Приборжавское. Серафимовский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1939. Ссылки:   Адрес: Украина, Закарпатская обл., Иршавский р-н, с. Приборжавское, ул. Колхозная, д. 45 Координаты: 48.373027, 23.220609 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приборжавский женский монастырь преподобного Серафима Саровского был основан уроженцем того же села Заднего (Приборжавское) иеромонахом Гермогеном (Скундзяком), который начал свой монашеский подвиг в Тереблянском в Спасо-Преображенском мужском монастыре. Между 1934-1936 годах на территории скита был построен первый деревянный храм в честь преподобного Серафима Саровского, который простоял до 1954 года. А в 1939 году иеромонахом Гермогеном был построен каменный храм. Источник: teplyca.com.ua Монастырь был основан уроженцем того же села иеромонахом Гермогеном (Скундзяком), который начал свой монашеский подвиг в Тереблянском Спасо-Преображенском мужском монастыре. Будучи глубоко религиозным юношей, он в малом возрасте мечтал о самостоятельной жизни, выделялся благочестивым поведением. Демобилизовавшись в 1923 году из чехословацкой армии, он решил пойти в монастырь. Его родители были против решения сына. И лишь после смерти родителей, в 1925 году, он ушел в Тереблянский мужской монастырь, где принял монашество с именем Гермоген и через год архиепископ Савватий (Врабец) рукоположил его сперва в иеродиаконы, затем в иеромонахи и направил на приход. В 1927 году ииеромонах Гермоген построил в селе Броньце храм. Но приходская жизнь ему не была по чувству. Стремясь и имея большое желание к самостоятельной монашеской жизни, он выменял собственную урожайную землю в урочище «За лазом» у местного жителя Панька на пустынную. Там он выкопал пещеру для подвижничества в монашеской жизни. Закончив строительство храма в селе Броньце, подвижник решил полностью переселиться в свою пещеру. Но архиепископ Пражский и всея Чехословакии Савватий (Врабец) своим указом направил иеромонаха Гермогена на приход в село Колочеви-Горби, где священствовал до 1933 года. За это время он сумел построить храмы в своем приходе, а также в Колочеви-Лазах и Негровцах.

http://sobory.ru/article/?object=26555

Бедевля. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1929. Ссылки:   Адрес: Украина, Закарпатская область, Тячевский район, с.Бедевля, ул. Говды, 42 Координаты: 48.020216, 23.647768 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью По благословению архиепископа Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник) основал в 1925 году мужской скит в урочище " Вишний Дубовец " возле села Дубового. Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство. Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками. В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита. В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства. Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля. Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище " Горби " . Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю.

http://sobory.ru/article/?object=26542

Дубровка. Иоанно-Предтеченский монастырь. Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Основателем скита возле села Дубровка был иеромонах Феодосий (Ю.Боршан), родом из села Великих Комьят. Когда ему исполнилось 15 лет, на Закарпатье началось православное движение, которое не миновало молодого юношу. Познакомившись в 1914 году с иеромонахом Алексием (Кабалюком), он перешел из греко-католицизма в Православие, за что его в 1918 году венгерская власть арестовала и заключила в Сиготскую тюрьму. Суд в Севлюше (Виноградове) оправдал Боршана и отпустил его на свободу. Когда в селе Иза-Карпутлаше появилось православное иночество, Юрий пошел туда и поступил в Свято-Николаевский мужской монастырь, в котором проживало восемь иноков под управлением иеромонаха Алексия (Кабалюка). Через некоторое время в селе Теребля основали мужскую обитель и Юрий Боршан с благословения иеромонаха Алексия (Кабалюка) перешел туда. В 1924 году на прошение игумена Иова (Войтишина) в приходской церкви села Данилова Юрий был пострижен Преосвященным Вениамином (Федченковым), епископом Севастопольским в монашество с именем Феодосий, а через два дня - рукоположен в иеродиакона. 12 апреля 1924 года архиепископ Савватий (Врабец) в Праге рукоположил Феодосия в иеромонахи, после чего тот вернулся в Тереблянский монастырь. Поскольку, на приходах не хватало священнослужителей, игумен Иов (Войтишин) послал молодого иеромонаха на приход в село Дубровку. Там иеромонах Феодосий обратился к правящему архиерею с прошением благословить строительство в Дубровке мужского скита во имя святого пророка Иоанна Предтечи. Получив архипастырского благословения, иеромонах Феодосий, подыскав недалеко от села удобное место в урочище " Гора " , купил у местного жителя Василия Билона небольшой участок земли, а в сентябре 1925 года начал строительство. Весной 1926 года начали обжигать кирпич, а воду приходилось возить в бочках за несколько километрах. Помогали юноши из села, которые потом приняли монашество. Особенно отличились будущие иеромонахи Зосима (Попович), Серафим (Бровдий) и другие.

