Хотя о. Виталий никогда не был настоятелем, ни наместником Почаевской Лавры ( он исполнял обязанности наместника лишь в 1917-1918 г.г. во время пребывания наместника архимандрита Паисия на Поместном Соборе в Москве), все важнейшие события её жизни в начале ХХ столетия происходили с его участием. Именно он стал ближайшим помощником архиепископа Антония (Храповицкого), когда тот был благословлён окормлять Зарубежную Русь – Вселенский Патриарх Иоаким III назначил его своим экзархом на Галичине и в Подкарпатской Руси. Архимандрит Виталий помогал первому православному священнику на Закарпатье после долгих лет унии – Священноисповеднику Алексию (Кабалюку), что известно из материалов второго Мармарош-Сигетского процесса (июль 1913 – март 1914 гг.) Особую заботу отец Виталий проявлял также о чехах. На Волыни с 1863-1867 до 1947 года существовали большие чешские поселения. Колония чехов Здолбуново в 1870-1880 гг. почти полностью перешла в Православие. Архимандрит Виталий основал там подворье Почаевской Лавры и отделение типографского братства. Алексей Геровский пишет, что будущий архиепископ Пражский в юрисдикции Вселенской Патриархии Савватий (Врабец), чех из Праги « был принят в Почаевский монастырь. Как брат-славянин, он с лёгкостью окончил духовную семинарию и быстро дослужился до сана архимандрита» (3). В 1907 году о.Савватий был назначен миссионером в чешских сёлах Волыни. В целом миссионерское служение России среди чехов вдохновлялось славянофилами. В 1870-1874 годах Славянское Благотворительное Общество основало русский приход в Праге, проект создания православной чешской общины в Москве (при храме Св. Климента Папы Римского) разрабатывался Обществом в тот же период. Впоследствии в возрождённой Чешской Православной Церкви объединятся духовные сыновья настоятеля Пражского Николаевского собора о.Михаила Раевского и о. Виталия (Максименко). С началом Отечественной войны 1914-1917 г.г. архимандрит Виталий оказывается на переднем крае борьбы за православное будущее славянства. Иноки Почаевской Лавры посылаются в освобожденные Императорской Русской армией области Галицко-волынской земли для воссоединения русинов с «прадедовской верой». Среди русинов « было такое воодушевление, такая радость на душе, что невозможно было вместить в себя» (4)… В самой Почаевской типографии печатаются «Листки об унии», составлявшиеся Священномучеником Илларионом (Троицким), будущим архиепископом Верейским. А среди иноков, отправленных в Галицию, был другой ныне прославленный святой – будущий епископ Гомельский Тихон (Шарапов), духовный сын и ближайший помощник о.Виталия в Типографском братстве.

http://pravoslavie.ru/36678.html

ЧЕШСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩИНА В 1920-Е ГОДЫ Православные чехи после провозглашения независимости Чехословакии объединились в Чехословацкую православную общину, которая в 1922 году была преобразована в Чешскую религиозную православную общину. Председателем последней стал доктор права Милош Червинка, а духовным руководителем — архимандрит Савватий (Врабец). С другой стороны, отколовшаяся от Рима в январе 1920 года Чехословацкая Церковь начала переговоры с Сербской Православной Церковью о своем возможном присоединении к православию. В результате в сентябре 1921 года в Белграде состоялась архиерейская хиротония Горазда (Павлика) во епископа Моравского и Силезского. Однако Чешская религиозная православная община, хотя сначала и признавала над собой каноническую власть Сербской Церкви, на рубеже 1922-1923 годов начала переговоры с Константинопольским патриархом Мелетием о епископской хиротонии архимандрита Савватия. В результате 4 марта 1923 года в Константинополе отец Савватий был рукоположен во архиепископа Пражского и всей Чехословакии, а доктор Милош Червинка в протопресвитера. Это событие положило начало затянувшемуся на несколько лет спору о юрисдикции Православной Церкви в Чехословакии. Этот спор отодвинул на второй план все остальные вопросы церковной жизни, в том числе и проблему создания чешского православного храма в Праге. К началу 1926 