Лит.: Описание ростовского ставропигиального первокл. Спасо-Яковлевского Димитриева мон-ря и приписного к нему Спасского, что на Песках. СПб., 1849. С. 83; Попов А., прот. К биографии преосв. Иринея, еп. Вологодского и Устюжского: Кончина, вынос тела и погребение преосв. Иринея: (Совр. описание)//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 12. С. 439-443; Суворов Н. И. Описание Вологодского кафедр. Софийского собора. М., 1863. С. 70-71; он же. Ист. сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1867. 1. С. 15-22; 3. С. 79-87; 4. С. 103-109; он же. Мат-лы для истории Вологодской семинарии//Там же. 1870. 16. С. 566-575; 17. С. 598-608; он же. Неск. сведений о бывш. Великоустюжской семинарии и совр. ей малых духовных уч-щах...//Там же. 1887. 16. С. 283-290; 17. С. 309-313; 18. С. 315-320; 19. С. 328-334; 20. С. 343-349; 22. С. 367-372; 23. С. 389-396 (отд. изд.: Вологда, 1887. С. 3-16); он же. Вологодский архиерейский дом. Вологда, 1898; Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина, им самим написанная/Публ.: А. П. Стороженко, Л. Н. Антропов//РС. 1971. Т. 3. Март. С. 254; Пимен (Благово), архим. Ист. очерк Николаевского Угрешского общежит. муж. мон-ря. М., 1872. С. 105; Путеводитель по Вологде с указанием на ее церковные древности и святыни и др. достопримечательности. Вологда, 1872; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 г.: Дневник. СПб., 1886. С. 150, 165, 184, 212; Сырохонов И. П., прот. Письма к Могилевскому еп. Анастасию (Братановичу)//РА. 1904. Кн. 2. 8. С. 598; Из истории Вологодской ДС//Вологодские ЕВ. Приб. 1908. 20. С. 462-469; Лукомский Г. К. Вологда в ее старине. СПб., 1914. C. 224-226; Скворцов Н. А., прот. Архив Московской Св. Синода конторы: Мат-лы по Москве и Московской епархии за XVIII в. М., 1914. Вып. 2; Бриленков А., свящ. Вологодская епархия от основания епархии до 1918 г.: Дис./МДА. Загорск, 1967. С. 165-167. Ркп.; Андрушко В. О. akaдeмiя в iмehax: XVII-XVIII ст. К., 2001. С. 86-87; Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времени реформы Петра. СПб., 2003. С. 670.

http://pravenc.ru/text/674003.html

Наталия 13 января 2021, 03:09 12 января 2021 года в 85 лет от коронавируса отошёл ко Господу Митрополит ФИЛАРЕТ (Вахромеев), почётный Патриарший экзарх всея Белоруссии. 12 января 2021 года в 82 года от коронавируса отошел ко Господу Протоиерей НИКОЛАЙ Беляев, старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря. Санкт-Петербург. Наталия 12 января 2021, 11:47 8 января 2021 года в 84 года отошла ко Господу сестра милосердия храма Святой Троицы г. Осинники Галина Михайловна Куликова. Новокузнецкая епархия. 10 января 2021 года отошла ко Господу Наталья Александровна Лёвкина. Руководитель Воскресной школы при Спасо-Яковлевском Димитриевом мужском монастыре г.Ростова. Наталия 12 января 2021, 11:17 6 января 2021 года после продолжительной болезни отошла ко Господу Матушка ТАТИАНА - супруга Дьякона ЕВГЕНИЯ Колчанова, клирика храма св.блгв.Дмитрия Донского города Нижнего Тагила. 10 января 2021 года, на 92 втором году, после продолжительной тяжелой болезни отошел ко Господу насельник Свято-Ильинского мужского монастыря, схиархимандрит Серафим (Курячий). Одесса. 11 января 2021 году на 72-м году жизни отошел ко Господу клирик Нижегородской епархии Протоиерей НИКОЛАЙ Коняшкин. Последним местом его служения стал приход храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Арзамасе. Наталия 10 января 2021, 23:40 Накануне памяти святителя Николая 18 декабря отошел ко Господу еще один сербский подвижник – простой и немногоглаголивый игумен монастыря Моштаница архимандрит Василий Квргич (1945 – 18.12. 2020). Наталия 10 января 2021, 21:38 8 января 2021 года отошла ко Господу мама настоятеля храма в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " священника Алексея Завгороднего - раба Божия ОЛЬГА. г.Воронеж. 31 декабря 2020 года на 84-м году жизни отошел ко Господу известный череповецкий поэт, член союза писателей-краеведов Геннадий Герасимович Мальцев, в творчестве которого значительное место занимает православная тематика. 10 января 2021 года, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, на 75 году жизни скончался клирик Тверской епархии протоиерей АНАТОЛИЙ Волгин, настоятель храма преподобного Амвросия Оптинского в деревне Кувшиново.

