13 и 14) Епархии призренская и скопийская. Города Призрен и Скопия (Ускюб) были завоеваны Милутином у греков в первые годы правления. В Скопии кафедра епископская существовала уже прежде (при болгарах и греках); когда открыта была Милутином кафедра в Призрене – неизвестно, но при архиепископе Евстафии 2-м она уже упоминается (см. у Григоровича в Пушеш. стрр. 41 и 46 u Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60). Кафедральной церковью епископии призренской, по одним известиям, была созданная Милутином церковь Успения Богородицы (Родосл. стр. 138), по другим известиям – созданная им же церковь Св. Стефана (см. у Даничича в Речнике под словом Призрен). Из епископов призренских известны: Дамиан, бывший при Милутине, в правление архиепископа Евстафия 2-го (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60), Савва, вероятно преемник Дамиана, бывший потом под именем Саввы 3-го всесербским архиепископом (Родосл. стр. 325), Арсений, упоминаемый под 1333 г. (Monum. Serb. р. 104 fin.). Из епископов скопийских известен Николай, бывший при Милутине, в правление архиеп. Евстафия 2-го (Monumenma Serbica p. 60). 15) Епархия браничевская. Область браничевская обнимала северовосточную часть нынешнего княжества сербского между правым берегом соединенной Моравы и Дунаем; небольшой юго-западный угол ее, вероятно, был приобретен еще Стефаном Неманей, а окончательно вся она была завоевана у болгар Милутином. Сербская епархия браничевская не была вновь открытою епархией, а только продолжением уже прежде существовавшей здесь епархии болгарской (упоминается в хризовуле Милутина, писанном при архиеп. Никодиме, у Григоровича в Путеш. стр. 48 нач.). Кафедра епископа браничевского находилась при церкви Св. Николая (сербские лemonucu ibid.); но в каком месте искать этой церкви, остается неизвестным (города Браничева, в котором бы всего естественнее предполагать кафедру, в то время, по всей вероятности, уже не существовало; сербские исследователи предполагают, что она находилась или в нынешнем селе Каона, которое на левом берегу впадающей в Дунай ниже Млавы небольшой реки Пек, или в селе Ждрело, которое на юг от Каоны, на правом берегу Млавы, см. Гласн. IV, 191 sqq u приложенную карту: относительно Каоны мы ничего не можем сказать; но что касается до Ждрела, то при Милутине оно составляло вотчину архиепископского Жичского монастыря, Родосл. стр. 117, и монастырь впервые построен в нем князем Лазарем, притом не Св. Николая, а Бoropoдuцы. Monumenma Serbica pp. 194 и 212fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Конечно, введение устава иерусалимского и миней по нему, расположенных в России, не было принудительное, но несомненно, что устав сей и минеи по нему составленные распространились скоро. От XV века дошли до нас почти все книги богослужебные по иерусалимскому уставу. Этому много содействовало то, что с XV века стал употребляться для письма более дешевый и доступный материал – бумага вместо дорогого пергамена. Если еще во время св. Димитрия ростовского в некоторых монастырях был в действии студийский устав, то такие монастыри были редки. И устав иерусалимский дошел до нас в разных редакциях; это показывает свободу в России и в отношении в иерусалимскому уставу, но дошло более древних списков устава: Око церковное, составленного Афанасием Высоцким в 1401 г. в Царьграде в правление русскою митрополиею св. Киприана († 1406). Что же касается до месяцеслова или синаксаря восточных святых, то он однообразен в разных редакциях иерусалимского устава. Разность замечается более в отношении к русским святым; в одних списках устава их менее, в других более. Месяцеслов восточных святых весь приведен в приложении 10. О синаксарях в славянских иерусалимских уставах Из славянских уставов, коих синаксари нам известны, древнейший устав есть хиландарский 1331 