Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Лавра в Велико-Тырнове (Великая Лавра) [болг.- Лавра свети четиридесет мъченици], монастырь в г. Велико-Тырново, находится над р. Янтра, между крепостями Царевец и Трапезица. Храм лавры был построен царем Иоанном Асенем II (1218-1241) в честь победы (9 марта 1230) над Эпирским деспотом. Высеченная на колонне надпись сообщала, что царь «создал от зачала и писанием украсил до конца пречестную сию церковь во имя св. 40 мучеников». Вскоре при храме возник мон-рь (лавра). В лавре хранились мощи святых Иоанна Чудотворца , еп. Поливотского, и Илариона Могленского . В 1236 г. по распоряжению Иоанна Асеня в ней был захоронен архиеп. Сербский Савва I , скончавшийся в Тырнове. Через год мощи свт. Саввы перенесли в Сербию. На Соборе Болгарской Церкви 1359/60 г., согласно Житию прп. Феодосия Тырновского, присутствовал архим. «Великой Лавры» Иоанникий. Огражденный стеной с 2 входами (главным и тайным) храм примыкал к крепостной городской стене и находился внутри плотной застройки. К храму, возведенному на месте разрушенной землетрясением церкви с использованием материала IX-X вв., была пристроена характерная для болгарской архитектуры XIII-XIV вв. 2-этажная часовня-«костница», а позднее - небольшой баптистерий. Рядом с храмом были обнаружены неск. светских погребений, на одном из которых есть имя Иоанна, сына царя Иоанна Александра (1331-1371), а другое по найденному в нем перстню было атрибутировано несколькими исследователями царю Калояну ( Попов. 1984. С. 54-55). На территории лавры обнаружены фрагменты керамики, украшенной монограммами царей и патриархов, многочисленные монеты XIII-XIV вв. и надписи-граффити. В 1393 г., после взятия Тырнова османами, в храме в наказание за сопротивление были убиты 110 знатных горожан. Храм был превращен в мечеть, в XVII в. в нем была устроена посвященная взявшему болг. столицу военачальнику Махмуду Фетхи мусульм. обитель (Теке-джамиси). После освобождения Болгарии в 1878 г. церковь переосвятили. 10 февр. 1879 г. в ней была совершена литургия по случаю открытия Учредительного собрания, на котором была утверждена Конституция Княжества Болгария. Далее храм стал гарнизонным, сохранив прежнее значение. 2 авг. 1887 г. здесь принял присягу и получил благословение на престол кн. Болгарии Фердинанд I Саксен-Кобург-Готский. 22 сент. 1908 г. в храме прошла церемония провозглашения независимости Болгарии от Османской империи, а страна объявлена царством. 1 июня 1913 г. церковь была разрушена землетрясением; восстановлена в 2008 г. в связи с гос. церемонией перезахоронения останков Калояна. В наст. время храм является филиалом Национального исторического музея.

