с 12 митрополитами; храм был почти пуст, т. к. говорили, что турки намерены в пасхальную ночь истребить всех христиан. По окончании богослужения Г. и архиереи отправились в патриаршие покои, куда прибыл и вел. драгоман Ставракис Аристархис. В присутствии всех тур. чиновников он прочитал указ о низложении патриарха, после чего Г. был уведен и заключен в к-польскую тюрьму бостанджи-баши. В то время когда в Патриархии происходила церемония избрания нового патриарха Евгения II, Г. был посажен в лодку и в сопровождении 4 чаушей и палача привезен к пристани Фенер, недалеко от Патриархии, где был повешен. Тело Г. провисело 3 дня, т. к. никто из греков не решался купить его у палача, боясь обвинения в сочувствии мученику. На 4-й день к-польские евреи купили тело патриарха за 800 пиастров, привязали за ноги, с криками и ругательствами протащили по улицам и бросили в море. Тело было найдено греками и тайно увезено в Одессу, где было с честью погребено 19 июня 1821 г. в ц. Св. Троицы. В 1871 г. мощи Г. были перевезены из Одессы в Афины и положены в Большой Митрополии. Лит.: Тринадцать писем Патриарха Григория ([ум.] 1821 г. апр. 10) и одно к Патриарху Григорию.../Сообщ. о. Азарием//ТКДА. 1876. 8. С. 421-442; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 163-176, 456-495; Преображенский А. Ф. Григорий V, Патр. Константинопольский (1745-1821): Детские годы его жизни//ПС. 1904. Март. С. 457-491; он же. Церк.-административная деятельность Григория V, Патр. Константинопольского, за время управления Смирнской епархией (1785-1797)//Там же. Июнь. С. 944-962; он же. Общее церк.-полит. состояние греч. Востока ко времени вступления Григория V на Константинопольскую Патриархию//Там же. Июль/Авг. С. 166-189; он же. Церк.-нар. просвещение греков при Григории V, Патриархе Константинопольском//Там же. Окт. С. 598-631; Нояб. С. 798-815; Дек. С. 1132-1146; он же. Церк.-обществ. и административная деятельность Григория V, Патр. Константинопольского//Там же. 1905. Февр. С.

http://pravenc.ru/text/166699.html

27 . Краткое повествование об обращении раскольников селения Знаменки... Перевод с лат. Грекова В. А. //Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви. С. 128–138. 28 . Два письма к архиепископу Новгородскому Гавриилу, от 3 августа 1780 г. и 18 декабря 1781 г.//Кем и как было положено начало единоверию в Русской Церкви. С. 121–128. 29 . Слово в неделю Фомину о добродетели. Перевод с греч., из рукописного сборника  Дмитриевский А. А. К вопросу о проповеднических трудах Никифора Феотоки... С. 371–378; то же на греч. в (1). 30 . Письмо к начальникам Керкиры [по поводу возобновления школы], 4 мая 1767 г. Перевод с греч. [Соловьева М.] Соловьев М.Проповеди Никифора Феотоки. С. 47–48; то же на греч. в кн.:  Βροκ νηΛ.  ργα, Βιογραφικ Σχεδρια. 31 . О святом причащении Перевод с греч. (из рус. рукописного сборника); публикация Прозорова В. А., священника. Изд. ж. «Православный путеводитель». СПб., 1903. – 11 с. См. (9). Т. 1. ν Μ σχ, 1796. С. 176–185; русское изд.: Ч. 1. М., 1890. С. 256–257: Беседа на Евангелие в неделю 4-ю по Пятидесятнице. 32 . Два письма к Елисаветградскому протоиерею Димитрию Смолодовичу, от 16 февраля 1780 г. и 15 февраля 1782 г., и ответ правителю Екатеринославского наместничества И. М. Синельникову, от февраля 1785 г. Публикация Беднова В. //Летопись Екатеринославской ученой архивной комиссии. С. 114, 130–132. 33 . Два архипастырских послания к гражданам г. Мариуполя, 1786 г. Перевод с греч. Латышева В. В. // Латышев В. В. К начальной истории г. Мариуполя. С. 21–24. 34 . Επιστολα πρς τν Θε δωρον Μουσττζαν κα τν ερομ ναχον Θεοδ ρητον   Μουροτη– Γενκου  Ζ.  Νικηφρος Θεοτκης... С. 229–252. [Письма к Феодору Мустадза и к иеромонаху Феодориту.] 35 . Толкование и беседа на Апостол из Деяний апостольских, читаемый в неделю святой Пасхи.//Даниловский благовестник, 1991, 1. С. 5–12. Перепечатано из (13). Т. 1. Ч. 1. СПб., 1820. С. 3–33; греческое изд.: Τ. 1. ν Μ σχ, 1808. С. 1–19. 36 . Толкование на Апостол из Деяний апостольских, читаемый в Неделю Антипасхи, или Фомину.//Даниловский благовестник, 1992, 1(2). С. 3–5. Перепечатано из (13). Т. 1. Ч. 1. СПб., 1820. С. 33–41; греческое изд.: Τ. 1. ν Μ σχ, 1808. С. 19–24. Неизданные сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

