— А в этом храме, — отвечают ему, — приносится бескровная Жертва за души новопреставленных. Милосердием Божиим усопшие получают от поминовения великую пользу: грешникам прощаются грехи их, а праведники получают большую благодать. Такое рассуждение молодых монахов очень понравилось о. Савватию и он сказал им: — Вот у нас недавно умер очень хороший и близкий мне человек… — Это вы про о. Филарета говорите? — спросили они его. — Да, про него. — А не хотите ли вы его видеть? Сердце о. Савватия так и замерло от радости. — Да, я бы желал! — сказал он робко. Тогда тот из монахов, который казался постарше, сказал младшему: — Доложите, что желают видеть о. Филарета. Тот пошел и, возвратившись очень скоро, позвал о. Савватия следовать за ним. Ввел он его в соседнюю комнату, внутри которой находилась лестница, с которой как раз в это время сходил юноша лет восемнадцати, в светлом стихаре. — Вам о. Филарета? — спросил он о. Савватия, — пожалуйте за мной! Они пошли вверх по очень крутой лестнице, и о. Савватий, несмотря на свою обычную боль в ноге, которой он страдал издавна, не чувствовал ни боли и ни малейшей усталости и шел как будто по воздуху. Долго поднимались они, пока не достигли опять какого-то храма огромных размеров, с необыкновенно высоким куполом. Храм был круглый, и в нем иконостаса не было. Под куполом были видны лики святых, расположенные группами, как будто на облаках. Между ними о. Савватий рассмотрел лик мучеников, лик святителей, преподобных и других святых, от века благоугодивших Господу. Внизу под ними был виден ряд икон, а наверху, несмотря на отсутствие окон, изливался откуда-то необычайный свет. О. Савватий остановился в немом восхищении перед этим дивным светом, и видит, что все изображения святых внезапно ожили, начали двигаться и беседовать между собою. Это крайне поразило о. Савватия. — Вы о. Филарета ищете? — спросил его кто-то из них. — Его еще здесь нет. Ему готовится место с праведниками и юродивыми. Тогда о. Савватий, обратясь к своему спутнику, шепотом спросил его:

