Теперь, со времени св. Саввы течение церковной жизни сербов входит в совершенно новое русло: Церковь становится православною (т. е. греко-восточного вероисповедания) и христианскою. Посвящение Саввы в Никее в 1222 году от греческого патриарха Германа рассматривается, конечно, как факт окончательного преобладания Византии в делах сербской церкви. Факт просвещения светом христианства язычествующей массы центральных областей тогдашней Сербии засвидетельствован в истории сербской церкви привнесением к имени св. Саввы эпитета – «просветителя» Сербии. 3103 Особенно ярко эта последняя сторона пастырской деятельности св. Саввы отмечается в грамоте Архиеп. Никодима 1322 года, где Савва называется Апостолом сербской земли, учителем её: «Отец наш Савва, глаголю, первый Архиепископ или скорее рещи и Апостол и учитель своему отечеству Серпсцей земли»; 3104 «Божие человеколюбие… (Савву) к Серпсцей земли, к своеплеменником, к нам посылает… от прелести —584— идольские и нечистых и мерзких жертв, бесовских капищ, нас избавити». 3105 Самое начало существования Великой Сербской Церкви приписывается ему: «( церковь ) юже не бывшую прежде он вздвиже». 3106 Итак, Сербия самой великой и коренной реформой своей церкви, поставившей её на совершенно новый курс течения духовной жизни, всецело и нераздельно обязана Св. Савве, постриженику и подвижнику Афона, основателю Хиландаря. Но размеры услуг, оказанных Св. Саввою отечественной церкви, означенным фактом не ограничиваются Св. Савва был не только просветителем сербов, но и первым организатором их церкви. Первые формы церковного устройства – в виде насаждения иерархии и монашества, как живых факторов религиозно-нравственного просвещения страны, и распространения церковной книжности, как пособия к этому просвещению – даны были тем же Саввою. Но и здесь за личностью Саввы скрывается всё тот же Афон, в частности Хиландарь, так как весь необходимый для означенной организации материал – и первая иерархия, эта ближайшая и непосредственная сотрудница Св. Саввы, – и монашество, и так нужная для богослужения книжность, – всё это, как засвидетельствовано в истории, было взято, пересажено, так сказать, с Афона, из Хиландаря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святой Савва Освященный с миром отошёл ко Господу в VI b., в царствование Юстиниана Великого. Более шести столетий с той поры пронеслось над лаврой. Икона «Млекопитательница» стояла на своём месте, ожидая исполнения святого пророчества. Наконец в XIII b. явился в Палестину св. Савва, архиеп. Сербский. Ему передано было пророческое завещание Саввы Освященного, и вместе с чудотворной иконой Божией Матери, именуемой «Млекопитательницей». лавра благословила его и иконою «Троеручица». На обратном пути из Палестины в Сербию св. Савва посетил основанный им на Афоне монастырь Хиландар (кстати сказать, в Старом Русике, в первой древней русской обители, Савва и был пострижен в монахи). Архиеп. Савве было в радость оставить на Святой Горе дар Святой Земли — икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». (обратно) 77 Протатский храм является древнейшим христианским храмом Святой Горы. Святой император Константин Великий в 335 г. воздвиг здесь храм в честь Успения, но он был сожжён Юлианом Отступником в 362 г., а потом восстановлен в меньших размерах. В нём некоторое время покоились мощи прп. Петра, первого пустынножителя Афона (t 734, память 12 июня). После того, как в 880 г. с Афонского перешейка перевели в Карею «кафедру старцев» — место собрания всех святогорских монахов, храм сделался «протатским», то есть храмом Прота. Нынешнее здание было построено в 962–964 гг. Снаружи оно продолговатое, как базилика, а внутри имеет форму креста. Это единственный соборный храм на Афоне без купола, с простым двускатным деревянным потолком, с которого свисает множество паникадил и большой круглый хорос из жёлтой меди, сияющие, как солнце. Стены покрыты дивными фресками мастера Македонской школы Эммануила Панселиноса (ок. 1300). Иконостас древний, каменный, низкий; в нём помещён (как местная икона) Деисис художника Критской школы Феофана (сер. XVI b.). В наружной галерее храма, около северного входа, стоит низкий кирпичный памятник, покрытый мраморной плитой, на которой стоит неугасимая лампада.

