Верующие Ярославской земли собрались у Успенского собора, чтобы встретить своего нового Владыку. «Я чувствовал, что Ярославль примет меня тепло, с молитвой и радостью», сказал архиепископ Пантелеимон (Долганов) по прибытии в епархию. 10 августа, в день памяти Смоленской иконы Божией Матери Архиепископ Ярославский и Ростовский ПАНТЕЛЕИМОН прибыл на древнюю Ярославскую кафедру. Викарий Ярославской епархии епископ Рыбинский ВЕНИАМИН, духовенство епархии, заместитель губернатора Ярославской области С.В. Березкин, представители Администрации Ярославской области, ярославское казачество и многочисленные миряне встретили Святителя на границе Ярославской епархии в храме Святаго Духа, в селе Новом Переславского района. Далее Его Высокопреосвященство проследовал в Никольский монастырь города Переславль-Залесского, где приложился ко святыням: древнему Корсунскому кресту и многочисленным мощам Святых находящихся в храме. Владыка благословил игуменью монастыря Евстолию с сестрами и ктитора  Никольской обители, строителя Свято-Успенского кафедрального собора города Ярославля Виктора Ивановича Тырышкина, тепло поблагодарив его за многие благие труды на Ярославской земле и выразил надежду на его дальнейшее попечение о ставшей ему родной Ярославской земле. Далее Управляющий Ярославской епархией прибыл в Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, где поклонился мощам Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, которого он особо почитает. Святитель Димитрий является Небесным покровителем города Ростова–на-Дону, где в течении 16 лет совершал свое служение Высокопреосвященнейший ПАНТЕЛЕИМОН. Следующее место встречи  Владыки был уже город Ярославль, где духовенство епархии и прихожане встречали своего дорогого Архипастыря. После торжественной встречи Владыка ПАНТЕЛЕИМОН возглавил молебеное пение, в котором вместе с сонмом собравшегося духовенства и мирян молился ко Святым Угодникам земли Ярославской о ниспослании благодатной помощи на новом месте своего служения. По окончании Владыка преподал собравшимся свое архипастырское благословение и обратился к присутствующим со словами приветствия и благодарности за теплую встречу на Ярославской земле:

http://pravmir.ru/yaroslavskaya-zemlya-v...

Им стал митрополит Вологодский и Кирилловский Савва 20 ноября. ПРАВМИР. Священный Синод Русской Православной Церкви на сегодняшнем заседании поручил временное управление Великоустюжской епархией митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Савве ( журнал 92 ). Савва, митрополит Вологодский и Кирилловский (Михеев Александр Евгеньевич), родился 10 мая 1980 года в Перми, в семье рабочих. Окончил Московскую духовную семинарию, позже — Московскую духовную академию, а также Рязанский госуниверситет им. С.А. Есенина по специальности «теология» и Общецерковную аспирантуру и докторантуру. Доктор богословия. Работал в Рязанском духовном училище преподавателем литургики и гомилетики, старшим помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной работе. 27 ноября 2001 года в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона, 4 декабря в сан иеромонаха. С 2005 года нес послушание келейника митрополита Симона (Новикова). Одновременно исполнял различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря. С 2007 года работал в Ярославской духовной семинарии: помощником проректора по воспитательной работе, проректором по учебной и воспитательной работе, первым проректором. В 2009 году возведен в сан игумена, назначен помощником благочинного Ростовского района и настоятелем Вознесенско-Благовещенского храма Ярославля, затем стал наместником Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. В 2010 году определен на должность благочинного храмов Гаврилов-Ямского района. В 2011 году назначен наместником Новоспасского ставропигиального монастыря Москвы. В том же году избран епископом Воскресенским, викарием Московской епархии. 28 июня 2011 года возведен в сан архимандрита, 10 июля наречен во епископа. С 2011 года окормлял приходские храмы на территории Юго-Восточного административного округа Москвы (Петропавловское благочиние). В 2011-2018 годах был управляющим Юго-Восточным викариатством и викариатством Новых территорий Москвы.

http://pravmir.ru/sinod-naznachil-vremen...

