Закрыть itemscope itemtype="" > Моно - значит один 23.10.2012 621 Время на чтение 8 минут ВИЗИТКА: Епископ Воскресенский Савва (Михеев Александр Евгеньевич) Родился 10 мая 1980 г. в Перми. В 2001 г. окончил Московскую духовную семинарию. 27 ноября 2001 г. митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва, в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 г. рукоположен во иеродиакона, 4 декабря - во иеромонаха. В 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. С 8 октября 2009 года наместник Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря города Ростова Великого. С 22 марта 2011 г. является наместником Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы . 11 июля 2011 г. - хиротония во епископа Воскресенского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. С 2011 г. окормляет приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа г. Москвы и викариатство в пределах территорий, включенных в административные границы г. Москвы. О том, что такое монашество, кто такие монахи, почему они сознательно выбирают то, чего обычные люди стараются избежать, мы беседуем с наместником Новоспасского мужского монастыря в Москве епископом Воскресенским Саввой. - Кто такие монахи? Вот, монах - от «моно» - один, однако известно, что в монастыре он живет не один. Монахи живут все вместе. Почему? - «Моно» - это тот человек, который один, в смысле без семьи, он дал обет безбрачия, целомудрия и не имеет никаких обязанностей в отношении к другому человеку, то есть к супругу, и отвечает только сам за себя. Супруги - «сопряжены», соединены вместе, а монах - один. - А почему, когда приходят в монастырь, то живут сначала вместе, и лишь потом живут уже отдельно? Всё-таки монахам хочется жить по одному? - Есть некие степени в монашестве. Есть степень трудника, который приходит в монастырь просто пожить, потрудиться и присмотреться. Естественно, этих трудников бывает много, они живут вместе. Потом те, кто захотел остаться в монастыре уже на более длительный срок, становятся послушниками, их может быть меньше в келье, по нескольку человек.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) – старец Новоспасского монастыря Старец Новоспасского монастыря Иеромонах Филарет (в схиме Феодор) Знаменитый московский старец, широко почитаемый за свои духовные подвиги, родился в день памяти великого угодника Божия святителя и чудотворца Николая – 9 мая 1758 г. в городе Вязьме Смоленской губернии. Младенец был наречен Феодором. Родители (состоятельный купец Николай Пуляшкин и жена его Матрона Никитична) отличались благочестием. Отец был любителем душеполезного чтения и имел много духовных книг. В отчем доме Феодор был обучен грамоте и закону Божию. Сына своего отец благословил серебряным крестом. Мать будущего старца стяжала глубокое смирение и добросердечность. В 1786 г. она приняла монашеский постриг в московском Новодевичьем монастыре. Она умерла во время богомолья в Ростов Великий, где настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря был ее старший сын архимандрит Аполлинарий (в святом крещении – Архипп). Отца Феодор лишился в юном возрасте. Мать по смерти мужа и после пожара, уничтожившего все имущество семьи, переехала с детьми в дом своего родного брата, богатого петербургского купца Никитина. Но Феодор тяготился мирской суетой и при каждой возможности стремился на службу в Александро-Невскую обитель. Тринадцатилетний мальчик, искавший небесных сокровищ, смог упросить свою мать отпустить его для постоянного жительства в Александро-Невский монастырь. Через полгода по совету своего наставника Феодор перешел в Саровскую пустынь, которая в те годы была известна своими старцами (преподобный Серафим Саровский, иеромонахи Ефрем, Пахомий, Питирим). Для юного послушника жизнь в таком монастыре была благодатной школой: там строго хранилось монашеское благочестие; продолжительные, умилявшие сердце, уставные церковные службы возвышали душу. Подвижники, духовно украсившие Саровскую пустынь, назидали и воспитывали монахов не только своим примером, но и мудрым и тонким знанием человеческого сердца. В такой обители Феодор проходил различные послушания: три года был звонарем, трудился в хлебной и квасоварне, три года в просфорне, а затем нес пономарское послушание.