http://pravoslavie.ru/133481.html

Переплёт бумажный. 52. О Песни песней. Экзегетическое исследование. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 40 листах. Переплёт бумажный. 53. Толкование на пророка Даниила Корнилия a lapide. Полуустав XVIII века, в лист, на 426 листах. Перевод с печатного. – Переплёт кожаный. 54. Слово, сочинённое и собственноручно писанное святителем Димитрием митрополитом, Ростовским чудотворцем, и им сказанное в Московском Большом Успенском соборе в 1708 году, августа 22 дня, в приезд свой из Ростова. Полуустав начала XVIII века, в 4-ку, на 15 листах. Переплёт бумажный. В футляре. 55. Поучения святого Димитрия. Скоропись начала XVIII века, в 4-ку, на 451 листе. Автограф. Писана в Ростове в Архиерейском доме в 1707 году (запись). – Переплёт кожаный. 56. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 128 листах. Всех статей 16. Автограф. – Переплёт кожаный. 57. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 128 листах. Всех поучений 48. Листы 165–182. Житие святого Димитрия Ростовского . – Переплёт кожаный. 58. Поучения святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 349 листах. Всех статей по оглавлению 50; большая часть их переписана бельцом Яковлевым. Рукопись пожертвована в библиотеку монастыря в 1781 году (запись). После завещания в самом конце книги помещено следующее четверостишие: «Зри сие, о человече, и внимай, А смертный час всегда вспоминай; Аще же кто смерти не памятует, Того мука не минует». Переплёт кожаный. 59. Проповеди святителя Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 541 листе. Переписаны бельцом Яковлевым. Переплёт кожаный. 60. Проповеди святого Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 385 листах. Всех статей по оглавлению 50. Пожертвованы угличским крестьянином в монастырскую библиотеку 14 февраля 1886 года. – Переплёт кожаный. 61. Проповеди святителя Димитрия. Скоропись, близкая к полууставу XVIII века, в лист, на 235 листах. Всех поучений около 40. Писаны рукой дьячка ростовской Воскресенской, что на рву, церкви, упразднённой в начале XIX века (запись А.Титова ) 2 . В начале книги помещён диплом святителя Димитрия в русском переводе. – Переплёт кожаный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