http://sobory.ru/article/?object=26557

Архимандрит Виталий помогал первому православному священнику на Закарпатье после долгих лет унии – Священноисповеднику Алексию (Кабалюку), что известно из материалов второго Мармарош-Сигетского процесса (июль 1913 – март 1914 гг.) Особую заботу отец Виталий проявлял также о чехах. На Волыни с 1863-1867 до 1947 года существовали большие чешские поселения. Колония чехов Здолбуново в 1870-1880 гг. почти полностью перешла в Православие. Архимандрит Виталий основал там подворье Почаевской Лавры и отделение типографского братства. Алексей Геровский пишет, что будущий архиепископ Пражский в юрисдикции Вселенской Патриархии Савватий (Врабец), чех из Праги " был принят в Почаевский монастырь. Как брат-славянин, он с лёгкостью окончил духовную семинарию и быстро дослужился до сана архимандрита " (3). В 1907 году о.Савватий был назначен миссионером в чешских сёлах Волыни. В целом миссионерское служение России среди чехов вдохновлялось славянофилами. В 1870-1874 годах Славянское Благотворительное Общество основало русский приход в Праге, проект создания православной чешской общины в Москве (при храме Св. Климента Папы Римского) разрабатывался Обществом в тот же период. Впоследствии в возрождённой Чешской Православной Церкви объединятся духовные сыновья настоятеля Пражского Николаевского собора о.Михаила Раевского и о. Виталия (Максименко). С началом Отечественной войны 1914-1917 г.г. архимандрит Виталий оказывается на переднем крае борьбы за православное будущее славянства. Иноки Почаевской Лавры посылаются в освобожденные Императорской Русской армией области Галицко-волынской земли для воссоединения русинов с " прадедовской верой " . Среди русинов " было такое воодушевление, такая радость на душе, что невозможно было вместить в себя " (4)... В самой Почаевской типографии печатаются " Листки об унии " , составлявшиеся Священномучеником Илларионом (Троицким), будущим архиепископом Верейским. А среди иноков, отправленных в Галицию, был другой ныне прославленный святой – будущий епископ Гомельский Тихон (Шарапов), духовный сын и ближайший помощник о.Виталия в Типографском братстве.