http://pravoslavie.ru/2526.html

Иона, митрополит Ростовский и Ярославский (Сысоевич) Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг. В 1663 году участвовал в разборе дел патриарха Никона . Во время удаления патриарха Никона в монастырь был местоблюстителем патриаршего престола со 2 сентября по 18 декабря 1664 года. В 1664 году по приговору всех архиереев удален от управления делами патриархии за то, что принял благословение от прибывшего в Москву после долгого отсутствия патриарха Никона . В 1666 году присутствовал в Соборе, осудившем патриарха Никона . С 1674 по 1690 год участвовал во всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве. 5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря 1690 года. Погребен в Ростовском кафедральном соборе. Митрополит Иона известен своей ревностью к церковному благолепию. В своей епархии им воздвигнуты следующие храмы и церковные строения: Введенская трапезная и Никольская церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор и Михаило-Архангельская церковь в Белогостицком Георгиевском монастыре, стены и башни митрополичьего дома, Воскресенская церковь митрополичьего дома, церковь Григорьевского затвора в митрополичьем доме, Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, церковь Спаса на Сенях, Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря, звонница Ростовского собора, собор Петровского монастыря, церковь Иоанна Богослова в митрополичьем доме, Троицкий собор в Зачатьевском монастыре, комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, митрополичий дом с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ростов. Церковь Воскрешения Лазаря. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты На перекрестке Бебеля и Революции - в прошлом Лазаревской и Успенской - стоял когда-то красивейший храм Воскресения Лазаря. В 1809 году построили эту церковь. До того стояли две - теплая и холодная. Видимо, деревянные. Титулярный советник Алексей Васильевич Юматов  возглавил прихожан и совместным с ними иждивением построил новую церковь. Заложена по благословению Преосвященного Павла Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго при священнике Михаиле Леонтьеве и церковном старосте, ростовском посадском Косме Абрамове Голицыне вместо двух обветшавших деревянных храмов, холодного во имя Лазаревого Воскресения и теплого - во имя святителя и чудотворца Николая, находившихся по направлению от настоящего храма к северу на расстоянии сажен пятидесяти, на том месте, где был древний Лазаревский мужской монастырь, в котором в XVI столетии жил преподобный Иринарх затворник Ростовский. В храме имелось два алтаря - во имя Святителя и чудотворца Николая и во имя Святыя Троицы, последний - в память бывшей на берегу озера Неро Троицкой церкви, по упразднению которой часть прихода и утвари передана в Лазаревский храм. Лазаревская церковь была богато украшена произведениями ростовских мастеров финифти и являлась во второй трети XIX в. крупным центром эмальерного искусства в Ростове, основу которого составляли ученики мастера Якова Ивановича Шапошникова, жившего неподалеку. В 1930-х годах церковь снесена. При изучении ростовской финифти XVIII-XIX вв. основным источником, кроме списков ремесленной управы, остаются церковные исповедные и метрические росписи. И если документы управы дают важную информацию о профессиональной принадлежности, то церковные росписи позволяют определить, кроме основных вех жизни человека, его место проживания и близкое окружение, составляющее приход храма. При помощи этих данных были выявлены два основных центра, к которым принадлежали финифтяных дел мастера первоначального периода истории ростовской финифти. Это – церковь блгв. кн. Бориса и Глеба, где исповедывались мастера Ростовского Архиерейского дома, и церковь Архистратига Михаила, по документам которой определяется круг мастеров, тяготевший к Ростовскому Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю. В начале XIX в. ситуация несколько изменилась – Архиерейский дом переехал в Ярославль, и хотя финифтяных дел мастера остались в Ростове, роль церкви Бориса и Глеба, как центра, вокруг которого концентрировались мастера, оказалась сниженной. Но возник другой центр – церковь Воскресения Лазаря, где организующей силой был уже не заказ, а, как мы предполагаем, деятельность мастера – маэстро и его учеников. Рассмотрению данного вопроса – на основе анализа источников и памятников, связанных с церковью Воскресения Лазаря, и посвящена настоящая работа.

