Богородицкий-Казанский-Нижнеломовский Архангельская Богоявленский-Костромской Вологодская Богоявленский-Голутвин-Старый Смоленская Богоявленский за Торгом Казанская Борисоглебский-Новоторжский Пензенская Борисоглебский на Устье-Ростовский Белбажский-Троицкий Костромская Введенский-Богородицкий-Тихвинский Московская Волосов-Николаевский-Царево-Константин. Московская Воскресенский-Новоторжский Тверская Высокопетровский-Московский Ярославская Десятинский-Богород. -Рождественский Евфимиев-Благовещ.-Плотинский Костромская Заиконоспасский-Московский Новгородская Зверин-Покровский Знаменский-Тобольский Владимирская Знаменский-Богород.-Рождественский Ивановский-Предтечевский на Кулижках Тверская Иоанно-Предтечевский или Иванский Московская Иосифов-Волоколамский Новгородская Крестный-Ставрос-Кийостровский Лужецкий-Рождество-Богородицкий Новгородская Макариев-Желтоводский-Троицкий Московская Николаевский-Вяжищский Новгородская Николаевский-Греческий Тобольская Отрочь-Успенский Курская Предтечев-Вяземский Псково-Печерский-Успенский Московская Ризположенский-Евфосиниевский-Суздальский Рождественский на Рву или на Трубе Псковская Солотчинский-Рождество-Богородицкий Спасо-Авраамиев-Богородицкий Московская Спасо-Андрониев Архангельская Спасо-Евфимиев-Суздальский Московская Спасо-Преображенский-Астраханский Нижегородская Спасо-Преображенский-Казанский Новгородская Спасо-Прилуцкий-Димитриев Московская Спасо-Яковлевский-Димитриев Тверская Спасский-Преображенский-Рязанский Смоленская Сретенский-Кашинский Псковская Старо-Вознесенский Владимирская Сырков-Владимирский-Сретенский Тихвинский-Богородицкий-Успенский Московская Трифонов-Успенский-Вятский Рязанская Троице-Сергиева пустынь Троицкий-Данилов-Переяславский Смоленская Успенский-Княгинин Московская Феодоровский-Переяславский Владимирская Астраханская Казанская Вологодская Ярославская Рязанская Тверская Псковская Новгородская Новгородская Вятская С.-Петербургская Владимирская Владимирская Владимирская 1786 год Благовещенский-Назарет-Богородицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

