Иоанникий, епископ Олонецкий и Каргопольский (Мокрицкий Иван Тимофеевич) Родился в 1731 году в семье священника Успенского погоста Новгородского уезда. В 1738 году поступил в Новгородскую духовную семинарию. С 1750 по 1762 год состоял преподавателем Новгородской духовной семинарии. 11 апреля 1758 года пострижен в монашество и в том же году рукоположен во иеромонаха. С 14 января 1760 года – игумен Новгородского Сковородского Михайловского монастыря. 2 февраля 1762 года возведен в сан архимандрита Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском и назначен ректором Переславской духовной семинарии. 25 августа 1768 года перемещен архимандритом в Юрьев монастырь. С 1773 года – член Новгородской духовной консистории. 17 мая 1775 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского. 10 марта 1782 года уволен на покой в Хутынский монастырь, затем перемещен в Юрьев монастырь. Скончался 28 декабря 1785 года. Литература: Макарий (Миролюбов) . Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. – С. 98. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. – М., 1858. – С. 112. Свирелин А. И. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. – М., 1860. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 137. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 39, 47, 68, 669. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 73. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 137. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 182. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Евгений, епископ Костромской и Галичский (Романов Емилиан) Родился в семье священника Новгородской епархии, «Водкой пятины, Луцкого Погоста, выставки Егорьевской». 22 декабря 1765 года поступил в Новгородскую духовную семинарию. 24 июня 1776 года пострижен в монашество. В 1784 году назначен учителем Олонецкой духовной семинарии и законоучителем кадетского корпуса. В 1785 году переведен учителем Владимирской духовной семинарии. С 1786 года – префект семинарии и игумен Боголюбского монастыря. 25 апреля 1789 года назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря, а в декабре того же года возведен в сан архимандрита Цареконстантиновского монастыря Владимирской епархии. С 1794 года – ректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря. С 1795 года – настоятель Новоторжского Борисоглебского монастыря. С 1 марта 1798 года – ректор Тверской духовной семинарии. 13 января 1799 года назначен архимандритом Троицкого Калязинского монастыря. 4 марта 1800 года хиротонисан во епископа Костромского. Скончался 9 декабря 1811 года. Погребен в слободе Ипатьевского монастыря. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 188. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 188. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 184, 196, 343, 455, 672, 849. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 64. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иларион, епископ Новгород-Северский и Глуховский (Кондратовский) Родился в городе Воронеже. Образование получил в Киевской духовной академии. По окончании академического курса – проповедник в Киево-Печерской лавре и начальник лаврской канцелярии. В 1768 году назначен главным священником в армии графа Румянцева в г. Глухове. 30 января 1773 года возведен в сан архимандрита Киево-Межигорского монастыря. В 1775 году переведен в Макариев Троицкий Калязин монастырь Тверской епархии. 17 июля 1776 года хиротонисан в Москве во епископа Переяславского, викария Киевской епархии. В 1783 году (по смерти митрополита Гавриила) временно управлял Киевской митрополией. 27 июля 1785 года – епископ Новгород-Северский и Глуховский. 1 сентября 1797 года – епископ Белорусский и Могилевский, но по назначению не поехал. 24 октября 1797 года уволен на покой с сохранением жалованья и правом управления Новгород-Северским монастырем. Скончался 12 января 1799 года. Епископ Иларион отличался твердым, энергичным характером и строго наблюдал за своими подчиненными. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 140. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 140. Каргопольцев И. Хронологические указания иерархов Могилевских. – 1887. Колосов В. И. История Тверской духовной семинарии. Ко дню 150-летнего юбилея семинарии. – Тверь, 1889. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825 г. – Берлин, 1876. – С. 54. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 10, 26, 450, 512. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 26, 28, 55. Полтавские епархиальные ведомости. – 1867, 21. Исторический вестник. – 1881, июль. – С. 526. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Кишинёвской епархии), находится в с. Суручень р-на Яловень Республики Молдовы. Основан в 1785 г. черногорским иером. Иоасафом как муж. скит на землях питаря (боярина) Касьяна Суручану, сыновья к-рого, Йоницэ и Фьодор, пожаловали обители земли близ с. Гэурень (385 га) и с. Вэсиень (54 га). В 1825-1828 гг. в Г. м. на месте старого был возведен летний каменный собор во имя вмч. Георгия Победоносца с колокольней, в 1860 г.- зимний каменный храм во имя свт. Николая Чудотворца, в 1903-1904 гг. при архим. Дионисии (Ерхане) (впосл. еп. Измаильский) вместо обветшавших построены каменные кельи, трапезная, кухня, ограда, хозяйственные службы. По его инициативе близ обители и в с. Гэурень были разбиты виноградники, построен дом с большим погребом для хранения вина. По предложению архим. Дионисия в 1909 г. скит был преобразован в мон-рь, при нем находилась школа с приютом для сирот. Летом 1959 г. Г. м. был закрыт, в корпусах разместилась 9-я наркологическая больница строгого режима, кожно-венерический диспансер, в Георгиевском соборе нек-рое время действовал клуб. Монастырское кладбище было уничтожено. 6 янв. 1992 г. постановлением Правительства Молдовы комплекс Г. м. был передан Кишинёвской епархии. 11 авг. 1992 г. решением Свящ. Синода РПЦ Г. м. был открыт как жен., настоятельницей назначена игум. Александра (Бындю), 6 окт. 1999 г.- мон. Даниила (Мереуцэ), 9 окт. 2000 г.- игум. Епистимия (Гончаренко). К сент. 2005 г. в Г. м. проживало 25 сестер. Восстановлены летний Георгиевский собор, зимний Никольский храм, построен 2-этажный корпус с ц. Покрова Пресв. Богородицы. 25 июля 1998 г. в нем открылась жен. ДС, директором к-рой является духовник мон-ря прот. Вячеслав Шпак. В хозяйстве мон-ря имеется автопарк, свечная мастерская, 24 га земли. Ведется строительство келейного корпуса. 6 мая 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря в Г. м. была передана частица мощей (правая десница) прп. Антипы Валаамского . В соборе хранится также ковчег с частицами мощей преподобномучеников Епиктета и Аксиона, привезенными в апр. 2005 г. из г. Констанца (Румыния). В Г. м. почитается также еп. Дионисий (Ерхан), похороненный в Георгиевском соборе в 1943 г. Ист.: Защук А. И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Бессарабская обл. СПб., 1862. Ч. 2. С. 208; Извлеч. из отчета обер-прокурора Свят. Синода по ведомству правосл. исповедания за 1883 г. СПб., 1884. С. 235. Лит.: Мелинти М. В.Новая жизнь древней обители//Независимая Молдова. 2004. 19 мая. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНИСЛАВСКИЙ [польск. Benisawski] Ян (16.07.1736, Лифляндия - 25.02.1812, там же), иезуит, католич. еп. Гадаренский и коадъютор Могилёвский. В 1757 г. поступил в иезуитский новициат в Вильно, после окончания к-рого, став членом ордена иезуитов, остался преподавать там математику. В 1770-1773 гг. преподавал философию в Новогрудке. После запрета ордена иезуитов (1773) получил должность виленского каноника и назначен Эдукационной комиссией Речи Посполитой ректором брестских школ. Был представлен фавориту имп. Екатерины II кн. Г. А. Потёмкину, с к-рым впосл. сблизился и сопровождал его в поездке по Юж. России. Способствовал созданию в России Могилёвского католич. архиеп-ства (1774). В 1778 г. переехал в Белоруссию, бывшую в составе Российской империи, где его оставил при себе еп. Могилёвский С. Богуш-Сестренцевич . В 1782 г. имп. указом Б. назначен коадъютором Могилёвским. В 1783 г. был послан в Рим с полуофиц. миссией, встречался с папой Пием VI , однако уговорить его признать орден иезуитов в Российской империи не удалось. Существует версия, что Б. сумел добиться от папы устной апробации ордена во время аудиенции 12 марта 1783 г. Эта версия была подтверждена самим Б. под присягой на конгрегации иезуитов в Полоцке 12 июля 1785 г. (Institutum Societatis Iesu. Florence, 1893. T. 2. P. 452), однако при сравнении с офиц. документами Римской курии она была поставлена под сомнение ( Zalenski. P. 383-399). папа одобрил создание католич. архиеп-ства в Российской империи, пожаловав Б. сан епископа. 