http://pravenc.ru/text/2462413.html

Отдельного сказания, посвященного «И. и. Ф.» и их судьбе, до сер. XVI в. не существует. По дошедшим известиям, впервые в 1559 г. в рассказе о хиландарском посольстве в Москву (см. ст. Евхаитская икона Божией Матери ) среди монастырских святынь, к-рые св. Савва, архиеп. Сербский, принес «от Иерусалима, и Раита, и Егупта, и Царя града», упоминается «образ Пречистыя Богородицы невелик, златом обложен, и от того образа великое благоухание исходит, что цесарица Феодора в подушце держаше в тайне, при цари Феофиле иконоборце» ( Турилов. 1996. С. 523). Вероятно, та же икона упоминается и в Повести о чудотворной хиландарской иконе Божией Матери «Троеручица», дошедшей в списке 1804 г. (НБС. Рс 74. Л. 243-243 об.), но написанной скорее всего в посл. трети XVII - сер. XVIII в. Повесть связывает с ней предание о смерти имп. Феофила: «...трета [икона], иже имеяше блаженая Феодора царица в ковчезе своем; егда же ея муж, цар Феофил, иконоборец, умираше, и зинувши тако, яко утроба его изнутрь зряшеся, и сию икону ему пред очи постави, и помалу составишася, кое и святыя мощи вельми благоухание имеет» ( 1984/1985. С. 290). Источником последнего известия послужило «Небо новое» архим. Иоанникия (Галятовского) (Львов, 1665. Л. 59), возможно в церковнослав. переводе (его влияние ощущается в Повести); менее вероятно, что рассказ восходит к церковнослав. переводу «Деяний церковных и гражданских» Цезаря Барония в сокращении П. Скарги (М., 1719). В. Г. Григорович-Барский в 1744 г. упоминает под названием «И. и. Ф.» («некии древни икони малы… зело достохвалнаго и удивительного художества: Христос на особной дщицы, и Богородица с Младенцем на другой, зело ветхии и удивителнаго живописания, висящии над игуменскою кафедрою, именуемы гречески «неня тис василессис Феодорас», си есть куклы царыци Феодоры») миниатюрный диптих, хранящийся в мон-ре Ватопед. Его рассказ восходит к тексту Продолжателя Феофана. В кратком перечне святынь афонских мон-рей (Краткое описание священныя и царскыя монастыры поклонения Святыя Горы Афонские. Солунь, 1838), составленном не ранее рубежа 1-го и 2-го десятилетий XIX в. (собор мон-ря Эсфигмен , построенный в 1806-1810, именуется в нем «новый»), «И. и. Ф.» не упоминаются ни в Ватопеде, ни в Хиландаре (вероятно, они не считались первостепенными реликвиями). В совр. работе, посвященной афонским чудотворным иконам Божией Матери, «И. и. Ф.» также не фигурируют ( М. Чудотворне иконе Пресвете Богородице на Cbemoj Гори Amohckoj//Четврта о Cbemoj Гори. Београд, 2005. С. 48-83).

http://pravenc.ru/text/293523.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИЧА [др. название - Дом Св. Спаса], жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево (Сербия). История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах ) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца , кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I , к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия ). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

http://pravenc.ru/text/182327.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Митрофан (Бан), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Фотография. 90-е гг. XIX в. Митрофан (Бан), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Фотография. 90-е гг. XIX в. (Бан Марко; 15.03. 1841, с. Главати близ г. Котор, Черногория - 30.09.1920, Цетине, там же), архиеп. Цетинский и митр. Черногорский. Учился в начальных школах в с. Врановичи, в сербской и итальянской школах в Которе. В 1865 г. принял монашеский постриг в монастыре Савина . В том же году 27 июня рукоположен во диакона, 2 окт. 1866 г.- во иерея. В 1867 г. назначен настоятелем мон-ря Подластва , с 1869 г. настоятель монастыря Морача . 7 сент. 1870 г. возведен в сан игумена, 7 сент. 1877 г.- в сан архимандрита. В 1878-1879 гг. был настоятелем Цетинского мон-ря , потом вернулся в Морачу. С 1882 г. являлся временным администратором Рашско-Захумской епархии, с 27 мая 1884 г.- Черногорской митрополии. В 1884 г. по желанию кн. Черногории Николы I Петровича избран митрополитом Черногорским. Был хиротонисан во епископа Цетинского 6 апр. 1885 г. в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. Чин его хиротонии, состоявшейся в присутствии имп. Александра III, совершили митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский), архиеп. Тверской Савва (Тихомиров), архиеп. Волынский и Житомирский Палладий (Ганкевич), еп. Ладожский Арсений (Брянцев), еп. Выборгский Сергий (Серафимов) и еп. Екатеринославский Серапион (Маевский). 27 окт. 1885 г. в Цетине черногорский кн. Никола провозгласил его митрополитом Черногории, Брды и Приморья. В мае-июле 1888 г. М. в Киеве участвовал в торжествах, посвященных 900-летию Крещения Руси. Во время пребывания в Киеве встречался со мн. рус. иерархами, а также с митр. Белградским Михаилом (Йовановичем) . После торжеств посетил Троице-Сергиеву лавру и совершил в Москве литургию в храме Христа Спасителя. М. провел ряд важных церковных реформ в Черногорской митрополии. В 1893 г. он предписал священникам носить рясу и мантию, а не национальные костюмы, как это было принято ранее. Многие священники отказывались следовать этому предписанию, даже были случаи отставок с приходов. 24 февр. 1900 г. с одобрения черногорских властей М. издал окружное послание о введении церковного налога. Все православные жители Черногории в зависимости от их доходов были разделены на 3 класса: представители 1-го класса должны были выплачивать 2 фиорина 80 новчичей в год, 2-го - 2 фиорина 30 новчичей, а 3-го - фиорин. Этот церковный налог вместе с гос. налогами собирался чиновниками. Собранные средства шли на содержание священников. При этом им запрещалось брать с верующих плату за совершение треб. Также был организован фонд для содержания старых и немощных священников, их вдов и сирот. Эти меры способствовали улучшению положения белого духовенства, ранее нередко бедствовавшего.

