За всю эту неурядицу с попами и за их размножение старообрядцы не столько винят Савватия, сколько Арсентия Морозова, которому открыто говорят: «знал бы ты свою фабрику, а в церковные дела не мешался бы!“ Теперь члены Духовного Совета намерены взять с Савватия новую подписку, чтобы не ставил однолично в попы всякого, доставляемого Морозовым с его фабрики. Савватий, разумеется, подпишет обязательство; а на деле будет по-прежнему говорить Арсентию Иванычу: «привози! посвящу». Кстати о попах. Мы упоминали уже, что Духовный Совет, заискивая милости у противуокружников и делая всякое им снисхождение, принял их попа Николу без всякой исправы и определил к одной моленной на Смоленском рынке. Истые окружники тогда сильно обвиняли Духовный Совет за это принятия Николы, человека безнравственного, при- том же состоявшего под запрещением от своего епископа Иосифа и еще раньше от Иосифова предшественника Антония муравлевского. Это било действительно непростительное потворство противуокружникам и раболепство пред ними. Теперь оказалось, что Никола с переходом в окружники не переменился нимало, – остался и таким же безнравственным и таким же противуокружником, как был прежде. В два года он переменил два места, – от смоленской моленной перешел в другую, на второй Мещанской улице, близ Сухаревой башни; а теперь и эту бросил и перешел обратно к противуокружникам. Противуокружники его приняли, но не так снисходительно, как окружники, – поп Фома Корякин, Иосифовской партии, подверг его чиноприему от окружнической ереси. У Савватия в настоящее время проживает такая же темная личность, как этот Никола, некий священноинок Трифидий из Сибири, который года два тому назад добивался у противуокружников получить сан епископский, и когда не получил желаемого, прибег под покровительство Савватия – и Савватий его принял. За все это Савватия сильно осуждают сами старообрядцы. Раболепствуя пред противуокружниками, Духовный Совет и Савватий, напротив, преследуют своих за приверженность к Окружному Посланию и открытую его защиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Православная стенгазета 40 (720) Тема номера — память преподобного Савватия Соловецкого. 6 октября, 2023 Тема номера — память преподобного Савватия Соловецкого. — 10 октября — память преподобного Савватия Соловецкого, — Проповедь на Евангельское чтение, — Игумения Параскева «Гавриила святого славно почтим», — Вопрос священнику:  Крещен — значит спасен? — Фонд «Правмир»: После операции Маша не узнавала родных. Ей потребовалось время. Выпуск от 6 октября. Скачать . Нужен только принтер. 8 листов раз в неделю распечатать и повесить в притворе по благословению настоятеля. Взгляд прохожего зацепится, он остановится, почитает. Задумается. Пора переходить от слов к делу. Даже если только одному человеку чтение этой стенгазеты в чем-то поможет, значит, все не напрасно. Значит, и вы внесли свой вклад в дело миссии. Святейший Патриарх Кирилл призвал использовать стенгазету портала «Правмир» в приходском служении Архив всех номеров стенгазеты Присылайте фотографии стенгазет на адрес  gazeta@pravmir.ru . Нам очень нужны ваши отзывы! У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 мая, 2024 26 апреля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Епископ Бурятский Савватий: Коммерческая организация выделила контейнер для отправки помощи на Дальний Восток Кажется, все разрешилось. Нашлись добрые люди. Спаси их Господь! Коммерческая организация выделила контейнер для отправки гуманитарной помощи в Хабаровский край. Отзывчивые улан-удэнцы откликнулись не напрасно. Аккуратно упакованные в мешки вещи наконец-то погружают для отправки. 1 октября, 2013 Кажется, все разрешилось. Нашлись добрые люди. Спаси их Господь! Коммерческая организация выделила контейнер для отправки гуманитарной помощи в Хабаровский край. Отзывчивые улан-удэнцы откликнулись не напрасно. Аккуратно упакованные в мешки вещи наконец-то погружают для отправки. Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий сообщил о том, что ситуация с отправкой гуманитарной помощи на Дальний Восток благополучно разрешилась благодаря частной организации. Ранее в своем блоге он рассказал о ситуации, сложившейся с отправкой помощи. Кажется, все разрешилось. Нашлись добрые люди. Спаси их Господь! Коммерческая организация выделила контейнер для отправки гуманитарной помощи в Хабаровский край. Отзывчивые улан-удэнцы откликнулись не напрасно. Аккуратно упакованные в мешки вещи наконец-то погружают для отправки. Одна из коммерческих организаций выделила средства и предоставила контейнер. Марина Алисова — руководитель пресс-службы Улан-удэнской и Бурятской епархии: «Как нам обещали, уже сегодня этот контейнер уйдет в Хабаровск. Время в пути будет дня три. Так что будем думать, что до холодов мы успеем одеть людей». Всего погрузка заняла более часа. Почти 2000 рублей пришлось бы заплатить за услуги грузчиков. Однако и здесь нашлись добровольцы. Андрей Батуев: «Мы студенты БГУ. Нас попросили, и мы решили внести свою лепту на благо общего, в общее дело». Пояснений от РЖД, почему у бурятской епархии возникли проблемы с отгрузкой контейнера, нам не удалось получить. После неоднократных переговоров и официального запроса, представитель пресс-службы заявила, что ответ они смогут дать лишь по истечении трёх дней.