8 февр. 1784 г. папским нунцием в Варшаве Дж. Аркетти Б. был хиротонисан во епископа Гадаренского. После высылки митр. Богуша-Сестренцевича из С.-Петербурга в Белоруссию (осень 1800) Б. как епископ-коадъютор возглавил Могилёвское католич. архиеп-ство и был назначен президентом римско-католич. духовной коллегии в С.-Петербурге. С возвратом Богуша-Сестренцевича в 1801 г. Б. от должности отказался. Вернулся на родину, где провел последние годы жизни. Соч.: Institutiones logicae seu brevis tractatus de cultura ingenii. Vilno, 1774; Rozmylania dla ksie y wieckich o powinnosiach chrzeiaskich z lismyw i ewangelji wziete. Poozk, 1799. Warsz., 1859-18602. Лит.: Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Т. 1. СПб., 1863. С. 201-203; Zalenski S. Le jésuits de la Russie blanche. P., 1886. T. 1. P. 367, 381-399, 404-406. T. 2. P. 92-108; Pierling P. La Russie et le Saint Siège: Études diplomatiques. P., 1912. Vol. 5. P. 127-136, 307-312; Rou ë t de Journel M. J. Un collège de jésuites à St.-Pétersbourg. P., 1922. P. 68-85. Е. Н. Филатова Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/78090.html

Санкт-Петербург. Церковь Спаса Преображения в Московской Славянке. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Преображения Господня в Московской Славянке (разрушена в 1946 году) В Московской Славянке, на левом берегу реки Славянки была построена и освящена церковь в честь Преображения Господня. Каменная церковь построена в 1783-1787 годах по проекту Дж. Кваренги. Закрытая в 1938 году, церковь сильно пострадала в годы войны. В 1946 году ее руины были окончательно снесены. http://al-spbphoto.narod.ru/Hram/nohram1.html Церковь Преображения, каменная, построена в 1785 г., по воле Екатерины II, по плану архитектора Кваренги, на казенную сумму в 47,435 р., уплаченных в 2 года. В 50-х годах церковь, старанием священника Федора Петропавловского, сделана теплою. До построения церкви, Славянка стояла в приходе Софийского собора, в Царском селе. Церковь четвероугольная, с полукружием для алтаря, с двумя башенками над притвором и с широкою главой над срединою здания, снаружи окрашена желтой краской; железная крыша окрашена медянкою. Колокольня помещена на одной из башенок. Длина храма 13 саж., ширина - 9, высота с башнями 15 саж. Внутри церковь состоит из светлой четырехугольной комнаты, без колонн. Пол в церкви и в алтаре деревянный, выкрашенный желтой краской. Длина церкви внутри 9 саж. 2 арш., ширина 7 саж. 1 арш. В церкви три двери, четыре больших окна; солея возвышена на 4 ступени; алтарь просторный, с особым входом и кладовою. Длина алтаря 3 саж. 2 арш., ширина 4 саж. 1½ арш., в нем два окна. Иконостас в 4 яруса, резной, голубого цвета, с позолотою. На иконах царских врать сребропозлащенные ризы. В первом ряду - Преображение, Архангел Михаил, Божия Матерь и Гавриил. На этих иконах сребропозлащенные венцы; во 2 ярусе - Рождество Христово, Рождество Богородицы, Тайная Вечеря и 4 Евангелиста; в 3 - Коронование Божией Матери, Крещение и Вознесение Господа; в 4 - Распятие, Божия Матерь и Евангелист Иоанн. Антиминс освящен епископом Иустином, 1845 г., января 28. Причт помещается в двух каменных домах. Длина каждого 8½ саж., ширина 5 саж. и высота 2½ саж. Они крыты железом, построены по плану архитектора Гваренги, на что, по воле Государыни Екатерины II истрачено казенной суммы 7500 руб. асс. Церковной земли, кроме усадебной, нет. Кладбище одно, при церкви, существует издавна. «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 8. - СПб, 1884 г. в типографии Департамента Уделов С. 339-345  Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36989

