21. «Пророчество св. Нила». С кон. XX в. в католич. лит-ре крайне консервативного толка, а также в сети Интернет получило распространение «Пророчество св. Нила» (напечатано на нем. яз.: Lichtenfels К. L., von. Lexikon der Prophezeiungen: Eine Analyse von 350 Voraussagen von der Antike bis heute. Münch., 2001. S. 85; имеются переводы на англ., франц., итал. и др. языки). В этом «Пророчестве...» возвещается скорый конец света и пришествие антихриста в сер. XX в., критикуется социализм, модернизм, либерализм, эмансипация женщин, падение нравов в Церкви и т. п. Источником этого совр. апокрифа является сб. «Апокалиптические пророчества», изданный в 1999 г. в Бразилии на португ. языке ( Silvae G. Profecias Apocalipticas. Curitiba, 1999. P. 47-55). Издатель «Пророчества...» приписывает его Нилу, «другу святого Иоанна Златоуста, настоятелю Анкирского монастыря в Галатии». Текст, очевидно, был составлен в среде т. н. католиков-интегристов, сторонников архиеп. М. Лефевра ( Bossina. 2011. P. 70-74). Аскетическое учение Существующие обзоры аскетических взглядов Н. А., составленные на русском и сербском языках ( Казанский. 1857; Флоринский. 1915; Фpaдuhckui. 1938; Тимофеев. 1985; Савва (Лесных). 1999), основываются не только на подлинных сочинениях Н. А., но и на приписываемых последнему трудах Евагрия Понтийского. Однако, несмотря на то что Евагрий оказал на Н. А. большое влияние, корпус неподлинных сочинений, в к-рых присутствует типичная для Евагрия тенденция к систематизации, не может рассматриваться при анализе учения Н. А. С наибольшей полнотой аскетические воззрения Н. А. представлены в обзорах Л. Биркеля ( Birkel. 1986) и К. Корнаракиса ( Kornarakis. 1991). Н. А. считал себя реформатором монашества, которое, по его мнению, переживало глубокий кризис. Отчасти его можно рассматривать как новатора, т. к. он распространил влияние Евагрия Понтийского на традицию анатолийского монашества, к-рая зародилась благодаря деятельности еп. Евстафия Севастийского, свт. Василия Великого и его учеников. Н. А., по-видимому, не считал свои взгляды новыми; напротив, он полагал, что возвращается к древней утраченной традиции. Н. А. является фактически единственным представителем анатолийского монашества IV-V вв., который, следуя Евагрию, настаивал на важности глубокого знания того, каким образом следует вести внутреннюю духовную борьбу, как помыслы зарождаются и проявляются в уме человека. Главным предметом критики для Н. А. выступали аскеты, подвиг к-рых касался лишь внешней стороны монашества и не выражался во внутренней борьбе с помыслами, в постоянном внимании и трезвении.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

—359— друг к другу на всю жизнь, автор с полным основанием заканчивает свой анализ выдержкой из одного сочинения антиохийского патриарха Феодора Вальсамона о сродстве, где сказано, что «супругов вследствие брака можно считать по душе как бы за одного человека (να σχεδν μψυχον νθρωπον), только являющегося в двух особях» (стр. 86). Очень важно и правильно всё, сказанное в этой книге о нерасторжимости брака, как основном учении православной церкви, которое не достаточно полно было развито в дохристианском римском законодательстве; точно так же и то, при каких условиях допускается в православной церкви расторжение брака (стр. 104–148). Вполне уместно замечание автора об исаврийской Эклоге и о бракоразводном праве в ней, которое было отмечено византийским законодательством последующего времени (стр. 147), хотя, быть может, следовало бы объяснить, почему та Эклога находится в печатной (но не в старосербской) Кормчей, и при том непосредственно после Прохирона, из которого взято рассматриваемое определение брака. – Заслуживает внимания и мы вполне принимаем рассуждение автора в третьей главе книги о том, что допущение смешанных браков не противоречит божественному праву, как утверждают некоторые «строгие пуристы», и что такие браки всегда допускала, как допускает по нужде и теперь, православная церковь (стр. 167–183). Если ко всему вышесказанному мы прибавим, что автор превосходно знаком с источниками римского права, равно как и со всеми источниками права церковного, и что он широко изучил литературу того и другого права, чему доказательством являются многочисленные ученые примечания под текстом и список пособий на стр. 197–210, – то всё же скажем лишь немногое из того, что могло бы быть сказано об этом замечательном труде г. Громогласова. Перев. Архимандрит Михаил, Настоятель Сербского в Москве Подворья Савва (Тихомиров), архиеп. Тверской и Кашинский. [Хроника моей жизни:] Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы [Тихомирова], архиепископа Тверского [и Кашинского († 13 октября 1896 г.): Т. 9 (1891–1896 гг.) Год: 1891]//Богословский вестник 1909. Т. 3. 