Львы. Церковь Петра митрополита Московского. Карта и ближайшие объекты Мотив того, почему жители села Львы посвятили свой храм имени московского святителя, остается неизвестным. Можно предположить, что сказалось расположение села на московской дороге, а это обстоятельство, как кажется, и сейчас имеет значение в экономике села. Поэтому необходимо вспомнить и помянуть доброго и инициативного крестьянина села Львы Авраамия Васильевича Маркова, который собрал деньги и организовал в 1807 году строительство этого храма. Даже сейчас, спустя два столетия, вызывают уважение его подвиг и дело. Есть в окрестностях Ростова названия сёл, смысл которых тёмен и неясен: Шурскол, Пужбол, Деболы (Деболовское). А есть, чистые прозрачные имена, смысл которых не вызывает сомнений: Перевоз (Никола-Перевоз), Угодное (Угодичи), Поречье, Песочное (Песошня). Эти сёла стоят недалеко от озера, и одним из таких сёл, вероятно, заселённых первыми русскими поселенцами, является ростовское село Львы. Это село раньше носило также ясное название «Лов» и означало это слово любимое, а порой и необходимое, занятие ростовцев – охоту. Сравните в Библии: «Ныне убо возми орудие твое, тул же и лук, и изыди на поле, и улови ми лов» (Быт. 27, 3). В житии преподобного Авраамия: «Бысть же обычай князем на поле ездити, лов деюще по вся дни». Также в житии Петра, царевича Ордынского: «царскыа своеа не преставая утехы, бе выездяй при езере ростовстем, птицами ловя. Единому же ему при езере ловящу, по обыщней молитве усну». Место лова или охоты неудобно называть в единственном числе, и поэтому и село и место вокруг него часто называли «Ловы». Но даже в единственном числе название села, благодаря окающему выговору (особенно для непривычных людей) звучало «Лёв». Звук этот есть, а вот буква, его обозначающая не прижилась в русском обиходе. В Ростовском филиале государственного архива Ярославской области хранится изданная до революции карта, на которой наше село обозначено как «Лев», и как кажется, благородный царь зверей здесь ни причём. Просто картографы употребили название села в единственном числе, да ещё заменили необходимую здесь букву «ё» на «е». Так и родилось село Лев, а по старой традиции – Львы. Впрочем, когда едешь по дороге, чего только не подумаешь, особенно когда видишь указатель «Зверинец»! Как любой русский храм села Львы делится на две половины, летнюю и зимнюю. Летняя часть, хоть и считается главной, но не действует в наше время. А вот, в маленькой зимней части проходят богослужения. Здесь есть алтарь, посвящённый святителям и чудотворцем Московским, соборное празднование которых проводится сегодня. Значит во Львах сегодня – престольный праздник. Как видно всем, церковь прекрасно отремонтирована, и сейчас, после небольшого перерыва здесь возобновлены богослужения. Храм села Львы приписан к Ростовскому Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю и регулярные богослужения здесь совершает насельник этой обители иеромонах Сергий (Губин).