http://pravmir.ru/episkop-buryatskij-sav...

Жизнь после ПВР По закону беженцы должны покидать пункт временного размещения через три месяца и дальше определять свою судьбу самостоятельно. В Сибири южанам сложно: тут нужно не только работать и снимать жилье, но топить печь, покупать дрова. Например, одна беженка с тремя детьми была из Союза композиторов Украины. Ее взяли на работу в местный драматический театр. — Мы нашли ей домик и привезли дрова — да, сырые, ведь зима была, а мы беженцев не ждали, год назад дрова для них не покололи и не высушили… — рассказывает епископ Савватий. — На Украине они топят сибирским газом, а в Сибири мы их научили топить сырыми дровами. Я даже пугал, что сам буду ходить и учить дрова складывать. Для тех, кто покидал ПВР, создали центр добровольческой помощи и социальной поддержки. 26 августа 2000 человек — первую партию беженцев — одновременно привезли в Сибирь, а 26 ноября у всех трудоспособных одновременно истек срок, когда они могли жить в ПВР. Из 32 ПВР в Омской области осталось тогда четыре (в сохраненный ПВР в Таре привезли многодетных, инвалидов и пенсионеров). — Мы со страхом ждали, когда кончатся три месяца: понимали, что никого на мороз выгнать не сможем. Но они как-то и сами все разъехались, — говорит епископ Савватий. — Конечно, всем живется тяжело, но один устроился директором клуба, другие еще кем-то. В сам пункт временного размещения мы трудоустроили тех же беженцев — с ними трудновато из-за их эмоциональности, но это и им помощь, и нам сотрудники. Вахтерами у нас стали несколько инвалидов, поделили каждые сутки на двоих-троих человек — на работу они не могут устроиться, потому что они инвалиды, пенсию они начнут получать не раньше, чем через год, а какая-то копейка им всё равно нужна, даже если мы их кормим и поим. Наша основная задача сейчас — сопровождать тех, кто уже вышел из ПВР, оказывать им адресную помощь, начиная от вилок-ложек и до машины угля. Они стесняются просить помощи — некоторых даже приходится упрашивать ее принять. Им непонятно, как можно взять что-то, чего они не заработали.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Отец Валериан смутился и попытался поправиться. Прочитал предложение снова. И снова у него вышло: – «Лен и тесь, братия, лен и тесь!» Послышались сдержанные покашливания – это братия пыталась удержаться от смеха. Отец Валериан покраснел, откашлялся и прочитал в третий раз: – «Лен и тесь, братия, лен и тесь!» Сам испугался и, будто вспомнив что-то, с отчаянием сказал: – Отец Захария, прости меня! Батюшка, отец Савватий, прости меня! Братия, простите! Братия затихла, отец Савватий выжидательно посмотрел на чтеца, а старенький схимник, улыбнувшись по-отечески, кивнул седой головой. И отец Валериан наконец прочитал правильно: – Тогда сказал старец своё наставление ученикам «Л е нитесь, братия, л е нитесь! Так нельзя! На скуку жалуетесь… Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать её прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». Инок облегчённо вздохнул и продолжил чтение дальше. Снова негромко застучали ложки в тишине. В трапезной было уютно, в большой печке потрескивали дрова, а за окном всё шёл и шёл снег. Розпрягайтэ, хлопци, коней! В монастыре количество трудников менялось в зависимости от времени года. Летом трудников было больше: хорошо в тёплую пору на свежем воздухе поработать, в реке после послушания искупаться. А зимой трудников обычно оставалось меньше. И вот как-то, дело к лету шло, и трудники уже заполнили всю монастырскую гостиницу, отец Савватий благословил келарю, отцу Валериану, трёх работников в помощь: перебрать картошку прошлогоднюю, почистить овощной подвал. Заходит отец Валериан в келью монастырской гостиницы, а там как раз три трудника сидят, чаи гоняют. – Отец Валериан, посиди с нами! Мы вот тут про национальные особенности спорим! – Это как? – Да вот: какая нация самая умная? – Какая самая умная – это я не знаю, а вот самая хитрая – хохлы! Был у меня друг, парень отличный, но вот – хи-и-трый! Тут один трудник и говорит мрачно:

http://pravoslavie.ru/58332.html