года победу в юрисдикционном споре одержали сторонники Сербской Православной Церкви во главе с епископом Гораздом, который 22 ноября 1925 года был избран новым духовным руководителем Чешской религиозной православной общины. Чехословацкое государство также признало законной на территории республики сербскую церковную юрисдикцию. В феврале 1926 года у архиепископа Савватия и протопресвитера Милоша Червинки было изъято все делопроизводство и передано в руки епископа Горазда. С этого времени чешская община вновь начинает активно заниматься вопросом открытия в Праге своего храма. Сначала владыка Горазд пытался получить от властей разрешение на совершение богослужений в Никольском храме на Староместской площади. Однако руководство Чехословацкой Церкви во главе с доктором Карелом Фарским высказалось против этого. 30 апреля 1926 года Совет старейшин [vi] Чехословацкой Церкви при храме святого Микулаша направил письмо епископу Сергию (Королеву), главе русского эмигрантского прихода в Праге, в котором настаивал на том, «чтобы богослужения в храме св. Микулаша совершал только русский епископ, и ни при каких обстоятельствах не было позволено совершать богослужения ни архиепископу Савватию, ни епископу Горазду». В случае невыполнения этого требования Совет старейшин угрожал епископу Сергию полным запретом на совершение в храме православных служб [vii] . Таким образом, с мая 1926 года в Никольском храме богослужения мог совершать только русский приход.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Сразу же после создания протектората все евреи были изгнаны с государственной службы. Общая стоимость собственности, реквизированной нацистами у евреев Богемии и Моравии, составила около 12 миллиардов чехословацких крон. К октябрю 1941 г., когда нацисты запретили эмиграцию из протектората, его покинули 26 629 из 118 310 проживавших там евреев, большинство оставшихся в дальнейшем были убиты. Всего погибло 75 765 богемских и моравских евреев, из них 64 172 – в лагерях смерти и гетто, 6392 – в концлагере Терезиенштадт, 5201 – на территории протектората. Свой вклад в спасение евреев и борьбу с нацистской Германией внесли православные священнослужители Чехословакии, прежде всего архиепископ Пражский Саватий (Врабец) и входившие в состав его клира иеромонах Гавриил (Мрас) и протопресвитер Иосиф Рыбак. Архиепископ Савватий происходил из волынских чехов и до переезда в Прагу состоял в юрисдикции Российской Православной Церкви, с начала 1920-х гг. он возглавлял ту часть православных чехов, которые находились в юрисдикции Константинопольского Патриархата. Правда, таких было немного, – в Чехии Владыка Савватий управлял всего двумя-тремя общинами, насчитывавшими несколько сотен прихожан. Значительно большее число православных чехов принадлежало к Чешско-Моравской епархии епископа Горазда (Павлика) , находившейся в юрисдикции Сербского Патриархата и в то же время весной 1941 г. фактически вошедшей в состав Германской епархии Русской Православной Церкви за границей. К этому времени состоявшая из 22 общин Чешско-Моравская епархия насчитывала 27 002 верующих. Из них 16 037 (10 655 чехов и 5382 русских) проживало в Чехии и 10 965 (9927 чехов и 1038 русских) – в Моравии 792 . Уже через год духовенство этой епархии приняло участие в одном из самых значительных событий чешского Сопротивления нацистской оккупации. 27 мая 1942 г. заброшенные из Великобритании чехословацкие парашютисты смертельно ранили рейхспротектора Богемии и Моравии обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха, возглавлявшего также Главное управление имперской безопасности. С просьбой укрыть покушавшихся представители пражского подполья сначала обратились к настоятелю католического Страговского монастыря, но получили категорический отказ. Спрятать семь парашютистов согласилось православное духовенство. Младший священник кафедрального пражского собора Святых Кирилла и Мефодия доктор Владимир Петршик (Петржек) с ведома настоятеля храма протоиерея Вацлава Чикла и председателя церковного совета Яна Сонневенда предоставил 30 мая