С поправками переписчика в тексте. Подробнее об этом летописце говорится в предисловии преосвященного Амфилохия к летописцу святителя Димитрия, недавно вышедшему из печати. – Переплёт бумажный. 31. Летописец келейный святого Димитрия. Полуустав XVIII века, в лист, на 393 листах. Переплёт кожаный. 32. Патерик или о подвижничестве блаженных отцев. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 238 листах. Переплёт бумажный. 33. Житие святого Димитрия, митрополита Ростовского. Полуустав XVIII века, в 4-ку, на 18 листах. Из библиотеки С.Саковнина. – Переплёт бумажный. 34. Жизнь святого Димитрия митрополита, Ростовского чудотворца. Сочинение Александры Зражевской 1849 года. Скоропись XIX века, в 4-ку, на 30 листах. Заглавный лист печатный. – Переплёт бумажный. 35. Жизнь святого чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского и Ярославского, составленная из собственных его дневных записок и писем с некоторыми дополнениями к изданному уже житию сего угодника Божия усерднейшим почитателем великого святителя Д.Приклонским 1845 года. Скоропись XIX века, в лист, на 62 листах. Переплёт сафьянный. 36. Описание о мощах и чудесах святителя Димитрия (числом 301). Чёткий полуустав конца XVIII века, в лист, на 216 листах. Переплёт кожаный. 37. Акафист и чудеса святого Димитрия. Полуустав XIX века, в лист, на 253 листах. Лист 1. Акафист святому Димитрию, сочинённый священником Димитрием. – Лист 23. Описание чудес святого Димитрия, числом 301. – Лист 251. Житие святого Иакова, епископа Ростовского. – Переплёт кожаный. 38. Чудеса иже во святых отца нашего Димитрия митрополита, новоявленного Ростовского чудотворца. Скоропись XVIII века, в лист, на 137 листах. Переплёт кожаный. 39. Другой, точно такой же экземпляр вышеуказанного произведения. 40. Служба, житие и чудеса (числом 69) Гурия и Варсонофия Казанских. Полуустав XVII–XVIII веков, в лист, на 95 листах. С собственноручными поправками святого Димитрия. – Переплёт кожаный. 41. Житие святого Даниила игумена, Переяславского чудотворца, с чудесами (числом 50). Скоропись начала XIX века, в лист, на 100 листах.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище, которое в 2006 г. завершило свою деятельность. Современное состояние [ править править код ] Спасо-Яковлевский Димитриевский мужской монастырь - это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого, необыкновенно красивый православный мужской монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 годы имел статус ставропигии. В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги — о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 года, благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского. Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Монастырь располагает возможностью для приема тех, кто хотел бы побывать здесь и помочь своими трудами возрождающейся обители. Храмы [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Яковлевс...

У подножия раки поставлен образ святителя в серебренной раме итальянской работы, тут же на серебренной тумбе находится также известная надпись, сочиненная Ломоносовым: «Всемогущий непостижимый Бог и пр.» Рака и образ с серебренной рамой сделаны из первого найденного в России серебра, пожертвованного императрицей Елизаветой, и поступили в монастырь уже после ее смерти при Екатерине II, приезжавшей в 1763 году в Ростов для переложения мощей угодника в эту раку. На стене близ раки висит большая, писанная масляными красками, картина, изображающая это переложение мощей. Из прилагаемого здесь снимка с этой картины видно, сама императрица участвовала в обнесении гроба святителя вокруг церкви. В камер-фурьерском журнале 1763 года 9 , между прочим, значится, что 23-го мая, в 7-м часу, государыня приехала в Ростов. Ее встретил архимандрит Богоявленского монастыря Иосиф, а архимандритом Спасо-Ярославского монастыря, Тихоном, говорена речь. Переложение императрицей Екатериной II мощей святителя Дмитрия в раку. С картины Шебуева «25-го мая, в воскресенье, по утру, в 10-м часу, ее и. в. высочайше соизволила шествовать в соборную церковь , где встретили в церковных дверях, со святым крестом, митрополит Новгородский 10 , преосвященные: С. -Петербургский, Сарский и Подольский и архимандрит Свято–Троицкой лавры, и начали молебен. По начатии оного, ее И. В., со кресты и духовной церемонией, следовала пешком в монастырь, где мощи св. Димитрия чудотворца. По прибытии в церковь , св. мощи в гробе были поставлены посреди церкви и начался молебен; п окончании оного те святые мощи несены были вокруг церкви, при чем следовала и ее И. В. По прибытии со святыми мощами в церковь , положены оные в новосделанную серебренную раку; по положению в раку началась Божественная литургия, которую исправляли митрополит Новгородский и преосвященные: С.-Петербургский, Сарский и Подольский, и архимандрит Свято–Троицкой лавры, и другие архимандриты. По окончании литургии архимандритом Спасо-Яковлевского монастыря, Тихоном, говорена проповедь ; по окончании оной начался соборный молебен. После всего производилась пушечная пальба и ее И. В., окончив усердное к Богу и св. угоднику моление, и положение св. мощей в раку, обратно изволила шествовать из монастыря в карете, откуда прибыла пополудни в 1 часу.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