Но, говоря так, они не могли остановить стонов и рева льва, напротив, чем более они ухаживали за ним и старались утешить его словами, тем более увеличивался рев, и возрастала его скорбь. И голос, и морда, и глаза ясно выражали тоску его о старце. Тогда авва Савватий говорит ему: – Ну, пойдем со мной, если уж ты не веришь нам! Я покажу тебе, где лежит наш старец. И, взявши льва, пошел с ним на могилу. Она находилась в полмили от храма. Став над могилой аввы Герасима, авва Савватий сказал льву; – Вот где старец наш! И авва Савватий стал на колени. Увидав его простертым на земле, лев с необычайной силой ударился головой о землю и взревев, издох над могилой старца. Вот что произошло не потому, чтобы лев имел разумную душу, но по воле Бога, прославляющего прославляющих Его не только при жизни, но и по смерти их. (Из «Луга Духовного», прот. М.И. Хитрова) Совет поступающим в воинскую службу Когда у нас наступает время набора в воинскую службу, то, обыкновенно, большая часть тех, которые готовятся поступить в нее, проводят время крайне неблагопристойно. Пьянство, песни, драки, всевозможные бесчинства видны и слышны повсюду. Разгул этот настолько доселе всегда был широким, что даже вошел в пословицу. «Гуляет как рекрут», – обыкновенно говорят про человека, который падает в глубину зол. Братия, идущие на службу царю и отечеству! Так ли вам поступать должно? Не есть ли она дело святое и Божие? Поистине так. А где дело Божие, там разве место разгулу, скверне, бесовскому служению? Нет, братие, там должно вести себя со всяким благоговением и страхом Божиим; ибо сказано: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением ( Иер.48:10 ). Помните притом и то, что, поступая в воинскую службу, вы вместе с тем ставите на ставку самую жизнь вашу; не сегодня, так завтра вас могут послать против врагов, и жизнь ваша будет висеть на волоске. А если так, то ужели вы думаете, что Бог станет вашим защитником, когда вы, как теперь, непомерно будете нехристианским поведением оскорблять Его величество? Нет, братие, если хотите сохранить себя на войне и возвратиться здоровыми и невредимыми, то ведите себя целомудренно, поборайте в себе нечестивые страсти, имейте в сердце страх Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

„Следуя беспримерным тенденциям этого духа мировоззрения, лучшие факторы современной прессы и мудрые представители стоящие во главе государственного и общественного благоустройства, совершенно забыли свои заветные мечты (?), гонения и преследования“ и т. д. Не правда ли, – такому красноречию может позавидовать и сам г-н Механиков! И ему не придумать таких блестящих выражений, как напр. „период настоящего столетия расшатал спящий мозг человечества», или „следуя беспримерным тенденциям духа мировоззрения, лучшие факторы современной прессы!» А кто, кроме Карловича, мог бы начать защиту раскола со всей его тьмой и невежеством, защиту наиболее невежественного и малограмотного из раскольнических лжеепископов, высокопарными толками о том, что человечество (не в лице ли именно Савватия?) „воспрянуло от глубокого сна, мрака и невежества»? Впрочем, приступая к защите раскола в лице его лжеепископа, он, пожалуй, справедливо (хотя и безграмотно) говорит о действовании „без всякого стеснения совести, по личным убеждениям и понятиям», ибо у раскольников, их нынешние мнимые богословы, Швецов и Механиков, даже в решении догматических вопросов „без всякого стеснения совести» руководятся „своими личными убеждениями и понятиями», отвергнув авторитет и слова Божия и святоотеческих писаний... И такими-то бестолковыми, безграмотными, хотя и громкими фразами, наполнены две трети книжки Карловича, чего впрочем и следовало ожидать от этого жалкого сочинителя, под защиту которого прибегли, к своему позору, раскольники австрийского согласия. Но чем же вызвана „Апология Савватия?» кто нападает на него? против кого вздумал защищать его Карлович? В первой главе (книжка состоит из трех глав), а также и в „предисловии, речь идет об изданной Рыскиным „под фирмой Русского Листка брошюрки под заглавием Разоблаченный раскол, в которой (по словам Карловича) без всякой застенчивости и стыда решился (Рыскин) литографическим путем вывести на сцену каррикатурную картинку, в виде огородника, нашего старообрядческого архиепископа Савватия».