10. С. 97–128 (3-я пагин.). (Продолжение.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Camb., 1907. (Studia Sinaitica; 12); Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai. Baltimore, 1955; idem. Catalogue Raisonne of the Mount Sinai Arabic Manuscripts. Alexandria, 1970; Μεμρης Ι. Ε. Κατλογος τν νων ραβικν χειρογρφων τς Ιερς Μονς Αγας Ακατερνης το Ορους Σιν. Αθναι, 1985. Д. А. Морозов Славянские рукописи Слав. фонд б-ки Е. в. м. состоит из 2 частей: старой, известной с XIX в. (44 рукописи XI-XVIII вв.), и новой, обнаруженной в 1975 г. (41 кодекс и/или отрывок XI-XVI вв.). Новая часть собрания имеет подробное описание на англ. языке ( Tarnanidis. 1988), в к-ром полностью фототипически воспроизведены отрывки древнейших рукописей. Обе части собрания теснейшим образом связаны между собой, по крайней мере по 16 номеров в каждой из них являются частями одного и того же кодекса (см.: Ibid. N 1, 2, 6-8, 13, 16, 18, 35, 39, 40; СКСРК, XIV. Прил. 1. С. 560-561, 563, 567, 580), поэтому реальное число рукописей в собрании составляет от 60 до 70. Несмотря на достаточно скромные размеры, фонд имеет исключительное значение для палеославистики, в особенности для изучения древнейшего периода слав. письменности и лит-ры, «первого восточнославянского влияния» (см.: Древнерусские (восточнославянские) влияния на книжность южных славян) и переводческой деятельности слав. книжников на Афоне в XII-XIII вв. и 1-й пол. XIV в. (см. статьи: Евергетидский Типикон ; Иоанн , старец; свт. Савва I , архиеп. Сербский). В собрании имеется ряд палимпсестов, в т. ч. на глаголице. Старые описания и обзоры фонда (до 60-х гг. XX в. включительно) в целом ряде случаев (преимущественно в отношении кириллических памятников XII-XIV вв.) страдают неточностями в определении извода и датировки рукописей, вызванных спецификой развития слав. палеографии в XIX - 1-й четв. XX в., ориентировавшейся в первую очередь на древнерус. почерки. Старослав. рукописи представлены глаголическими памятниками XI в.: Синайской Псалтирью (Sinait. slav. 38 и 2/N), Синайским Требником («Euhologium Sinaiticum» - Sinait.

http://pravenc.ru/text/189637.html

et t. II. 695, 690. Дюканжа, Constantinop. christ. lib. II. p. 130). 165 Трояндофилица – местность в Царьграде, получившая название от того, что здесь был дом Трояндофилла или Триаконтафилла (Τριακονταφλλου). Император Роман Аргир, купив это место, в 1031 г. построил на нем монастырь во имя Богоматери ( δ βασιλες ωμανς τν οκον το Τριακονταφλλου ξωνησμενος, ες μοναστριον μετεσκεασεν, π’ νματι τς Δεσπονης μν Θεοτκου, μηδεμις πολυτελεας φεισμενος, συντρψας μν τοι προφσει τατ ο μικρς τ πκοον, κα κακσας ν τε τας τν λϑων, κα τν λλων εδν διακομαδας); а через 50 лет Никифор Вотониат возобновил его. Монастырь этот был известен под именем Перивлепты (τς Περβλεπτου), или, по переводу Стефана Новгородца, Прекрасной Богородицы (См. у Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. р. 94). После разорения крестоносцами, монастырь Перивлепты был возстановлен императором Михаилом Палеологом (1261–1282), которого изображение, вместе с супругой его Феодорой и с сыном их Константином, сохранялось на западной стене внутри монастырского храма, до пожара 1782 года. Патриарх Константий говорит, что нынешняя Армянская церковь , называемая Сулу монастырь и есть прежний монастырь Перивлепты (Κωνσταντινις, σελ. 92; сн. Византия, . Κωνσταντινοπολις, τμ. α´. σελ. 300–302). Святая Богородица Вергетри – монастырь пресвятой Богородицы Евергетисы, т.е. Благодетельницы (τς περαγου Θεοτκου τς Εεργτιδος). Дюканж приводит две заметки: в одной из них ктитором монастыря Евергетисы называется протасикрит Василий, а в другой –  игумен этого монастыря Павел. Но о Цареградском ли, или о каком-нибудь другом монастыре Евергетисы говорится в этих заметках – неизвестно (utrum Consmanminopoli, ex his non liquet. Constantinop. christ. lib. IV. p. 87). В Житии преп. Саввы, архиеп. Сербского (изд. 3. Спб. 1869. стр. 48), читаем: «блаженный Савва в Царствующем граде был отпущен на покой в обитель Матери Божией Евергетисы, которой почитался он ктитором вместе с отцом своим, потому что на ея сооружение пожертвовали они много золота».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