http://pravenc.ru/text/2563432.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕЧАНЫ Дечаны [серб. Дечани; Високи Дечани], муж. мон-рь во имя Христа Пантократора (имел посвящения в честь Вознесения Господня в память о мон-ре в К-поле, в к-ром основатель обители св. кор. Стефан Дечанский провел неск. лет, и во имя Св. Троицы) Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Памятник архитектуры, в 2004 г. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен близ с. Дечани, в ущелье р. Бистрицы (Косово и Метохия). Настоятель - еп. Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии Феодосий (Шибалич). В братии 30 монахов (2007). История По преданию, на этом месте планировал основать мон-рь еще свт. Савва I Сербский. Как задужбину и место своего захоронения Д. основал св. кор. Стефан Дечанский в 1327 г., после 1330 г. он посвятил обитель победе над болгарами и греками. Место для обители ктитор выбрал по совету архиеп. Сербского св. Даниила II , к-рому поручил контроль за строительством. В 2 повельях 1330-1331 гг. кор. Стефан рассказал историю создания монастыря и перечислил его владения и имена ктиторов. После смерти Стефана его сын, царь Душан, завершил строительство и издал дарственную грамоту (ок. 1343-1345), увеличившую богатства мон-ря. По окончании строительства, либо 29 июня 1332 г. (Житие св. Стефана), либо в 1335 г., в храме были перезахоронены останки кор. Стефана. От мощей стали происходить чудотворения, и они были открыты для поклонения. В тот период они находились в ковчеге перед алтарем, с левой стороны от царских врат (в наст. время расположены справа). В сер. XIV в. в Д. была похоронена сестра св. Стефана, прп. Елена Дечанская , впосл. ее мощи были положены справа от царских дверей. Мон-рь Дечаны Мон-рь Дечаны В XIV в. к Д. был приписан мон-рь Градиште . После Косовской битвы в 1389 г. турки разорили мон-рь, разрушили надвратную колокольню, келейные корпуса и царские палаты, храм чудом был спасен от обращения в мечеть, но его иконостас был разрушен. В 1397 г. кнг. св. Милица обновила мон-рь и издала дарственные грамоты. Мон-рь имел систему фортификационных сооружений и служил крепостью. На содержании обители находился военный гарнизон во главе с начальником-воеводой, к-рый вместе с игуменом управлял дечанскими владениями. Из описаний посмертных чудес св. кор. Стефана Дечанского известны имена неск. светских соуправителей мон-ря, которые вступили в конфликт с обителью и ее настоятелем, за что впосл. были жестоко наказаны св. покровителем (напр., чельник Ивой (Ивое), назначенный вдовой св. кор. Стефана Еленой, и свирепый Юнец (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Авт.-сост.: А. Давидов, Г. Данчев, Н. Дончева-Панайотова и др. София, 1983. С. 128, 130, 132, 134; Наумов Е. П. Кем написано второе житие Стефана?//Славянский архив. М., 1963. С. 60-73).