борцам Сопротивления убежище в крипте собора, где они укрывались 20 дней. Я. Сонневенд также отыскал врача для раненого осколком бомбы одного из покушавшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– И тем не менее здесь возникла целая Поместная Церковь… Исторически Чехословацкая Православная Церковь находилась и в юрисдикции СПЦ, и Московской Патриархии. Можно ли сказать, что сегодня связь с этими Поместными Церквями особенно сильна? На фоне политических событий последнего времени не возникает ли напряжения в отношениях с Русской Православной Церковью, не появляется ли негатива среди простых верующих? – После Первой мировой войны, как я уже говорил, в Чехии и Моравии, за некоторыми исключениями, практически не было Православия. В Словакии восточное христианство существовало в униатской церкви. Союз с Римом поддержали тогдашнее австрийское правительство и местная аристократия. На самом деле Православие не могло здесь развиваться, потому что это грозило экономической и культурной изоляцией потенциальным верующим. Однако после Первой мировой войны в атмосфере религиозной свободы некоторые приходы в Восточной Словакии отделились от униатской церкви и начали возрождение Православия, что также было поддержано эмигрантами, прибывшими с территории бывшей Российской империи. Проблема, однако, заключалась в том, что эти приходы и люди часто отделялись от униатов не из-за или ради принятия Православия, а по причинам экономическим, личным, национальным и другим далеким от веры. Увы, отделялись от униатов не ради Православия, а по причинам экономическим, личным, национальным В будущем это породило ряд проблем, потому что Православие здесь не сформировало достаточную интеллектуальную среду из верующих, чтобы дать альтернативу другим христианским конфессиям в регионе. В Чехии и Моравии Матей Павлик, бывший католический священник, сразу после Первой мировой войны встал у истоков новой Церкви, которая возникла из католических же общин. Общины эти разделились на православных и протестантов. Но проблема нового образования заключалась в том, что внутренние ссоры, постоянные дискуссии и ненависть между лидерами общин ослабили потенциал Православия, и эта слабость была преумножена тем фактом, что Матей Павлик, как и другие, на самом деле мало знали о православном богословии и скорее всего сделали ставку на национальную карту, полагая, будто Православие является «естественной» религией чехов и мораван. К тому же появились и другие миссионеры, которые, как Савватий (Антонин Врабец), начали открывать приходы одной православной юрисдикции в ущерб другой.

http://pravoslavie.ru/139440.html

«Кадры решают все», – сказал незадолго до описываемых событий советский диктатор. Нужны они были и для украинской авантюры. От митрополита Дионисия потребовали рукоположить во епископа профессора филологии Ивана Огиенко, некогда министра просвещения и вероисповеданий Украинской республики, переводчика Священного Писания на украинский язык. Человек образованный, Огиенко отличался при этом полной нецерковностью. Это видно из его предложения заменять фрагменты Писания и богослужений на выражения «более национальные». Например, в молитве святого Симеона Богоприимца он предлагал заменить «и славу людей Твоих Израиля» на «и славу народу Твоего Украинского», в 20-м псалме слово «Царь» – на «народ Украинский», в 101-м псалме «Созиждет Господь Сион» на «созиждет Господь Украину». Подобные исправления Огиенко предлагал внести и в другие псалмы. В читаемой на повечерии молитве иудейского царя Манассии в словах «Бог Авраама, Исаака и Иакова» Огиенко предлагал убрать имя Авраама 1025 . Чем не угодил незадачливому переводчику именно этот праотец, остается только догадываться. Митрополит Дионисий, знавший, что собой представляет Огиенко, поначалу отнесся к его хиротонии с гневом и недоумением. «Профессор Огиенко – безбожник, – горячился митрополит, – его надо гнать не только от Церкви, но вообще от всяких дел» 1026 . Но Огиенко настолько подходил для предназначенной ему роли, что «Церковная рада» уступить не пожелала. После