Епимаха (6 июля?). Дечанский Дечанский месяцеслов, южнославянский, находится при евангелии Дечанского монастыря, приобретенном Григоровичем. Евангелие по письму относят в XIII веку. И. И. Срезневским изданы календарные показания сего евангелия в «Древних слав. памятн. юсового письма», стр. 137. Особенностей почти нет, кроме следующих: св. Арсения31 янв. (есть в Еклогадионе 30 янв. пр. Арсения), 4 мая честного Креста, с небесе явльшегося, и 7 повторено (4 мая не хотел ли автор показать обретение вреста Еленою, которое в неап. и римск. календ. показано 3 мая). Память муч. Христофора показана 28 апр. согласно с Рабаном и Флором вместо 9 мая, в чем также можно видеть латин. влияние. Последний по времени святой в сем евангелии есть Савва архиеп. сербский 14 янв. (у нас 13), умерший в 1237 году и вскоре после кончины прославленный. Румянцевский 1270 г. Месяцеслов сей находится в евангелии Румянцевского москов. музея под Особенностей не имеет, кроме того, что 3 марта в нем память муч. Кодрата (неизвестного или того, который 4 марта). Зографский 2 О. архимандрит Антонин в своем сочинении: Заметки поклонника св. горы, говоря о рукописях Зографского афонского монастыря, продолжает: «замечательнее всех других книг мне показалась древняя на коже (in 12°) служебная минея на целый год мелкого письма. Она содержит в себе святцы всего года. Большею частию при святых есть положенные им тропари, а при некоторых и по нескольку стихир. При праздниках Господских и Богородичных и великих святых положена и вся служба (стр. 330)». Автор заметок поместил в них из сего месяцеслова более оригинальные памяти, которые и взошли в первое издание нашей книги. Этот же месяцеслов списал вполне и передал И. И. Срезневскому о. архимандрит Леонид. И. Срезневский издал его в 1876 году в Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестных памятниках Здесь эта рукопись называется трефолоем и относится к XIII веку. Месяцеслов сей книги действительно замечателен: 1) по полноте памятей; 2) по особенностям: есть в нем не мало памятей неизвестных, а известные памяти нередко помещаются под другими днями сравнительно с общепринятыми месяцесловами; 3) по сродству в отношении к некоторым памятям с западными мартирологами, которое менее значительно, чем в Охридском XII века, но несомненно; например, 3 мая обретение честного креста, 31 Петрониллы, дочери Петра апостола, 19 июня Гервасия, 21 июля пророка Даниила.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Из числа почётных членов Академия в течение отчётного года лишилась троих: Преосвященнейшего Феофана, бывшего Епископа Тамбовского, Начальника Иерусалимской миссии, Архимандрита Антонина и Настоятеля Московской Иоанно-Предтечевской, что под Бором, церкви, Протоиерея Иоанна Николаевича Рождественского. —4— б) Личный состав почётных членов Академии к 1-му октября 1894 года: В отчётном году почётными членами Академии состояли: С 1872 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Макарий, бывший Архиепископ Донской и Новочеркасский. С 1876 года: Его Высокопревосходительство, Член Государственного Совета, Директор Императорской Публичной Библиотеки, ординарный академик Императорской Академии Наук, Действительный Тайный Советник, Афанасий Федорович Бычков. С 1878 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Амвросий, Архиепископ Харьковский и Ахтырский. С 1879 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Михаил, Митрополит Сербский. С 1880 года: Его Высокопревосходительство, Г. Обер-Прокурор Святейшего Синода, Статс-Секретарь, Действительный Тайный Советник, Константин Петрович Победоносцев. С 1883 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Савва, Архиепископ Тверский и Кашинский. С 1884 года: Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Сергий, Митрополит Московский и Коломенский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Михаил, Епископ Орловский и Севский. Его Преосвященство, Преосвященнейший Виссарион, Епископ Костромский и Галичский. С 1885 года: Его Императорское Высочество, Великий Князь Сергий Александрович. Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Палладий, Митрополит С.