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Отец Валериан, как и вся братия, очень почитал старого схимника, опытным путём знал силу его благословения, умиряющего душу. Но сегодня инока одолели недобрые помыслы: — Конечно! Идёт себе — улыбается! Ему-то снег убирать не придётся! И игумен Савватий снег убирать не станет! И с клироса братия опять пойдёт на распевку. А отец Валериан, конечно, самый здоровый, самый незанятый — давай, отдувайся за всех! Греби снег лопатой, а он через час снова нападает! Снова убирай, а он снова! Скукотища! И отец Валериан прошёл мимо, отвернувшись в сторону, не взял обычного благословения, не поклонился старцу. От этого внезапного раздражения на душе стало ещё тяжелее, и инок подошёл к трапезной уже совсем в плохом настроении, поникший. Он не заметил, как отец Захария с любовью проводил его взглядом и незаметно перекрестил его спину. В трапезной братия встала на молитву, а игумен Савватий, внимательно оглядел всех и легонько кивнул головой отцу Валериану. Инок печально вздохнул: и тут попал, теперь, пока все будут обедать, ему придётся читать. Потом заново подогревать суп или есть холодный в одиночестве. Братия застучала ложками, а инок подошёл к аналою и начал читать. Голос у него был громкий, звучный, читал он разборчиво. Только чтение сегодня никак не клеилось. На ровном месте ошибки получались, да ошибки какие-то несуразные. Так, в одном отрывке говорилось о священнике, которого вызвали к владыке. И вот у отца Валериана прочиталось: — Он без проволочек направился в епископию. Отец Савватий покашлял, и смущённый отец Валериан поправился: — Он без проволочек направился в епископию. Стал читать дальше и через несколько строк прочёл: — …И тогда сказал старец своё наставление ученикам «Ленитесь, братия, ленитесь!» Стук ложек прекратился. Братия удивлённо подняла головы от тарелок. Игумен Савватий опустил ложку на стол и пронзительным взглядом, в котором можно было прочитать любовь и укор одновременно, пристально посмотрел на инока. И только отец Захария не удивился, а улыбнулся в бороду.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Они чокнулись – за здравие будущего епископа Савватия. – Здравие, здравие… – задумчиво сказал Андроник. – Великая вещь. И преходящая, как и многое. Вот, я натолкнулся нынче у Державина… – Оду «Бог» с юности моей знаю. Великой силы творение. – Да, конечно. Но я не о ней говорю. Незадолго до кончины написал он иное. Быть может, в минуту тоски… Вот… хотите прочту? – Прошу усердно. Андроник вытянулся в кресле, слегка закинул назад голову. Руку с длинными, изящными пальцами положил на колени. Чуть прикрыл огромные глаза. Река времен в своем стремленье Уносит все дела людей, И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается, Чрез звуки лиры иль трубы, То вечности жерлом пожрется, И не уйдет своей судьбы. Савватий не сразу отозвался. Потом вздохнул, поправил наперсный крест – в движении этом была спокойная, непобедимая сила, как бы исходящая из самого креста. – Написано знатно, дорогой авва, но не христианского духа. Господь больше и выше этого жерла. У Него ничто не пропадает. Все достойное живет в вечности этой. – Верно, верно… – Андроник совсем раскрыл свои огромные глаза и глядел ими на Савватия как бы потусторонне. – Я ведь и сказал: в томленье написано, в тяжкую минуту. А ведь натура наша не ангельская. Не совсем светские поэты, но и святые испытывали минуты Богооставленности. Думаю, автор «Бога» и написал это в такую минуту. Да ведь и накануне смерти. – Очевидно, дорогой отец архимандрит, очевидно. Потом прибавил вдруг: – Кончину же да встретим в тишине, покорности. Разговор перешел на другое – на церковные дела, приближающийся съезд. – Вот и каникулы близятся, – сказал о. Савватий. – Видимо, вы в одиночестве будете принимать инославных. Я же приглашен на некий летний отдых в семью состоятельного прихожанина, в окрестностях града сего. Через полчаса, уходя уже, архимандрит Савватий вдруг рассмеялся. – Беседовали мы и о значительном, и о нашем житейском, а мне сейчас, неведомо почему вспомнился мелкий случай из довольно давних лет. Представьте себе, дорогой авва, при пострижении в монашество мне чуть было не дали престранное и неблагозвучное имя: Кукша. Вообразите себе! Был, действительно, такой святой, если память не изменяет, просветитель зырян. Великих подвигов, конечно, муж, но представьте себе… я – Кукша! Слава Господу, в последнюю минуту Владыка Иннокентий отстоял. Савватий – это благолепно. Зосима и Савватий Соловецкие. Но Кукша!

http://azbyka.ru/fiction/svjataja-rus-za...

