19 октября было получено на это соглашение Государственного управления по церковным делам. 23 ноября 1951 г. в Москве Святейшим Патриархом Алексием I был подписан Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви, Предстоятелем которой был избран митрополит Елевферий (Воронцов). Торжества по случаю провозглашения автокефалии состоялись 8-9 декабря 1951 г. в Праге. В торжественном богослужении и интронизации митрополита Елевферия, проходивших в кафедральном соборе святых Кирилла и Мефодия, приняли участие представители Антиохийской, Русской, Грузинской, Румынской, Болгарской и Польской Православных Церквей. Однако акт провозглашения автокефалии Чехословацкой Церкви не был признан Константинопольским Патриархатом, который продолжал считать ее автономной в своем подчинении. Архиепископ Савватий (Врабец) не вошел в юрисдикцию Московской Патриархии. Оставшись без храмов, он продолжал жить в Праге, имея незначительное число сторонников. Скончался в ноябре 1959 г. Его отпевание совершил митрополит Пражский Иоанн (Кухтин). Похоронен архиепископ Савватий на Ольшанском кладбище в Праге. 13 июня 1968 года Греко-Католическая Церковь в Чехословакии была восстановлена. Это вызвало в Восточной Словакии процесс массового возвращения в унию, сопровождавшийся насильственными захватами храмов и церковных учреждений. После крушения коммунистической системы к концу 1992 г. стал очевидным скорый распад Чехословацкой Федеративной Республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный Собор Чехословацкой Православной Церкви, проходивший 11-12 декабря в Прешове, высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако в соответствие с новой политической ситуацией было принято решение о перемене официального наименования Церкви. Отныне она стала называться Православной Церковью в Чешских землях и Словакии. Был принят новый Устав Церкви, по которому единый Митрополичий совет был разделен на два самостоятельных органа — Митрополичий совет Чешских земель в Праге и Митрополичий совет Словакии в Прешове.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Продолжалась католич. экспансия. В 1934 г. еп. М. Фульман основал при костеле свт. Николая (бывш. соборе Замойского Николаевского правосл. братства) общину редемптористов, перемещенных из Галичины. В с. Слипче Хрубешувского повята с 1936 г. действовали миссионерский дом и мон-рь монахинь Сердца Иисуса вост. обряда, в Хелме в 1933 г. открылся миссионерский мон-рь Сестер служебниц Непорочного Зачатия. В 1936-1938 гг. в Люблине существовал новый католич. орден - сообщество «братьев на кресах», нацеленное на работу среди православных. 27 нояб. 1938 г. во епископа Люблинского был хиротонисан поляк архим. Тимофей (Шреттер) , до начала войны он жил в основном в Яблочинском мон-ре, настоятелем которого являлся. Еп. Тимофей в окт. 1939 г. представил нем. главе Люблинского дистрикта Генеральной губ. (оккупированной Польши) проект устройства правосл. Церкви в регионе и справку, в к-рой сообщалось, что в дистрикте существует 114 правосл. приходов, из них 54 вакантных. 20 окт. 1940 г. митр. Варшавский Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и еп. Тимофей совершили хиротонию во епископа Холмского и Подляшского Илариона (Огиенко), в тот же день возведенного в сан архиепископа (с 1944 митрополит). 3 нояб. 1940 г. состоялась его интронизация в холмском кафедральном соборе Рождества Пресв. Богородицы, к-рый 29 окт. 1940 г. был изъят нем. оккупационными властями у римо-католиков и передан православным. Холмско-Подляшская епархия была отделена от митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ. Архиеп. Иларион не был сторонником украинизации. Архим. Афанасий (Мартос) , служивший в то время в Холмской епархии, писал: «Духовенство Холмщины и население опасались, что новый Холмский архипастырь займет крайний украинский курс для украинизации богослужения. Но он этого не сделал. Недовольны были этим украинские деятели и организовали из школьной молодежи демонстрацию против него с плакатами. Иларион возмущался, но своей тактики не переменил» ( Апанас (Мартас), архиеп. На hibe Хрыстовай: У nяцiдзecяmыя сьвятарства, 1928-1978: Ycnaмihы. Нью Менск; Варшава, 2005. С. 70).