    «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого»; (Мф. 27:45)     «и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух». (Лк. 23:45, 46)     «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51, 52)     «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25:40)     «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». (Мф. 25:45)     «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа». (1 Кор. 8:12)    Петр Негош (1813—1851) — митрополит, правитель Черногории    «Ибо прах ты и в прах возвратишься»    Аппироцентризм — от англ. toappear — являться. Ориентация на мир окружающих явлений.    Легендарный город из сербского фольклора, в котором построенное за день, ночью снова разрушалось…    «Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя».    Status quo ante — прежнее состояние (лат).    Св. Иоанн Златоуст. «Толкование на святого Матфея Евангелиста»    Homo homini lupus est — человек человеку волк (лат).    «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!»    «О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».    «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти».    «Я есмь путь и истина и жизнь».    «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек».    Св. Савва I Сербский, архиеп. (1175—1235) первый просветитель сербского народа, основатель автокефальной Сербской Православной Церкви, и первый ее архиепископ    Гоминизм — от лат. homo — человек. Мировоззрение, имеющее своим центром человека (термин автора).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3459...

А. Леонид. Описание Серб. Хиланд. Лавры, Чтения в Общ. Ист. и Древн. Росс. 1867, 4, 3 стр. 3102 Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории православных церквей, Москва. 1871 г., 453 стр.; «бабунска речь» – Еп. Гермоген, Очерк истории славянских церквей. СПБ. 1899, 34 стр. 3103 Правда, до некоторой степени о выполнении этой задачи заботился сам Стефан Неманя, как об этом заявляет Св. Савва в письме к отцу: «ты совершил в своём земном царстве апостольский подвиг, просветил православием людей своей земли, изгнал волков ереси, низверг бесовские храмы, воздвиг церкви Богу, научил почитать Сына, равного Отцу и сопрестольного Духу» (Проф. Погодин, История Сербии, СПБ. 1909, 41 стр.). Но тем не менее вся тяжесть этого подвига вынесена была на плечах самого Саввы, как духовного вождя своего народа. 3110 Сербский Родослов, как известно, содержит сведения только о трех первых патриархах; о последующих патриархах сохранились лишь одни имена – Голубинский, цит. соч., 456 и 476 стр. 3112 Монастырей в древней сербской церкви было не мало: вся, так называемая, Старая Сербия и доселе усеяна развалинами древних монастырей от Нового Пазара и до Призрена – Еп. Гермоген, Очерк истории славянск. церквей, СПБ. 1899, 47 стр. 3114 Этот Устав послужил образцом и для остальных сербских монастырей – Голубинский, цит. соч., 503 стр. 3125 «Книги многочисленныя составлял и изобретал, прежде небывшия николиже», говорится про Архиеп. Даниила в Родослове. Голубинский, цит. соч., 507 стр. 3129 В 1345 году Стефан владел всей Македонией, кроме Солуни, всей Албанией и Эпиром; в некоторой зависимости от него находилась Болгария, трепетала пред ним Босния, и заискивал Дубровник; к 1348 году ему принадлежали уже Этолия, Акарнания и Фессалия. – Погодин, цит. соч., 74 стр. 3130 Так описывает печальное состояние сербской земли после знаменитой битвы на реке Марице известный монах Исаия в приписке к своему переводу сочинений Дионисия Ареопагита : «по всем городам и странам Запада (т. е. на Балканском полуострове) распространилось такое несчастие, такая беда, что ни ухо никогда не слышало ни о чём подобном, ни глаз ничего подобного не видел».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В житии священномученика Иоанна, изданном по благословению Синодальной комиссии по канонизации святых, сказано: «В июне 1905 года отец Иоанн принял активное участие в заседаниях подготовительного съезда епархиального духовенства в Ольдфордже, на котором под руководством святителя Тихона обсуждались вопросы, связанные с подготовкой первого собора в истории Алеутской и Североамериканской епархии» [Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Протопресвитер Александр Хотовицкий (1872–1937). Жития новомучеников.