11. Между тем прошло некоторое время, и лев так неленостно исполнял эту службу. Но похитившие осла проходили снова по окрестностям реки Иордана, имея с собою животное, и направлялись к святому граду по какой-то своей надобности. Случилось, что и зверь был тогда у реки, чтобы принести воды братии. И что происходит? Он видит издали осла, узнает его и тотчас, перестав быть ослом или, лучше, исполнять должность такого животного, снова показывает себя львом и с царственным рыканьем бросается на ведущих осла. Они, увидев его, немедленно обращаются в бегство с большою скоростью и страхом. И он, схватившись за недоуздок, надетый на осла, возвращается с ним к лавре в великом благодушии, прыжками и другими способами выказывая свою радость и представляясь смотрящим на него как бы некиим доблестным воином, возвращающимся с войны с трофеями. Увидел его великий и, благословив, освободил от службы, поручив ослу снова исполнять ее. Кроме того он нарицает этого льва Иорданом, вероятно, я думаю, за то, что это случилось с зверем у реки Иордана. С того времени лев пребывал на свободе, оставаясь в лавре и иногда уходя куда-нибудь вне ее. 12. Прошло три года, и божественный Герасим переселяется к Богу, Которого возжаждал. И Иордан, находясь или у Иордана, или в другом месте, по устроению Божию не оказался там, когда он был погребен отцами. Спустя немного, он, пришедши, искал старца; и авва Савватий Киликиец, ученик аввы Герасима, увидев его, говорил ему: «Старец наш покинул нас сирыми и переселился к Господу; но возьми, поешь». Лев не захотел есть, но непрестанно обращал свои взоры туда и сюда, желая увидеть старца, громко рыкая и не вынося его отсутствия. Авва Савватий и прочие отцы, гладя его спину, говорили ему поесть и успокоиться; но лев не переставал реветь и рыкать. И чем больше старались успокоить его словами, тем больше он рыкал, издавал более громкий рев и усиливал свою тоску, показывая, какую печаль он имел, не увидев старца. Тогда говорит ему авва Савватий: «Пойдем со мною, так как ты не веришь нам, и я покажу тебе, где погребен старец». И взявши, привел его туда, где они погребли старца; отстояло же (это место) от церкви приблизительно на полмили. Итак, авва Савватий, став на могиле старца, говорит льву: «Вот здесь погребен наш старец». И преклонил колена, творя поклонение на могиле старца. Когда лев увидел его творящим поклонение, и сам сотворил поклонение и, довольное время склоняя свою голову к земле, умер на могиле. Произошло же все это не потому, что лев имел разумную душу, но потому, что Бог восхотел прославить славящих Его не только в сей жизни, но и по смерти, и показать людям, какое имели звери подчинение Адаму до его преступления. Итак, будем подражать и мы, братия, хотя бы благомыслию зверей, которое они показывали к служащим Господу; их же предстательством да будем удостоены части их в день суда. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит Бурятский Савватий: Уже третий час идет дождь. Господи! Ты нас услышал 31 августа, 2015. Новостная служба Во всех храмах Бурятской епархии проходят молебны о даровании дождя. 31 августа. ПРАВМИР. Лесные пожары несколько недель бушуют в Бурятии. Сейчас там горит более 100 тысяч гектаров леса. При тушении погиб сотрудник лесхоза. Во всех храмах Бурятской епархии проходят молебны о даровании дождя. Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Савватий сообщил на своей странице в сети Фейсбук, что недавно пошел дождь. «Уже третий час идет дождь… Тихий дождь. Мы сегодня молились о дожде. Дыма в воздухе не ощущается. И тихий дождь. Господи! Ты нас услышал. Прошу Тебя, Господи! Ниспошли дождь на всю Бурятию! Мы сами со всей нашей авиацией не справимся с лесными пожарами! Даруй нам дождя, Господи», — написал Владыка Савватий.           Как сообщает РИА Новости , в понедельник в Бурятию прибыли 100 парашютистов-пожарных авиалесоохраны Ханты-Мансийского автономного округа. Их направили в населенные пункты Баргузин, Турка, Гремячинск, Тэгда, Кабанск. Таким образом, группировка Рослесхоза в Бурятии достигла почти 1,1 тысячи человек. Всего же на тушении возгораний задействовано свыше 2,5 тысячи человек. Пожары зарегистрированы в Прибайкальском, Баргузинском, Баунтовском, Кабанском, Заиграевском, Курумканском, Северо-Байкальском, Хоринском районах, в пригороде Улан-Удэ, Забайкальском национальном парке, Джергинском, Байкальском, Баргузинском заповедниках. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 августа, 2015 26 августа, 2015 30 августа, 2023 4 июля, 2023 7 июня, 2023 22 мая, 2023 10 мая, 2023 8 мая, 2023 8 мая, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/mitropolit-ulan-udensk...

РЖД: Гуманитарный груз Бурятской епархии направили пострадавшим, как только был определен железнодорожный состав Уточняем, что письмо Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия поступило в адрес заместителя начальника ВСЖД (по территориальному управлению) в Улан-Удэнском регионе Н.Г. Скосырского 20 сентября 2013г. и, как только был определен железнодорожный состав, в который впоследствии включили вагон с контейнером для гуманитарной помощи, груз был отправлен пострадавшим от наводнения жителям Хабаровска. 2 октября, 2013 Уточняем, что письмо Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия поступило в адрес заместителя начальника ВСЖД (по территориальному управлению) в Улан-Удэнском регионе Н.Г. Скосырского 20 сентября 2013г. и, как только был определен железнодорожный состав, в который впоследствии включили вагон с контейнером для гуманитарной помощи, груз был отправлен пострадавшим от наводнения жителям Хабаровска. В редакцию поступило разъяснение службы корпоративных коммуникаций ВСЖД по ситуации, сложившейся вокруг просьбы Улан-Удэнской и Бурятской Епархии к заместителю начальника ВСЖД (по территориальному управлению) в Улан-Удэнском регионе с просьбой о бесплатном предоставлении железнодорожного контейнера для отправки гуманитарного груза пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке. 1 октября 2013 года, в ответ на обращение к заместителю начальника ВСЖД (по территориальному управлению) в Улан-Удэнском регионе Н.Г. Скосырскому Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия с просьбой выделить контейнер для отправки гуманитарной помощи пострадавшим от наводнения на Дальнем Востоке, со ст.Тальцы был отправлен контейнер с предоставленным Епархией грузом. Уточняем, что письмо Епископа Улан-Удэнского и Бурятского Савватия поступило в адрес заместителя начальника ВСЖД (по территориальному управлению) в Улан-Удэнском регионе Н.Г. Скосырского 20 сентября 2013г. и, как только был определен железнодорожный состав, в который впоследствии включили вагон с контейнером для гуманитарной помощи, груз был отправлен пострадавшим от наводнения жителям Хабаровска.

http://pravmir.ru/rzhd-gumanitarnyj-gruz...

