Завершает серию переводов трактатов Герхарда Терстегена проповедь, произнесённая на слова апостола Павла «Любовь Христова объемлет нас» (2 Кор. 5,14) 18 октября 1751 года. С глубиной и красноречием автор напоминает христианам о величии Божественной любви. Перевод на русский язык выполнен игуменом Петром (Мещериновым). 28 декабря 2017 Доклад М.Л. Рубцовой, референта по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, на круглом столе в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений (Ярославская митрополия, Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь;  20 декабря 2017 года). Статья посвящена анализу нравственных тем, затронутых святителем Иннокентием (Борисовым), архиепископом Херсонским и Таврическим, в проповедях Великого поста и Страстной седмицы. Как выдающийся проповедник святитель Иннокентий с особой глубиной, ясностью для паствы поднимает и раскрывает нравственное состояние человека и показывает путь к духовному совершенствованию, особенно важный в дни Святой Четыредесятницы. Публикация посвящена таким темам, как покаяние, спасение, страсти, добродетели, вера, Евхаристия и другим. Автор статьи — кандидат богословия, преподаватель Перервинской духовной семинарии, помощник заведующего Церковно-археологическим кабинетом Московской духовной академии иеромонах Афанасий (Иванов). Портал Богослов.Ru публикует поучение в неделю 20-ю по Пятидесятнице, сказанное ректором Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске протоиереем Н.К. Чуковым 8 октября 1917 года в семинарской церкви и 26/13 октября 1919 года им же – настоятелем Университетской церкви Всех Русских Святых в Петрограде. Любая проповедь ориентирована на конкретную аудиторию, в зависимости от которой изменяется содержание, композиция, стиль и даже оответствующий способ произнесения. Как семиотика служит делу проповеди, расскажет статья аспиранта Московской духовной академии Зиновия Чеснокова. Читателям портала предлагается статья аспиранта МДА, иерея Дионисия Денисова о языке текстов владыки Виссариона, епископа Костромского и Галичского, основателя духовно-назидательного журнала " Душеполезное чтение " . Доктор богословия и преподаватель духовных учебных заведений, он писал замечательные проповеди, в которых говорил с паствой, используя малые жанры фольклора — пословицы и поговорки.

http://bogoslov.ru/topic/20273

В 1705-1706 гг. святитель часто бывал в Москве, служил и проповедовал. Последние годы жизни, преставление и почитание В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей. Житие свт. Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Он был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу один раз, значению поста посвящены многочисленные его проповеди. Святитель часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Известны также многочисленные свидетельства об исцелении им бесноватых. Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря. Мощи святителя Димитрия почивали открыто в юго-зап. углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Вместе с останками других Ростовских святых мощи святителя Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Яковлевском монастыре, мощи были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя свт. Иакова Ростовского. Почитание святителя началось сразу же после его кончины. Сохранились записи о многочисленных чудотворениях, совершавшихся при гробе святителя. В апреле 1757 г. Синод издал указ, по которому мощи святителя Димитрия были признаны нетленным. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября — в день обретения мощей, 28 октября — в день преставления. Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в. Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2) келейная святителя Димитрия икона Божией Матери Ватопедския, под образом Толгской Божией Матери, на доске, длиною три четверти аршина; она привезена была Святителем в Ростов при поступлении им на митрополию; жемчужная риза украшена во многих местах алмазами и разноцветными яхонтами, сребропозлащенный венец и корона убраны драгоценными камнями; оклады на ту и другую иконы пожертвованы Гр. А.А. Орловой-Чесменскою. «На западной стене храма, слева от входа, сохранилась надпись, рассказывающая о том, что храм был построен ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем в 1686 году “во имя Живоначальной Троицы, а в 1754 году ... в память первобытного храма, созданного Яковом епископом ростовским, переименован во имя Зачатия св. Анны”. В связи с переделками, производившимися в XVIII и XIX веках, церковь не сохранила своего первоначального облика. В 1836 году с ее северной стороны, на месте разобранной теплой придельной церкви, сооруженной в 1725 году, была пристроена новая, Яковлевская церковь, закрывшая весь северный фасад памятника. В то же время с запада была пристроена паперть, получившая обработку фасадов, отвечающую фасадам расположенной рядом Шереметевской церкви. Архитектурная обработка фасадов древней части памятника отличается крайней скромностью, имея троечастное. деление лопатками по вертикали стен. Главный, пятиглавый, четверик без подклета, имеет три яруса окон, из которых только окна первого яруса сохранили свои скромные наличники. Своды и арки храма поддерживаются четырьмя пилонами, два из которых скрыты в иконостасной преграде. К интересной особенности интерьера храма следует отнести оригинальную конструкцию системы арок, перекинутых со столпов на стены под подпружными арками. Перечисленные признаки отличают памятник от других ростовских церквей той эпохи, для которых, в частности, характерно наличие подклетей и отсутствие внутренних столпов. Интерьеры церкви отличаются богатством и красочностью убранства. Сооружение «великолепного резного трехъярусного иконостаса относится к последней трети XVIII столетия. Его изготовили в период с 1762 по 1765 год за тысячу рублей (по тому времени очень высокой цене), осташковские резчики Сысой Изотов Шолмотов и Степан Никитин Бочкарев, а в период с 1776 по 1779 год иконостас был позолочен. Иконы для иконостаса Зачатьевской церкви были написаны в 1780 году придворным живописцем Венедиктом Вендерским.