года, принадлежащий хиландарскому сербскому монастырю на Афоне 196 . Он имеет следующие особенности: 4 сент. память Ермия и Евтихия, брата Филиппа, единого от 70, вместо Ермионии и Евтихии, сестер ап. Филиппа, и в греческ. уставе московск. музея 35 тоже Ермиона и Евтиха, брата Филиппа ( δελφο Φιλππου), тогда как в греческом уставе 1298 г. стоит: Ермионии и Евтихии, сестер ( δελφν слово обоюдное) ап. Филиппа; но в славянских русских уставах редакции Афанасиевой не верный перевод сего места: Ермиона и Евтиха, по плоти братий ап. Филиппа, идет чрез все рукописные уставы и является в первом печатном уставе 1610 года. Замечательно, что в хиландарсном 5 июля вместо пр. Афанасия стоит пр. Петр афонский. Из сербских святых в нем 28 окт. св. Арсений, патриарх сербский, 29 октябр. св. Стефан Урошичь краль сербский, 14 янв. св. Савва, архиеп. сербский, 13 февраля св. Симеон мироточец и наконец ему одному свойственна память янв. 27 перенесения мощей братий хиландарских.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

301 По переводному житию, Николай, окончив свое образование, становится пресвитером и служит в монастыре Сионе, построенном его дядей, откуда потом собор местных епископов возводит его на мирликийскнй архиерейский престол; по русской редакции, Николай в 14-летнем возрасте покидает отечество и много лет странствует по разным землям, приходит наконец, в Миры и здесь патриарх иерусалимский Макарий поставляет его «епископом во всей Ликии». 302 Сборники Унд XV века, N° 560, л. 222 и N° 567. л 55. Сб. Царского 1514 года. N° 381, л 120. Нач.: «Благословен еси. Господи Иисусе Христе Боже наш, иже дивнаа и неисследованная дела творя, иже в род и род взвеличил еси светлое и всепралньствеипое св. Николы себрание. Людие, племена, языци и все достоинство и многосебрапный и любопразньственный съборе мирликийскыя митрополи и весь род человечьскый светлую и всепразньственную намять св. Николы днесь празднуим». 305 Архиеп. Вассиан в житии Пафнутия: «Безмерия во всем убегая, егда время бе, глаголаше потребная, и егда подобно, молчанию прилежаше, все в время творя». 306 П. С. Р. Лет. VI, 301. В другом месте тот же летописец (стр. 286) замечает о деятельности Макария в Новгороде: «Пресвящ. архиепископ, по своему благоутробию, болши хотя украсити В. Новград при своем честнем святительстве, преже бо начен еже о церквах Божиих тщание и великое прилежание и о обителех великое устроение, даже и до самых вещей». 307 А. А. Эксл. I, 213. Почти половина списка 12-ти состоит из имен святых новгородской епархии. Тем же можно объяснить занесение в список имен Пафнутия Боровского, Александра Невского и митрополита Ионы; личное усердие Макария к двоим последним святым выразилось в его заботах о написании новых житий или похвальных слов им. 309 Рассказ и перечень см. в приложениях. Отсюда видно, что в 1549 году канонизованы: новгородские архиепископы Евений и Иона, Стефан Пермский, Иаков Ростовский, князья Всеволод Псковской и Михаил Тверской, Савва Сторожевский, Евфимий Суздальский, Авраамий Смоленский, Савва Вишерский, Евфросин Псковской. Ефрем Перекомский, Григорий Пелшемский и Максим, юродивый Московский; кроме того-двое сербских и трое литовских святых. Перечень не полон, может быть по вине писца: из списка 1517 года пропущены имена Михаила Клопского, Дионисия Глушицкого и Павла Обнорского; в список 1549 года есть основание занести еще имена архиепископа новгородского Нифонта, царевича Ордынского Петра, Феропонта и Мартиниана Белозерских. О последних см. примечания 43 и 44 на стр. 559 и на стр. 170–171. Об установлении празднования Нифонту Макарием см. в конце жития в Пам. стар, русск. лит. IV, 8–9.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