http://pravenc.ru/text/171794.html

Архив Пн Делегация Сербской Православной Церкви посетила ОВЦС 8 ноября 2023 г. 18:31 8 ноября 2023 года делегация Банялукской епархии Сербской Православной Церкви , находящаяся в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, встретилась с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Антонием . Делегацию возглавляет викарий Банялукской епархии епископ Марчанский Савва, которого в поездке сопровождают настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и клирик кафедрального соборного храма Христа Спасителя в г. Баня-Лука протодиакон Радоица Жагран. Во встрече в Отделе внешних церковных связей также приняли участие настоятель подворья Сербской Православной Церкви в Москве епископ Моравичский Антоний , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Игорь Якимчук и сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев. Епископ Марчанский Савва передал митрополиту Волоколамскому Антонию приветствие и сердечные благопожелания епископа Банялукского Ефрема, рассказал о состоявшейся 5 ноября торжественной передаче в дар Московской духовной академии частицы мощей священномученика Платона, епископа Банялукского (1874-1941), окончившего эту духовную школу в 1901 году. Иерарх Сербской Православной Церкви поделился впечатлениями от сослужения Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля на праздник Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2023 года, от посещения храмов и монастырей града Москвы. В ходе беседы, проходившей в теплой братской атмосфере, обсуждались ситуация в православном мире, церковная жизнь в Банялукской епархии, а также состояние и перспективы развития русско-сербских межцерковных отношений. В завершение встречи стороны обменялись памятными подарками. В тот же день гости из Банялукской епархии поклонились мощам благоверного князя Даниила Московского и другим святыням Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, осмотрели храмы и достопримечательности древней обители. Служба коммуникации ОВЦС / Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6075603.ht...