http://sobory.ru/article/?object=01951

Празднование Собора Ростово-Ярославских святых состоялось в Ростове Великом 7 июня 2018 г. 11:22 5 июня 2018 года, в день празднования Собора Ростово-Ярославских святых и памяти святителя Леонтия Ростовского, в Успенском соборе Ростовского кремля была отслужена Божественная литургия, которую совершили митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон , епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин , епископ Переславский и Угличский Феодор в сослужении клириков Ярославской , Рыбинской и Переславской епархий Ярославской митрополии . В приделе собора под спудом хранятся святые мощи святителя Леонтия Ростовского, первого святителя древнего города. В основной части храма под спудом покоятся мощи святителей Исаии, Игнатия и Феодора и благоверного князя Василия (Василько). За Литургией молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк) с сестрами обители, настоятельница женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова Великого игумения Афанасия (Силкина). Гостями праздника стали глава Ростовского муниципального района А.Д. Константинов и глава администрации г. Ростова Великого А.В. Лось. По завершении Литургии от Успенского собора по улицам города прошел крестный ход, который возглавили архипастыри Ярославской митрополии. Вместе со священнослужителями и паломниками крестным ходом шествовали игумении монастырей митрополии, семинаристы, воспитанницы регентского отделения при семинарии, учащиеся православных гимназий, паломники. Первая остановка состоялась у поклонного креста на берегу озера Неро. Крест был установлен в 2015 году, накануне празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Крестный ход завершился в Спасо-Яковлевской обители, где каждый участник праздничного шествия мог приложиться к мощам святителя Димитрия Ростовского. В тот же день начался многодневный крестный ход по Ярославской митрополии с Казанской иконой Божией Матери. За 21 день пути верующие вместе с иконой пройдут от Ярославля до Рыбинска и обратно.

http://patriarchia.ru/db/text/5215856.ht...

ЦВ 19 (416) октябрь 2009 /  12 октября 2009 г. Святейший Патриарх посетил Ростов Великий В этом году Русской Православной Церковью отмечается 300-летие со дня преставления святителя Димитрия Ростовского — великого проповедника и церковного писателя, борца с расколами и ересями, составителя знаменитых сборников житий святых «Четьи-Минеи». На празднование обретения мощей святителя Димитрия в Ростов прибыл Святейший Патриарх Кирилл. 4 октября у Ростовского кремля Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, духовенство епархии, а также губернатор Ярославской области С.А. Вахруков. Святейший Патриарх направился в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, где покоятся честные мощи святителя Димитрия. В монастырском храме Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. За богослужением Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Николая Солодова, клирика Покровского храма Московской духовной академии и семинарии. По окончании Литургии был совершен молебен у раки с мощами святителя Димитрия. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. «Святитель Димитрий жил в то время, когда страна наша проходила через очень крутой поворот в своем историческом развитии. Это было время петровских реформ, время непростое для Церкви, время очень трудное для народа. И как важно было тогда, чтобы Православная Церковь, даже лишенная своего канонического и законного Предстоятеля в лице Патриарха, продолжала оставаться голосом совести своего народа, учительной силой. И святитель Димитрий Ростовский, соединивший в себе силу духа киево-печерского подвижника с просвещением и образованием, присущим его веку, внес огромный вклад в духовную жизнь нашего Отечества. Его устные проповеди и его письменные творения сегодня воспринимаются церковным преданием как святоотеческая письменность, потому что влияние святителя Димитрия было так велико и так сильно, что оно действительно осуществляло перемены в сердцах людей, сохраняло Церковь нашу в единстве, в благочестии, в ревностном служении Господу, а народ наш — в глубокой вере. Конечно, в первую очередь пламенные слова святителя Димитрия слышали жители Ростова Великого. Но через его письменные творения не только вся Русская Церковь познакомилась с тем, что он говорил и чему учил, но и весь православный мир», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/reports/svyatejshij_...

Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь был основан в 1389 г. святителем Иаковом, Ростовским епископом. Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов. Содержание История [ править править код ] История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому , монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Основан святителем Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Святитель Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г. Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

