Евфимия. Через десять лет он удалился в одинокую келью на берегу Иерихона, на месте которой впоследствии возник монастырь, получивший название обители Святого Илии. На похоронах св. Евфимия он повстречал св. Мартирия, своего египетского сподвижника по аскезе. Патриарх Анастасий ввел их обоих в патриарший клир. После него патриархом стал Мартирий, затем на короткое время Салюстий и, наконец, в 494 г. Илия. Первейшей заботой его стало основание рядом с епископской резиденцией монастыря Спудеев (Усердных), братия которого должна была служить в церкви Воскресения. Св.Илию связывала глубокая духовная дружба со св. Саввой Освященным дек.]. Он освятил церковь в его лавре и заступился за него, когда некоторые лаврские монахи подняли восстание. Илию заставили подписать «Энотикон» Зинона – акт примирения православных и монофизитов, вызвавший еще большую смуту. Несмотря на это, патриарх Илия сохранял нерушимую верность постановлениям Халкидонского Собора и мужественно противостоял всем притеснениям, совершавшимся в правление Анастасия. В 512 г. он созвал Собор и обратился к императору с пространным исповеданием веры. Но этот документ был подделан еретиками, замышлявшими погубить его. Поэтому он отправил в Константинополь монахов во главе со св. Саввой, несмотря на почтенный возраст последнего, чтобы просить у императора церковного мира. Св.Савва произвел на правителя настолько сильное впечатление, что тот благосклонно выслушал его доводы и на время прекратил преследования Иерусалимского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иерусалимская Православная Церковь Описание: Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Святой Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Христос Спаситель. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме. Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Иерусалимский Кирилл (+386); патриарх Иерусалимский Ювеналий (+ ок. 458), деятель III и IV Вселенских Соборов; епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350), Евфимий Великий (+473), Савва Освященный (+532) и многие другие. Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного. Большой вклад в развитие Иерусалимской Церкви внесла Русская Церковь и Российское государство. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь. Каноническая территория: Израиль, Иордания и Палестина. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский; резиденция Предстоятеля находится в Каире).

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560640...

издательство П.П. Сойкина Киновия Киновия – иначе общежитие, форма монастырского жития. Система иноческой жизни, пройдя стадии анахоретства, уединенного образа жизни, келлиотства, – общинной монастырской жизни, скитства или соединение нескольких келлий, называемое лаврой, во главе опытного старца (аввы), дошла до высшей формы своего развития до монастырской жизни, представляющей уже вполне определившуюся корпорацию. Монастырская жизнь началась впервые с Киновии в византийск. импер. Первую Кинов. мужскую и женскую учредил в Египте в Тавенниси препод. Пахомий Великий в IV в., затем его продолжателем в Малой Азии был Василий Великий . В основанных ими мон. разработан был устав, образцом которого воспользовались свв. Савва Освященный в VI в., Феодор Студит в IX в., Афанасий афонский в XI в. После них появляются уставы ктиторские, каковы устав монаст. Успения Богоматери, составленный патр. Алексием Студитом (XI в.), Всемилостивого Спаса – Михаилом Атталиатом, Бачковского мон. Богородицы – Григорием Бакурианом, патмосск. монаст. ап. Иоанна Богослова – св. Христодулом, кипрск. монаст. Богородицы Махера – иеромонах. Нилом в XII в. В России впервые воспользовался уставом для киновии св. Феодосий Печерский . Устав является обыкновенно в таких чертах: главой монаст. был иеромонах или архимандрит, назыв. игуменом или настоятелем; ему принадлежала высшая власть над иноками и забота о их нравственной и материальной жизни; он был для них примером подражания и начальником, без благословения и разрешения которого ничего не могло совершиться; сам же он подчинялся епархиальной власти и давал ответ братии в случае какого-нибудь правонарушения. Он управлял монаст. совместно с целым штатом, состоящим из эконома, екклисиарха, дохиара или казначея, келаря, трапезничьего, виночерпия, епитирита, таксиарха, привратников и друг. Монахи все были равны между собой, были братьями, друзьями, безвыходно жили при монастыре, проводя время в постоянных молитвах и тяжелых работах. Допускались к пострижению все свободные совершеннолетние люди, если только давали искренний обет порвать все связи с миром и проходить известное трехлетнее испытание.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Новая серия Издательского Совета открывается переизданием классических трудов известного русского литургиста, доктора церковной истории и кандидата искусствоведения, почетного члена нескольких зарубежных университетов, заслуженного профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского (1900–1987). В первый том вошли две работы, посвященные истории вечерни и всенощного бдения. Авторский текст бережно отредактирован. Предлагаемый вниманию читателя труд сопровождается введением, отражающим последние научные достижения в данной области и новейшую библиографию, а также подробным справочным аппаратом. Книга будет полезна учащимся духовных школ и всем, интересующимся историей православного богослужения. Собрание сочинений профессора Николая Дмитриевича Успенского в 3 томах. Собрание сочинений. Том I (содержание) Собрание сочинений. Том II (содержание) Собрание сочинений. Том III (содержание) Содержание I тома. Православная вечерня. Чин всенощного бдения От издательства Опубликованные труды Научно-преподавательская деятельность Неизданные отзывы и рецензии Руководство кандидатскими сочинениями Введение (М. С. Желтов). Православная вечерня Чин всенощного бдения Предисловие Глава первая. Панихида и агрипния Глава вторая. Преподобный Савва освященный и происхождение всенощного бдения Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия Иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Распространение агрипнии в Палестине Палестинская агрипния до вечерней литии Вечерняя лития Утреня Утренняя лития Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения иерусалимского устава на православном востоке Причины повсеместного распространения иерусалимского устава на православном востоке Вечерня Вечерняя лития Утреня Утренняя лития Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Из истории Иерусалимского устава на Афоне Вечерня Вечерняя лития Утреня Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской Церкви Иерусалимский устав в Русской Церкви Разрешение проблемы целонощного богослужения с появлением Иерусалимского устава