1819 г.); письма к нему самому – от Бутурлина, из Флоренции (в письме к Анастасевичу от 18 окт. 1815), Адеркаса (в письме к Анастасевичу от 13 мая 1811 г.), Казанского «Владыки» Амвросии Протасова (в письме к Анастасевичу от 29 апр. и 13 мая 1819 г.), из Казани от о. Епифания, ректора Акаддаи к Анастасевичу от 17 окт. и 17 нояб. 1815 г.), и от Ходаковского (в письме к Анастасевичу от 25 нояб. 1819 г). Наконец Архиеп. Тверской Гавриил Розанов писал Архиеп. Херсонскому Иннокентию от 20 окт. 1836 года о м. Евгении, что он де «удостоивает меня писем своих и мои приемлет» (Твер. епарх. вед., 1884 г., 14) 10 . – Из других материалов, необходимых биографу покойного Киевского святителя и опущенных г. Шмурло, можем указать на этот раз: на резолюции преосв. Евгения, печатающиеся в настоящем году на страницах Вологодских епарх. ведомостей, на бумаги В. Г. Анастасевича, хранящиеся в Румянцев. Музее 912–914), на бумаги прот. И. И. Григоровича (Моск. Рум. Музей, 1346), на «Четыре письма гр. Н. П. Румянцева к И. И. Мартынову» (там же, 55), на 5 писем его же Анастасевичу (там же, автографы) и на письма гр. Д. И. Хвостова к какому-то Христофору Осиповичу (Моск. Императорский исторический музей, 1 ) 11 . Конечно, есть немало материалов и в огромных портфелях, оставшихся после смерти Н. П. Румянцева и хранящихся теперь в Музее его имени 12 , но, по временным правилам музея, мы не получили позволения ознакомиться с этими любопытными материалами... Кроме названного труда о высокопреосв. Евгении, г. Шмурло почти одновременно с ним издал «Библиографический список литературных трудов Киевского м. Евгения Болховитинова », вып. 1 (Спб.), захватывающий 1785–1803 года 13 . Вместе взятые, эти работы молодого ученого настолько полно и обстоятельно рисуют ученую деятельность нашего автора в «ранние годы его жизни», что нет никакой надобности возвращаться к тому, что составляет их содержание. Вот почему мы совсем вычеркиваем из своего сочинены приготовленный было нами краткий очерк того же периода из жизни м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестье... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. " Возносяйся смирится " даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают " . Этот и другие примеры, находящиеся в " Лествице " , служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру. Степени " Лествицы " - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, " Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его " ( Мф. 11, 12 ). русском языке издано: 1. Лествица Райская. М., 1647. Новое изд. Варшава, 1785. То же/Пересмотр. и испр. М., 1785. То же, Лествица, возводящая на небо. СПб., 1812, 1817; Киев, 1823, 1836, 1862, 1869; М., 1842. То же и Слово к пастырю/Пер. Агапита Введенского. М., МДА. 1851; Изд. 2-е. 1854; Изд. 3-е. 1869. То же/Пер. старца Амвросия. М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни. 1862. То же. Изд. 4-е. М., 1894. Извлечения см.: Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 489-554. 2. Трактат о страстях и добродетелях/Пер. Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1904. 3. Послание к пастырю. М., МДА. 1851, Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/911773.htm...

План ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове (ГМИ СПб) План ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в Пулкове (ГМИ СПб) Приглашение К. в Россию совпало с осуществлением в Царском селе (с 1808 Царское Село, ныне Пушкин) «античных» строительных идей императрицы под рук. Ч. Камерона . Среди первых заказов, выполненных К.,- 4 церкви близ Царского села: в Б. Пулкове, Фёдоровском посаде (впосл. с. Фёдоровский Посад), Московской Славянке и Б. Кузьмине (1781-1785). Заказ имп. Екатерины II на строительство церквей в дворцовых селах близ имп. резиденции следует рассматривать в контексте ее увлечения «оживлением античности», тогда станут понятнее непривычные для рус. архитектуры формы этих церквей, в которых К. воплотил образ небольшого храма, ориентированного на раннехрист. древность в представлении эпохи классицизма (подробнее см.: Путятин. Кваренги и Львов. 2008. С. 19-22). Церкви Смоленской иконы Божией Матери в Б. Пулкове, Вознесения Господня в Фёдоровском посаде и Преображения Господня в Московской Славянке (все пострадали во время Великой Отечественной войны, разрушены на рубеже 40-х и 50-х гг. XX в.) были настолько близки между собой по композиции, организации внутреннего пространства и декору фасадов, что исследователи расходятся в атрибуции их проектов (В. И. Пилявский и А. М. Павелкина), к-рые сохранились в неск. вариантах. Все церкви имели простые кубические объемы с единым пространством, перекрытым широким цилиндрическим сводом, и были покрыты 4-скатными крышами без куполов или шпилей, только на зап. стороне возвышались 2 симметричные колоколенки. Углы зданий для сдерживания распора сводов были усилены изнутри пилонами, что делало внутреннее пространство крестообразным. Боковые ниши (северная и южная) внутри также перекрывались цилиндрическими сводами одинаковой высоты с основным продольным сводом, на их пересечении в центре храма образовывался крестовый свод. Такая пространственная конструкция напоминала спроектированную Микеланджело римскую ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (1561-1566) в центральном зале тепидария терм Диоклетиана или реконструкцию крестообразного в плане «храмика» из «Третьей книги архитектуры» Серлио (также у аббата Б. де Монфокона, П. Лигорио) - гробницы семьи Церценниев (Черченниев) христ. эпохи (подробнее см.: Там же. С. 23-24). В пулковской церкви, как и в храме Микеланджело, интерьер освещался сверху через 3-частные термальные окна в люнетах сводов. К. не стал стеснять сравнительно небольшие интерьеры приставными колоннами: они стояли только в пролете предалтарной арки, формируя алтарную преграду. На чертеже Преображенской ц. в Московской Славянке (1783-1787) показана коринфская колоннада иконостаса из 3 пролетов (2 колонны и по 2 полуколонны у боковых пилонов), несущая антаблемент-темплон, который опоясывает изнутри церковь и полукруглую апсиду на уровне основания сводов.