http://isihazm.ru/?id=2079

Часть братии переселилась в Братиславу, др. часть - в Германию. После эвакуации в с. Ладомирове остались лишь 3 насельника: игум. Савва (Струве) (с янв. 1945 архимандрит), мон. Вячеслав (Нестерёнок [Нестеренко]) и послушник В. Винокуров. В ходе боевых действий осенью 1944 г. здания миссии в Ладомирове были практически полностью разрушены, уцелел лишь монастырский храм. В 1945 г. игум. Савва (Струве) подал местным властям прошение о возмещении материального ущерба, нанесенного обители. Общую сумму ущерба он оценил в 1 860 762 чехословац. кроны. Однако компенсация выплачена не была, и обитель в Ладомирове более не возрождалась. В окт. 1945 г. игум. Савва в качестве главы делегации духовенства епархии передал прибывшему в Прагу еп. Орловскому и Брянскому Фотию (Топиро) прошение о приеме словац. правосл. общин в юрисдикцию РПЦ. 20-21 нояб. 1945 г. в Ладомирове при участии еп. Мукачевского и Пряшевского Владимира (Раича) состоялось собрание приходского духовенства словац. части епархии, участники к-рого обратились к епископу с прошением «отпустить» словац. приходы в юрисдикцию РПЦ. Решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви от 19 марта 1946 г. приходы Словакии, в т. ч. и храм бывшей ладомировской обители, были переданы в состав Чешской епархии РПЦ (см.: Шкаровский. 2009. С. 337). Окончательно община при ладомировской Михаило-Архангельской ц. прекратила существование в 1946 г. с уходом архим. Саввы (Струве) за штат. К 2010 г. бывш. монастырский храм арх. Михаила действует как приходской в составе Прешовской епархии Чешских земель и Словакии Православной Церкви . В Братиславе один из рус. эмигрантов предоставил эвакуированным инокам здание на берегу Дуная, в котором была устроена домовая ц. во имя прп. Иова Почаевского и кельи. 20 авг. 1944 г. монастырский храм освятил архиеп. Пантелеимон (Рудык) . Переселение монахов в Братиславу возглавлял благочинный и эконом иером. Иов (Леонтьев). 24 окт. 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил возвести иером. Иова в сан игумена за успешную эвакуацию братского имущества, в т. ч. 10 томов богослужебных книг, а его помощника иером. Киприана (Пыжова) наградить наперсным крестом за основание в Братиславе храма обители. Настоятелем братиславского подворья стал игум. Каллист, эвакуированный из Киева и ранее принадлежавший к т. н. Автономной УПЦ. Там же проживал иеросхим. Савва (Четвериков).

http://pravenc.ru/text/578212.html

Неустанною проповедью он приобрел общую народную любовь. Не смотря на блестящие успехи свои по службе, и чувствуя недостаточность своего образования, иеромонах Савва, по указанию блаженнопочившего митрополита сербского Михаила, поступил студентом в киевскую духовную академию, в которой и окончил курс в 1871 г. со степенью кандидата богословия. По возвращении на родину, Савва открыл в г. Призрене семинарию в прекрасном помещении, нарочито для сей цели выстроенном на средства одного сербского патриота и добротвора Симеона Игумнова. Савва был первым ректором и оставил по себе наилучшую память и как ректор и как наставник. Тяжелые обстоятельства, наступившие для Старой Сербии после невесиньского восстания, принудили Савву покинуть Призрен и удалиться в свободную Сербию. В 1876 г. мы видим иеромонаха Савву в качестве коменданта и начальника дежево-ибарского отряда повстанцев. По окончании войны, в марте 1878 г. был произведен в архимандрита и отправлен в Берлин в качестве депутата от Старой Сербии и Македонии с целью ходатайствовать о присоединении их к княжеству Сербии. Народная мольба не была уважена, Старая Сербия и Македония остались и дальше под властью оттоманской империи. Между тем открытая борьба с турецкими властями сделала невозможным для Саввы возвращение в Старую Сербию и он должен был остаться в княжестве сербском. По возвращении из Берлина, был назначен администратором враньской епархии, а когда она в 1882 г. была упразднена и присоединена к епархии нишской, определен был членом ужичской консистории. Когда во время последовавшего за сим конфликта между церковью и государством из-за закона о таксах за по- —723— ставление в церковные должности (изд. Напредняцким правительством в 1881 г.) епископские кафедры лишились своих глав, архимандриту Савве предложена была одна епархия, но тогда он отказался. Вскоре был перемещен членом нишской консистории. Прибыв в Ниш как раз в то время, когда духовенство озабочено было идеею основания общего священнического „удруженья“, архим.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