http://pravenc.ru/text/2561044.html

Возрождение Почаевского трудового Типографского Братства произошло в Карпатской Руси, когда о.Виталия, как опытного миссионера, направили в помощь возрождённой Чехо-Словацкой Православной Церкви. В 1923 году Архиепископ Савватий (Врабец), состоявший в общении со Вселенской Патриархией, благословил отцу Виталию устроить монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём в селе Ладомирово. Полноценное восстановление Православия на землях Закарпатской Руси и Чехии, начатое Россией, было продолжено Сербией. Сербская Патриархия (точнее, та её часть, которая именовалась карловицкой Патриархией и до 1919 года объединяла сербов Венгерского Подунавья) имела номинальные права на Угорскую Русь и Чехию ещё до Первой мировой войны (согласно закону 1868 года). Делегация православных карпатского села Иза в 1903-1904 г.г. ходатайствовала перед епископом Будимским Лукианом (Богдановичем) и Патриархом Георгием (Бранковичем) о направлении им священника, но австрийцы запретили исполнять их просьбу. Впрочем, сербские общественные деятели и в тот период помогали православным на Закарпатье. Например, известный новисадский адвокат Коста Хаджи в 1913-1914 годах защищал св. Алексия (Кабалюка) на Мармарош-Сигетском процессе. После крушения Австро-Венгрии и восстановления единства Сербской Православной Церкви (1918-1920 годы) миссионерское служение её в Закарпатье и Чехии стало, наконец, возможным. В 1919 году румынская армия разгромила венгерские части, оборонявшие Унгвар (Ужгород). 8 мая 1919 года три русских Народных совета, существовавших раньше в Карпатской Руси, объединились в Центральную Народную Раду. 10 сентября 1919 года по Сен-Жерменскому мирному договору и с согласия Русской Рады Карпатороссия была присоединена к Чехословакии на правах автономии. 19 августа 1921 года состоялся первый Собор православной карпаторусской Церкви под председательством священноисповедника архимандрита Алексия (Кабалюка), при участии представителя Сербской Патриархии священномученика Досифея (Васича), епископа Нишского, а затем – митрополита Загребского.

http://pravoslavie.ru/36678.html

Синода РПЦ 22 окт. 1945 г., на котором также присутствовал еп. Мукачевско-Пряшевский Владимир (Раич), Мукачевско-Пряшевская епархия была присоединена к РПЦ, образовалась Мукачевская и Ужгородская епархия . Свои последние приходы в ведение РПЦ передал также архиеп. Савватий (Врабец). На Мукачевскую кафедру был поставлен еп. Уманский Нестор (Сидорук) . Советские власти, преследуя исключительно политические цели, заставляли греко-католич. клир принимать Православие. В 1947 г. при загадочных обстоятельствах погиб греко-католич. еп. Мукачевский Теодор Ромжа. В то же время репрессиям подвергались не только греко-католич., но и правосл. священники. В 1946 г. мученическую смерть принял готовившийся стать епископом Мукачевским игум. Феофан. Некоторые правосл. священники за религ. убеждения приговаривались к длительным срокам тюремного заключения (иеромонахи Викентий (Орос), Иов (Гашпар), Дамиан (Бынь), Иустин (Сидак) и др.). В февр. 1949 г. Закарпатский облисполком санкционировал прекращение деятельности греко-католич. епархиального управления. 28 авг. в Мукачеве Ужгородская уния была торжественно отменена. Имущество греко-католич. приходов передавалось правосл. Церкви. К 1 янв. 1950 г. в Православие перешли 122 греко-католич. священника. Наиболее убежденные униаты ушли в подполье. Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) Лютеранская кирха в г. Рахове. Фотография. 70-е гг. ХХ в. (ГПИБ) В 50-х гг. вслед. церковных гонений в З. были закрыты большинство мон-рей и мн. храмы. По данным на 1 янв. 1957 г., в З. насчитывалось 203 священнослужителя, 2 муж. мон-ря и скит с 48 насельниками, 4 жен. мон-ря и 6 скитов с 295 монахинями. К осени 1961 г. продолжало функционировать лишь 2 мон-ря. В кон. 60-х гг. в З. было отмечено массовое уничтожение придорожных крестов с распятием. На 1 янв. 1982 г. в Мукачевско-Ужгородской епархии насчитывалось 417 храмов, 247 священнослужителей, 7 благочиний, 135 насельниц в Мукачевской и Чумалевской обителях. 24 авг. 1991 г. укр. Верховная Рада провозгласила независимость Украины.