XII в. под властью вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), основавшего династию Неманичей , правившую в Сербии до 1371 г., и с созданием автокефальной Сербской Православной Церкви (СПЦ). Первыми серб. агиографами стали сыновья Стефана Немани -свт. Савва , архиеп. Сербский, и кор. Стефан Первовенчанный (см. Симон Монах ). Очень краткое Житие св. Симеона как преподобного и ктитора мон-ря с момента его прибытия на Афон написано свт. Саввой в качестве 3-й гл. типика Хиландарского мон-ря ( Сава. 1998. С. 28) сразу после смерти отца (1199 или 1200). В 1208 г., во время настоятельства в мон-ре Студеница , свт. Савва написал более пространное Житие отца также для устава обители (см.: Студенички типик. 1994. С. 152-190; Сава. 1998. С. 148-190). Биография со мн. перипетиями успешного гос. деятеля играет в этом Житии роль прелюдии к судьбоносному выбору, сделанному героем в пользу Небесного Царства и монашеского подвига. Центром повествования (к-рому предшествует Похвала святому) является рассказ о смерти прп. Симеона, далее следует описание перенесения мощей с Афона в Студеницу. К Житиям, написанным свт. Саввой, тематически примыкает т. н. Хиландарская запись о кончине прп. Симеона, составленная ок. 1206 г. и представляющая редкий образец свидетельств очевидцев о последних часах жизни святого ( Кратко жumuje св. Саве. 1976). Пространное Житие прп. Симеона, написанное в 1216 г. Стефаном Первовенчанным, демонстрирует прекрасное знание автором законов жанра византийских агиографических образцов минейного типа - оно обладает функционально-литургическим заглавием, содержит риторический пролог, агиобиографическую часть, Похвалу и посмертные чудеса. Центральное место в этом памятнике занимает часть биографии Стефана Немани, от его прихода к власти до отречения и ухода на Св. Гору. С церковным прославлением прп. Симеона связано создание ок. 1227-1233 гг. его проложного Жития, позднее оно неоднократно редактировалось ( Пролошко жumuje св. Симеона. 1976; Он же. 1980. С. 154-155) и сохранилось в многочисленных списках кон.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Льва III Исавра и имп. Константина V Копронима под названием «Закон судный людем» (в некоторых рукописях именуется «Судебником царя Константина»). Номоканон Мефодия употреблялся в славянских Церквах, в Русской Церкви до XIII в. Одновременно с ним пользовались и славянским переводом «Номоканона XIV титулов» в 1-й редакции, который Павлов датировал правлением Киевского блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого , а А. И. Соболевский - кон. Х в., указывая в качестве места перевода Вост. Болгарию. Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Законник Стефана Душана. XV в. (Национальный музей, Белград) Наиболее важное значение для К. п. слав. Церквей имела Кормчая книга архиеп. Сербского свт. Саввы I . По мнению Павлова и Е. Е. Голубинского , свт. Савва сам подобрал греч. источники для сборника и перевел их на слав. язык ( Павлов. 1897. С. 113), однако большинство исследователей согласны с хорват. ученым В. Ягичем , к-рый высказал предположение, что Кормчую перевели рус. монахи на Афоне, а свт. Савва сделал Сербскую редакцию слав. перевода (см.: Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М., 1972. С. 12). В основу Кормчей был положен Синопсис с толкованиями Алексия Аристина (в ряде мест его схолии заменены толкованиями Иоанна Зонары), в книгу также включены оба предисловия и систематический указатель канонов из «Номоканона XIV титулов», «Собрание 87 глав» свт. Иоанна Схоластика, «Прохирон» , новеллы имп. Алексия Комнина о браке. После составления Кормчая была разослана по епархиям Сербии под названием «Законник святых отец» и служила главным источником не только церковного, но и гос. права, повлияв на «Законник» кор. Стефана. В 1221 г. Кормчая была послана в Болгарию, где также получила официальное признание. Сербская Кормчая вместе с «Собранием 87 глав» через Болгарию попала на Русь, где разошлась в большом количестве списков и использовалась в 70-х гг. XIII в. при создании Кормчей Русской редакции. В Румынских княжествах первыми законодательными сборниками по церковному и гражданскому праву были греч.