времени ситуация соседства и соперничества христ. исповеданий, отношения общин регулируются светской иноверной властью. По непонятным причинам правосл. Иерусалимские патриархи кон. XII в. предпочитали оставаться в К-поле. Патриарх Досифей I (ок. 1185-1189), получивший сан с согласия имп. Исаака II Ангела, в 1189 г. был выдвинут на вдовствующую К-польскую кафедру, однако вскоре низложен церковным Собором из-за нарушения канонического права. Его преемник Марк II Катафлор (1190-1195) скорее всего также проживал в К-поле. Первым патриархом, пребывавшим в Св. земле, стал Евфимий II, бежавший из К-поля после захвата его крестоносцами в 1204 г. и предположительно возведенный на Патриарший престол уже в Иерусалиме. Патриарх Евфимий, вероятно, поддерживал план 5-го крестового похода (1217-1221) и был связан с крестоносцами Акры. Крестовый поход спровоцировал гонения на христиан во владениях Айюбидов, и с этим связано бегство патриарха в синайский мон-рь вмц. Екатерины, где он скончался в дек. 1223 г. (В. Грюмель предлагает дату 1230; Grumel. 1962. P. 197-198; Rose. 1992. P. 241). Остатки ц. Св. Сиона (XII в.) и Сионская горница (XII–XIV вв.) Патриарх Афанасий II Иерусалимский (предположительно выходец с Балкан) поддерживал тесные контакты со всем правосл. миром. Известны его переписка с К-польским патриархом по вопросам обрядовых расхождений православных с латинянами, участие в утверждении автокефалии Болгарской Православной Церкви в 1235 г. В 1229 и 1234-1235 гг. Св. землю посещал свт. Савва I, архиеп. Сербский, друживший с патриархом Афанасием и игуменом лавры св. Саввы Николаем. Житие свт. Саввы Сербского сохранило подробную информацию о положении ближневост. Православия в 1-й трети XIII в. Свт. Савва делал богатые вклады в палестинские мон-ри и св. места, основал неск. мон-рей, в т. ч. обитель в Акре, к-рая должна была служить гостиницей для правосл. паломников. Покровительствуя правосл. обителям на Св. земле, свт. Савва продолжил политику отца - вел. жупана Стефана Немани (см.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Савва горячо принял к сердцу эту идею, и со своей стороны лично содействовал ее осуществлению в 1889 г. В благодарность за это избран был председателем чрезвычайной священнической скупщины, которая состоялась в Нише 23 августа 1889 г., а потом председателем главного комитета священнического общества и как такой много потрудился над организацией священнического „удруженья“. В 1890 г. избран и 10 июня в белградском соборном храме посвящен в епископа жичской епархии. Ревностный и мудрый архипастырь, преосвященный Савва известен и литературными трудами. Кроме многих мелких статей и брошюр („Садашнье жалосно станье Старе Cpбuje и Makeдohuje“, „О Призрену“ и др.), ему принадлежит сочинение „Владалац и народ“ (1897). В сентябре 1897 г., по поручению Архиерейского Собора, он отправился в Святую Гору, в Хиландарский монастырь, чтобы там на месте рассмотреть и разрешить некоторые спорные вопросы между монахами из болгар и сербов. Вернулся с Св. Горы в феврале 1898 г. в Белград, к погребению митрополита Михаила. Под председательством епископа Саввы состоялись 15 февраля 1898 г. выборы нового митрополита, высокопреосвященного Иннокентия. За свою архипастырскую любовь, отеческую внимательность ко всем обращающимся к нему, особенно засвидетельствованное свое „родолюбие“, преосвященный Савва пользуется общею любовью духовенства и своей паствы 585 . 8 июля 1900 г. король сербский Александр особым манифестом объявил „народу сербскому“ о своей помолвке с Драгою, дочерью покойного Панты Луньевича и внучкою Николая Луньевича, одного из главных сотрудников —724— Милоша Обреновича 586 . 15 июля в 6 ч. веч. Совершен „брачни испит“ (обряд обручения) в доме невесты, в присутствии высокопреосвященного митрополита Иннокентия и представителей иностранных держав. Самое венчание происходило 23 июля в 11 часов дня в белградском соборном храме. Таинство брака совершал митрополит Иннокентий в сослужении всех сербских архиереев и множества высшего и низшего духовенства. Митрополит произнес речь, в которой призывал благословение Божие на жениха и невесту.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Студеницкий находится в 50 верстах от города Карановца. Близ него – монастырь Свети– Краля (св царя), основанный Стефаном Немаишчеми. Св. Савва, архиеп. сербский, перенес сюда мощи своего отца, основателя сего монастыря Стефана, в монашестве Симеона, и с тех пор монастырь этот стали именовать лаврою св. Симеона 134 . Хиландарский на Афоне был сперва греческий монастырь. Но св. Савва испросил у греческого императора Алексия Комнена хрисовул на владение этим монастырем и, возобновив его собственно для сербов, назвал лаврою сербских королей. Тут же он устроил и гостинницу, где богомольцы могли получать не только пищу, но и одежду и обувь. Тот же Савва написал для Хиландарского монастыря и устав, соблюдаемый доселе, под заглавием «Указание жития в монастыре пресвятые Богородицы», который состоит из нескольких глав, и не представляя стройной последовательности, отличается полнотою и всесторонностию очертания жизни монашеской. После Саввы Хиландар получал благодеяния не только от сербских королей, но и от русских царей. Так, Милутин построил в нем великолепную церковь из небольших тесанных камней, обложив внутренние стены мрамором и оградил монастырь крепкими башнями. Лазарь (+ 1389 г.) пристроил к церкви Милутина трапезу с колоннами и росписал стены храмов. Иоанн IV Васильевич Грозный грамотою 1576 г. пожаловал монастырю в Москве подворье, которое в малолетство царей Иоанна и Петра Алексеевичей было отобрано и заменено ежегодным пособием в 100 р. – В настоящее время в этом монастыре живут не только сербы, но и русские, и греки, и молдаваны, и особенно болгары. В нем сохранилось много замечательного. Так, иконостасы в нем не сплошные или глухие, но решетчатые, состоящие из сквозных перегородок. На иконах монашествующие изображены не в черных одеждах, но в коричневых, либо оливковых, либо желтых. Там хранится много как древних книг и рукописей, так и святыни; напр, часть животворящего древа, частицы тернового венца и нешвенного хитона Спасителя, дщицы на кресте, даже дары волхвов 135 . Там хранится чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Троеручицы, гробница св. Симеона Немани, пссох св. Саввы, знамя Стефана Душана и пр. Зов к богослужению бывает чрез било. Богослужение совершается на славянском языке 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Перевод: Пути, ведущего к жизни, наставник, и первопрестольник, и учитель ты был, ибо сначала, святитель Савва, ты пришел и просветил отечество твое, и, породив его в Духе Святом, как масличные деревья в духовном раю посадил ты освященных чад твоих. Потому как разделяющего престол с апостолами и святителями почитая молим тебя: «Моли Христа Бога даровать нам великую милость». Савве II, архиеп. Сербскому, глас 4 Исправление веры и образ кротости,/и якоже сад посреде рая,/преподобными делы твоими мир просвещаеши,/сего ради к честней раце мощей твоих любовию прикасаемся,/лобызаем их и верно вопием:/предстани в помощь воспевающим память святую твою и светоносную,/святителю отче Савво пребогате, молимся,/Христу Богу молися//спастися душам нашим. Перевод: Подвиг веры и пример кротости, ты как сад посреди рая, преподобными делами твоими мир просвещаешь, потому к драгоценной раке с мощами твоими с любовью прикасаемся, целуем их и с верой взываем: «Приди на помощь воспевающим память святую твою и светоносную, святитель отче Савва счастливейший, молимся, Христу Богу молись о спасении душ наших». Святителям Московским: Петру, Алексию, Ионе, Филиппу и Ермогену, глас 4 Первопрестольницы Российстии,/истиннии хранителие апостольских преданий,/столпи непоколебимии, православия наставницы,/Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене,/Владыку всех молите/мир вселенней даровати,//и душам нашим велию милость. Перевод: Первосвятители Российские, истинные хранители апостольских преданий, непоколебимые столпы, наставники Православия, Петр, Алексей, Иона, Филипп и Ермоген, Владыку всех молите даровать мир вселенной и душам нашим великую милость. Серапиону, архиеп. Новгородскому, глас 8 Твердый адамант воистинну, отче, показался еси,/во всем подобяся Владыце своему и Господу,/неправедная изгнания, радуяся, претерпел еси,/темже и Христос святителем и мучеником сликовна тя сотвори/и дарова тя стаду твоему, яко сокровище неотъемлемо,/чудесы всех обогащающее,/яко да и мы, сошедшеся к раце мощей твоих,/любовию вопием ти:/о великий во святителех и дивный во страдальцех/пречестный архиерею, Серапионе отче наш,/моли о нас всеблагаго Бога,//да спасет души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-svy...