http://pravenc.ru/text/182499.html

30 сент. 1940 г. под давлением оккупационных властей Варшавский митр. Дионисий (Валединский) принял решение об архиерейской хиротонии И. Огиенко. 9 окт. 1940 г. он был пострижен в монашество с именем Иларион (в честь прп. Илариона Печерского) в Яблочинском Свято-Онуфриевском мон-ре, 10 окт. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея и возведен в сан архимандрита. 19 окт. на соборе епископов ПАПЦ в Холме (ныне Хелм, Польша) состоялось наречение И. во епископа Холмского и Подляшского (Холмско-Подляшская епархия была территориально выделена из митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ). 20 окт. того же года хиротонисан во епископа Холмского и Подляшского. В хиротонии участвовали Варшавский митр. Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и Люблинский еп. Тимофей (Шреттер) . В тот же день возведен в сан архиепископа. 3 нояб. состоялась интронизация И. на Холмской кафедре. И. основал при Холмском соборе типографию и изд-во, большую епархиальную б-ку. Многие из его проповедей были изданы или разошлись в рукописных списках. В этот же период он написал множество стихотворных и прозаических произведений, в основном духовно-назидательного содержания. После начала Великой Отечественной войны вступил в переговоры с Волынским и Житомирским митр. Алексием (Громадским) , к-рый возглавлял на оккупированной территории УССР автономную Украинскую Православную Церковь, находившуюся в каноническом общении с Московской Патриархией. На Соборе автономной УПЦ, состоявшемся в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре 8-9 дек. 1941 г., митр. Алексий выдвинул И. кандидатом на замещение Киевской кафедры, рассматривая это как возможный компромисс со сторонниками неканонической УАПЦ. Собор поддержал это предложение, указав, что И. должен быть назначен не митрополитом Киевским, а архиепископом Киевским и Переяславским. Однако в дальнейшем это назначение не было осуществлено, т. к. И. не получил разрешения оккупационных властей на выезд из Холма. Являясь сторонником укр. церковной автокефалии, И.

http://pravenc.ru/text/389195.html

Вениамин (Тихоницкий Вениамин Михайлович) (1869–1957), архиепископ. Окончил Вятскую духовную семинарию. Священник Владимирской церкви в Вятке (1922–1927). Арестован в 1927 г. и выслан на 3 года. С 1942 г. епископ (с 1945 г. – архиепископ) Кировский и Слободской. Член Архиерейского Собора 1943 года. В 1945, 1947 и 1948 гг. назначался временно управляющим Ижевской епархией. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич) (1880–1961), митрополит. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию (1907), оставлен при ней профессорским стипендиатом. Пострижен в монашество в ноябре 1907 года. Иеромонах (1907). Назначен личным секретарем архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского) . В 1910–1911 гг. исполнял должность доцента Санкт-Петербургской духовной академии. В декабре 1911 года получил назначение на должность ректора Таврической духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В августе 1913 года занял пост ректора Тверской духовной семинарии. Член Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. Осенью 1917 г. избран ректором Таврической духовной семинарии. В феврале 1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, викария Таврической епархии. Возглавлял военное и морское духовенство Русской Армии. Эмигрировал в ноябре 1920 года. В Константинополе вошел в состав Высшего Церковного Управления Заграницей, а также стал членом образованного при генерале Врангеле Русского Совета. В этот же период возглавил комиссию по организации церковной жизни русского Зарубежья. Председательствовал на проходившем в Константинополе «епархиальном съезде», подготовившем Карловацкий Собор 1921 года. Принял к исполнению Указ Святейшего Патриарха Тихона и соединенного присутствия Священного Синода и Высшего Церковного Совета об упразднении Карловацкого Всезаграничного Высшего церковного управления и удалился в монастырь Петковица (св. Параскевы) в Сербии. Приэтомдо 1923 года продолжал исполнять обязанности епископа Армии и Флота. Осенью 1923 года стал викарием архиепископа Савватия (Врабец) в Карпатской Руси, входившей в то время в состав Чехословакии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