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Преосвященный Димитрий, епископ шабачский, в своем отчете отмечает упадок религиозности особенно в среде интеллигенции и военных, отмечает нежелательные явления в области брачной жизни: увод невест, конкубинат и легкое расторжение брачных союзов 580 . Отчеты содержат известия и о тех мерах, какие приняты были архиереями к устранению замеченных непорядков. Для назидания паствы сербские архиереи рассылают окружные послания обыкновенно к Рождеству Христову, Новому году и Пасхе. Преосвященный Мелетий, епископ тимочский, в обширном пасхальном послании 1900 г. предостерегает своих пасомых от служения идолам, каковы: деньги и вообще богатство, чревоугодие, гордость, высокомерие, властолюбие, славолюбие, маловерие и суеверие 581 . А ранее, в начале великого поста он же издал циркулярное послание всем окружным протопресвитерам, уездным наместникам и управляющим монастырями, в котором увещевает их словом и собственным примером воздействовать на пасомых к достодолжному исполнению ими религиозных обязанностей – посещения храма Божия, исповеди и св. причастия. О том же предмете преосвященный Мелетий написал —721— особое письмо начальнику тимочского округа 582 . Заметив во время ревизии епархии, что в многих церквах иконы написаны не в православном духе, а в католическом, надписи на иконах, равно и целые богослужебные книги написаны на румынском языке, преосвященный Мелетий, в начале 1900 г. распорядился во всех таких церквах заменить старые иконы новыми, а также и богослужебные книги, которых одна часть приобретена в Москве, а другая в Киеве и Одессе 583 . хом. Не получив правильного школьного образования, иеромонах Савва просил начальника монастыря и братию отпустить его в науку в Белград, и в 1861 г. поступил в белградскую семинарию, как первый ученик из Старой Сербии. По окончании курса в семинарии, Савва возвратился на родину, и в г. Печи (Ипеке) открыл сербскую школу и с великою ревностью исполнял учительскую должность. В тоже время он принял на себя и другую должность – проповедника патриаршей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

159) В 13 веке путешествовал во св. землю св. Савва, первый архиепископ Сербский († 1237); о путешествии его см. в Прологе и Четь Минеи 14 января и в статье П. Казанского «Жизнь св. Саввы», Приб. к Твор. св. Отец, М. 1849, ч. VIII, стр. 252. 160) Путешествия Ив. Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г., перев. с немецкого и снабдил примечаниями Ф. Брун. Одесса, 1866, 4 , V, 156 стр. (Библ. Норова, Спб. 1868, стр. 80, Отдельный оттиск из записок Одесского Общества Истории и Древностей. 161) Посетитель и описатель св. мест, в трех частях света состоящих, или странствование Мартина Баумгартена в Египет, Аравию, Палестину и Сирию (1507–1508) и возвращение оттуда в Германию, перев. с лат. В. Рубан, 3 части, Спб. 1794, 4 , X, 280. (Сопик. 8575; Смирд. 3743. Цена 2 р. и 10 р.) 162) Путешествие ко св. местам и в Египет князя Николая Христофора Радзивилла, воеводы виленского, 1580 – 1–84, перевод… 41 . Спб. 1787, 8 , VII, 432 и 6 ненум. стр. с указателем; 2 р. 50 к. и 8 р. (Сопик. 9238; Смирд. 3741; Чертк. 2986). Архиеп. Филарет в своем Обзоре (II, 156, изд. 1863) называет описание Радзивилла прекрасным; неудивительно по этому, что оно встречается и в рукописи XVII века, в библ. Ундольского, на 185 листах, в л. В Синод. библиотеке, и 529, другие списки, под заглавием: Радзивилла Николая Христофора, князя на Ольце и Несвиже, графа на Шыдловце и Мире, воеводы виленского, путешествие или похождение в землю святую, совершенное в 1580–1584, перев. с 4-го печатного издания. Это вероятно тот список, который был в библиотеке иеромон. Евфимия, (Летоп. Р. Литер., т. V, отд. III, стр. 55). В Импер. Публ. Библиотеке имеется четыре списка путешествия Радзивилла, три XVII века, и один XVIII (Q. IV. 65 и 91 и Погод. Древл. 