В Ярославской епархии прошли торжества, посвященные 400-летию основания Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря 1 сентября 2015 г. 12:11 29 августа 2015 года в Ярославской епархии прошли торжества, посвященные 400-летию основания Кирилло-Афанасиевского мужского монастыря. Праздник начался с молебна в Преображенском храме бывшего Спасо-Преображенского монастыря г. Ярославля, ныне являющегося государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Богослужение совершил епископ Рыбинский и Угличский Вениамин в сослужении духовенства Ярославской и Рыбинской епархий Ярославской митрополии . После молебна состоялся крестный ход с иконой Спаса Нерукотворного от Спасо-Преображенского к Кирилло-Афанасиевскому монастырю. Торжества продолжились Божественной литургией в Спасо-Пробоинском храме Кирилло-Афанасиевского монастыря Богослужение возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Рыбинский и Угличский Вениамин , секретарь Ярославской епархии и настоятель храма великомученицы Параскевы Пятницы архимандрит Адриан (Денисов), настоятель Никитского мужского монастыря г. Переславля-Залесского архимандрит Димитрий (Храмцов), наместник Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова Великого игумен Августин (Неводничек), настоятель Кирилло-Афанасиевского монастыря и руководитель отдела социального служения и благотворительности Ярославской епархии игумен Феодор (Казанов), благочинный приходов Ярославского округа иерей Александр Пчелкин, первый проректор Ярославской духовной семинарии и настоятель Вознесенско-Благовещенского храма г. Ярославля иеромонах Агафангел (Шкуранков), настоятель храма пророка Божия Илии с. Кузнечиха иеромонах Антоний (Инюшин), настоятель храма Димитрия Солунского г. Ярославля протоиерей Олег Косолапов, клирики храмов Ярославской и Рыбинской епархий. За богослужением молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), настоятельница Казанского женского монастыря игумения Екатерина (Гаева), насельницы обителей, начальник Ярославской таможни полковник таможенной службы В.Н. Морозов, благотворители Кирилло-Афанасиевского монастыря, многочисленные прихожане и паломники.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре 4 октября 2009 г. 23:23 4 октября, в день отдания праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и обретения мощей свт. Димитрия, митрополита Ростовского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Димитриевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем замечательный юбилей 300-летие со дня кончины святителя Димитрия Ростовского, великого угодника Божия, прославившегося чудесами. Перед его мощами многие получали и получают исцеления. Святитель Димитрий жил в то время, когда страна наша проходила через очень крутой поворот в своем историческом развитии. Это было время петровских реформ, время непростое для Церкви, время очень трудное для народа. И как важно было тогда, чтобы Православная Церковь, даже лишенная своего канонического и законного Предстоятеля в лице Патриарха, продолжала оставаться голосом совести своего народа, учительной силой. И святитель Димитрий Ростовский, соединивший в себе силу духа киево-печерского подвижника с просвещением и образованием, присущим его веку, внес огромный вклад в духовную жизнь нашего Отечества. Его устные проповеди и его письменные творения сегодня воспринимаются церковным преданием как святоотеческая письменность, потому что влияние святителя Димитрия было так велико и так сильно, что оно действительно осуществляло перемены в сердцах людей, сохраняло Церковь нашу в единстве, в благочестии, в ревностном служении Господу, а народ наш в глубокой вере. Конечно, в первую очередь пламенные слова святителя Димитрия слышали жители Ростова Великого, этого края. Но через его письменные творения не только вся Русская Церковь познакомилась с тем, что он говорил и чему учил, но и весь православный мир. Сегодня страна наша проходит через крутой поворот в своей истории, и для Церкви это времена непростые. Наше время воспринимается как время особой ответственности. От того, что удастся совершить нынешнему поколению людей, во многом будет зависеть и лицо страны, и лицо Церкви. Вот почему так необходимо сегодня, как и во времена святителя Димитрия Ростовского, прислушиваться к тому, что Бог вещает людям своим. Это слово Божие мы читаем дома, открывая Евангелие, мы слышим в храме, это слово является основой церковной проповеди. И как важно, чтобы это слово сегодня было  воспринято и умом и сердцем человеческим.

http://patriarchia.ru/db/text/804585.htm...