с. Вел. Бычков Раховского р-на (основан в 1719, закрыт в 1788); возле совр. с. Тересва Тячевского р-на (основан в 1389); в совр. с. Монастырец Хустского р-на (упом. в документах в 1555); на горе Городище и в урочище Телятник возле совр. с. Белки Иршавского р-на (точных данных об основании и о закрытии нет); в урочище Глотково возле совр. с. Майдан Межгорского р-на (точных данных об основании и о закрытии нет). Арх.: Арх. Управления Службы Гос. Безопасности в Закарпатской обл. (9 док-тов); ГА Закарпатской обл. Ф. 2: Npeзuдiя Крайового ynpabлihhя Niдkapnamcьkoï Pyci, м. Ужгород. Оп. 2; Арх. Мукачевской Православной епархии; Арх. Хустской Православной Мемуары архим. Алексия: (Несколько отрывков из истории борьбы за святое Православие, рассказанной архим. Алексием (Кабалюком), зап. иноком Алексием (Дехтеревым)// Фейсак И. Православие в Подкарпатской Руси и Вост. Словакии после Первой мировой войны. Загорск, 1980. Прил. С. 1-27 Маш. Ист.: Шематизм Православноï Mykaчibcьkoï на 1942 р.//Церк. календар на 1943 г. Мукачево, 1942. С. 115-128; Bichuk НРЗУ [Hapoдhoi ради Закарпатськоï Украïни]. 1945. 15 kbimhя. С. 90; 20 kbimhя. С. 114-115; 1 травня. С. 113, 115, 118, 120-121; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994; Лист дeлeraцiï правосл. духовенства Mykaчebo-Npяшibcьkoï до Й. Cmaлiha про включення Закарпатськоï Украïни до складу СРСР, 18 лист. 1944 г.//Культурне життя в Ykpaïhi: Зaxiдhi зeмлi: Док-ти i мат-ли. К., 1995. Т. 1. С. 227-229; Возз " Зб. apxibhux дok-mib та мamepiaлib (травень 1944 - ciчehь 1946 рр.). Ужгород, 1999. С. 200-201, 212-231; прп. Aлekciя Карпаторуського, cnobiдhuka. Хуст, 2001. Лит.: Жаткович Ю. Мараморошские//Листок. 1891. 7. С. 22; Бескидский. Из истории восстановления Правосл. веры в южнокарпатской Руси//Правосл. Рус. календарь на 1930 г. Владимирова, 1929. С. 43-63; Закарпатський П. Православна Церква на Зakapnammi//Правосл. bichuk. 1948. 5. С. 146-157; Архиеп. Савватий (Врабец)//ЖМП. 1953. 8. С. 52; Харлампов П. К истории правосл.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