163) Отрывки из воспоминаний о Палестине польского проповедника иезуита Фомы Млодзяновского (†1686), Труды К. Дух. Акад. 1871, стр. 141–144, в статье Л. Мацеевича. 164) Арсения Каллуди, критского иеромонаха, 17 века, Проскинитарион, путешествие во св. землю, перев. иеромон. Евфимием в 1686, с греческ. печатн. издания 1679; рукопись Синод. Библиотеки, и 529. (Указатель архим. Саввы, стр. 157; «Обзор» архиеп. Филарета I, стр. 369–370).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—402— если не необходимо, приписать ему священство, как в той молитве, которая ещё употребляется в понтификале, именно о роге священнической благодати. Но когда этот обычай посвящать per saltum давно исчез (хотя, может быть, никаким постановлением не воспрещён) и епископ, по крайней мере, некоторое время, состоял пресвитером, то теперь нет необходимости, чтобы снова усвоялось ему священство, да и в высшей степени справедливо и прекрасно (если мы откровенно выскажем наше суждение). Римляне не должны этого требовать и потому, что, по Собору Тридентскому, (sess. V de Ref. с. II и sess. XXIV de Ref. с. IV) „преимущественный долг епископов“ есть проповедание Евангелия. Итак, нет необходимости, чтобы епископам усвоялось „высшее священство“ (summum sacerdotium) или какое бы то ни было новое священство. Впрочем мы, умалчивая в нашем чиновнике о высших священниках, не избегаем употребления этих имён в других общественных документах. Примеры могут быть представлены из „книги общественных молитв“ (liber precum publicarum) и проч., изданной на латинском языке в 1560 году, из послания двенадцати епископов в защиту архиепископа Гриндалля (1580 г.) и из поручения архиепископа нашего Вайтгифта своему суффрагану, епископу Дуврскому, данного в 1583 г. по P. X. 1416 . (Окончание следует). Воскресенский Г.А. Из церковной жизни православных славян: Карловицкая митрополия. Буковинско-Далматинская митрополия. Босния и Герцеговина 1417 //Богословский вестник 1897. Т. 2. 6. С. 403–417 (2-я пагин.) —404— Карловицкая митрополия. Избрание епископа в вершецкую епархию. Биографические сведения о новоизбранном епископе, † Будимский епископ Иеремия Мадьяревич. Приготовления к сербскому церковно-народному конгрессу. – Буковинско-Далматинская митрополия. Печальное положение русского народа и православного русского духовенства в Буковине. Законопроект об увеличении жалованья православным священникам в Далмации. К переходу сербской православной общины в Вене в ведение епископа далматинского. – Босния и Герцеговина, † Митрополит дабро-боснийский Георгий Николаевич. Избрание митрополита в дабро-боснийскую епархию. Законопроект нового устройства боснийско-герцеговинской церкви. Печальное положение православной церкви в Боснии и Герцеговине. Римско-католическая пропаганда. Меморандум учащихся боснийцев. Меморандум сербских православных церковно-школьных общин Боснии и Герцеговины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—405— андреевской церкви 13 ноября патриархом Георгием с вершецким епископом Гавриилом и многочисленным духовенством. Временно управляющим будимской епархией поставлен патриарший протосинкел Лукиан Богданович 1422 . В Карловцах в последнее время шли деятельные приготовления к сербскому народно-церковному конгрессу, который, как было слышно, имел быть созван 1 мая сего года. Народно-церковный конгресс, избирающий Карловицкого митрополита и ведающий различные дела церковные, школьные и имущественные, за исключением тех, которые специально принадлежат архиерейскому собору или Св. Синоду, должен