Наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва: «Закрываться от мира мы не будем» 18 августа 2011 г. 14:00 В 2011 году исполняется 20 лет со дня возрождения Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 21 августа настоятель обители Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит здесь торжественное богослужение. О жизни обители в интервью главному редактору портала  «Православие и мир»  Анне Даниловой рассказавает  наместник Новоспасского монастыря  епископ Воскресенский Савва . — Владыка, объясните название монастыря: Новоспасский… — Изначально монастырь был Спасским. Сейчас в Кремле есть Спасская башня — свидетельство того, что там находился когда-то монастырь. А потом перенесли монастырь — и люди стали говорить «Спас на новом месте». И получился — Новоспасский. — А как в Вашей жизни появился Новоспасский монастырь? — Совершенно случайно: до того как Святейший Патриарх назначил меня наместником монастыря, я ни разу здесь не был, хотя слышал и читал о Новоспасском довольно много. О том, что я назначаюсь наместником, я прочитал в журналах Священного Синода 20 марта 2011 года, хотя и были предварительные согласования. — Как состоялось Ваше первое знакомство с монастырем, каким Вы его увидели? — Весна, пасмурный день, дождь, таял снег, с крыш капает. Дорогая братия меня встретила радостно — всего лишь 22 человека у нас, но было приятно ощущать семейную обстановку в монастыре, мое назначение приняли с чистой и распростертой душой. Впечатлил меня в первую очередь Спасо-Преображенский собор нашей обители и его фрески. Заканчивалась их реставрация при моем предшественнике, ныне архиепископе Костромском и Галичском Алексии . Здесь находится усыпальница бояр Романовых, захоронения от первых бояр Захарьиных до Сергея Александровича Романова, бывшего губернатора Москвы. Утешительным для меня стало и то, что здесь исторически находились два престола: в честь Димитрия Ростовского (а я прибыл сюда из Спасо-Яковлевского Димитрова монастыря Ростова), а также престол в честь преподобного Саввы Освященного, имя которого я удостоен носить.

http://patriarchia.ru/db/text/1599725.ht...

     8 января в Спасо-Яковлевском Дмитриевом мужском монастыре города Ростова Великого состоялось открытие музея «Монастырская ризница». Освящение новой экспозиции совершил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим. Этому событию предшествовала большая подготовка, включавшая и архивные исследования, и подбор будущих экспонатов, и их реставрацию. Все это осуществлялось исключительно силами насельников и сотрудников обители. Рассказывает Мария Рубцова, референт наместника по научной работе. Как зародилась идея создания музея в монастырских стенах? Инициатива создания музея – коллективная. Уже порядка двадцати лет мы в монастыре занимаемся исследованием и популяризацией жизни и трудов святителя Димитрия Ростовского. В итоге накопился обширный научный материал, появился опыт общения с самыми разными категориями слушателей: студентами, школьниками, педагогами. Непосредственным поводом организации музея в стенах монастыря стали две важные даты: 370 лет со дня рождения святителя Димитрия Ростовского и 30-летие возрождения монашеской жизни в обители. Святителю Димитрию отведена половина нового экспозиционного пространства. Что касается второй половины, то там представлено церковное искусство XVIII – XX веков. За три десятилетия из храмов Москвы и других больших городов нам было передано немало икон и предметов церковной утвари, книг, старых киотов, фрагментов резьбы, немного произведений ростовской финифти. Все это собиралось в ризнице. Сотрудница монастыря монахиня Нонна (Боровских) – иконописец и реставратор, с благословения наместника потихоньку эти предметы реставрировала. Отреставрированные иконы стали не просто яркими и нарядными, на них проявились лики святых, которые раньше совсем не были видны. Сейчас эти иконы являются музейными экспонатами наряду с другими примечательными предметами из монастырской ризницы, которых в общей сложности около двухсот. Для нас ценно то, что, в принципе, удалось их сохранить.      Где именно располагается экспозиция? В историческом помещении музея-ризницы, который существовал еще в первой половине XIX века. Храм, где находится это помещение, освящен в 1836 году во имя святителя Иакова Ростовского – основателя нашего монастыря. Чин освящения совершил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Сохранился даже текст его проповеди, произнесенной в день памяти святителя Иакова. Митрополит Филарет и стал первым посетителем музея-ризницы.