– С. 19. Протоиерей Иоанн Кочуров (1871–1917). Житие новомученика.– С. 15], что неверно: архиеп. Тихон 20 июля/2 августа 1905 г. находился в Сан-Франциско. 775 «Резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского, от 15 Марта с.г. за 175, Ключарь Кафедрального Собора Игумен Севастиан (Дабович) назначается благочинным сербских церквей Алеутской епархии, с откомандированием в г. Филадельфию» (Официальный отдел//АПВ, 1905, т. IX, 8, с. 162). 776 «Резолюцией Его Высокопреосвященства, от 27 Мая с.г. за 317, Священник Горнокарловацкой епархии Савва Воеводич принимается на службу в Алеутскую епархию» (Официальный отдел//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 246). 777 Недзельницкий И.Я. Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. I. Освящение сербского храма в г. Вилмердинге//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 233. 778 Из рапорта преосвящ. Алеутского Святейшему Синоду от 2 апреля (ст. ст.) 1905 г. за 102: «Бывший диакон Харьковской епархии, ныне священник Алексей Богуславский принят мною, согласно прошению и с ведома Харьковского Епархиального Начальства, на службу в Америку и назначен к церкви в гор. Симпсоне, в штате Пенсильвания» (РГИА, ф. 796, оп. 186, год 1905, д. 5862, л. 4). 780 Арсений (Чаговцов). Пребывание Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, Архиепископа Алеутского и С.-Американского, в Восточных Штатах. II. Пребывание в Майфильд, Па. и посещение Симпсоно-Олифантской церквей//АПВ, 1905, т. IX, 12, с. 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В том же году Паисий уже однолично ходатайствует за архимандрита Предтеченского, близь города Серры, монастыря Леонтия. Этот Леонтий соединялся с Паисием еще в Молдавии и вместе с ним прибыл в Москву, причем успел оказать Паисию очень важную услугу; написал для него, как об этом говорит впоследствии грамота иерусалимского патриарха, подложные грамоты, с которыми Паисий и явился в Москву. В благодарность за эту услугу Паисий взялся выхлопотать у царя Леонтию прибавку к данной милостыне, в чем действительно и успел. В 1664 году Паисий, Феодосий, Нектарий и Афанасий иконийский подают государю коллективную челобитную о милостыне греку, у которого сгорела в Константинополе лавка, а в ней чужое платье, которым грек торговал. Но особенно заметно влияние Паисия и компании сказалось в двух следующих случаях. В июне 1663 года возникло дело об архимандрите Костамонитского афонского монастыря Феофане, который без царского позволения ездил к Никону в Воскресенский монастырь и передал ему грамоту от всех афонских монастырей и мощи священномученика Власия. Феофан был сторонником Никона и врагом Лигарида, с которым у него были столкновения еще в Молдавии, почему он, хорошо зная прошлое Лигарида, поспешил сообщить о нем сведения Никону, который, опираясь на данные, сообщенные ему Феофаном, открыто стал называть Паисия не настоящим митрополитом, а латынником. Феофан жестоко поплатился за свое сочувствие к Никону и вражду к Паисию. Он был арестован и передан в руки врага своего – Паисия, который «ево и наказывал и от всякого дурна унимал, и он де учинился ему непослушен». Феофан был сослан в Кириллов монастырь, причем наше правительство сочло нужным узнать относительно этого обстоятельства мнение греческих властей. «Во 172 году, декабря в 17 день, по приказу думного дьяка Алмаза Иванова, подъячей Ивашко Истомин посылан к греческим властем: к митрополиту газскому Паисию, да к сербскому Феодосию, да к погоянинскому архиепископу Нектарию и с ними поговорить, что, по указу великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всей великия и белые и малые России самодержца, декабря в 12 день послан в Кириллов монастырь архимандрит Феофан и в том им нет ли какого сумнения, а за что он, архимандрит, по указу царского величества, сослан, и в том им велено объявить».