краткого сопротивления митрополит Дионисий согласился на хиротонию «безбожника» и даже сам постриг его в монашество с именем Иларион. Архиерейская хиротония архимандрита Илариона состоялась 20 ноября 1939 г. Помимо митрополита Дионисия в ней участвовали епископ Люблинский Тимофей (Шреттер) (Польская Церковь ) и, что особенно важно, архиерей Константинопольской Церкви архиепископ Пражский Савватий (Врабец). Иларион был рукоположен во епископа Холмского и Подлясского, причем, как иронизировала «Православная Русь», последнее слово титула по-русски звучало весьма многозначительно. По окончании литургии митрополит Дионисий возвел епископа Илариона в сан архиепископа 1027 . Так был положен первый камень в здание будущего украинского раскола. Вскоре появились и другие «камешки». После вступления германских войск на территорию Украины в 1941 г. к митрополиту Дионисию обратились находившиеся здесь епископы Поликарп (Сикорский) и Александр (Иноземцев), в свое время также рукоположенные в Польской Церкви. Архиереи просили митрополита благословить создание «Украинской автокефальной церкви». Благословение было получено, несмотря на то что на территории Украины уже действовала автономная Украинская Церковь , подчеркивавшая свою связь с Русской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Восточной Словакии были созданы две епархии — Прешовская во главе с епископом Алексеем (Дехтяревым) и Михайловская во главе с епископом Александром (Михаличем). Таким образом, к середине 1950 г. Экзархат Московской Патриархии в Чехословакии включал в себя четыре епархии. В 1951 г. Священный Синод РПЦ предоставил Православной Церкви Чехословакии автокефалию по просьбе Экзаршего Совета. Первым митрополитом независимой Церкви стал владыка Елевферий (1892–1959), пробывший на этом посту до 1955 г. Его преемниками были митрополит Иоанн (Кухтин, 1901–1975) в 1956–1964 г.г., митрополит Дорофей (Филипп, 1913–1999) в 1964–1999 г.г., и с 2000 г. — митрополит Николай (Коцвар). Дарование автокефалии православным чехам и словакам Русской Церковью не было признано Константинопольским Патриархатом, который с 1923 г. рассматривал Чешскую Церковь как свою автономию без достаточных к тому оснований. Вслед за ним и другие греческие Церкви — Александрийская, Иерусалимская, Кипрская и Элладская не признали Акта о даровании Чехословацкой Церкви автокефалии. Архиепископ Савватий (Врабец) не вошел в юрисдикцию Московской Патриархии. Оставшись без храмов, он продолжал жить в Праге, имея незначительное число сторонников. Скончался в ноябре 1959 г. В 1968 г. в Чехословакии была восстановлена Греко-Католическая Церковь. Это вызвало в Восточной Словакии процесс массового возвращения в унию, сопровождавшийся насильственными захватами храмов и церковных учреждений. После крушения коммунистической системы к концу 1992 г. стал очевидным скорый распад Чехословацкой Федеративной Республики на два независимых государства. В связи с этим Поместный собор Чехословацкой Православной Церкви высказался за сохранение единой автокефальной Церкви, распространяющей свою юрисдикцию на территорию двух независимых государств. Однако в соответствии с новой политической ситуацией было принято решение о перемене официального наименования Церкви. Отныне она стала называться Православной Церковью в Чешских землях и Словакии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Л. П. Карсавин О. Сергий (Булгаков) Семья священника Алексия (Глаголева) Париж. Угол Театр и Лурмель, где располагалось «Православное Дело» Столовая в общежитии матери Марии (ул. Лурмель, 77). 1931–1933 гг. В торце стола, в очках, – мать Мария. Слева от нее – ее мать Софья Борисовна Пиленко, справа – сын юра Скобцов. О. Димитрий (Клепинин) с женой и дочерью. 1939 г. Справка о крещении еврея Б. Е. Нудельмана, выданная священником о. Никифоровым в Феодосии. 20 ноября 1941 г. Митрополит Андрей (Шептицкий) Пастырское послание митрополита Шептицкого «К украинскому народу» 1 июля 1941 г. Митрополит Андрей (Шептицкий) с членами Украинского центрального комитета. Слева от него – Владимир Кубийович (глава УЦК), справа – Василий Симович. 