http://pravoslavie.ru/143887.html

Архиепископ Волоколамский Иларион поклонился святыням Ярославской земли 22 июня 2009 г. 14:01 16 и 17 июня 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион по приглашению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла побывал в храмах и монастырях древних городов ярославской земли — Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля и Тутаева. 16 июня владыка Иларион в сопровождении архиепископа Кирилла посетил Феодоровский женский монастырь города Переславля, где молился у местночтимой Андрониковской иконы Божией Матери. Затем председатель ОВЦС направился в Даниловский мужской монастырь Переславля, где поклонился мощам преподобного Даниила Переяславского. Затем в обители прошла встреча архиепископа Волоколамского Илариона с духовенством Ярославской епархии , студентами Ярославской духовной семинарии и Теологического факультета Ярославского государственного университета. В этот же день архипастырь посетил Никольский женский монастырь. Осмотрев новопостроенный Никольский храм обители, председатель ОВЦС молился у мощей святого князя Андрея Смоленского, преподобного Корнилия Молчальника и у «Корсунского креста» — главной святыни монастыря, предположительно принесенной в Русские земли святым великим князем Владимиром после его крещения в Херсонесе. После этого иерарх побывал в древнем храме Преображения Господня, где был крещен святой благоверный князь Александр Невский. Свое пребывание в Переславле владыка Иларион завершил посещением Никитского мужского монастыря. Далее председатель ОВЦС посетил Ростов Великий. В этом древнем городе архипастырь молился у святынь ростовского Кремля: в Успенском соборе у мощей святителей Леонтия и Феодора Ростовских, в Спасском и Иоанно-Богословском храмах. Архиепископ Волоколамский Иларион побывал в Спасо-Яковлевском мужском монастыре, где поклонился мощам преподобного Авраамия, святителей Иакова и Димитрия Ростовских, а также к чудотворной иконе Божией Матери, принадлежавшей ростовскому святителю Димитрию.

http://patriarchia.ru/db/text/678101.htm...

Иеромонах Амфилохий Ростовский (1748–1824) Старец Амфилохий (в миру Андрей Яковлевич Порецкий) происходил из священнического рода – его дед был рукоположен в сан священника святителем Димитрием Ростовским , священником был и отец. Сам будущий старец с семнадцати лет служил причетником в храме, позднее был посвящен в стихарь, поставлен в диаконы. Талантливый иконописец, он вместе с другими мастерами поновлял в 1773 году росписи Московского Успенского собора. В 1777 году, овдовев, отец Андрей вступает в братство Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, а в 1779 году принимает монашеский постриг с именем Амфилохий, становится иеромонахом. В разное время отец Амфилохий исполнял в обители послушания уставщика и благочинного, ризничного и духовника. Сорок семь лет он посвятил служению святителю Димитрию, являясь «гробовым» иеромонахом, которому поручалось постоянно находиться при гробе святителя, следить за сохранностью мощей и должным отношением богомольцев к святыне, а также читать монастырский синодик. Дорожа возможностью служить при мощах святителя, старец упорно отказывался от настоятельских мест, которые ему предлагали. Когда отец Амфилохий стал братским духовником, он, кроме исповеди, принимал братию и с откровением постоянных, случавшихся с ними недоумений или искушений, что уже представляло собой отношения старчества. И батюшка не жалел времени на разговор в таких случаях с тем, кто нуждался в немедленной духовной поддержке. Вслед за иноками к отцу Амфилохию стали обращаться и миряне. Многие писали ему. Не только письма и речи старца производили отрезвляющее духовное действие. Даже от взгляда на его просветленное лицо лучше становилось на душе. Отца Амфилохия еще при жизни почитали святым мужем – за его аскетизм, смирение и благочестие. Старца чтил Государь император Александр I и его мать, императрица Мария Феодоровна: приезжая в Ростов, они посещали отца Амфилохия и долго с ним беседовали. Иеромонах Амфилохий скончался 26 мая 1824 года, он был погребен на паперти храма Зачатия святой Анны. Гробница над местом его захоронения сохранилась до наших дней. Духовные наставления