http://pravenc.ru/text/1684011.html

В церкви сохранялись вещи, связанные с памятью полководца. Здесь находился образ Спаса Нерукотворного, который побывал во всех походах Суворова, и семейная реликвия - икона Святых Адриана и Наталии - подарок Екатерины II. С 1911 г. при храме существовало православное братство. После ремонта 1912 г. церковь расширили пристройкой каменного придела, в который поместили образа, почитаемые в армии и на флоте. По материалам статьи И. А. Пономарева «К столетию открытия Суворовского музея». История Петербурга, Суворовская-Кончанская церковь при академии Суворовская церковь находилась на бывшем Преображенском плацу (по Таврической улице), возле здания Николаевской Академии Генерального Штаба. До 1900 г. церковь была в селе Кончанском, Новгородской губ. Боровичского уезда, где она была построена самим А.В Суворовым. В 1780 г. сельцо Кончанское, вместе с деревнями: Петрова гора, Дубня, Кривуха, Заручевье, Крепушно и Мельница, перешло во владение генерал-поручика А. В. Суворова. В ноябре 1785 г. он подал митрополиту Новгородскому и СПб Гавриилу, прошение, в котором просил: 1) " дать благословение на сооружение в его вотчине Боровичского уезда, в селе Кончанске, в его доме, во имя Александра Невского церкви, 2) по построении оной отпустить Св. Миро и Св. Антиминс и 3) произвести во священники из студентов, которому ежегодно производимо будет от него жалованье по сто рублев и содержание в пище " . 1.12.1785 г. митрополит поручил Боровичскому духовному правлению " осмотреть в доме господина генерала-порутчика и кавалера А. В. Суворова, состоящем в селе Кончанске, покой, в котором оной господин генерал-порутчик просит дозволения устроить церковь " . 7.05.1786 г. Боровичское духовное правление доносило, что " духовным правлением исполнение чинено и оказалось, что назначенные для церкви покои стоят на восток и близ его никаких к тому непристойностей не имеется, а при тех усмотрено, что реченный генерал-порутчик и кавалер А. В. Суворов уже церковь сооружать начал, коей построено уже до нижних полов. Она же церковь состоит против покоев в шестидесяти четырех саженях, а вышеозначенное его высокопревосходительства сельцо Кончан-ское в приходе имеется при церкви Рождества Богородицы, в Сопинском погосте, в коем сельце живущих крестьян находится 34 двора. От покоев его высокопревосходительства крестьянское строение отстоит в 34 саженях " . Таким образом, А. В. Суворов, в привычке которого были быстрота и натиск, но не проволочка и медлительность, начал постройку церкви, не дождавшись разрешения митрополита; в начале он думал устроить церковь в своих покоях, о чем просил митрополита, но начал постройку отдельным зданием в 64 саж. от своих покоев.

http://sobory.ru/article/?object=34533

Храм является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Церковь Рождественская», 1785-1815 г.г., входящая в состав объекта культурного наследия «Загородная усадьба Смоленских митрополитов», XVIII в. Село Рождественское (ныне деревня Михновка) в XVII в. было поместьем Тютчевых. В 1703 г. вдова последнего помещика продала имение Смоленскому митрополиту Сильвестру II. Сильвестр основал в селе архиерейский двор и стал инициатором строительства деревянной церкви во имя Рождества Богородицы. Здесь было организовано место для летнего отдыха Смоленских епископов. В 1785 г. на средства архиепископа Парфения и прихожанина А.И. Щукинского сооружена ныне существующая каменная церковь. Позже село переименовали в Новый Двор. Церковь, построенная в классическом стиле с элементами барокко, сильно пострадала от пожара в 1812 г. Её восстановили три года спустя. Комплекс Архиерейского Двора состоял из Рождественской и Ниловской церквей, дома митрополита, богадельни, церковно-приходской школы и каменной ограды. После революции храм некоторое время оставался действующим. Закрыт в 1931 г. и превращен в колхозный клуб. Впоследствии в нем располагались конюшня, свинарник и склад химических удобрений. К 2015 г. памятник утратил верхние ярусы колокольни, венчающие части и перекрытия западных приделов, первоначальный потолок трапезной. Не сохранились хоры над проходом из храма в трапезную, полы, а клеевая живопись и иконостас второй половины XIX в. сохранились в незначительных фрагментах. Утрачены были оконные и дверные заполнения, кровля. В 2015 г. храм передан в безвозмездное пользование Смоленской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Подготовка к реставрационным работам началась еще в 2017 г. Тогда за счет средств прихода храма Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Михновке была разработана проектная документация для последующей реставрации памятника. Проектировщиками выступили специалисты ООО «Еврогрупп СПб». В 2018 г. подрядчики приступили к реставрации храма. Средства были выделены в рамках федеральной программы «Развитие культуры и туризма». Подрядчиком стало ООО «Меандр». В 2019 г. заключен Государственный контракт на продолжение и завершение ремонтно-реставрационных работ. Подрядчик: ООО «Культреставрация».