http://sobory.ru/article/?object=05709

В алтаре, за престолом, поставлен также иконостас, на коем резьба вызолочена, гладкия места покрыты белою, а в тумбах голубою краскою. Запрестольныя иконы обложены сребропозлащенными венцами, из коих некоторые украшены алмазами и другими драгоценными камнями; в особенности же замечательны: на правой стороне от престола – образ св. Димитрия Митрополита и св. Иннокентия Епископа Иркутскаго; на левой – образ св. Алексея Митрополита Московскаго и св. Амфилохия Епископа Иконийскаго. Святители представлены в полном Архиерейском облачении; лики их изображены живописью, а одежды вышиты золотом и местами серебром по малиновому бархату: образа сии поставлены в золоченных рамах и закрыты цельными стеклами. Помянутая святыня пожертвована Графинею А.А. Орловой-Чесменскою. За престолом поставлена серебряная, позолоченная Дарохранительница, в виде храма, весом 1 пуд 25 фунт. – дар Графа Н.П. Шереметева. Сия драгоценность обратила на себя особенное внимание Государя Императора Александра I-ro в бытность его в сем монастыре. Иконы в иконостасе живописныя, писаны в 1780 году Харьковским живописцом Венедиктом Вендерским и обложены сребропозлащенными ризами и венцами с дорогими камнями: из них на четырех главных оклады устроены Гр. А.А. Орловой-Чесменскою; перед образом Спасителя по правую сторону и Богоматери по левую от царских врат висят серебряныя, вызолоченныя лампады, перед прочими – серебряныя, без позолоты. Два каменные четырехугольные столба, поддерживающие своды и куполы церкви, обложены в нижнем ярусе иконостасом с драгоценными образами. Особенно достойны замечания: 1) на западной стороне праваго столба – образ Толгския Богоматери, писанный на доске покойным гробовым иеромонахом Амфилохием, длиною в пять четвертей. Позолоченные риза и венец осыпаны бриллиантами и другими драгоценными камнями. На правой руке Богоматери сделан бриллиантовый поруч в виде цветка, в средине его помещен алый яхонт, а края осыпаны изумрудами. В венце начальныя буквы имени Предвечнаго Младенца изображены бриллиантами. Образ поставлен в медном отзолоченном киоте за стеклом и обставлен вокруг богато убранными иконами;