После крушения Австро-Венгрии и восстановления единства Сербской Православной Церкви (1918–1920 гг.) миссионерское служение её в Закарпатье и Чехии стало, наконец, возможным. Услышав из Югославии о том, что одно из русских сел на Пряшевской Руси хочет перейти в Православие, но нет священника, который бы это село мог окормлять, известный в России, да и во всей Православной Церкви архимандрит Почаевской лавры Виталий (Максименко) , решил оставить налаженное в Сербии служение и направиться в Восточную Словакию (или Пряшевскую Русь), село Ладомирово. В 1923 году архиепископ Савватий (Врабец) благословил отцу Виталию устроить монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём в этом селе. Архимандрит Виталий поселился рядом, в Свидняке, снял помещение на втором этаже над корчмой, поставил там с трудом приобретенную старую печатную машину и стал печатать воззвания, листки, потом молитвословы и служебники. Постепенно около него стали собираться сначала трудники, студенты и священники, потом и иноки. Трудами отца Виталия была закончена постройка храма в селе Ладомирово. Туда и переехал он с братией, образовав обитель преп. Иова Почаевского . В этом селе в 1928 году и начала издаваться «Православная Карпатская Русь» – «церковно-народный орган православного движения на Карпатской Руси и Восточном Словенску». Целью этого издания была борьба за восстановление Православия среди завлеченного в унию с Римом населения Карпатской Руси. Постепенно «Православная Карпатская Русь» стали рассылать по всему русскому рассеянию. Карпаты, где находился монастырь преп. Иова Почаевского , были в ведении Мукачевского и Пряшевского архиерея Сербской Православной Церкви 14 , а духовенство для служения в монастыре ставилось священноначалием Русской Православной Церкви Заграницей. Архиепископ Феофан (Быстров) не только одобрил и благословил намерение Александра Таушева отправиться в Карпаты, но и дал деньги бедному выпускнику университета на покупку железнодорожного билета, так как в ответ на свое письмо он получил уведомление за подписью правящего епископа Иосифа (Цвиовича) о том, что Александр Таушев зачисляется на службу в православную Мукачевско-Пряшевскую епархию на должность помощника секретаря епархиальнаго управления в городе Хуст (к знаменитому архимандриту Алексию (Кабалюку), причисленному в 2001 г. Украинской православной Церковью Московского Патриархата к лику святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Владыка Сергий носил титул епископа Бельского и являлся викарием Холмской епархии. Однако в апреле 1922 года он был выслан из Польши за несогласие с идеей провозглашения автокефалии Польской Православной Церкви, и с тех пор проживал в Праге. Таким образом, к концу лета 1923 года окончательно оформилась организационная структура русского прихода в Праге. Был избран Приходской совет и назначен настоятель, постоянно пребывавший в Праге. Следует отметить, что русские иерархи в эмиграции сохраняли свои титулы, несмотря на то, что проживали далеко от своих прежних епархий. Поэтому расхожее в литературе наименование владыки Сергия «епископом Пражским» с канонической точки зрения некорректно. Такого титула он никогда не носил. Параллельно с русским приходом в Праге действовал и чешский православный приход. Его духовный руководитель архимандрит Савватий (Врабец) 4 марта 1923 года в Константинополе был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии. После архиерейской хиротонии владыки Савватия митрополит Евлогий направил письмо епископу Сергию 286) с указаниями, как действовать в сложившейся ситуации. Русскому приходу в Праге предписывалось: 1) Приветствовать главу новой Церкви «и просить его благословения на беспрепятственное продолжение пастырского служения русского духовенства на территории Чехословацкой республики»; 2) Возносить за русскими богослужениями имя архиепископа Савватия после имени Святейшего Патриарха Тихона; 3) Оставаться в каноническом подчинении Русской Православной Церкви. Владыка Евлогий полагал, что отныне русские храмы в Чехословакии «являются метохами (подворьями - В.Б.) автокефального Московского Патриархата, подобно существующим на тех же основаниях в России подворьям Восточных Патриархатов» . 20 марта в Пражский приход из Епархиального управления русских церквей в Западной Европе была направлена новая «форма возношения молений и поминовения церковной иерархии». Здесь предписывалось поминать за богослужением трех архиереев: на первом месте Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, на втором - архиепископа Савватия и на третьем - митрополита Евлогия .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

Учение Чехословацкой Гуситской Церкви характеризовалось следующими чертами: – отсутствие четко выраженного учения о Троице; – непочитание святых и икон; – акт крещение расценивается как лишь форма принятия в Церковь , а не очищение от первородного греха; – миропомазание понимается лишь как знак общения с Церковью, а не как Таинство; – епископы и патриарх избираются на определенное время «собором»; – с 1945 г. во священники поставляются женщины; – литургия напоминает литургию св. Иоанна Златоуста , но не считается бескровной жертвой. Первым Патриархом Чехословацкой Гуситской Церкви был, как уже упоминалось, был К. Фарский (1924 – 1927). Кроме Чехословацкой Гуситской Церкви (во главе с Фарским) и православной общины, возглавляемой епископом Гораздом, и входящей в юрисдикцию Сербского Патриарха, в Чехии существовали еще две православные церковные организации. Во-первых, в Праге была «Чешская Православная община», преобразованная в 1920 г. из бывшей «Православной беседы» и также находящаяся в ведении Сербской Православной Церкви. Во-вторых, в Праге находились русские православные приходы, окормлявшиеся епископом Сергием (Королевым) , который в свою очередь подчинялся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в Париже. Такая разобщенность и множественность, конечно, не могла способствовать нормальной церковной жизни и уж тем более установлению стройной системы церковного управления. Ситуация осложнилась расколом, возникшем в недрах «Чешской Православной общины». Дело в том, что члены общины пригласили к себе находящегося тогда на Волыни архимандрита Савватия (в миру – Антонин Врабец), чеха по национальности, и обратились к Сербскому Патриарху с просьбой о его хиротонии. Но Савватий, не дождавшись ответа Сербской Церкви, обратился в Стамбул, и 4 марта 1923 г. в Константинопольский Патриарх Мелетий IV хиротонисал его во епископа и назначил «Архиепископом Пражским и всей Чехословакии». Таким образом, данный шаг Савватия и Константинопольского Патриарха послужил поводом к созданию в Чехии еще одной – пятой – юрисдикции: группировки, объединенной вокруг архиепископа Савватия и находящейся в подчинении Вселенскому Патриарху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010