Со смертью Саввы сношения сербской церкви с Афоном не прекращаются. Наоборот, просматривая всю дальнейшую историю этой церкви, мы убеждаемся в непрерывном тяготении её к Афону всеми сторонами своей жизни. Возьмем иерархию. Основанные св. Саввою 8, а по другим известиям – 13 епископских кафедр были замещены природными сербами, приглашенными из Хиландарского Афонского монастыря. 3107 Но этим позаимствованием связь с Афоном не покончилась. В списке дальнейших сербских Архиепископов можно отметить не мало лиц, кото- —585— рые предварительную иноческую школу прошли на Афоне, в Хиландаре. Так, из преемников преп. Саввы сперва на игуменстве Хиландарском, а потом и на Архиепископском престоле Сербии в XIII–XIV вв. известны: 1 . Савва II, брат краля Стефана Уроша, сын Стефана Первовенчанного и племянник св. Саввы, довольно долгое время жил в Хиландаре, и даже по некоторым сказаниям управлял обителью. Посвящен был в Архиепископы сербские около 1262 г. 3108 2 . Иоанникий, ученик предшествовавшего Архиеп. Саввы II, был экономом Хиландарской Лавры, а потом игуменом её с 1263 и до 1272 г., когда был поставлен Архиепископом сербским. 3 . Евстафий I, до своего выбора в Хиландарские игумены долго проживал в названной Лавре иноком; Архиепископом – с 1275 г. 4 . Савва III, занимавший Архиепископский престол с 1309 по 1316 г., был постриженцем и игуменом Хиландаря. 5 . Никодим (1316–1323 г), поставленный в Архиеп. из игуменов Хиландарского монастыря. 3109 6 . Даниил II, бежав в юных летах в монастырь, был потом игуменом Хиландаря, а с 1323 г. занимал Архиепископ. кафедру. Таким образом из 12 Архиепископов автокефальной сербской церкви – семь из них, считая в том числе и св. Савву, вышли из стен Хиландарского монастыря. Правда, эти сведения о непосредственной связи сербской иерархии с Афонским Хиландарем доходят только до патриаршего периода сербской истории, про иерархов которого сказать что-либо в нужном нам смысле положительное или отрицательное (за отсутствием определенных известий о них вообще) – нельзя. 3110 Но можно думать, что эта связь продолжалась и в это время, хотя может быть