http://religare.ru/2_53428.html

ЧЕШСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА В 1920-Е ГОДЫ Православные чехи после провозглашения независимости Чехословакии объединились в Чехословацкую православную общину, которая в 1922 году была преобразована в Чешскую религиозную православную общину. Председателем последней стал доктор права Милош Червинка, а духовным руководителем — архимандрит Савватий (Врабец). С другой стороны, отколовшаяся от Рима в январе 1920 года Чехословацкая Церковь начала переговоры с Сербской Православной Церковью о своем возможном присоединении к православию. В результате в сентябре 1921 года в Белграде состоялась архиерейская хиротония Горазда (Павлика) во епископа Моравского и Силезского. Однако Чешская религиозная православная община, хотя сначала и признавала над собой каноническую власть Сербской Церкви, на рубеже 1922-1923 годов начала переговоры с Константинопольским патриархом Мелетием о епископской хиротонии архимандрита Савватия. В результате 4 марта 1923 года в Константинополе отец Савватий был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии, а доктор Милош Червинка в протопресвитера. Это событие положило начало затянувшемуся на несколько лет спору о юрисдикции Православной Церкви в Чехословакии. Этот спор отодвинул на второй план все остальные вопросы церковной жизни, в том числе и проблему создания чешского православного храма в Праге. К началу 1926 года победу в юрисдикционном споре одержали сторонники Сербской Православной Церкви во главе с епископом Гораздом, который 22 ноября 1925 года был избран новым духовным руководителем Чешской религиозной православной общины. Чехословацкое государство также признало законной на территории республики сербскую церковную юрисдикцию. В феврале 1926 года у архиепископа Савватия и протопресвитера Милоша Червинки было изъято все делопроизводство и передано в руки епископа Горазда. С этого времени чешская община вновь начинает активно заниматься вопросом открытия в Праге своего храма. Сначала владыка Горазд пытался получить от властей разрешение на совершение богослужений в Никольском храме на Староместской площади. Однако руководство Чехословацкой Церкви во главе с доктором Карелом Фарским высказалось против этого. 30 апреля 1926 года Совет старейшин [vi] Чехословацкой Церкви при храме святого Микулаша направил письмо епископу Сергию (Королеву), главе русского эмигрантского прихода в Праге, в котором настаивал на том, «чтобы богослужения в храме св. Микулаша совершал только русский епископ, и ни при каких обстоятельствах не было позволено совершать богослужения ни архиепископу Савватию, ни епископу Горазду». В случае невыполнения этого требования Совет старейшин угрожал епископу Сергию полным запретом на совершение в храме православных служб [vii] . Таким образом, с мая 1926 года в Никольском храме богослужения мог совершать только русский приход.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

30 сент. 1940 г. под давлением оккупационных властей Варшавский митр. Дионисий (Валединский) принял решение об архиерейской хиротонии И. Огиенко. 9 окт. 1940 г. он был пострижен в монашество с именем Иларион (в честь прп. Илариона Печерского) в Яблочинском Свято-Онуфриевском мон-ре, 10 окт. рукоположен во диакона, 11 окт.- во иерея и возведен в сан архимандрита. 19 окт. на соборе епископов ПАПЦ в Холме (ныне Хелм, Польша) состоялось наречение И. во епископа Холмского и Подляшского (Холмско-Подляшская епархия была территориально выделена из митрополичьей Варшавско-Холмской епархии ПАПЦ). 20 окт. того же года хиротонисан во епископа Холмского и Подляшского. В хиротонии участвовали Варшавский митр. Дионисий, Пражский архиеп. Савватий (Врабец) и Люблинский еп. Тимофей (Шреттер) . В тот же день возведен в сан архиепископа. 3 нояб. состоялась интронизация И. на Холмской кафедре. И. основал при Холмском соборе типографию и изд-во, большую епархиальную б-ку. Многие из его проповедей были изданы или разошлись в рукописных списках. В этот же период он написал множество стихотворных и прозаических произведений, в основном духовно-назидательного содержания. После начала Великой Отечественной войны вступил в переговоры с Волынским и Житомирским митр. Алексием (Громадским) , к-рый возглавлял на оккупированной территории УССР автономную Украинскую Православную Церковь, находившуюся в каноническом общении с Московской Патриархией. На Соборе автономной УПЦ, состоявшемся в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре 8-9 дек. 1941 г., митр. Алексий выдвинул И. кандидатом на замещение Киевской кафедры, рассматривая это как возможный компромисс со сторонниками неканонической УАПЦ. Собор поддержал это предложение, указав, что И. должен быть назначен не митрополитом Киевским, а архиепископом Киевским и Переяславским. Однако в дальнейшем это назначение не было осуществлено, т. к. И. не получил разрешения оккупационных властей на выезд из Холма. Являясь сторонником укр. церковной автокефалии, И.