Отец Валериан, как и вся братия, очень почитал старого схимника, опытным путём знал силу его благословения, умиряющего душу. Но сегодня инока одолели недобрые помыслы: – Конечно! Идёт себе – улыбается! Ему-то снег убирать не придётся! И игумен Савватий снег убирать не станет! И с клироса братия опять пойдёт на распевку. А отец Валериан – конечно, самый здоровый, самый незанятый – давай, отдувайся за всех! Греби снег лопатой, а он через час снова нападает! Снова убирай – а он снова! Скукотища! И отец Валериан прошёл мимо, отвернувшись в сторону, не взял обычного благословения, не поклонился старцу. От этого внезапного раздражения на душе стало ещё тяжелее, и инок подошёл к трапезной уже совсем в плохом настроении, поникший. Он не заметил, как отец Захария с любовью проводил его взглядом и незаметно перекрестил его спину. В трапезной братия встала на молитву, а игумен Савватий, внимательно оглядел всех, и легонько кивнул головой отцу Валериану. Инок печально вздохнул: и тут -попал, теперь, пока все будут обедать, ему придётся читать. Потом заново подогревать суп или есть холодный в одиночестве. Братия застучали ложками, а инок подошёл к аналою и начал читать. Голос у него был громкий, звучный, читал он разборчиво. Только чтение сегодня никак не клеилось. На ровном месте ошибки получались, да ошибки какие-то несуразные. Так, в одном отрывке говорилось о священнике, которого вызвали к Владыке. И вот у отца Валериана прочиталось: – «Он без пр о волочек направился в еписк о пию». Отец Савватий покашлял, и смущённый отец Валериан поправился: – «Он без провол о чек направился в епископ и ю». Стал читать дальше и через пару строк прочёл: – … И тогда сказал старец своё наставление ученикам «Лен и тесь, братия, лен и тесь!» Стук ложек прекратился. Братия удивлённо подняли головы от тарелок. Игумен Савватий опустил ложку на стол и пронзительным взглядом, в котором можно было прочитать любовь и укор одновременно, пристально посмотрел на инока. И только отец Захария не удивился, а улыбнулся в бороду.