История о заточении Матвеева 1785 – История о невинном заточении ближнего боярина Артемона Сергеевича Матвеева. М., 1785. История русского искусства 1955 – История русского искусства, м1., 1955. т. 3. Каган 1998 – Каган М.Д. Сказание о иконе Богоматери Федоровской//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1998. Вып. 3, ч. 3. Казаков, Лурье 1955 – Казаков П. А, Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XV века. М.; Л., 1955. Калинина 1929 – Калинина Е. В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач//Русское искусство XVII века. M., 1929. С. 133–165. Канон преподобному Дионисию 1855 – Канон преподобному отцу нашему Дионисию, архимандриту Сергиевой лавры, Радонежскому чудотворцу с присовокуплением Жития его. М, 1855. Каталог Костромского церковно-археологического общества 1914 – Каталог церковных и других предметов древности, находящихся в древлехранилище Костромского церковно-археологического общества в покоях Михаила Федоровича Романова, что в Ипатьевском монастыре/Сост. Н. Баженов, Г. Соколов, Н. Груздев и другие. Кострома, 1914. Каталог Новгородского музея 1963 – Каталог Новгородского историко-культурного музея-заповедника. Л., 1963. Каталог собрания Уварова 1907 – Каталог собрания древностей графа Алексея Сергеевича Уварова. М., 1907. Качанова, Шабельник 1993 – Качанова И. М, Шабельнж В. С. Реставрация тканей в Музеях Кремля (из опыта работы)//Декоративно-прикладное искусство. М, 1993 – С. 182–193. (Материалы и исслед./Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моек Кремль»; 9). Квлчвидзе 1995 – Квливидзе H. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией//Апокалипсис в русской культуре/Материалы 111 научной конференции, посвященные памяти святителя Макария (6–8 июня 1995 г.). Можайск, 1995. С. 150–157. Квливидзе 1998 – Квливидзе Н. В. К изучению системы росписи церкви в Больших Вяземах (Тема Троицы в русской культуре XVI в.)//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы вв. СПб., 1998. С. 342–359.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В 1857 г. на средства жителей г. Кадома обитель приобрела 179 дес. земли в с. Никиткино. Помещик А. А. Манцеров передал сестрам еще 172 дес. земли в сельце Кулаевы Починки; шацкий купец Соловьёв купил для общины 146 дес. земли. К 1868 г. земельные владения К. м. составляли 600 дес. После 1873 г. были организовано Аниковское монастырское поместье (в 4 км от Кадома), Беловское подворье с огородом (в 3 км от Кадома), расширен Никиткинский сад. К 1911 г. К. м. владел 763 дес. 817 кв. саж. земли, из них 338 дес. 314 кв. саж. пахотной, 222 дес. 824 кв. саж. «под лесом», 123 дес. «под лугами». При Никиткинском хуторе был разбит сад (ок. 3 дес.), к-рый сдавался в аренду, что приносило мон-рю доход ок. 600 р. в год. На монастырских хуторах были устроены 2 пасеки. Кроме земли мон-рь владел капиталом в билетах на 114 тыс. р. Среди святынь К. м. наиболее почитаемыми были храмовая икона Божией Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сестрам от благотворительницы Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший ее отцу. По рассказам Богдановой, «отец ее однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» - и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули» (Там же. С. 20). Др. чтимая икона - образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона вмч. Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Св. Горы, о чем свидетельствует надпись на обратной стороне (Там же. С. 22). К нач. XX в. в б-ке мон-ря хранились Новый Завет (СПб., 1739), Следованная Псалтирь (1755), «Алфавит духовный» (1760) и Поучения свт. Димитрия Ростовского (М., 1776), Евангелие с толкованиями блж. Феофилакта Болгарского (М., 1783), Четьи-Минеи, составленные свт. Димитрием Ростовским, в 4 книгах (М., 1796), Добротолюбие (М., 1793), Семь слов прп. Макария Великого (СПб., 1775), Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иером. Неофита (М., 1745), Лествица (М., 1785), Киево-Печерский патерик (1779), Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского (СПб., 1791) и др. Архив мон-ря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы - «приговор» Кадомского городского об-ва об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской ц. г. Кадома 1797 г. 1917-2012 гг.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