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегодня, в очередную годовщину отшествия ко Господу архимандрита Павла (Груздева) , мы публикуем воспоминания о нем игумена Иоанна (Титова), наместника Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря. Архимандрит Павел (Груздев) В первый раз отца Павла я увидел в 1991 году в Спасо-Яковлевском монастыре. Он приехал на празднование тезоименитства игумена Евстафия 3 октября и на праздник Димитрия Ростовского 4 октября. Тогда я еще был послушником. Каждой встречи с отцом Павлом все ждали с трепетом, потому что отношение было к нему как к рентгену: отец Павел мог видеть ту грязь, которую ты сам не замечаешь. Когда человек болен, с одной стороны, он должен узнать о болезни, чтобы вылечиться, а с другой стороны, страшно узнать. Именно такой страх был и у меня перед отцом Павлом. Когда отец Павел приезжал в монастырь, он по-доброму ко всем относился, старался приободрить, что-то сказать, кого-то потреплет по голове, слово скажет. А меня только благословит и все, да я и сам не шел на сближение. А я был уже одним из помощников отца Евстафия, и такая холодность отца Павла по отношению ко мне не ушла от его внимания. Он мне высказал, что неслучайно отец Павел держит меня на отдалении. Когда я стал иеромонахом, то однажды, в 1993 году, мне необходимо было поехать к отцу Павлу. Беда постигла моего близкого родственника, племянника, он серьезно разбился на мотоцикле, и я поехал в Тутаев к отцу Павлу, чтобы просить его молитв. Отец Павел очень тепло меня встретил, благословил, обнял и спрашивает: — Игумен? — Да нет, отец Павел, какой же я игумен? Он говорит: — Игумен, игумен, — и так по плечу меня еще потрепал. Потом пришли к нему в келью. Я стал рассказывать о цели моего приезда, просить, чтобы он помолился о племяннике. Тут он меня как холодной водой облил: — Пусть помирает. Я говорю: — Отец Павел, он же молодой. Отец Павел молчал минуты две, потом опять по плечу меня потрепал и говорит: — Будет жить Лешка. Скажи, отец Павел за него молится. Мы еще и свадьбу сыграем. Когда я приехал обратно в Яковлевский монастырь и позвонил сестре, то узнал, что на самом деле была серьезная опасность, но сейчас кризис миновал. Слава Богу, все случилось по словам отца Павла: Леша и выжил, и женился.

http://pravoslavie.ru/136677.html

Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Собор Димитрия Ростовского. С. М. Прокудин-Горский. Рака Преподобного Димитрия Ростовского с мощами. [Спасо-Яковлевский монастырь.] 1911 год.Снимок сделан в Димитровском соборе, куда начиная с 1909 г. с 25 мая по 28 октября переносилась рака с мощами св. Димитрия из церкви Зачатия св. Анны. фото с http://prokudin-gorskiy.ru/image.php?ID=2381 Александр Качалин 1 января 1911 Иконостас собора графа Шереметьева. Иконостас Димитриевского собора. Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома " Район Волги " » http://andcvet.narod.ru/H_R.html и http://and110.ucoz.ru/XR/05/PG.html Т. ?? Карта и ближайшие объекты В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор. Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев помимо строительства собора жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским.  Так называемый Шереметевский во имя св. Димитрия, митрополита ростовского, (построен в 1801 г. Н.П. Шереметевым) с 2 приделами: во имя св. Николая чуд. и во имя св. вмч. Димитрия Солунского. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. С середины XVIII в. представители рода Шереметевых являлись почитателями ростовского святителя Димитрия. На протяжении почти двух столетий все поколения этой знатной графской фамилии оказывали благодеяния Спасо-Яковлевскому монастырю, хранящему святые мощи нового российского чудотворца. О взаимоотношениях отдельных представителей рода Шереметевых со Спасо-Яковлевским монастырем написано немало. Достаточно сказать, что ни одно издание не обходится без упоминания их главного пожертвования – сооружения графом Николаем Петровичем Шереметевым нового монастырского собора, посвященного святителю Димитрию.

http://sobory.ru/article/?object=05708

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМФИЛОХИЙ (Яковлев Андрей; 9.10.1748, г. Ростов Ярославской пров. Московской губ.- 26.05. 1824, Спасо-Яковлевский мон-рь, Ростов), иером. Род. в семье священника ростовской Воскресенской ц. Его дед, священник в с. Поречье, был рукоположен свт. Ростовским Димитрием (Туптало) . Племянники А., архим. Иннокентий (1818-1847) и Поликарп (1847-1867), были настоятелями ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря , а родной брат Димитрий - настоятелем неск. мон-рей, скончался в сане игумена ростовского Петровского мон-ря. Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) Иером. Амфилохий (Яковлев). Гравюра А. Афанасьева. 1834 г. (ЦАК МДА) С детства у А. проявились любовь к богослужению и духовной лит-ре, в 8 лет он читал и пел на клиросе. Получив домашнее образование, в 1765 г. был определен причетником ростовской ц. Иоанна Милостивого, в 1766 г. рукоположен во диакона. Обратил на себя внимание Ростовского еп. Афанасия (Вольховского) и был назначен диаконом в ярославскую ц. мц. Параскевы, что на Всполье. В эти же годы А. обучился иконописному мастерству. В 1777 г., овдовев, поступил в Спасо-Яковлевский мон-рь, в 1779 г. принял постриг. В 1780 г. в переславль-залесском на Болоте во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре был рукоположен во иеромонаха, исполнял послушания ризничего и уставщика Яковлевского мон-ря. Введенный А. строгий порядок и благоговейность при совершении богослужения сохранялись вплоть до закрытия обители в 20-х гг. XX в. Более 40 лет служил гробовым монахом у мощей свт. Димитрия Ростовского, проводя в молитве по 12 и более часов в сутки. От долгого стояния А. в последние годы жизни не мог ходить, и его возили в кресле. В течение многих лет был духовником обители. Благочестие, строгость жизни, кроткий нрав и духовная мудрость А. были известны по всей России. Имп. Александр I Павлович в 1818 г. наградил его наперсным крестом с драгоценными камнями с сопровождением личного письма, 25 авг. 1823 г. государь, посетив А., беседовал с ним наедине. К А. приезжали также многие члены царской семьи.