1943 г. Львовский погром.1941 г. Тела убитых евреев во львовской тюрьме. 1941 г. Митрополит Софийский Стефан (Шоков) Митрополит Стефан совершает чин елеосвящения в Софии. 1942 г. Патриарх Сербский Гавриил (Дажич) Епископ Николай (Велимирович) Епископ Николай (Велимирович) среди священнослужителей и мирян Евреи Югославии на принудительных работах Белградские евреи. 1941 г. Венгерские евреи с нагрудными знаками Узники Освенцима Архиепископ Савватий (Врабец) Архимандрит Григорий (Перадзе) Справка о крещении, выданная Ионе Кунстлер, принявшей имя Янины Лесяк. 1941 г. Тиунэ Сугихара Дерево в честь Сугихары в музее Яд Вашем Аттестат института Яд Вашем о присвоении звания «Праведник народов мира» священнику Димитрию (Клепинину) Памятник жертвам нацистов в Бабьем Яре (Киев) Церемония к 70-летию расстрела евреев в Ростове-на-Дону. 12 августа 2012 г. 1 Encyclopedia of the Holocaust, In Association with Yad Vashem, The Holocaust Martyrs’ and Heroes’ Remembrance Authority, Dr. Robert Rozett and Dr. Shmuel Spector, Editors, Yad Vashem and Facts On File, Inc., Jerusalem Publishing House Ltd, 2000; Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941–1944). Иерусалим, 1992 и др. 3 Холокост на территории СССР. Энциклопедия/Рук. проекта и гл. ред. И.А. Альтман. 2-е изд. М., 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

11 окт. 1938 г. чехословацким правительством в соответствии с предоставленным региону автономным статусом было утверждено 1-е автономное правительство Подкарпатской Руси, состоявшее из коалиции карпаторусинских автономистов во главе с А. И. Броди, сторонников «украинского направления» во главе с А. И. Волошиным (по их инициативе параллельно стало использоваться также название этого региона Карпатская Украина). 26 окт. Волошин стал новым главой правительства Карпатской Украины. К тому времени в Закарпатье имелось неск. приходов, 12 клириков были в юрисдикции архиеп. Пражского и всей Чехословакии (К-польский Патриархат) Савватия (Врабеца). В кон. окт. 1938 г. архиеп. Савватий прибыл в Закарпатье. 23 нояб. того же года его принял Волошин, они обсуждали положение правосл. Церкви в Карпатской Украине. В тот же день члены синодального комитета, который был создан для управления священниками-савватиевцами, подали прошение правительству Карпатской Украины о признании К-польской юрисдикции во главе с Савватием и утверждении нового временного устава епархии, к-рая получила самоназвание Карпатская Украинская Православная Церковь. К прошению прилагался текст временного устава. Согласно уставу, планировалось реорганизовать Церковь в Украинскую правосл. митрополию на основании томоса К-польского патриарха Мелетия IV (Метаксакиса) от 6 марта 1923 г. Митрополия должна была сохранить каноническое единство с К-полем и стать частью Чешскословацкой архиепископии, поддерживая связь через митрополита. Создавалось митрополичье управление. Языком ведения документации был украинский. Основателями Украинской правосл. митрополии выступали церковные общины сел Копашнево, Дубовое, Волоское, Н. Колочава, Горб, Королёво и мон-ри в Чумалёве, Дубровке, Дубовом. Митрополитом был провозглашен архиеп. Савватий (Врабец). Но правительство Карпатской Украины не признало этот устав, опасаясь возможного обострения противостояния между сторонниками еп. Владимира (Раича) и последователями архиеп. Савватия. В связи с тем что 2 нояб.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Сослужения между клириками были явлением довольно распространенным. Когда о таких сослужениях узнавали в Москве, это приводило к протестам, но серьезно на положение дел не влияло. В 1948 г. Вселенский Патриарх Максим по состоянию здоровья ушел на покой, хотя, как убеждали себя члены Совета по делам РПЦ, увольнение было связано с его просоветской позицией. «Советскость» Патриарха видели в незначительных частных случаях, не позволявших делать общие выводы. Так, в Москве вспоминали, что владыка Максим однажды воспользовался машиной советского консула, а на Пасху 1946 