Архив Пн Делегация Сербской Православной Церкви посетила Сретенскую духовную академию 7 ноября 2023 г. 13:35 6 ноября 2023 года делегация Сербской Православной Церкви , прибывшая в Россию для передачи Московской духовной академии частицы мощей ее выпускника, священномученика Платона Банялукского, побывала в еще одной духовной школе Русской Православной Церкви — Сретенской духовной академии . Сретенский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, в котором располагается академия, посетили представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Банялукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Банялукской епархии — настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Делегацию сопровождал сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев. Наместник обители и ректор Сретенской духовной академии игумен Иоанн (Лудищев) тепло принял гостей и провел для них экскурсию по монастырю и духовной школе. Наместнику помогал иеромонах Игнатий (Шестаков), сообщает сайт СДА. Члены делегации ознакомились с монастырскими храмами и пребывающими там святынями, с бытом и учебной жизнью студентов. Под пение тропарей они помолились перед Владимирской иконой Божией Матери во Владимирском соборе, а в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников Церкви Русской — священномученику Илариону (Троицкому), небесному покровителю Сретенского монастыря. Песнопения исполнил хор СДА. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6075070.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь Будиславского мон-ря в честь Преображения Господня. XIV в. ц. (XIV в.) и жен. мон-рь в честь Преображения Господня, расположенные в 17 км к востоку от г. Печ (Косово и Метохия, Сербия); подворье (метох) мон-ря Печской патриархии Сербской Православной Церкви. Храм имеет в плане крест с легким выносом рукавов, граненую апсиду, купол приподнят на постаменте, в кладке чередуются камень и кирпич; в 1872 г. был пристроен нартекс. Частично сохранившаяся надпись на каменной плите, встроенной в вост. стену апсиды, позволяет приписать ктиторство храма св. кор. Милутину , предание связывает церковь с именем св. Елены Дечанской . в 1568 г. Печским Патриархом Макарием (Соколовичем) здание было отремонтировано, первоначальную роспись заменили новой, о чем говорится в надписи над входом на зап. стене. фрески XVI в. сохранились не полностью, в апсиде представлено Причащение апостолов, ниже - Служба св. отцов, в жертвеннике - Христос во гробе, с ангелами по сторонам, и архидиак. Стефан. В алтаре кроме изображений святителей в рост помещены фигуры святых Даниила Столпника и Параскевы Пятницы. Уникальная деталь росписей - размещение композиции «Сошествие во ад» на сев. стене алтаря. В верхней части наоса представлены композиции Рождество Христово, Сретение, Крещение, Преображение, Распятие, Оплакивание, Жены-мироносицы у гроба Господня; на зап. стене - Успение Богоматери. в нижнем ярусе сохранились поясные изображения святых в медальонах. На зап. стене у входа - архангелы и святые Георгий, Димитрий, Симеон (в миру Стефан Неманя), серб. святители Арсений, Никодим (имя 3-го не сохр.), свт. Николай, архиеп. Мирликийский, Иоанн Предтеча и Богородица, свт. Савва Сербский, апостолы Павел и Петр и Патриарх Макарий, подносящий Христу модель храма и держащий в руке развернутый свиток с молитвой. Роспись выполнена тем же мастером, что работал и в ц. свт. николая, архиеп. Мирликийского, в Дубочице близ г. Плевля (1565). В церкви также сохранились нек-рые фрески и иконы XVII, XVIII и XIX вв., подписанные Максимом Туйковичем, Василием Крстичем Джиновским и его братом Александром. Особую ценность представляет храмовая икона XIV - нач. XV в. В наст. время в Б. 10 насельниц, с июня 1999 г. мон-рь находится под защитой войск KFOR, расположенных на его территории. В июле 1999 г. пропал иером. Стефан (Пурич), служивший в обители; по неподтвержденной информации он был замучен албан. экстремистами и сброшен в колодец. Почитается как новомученик. Лит.: М. Црква у Будисавцима//Старине Косова и Memoxuje. 1961. 1. С. 113-144; Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapaxa у зидном сликарству (XIII-XVI в.): Сава - Свети Сава//Ucmopuja и Београд, 1979. С. 319-340. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова: ЕЖЕВИЦА муж. мон-рь с ц. во имя свт. Николая Чудотворца Жичской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/text/153575.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВИЧ Иванович [серб. Евтимий (20.01.1773, мон-рь Кувеждин - 28.01.1849, Сремска-Митровица), серб. прот. и церковный писатель. В 1796 г. окончил гимназию в г. Сегедин (ныне Сегед, Венгрия), в 1798 г.- ДС в Сремски-Карловци. В 1798-1806 гг. преподавал в гимназии в г. Сремски-Карловци. В 1811-1812 гг., после рукоположения, служил в храме в с. Шид и мон-ре Кувеждин , в 1812-1834 гг.- в церквах в Земуне (Землине, ныне в черте Белграда), в 1834-1839 гг.- в Вуковаре и в 1839-1849 гг. в Сремска-Митровице. По инициативе И. 1 нояб. 1812 г. в Земуне был основан серб. церковно-школьный фонд. Для фонда он написал устав, 8-й пункт к-рого провозглашал архиеп. Сербского свт. Савву I небесным покровителем школ Земуна - с тех пор свт. Савва I почитается покровителем всех серб. школ. И. был ярким проповедником, на основе своих проповедей и отчасти проповедей митр. С.-Петербургского и Новгородского Амвросия (Подобедова) издал «Краткие поучительные беседы» (Кратке поучителне беседе. Нови Сад, 1838-1841. 2 Перевел на серб. язык соч. франц. писателя П. Бланшара «Плутарх для юношества, или Жизнь великих людей всех наций от самых отдаленных и до наших времен» (М., 1808-1810) в 8 книгах и составил сб. «Новый Плутарх, или Краткое описание известных людей всех славных народов с древних времен до настоящего» (Новый Плутархъ, или Краткое описанïе славнейши людïй свïю народа отъ древнейши времена до данасъ. Будим, 1809. 1; Крагуевац, 1834. 2; Нови-Сад, 1840. 3; 1841. 4), в к-рый включил биографии знаменитых сербов: царя Стефана Душана V, свт. Саввы I, историка архим. Иоанна (Раича) и вождя 1-го серб. восстания Карагеоргия (с последним И. встречался в 1813). За этот труд получил прозвище Плутарх. Произведения И. свидетельствуют о подъеме национального серб. сознания в 1-й пол. XIX в. Лит.: Znameniti zemunski Srbi u XIX v. Zemun, 1913. S. 2; Gruji R. Ivanovi Jeftimije// Stanojevi S. Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1926. Knj. 2. S. 85; М. А. Прилог ucmopuju земунских школа од дeцehuje XVIII. ст. до 1918. града Београда. Београд, 1979. 26. С. 69-89; И. Директори, професори и ученици Карловачке ruмhaзuju. Београд, 2005. Н. Стошич Рубрики: Ключевые слова: ДАМАСКИН (Грданичкий Драгутин; 1892 - 1969), митр. Загребский, духовный писатель, переводчик, собиратель церковных напевов, автор гармонизаций ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ЕВФИМИЯ (в миру Елена, в схиме Евпраксия; ок. 1348 - ок. 1405), мон., серб. гос. деятель, церковная писательница и вышивальщица