http://sobory.ru/article/?object=43120

Скачать epub pdf Библеисты Амфилохий (Казанский-Сергиевский Павел Иванович) (1818–1893) Преосвященный Амфилохий (в мире Павел Иванович Казанский-Сергиевский) родился 20 июня 1818 года в селе Любицы Малоярославецкого уезда Калужской губернии в семье священника. В 1829 году поступил в Боровское Духовное училище, из которого в 1834 году перешел в Калужскую Духовную семинарию. В 1840 году Павел Иванович окончил с отличием курс и в том же году поступил в Московскую Духовную Академию. По документам Академии он числился Казанским, в дальнейшем ему была присвоена фамилия Сергиевский. В ноябре 1842 года Павел Иванович принял монашеский постриг с именем Амфилохий. По окончании курса в 1844 году иеромонах Амфилохий был назначен смотрителем Суздальского Духовного училища, где преподавал также греческий язык, географию и нотное пение. В 1852 году он был возведен в сан архимандрита и перемещен на должность смотрителя духовных училищ в Ростов и вместе с тем назначен настоятелем Борисоглебского монастыря на реке Устье недалеко от Ростова. В 1856 году архимандрит Амфилохий по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова) был назначен настоятелем Воскресенского ставропигиального Новоиерусалимского монастыря, основанного Патриархом Никоном . Через несколько лет по состоянию здоровья он был переведен в братию Московского Покровского миссионерского монастыря. В 1870 году по ходатайству митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Амфилохий был назначен настоятелем Даниловского монастыря в Москве. 1 мая 1888 года он был хиротонисан во епископа и назначен викарием Ярославской епархии, епископом Угличским. Поселился преосвященный Амфилохий в Ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, где почивают мощи одного из наиболее почитаемых святых – святителя Димитрия Ростовского . Первый печатный труд преосвященного Амфилохия, академическое курсовое сочинение «О трех обетах монашества: девстве, нестяжании, послушании», был издан в 1845 году. Пребывание в Новоиерусалимском монастыре, славившимся своей библиотекой, определило направление деятельности преосвященного Амфилохия как ученого. Живя в Москве, он занимался изучением и изданием древнеславянских и греческих рукописей, хранившихся в Синодальной библиотеке и в Румянцевском музее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Р. Руди Источники жития Димитрия Ростовского 739 M.A. Федотова Мощи святого Димитрия Ростовского были открыты при митрополите Арсении Мацеевиче в 1752 г., но только спустя почти пять лет, в апреле 1757 г., Святейший Синод постановил признать их нетленными и причислил Димитрия Ростовского к лику святых 740 . Почитание же ростовского святителя началось задолго до его канонизации. Об этом может свидетельствовать, например, рукописный сборник упражнений по латинской грамматике ученика Ростовской школы Петра Курохтанского 1703 г. (РГАДА, ф. 381, 1602) 741 . Вторую часть этого сборника составляет «Книга школьных и домашних сочинений, написанных мной, Петром Курохтанским, в школе аналогии в 1703 г.». В конце сборника Курохтанского содержатся «Вирши школьныя» (л. 150−151 об.), свидетельствующие о стихотворном навыке учеников и о прижизненном почитании Димитрия: «Архиерей Димитрий чтити Бога учит,/За то ему бе Бог венец небесный вручит./И подаст ему Бог с небеси честь и славу,/Повелит ему Бог венец тот на главу». Эти вирши 1703 г. сходны со стихами Эпилога драмы «Венец Димитрию», поставленной учениками Ростовской школы 26 октября 1704 г.: «За то венец дадеся ти златокованый/Архиерейский, имже еси увенчанны./Будеши потом увенчан венцем вечносластным,/Яко же и твой ангел дванадцаточастным» 742 . Отметим также, что своё надгробное слово Димитрию Ростовскому Стефан Яворский заключил словами: «Свят Димитрий, свят!» Первые настоятельные требования Святейшего Синода к Арсению Мацеевичу написать Житие Димитрия Ростовского и начало работы над ним относятся ко времени открытия мощей святителя, т. е. к 1752 г., но ещё до его официальной канонизации. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского . Одна, 1756 г., связана с именем Амвросия Каменского, епископа Переяславского и Дмитровского, другая – с настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря Лукой (создана между 1759 и 1763 гг.). Кроме того, были написаны две полные редакции – редакция Арсения Мацеевича (1757−1758) и Синодальная редакция (1784), написанная Я.А. Татищевым 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Церковь Иакова Ростовского. Карта и ближайшие объекты «Храм во имя св. Иакова украшен великолепным иконостасом и росписан стенным письмом по золоту. Иконостас снизу до верху пышет золотом; колонны обвиты виноградными лозами с кистями. Иконы в иконостасе живописныя и отличаются изяществом отделки. Стенопись храма академическаго стиля. В художественном отношении картины представляюсь большое разнообразие и богатство в группах, выразительность фигур, изящный вкус и строгую отчетливость. На полукруглом пространном плафоне церкви изображена Божия Матерь седящею на престоле; лику Ея предстоят небесныя Силы, кругом обстоят сонмы Праотцев, Пророков, Апостолов, Мучеников, Святых и Преподобных. На верху сей картины начертана золотыми буквами по голубому полю надпись: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь; на другом плафоне, в алтаре, над престолом, представлен Триипостасный Бог, окруженный чипами Ангельскими. За престолом, ниже сего плафона, на стене алтаря изображена Тайная Вечеря. В арке, отделяющей трапезу от главной церкви, помещены на левой стороне келейная, родовая Архимандрита Иннокентия, икона Тихвинской Божией Матери с серебряным венцом; на правой, – келейная наместника Флавиана – икона Спасителя, молящагося в Гефсиманском саду. Иконы эти помещены здесь, как памятники создателей храма сего. На плафоне трапезы поражает взор молящагося величественное изображение Страшнаго Суда. Стены украшены изображениями Святителей: Иакова, Димитрия и Самого Начальника и Совершителя спасения Иисуса Христа, таковы: 1) несение креста Господом на Голгофу; 2) св. Димитрий, стоящей в келлии на молитве, с воздетыми горе руками пред Распятием; 3) проповедующий с амвона Слово Божие к народу в Архиерейском облачении; 4) изображение обретения чудотворных мощей его; 5) св. Иаков, плывущий озером на своей мантии, и 6) суд его над женою-грешницею. Означенныя изображения и местныя иконы писал крестьянин Владимирской губернии Шуйскаго уезда, села Тейкова, вотчины Гофмаршала Олсуфьева, Тимофей Медведев. В главной церкви висит большое медное посеребреное паникадило в виде чаши, и другое, небольшое в трапезе.