http://pravoslavie.ru/58332.html

Мы упоминали уже об его «Мече духовном» на поражение никониан, напечатанном в Москве, в подпольной раскольнической типографии, содержимой одним попом (раскольнический поп – содержатель подпольной типографии! Не правда ли, – вот убедительное доказательство верноподданства раскольников и их уважения к законам, изданным предержащею властью, о чем так любят говорить и они сами и их покровители, очевидно, не считающие нужным надзор за типографиями простирать так далеко, чтобы преследовать раскольнических подпольных печатников и оттиснутые ими книги!). «Меч» Перетрухина в нескольких сотнях экземпляров отослан из канцелярии Савватия в Балаково и другие поволжские места для распространения среди раскольников. Теперь Перетрухин издал еще новую книгу, под названием «Мир ко внешним» 39 . Под «внешними» разумеются ближайшим образом противоокружники, которых именно секретарь Савватия посредством своей книги желает привлечь к «миру» со мнимыми окружниками. Сочинение состоит из следующих статей: 1) «Ответы на вопросы так называемых неокружников», 2) «Вопросы епископу неокружников Иову Московскому», 3) «Краткое сказание о неокружнических епископах Иосиф и Иов», 4) «Воззвание Павловских старообрядцев по поводу примирения их с Московским Духовным Советом». Вся цель сочинения состоит в том, чтобы доказать старообрядцам, что Окружное Послание уничтожено и более не существует, и потому разделения из-за него быть не должно. «Все православные христиане, – заявляет здесь сочинитель «по благословению» самого владыки Савватия, – никто не должны более сомневаться, что существует Окружное Послание (Эта безграмотная фраза, очевидно, означает: никто не должен колебаться сомнениями, думая, что Окружное Послание существует) и будто бы преграждает путь к примирению, – нет, оно действительно уничтожено для мира церковного». Итак, от имени Савватия сделано посредством этого сочинения Перетрухина новое отречение от Окружного Послания, приносится новая жертва противуокружникам, проповедуюшим, что Иисус есть иной бог, антихрист, что четвероконечный крест есть печать антихристова и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий о пожарах: Пренебрежительное отношение к природе — греховно 30 апреля, 2015. Савватий Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Во всех храмах священники беседуют с прихожанами о недопустимости пренебрежительного отношения к природе. 30 апреля. ПРАВМИР. В Восточной Сибири с середины апреля бушуют пожары, затронувшие несколько десятков населенных пунктов. Жертвами стали более 30 человек. Архиепископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий рассказал Правмиру о ситуации в регионе и призвал бережнее относиться к природе. К сожалению, лесные пожары и у нас пылают. Например, вчера МЧС с большим трудом отстояло одно из сел в Бурятии. Причина пожаров, по словам сотрудников МЧС, не только бесконтрольные палы. Горит и тайга, где нет в округе никаких поселений. Но, причина, по их же словам, все таки, по большей части — так называемый человеческий фактор. Большой бедой для всей Восточной Сибири являются так называемые «черные лесорубы». Но, по Божией милости все же, Бурятии повезло больше чем Хакасии и Забайкальскому краю. Дело в том, что по всему региону, когда в этих субъектах выгорели целые деревни, были очень сильные ветра. В том числе и у нас. Местами порывы ветра доходили 35 м/с и даже больше. Так что огонь легко преодолевал не только противопожарные рвы, но с легкостью перекидывался даже через автодороги. К счастью для нас, в это время по близости от населенных пунктов не было крупных очагов возгорания. И МЧС вовремя предприняли все необходимое, чтобы подобное не случилось у нас. Во всех храмах священники беседуют с прихожанами о недопустимости пренебрежительного отношения к природе, которую создал Господь. Необходимо помнить, что подобное отношение греховно. В ближайшее воскресенье по всем храмам Бурятии будет зачитано мое обращение к пастве епархии с призывом о бережном отношении к окружающей среде и неукоснительном соблюдении мер противопожарной безопасности. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/episkop-buryatskiy-sav...

Тот, немолодой уже человек, седобородый, сухонький и невысокий, ответствовал: — Во истину дебрь сия благоуханна! Пали оба на колени и благодарили Бога за спасение. Затем вынули из лодки невеликий скарб: сухари, да лук, да одежку, да обутку, да рыболовную снасть, да соли чуть-чуть. Младший взял топор и обратился к старшему: — Выбирай место, брат Савватий! Келейку себе срубим. Но Савватий, умудренный инок из Валаамской обители, запретил ему: — Нет, Герман. Прежде крест сладим. Прямо у того места, где лодка наша на берег вышла. И застучали топоры. И полетели стружки. И встал крест над прибрежными валунами. Герман, силач из города Тотьмы, уже посещал Соловки с лодьями рыбаков. Он отвел Савватия к месту, где стояла гора и в озерке была особенно чистая вода. Герман срубил малую келейку. А пока работал, спутник его неустанно читал ему вслух Псалтырь. Здесь, в этой келейке, годами предавались Савватий с Германом подвигам пустынничества. Молились, читали богословские книги, дни и месяцы проводили в безмолвии. Опытный Савватий учил науке монашества некнижного Германа, который даже читать не умел. Как хорошо монаху на Соловках! На десятки верст — море кругом. Ни жилья человеческого, ни шума, ни толп, ни соблазнов, происходящих от неспокойной жизни. Один лишь ветер играет верхушками деревьев, да море рокочет в отдалении. Тут не растет хлеб. Зато можно ловить рыбу, искать коренья и ягоды, вволю набирать грибов, вываривать соль. А если потребуется мука, то можно на лодочке отправиться к Большой земле и там выменять ее на соль. О Зосиме Всего несколько месяцев в году море вокруг Соловков чисто ото льда. В иное время оно наполняется плавучими льдинами. И только отчаянно смелые люди могут пройти зимний путь до берега, то пользуясь лодкой, то взбираясь на льды и двигаясь по белой глади на санях. Рыбаки и охотники на морского зверя лишь ненадолго заходят в бухточки Соловецких островов. Языческие племена оставили тут древние свои сооружения — лабиринты… Но не пытались они основаться на Соловках для постоянного жительства. Уж больно скудна тут жизнь!

http://foma.ru/tri-istorii-o-solovkax.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010