6 июня в Ростове Великом насельники Спасо-Яковлевского мужского монастыря, Петровского мужского монастыря, Борисоглебского мужского монастыря и насельницы Аврамиевого Богоявленского женского монастыря и Рождества Богородицы женского монастыря сдавали зачет по дисциплине «История Русской Православной Церкви». Вместе с членами аккредитационной группы зачет принимал преподаватель курсов, настоятель храма Державной иконы Божией Матери Ростова Великого иерей Димитрий Бузин. Зачет на этой учебной площадке — в Спасо-Яковлевском мужском монастыре сдали девять учащихся: настоятельница Рождества Богородицы женского монастыря игумения Афанасия (Силкина) и одна сестра этой обители, три сестры Аврамиевого Богоявленского женского монастыря, два насельника Спасо-Яковлевской обители, один насельник Борисоглебского монастыря и один насельник Петровского монастыря. После зачета члены комиссии проверили учебно-методическую документацию курсов и ознакомились с библиотечным фондом курсов для монашествующих. В этот же день члены комиссии помолились у мощей святителя Димитрия Ростовского и у чтимых икон Спасо-Яковлевского монастыря. 6 июня во второй половине дня прошла аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих в Богоявленском женском монастыре г. Углича. Зачет по дисциплине «Священное Писание Нового Завета» на этой учебной площадке сдали три насельницы обители. Об истории Богоявленской обители членам аккредитационной группы рассказала настоятельница монастыря игумения Антонина (Злотникова). Члены комиссии посетили монастырский храм, помолились у Феодоровской иконы Божией Матери, чтимой святыни Богоявленского монастыря г. Углича. 7 июня аттестация обучающихся на курсах базовой подготовки в области богословия для монашествующих прошла в Свято-Введенском Толгском женском монастыре близ г. Ярославля. Комиссию тепло встречала в обители игумения Варвара (Третьяк) с сестрами, она присутствовала и на зачете, который состоялся в Толгском монастыре. Зачет по дисциплине «Основы богослужебного устава и литургики» сдали 23 насельницы Толгского женского монастыря, два насельника Николо-Бабаевского мужского монастыря и три насельницы Казанского женского монастыря г. Ярославля. Члены аккредитационной группы присутствовали на зачете, который принимал первый проректор Ярославской духовной семинарии, преподаватель курсов иеромонах Сергий (Барабанов). Всего на этой учебной площадке зачет сдали 28 учащихся курсов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Сын Петра Борисовича, граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809), стал одним из самых значительных благотворителей Спасо-Яковлевского монастыря. Зримым итогом его благодеяний явился возведенный им новый монастырский храм, освященный в честь св. Димитрия Ростовского, самое грандиозное и величественное строение обители. Необходимость создания в Яковлевском монастыре Димитриевского храма стала явной сразу же после канонизации святителя. Еще в конце 1770-х годов, когда развернулось сооружение нового монастырского ансамбля, архимандрит Амфилохий намеревался устроить храм в честь святителя над южными, обращенными к озеру, вратами. Однако Синод строительство надвратного Димитриевского храма запретил, вероятно, посчитав выбранное для него место не вполне подходящим, а монастырскую казну – недостаточно наполненной. Синодальное дозволение основать в Яковлевском монастыре церковь св. Димитрия последовало лишь в 1794 г., когда нашелся ктитор, пожелавший оплатить ее устроение. Сооружение храма финансировал граф Николай Петрович Шереметев, затративший на его строительство 55 тысяч рублей. Освящение нового монастырского собора произошло в день памяти святителя Димитрия, 27 октября 1801 г., а спустя три года в его трапезе были устроены два придела: правый был посвящен Николаю Чудотворцу, небесному патрону Николая Шереметева, левый – освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, тезоименитого святителю Димитрию. В разное время графом в монастырь присылались облачения для богослужений, серебряная церковная утварь. Уже после смерти Н. П. Шереметева по его завещанию монастырь получил ценнейший подарок – украшенную драгоценными камнями золотую митру для возложения на мощи ростовского святителя. Графские вклады служили украшением монастырской ризницы и, наряду с царскими пожертвованиями, с гордостью демонстрировались высоким гостям, посещающим обитель. Относительно общей суммы денежных средств, затраченных Н. П. Шереметевым на Спасо-Яковлевский монастырь, источники подтверждают пожертвование 55 тысяч рублей, затраченных на храм: 25 тысяч, вложенных на поминовение рода, и 30 тысяч, оставленных по завещанию. Последняя сумма имела следующее применение: 12 000 руб. израсходованы на золотую митру, около 5 000 руб. заплачены за евангелие и священные сосуды, до 4 000 руб. отданы за лампаду к мощам св. Димитрия. Большое евангелие, священные сосуды и лампаду заказывали в Москве, у купца I гильдии Алексея Гавриловича Савостина; митру изготавливали в Петербурге, при посредстве петербургского митрополита Амвросия. Оставшиеся деньги, около 10 000 руб., предназначавшиеся «на украшение новой святителя и чудотворца Димитрия церкви», по синодальному указу от 14 марта 1811 г. были отосланы в сохранную казну Московского Воспитательного дома с условием выплаты монастырю процентов в размере 500 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Долгие годы как ценная памятная реликвия в обители сохранялся небольшой четырехпудовый колокол, называемый «Царским», который был пожалован царем Алексеем Михайловичем в 1652 г., в память о кончине московского патриарха Иосифа. Значительный перелом в истории обители последовал в середине 50-х годов XVII столетия, когда по воле ростовского митрополита Ионы она была приписана к архиерейскому дому. Митрополит Иона Сысоевич, возглавлявший Ростовскую епархию в 1652-1690 гг. — известный церковный деятель, видный иерарх, создатель каменного ансамбля Ростовского архиерейского дома. Для Яковлевского монастыря получение статуса приписного имело огромное значение, поскольку без всякого преувеличения это сохранило его жизнь. В то время небольшой, небогатый и неизвестный Яковлевский монастырь едва сводил концы с концами. Присоединение к архиерейскому дому обеспечило ему материальную поддержку, поскольку все приписные монастыри содержались за счет владычной кафедры. В 1752 г. в Яковлевском монастыре произошло обретение мощей свт. Димитрия Ростовского. При гробе святителя начали совершаться чудотворения. О первых исцелениях, случившихся в Яковлевском монастыре, митрополит Арсений сообщил в Синод уже через три недели после открытия мощей. Исцеления именем Димитрия, по молитве к нему, происходили не только в Ростове, но и по всей России. Слепые прозревали, расслабленные начинали ходить, тяжелые недуги, годами мучившие людей, отступали. «Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче», — поет Церковь святителю Димитрию. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала обители серебряную раку весом в десять с половиной пудов и стоимостью около 13 тысяч рублей, а также дорогое облачение из золотой парчи. Но государыня умерла, не успев передать дары в монастырь. На торжествах положения мощей свт. Димитрия в новую серебряную раку, проходивших в Ростове в мае 1763 г., присутствовала императрица Екатерина II. Канонизация свт. Димитрия Ростовского в корне изменила существование Яковлевского монастыря. Прежде всего, она сохранила ему жизнь. Обитель благополучно пережила монастырскую реформу 1764 г., при которой значительное число монастырей и пустынь было упразднено или оставлено без средств к существованию. Именным распоряжением императрица Екатерина запретила упразднение Яковлевского монастыря по причине того, что он хранил мощи святителя Димитрия. Поначалу он был утвержден заштатным, то есть, оставлен без государственной поддержки, но продолжалось это недолго, до марта следующего года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201947...