http://sobory.ru/article/?object=14419

Его действия были поняты превратно, ему приписали желание ограбить кассу. Разъяренная толпа с криками направилась в Чудов монастырь. Преосвященный удалился в Донской монастырь; пьяная толпа бросилась за ним. Монастырские ворота были взломаны, архипастыря схватили в алтаре, вытащили за монастырь и убили. Труды: Служба митрополиту Димитрию Ростовскому . Переводы: Псалтирь в новом славянском переводе с древнееврейского. – М., 1809, 1878. Гроций Г. Рассуждение против атеистов и неутралистов. – 1-е изд. – М., 1765; 2-е изд. – М., 1781. Послания святого Игнатия, епископа Антиохийского. – М., 1772 и след. изд. – М., 1784, 1789, 1824. Иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. Поучения огласительные и тайноводственные. – М., 1772. Иоанн Дамаскин , преподобный. Изложение православной веры, или Богословия. – М., 1774, 1785. Литература: Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей русской земли, содержащий в себе жизнь и деяния знаменитых полководцев, министров и мужей государственных, великих иерархов Православной Церкви, отличных литераторов и ученых, известных по участию в событиях отечественной истории: в 5 ч. – М., 1836, ч. 1. – С. 30–37. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827. – С. 21–25. Бантыш-Каменский Д. Н. Жизнь преосвященного Амвросия, архиепископа Московского и Калужского, убиенного в 1771 году. – М., 1813. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 343. Сборник императорского Русского исторического общества: в 148 т. – СПб., 1867–1917, т. 13. – С. 173–176. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 40. Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 37–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М., 1781; Вера, Надежда и Любовь, учения богословского состав. М., 1782; Евгеонит, или Созерцание в натуре видимых Божиих дел. СПб., 1782; Кто есть истинный друг? Иносказательное со нравоучением повествование. М., 1783; Христианский календарь на лето от Рождества Христова 1784. М., 1784; Послание св. ап. Павла ко Ефесеем со истолкованием. М., 1785; Два послания св. ап. Павла к Филипписием и к Колоссаем со истолкованием. М., 1785; Дар для благодетелей и друзей, состоящий в поучениях... и проповедании слова Божия. СПб., 1786; Первое послание св. ап. Павла к Солуняном со изъяснением. М., 1786; Послание св. ап. Павла к Галатам со изъяснением. М., 1787; Исследование книги масона (С. Мертена) о заблуждениях и истине. Тула, 1790; Грамматика руководствующая к познанию славенороссийского языка. К., 1794. Пер.: Бона Дж. Христианская философия, или Руководство к небесам: Пер. с лат. М., 1774, 17822; Рейхель И. Г. Краткое руководство к познанию натурального, церковного, политического и учебного состояния некоторых знатнейших европейских государств: Пер. с лат. М., 1775; Геллерт Х. Ф. Песни духовные: [Пер. с нем.]. М., 1778, 17822; Прокопий Кесарийский. Речь, которую говорил оклеветанный Велисарий пред Юстинианом, государем своим. М., 1778, 17812; Натура и благодать, или Некоторые существенные разнствия между чувствованиями натурального человека и духовного в рассуждении вечного спасения: Пер. с франц. М., 1785. Лит.: Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Т. 1. С. 198-220; Филарет (Гумилевский). Обзор. СПб., 1884. Кн. 2. С. 382-383; Аполлос, еп. Архангельский и Холмогорский//Странник. 1879. 4. С. 3-9; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 699-703; Кадлубовский А. П. «Правила пиитические» Аполлоса Байбакова//ЖМНП. 1899. 7; Евгений. Словарь. М., 1995. С. 41-43; Степанов В. П. Байбаков//Словарь русских писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 48-52; Есюков А. И. Архангельский епископ Аполлос: (А. Д. Байбаков: Опыт характеристики мировоззрения)//Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, источники, методология исследований. Вологда, 2001. С. 323-329 (Ист. краеведение и архивы; Вып. 7). Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/75690.html