http://pravenc.ru/text/389195.html

В 1905 году православие приняло 104 чешских старокатолика, во многом благодаря Русской православной церкви. По переписи 1910 года в Чехии насчитывалось 1063 православных. Преследования во время Первой мировой войны После начала Первой мировой войны австрийские власти начали преследование православных. Храм святого Микулаша в Праге был отнят у Православной церкви. Российский священник Николай Рыжков, служивший настоятелем храма, в 1917 году был приговорён к смертной казни по обвинению в государственной измене. Этот приговор не был приведён в исполнение только потому, что российское правительство согласилось обменять отца Николая на униатского митрополита Андрея Шептицкого, попавшего в плен после взятия русской армией Львова. Получив свободу, отец Николай Рыжков выехал в Петроград, где и умер в 1920 году. Чешская православная епархия В 1921 году произошло возрождение Чехословацкой гуситской церкви, которая сначала также желала объединения с Православной церковью. После переговоров с Сербским патриархатом был рукоположён епископ Горазд (Павлик). Впоследствии большая часть гуситской церкви пошли путём самоизоляции и отказа от апостольской преемственности, а епископ Горазд с меньшинством создал Чешский православную епархию в юрисдикции Сербской православной церкви. Во время Второй мировой войны он был убит фашистами, а православные подверглись преследованиям. Юрисдикция Константинопольского патриархата В 1923 году в Константинополе был рукоположён во епископа Пражского Савватий (Врабец). Его юрисдикция действовала параллельно с юрисдикцией Сербской, а впоследствии Русской церкви. Он умер в 1959 году, после чего эта юрисдикция прекратила существование. Автокефальная церковь После войны Чешская православная епархия, как и юрисдикция русских эмигрантов, перешли к Московскому патриархату, от которого в 1951 году получила автокефалию. Первым предстоятелем был Елевферий (Воронцов). Однако акт провозглашения автокефалии Чехословацкой церкви не был признан Константинопольским Патриархатом, который продолжал считать её автономной в своём подчинении.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Чехи...

– И тем не менее здесь возникла целая Поместная Церковь… Исторически Чехословацкая Православная Церковь находилась и в юрисдикции СПЦ, и Московской Патриархии. Можно ли сказать, что сегодня связь с этими Поместными Церквями особенно сильна? На фоне политических событий последнего времени не возникает ли напряжения в отношениях с Русской Православной Церковью, не появляется ли негатива среди простых верующих? – После Первой мировой войны, как я уже говорил, в Чехии и Моравии, за некоторыми исключениями, практически не было Православия. В Словакии восточное христианство существовало в униатской церкви. Союз с Римом поддержали тогдашнее австрийское правительство и местная аристократия. На самом деле Православие не могло здесь развиваться, потому что это грозило экономической и культурной изоляцией потенциальным верующим. Однако после Первой мировой войны в атмосфере религиозной свободы некоторые приходы в Восточной Словакии отделились от униатской церкви и начали возрождение Православия, что также было поддержано эмигрантами, прибывшими с территории бывшей Российской империи. Проблема, однако, заключалась в том, что эти приходы и люди часто отделялись от униатов не из-за или ради принятия Православия, а по причинам экономическим, личным, национальным и другим далеким от веры. Увы, отделялись от униатов не ради Православия, а по причинам экономическим, личным, национальным В будущем это породило ряд проблем, потому что Православие здесь не сформировало достаточную интеллектуальную среду из верующих, чтобы дать альтернативу другим христианским конфессиям в регионе. В Чехии и Моравии Матей Павлик, бывший католический священник, сразу после Первой мировой войны встал у истоков новой Церкви, которая возникла из католических же общин. Общины эти разделились на православных и протестантов. Но проблема нового образования заключалась в том, что внутренние ссоры, постоянные дискуссии и ненависть между лидерами общин ослабили потенциал Православия, и эта слабость была преумножена тем фактом, что Матей Павлик, как и другие, на самом деле мало знали о православном богословии и скорее всего сделали ставку на национальную карту, полагая, будто Православие является «естественной» религией чехов и мораван. К тому же появились и другие миссионеры, которые, как Савватий (Антонин Врабец), начали открывать приходы одной православной юрисдикции в ущерб другой.