-Петербургский и Ладожский. —5— Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Сергий, Архиепископ Владимирский и Суздальский. Его Сиятельство, Граф Михаил Владимирович Толстой. С 1886 года: Его Преосвященство, Преосвященнейший Сильвестр, Епископ Каневский, Ректор Киевской Духовной Академии. Его Высокопреподобие, Духовник Их Императорских Величеств, Протопресвитер Иоанн Леонтьевич Янышев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанну правую руку и повесить в публичном месте на страх другим. К вечеру, когда утих гнев князя, св. Иоанн просил у него чрез своих друзей позволения взять повешенную на позор кисть его руки. Получив ее, св. Иоанн приложил к суставу и обратился пред иконой, с изображение. Богоматери и сидящего на Ее правой руке Богомладенца, со слезной молитвой, прося Пресвятую Богородицу об исцелении руки своей на пользу верных. После долгой молитвы св. Иоанн заснул. Явившаяся ему во сне Богоматерь исцелила его, и он в восторге радости воспел тогда же вдохновенно составленную им известную торжественную песнь: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род». He ограничиваясь только молитвенным прославлением Богоматери, св. Иоанн, благодарный за свое исцеление и в память этого дивного события, сделал из серебра изображение ручной кисти и приложил его к иконе Богоматери, a по сказанию иных, начертал под правой рукой Богоматери третью руку; почему эта св. икона впоследствии и получила название Троеручицы. Когда открылась невинность св. Иоанна, князь полюбил его больше прежнего, но св. Иоанн сложил с себя светское звание и удалился в лавру св. Саввы Освященного (в Палестине). Сюда он принес с собою и св. икону, пред которою получил исцеление. Св. икона оставалась в лавре св. Саввы до XIII в. В начале XIII в. сюда прибыл св. Савва, архиеп. Сербский (см. 12 янв.) и, по особенному изволению Божией Матери, получил икону Троеручицы в благословение от лавры. Св. икона находилась некоторое время в Сербии, а затем, вследствие возникших смут, была чудесным образом доставлена на осле, оставленном без всякого водительства, в Афонский Хиландарский мон. Братия торжественно приняла к себе икону Богоматери и поставила ее в алтаре соборного храма. Впоследствии, когда в Хиландаре умер настоятель и, при выборе нового игумена, между братией произошла распря, братия, пришедши к утрени, увидела, что икона Троеручицы не в алтаре, а на игуменском месте. Три раза повторялось это, несмотря на все меры предосторожности братии, которая приписывала это тайным действиям кого-либо из своей среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Их встретили игум. Севастиан, о. Савва Войводич 776 (и множество других сербов), прочие священнослужители. В экипажах доехали до отеля. От гостиницы началось парадное шествие: ехавшего в ландо Тихона сопровождали полиция, духовенство, братства, духовые оркестры. К Николаевской церкви пришли только в 11 ч. утра. «По прочтении часов и облачении Владыка соборне освятил воду и окропил храм внутри и снаружи. Затем была отслужена Владыкою литургия в сослужении четырех священнослужителей. Проповеди были сказаны о. Войводичем на дневное евангелие, а о. игуменом сначала на сербском, а потом для американцев на английском языке о значении храма для сербского православного народа. После литургии были провозглашены многолетия Государю Императору Николаю II-мy, королю Сербии Петру, князю Черногории Николаю, Всероссийскому Синоду, Архиепископу Северо-Американскому Тихону, Архипастырям сербским, ктиторам и прихожанам св. храма. После литургии сербы чествовали Владыку обедом в наилучшей гостинице города. Стол был накрыт на 30 персон – почетных лиц. Братства же, в числе около одной тысячи сербов, обедали в особо нанятом зале в другом конце города. За обедом благочинный сербских церквей сказал воодушевленную речь о том, что приходская жизнь сербов в Америке обязана своим ростом русскому Владыке Архиепископу Тихону, который дает священников своих сербским приходам, много жертвует на сербские храмы, сам служит в сербских церквах. Здравица благочинного о. Севастиана за здравие дорогого Владыки Тихона была встречена с восторгом всеми гостями, пропевшими «многая лета». Владыка провозгласил здравицу всем светским и духовным вождям сербского народа в Европе и ктиторам и прихожанам Вилмердингского храма. Присутствующие пропели «многая лета». Затем обильною рекою потекли из уст гостей речи и здравицы. В большей части речей выражалась благодарность Владыке за его заботы о духовном благе сербов в Америке» 777 . 