В Москве пройдет выставка, посвященная 300-летию со дня кончины Димитрия Ростовского Москва, 15 сентября 2005 г . По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия в Москве состоится выставка " Православия ревнитель и раскола искоренитель " , посвященная приближающейся дате – 300-летию со дня блаженной кончины святителя Димитрия, митрополита Ростовского, сообщает пресс-служба Межвузовской ассоциации «Покров». В ряду видных деятелей государства Российского XVII века святитель Димитрий Ростовский занимает особое место. Истинный служитель и защитник Церкви Православной, блистательный проповедник, прекрасный организатор, педагог, драматург, поэт. Святитель сделал очень много для единения Церкви, борьбой с раскольниками. Его имя известн6о всей России, всем православным людям, как составителя труда огромной важности – житий святых. Имя святого Димитрия неразрывно связано со Спасо-Яковлевским мужским монастырем города Ростова Великого Ярославской области, впоследствии к названию обители было добавлено имя Димитрия, митрополита Ростовского. Здесь же находятся, по завещанию сего великого мужа, и его честные чудотворные мощи. О жизни, деяниях, трудах святителя Димитрия, об истории, архитектуре, реставрации, традициях, о дне нынешнем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря рассказывает данная выставка. Дата проведения – 29 сентября - 9 октября 2005 года. Место проведения – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Адрес: город Москва, улица Делегатская, дом 3, на территории старинной городской усадьбы. Организаторы: - Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь Ярославской епархии город Ростов Великий. - Государственный музей-заповедник " Ростовский Кремль " . - Государственный научно исследовательский институт реставрации. - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. Выставка проводится при поддержке: - благотворительного фонда " Возрождение православных святынь Руси " . - Торговый дом " Димитриевский " . Открытие выставки состоится 29 сентября 2005 года. Начало в 18:00.

http://pravoslavie.ru/14539.html

Ростов. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:между приблизительно 1748 и 1757. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Ростов, улица Добролюбова Координаты: 57.174772, 39.394041 Изменить описание объекта Церковь [Михаила Архангела] на месте убиения свят. Леонтия. Вид с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов ВеликийАвтор:С. М. Прокудин-Горский (отреставрировано братьями Ходаковскими Константином и Владимиром Александр Качалин 1 января 1911 Карта и ближайшие объекты Ростовская приходская церковь св. Архистртатига Божия Михаила стояла неподалеку от восточных стен Спасо-Яковлевского монастыря. В начале 1930-х гг. церковь уничтожена до полного основания и разобрана на кирпичи. В прошении, поданном в декабре 1748 г. на имя Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского, игуменом Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Савватием, обозначена просьба о разрешении строительства храма св. Архистртатига Божия Михаила. Очевидно, основные работы по сооружению Архангельской церкви завершились к 1756 г., но полностью она была закончена в 1757 г., и с юридической точки зрения ее заказчиком являлся Ростовский Яковлевский монастырь. За время возведения храма сменилось пять настоятелей данной обители. Начиналось строительство, видимо, еще при игумене Савватии (1740-1750), продолжалось при игуменах Серапионе (1750-1753), Гаврииле (1753), Киприане (1754-1757) и закончилось при игумене Иларионе (1757-1761). Возможно, каждый из них, а также митрополит Арсений Мацеевич оказали влияние на формирование архитектурно-художественного облика церкви. Согласно сообщениям в литературе, в 1794 г. к Архангельскому храму был пристроен придел во имя ростовских святителей Леонтия, Иакова и Димитрия, что как будто подтверждается сохранившейся подлинной храмозданной грамотой, выданной Арсением, архиепископом Ростовским и Ярославским, священнику указанной церкви Федору и церковному старосте купцу Ивану Шапошникову 10 сентября 1794 г. В грамоте, в частности, говорится: «Благочинному города Ростова соборной церкви ключарю иерею Владимиру при той настоящей Архангельской заложить оную предельную церковь». Из чего, казалось бы, следует, что данный придел начали строить после 10 сентября 1794 г. К середине 1870-х годов Архангельская церковь изрядно обветшала. «Алтарь холодного ее отделения клонился к разрушению; позолота на иконостасе потемнела, равно как и живопись внутри храма тоже очень состарилась. В теплом приделе до того было черно, что нельзя было рассмотреть сделанных живописных изображений, и не было возможности отличить святых одного от другого».

http://sobory.ru/article/?object=43140

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010