12 февраля 2008 г. окончил Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина по специальности «теология». 18 марта 2008 г. назначен на должность проректора по учебной и воспитательной работе Ярославской духовной семинарии. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. 29 апреля 2009 г. назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославля. 14 июля 2009 г. назначен благочинным, 10 октября — наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. 12 октября 2009 г. по благословению архиепископа Ярославского Кирилла поступил в Общецерковную аспирантуру и докторантуру . 1 июля 2010 г. назначен первым проректором Ярославской духовной семинарии. 10 ноября 2010 г. определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района. Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. ( журнал 33 ) назначен наместником Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 45 ) избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии. 28 июня 2011 г. возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 10 июля 2011 г. во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского монастыря . Хиротонисан  11 июля за Божественной литургией в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы (Петропавловское благочиние). Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г.  назначен  управляющим Юго-Восточным викариатством в границах Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатством в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы в соответствии с Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 27 декабря 2011 г. 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198717...

Источник: " Подмосковье. Монастыри Храмы Источники " М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Кирилл Аминов, 20 марта 2015 г. В 1625 г. в селе уже была церковь во имя святителя Николая Чудотворца с приделами во имя преподобного Даниила Столпника и великомученика Димитрия Солунского. Село принадлежало Спасо-Яковлевскому монастырю, который в 1651 г. передал его во временное владение князю Пронскому с условием построить здесь церковь, поселить крестьян и расчистить землю. Новая деревянная церковь была построена в 1678 г. В 1699 г. селом владели князь Иван Петрович Пронский и Александр Иванович Львов. Возможно, деревянный храм обновлялся в 1781 г. Ныне существующий каменный храм построен в 1874 г. по проекту архитектора В.О. Грудзина. В советское время церковь закрыли и разрушили. В настоящее время в связи с отсутствием средств восстановительные работы не проводятся. В летнее время ежемесячно совершаются молебны. http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=719 Существовавшая ранее церковь Воскресения Христова в селе Ивойлово, Воскресенское тож. Село Ивойлово, Федосово тож, некогда принадлежало Лаврентию Дмитриеву Салтыкову и было продано атаману Василию Артемьеву сыну Ломоносову и Афанасию Иванову сыну Векову. По писцовым книгам 1625-26 гг. в селе упоминается церковь Николы Чудотворца с приделами Данилы Столпника и муч. Христова Димирия Солунского, «стоит церковь без пения, а церковного строения нет ничего». Потом селом Федосовым владели князья Иван Петрович Пронский и Алексей Михайлович Львов, который свою половину села отдал вклад Спасо-Ярославскому монастырю, а власти оного монастыря архимандрит Лаврентий с братией в 1651 г. передали во временное владение князю И.П. Пронскому по договорной записи, с условием построить на селе Ивойлове церковь, поселить крестьян и расчистить землю. На основании того договора князю И.П. Пронскому в 1652 г. разрешено было построить здесь вновь церковь Воскресения Христова с приделами великих святителей Алексея митрополита и Николы Чудотворца и выдана благословенная грамота. Затем вторая половина села Ивойлова, названного по церкви Воскресенским, также была отдана Спасо-Ярославскому монастырю князем И.П. Пронским с тем, чтобы ему владеть селом по свой век по договорной записи 1674 г.