24 мая/6 июня 1905 г. В шестом часу вечера архиеп. Тихон и отцы Илия Клопотовский и Владимир Александров прибыли на железнодорожную станцию «Mayfield», где их ожидал настоятель прихода иером.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но влияние сербского искусства выразилось, конечно, не только в манере изготовлять левкас и внешних приемах, но прежде всего в самих сюжетах и их трактовке. В своем искусстве Сербия запечатлела свой духовный облик. Каков же он был? Это подробно изъясняет профессор Белградского университета М. Васич в своем обстоятельном исследовании: " Исихазм в Церкви и искусстве средневековой Сербии " . В 1219 году создана св. Саввою независимая Сербская Церковь, и этот год имеет тройственное значение в жизни Сербии: в истории ее Церкви, цивилизации и искусстве. Св. Савва был исихастом в точном смысле слова: весь проникнутый учением древних отцов пустыни и учением св. Симеона Нового Богослова, он проложил то русло, по которому неизменно с той поры потекла духовная жизнь Сербии вплоть до наших дней. Преемники св. Саввы на Сербской архиепископии свято блюли и хранили его дух. Архиеп. Иаков был учеником преп. Григория Синаита и укрепил в Сербской Церкви дух исихазма. О нем упоминает патриарх Константинопольский Каллист I, биограф Григория Синаита. В дальнейшем своем исследовании Васич касается и той сербской Псалтыри (Мюнхенской), сходство иллюстраций которой с русскими иконами и миниатюрами XIV века установил Лихачев. Говоря об этой Псалтыри, Васич выдвигает авторитет Милле и приводит его подлинные слова: " Здесь богослов водил рукою миниатюриста " . Чтобы подтвердить свои слова, Милле дает два примера: к описанию рисунка к Пс. 77:20, он цитирует Паламу и далее, говоря о Пс. 44:10, Милле также утверждает, что " миниатюрист здесь вдохновлен современным ему богословом Григорием Паламою " . И, действительно, в момент общего расцвета исихазма в XIV столетии, святитель Григорий Палама пользовался большим престижем на Балканском полуострове. По словам его жизнеописателя патриарха Филофея, сербский король Стефан Душан (+ 1347 г.) имел беседу с Григорием на Афоне и звал его к себе в империю, обещая дать ему во владение города, и церкви, и целые области с громадными с них доходами. В этот момент святитель был недооценен соотечественниками — греками, а Стефан Душан своим государственным умом понимал какую духовную силу представлял собою Григорий Палама, ради пользы своего государства привлекал его к себе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

П. Савваитов полагает, что слова «гроб Господен» следует понимать «меру гроба Господня, по которой, вероятно, и устроен на подобие гробницы ящик или стол, для возложения на нем священной плащаницы» 49 . Такое толкование само по себе весьма правдоподобно, но – судя по показаниям самого Хождения – Антоний мог привезти и частицу Гроба Господня. Интересно, что по-видимому тот же Антоний устроил для Новгородского Софийского собора крест с частицей древа Господня 50 , которую он сам мог привезти с собой. Правда, мы не находим об этом свидетельств в Хождении, но это быть может потому, что автору не было повода говорить об этом, так как это святыни иерусалимские. Наконец, весьма возможно, что он получил их в Иерусалиме, куда – вне всякого сомнения – ходил также, но описания путешествия его в Св. Землю мы пока не знаем 51 . Следующее место по изданию П. Савваитова не совсем понятно: «А во Филатропове монастыре гвоздь Господень и кресты честныя и мощи святых в Пандопафтии же монастыри. А у Златых врат» 52 и т. д. По-видимому, второе определение, отмеченное нами, является излишним и вредит смыслу. А объясняется это пропуском в изданном списке. В нашем списке все это место читается лучше: «А во Филатропове манастыре гвоздь Господень и крест и 53 честныя мощи 54 святых. В Пандопафтии же монастыри гвозда Господня часть имуща святых». Одним из самых любопытных свидетельств архиеп. Антония о современном ему Царьграде, для нас может быть упоминание сербского князя Саввы, который впоследствии был архиепископом († около 1235 г.). В изданном тексте это место читается так: «и в том монастыри жил Сава, сербьский князь, егда изыде от Святыя Горы». В нашем списке то же место читается иначе и заслуживает большего доверия: «и в том манастыре (т. е. монастырь Богородицы Евергетисы) Сава, сербьский князь живет, вышед ис Святой Горы». Последнее чтение правдоподобнее первого, так как нам известно, что в промежутке между 1195-м и 1203-м годами Савва, еще будучи простым монахом, два раза был в Царьграде по делам Ватопедского и Хиландарского монастырей, и второе его пребывание в Царьграде должно было совпадать с 1200-м годом, временем, когда Царьград посетил и наш паломник 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