http://sobory.ru/article/?object=05709

Да поможет Господь нам в личной, семейной жизни открывать только ту дверь, на которую перстом указывает Христос. Пусть поможет Господь стране нашей и народу нашему открывать только ту дверь в будущее, на которую перстом указывает Христос. Потому что ведь открывали мы в прошлом ложные двери и попадали в реальность, которая воспринималась нами как счастье, благополучие и полнота жизни. А оказалось, что там, в той реальности скорбь, страдания и разрушения основ национальной жизни. Сегодня, ища выход, мы должны помнить, что и выход должен быть со Христом. Чтобы преодолеть тяжкие обстоятельства и последствия того нашего ложного выбора, мы должны найти тот выход, на который Господь указывает. А это только выход вместе со Христом, потому что Он есть дверь, войдя которой мы спасаемся. Он та дверь, через которую мы входим и выходим, обретая полноту жизни, счастье на земле и в жизни вечной. Пусть слова сегодняшнего Евангелия всех нас вразумят и укрепят. Пусть пример святителя и чудотворца Димитрия, Ростовского митрополита, поможет духовенству нашему, Церкви нашей неленостно свидетельствовать о правде Божией, находя все слова, которые будут убеждать современного человека. От человека зависит принять или не принять, но от пастыря зависит способность помочь человеку сделать правильный выбор. Если все мы будем верны тому, к чему нас призывает Господь, мы будем иметь жизнь с избытком в земном нашем бытии и в Царствии Небесном. Аминь. Предстоятель Русской Церкви, поблагодарив всех сослуживших Его Святейшеству в этот день за Божественной литургией, обратился к архиепископу Ярославскому Кириллу. Благодарю Вас, владыка, за прекрасный образ, который  Вы подарили мне. Буду хранить его в своей домашней церкви и, молясь пред ним, вспоминать землю ростовскую и всех вас, мои дорогие, владыки, отцы, братия и сестры. В память о сегодняшнем торжестве, я хотел бы преподнести Вам, владыка, эту святую панагию как выражение моей любви и признательности за многие добрые дела, которые совершаете Вы здесь, на ярославской и ростовской земле. А сему святому храму и сей святой обители я хотел бы преподнести этот образ Спасителя и Господа нашего с памятной надписью, молясь перед которым, вспоминайте сегодняшний день, нашу совместную молитву и поддерживайте друг друга молитвой, потому что путь к Богу требует поддержки тех, кто идет вместе с нами.

http://patriarchia.ru/db/text/804585.htm...