г. советский и греческий представители, восстанавливая древний обычай, сопровождали Патриарха Максима до дверей храма. Речи о советофильстве Святейшего, конечно, были самообманом – о советской идеологии он отзывался вполне определенно: «Некоторые называют меня коммунистом. Может ли им быть настоящий священник? Это значит отрицать Бога!» 1051 Будучи сторонником особых прав Вселенского Престола, Патриарх Максим свои позиции отстаивал довольно ревностно, всячески препятствуя распространению юрисдикции Московской Патриархии. Одним из примеров была чехословацкая история. В марте 1946 г. Собор Сербской Церкви согласился временно передать православную паству в Чехословакии Московской Патриархии, которая назначила туда митрополита Елевферия (Воронцова). Однако у Константинополя здесь был свой архиерей – архиепископ Савватий (Врабец), действовавший в Чехословакии с 1920-х гг. параллельно с архиереем Сербской Церкви священномучеником Гораздом (Павликом) . В 1948 г. архиепископ Савватий попросил Вселенскую Патриархию отпустить его в юрисдикцию Москвы, но получил отказ. 24 августа 1948 г. Фанар заявил, что православная архиепископия в Чехословакии «издревле находится в каноническом ведении Вселенского Престола» 1052 . В данном случае имелась в виду моравская миссия святых Кирилла и Мефодия (IX в.), хотя еще в древности Константинополь потерял контроль над этой территорией и заново возобновляла православие в Чехословакии именно Сербская Церковь . Тем более что главный апологет константинопольских притязаний священник Александр Шмеман вообще считал, что Моравия относилась к юрисдикции Римской Церкви и равноапостольные братья, прибыв сюда, перешли из ведения Константинополя в подчинение Рима 1053 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Под обращением архиепископа подписались ректоры университетов, писатели, профессора, ученые – почти весь цвет греческой интеллигенции. Это письмо привело Й. Струпа в ярость, и он пригрозил архиепископу Дамаскину расстрелом, на что Владыка, имея в виду пример мученической кончины Константинопольского Патриарха Григория V, произнес: «Греческих религиозных лидеров не расстреливают, их вешают. Я прошу уважать эту традицию». Такой смелый ответ вынудил Струпа оставить Владыку в покое. Следует упомянуть также, что архиепископ Дамаскин предоставил свой пользующийся неприкосновенностью автомобиль главному раввину Барзилаю, чтобы переправить его к партизанам. Таким образом, можно сделать вывод, что Элладская Церковь в лице своих лучших представителей активно препятствовала холокосту . Необходимо упомянуть и помогавших евреям православных священнослужителей Чехословакии. В оккупированной нацистами Чехии, превращенной в Протекторат Богемии и Моравии (фактически колонию III рейха), гонениям подвергались почти все религиозные конфессии. Всего в Протекторате были заключены в тюрьму или отправлены в концлагерь 371 священник. Из содержавшихся в концлагере Дахау 2720 священнослужителей и монахов различных стран 109 являлись чехами и словаками, 24 из них скончались в заключении. 30 мая 1942 г. по обвинению в укрывательстве и крещении пражских евреев был арестован и после месячного тюремного заключения отправлен в Дахау и архиепископ Пражский Савватий (Врабец), происходивший из волынских чехов и до начала 1920-х гг. находившийся в юрисдикции Российской Православной Церкви (в Праге до своего ареста он преподавал Закон Божий в пражской русской гимназии). Следует отметить, что Владыка и его секретарь протопресвитер Иосиф Рыбак действительно крестили в Праге довольно большое количество евреев, спасая их таким образом от уничтожения . Архиепископ Савватий провел в концлагере почти три года, в конце 1944 г. он заболел сыпным тифом, от которого в Дахау умирало ежедневно до 160 заключенных. 29 апреля 1945 г. архиепископ был освобожден из лагеря американскими войсками и через месяц, 30 мая, доставлен в санаторий г. Пльзня для лечения (в Прагу он смог вернуться лишь осенью 1945 г.) .

http://bogoslov.ru/article/2241382

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010