Свт. Димитрий Ростовский. Портрет-парсуна. Нач. XVIII в. (?) (МПИ) Сохранилось довольно подробное описание благодатной кончины святителя. В последний вечер жизни владыка велел позвать певчих и, сидя у натопленной печки, слушал пение составленных им самим кантов: «Иисусе мой Прелюбезный, надежду мою в Бозе полагаю, Ты мой Бог Иисусе, Ты моя радость». Потом он отпустил всех, задержав лишь любимого певчего, ближайшего своего помощника в трудах и переписчика своих сочинений Савву Яковлева. Ему он стал рассказывать о своей юности, годах учебы, о жизни на Украине, об иноческой жизни и молитве, прибавив: «И вы, дети, такожде молитеся». По завершении беседы святитель сказал: «Время и тебе, чадо, отбыти в дом твой». Благословив юношу, владыка поклонился ему почти до земли, благодаря за помощь в переписке сочинений. Тот смутился и заплакал, а святитель еще раз кротко повторил: «Благодарю тя, чадо». Певчий ушел, став последним человеком, видевшим святителя живым. Митрополит же удалился в особую келью, где он обычно совершал молитву. Там на следующее утро, 28 октября (ст. ст.) 1709 года, святителя и нашли бездыханным: он скончался во время молитвы, стоя на коленях. Отпел Димитрия Ростовского его друг — митрополит Стефан Яворский, обещавший ему это. Погребен святитель в его любимом ростовском Спасо-Яковлевском монастыре, значительно перестроенном в XVIII–XIX столетиях, но и поныне остающемся одним из самых благодатных уголков древнего Ростова Ярославского; здесь и сейчас почивают святые мощи этого выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Их обрели нетленными в 1752 году, а вскоре состоялась и общероссийская канонизация святителя. В эпитафии на серебряной раке с мощами, составленной тогда же М. Ломоносовым, были помещены, в частности, такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня». И ниже — ломоносовские стихи в несколько тяжеловесно-возвышенном назидательном стиле, характерном для той эпохи, но, пожалуй, не утратившие своей жизненной актуальности и в наше время:

http://pravoslavie.ru/65607.html

Я не знаю, что тогда повлияло сильнее, — отец Павел с его живыми задушевными словами или этот лик? А, может, все вместе. Но встреча та оказалась для моей жизни своего рода переломом. Я продолжал свою службу, ездил в командировки по Ярославской области, побывал в Даниловском, Некрасовском, Любимском и других районах, — но, чем бы ни занимался, все время возвращался к мысли об отце Павле. Причем мне хотелось съездить к батюшке просто, без каких-то оперативных, меркантильных или иных интересов. Тянуло к нему как магнитом. К тому времени у меня уже была старенькая техника — мотоцикл «Ява». И вот я снаряжался, собирал рюкзак подарков. Хотя, казалось бы, никаких родственных связей там, в никульских краях, у меня нет — кому и что дарить? Но мне хотелось дарить, хотелось быть своим, хотелось быть рядом с отцом Павлом, потому что я ощущал, что еду — домой. И вот я выезжал. До Углича асфальт, дальше — грунтовая дорога. Хотя какая грунтовка, если в распутицу половину дороги ты тащишь мотоцикл на себе? Но уж когда добирался — то это был дом родной. Приезжал, здоровался, и сразу, хлопоча по хозяйству, делал то, что советовала Марья: выносил мусор из сторожки, помойные ведра, приносил чистой воды, дров... Окружающая обстановка умиротворяла (удивляло, к примеру, что по деревьям у сторожки смело бегали белки, даже птицы были непуганными). Очень скоро я стал там своим человеком. «Володька приехал!» — говорят батюшке. «Какой Володька?» — «Да Володька-шофер!» — «А! Наш Володька», — говорит батюшка. А шофером меня звали, потому что я довольно много возил отца Павла. Ездили мы с ним на разных машинах: чаще на «Ниве», бывало, и на грузовике ГАЗ-66 по разным маршрутам — Ярославль, Ростов, Тутаев. Например, на грузовике перевозили в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ростова сохраненные отцом Павлом иконы для иконостаса. Везде в поездках отца Павла сопровождала Марья, охранявшая его покой от всех и вся. И вот, проживешь у него субботу и воскресенье — и возвращаешься домой с огромным зарядом бодрости, жизни, света какого-то. И это несмотря на то, что народа у него было, как в московском метро, — не протолкнуться.