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Теперь Иов, напоминая Савватию его обещание, требует также поступить с запрещенным попом Иваном. Что же сделал Савватий, – вразумился ли справедливым требованием Иова и сдержал ли свое слово? И не подумал! Не смотря ни на что, в явное нарушение церковных правил, попа Ивана, заведомо лишенного сана поставившим его епископом, он принял в сущем сане священника и разрешил ему совершать священнослужение. Понятно, Иов крайне обиделся на Савватия и на Духовный Совет окружников, с ведома которого так поступил Савватий, – он решил с ними как с явными попирателями церковных правил прекратить всякое сношение. Ради чего же Савватий дозволяет себе такие противузанные в глазах самих раскольников поступки? Единственно ради того, чтобы похвалиться пред своими и особенно пред обществом противуокружников, что к нему даже и попы их идут один за одним! Но принять двух попов, из коих один, притом лишенный сана, за которыми не последовал никто из прихожан (кроме одной девицы), – еще не великая слава. Похвалиться скорее могут противуокружники тем, что к ним перешел от окружников старый самарский поп Василий со всем своим приходом, – перешел вследствие того, что смущается двойственностью и противоречивостью окружников в понятии об Окружном Послании. Вообще же, эти свободные переходы раскольнических попов с одной стороны на другую и неразборчивость Савватия, кукольного владыки раскольников, с какою он принимает даже запрещенных противу-раскольнических попов, равно как ставит в попы без разбору всякого, кого подсунет Арсентий Иваныч, – все это достаточно показывает, какое самовольство и бесчиние господствуют в новосочиненной раскольнической иерархии. Ничего другого, впрочем, нельзя и ожидать в этой иерархии, чуждой благодати истинного архиерейства. Своего рода событием в расколе был приезд в Москву известного раскольнического миссионера и литератора Онисима Швецова, именующегося также священником Арсением. Он прибыл в Москву в последних числах октября месяца и прожил здесь целую неделю. Примечателен случай, заставивший его приехать в Москву, где раскольнические власти не слишком жалуют эту знаменитость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Было что-то величественное во всей фигуре высокого маститого старца, с густыми и длинными белыми волосами и бородою патриарха, вего строгом, правильном лице, отмеченном печатью спокойной старческой красоты. Он вырос пред лицом безмолвно поучающей природы и из этой великой книги вынес запас неоскудевающей книжной мудрости… Старик жил воспоминаниями и со спокойствием умиренной совести ждал своего жизненного конца… Семьдесят четыре года назад в этом самом селе Савватий увидел свет. Много воды утекло с тех пор. Шли за годами года, приходили и уходили люди, смерть косила жатву жизни, и поколения сменяли одно другое, а он со стороны взирал на чужую жизнь, поучаясь великой мысли, что все кругом суета, и все идет к одному определенному концу. В своей избе, казавшейся старее его, он играл, когда был жизнерадостным ребенком… здесь прожил и прослужил весь век, пока его не застигла старость, и не пришли на смену новые люди. Без горечи дьячок уступил свое место и всецело погрузился в самосозерцание и чтение священных книг… Неспешно и терпеливо подготовлял он себя к будущему, спокойно озираясь на прошлое… Чрез толстые очки зорко и пристально смотрели глубоко впавшие старческие глаза, и каким-то достоинством веяло от всей его фигуры, несмотря на грубую рубаху и стянутые веревкой очки… Больше всего любил Савватий свое кладбище… Тишиною и покоем веяло от полуразвалившихся могил и накренившихся крестов, и невольно возникали в умегрустные мысли о мирской суете. Савватий ходил на могилу отца, насыпанную уже пятьдесят лет назад, и думал о том, что скоро здесь появится новый, свежий холм…. Лежать здесь, на высоком холме, подле отца, было давней мечтою Савватия. За свой долгий век он скопил небольшую сумму денег. Теперь он уже не полагал к ней нового, но только проживал нажитое. Всего было двадцать семь рублей, но для него это были большие деньги, и он знал, что в старости ему есть чем прокормиться. Капитал хранился в небольшом глиняном горшке, стоявшем на полке, в углу избы. Все это было серебро и медь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010