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация Собрание трудов выдающегося литургиста Н. Д. Успенского: Том 1. Православная вечерня: Историко–литургический очерк От издательства Материалы к изучению научного наследия и жизни профессора Н. Д. Успенского Введение Православная вечерня: историко–литургический очерк Чин всенощного бдения (Η γρυπνα) на православном Востоке и в Русской Церкви Предисловие Глава первая. Панихида и агрипния Глава вторая. Преподобный Савва Освященный и происхождение всенощного бдения. Глава третья. Чин всенощного бдения в период действия иерусалимского устава в палестинских и прилегающих к Палестине монастырях Глава четвертая. Всенощное бдение в период повсеместного распространения Иерусалимского Устава на православном Востоке. Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Глава шестая. Чин всенощного бдения в Русской церкви Заключение Том 2. Византийская литургия: историко-литургическое исследование М.С. Желтов. Предисловие Византийская литургия: историко–литургическое исследование Предисловие Глава первая. Литургия до VI века (условно) Глава вторая. Антифоны, малый вход и Трисвятое Глава третья. Великий вход Глава четвертая. Целование святых (поцелуй мира) Глава пятая. Из истории молитвы «Никтоже достоин» Анафора: опыт историколитургического анализа Глава первая. Евхаристия в век апостольский Глава вторая. Анафора в доникейский период Глава третья. Анафора Василия Великого, Иоанна Златоуста и римо–католическая Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Том 3. Статьи разных лет Раздел первый. Православная литургия: историко–литургические исследования Тайная Вечеря и Трапеза Господня Молитвы евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной литургии) Литургия преждеосвященных даров: историко–литургический очерк Спасающие и освящающие действия Божии через святого Духа в богослужении и таинствах О служении двух литургий К вопросу о «Православной литургии западного обряда»

http://pravbiblioteka.ru/book/vechernya-...

Пресс-конференция, посвященная итогам работы Архиерейского Собора, прошла в Храме Христа Спасителя 7 февраля 2011 г. 21:48 Пресс-конференция, посвященная итогам работы Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, прошла в понедельник, 7 февраля 2011 года, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Перед журналистами выступили митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин и заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) . Как отметил митрополит Александр, «Собору предшествовала очень серьезная работа Межсоборного присутствия», тщательно подготовившего соборные документы и проанализировавшего вопросы и предложения, которые поступали от «мирян, духовенства, всех активных членов нашей Церкви, светского сообщества». Протоиерей Всеволод Чаплин подробно разъяснил представителям СМИ позицию Церкви по таким острым вопросам, как отношение к клевете и богохульству, использование электронных средств идентификации граждан, участие духовенства в работе органов законодательной власти. Как полагает отец Всеволод, в России в обозримом будущем не предвидится необходимости выдвигать представителей  духовенства в органы законодательной власти, однако иная ситуация уже давно сложилась на Украине. Говоря об отношении Церкви к клевете и богохульству, отец Всеволод сообщил, что количество таких случаев в последние годы увеличилось и верующим необходимо понимать, когда лучше выдержать паузу и не вступать в полемику с оппонентами, а когда — вести диалог, требовать опровержений и даже обращаться в суд. Коснувшись проблем, связанных с введением электронных документов, глава Синодального отдела подчеркнул, что «тема, которую ставят верующие люди, — серьезная, и ее не следует карикатуризировать». По его словам, особое беспокойство верующих вызвало принятое в конце прошлого года положение о социальном страховании, предписывающее введение обязательной универсальной электронной карты в качестве медицинского полиса.

http://patriarchia.ru/db/text/1405281.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010