прп. Саввы Освященного. По распоряжению прп. Григория из Палестины был привезен Устав прп. Саввы и большой гимнографический сборник. Возможно, имеются в виду палестинский монашеский Часослов и древний Иадгари . Также Л. иногда называют монастырь Шиомгвиме , монастырь Веджини в Кахети и некоторые др. обители. В соседних с Византией Балканских странах под влиянием греч. традиции крупные ставропигиальные и ктиторские мон-ри назывались Л. В Житии свт. Саввы I , архиеп. Сербского, написанном в XIII в., упоминается Лавра святых 40 мучеников в г. Тырново (ныне Велико-Тырново), столице Второго Болгарского царства ( Дoмehmujah. Животи св. Саве и св. Симеон/Прев.: Л. Београд, 1938. С. 207, 210, 213). Л. располагалась в крепости Царевец на левом берегу р. Янтра и называлась в источниках царским мон-рем (Там же. С. 202, 207). В главной церкви Л., построенной по указу царя Иоанна Асеня II в 1230 г. и освященной в честь 40 мучеников Севастийских, был похоронен свт. Савва, скончавшийся во время посещения Тырнова 14 янв. 1236 г. (в 1237 его мощи были перенесены в Сербию). По имени главной церкви мон-рь называли «Великой Лаврой святых 40 великомучеников» ( Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита: Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом//СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 25 (отд. паг.)). Тырновская Великая Л., по-видимому, была общежительным ставропигиальным мон-рем и рассматривалась болг. правящей династией Асеней как царская усыпальница. В источниках кон. XIV в. Л. упоминается как место проведения Соборов против богомилов и варлаамитов (см. статьи Богомильство и Варлаам Калабрийский ) ( Popov. 1979). Киево-Печерская лавра В наст. время в РПЦ титул «лавра» присвоен 5 общежительным муж. мон-рям, 2 из которых находятся на территории России ( Троице-Сергиева лавра и Александро-Невская во имя Св. Троицы лавра ) и 3 на Украине ( Киево-Печерская лавра , Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра и Святогорская в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

св. гражд. законов в практику Карловацкой митрополии было введено расторжение брака и по этой причине, а не потому, что так предписывает disciplina orthodoxae ecclesiae. 2369 §§ 1264–1266 австр. св. гражд. зак. В отношении древнего времени см. Zhishman, Eherecht. S. 792–795 и Zacharia, Geschichte des gr.-rom. Bechts. S. 64 fg. 2371 См. различные бракоразводные решения архиеп. Димитрия Хоматина в рукописи Cod. Monac., gr. 62, приведенных Zhishman’oм в Eherecht. S. 733, 4, S. 736, Anm. 2 и др. Ср. Т. Барсов, О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния. Хр. Чт., 1862 г., I, 729–842. 2373 Тоже предписывает и § 118 австр. св. гражд. зак.: «Wenn die getrennten Ehegatten sich wieder vereinigen vellen, so muss die Vereinigungals eine neue Ehe betrachtet und mit allen zur Schlilssung einie Ehevertrages nach dem Gesetze erforderlichen Feierlichkeiten eingegangen warden». 2375 Правила эти изложены в форме вопросов и ответов и обязательны как для монахов, так и для монахинь. Латинский перевод их в Migne, Patrol. Gr., ed. 1st. ΧIII, 477–662. Cp. в Кормчей гл. 61, 62, 63 и 64 (уп. изд., II 287 и сл.). Большая часть этих правил содержится в номоканоне при Большом требнике. На основании их св. Савва Сербский составил свой устав для монастыря Хиландаря (см. Гласник. срп. уч. друштва. XX, 159–213; XXIV, 171–230). Также на основании этих правил составлены в 1733 г. для сербских монахов в Карловацкой митрополии «монашка правила» митрополита Викентия Иовановича (см. § 29, стр. 156 этой книги), обязательные и для монахов в Буковинско-Далматинской митрополии (см. § 23, стр. 167). Ср. в отношении Сербии прекрасную книгу «Мудрый игуман», изданную в Белграде в 1863 г. с благословения Белградского митрополита. Относительно России см. «Правила благоустройства монашеских братств», утвержденные Св. Синодом в 1853 г. (Барсов, Прилож., стр. CXIII-CXXV), а также «Инструкцию благочинному монастырей» (ib. XLIII-XLVIII). Устав