http://sobory.ru/article/?object=05809

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1777 и 1779. Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44 Координаты: 57.174458, 39.393582 Проезд:На территории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты За Дмитриевским собором встроена в стену надвратная колокольня, построенная в 1777-1779 годах. «Колокольня состоит трех ярусов четырехугольной формы; в нижнем ярусе устроены святыя ворота и обставлены колоннами; в третьем ярусе повешены колокола, а пол куполом сделаны боевыя часы. Купол зеленою краскою, крест и под ним яблоко вызолочены. На колокольне 15-ть разной величины колоколов, из коих замечателен древний колокол весом в 71 пуд, поступивший в 1765 г. из Спасскаго монастыря, что на Песках; другой, весом в 4 пуда, хранится в монастыре; из надписи вокруг его видно, что этот колокол прислан в 1652 году царем Алексеем Михайловичем на поминовение по Святейшем Патриархе Иосифе». Из книги: Селецкий Д.С. Описание Ростовскаго Ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на Песках. СПб., 1849. С. 32 В 1869 г., во времена настоятельства архимандрита Иллариона, в составе монастырского колокольного набора появился новый большой колокол весом в 770 пудов. Он был отлит в Москве, на заводе Дмитрия Николаевича Самгина. Его стоимость составила более 12 тысяч рублей, из которых третья часть была заплачена из монастырской казны, а две трети – внесены благотворителями монастыря. Новый колокол оказался в два с половиной раза тяжелее своего предшественника, оставшегося при нем вторым. Перед его подъемом балки колокольни предусмотрительно укрепили. Д.Н. Самгин рекомендовал «для лучшего звона» повесить колокол в верхнем пролете колокольни, опасаясь, что в нижнем пролете «звук оного может уменьшиться», однако монастырское начальство благоразумно решило разместить его в более надежном нижнем ярусе колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=44370