Два каменных четырехугольных столба, поддерживающие своды и купола церкви, обставлены иконостасом с драгоценными образами. На одном из этих столбов находятся: образ Толгской Божией Матери, написанный гробовым иеромонахом Амфилохием, и келейный – св. Димитрия с изображением Ватопедской Божией Матери. Эта икона перевезена была святителем Димитрием в Ростов вступлении его на митрополию. На другом столбе помещена икона Пресвятой Богородицы Боголюбской с изображением на ней Ростовских чудотворцев; с ней встретили св. Димитрия ростовские граждане в 1702 г. Как эта икона, так и келейная, в день погребения св. Димитрия были перенесены вместе с телом его в монастырь. На северной стороне храма, вблизи алтаря, находится гробница св. Иакова. При первоначальном устройстве храма митрополитом Ионой над гробницей святителя находился каменный арксолий, подобный открытому в 1884 году в Успенском соборе над древним гробом св. Леонтия 7 ; но в 1779 году арксолий был разобран и вместо его поставлена деревянная резная сень, уничтоженная в 1845 году. Над гробом св. Иакова сделана графиней Орловой-Чесменской серебренная рака ценой в 9276 руб.; на боках ее вычеканен суд св. Иакова над блудницей и другие чудеса святителя, вместе с тем позолоченными буквами написаны на ней краткие сведения житии. Близ южных врат стоит небольшая деревянная витрина с ковчегом, заключающим в себе частицы святых иноков, избиенных в обители св. Саввы. Этот ковчег пожертвован в монастырь знаменитым Ростовским митрополитом Арсением Мацеевичем в 1758 году 8 . У юго-западного угла в великолепной серебренной раке под такой же сенью открыто почивают мощи св. Димитрия митрополита Ростовского. Рака сделана в виде гробницы – совершенно гладкая и только на серебренной тяжелой крышке ее находится архиерейские принадлежности: митра, посох, дикирий и трикирий. Внутри рака обита малиновым бархатом, в нее поставлен кипарисный гроб, вмещающий в себе уже тот деревянный, в котором были обретены мощи святителя. Он обит белым гладким атласом и позументом. Мощи святителя Димитрия почивают в полном архиерейском облачении.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Димитрия, митрополита ростовского, обретенные в 1752 г. (память 21 сентября); на голову святителя возложена драгоценная митра, пожертвованная графом Николаем Петровичем Шереметевым. Близ северной стены паперти погребены: знаменитый благочестивою жизнью и подвигами иеромонах Амфилохий, бывший с 1780-1824 гг. гробовым старцем при мощах св. Димитрия; архимандрит Иннокентий, управлявший монастырем 29 лет с 1818 г. по 1847 г. В соборном храме находятся две замечательные иконы: на западной стороне правого столба местно чтимая Ватопедская икона Божией Матери, келейная св. Димитрия, привезенная им в Ростов в 1702 г. при вступлении на митрополию, и на западной стороне левого столба - Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими в молении ростовскими чудотворцами: с этой иконой встречала св. Димитрия ростовская епархия. Крестные ходы совершаются: 6 августа. 21 сентября и 27 ноября. В монастырской ризнице хранятся считающиеся принадлежавшими св. Димитрию: митра из рудожелтой камки с образами, писанными золотом и красками, в которой были обретены нетленные мощи святителя, серебряный ковчежец с перстом от мощей св. Димитрия, атласные малинового цвета ризы, с вышитыми золотом травами, переделанные из саккоса святителя, белое бумажное полотенце, присланное св. Димитрию в дар из Иерусалима 12 августа 1705 г., белый коленкоровый платок святителя. Кладбищем для монастырской братии служит находящаяся на западной стороне монастыря, в нескольких саженях, каменная двухэтажная пятиглавая церковь, принадлежавшая упраздненному в 1764 г. Спасскому на Песках-Княгининскому мужскому монастырю и построенная в конце XVI в. Монастырь этот был основан в XIII в. супругою св. князя Василька Ростовского, Мариею, погребенною здесь вместе с своим сыном Глебом. В нижнем этаже этого храма находится церковь во имя преп. Сергия Радонежского, устроенная при архимандрите Илларионе (1867 – 1888 гг.). Здесь близ южной стены погребен управляющий монастырем Амфилохий Казанский, епископ угличский, знаменитый археолог и палеограф.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Душевные силы Владыки укрепляли поездки в обители. В 1909 г. он посетил старинный, основанный еще в 1564 г. близ Устюжны при впадении реки Моденки в реку Мологу Николо-Моденский монастырь – место своей будущей многолетней ссылки. Тогда епископ Иосиф отслужил в обители Всенощную. Значительно укрепило его духовные и душевные силы посещение в 1911 г. святой горы Афон. С 27 февраля 1909 г. вплоть до закрытия этой обители в 1923 г. Владыка был настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в городе Ростове Великом. В мае 1913 г. он встречал там императора Николая II. Но и после закрытия обители преосвященный Иосиф до августа 1926 г. являлся настоятелем созданной братией церковной общины. Начало службы Владыки в Ростове совпало в октябре 1909 г. с 200-летием кончины святителя Димитрия Ростовского , которое стало всероссийским праздником. Епископ приложил много усилий по устройству и проведению торжеств. С 1910 г. он был уже первым викарием Ярославской епархии, которую с 1907 по декабрь 1913 гг. возглавлял в сане архиепископа будущий св. Патриарх Московский и всея России Тихон (Белавин) . 14 сентября 1913 г. преосвященный Иосиф передал из Ростова в свой родной край – храм с. Модено Устюженского уезда, имевший придел свт. Димитрия Ростовского , часть мощей, гроба и одежды этого святого. Их принесение сопровождалось празднеством, собравшим тысячи людей со всей округи. В августе 1914 г. произошло почти одновременное отбытие из Костромы правящего архиерея и викария, и епископ Иосиф с 25 августа по 16 сентября 1914 г. исполнял обязанности временно управляющего Костромской епархией. Несмотря на непродолжительность этого периода, он характеризует Владыку, как деятельного и истового архипастыря, немало сделавшего для оказания помощи русским воинам и их семьям в начальный период I Мировой войны. Так, 29 августа в кафедральном соборе Костромы епископ Иосиф отслужил панихиду «по вождям и воинам на поле брани живот свой положившим», затем был проведен крестный ход на центральную Сусанинскую площадь, где у Александровской часовни Владыка в сослужении всего городского духовенства совершил молебен «о даровании победы русскому воинству над врагом, а народу над пьянством». 3 сентября резолюцией епископа было предписано «объявить всем благочинным, настоятелям и настоятельницам монастырей и приходским священникам оказывать возможное содействие сборам на нужды Красного Креста за все время войны». О внимании Владыки к нуждам военного времени свидетельствует и то, что он собирал в Костроме настоятелей, причт и старост для обсуждения «чем духовенство и церкви города могут оказать свою помощь больным и раненым воинам во время настоящей войны». 5