созываться каждый третий год, а по требованию обстоятельств может быть созван и вне этого срока. Последний церковно-народный конгресс состоялся в 1892 году под председательством патриарха Георгия Бранковича. Были, правда, попытки к устройству церковно-народного конгресса в октябре 1893 года и в мае 1894 года, но оба раза конгресс не был дозволен верховной властью на том основании, что не оказывалось в наличности сумм на покрытие значительных расходов, сопряжённых с созванием конгресса, да и предметы занятий предполагавшегося конгресса были, на взгляд правительства, не такой важности, чтобы неотложно требовали его созвания. Австро-венгерское правительство, как известно, нередко налагает своё veto на церковно-народные начинания православных своих подданных. Пожелаем, чтобы в нынешнем году не встретилось опять каких-либо препятствий к созванию конгресса и, главное, чтобы деятельность его по своим результатам была более успешной и плодотворной, нежели как было в 1892 году 1423 . Положение русского народа в Буковине по истине печальное. С тех пор как русские земли этой области попали под власть Австрии, правительственные австрийские власти не переставали всеми способами и средствами обезличивать русский народ и совращать его в унию и —406— римско-католическую веру. Русский язык употребляется в Буковине только в начальных народных училищах, да при богослужении в церквах русских сел и деревень (церковнославянский).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

50 . Ординарного профессора Николая Заозерского о сочинении студента Руднева Михаила: „Церковное судопроизводство по делам о расторжении брака по причине супружеской неверности (История процесса и современная форма его в поместных православных церквах: русской и югославянских)“: „Названное сочинение, небольшое по объёму (361 стр.), представляет законченное, тщательно обработанное целое. Предметом его служит историческое изображение епархиального судопроизводства по делам о расторжении брака по причине супружеской неверности. На основании Слова Божия и церковных правил автора, устанавляет основное начало, что законный брак совершенно прекращается виной прелюбодеяния, и супруг невиновный (одинаково – муж или жена) имеет право вступить в новое супружество. Затем, в общем понятии: „супружеская неверность“ он различает три вида преступных деяний: 1) прелюбодеяние в тесном смысле: 2) оставление одним из супругов другого и вступление в новое супружество и 3) вступление в новый брак во время безвестного отсутствия первого супруга. Такое различение необходимо иметь в виду при изложении порядка судопроизводства по причине супружеской неверности, так как каждый из означенных видов требует некоторых особенностей судопроизводства. Обращаясь к истории развития судопроизводства по этим —169— делам, автор различает три отдельные периода: 1) древнейший – до учреждения Святейшего Синода; 2) период синодальный до 1841 г. (издания Устава духовных консистории) и 3) новейший – со времени этого издания. Соответственно такому плану автором и представлено обстоятельное изложение порядка епархиального судопроизводства по означенным делам в каждый из указанных периодов особо. Сверх того, автором сделано краткое изображение порядка судопроизводства по этим делам, принятого в православной церкви королевства Сербии и в православной сербской церкви Австро-Венгрии. Сочинение свидетельствует прежде всего о похвальном усердии автора к делу: он в достаточной полноте воспользовался существующей литературой по этому предмету и сверх того пользовался рукописным материалом из архива Тульской духовной консистории. Предмет сочинения изображён полно и основательно. Сочинение отличается последовательностью, сжатостью и точностью изложения и деловым, добрым направлением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010