Архив Пн В день обретения мощей свт. Димитрия Ростовского Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Яковлевском монастыре Ростова Великого 4 октября 2009 г. 14:15 4 октября 2009 года, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Ростов Великий и возглавил здесь торжества, посвященные святителю Димитрию, 300-летие со дня преставления которого будет отмечаться 10 ноября сего года. В Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского  монастыря в Ростове, где покоятся честные мощи святителя Димитрия, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; архиепископ Вышгородский Павел , наместник Киево-Печерской лавры ;  архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл ; епископ Бакинский и Прикаспйский Александр ; епископ Читинский и Забайкальский Евстафий ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель административного секретариата Московской Патриархии. Богослужение посетили губернатор Ярославской области С.А. Вахруков, председатель областной думы В.В. Рогоцкий, главный федеральный инспектор А.С. Киселев, глава Ростовского района, герой России В.И. Токарев, глава администрации города Ростова Великого С.М. Румянцев. За Божественной литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил иерейскую хиротонию диакона Николая Солодова, клирика Покровского храма Московской духовной академии и семинарии . По окончании Литургии был совершен молебен у раки с мощами святителя Димитрия. Затем архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл обратился с приветственным словом к Святейшему Патриарху Кириллу, поблагодарил Предстоятеля за посещение Ростова и совершение богослужения в этот праздничный день и преподнес в дар Его Святейшеству образ святителя Димитрия, написанный современными ростовскими мастерами.

http://patriarchia.ru/db/text/804539.htm...

Arhiva Componena Comisiei Patriarhului în problemele de cultur fizic i sport 24 decembrie 2015 22:10 Документ утвержден решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года ( журнал 107 ). Список членов Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта 1. епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; 2. епископ Егорьевский Тихон, наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре; 3. Легойда В.Р., председатель Синодального информационного отдела; 4. архимандрит Сильвестр (Лукашенко), духовник Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Ярославской епархии; 5. игумен Филипп (Моисеев), руководитель Молодежного отдела Астанайской епархии; 6. протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее, духовник Олимпийской сборной России; 7. протоиерей Димитрий Болтрукевич, директор Учебного центра «Пересвет» при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; 8. протоиерей Серафим Мунтяну, руководитель Митрополичьей футбольной команды Православной Церкви Молдовы; 9. протоиерей Александр Ширитон, председатель Синодального паломнического отдела Белорусского Экзархата; 10. священник Сергий Акимов, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Балыкинская» г. Нелидово Тверской епархии; 11. священник Сергий Поперечный, настоятель храма святого пророка Илии в селе Барково Московской областной епархии; 12. священник Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы; 13. священник Василий Лях, настоятель Введенского храма г. Болхова; 14. священник Даниил Зубов, клирик храма святителя Николая на Трех Горах г. Москвы; 15. священник Роман Яковлев, клирик Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, председатель Совета Фонда поддержки и духовно-нравственного развития молодежи; 16. Алексеев В.В., исполнительный директор ООД «Всероссийское объединение болельщиков» (по согласованию);

http://patriarchia.ru/md/db/text/4305292...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010