http://sobory.ru/article/?object=11272

Лит.: Описание жизни почившего в Господе ростовского ставропигиального Яковлевского мон-ря гробового иером. Амфилохия. М., 1834, 18462; Описание ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря. СПб., 1849; Ярославский К. , свящ. Список угодников Божиих и других лиц, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии и упоминаемых в разных печатных и рукописных святцах и ист. указателях. Ярославль, 1887; Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895. Стб. 29, 17; Титов А. Два подвижника Спасо-Яковлевской Димитриевской обители: гробовой иером. Амфилохий и схимник архим. Пахомий. М., 1911. С. 1-8; Художники народов СССР: Биогр. словарь. М., 1970. Т. 1. С. 130; Косцова А. С. , Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с надписями, подписями и датами. Л., 1990. С. 40; Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. М., 1994. С. 33-35; она же. Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея//Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1998. Вып. 9. С. 102; Духовные светочи России. С. 217-218; Федорова М. М. Мастера ростовской финифти XVIII в.//Искусство христианского мира. М., 2000. Вып. 4. С. 295-302. В . И . Вахрина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/114638.html

Наиболее подробно о вкладах в ростовскую обитель, совершенных Н. П. Шереметевым и его сыном Дмитрием, рассказано в исследовании Е. В. Буцких, опубликованном в 1903 г. В настоящей работе обобщены исторические материалы о вкладах и пожертвованиях, которые Спасо-Яковлевскому монастырю преподнесли четыре поколения рода Шереметевых. Документальной основой послужили делопроизводственные документы монастырского архива, а также переписка яковлевских настоятелей с графской фамилией. В 1706 г. за заслуги перед отечеством Петр I пожаловал военачальнику Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719) земли на севере Ростовского уезда. В состав вотчины входило 35 де- ревень, а ее центром являлось село Вощажниково, где было основано графское поместье. Показательно, что Шереметевы получили во владение ростовские земли именно в то время, когда Ростовскую кафедру возглавлял митрополит Димитрий (1702–1709). Связь рода Шереметевых со святителем Димитрием Ростовским имела прочное основание. Как писал в начале XX столетия Сергей Дмитриевич Шереметев, «для графа Петра Борисовича Шереметева чествование памяти Святителя Димитрия имело и особое, почти семейное значение по давним связям двух современников и питомцев Киевской Духовной Академии: молодого Туптало, будущего ростовского Святителя, и Бориса Петровича Шереметева, сына известного киевского воеводы Петра Васильевича, современника Саввы Туптало». Позднее, в письме к ярославскому архиепископу Тихону С. Д. Шереметев признавался, что «с ранняго детства, преемственно от родителей, привык я чтить святую память великаго Угодника. Они же унаследовали от прадеда своего, фельдмаршала Шереметева, современника и по Киеву близкаго Святителю, равно и от деда, в особенности же от отца, графа Николая Петровича, горячее чувство высокаго благоговения и личной привязанности к Святителю Димитрию». Подтверждением почтения, которое представители рода Шереметевых питали к св. Димитрию Ростовскому, служит их благотворительная деятельность по отношению к Спасо-Яковлевскому монастырю, ставшему местом упокоения святителя. Первый документально зафиксированный вклад Шереметевых в Яковлевскую обитель относится к 1755 г. Именно тогда, спустя три года после обретения мощей св. Димитрия, граф Петр Борисович Шереметев (1713–1788) преподнес пелену на гроб святителя. Одновременно с ним, представитель другой ветви Шереметевского рода, князь Сергей, вложил в монастырь три воздуха и штофную епитрахиль. Подчеркнем, что эти пожертвования были произведены еще до официально провозглашенной канонизации ростовского митрополита.