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

К-польская Церковь признала ее автокефальный статус и патриаршее достоинство ее Предстоятеля Дамиана. После разгрома Болгарии имп. Василием Болгаробойцей Болгарская Церковь утратила патриаршее возглавление. Новым ее главой стал тогда архиеп. Охридский, к-рый мыслился как правопреемник древних архиепископов Нов. Юстинианы. Патриаршество восстановлено было в Болгарии вместе с ее национально-гос. возрождением в XIII в., когда К-польский Патриарх и др. Вост. Патриархи даровали архиеп. Тырновскому патриарший титул. Вторично болг. церковная автокефалия была утрачена после гибели Болгарского гос-ва под натиском османских турок (XIV в.). Султан подчинил Болгарскую Церковь К-польскому Патриарху, к-рый в Турецкой империи признавался этнархом и наделен был правами гражданской юрисдикции над всеми подданными султана правосл. исповедания. До сер. XVIII в. просуществовала автокефальная Охридская архиепископия, однако клир этой южнослав. Церкви был эллинизирован. Новое восстановление церковной независимости болг. народа произошло уже в 1872 г., вначале самочинно и с нарушением канонов, что повлекло за собой анафематствование со стороны К-поля и прекращение евхаристического общения новообразованного Болгарского Экзархата с др. правосл. Церквами. Лишь в 1945 г. болг. схизма была преодолена, а с 1953 г. Болгарская Церковь, как и в средневековье, возглавляется Патриархом. Подобно Болгарской, и Сербская Церковь в своей истории пережила неск. трагических разрывов. Самостоятельная архиепископия была учреждена в Сербии в нач. XIII в., при сыне великого жупана Стефана Неманя Стефане Первовенчанном . Автокефальным архиепископом стал младший сын Неманя афонский инок св. Савва . В 1346 г. при кор. Стефане Душане Собором серб. епископов архиеп. Печский Иоанникий был возведен в сан Патриарха. За этим последовала анафема со стороны охранявшей свои преимущества К-польской Патриархии. Анафема была снята в 1374 г., в самый канун османского порабощения Сербии. В 1766 г. Османская Порта упразднила Печскую Патриархию, а все серб.

http://pravenc.ru/text/63554.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010