http://pravenc.ru/text/114638.html

Савва, митрополит Вологодский и Кирилловский (Михеев Александр Евгеньевич) Дата рождения: 10 мая 1980 г. Дата хиротонии: 11 июля 2011 г. Дата пострига: 27 ноября 2001 г. День ангела: 18 декабря Страна: Россия Биография: Родился 10 мая 1980 г. в Перми, в семье рабочих. В раннем возрасте переехал вместе с родителями в г. Касимов Рязанской области. В 1997 г. по окончании средней школы поступил в Московскую духовную семинарию . В 2001 г. по окончании МДС был направлен в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона. Назначен преподавателем литургики и гомилетики в Рязанском духовном училище и одновременно секретарем-референтом митрополита Рязанского и Касимовского. 27 ноября 2001 г. в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище митрополитом Рязанским Симоном пострижен в мантию с именем Савва в честь преподобного Саввы Освященного. 2 декабря 2001 г. митрополитом Симоном рукоположен в сан иеродиакона, 4 декабря в сан иеромонаха и назначен старшим помощником проректора по воспитательной работе. В 2002 г. поступил на заочное отделение Московской духовной академии. 17 октября 2002 г. назначен проректором по учебной работе Рязанского духовного училища. 9 декабря 2003 г. зачислен на 2-й курс теологического отделения Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина и назначен преподавателем догматического богословия на теологическом отделении. 15 марта 2005 г. архиепископом Рязанским и Касимовским Павлом почислен за штат с правом перехода в другую епархию, согласно поданному прошению. 15 апреля 2005 г. архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом принят в клир Ярославской епархии . Нес послушание келейника митрополита Симона (Новикова) († 01.09.06), одновременно исполняя различные епархиальные послушания: секретаря архиепископа Ярославского и Ростовского, казначея и благочинного Николо-Бабаевского мужского монастыря. 22 февраля 2007 г. назначен помощником проректора по воспитательной работе Ярославской духовной семинарии. 14 июня 2007 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение на тему «Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь Ярославской епархии (история, архитектура, святыни)».

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198717...

Статистика Димитрий Ростовский, свт. В миру Даниил Саввич Туптало; 1651(1651) — 1709) — епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор. В 1757 году прославлен в лике святых Православной Российской Церковью; память 21 сентября (по юлианскому календарю) и в день Собора Сибирских святых (10 июня). Родился в декабре 1651 года в селе Макарове Киевской губернии. Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями.Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, Польше, Москве, от которых зависела судьба Украины. Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). 10 августа 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Свято-Спасский монастырь в Чернигове. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 23 апреля 1684 года переехал в Киево-Печерскую Лавру где получил послушание составлять жития святых. В 1701 году переезжает в Москву для назначения на Тобольскую кафедру, 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре.По причине болезни Димитрия 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор). За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, расколом и ересями. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого. Статуя святителя Димитрия перед кафедральным собором в Ростове Смерть и погребение Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. В могиле вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений.Над местом погребения установили деревянную гробницу. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/37

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Иаков, Епископ Ростовский (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 нояб. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг. Святитель Иаков был возведен на Ростовскую кафедру в 1386 г. Он отличался ученостью и красноречием и прославился обличением еретика Маркиана, который отрицал святые иконы. После этого Маркиан был вынужден удалиться из города навсегда. Но недолго оставался святитель на своей кафедре. За то, что он спас осужденную на смертную казнь женщину, назначив ей место для покаяния, народ изгнал его из города. Тогда он положил свою мантию на воды озера Неро, перекрестился, стал на нее и отплыл из города. Вышел он за полторы версты от него на берег. Князь и народ, пораженные чудом св. епископа, со слезами молили его о прощении. Святитель простил всех, но вернуться на свою кафедру решительно отказался. Там, где он вышел на берег, он поставил себе келью и стал подвизаться. К нему собрались многие его ревнители, чтившие его иноческие подвиги, и он поставил для них кельи и храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Так создался ростовский Яковлевский монастырь, в котором до последнего времени почивали его святые мощи. Скончался святитель Иаков в 1392 г. В той же обители погребен и святитель Димитрий Ростовский (+ 1709, память его 21 сент.). • На Ростовскую кафедру святитель был поставлен при св. князе Димитрии Донском, • Спасо-Яковлевский монастырь основан святителем в 1389 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437921/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010