http://pravoslavie.ru/58742.html

Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из системы епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Во второй половине XVIII в. монастырский ансамбль заново отстраивается в камне: на месте деревянных строений возводится ограда с башнями, сооружаются жилые и хозяйственные корпуса, воздвигаются колокольня и новый храм. В конце XVIII столетия был построен новый монастырский собор — огромный и величественный храм свт. Димитрия Ростовского, а в 30-х годах XIX в. — церковь свт. Иакова Ростовского. С середины XIX в. Спасо-Яковлевский монастырь выглядел таким, каким мы можем видеть его сейчас. Высокая ограда с угловыми и надвратными башнями окружает парадный двор. В ряд расположены три храма. Напротив них, также в ряд, — двухэтажные келейные корпуса. По центру восточной стены ограды, над святыми вратами, — колокольня. За линией келейных корпусов — хозяйственный двор, огражденный невысокой стеной, на котором возвышается Спасо-Преображенский храм. Все строения монастыря — каменные, массивные, величественные. В советское время обитель был закрыта. В ее помещениях располагались склады, военные базы, детский сад. Обитель была возвращена Церкви в 1991 году. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлен. Первое после долголетнего перерыва богослужение состоялось в Спасо-Яковлевском монастыре 7 апреля 1991 года. 4 июня 1991 года Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. В конце того же года в обитель из музея были переданы мощи преподобного Авраамия, основателя древнейшего ростовского монастыря — Богоявленского Авраамиева. С 2003 года на территории монастыря находится Ярославское духовное училище. 1 августа 2004 г. в Спасо-Яковлевском монастыре открылся первый в области Православный миссионерский центр. Также при обители действует Православный медицинский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201947...

Весть о кончине горячо любимого пастыря поразила всех. Царица Прасковия Феодоровна уже не застала в живых глубоко уважаемого ею святителя и горько плакала, слушая панихиды по нему. Погребение почившего отложили: его должен был совершить друг святителя, рязанский митрополит Стефан Яворский . Такова была воля покойного: он уговорился с Яворским, что, кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. И целый месяц покоилось в Кремлевской церкви Спаса-на-Сенях тело святителя Димитрия, ожидавшее к погребению запоздавшего друга его. Прибывший из Москвы митрополит Стефан плакал над телом своего почившего друга, и в гробу напоминавшего о своей нестяжательности: его облачили в самое скромное архиерейское одеяние из простой материи, на главе была такая же митра со свв. изображениями; под главою святителя покоились его черновые рукописи, как сам он завещал сделать при своей жизни. Погребение происходило в ростовском соборе, в пятницу 25 ноября, после литургии. Митрополит Стефан сказал надгробное слово, где повторял: «Свят Димитрий, свят»! После погребения тело почившего святителя, при плаче ростовцев, из Кремля было перенесено в Зачатиевский Яковлевский монастырь, согласно воле усопшего: ибо еще первого марта 1702 года, когда, въезжая из Москвы в Ростов на митрополию, св. Димитрий заехал на пути в Яковлевский монастырь, то, поклонившись чудотворным мощам св. Иакова, он обратился к предстоящим и, указав на западный угол церкви, в пророческом духе изрек: «Се, покой мой, зде вселюся в век века!». Почил св. Димитрий Ростовский . Но такой светильник, еще на земле сиявший купно с небожителями, не мог, по благодати, данной ему от Бога, оставаться под спудом, и, по своем блаженном представлении, он скоро был поставлен на свещнице. Сиял соей жизнью и трудами св. Димитрий на земле до своего прославления, сияет прославлением и своими преизобильными чудотворениями сей дивный Угодник Божий и по своем преставлении «во всех странах российской державы». Избранный самим свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010