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о состоянии дел в первопрестольном граде Москве, члены Синода постановили быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, игумену Николаю (Чашину), клирику Владивостокской епархии, а епископом Воскресенским, викарием Московской епархии, архимандриту Серафиму (Глушакову), наместнику Свято-Воскресенского мужского монастыря города Самары. Священный Синод выслушал прошение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора о назначении ему викарного епископа и определил быть епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии, игумену Герману (Камалову), клирику Свято-Николаевского ставропигиального прихода города Рима. Духовное образование Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о продолжающейся реформе системы духовного образования Русской Православной Церкви и одобрил концепцию дальнейшего реформирования системы духовного образования, бакалаврскую и магистерскую программы духовных учебных заведений, а также положения об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования, об ученых званиях и штатных должностях. В процессе апробации новой системы духовного образования в учебных заведениях Русской Православной Церкви Учебному комитету было поручено проанализировать промежуточные результаты и сформулировать предложения по ее дальнейшему усовершенствованию. Монастыри Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Кирилла о назначении наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, Священный Синод постановил освободить архиепископа Костромского и Галичского Алексия от обязанностей наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, поблагодарив его за понесенные труды, и назначить наместником упомянутой обители игумена Савву (Михеева), освободив его от должности наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Ярославской епархии. Священный Синод также удовлетворил прошения: — Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначении монахини Георгии (Семуковой) на должность настоятельницы Свято-Успенского Брусенского женского монастыря города Коломны Московской области;

http://e-vestnik.ru/church/svyashchennyy...

Как уже было сказано, храм выстроен из кирпича, а вот крышу решено было выполнить из дерева. Основной объём храма представляет собой четверик, увенчанный высоким барабаном. Он завершался небольшой луковичной главкой. Особую гордость этому храму составлял резной иконостас с золочёным окладом. Он, как и полагается, был разделён на ярусы и установлен на специальный подиум. Поверхность иконостаса покрыта червонным золотом, а оклады икон украшены сложной ажурной резьбой. Как писали тогда путеводители по Ростову: " ...в церкви святителя Николая Чудотоврца, что на Подозерье, иконы, украшающие иконостас, отличного греческого письма, соединяющие новый и древний вкус. В церкви был даже отмечен один образ - за правым клиросом в резном киоте располагалась Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. На ризе был нанизан мелкий жемчуг " . В 1852 году была заново отделана настенная живопись в тёплом приделе на средства Ростовского мещанина Николая Дмитриевича Гладкова. В 1768 году пришедшую в негодность деревянную кровлю заменили на железную. Примечательно, что средства на проведение данных работ, были вновь собраны прихожанами. Установленная в XVIII веке кровля сохранилась до наших дней. На пожертвования купца Петра Рыкунина в 1832 году к Никольскому храму была пристроена новая каменная паперть, а в 1845 году вокруг церкви была возведена деревянная ограда. В 1899 году на пожертвования купца Ивана Никоноровича Рыкунина и его сына Петра, была изготовлена и установлена новая церковная железная ограда. Недалеко от Никольского храма, рядом с дорогой, напротив Рождественского монастыря, находилась деревянная часовня приписанная к Никольской церкви. В начале ХХ столетия прихожанами храма числилось 175 человек (82 мужчины и 93 женщины). Стоит сказать, что в 1920 году, Никольская церковь отметила грандиозное празднование, день перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари, в рамках которого состоялось торжество по случаю 175-летия начала строительство этого каменного храма. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил тогда Агафангел (Преображенский), митрополит Ярославский и Ростовский, проживавший в то время в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=00603

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010