http://sobory.ru/article/?object=05708

«От того, что сегодня удастся совершить нынешнему поколению людей, во многом будет зависеть лицо страны и лицо Церкви», — отметил патриарх Кирилл. По его мнению, система ценностей, данная миру Христом, для всего общества «должна быть путеводной звездой, показывать, в какую дверь стучаться». «Пусть поможет Господь стране и народу нашему открывать именно ту дверь в будущее, на которую перстом указывает Христос», — сказал предстоятель, пожелав также, чтобы пример святителя Димитрия Ростовского помогал бы современному духовенству «неленостно свидетельствовать о правде Божией, находя слова, которые будут убедительны для современного человека». В память о сегодняшнем богослужении Предстоятель передал правящему архиерею Ярославской епархии владыке Кириллу панагию, а Димитриевскому собору образ Спасителя. В благословение всем паломникам и жителям Ростова, посетившим в этот день Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Святейший Патриарх передал иконки святителя Димитрия. За труды по возрождению Спасо-Яковлевского монастыря и раки с честными мощами святителя Димитрия Святейший Патриарх Кирилл наградил благословенными грамотами архиепископа Вышгородского Павла, депутата Госдумы ФС РФ Л.Э. Слуцкого и других благотворителей. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил игуменский корпус обители, где руководители Фонда имени святителя Григория Богослова представили Его Святейшеству проект возрождения святынь Ростова Великого. После Божественной литургии в Спасо-Яковлевском монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский кафедральный собор Ростова Великого. Его Святейшество сопровождали архиереи, участвовавшие в утреннем богослужении, губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, представители властей г. Ростова и Ростовского района. В соборе Святейшего Патриарха встречал настоятель протоиерей Елевферий Колодезный. Предстоятель Русской Церкви прошел в алтарь собора и посетил придел святителя Леонтия Ростовского, а затем обратился ко всем собравшимся с кратким словом, в котором отметил, что внутреннее убранство собора было практически уничтожено в годы гонений на Церковь, и выразил надежду, что интерьеры храма будут восстановлены, а древний собор вновь станет одним из духовных центров Ярославской епархии.

http://pravmir.ru/vizit-svyatejshego-pat...

Наконец, есть предположение, что означенное изображение святителя пожертвовано из рода дворян Голохвастовых. Все эти разноречивые данные сходятся, однако, в самом существенном, в том, что изображение это – действительно портрет, писанный со святителя при его жизни. На это указывает еще и то обстоятельство, что оно писано на полотне, тогда как иконы обыкновенно пишутся на досках. Изображение это далеко не похоже на изображение, находящееся в Спасо-Яковлевской обители в Ростове, перед ракой святителя. Там, он изображен худощавым, длиннолицым и довольно высокого роста. На иконе же Симеоно-столпнической церкви, святитель изображен полным, несколько сутуловатым, с прищуренным левым глазом. Верность этого изображения подтверждается еще и другим подобным же портретом, поныне находящимся в Ростовском музее церковных древностей, куда он был пожертвован Спасо-Яковлевским монастырем около 1884 г. Под портретом надпись: «Персона преосвященного Димитрия». Изображение святителя, находящееся в Симеоновской церкви, наклеено на доску, обложено ценной серебряно-вызолоченной ризой и заключено в особый киот, со скобками по бокам для ношения. Образ этот издавна почитается чудотворным, на что есть прямое указание. На посохе святителя привешена вызолоченная рука с надписью на ней: «Дважды исцеленная святителем Дмитрием многогрешная». О том же, свидетельствовал священник означенной церкви, сообщавший в 1760 г., в числе других сведений, митрополиту Тимофею, что «оный образ бывает требован в дома обывательские». Несомненно, вышеупомянутые скобки служили именно для ношения образа по обывательским домам. Что же касается изображения Божией Матери с Младенцем Иисусом, помещенного в левом верхнем углу иконы, то оно, несомненно, приписано гораздо позднее, на что указывает ясно сама манера письма. В храме в честь святителя Николая, что в Хамовниках, придел в честь святителя Димитрия, построенный в 1757 году; уничтожен, на северной стене, в приделе Споручницы грешных, сохранилась икона святителя с надписью, в коей он назван «новоявленным чудотворцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010