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время второй мировой войны БиГ в 1941 г. была включена в состав созданного Гитлером на землях Югославии фашистского образования - Независимого гос-ва Хорватия (НГХ). На территории БиГ началась партизанская война с нем. войсками. Сербская Церковь поддерживала монархию, поэтому оказывала содействие четническому движению Д. Михайловича в БиГ, в то время как католич. Церковь поддержала власть усташей. Руководство НГХ провозгласило программу создания «чистого пространства для жизни хорватов», по к-рой предполагало одну треть серб. населения уничтожить, вторую - изгнать, а третью - обратить в католичество. В апр. и мае 1941 г. вышли указы о запрещении использования кириллицы и о закрытии всех правосл. начальных школ. Мусульмане стали считаться хорватами, принявшими ислам, поэтому они выступали союзниками хорватов в борьбе с сербами. Известно об участии в зверствах над православными католич. священнослужителей и мусульм. духовных лиц. Весной и летом 1941 г. были арестованы или изгнаны с кафедр правящие архиереи Сербской Православной Церкви. Жертвами стали митр. Дабро-Босанский сщмч. Петр (Зимонич) , еп. Баня-Лукский сщмч. Платон (Йованович) , еп. Горно-Карловацкий сщмч. Савва (Трлаич) . С 1941 по 1945 г. погибло ок. 120 священников БиГ, более 220 стали беженцами. Мн. правосл. храмы были обращены в хозяйственные объекты, нек-рые отданы католикам и униатам. На территории БиГ действовал «Отдел по разрушению сербских церквей». Иногда правосл. церкви становились местом массовых расправ с серб. населением. Сотни тысяч правосл. сербов были изгнаны. Мн. сербов принудили перейти в католичество (от 100 тыс. в 1941 до 350 тыс. чел. за годы войны). Для раскола единства правосл. населения, последующей унии и постепенной ассимиляции сербов была создана т. н. автокефальная Хорватская Православная Церковь, главой к-рой был поставлен архиерей РПЦЗ архиеп. Ермоген (Максимов) , состоявшая из 4 епархий, в т. ч. Сараевской. После окончания войны эта Церковь прекратила свое существование. В Хорватии и БиГ действовали концентрационные лагеря, самый известный из них - Ясеновац, где приняли мученическую кончину тысячи сербов, евреев и цыган. За время второй мировой войны в БиГ погибло 179 тыс. чел., из к-рых 72% составляли сербы, 16,5% мусульмане, 4,4% хорваты, страну покинули ок. 200 тыс. сербов, были уничтожены 92 правосл. храма, 94 мечети и 21 католич. храм.

http://pravenc.ru/text/153243.html

(Глас. V, 51–53) скоро оставил её, по неудовольствиям народа за Уроша. Савва 3 не помещает Даниила между своими предшественниками (см. август. 30 прим. 429). Это подкрепляет известия тронош. летописи, так как венчание Драгутина Даниилом могло казаться столько виновным для Саввы, что он не поставил Даниила в числе архиепископов, хотя по известию Даниила 2 тот был архиепископом. По времени правления Саввы 2 (1263-февр. 1268) и Иоанникия (4 лет со включением Даниилова правления) надобно положить, что св. Евстафий взошёл на кафедру в 1272 г. Так, а не иначе, заставляет полагать и троношская летопись. На списке толкового евангелия запись: «написано бысть в дни краля – Стефана Уроша – в 5 лето державнаго владычьства его, от числа же сложения мира лет 6794 в сие лето поставлен бысть светы преосвещенный архиепископ Ияков». (Миклошича Monum. 488, s. 561). Здесь в написании числа лет миробытия – ошибка. Пятый год правления Милютинова был в 1279 г. от Р.Х. и в 6787 г. миробытия. Итак св. Евстафий почил в 1279 и в том же году взошёл на кафедру преемник его архиеп. Иаков. 11 Оболенского предисловие к переяславской летописи стр. 29, 31, 35, 47. М., 1851 г. Обзор русск. дух. литер. 1, § 6. 13 «Не по одному слуху составлял я житие, но многое принял от учеников блаженнаго, постившихся и странствовавших вместе с ним, которые изложили известное им на бумаге... Не вымысл предлагаю в похвалу, но точную правду, чтобы не оскорбить его лишними похвалами»,– так говорит хидандарский иеромонах Дометиан в описании жития свят. Саввы. На Афоне список Дометианова описания, писанный иноком Феодулом в 1336 г. (Григоровича Путеш. стр. 291).– В списке сербской патриархии сказано, что житие св. Саввы сложил и переписал иером. Дометиан, пребывающий в «молчальнице» в Карее в л. 6762 (1254) и послал в дар кор. Стефану Урошу. Русск. бес. 1858 г. описание жизни св. Саввы в Прибавл. к тв. отц. VIII. Дометианово житие св. Саввы нап. в Белгороде 1860 г. 15 Эта башня – пирг и поныне видна в раввалинах старого монастыря, отстоящего от нынешнего на два часа ходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010