http://pravoslavie.ru/139440.html

Пожалуй главной проблемой, волновавшей православных верующих в Чехии, Словакии и Закарпатской Украине в межвоенный период, была проблема канонической юрисдикции. Уже с 1920 года на территории новообразованного Чехословацкого государства начала свою миссию Сербская Православная Церковь. Архиерейский Собор Сербской Церкви назначил в Чехословакию своего делегата, которому поручалось провести работу по первоначальной организации Православия в этом регионе. Этим делегатом стал будущий священномученик епископ Нишский Досифей (Васич). Именно владыка Досифей сыграл решающую роль в подготовке хиротонии святителя Горазда (Павлика). Однако осенью 1922 года группа православных верующих в Праге вышла из подчинения епископу Досифею и завязала переписку с Константинопольским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом). В результате 2 марта 1923 года Патриарх Мелетий и Священный Синод Константинопольской Церкви издали томос «О создании Православной Архиепископии в Чехословацкой республике», а 4 марта того же года архимандрит Савватий (Врабец) был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии. Тем самым было положено начало печально известному спору между Константинопольской и Сербской Церквями за право канонической юрисдикции в Чехословакии. К сожалению, проведенные в 1924 году при поддержке государственных властей Чехословакии переговоры между архиепископом Савватием, с одной стороны, и епископами Гораздом и Досифеем, с другой, не привели к урегулированию конфликта. В результате 22 ноября 1925 года общее собрание Чешской религиозной православной общины в городе Ческа Тршебова приняло решение об отказе от дальнейших контактов с Константинополем. На этом собрании председателем общины был избран епископ Горазд. Чехословацкие органы государственной власти подтвердили решения, принятые в Ческой Тршебове. Однако архиепископ Савватий и небольшая группа его сторонников не подчинились постановлениям этого собрания и продолжали подчиняться Константинопольскому Патриархату. Хотя существование в Чехословакии разных церковных юрисдикций и создало временную трудность в деле объединения всех православных в Единую Поместную Церковь, нельзя не отметить труды подчинявшихся архимандриту Савватию выдающихся миссионеров Русской Зарубежной Церкви архимандрита Виталия (Максименко) и епископа (будущего митрополита) Вениамина (Федченкова).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204133...

В марте 1922 года протоиерей Михаил Стельмашенко был переведен на должность настоятеля русского храма во Флоренции. Новым настоятелем в Прагу был назначен протоиерей Григорий Ломако. Он прибыл в Чехословакию лишь в июне 1922 года и вскоре отказался от исполнения здесь настоятельских обязанностей. Его преемником стал протоирей Георгий Спасский, который, хотя и числился главой Пражского прихода до августа 1923 года, но так и не смог приехать в Чехословакию. И лишь 30 августа 1923 года настоятелем прихода был назначен епископ Сергий (Королев), занимавший эту должность до конца второй мировой войны. Владыка Сергий носил титул епископа Бельского и являлся викарием Холмской епархии. Однако в апреле 1922 года он был выслан из Польши за несогласие с идеей провозглашения автокефалии Польской Православной Церкви, и с тех пор проживал в Праге. Таким образом, к концу лета 1923 года окончательно оформилась организационная структура русского прихода в Праге. Был избран Приходской совет и назначен настоятель, постоянно пребывавший в Праге. Следует отметить, что русские иерархи в эмиграции сохраняли свои титулы, несмотря на то, что проживали далеко от своих прежних епархий. Поэтому расхожее в литературе наименование владыки Сергия «епископом Пражским» с канонической точки зрения некорректно. Такого титула он никогда не носил. Параллельно с русским приходом в Праге действовал и чешский православный приход. Его духовный руководитель архимандрит Савватий (Врабец) 4 марта 1923 года в Константинополе был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии. После архиерейской хиротонии владыки Савватия митрополит Евлогий направил письмо епископу Сергию 286) с указаниями, как действовать в сложившейся ситуации. Русскому приходу в Праге предписывалось: 1) Приветствовать главу новой Церкви «и просить его благословения на беспрепятственное продолжение пастырского служения русского духовенства на территории Чехословацкой республики»; 2) Возносить за русскими богослужениями имя архиепископа Савватия после имени Святейшего Патриарха Тихона; 3) Оставаться в каноническом подчинении Русской Православной Церкви. Владыка Евлогий полагал, что отныне русские храмы в Чехословакии «являются метохами (подворьями — В.Б.)  автокефального Московского Патриархата, подобно существующим на тех же основаниях в России подворьям Восточных Патриархатов» .

http://bogoslov.ru/article/1801177

  001     002    003    004    005