Архиерей, видевший причину необразованности паствы в «недостатке воспитания», обязал всех священников регулярно проповедовать и во время литургии, и на утренних богослужениях. «В случае немощи священника или диакона» П. дозволял проповедовать даже причетникам, лишь бы звучало «неопустительно слово Божие для народа». За неисполнение этого поручения в 1785 г. П. повелел лишать «не токмо места, но и степени священства». Белому духовенству П. приказал завести особые тетради, в которых конспектировать поучения св. отцов, а монашествующим в 1792 г. поручил записывать «достопамятные происшествия» Смоленской епархии (Ист.-стат. описание. 1864. С. 119-122). В 1763 г. П. запретил клирикам, приезжавшим в Смоленск, «смотреть забав и слушать музык», учредил особую должность смотрителей. Они «отлавливали» на городских ярмарках нетрезвых священников и приводили в консисторию. При этом П., в отличие от многих современных ему архиереев, избегал телесных наказаний, даже если духовная консистория их назначала; он обычно ссылал клириков на «черные» монастырские работы, на некоторое время отстранял от служения и назначал епитимии в виде поклонов, к-рые называл «пристойным и едким пластырем». Самым строгим наказанием за время служения П. стало заключение «на хлебе и воде» в 1773 г. в башне Герасимова Болдинского во имя Святой Троицы мужского монастыря некоего иеромонаха «за немалыя безчинства и соблазны в церкви и по улицам» (Там же. С. 124-126). П. почти не выезжал за пределы епархии, лишь с 20 нояб. 1774 до марта 1776 г., получив титул члена Синода, проживал в С.-Петербурге для участия в синодальных делах. Перед отъездом П. составил подробную инструкцию из 4 пунктов - «экстракт» правил, к-рыми следует руководствоваться при управлении епархией; в затруднительных случаях благословил обращаться к Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому). В соавторстве со святителем П. составил пособие по вопросам канонического права, литургики, гомилетики и пастырского богословия «О должностях пресвитеров приходских» (СПб., 1776).

http://pravenc.ru/text/2579087.html

Никаноров А.Б., Старостенков С.А. Опыт библиографии по русской кампанологии 1785–1940 гг.//Рукописные памятники. Из истории музыкальной культуры. – Вып. 5. – СПб., 1999. – С. 179–214. Нюнин Б.Н., Ларюков А.С. Русский церковный колокол//Колокола и колокольни. – М.: РГБ, 1994. С. 28. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества П.И. Оловянищникова С–вья. – Ярославль, 1906. Оловянишников Н. История колоколов и колокололитейное искусство. Изд. 2-е, дополи. – М.: Издание Т-ва П.И. Оловянишникова С-вей, 1912. 435 с., илл., табл., 297 библ; то же. Изд. 3-е (репринт) – М., 1999. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII в. – М.,1962. Павленко Н.И. Развитие металлургической промышленности в России в 1-ой половине XVIII в.//Промышленная политика и управление. – М., 1953. Петриченко А.М. Книга о литье. – Киев, 1972. Плешанова И.И. Колокола псковских литейщиков XVI – начала XVII вв.//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 104–119. Плешанова И.И. О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид//Древнерусское искусство. Художественная культура Пскова. – М., 1968. Померанцев Н.Н. Звоны Ростова Великого//«Турист». – 9. – 1966. Портнов М. Царь-пушка и Царь-колокол. – М., 1990. Проблемы, возникающие при возобновлении звонов//Колокола и колокольни. – М., 1994. С. 24. Протоиерей Аристарх Израилев (1817–1901). Труды, публикации, исследования. – М., 2001. Пухначев Ю.В. Загадки звучащего металла. – М., 1974. Пухначев Ю.В. Колокола в социалистическом городе//Колокола. История и современность. – М., 1985. – С. 273–279. Пухначев Ю.В. Литье колоколов на русских колокольных заводах//Колокола. История и современность. 1990. – М., 1993. – С. 155–195. Пухначев Ю.В. Поют колокола//«Моя Москва», 1991, 2. Рубцов Н.Н. История литейного производства в СССР. Изд. 2. Ч. 1. – М., 1962. Рубцов Н.Н., Богуславский Г.А. Царь-колокол. – М., 1969. Русская Православная Церковь : Монастыри. Энциклопедический справочник/Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона. Сост. А. В. Никольский . – М., 2000. – 464 с., илл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010