для монахов Афонской горы см. в «Трудах киевск. дух. акад.», 1871 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Сентября 8-го было освящение вновь устроенного училища в Сумах и при нём домашней церкви. Владыки наши оба —522— были в Сумах. В первый день служили вместе, а на другой день, 9-го числа, преосвященный Петр 2202 служил в Сумском соборе. Торжество было самое роскошное, обеды в училище – Харитоненки и Суханова – старосты соборного. Духовенства и посторонних почетных гостей съехалось в таком количестве, что Сумам пришлось видеть подобное собрание в 1-й раз. И стоило поторжествовать! Владыка наш много вынес на своих плечах при постройке этого училища, стоящего полтораста тысяч, но за то создал неувядаемый памятник себе. Его будут благословлять и духовенство и граждане». В тот-же день получено было мною письмо из Бухареста от Г. П. Самуряна, 2203 который писал от 28-го сентября: «Имею счастье поздравить Ваше Высокопреосвященство с наступающим, первого октября, днем Вашего Ангела – св. преподобного Саввы Вишерского. Всеблагий Бог, молитвами св. Саввы Вишерского и св. Сергия Радонежского, в обители которого Вы получили высшее образование, и потом были наставником и начальником, да поможет Вам жить многая лета, во славу св. церкви православной, чести России, прогресса науки. 15 июля я удостоен Богом побывать во святом, богоспасаемом граде Киеве – матери градов русских – на великом торжестве, по случаю исполнения 900 лет со времени принятия света Христова землею русскою, при святом великом князе Владимире; жил я 8 дней в Киеве, был очевидцем всего происходившего там с 11–19 июля 1888 года; всё произвело на меня самое приятное впечатление, что никогда не изгладится из моей памяти. Был у Высокопреосвященнейшего Платона, митрополита Киевского, к которому имел письмо от г. д. с. сов. Михаила Александровича Хитрова, российского посланника в Бухаресте, – там увидел Высокопреосвященного Сергия (Ляпидевского) , архиепископа Кишиневского, бывшего вашего наставника, начальника и предшественника по должности —523— ректора в Московской духовной академии, – Высокопреосвященного Михаила 2204 (Иовановича), митрополита Сербского, изгнанного ради правды…, все они приняли меня очень хорошо, отдарили меня книгами, святыми образами…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стефан Первовенчанный и его брат св. Савва добились согласия К-польского Патриарха на учреждение автокефальной Сербской Церкви. Это решение вызвало резко негативную реакцию со стороны Охридского архиеп. Димитрия II Хоматиана, обратившегося с посланиями к Патриарху Герману II и новому серб. архиепископу св. Савве, заявляя о неканоничности этого акта. Для нужд новой автокефальной Церкви св. Саввой был организован (вероятно, на Афоне) перевод Номоканона с толкованиями Иоанна Зонары и Алексея Аристина, почти на полтора века определившего нормы серб. канонического права. Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Номоканон (Кормчая) св. Саввы Сербского с толкованиями. Иловицкий список. 1262 г. (Загреб. Архив ХАЗУ III. C. 9. K. 169) Непродолжительное (ок. 1228 - ок. 1233) правление кор. Стефана Радослава, женатого на дочери эпирского деспота Феодора Ангела, отмечено возникновением сербско-эпирского союза (при главенствующей роли Эпира), однако победа болг. царя Иоанна Асеня II и пленение Феодора в битве при Клокотнице (1230) в корне изменили ситуацию и даже привели к смене на серб. престоле. Экспансия Сербии в Сев. Македонии возобновилась при кор. Стефане Уроше I (1243-1276) и принесла заметные плоды в правление его сына Стефана Уроша II Милутина (1282-1321), к-рый окончательно закрепил за собой территории до Скопье и Вельбужда. Мир с Византией был скреплен браком короля с малолетней дочерью Андроника II Симонидой (1299). Но и позднее Милутин выступал и в качестве противника и в роли союзника империи: в 1308 г. он заключил союз с претендентом на визант. престол, номинальным к-польским имп. Карлом Валуа, продлившийся до 1311 г., а 2 года спустя участвовал вместе с византийцами в походе против турок. Кор. Стефан Урош II Милутин. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) в мон-ре Студеница (Сербия). 1314 г. Правление кор. Стефана Уроша III (св. мч. Стефан Дечанский ) (1321-1331) знаменовало мирный период византийско-серб.

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010