http://pravenc.ru/text/200497.html

Упоминания об Александрийском патриархе, под которым следует подразумевать Н., содержатся в описании паломничества на Ближ. Восток свт. Саввы I , архиеп. Сербского, в 1234 г. После посещения Иерусалима свт. Савва направился в Египет и был торжественно принят в Александрии патриархом. Два первосвятителя обменялись дарами и обсудили богословские вопросы. Биограф свт. Саввы сообщает, что тот молился в церквах ап. Марка и вмч. Мины, не упоминая, что оба этих знаменитых собора уже лежали в развалинах,- в восприятии агиографа святыни Востока пребывали вне исторического контекста. Серб. архиепископ хотел посетить отшельников, живших в местах подвигов раннехристианских монахов, и Александрийский патриарх дал ему провожатых, с которыми свт. Савва отправился в Мареотиду, вглубь Ливийской пустыни. Из повествования неясно, были ли эти пустынники православными или коптами. В кон. 1234 г. К-польский патриарх Герман II обратился к своим вост. собратьям, в т. ч. к Н., с просьбой подтвердить учреждение Патриаршего престола в Болгарии (см. в ст. Иоаким I , патриарх Тырновский). Соответствующие послания не сохранились, а известны лишь по пересказу в болг. источниках, что побудило нек-рых исследователей поставить под сомнение участие глав ближневост. Церквей в устроении Тырновского Патриархата (RegPatr, N 1278). Копт. летопись сер. XIII в. сообщает, что Александрийский патриарх мелькитов умер незадолго до кончины копт. патриарха Кирилла III ибн Лаклака. Смерть последнего датируется 10 марта 1243 г., исходя из чего можно отнести окончание Патриаршества Н. к первым месяцам того же года. Ист.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church: Known as the History of the Holy Church/Ed., transl. O. H. E. Burmester et al. Cairo, 1974. Vol. 4. Pt. 1. P. 41-80; Pt. 2. P. 282; Innocent. III, papa. Regesta. XII 12; XIV 146-148; XVI 34//PL. 216. Col. 23-24, 506-509, 828-829; Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг./Ред.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1884. С. 15-17, 56. (ППС; Т. 2. Вып. 2(5)).

http://pravenc.ru/text/2566040.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010