Для каждого тома был составлен «Алфавитный указатель книг, из коих сделаны выписки». О. использовал большой корпус старопечатных и старообрядческих изданий. Кроме того, он основательно работал с рукописями Синодальной (Патриаршей) б-ки, в т. ч. с древнейшими рукописями - Изборником Святослава 1073 г., самым ранним древнерус. списком «Богословия» прп. Иоанна Дамаскина кон. XII - нач. XIII в. (ГИМ. Син. 108), Номоканоном («Ефремовской Кормчей») XII-XIII вв. (ГИМ. Син. 227), Служебниками XII-XVI вв., включая Антония Римлянина служебник , Киприана (митрополита) Служебник , служебник свт. Евфимия Новгородского, требниками, в т. ч. греческими XV в., Уставами, Великими Минеями-Четьими митр. Макария. О. сумел ознакомиться с такими древнейшими рукописями, как Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. (в имп. Публичной б-ке в С.-Петербурге) и Мстиславово Евангелие нач. XII в. (в Архангельском соборе Московского Кремля). Подбирая интересующий его материал, О. изучал рукописи, хранившиеся в ризнице и б-ке Троице-Сергиевой лавры (в т. ч. Житие прп. Дионисия Зобниновского), б-ке новгородского Софийского собора (сделаны выписки из Евангелия Моисея, архиепископа Новгородского, XIV в., из служебников XII-XV вв.). О. в своей работе использовал такие авторитетные для старообрядцев источники, как Острожская Библия 1581 г., «Кириллова книга» 1644 г., «Книга о вере» 1648 г., «Стоглав» , сочинения прп. Максима Грека , «Просветитель» прп. Иосифа Волоцкого, Житие прп. Евфросина Псковского и даже «Поморские ответы» . В значительной мере О. опирался на светские и синодальные издания XVIII в. исторических источников и святоотеческих сочинений, основными из к-рых были: «Деяния церковная и гражданская» Барония (М., 1719) и Георгия Кедрина (М., 1794), Беседы свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (М., 1781), «Богословие» прп. Иоанна Дамаскина (М., 1773, 1785), «Богоугодные труды» свт. Василия Великого (М., 1787), «Послания» сщмч. Игнатия Богоносца (М., 1772), «Поучения огласительные» Кирилла, архиеп. Иерусалимского (М., 1772), «Избранные сочинения» Киприана Карфагенского (СПб., 1803). В «Выписки...» составитель включил ссылки на «Древнюю Российскую вифлиофику» (М., 1791. Ч. 16.), «Акты исторические» (СПб., 1836. Т. 3.) и «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина (СПб., 1817. Т. 7). Из полемических сочинений, адресованных старообрядцам, О. цитировал «Увет духовный» Афанасия , архиеп. Холмогорского (М., 1682), «Камень веры» митр. Стефана (Яворского) (М., 1729) и «Беседы к глаголемому старообрядцу» свт. Филарета (Дроздова) (М., 1844). Труд О. носил компилятивный характер и не предусматривал ни анализа источников, ни подробного разбора старообрядческих взглядов. Мн. темы, к которым подобраны выписки, носят общий характер (о Церкви, священстве и др.).

http://pravenc.ru/text/2578227.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010