Над росписями храма в течение 10 лет работал выпускник петербургской Академии художеств Виктор Васнецов. Масштабы и техническая сложность предприятия потребовали колоссальных усилий, но результат оправдал трудности, тем более что использованная мастером стилизация в народном духе совпала со вкусами Святых Отцов. В настоящее время заметно, что художник не смог достичь широты врубелевского замысла, хотя тогда, на фоне общего упадка религиозной культуры, его работы воспринимались как незаурядное произведение искусства. Под кистью талантливого живописца иконы приобретают особый смысл и являются не только выражением религиозных догм. Васнецов представил их памятниками Киевской Руси, воплотив свое решение с помощью приемов древнего монументального искусства. Значительное место в композициях отведено образам деятелей прошлого: великих князей Игоря, Владимира Святославича, Андрея Боголюбского, летописца Нестора и художника Алимпия. За неимением достоверных изображений мастеру позировали знакомые и родственники, одетые в старинные костюмы и окруженные соответствующим антуражем. Невозможно не отметить точность передачи древней архитектуры, разнообразие характеров и одухотворенность письма. Росписи Васнецова погружали зрителя в поэтичную атмосферу прошлого. Сходство с древними иконами достигнуто стилизацией. Для создания монументальных образов автор увеличил фигуры, немного опустил линию горизонта и не стал увлекаться перспективой. Каждое изображение дополнила надпись в виде старославянской вязи. Стены Владимирского собора покрыты орнаментом, похожим на узоры древних киевских храмов. В причудливом переплетении цветов, веток, фантастических животных выразились декораторские способности Васнецова, его глубокие знания в области орнаментального искусства. Первые акварельные наброски всех композиций были сделаны в Москве. В Киеве выполнялись картоны или эскизы на холсте, доведенные до нужной величины. Кисти Васнецова принадлежит центральная композиция в алтаре, где помещено 10-метровое изображение Богоматери с младенцем. Канонический образ решен свободно и оригинально. Художник вышел за рамки религиозного сюжета, представив героиню в облике безупречно красивой, но все же земной женщины. Залитая сияющим золотым светом Мария идет навстречу судьбе. Ее прекрасное лицо с огромными византийскими глазами озарено внутренним светом. Ласковый и печальный взгляд выражает любовь к ребенку и ко всему человечеству, благодаря чему зритель воспринимает полотно как поэму о любви, не имеющей границ ни во времени, ни в пространстве.

http://sobory.ru/article/?object=01026

Разумеется, когда мы принимаем выражение стоиков относительно того, что голос есть тело слова, мы не должны забывать всего своеобразия этого тела, которое отличается от всякого тела природного настолько же, насколько от него отличается всякое произведение человеческого искусства. Последнее есть воплощение замысла-формы, носителем телесности является здесь именно форма, однако необходимо в чем-либо до того бесформенном (μ ν, πειρον) реализующаяся, облекающаяся в плоть, принимающая, действительно, тело. Форма, присущая известному образу, есть энергия, сила, не материальная, идеальная, однако неразрывная от материи, в ней только сущая, с нею антиномически сопряженная как отрицание, преодоление и утверждение. Это есть идеализованная материя, просветленная формой, причём идеальное самобытное бытие формы осуществляется именно в действии, т. е. воплощаемости, почему и нельзя говорить о бесплотной форме, отвлекаясь от того, что она оформляет. Понятна и относительная независимость формы слова от материи воплощения: оно как будто индифферентно к тому, является ли оно произнесено или написано, или только реализовано воображением, какими-то внутренними, ближе не определимыми артикуляциями; оно остается себе верно и тождественно при всех этих перевоплощениях. Однако, как и всякая форма, слово имеет и свою собственную материю, в которую оно полно и естественно воплощается. её оно для себя избирает и ею избирается, для нее оно до известной степени и создается, так что для остальных воплощений она насилуется, является для них не собственной, а переносной (в этом смысле симфония Бетховена написана для оркестра, Венера Милосская изваяна из мрамора, а Собор Парижской Богоматери иссечен из камня, и поэтому ни фортепьянное переложение, ни эстамп и гравюры не могут заменить подлинника, хотя бесспорно, и передают их форму, однако без её силы и полнозвучности, без полноты её резонаторов). Человеческое слово есть, прежде всего, и по преимуществу звуковое слово, реализуемое органами речи. Здесь оно рождается, здесь живет в своей полноте, и все иные формы слова могут быть поняты как надстройки, повторения, копии, произведения этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Например, у Трисмегиста: «Несозданна естества божественна рождения, не имеет ни начала ни конца». У Анахаренса: «Уныние есть пагуба человеком и всяческим, яже суть в них». У Менандра: «Прокалят всяк нелюбящий Бога. Иже не любит Создателя, да будет проклят». У Сократа: «Доброго «мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти, будет добрым награда, а злым наказание». У Платона: «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного учителя и наставника «людям». У одного Плутарха: «Бога бойся первое, родителям повинуйся, иереи хвали». На хартии у другого изображения Плутарха читаем: «Страшный и ужаса исполненный прародителей в Едеме падеж, егда не послушати Бога». У Анаскарида: «Беду приемлет всяк выше испытуяй о Бозе, яко не подобает». У Стоика Зенона философа6 «Юности ниже зла, ниже добра». У Фукидида: «Пространные врата вводят...». При поновлении стенописи, некоторые изречения на хартиях искажены, как например у Птоломея. Так учение древнего любомудрия, начертанное в преддверии храма Божия, служило как бы предуготовлением для вступающих в святилище. Над западными и северными входными дверями извне каменные сени с узорочною резьбой утверждены на таких же столпах, расписанных разными красками с позолотою. Самые створчатые двери похожи на южные в Успенском соборе; они состоял, из железных полотен, покрытых листами красной меди, на коих по прозрачному лаку изображены растворенным золотом, в пяти рамах, на каждой половине: Благовещение Богоматери, таинственные и преобразовательные видения ветхозаветных Пророков о воплощении сына Божия от св. Девы Марии, потом Сивиллы с их изречениями и некоторые мудрецы Еллинского мира, выразившие в своих сочинениях истины, близкие к евангельскому учению, и тем самым открывшие себе доступ в преддверия дома Божия. Также здесь представляются: Ермий , Омир, Менандр, Деугин (Диоген?), Платон, Плутарх, Афродитиан, Еугоп. На медных же плащах у створов изображены Ростовские Святители. Над сенью северных дверей написаны лики праотцев Иосифа и Вениамина, Аристотель и Сивиллы с хартиями. На хартии у Стагирского мудреца читаем ответ Сераписова оракула Египетскому Царю Тулису, переданный нам Свидою: «Первее Бог, потом же слово, и дух с ним един». Πρτ Θες, μετπειτα λγος κα πνεμα συν αυτος. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Богоматерь Тихвинская. Россия. Начало XVIII в. Музей икон. Реклинхаузен (Германия). Тихвинская икона Божией Матери Тихвинская икона Пресвятой Богородицы (празднование ее 26 июня) почитается в России с 1383 г. Она ближе всего к византийскому типу Одигитрии Богоматерь Тихвинская. Россия. Первая половина XVII в. Музей икон. Реклинхауэен (Германия) Елеусы (Милостивой). Н. П. Кондаков считает, что Тихвинская икона воспроизводит появившийся уже в Византии вариант Елеусы 166 . Как бы то ни было, здесь в классическом типе византийской Одигитрии появляются некоторые изменения. Младенец Эммануил изображен уже не прямо обращенным к зрителю; Он повернут к правому плечу Матери, а лик Его изображен вполоборота. Он так же прямо сидит на левой руке Богоматери, но поза Его уже не столь церемониальна. Правая Его нога под простым гиматием (без золотой разделки) повернута так, что ступня ее видна из-под полувытянутой левой ноги. Также и Его жест благословения менее величествен: Младенец не простирает торжественно всю руку, а лишь поднимает кисть для благословения. Фигура Богоматери несколько сдвинута в правую сторону иконы. Не теряя Своего величавого выражения, превыше всех человеческих чувств, Тихвинская Одигитрия слегка склоняет голову к Младенцу Эммануилу. Взгляд Матери обращен не на Младенца, но вся Она обращена к Нему и Ее задумчивое и печальное выражение являет нам Одигитрию милостивую, молящуюся Своему Сыну за падший мир. Воспроизведенная здесь слева икона восходит, вероятно, к XVI в. 167 Несмотря на поздние поправки, в ней видна рука большого мастера. Икона того же типа, воспроизведенная справа, характерна для русской иконописи XVII в. Сравнение этих двух икон может дать понятие о той свободе, которая предоставляется художнику при передаче одного и того же иконографического типа. Богоматерь Казанская. Россия. Конец XVI в. Частная коллекция Казанская икона Божией Матери Казанская икона Богоматери (празднования ее 8 июля и 22 октября) была явлена в 1579 г. «Явлением» иконы согласно принятому в старых летописях и житиях святых словоупотреблению называется какое-либо чудесное событие, чрез которое неизвестная дотоле икона становится новым источником благодати. Сказание о явлении иконы Богоматери в Казани, столице татарского ханства, незадолго перед тем покоренного русскими, представляет типичный пример такого события. Пресвятая Богородица несколько раз являлась во сне одной девочке, повелевая указать церковным и светским властям место, где лежит под землей Ее чудотворная икона. Ни клир, ни светские власти не поверили девочке. Но ей и ее матери удалось откопать икону. Эта новоявленная икона Богоматери была с великой честью перенесена в собор, где от нее произошли чудеса. Эта икона сопровождала народное ополчение, которое в 1612 г. освободило Москву от поляков. В 1812 г. Казанская икона вместе со Смоленской хранила русское войско. Историческую роль Казанской Богоматери в России можно сравнить с ролью Влахернской Богоматери в Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Предание повествует, что чудотворная икона Богоматери Владимирская – из числа икон, писанных евангелистом Лукой. Эта икона долгое время находилась в Царьграде и между 1149 и 1155 годами была привезена оттуда на одном корабле с иконой Богоматери, именуемой Пирогощей, в Киев к Великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Там она была недолго, потому что когда сын его Андрей Боголюбский переехал в 1155 г. из Киева в Суздальское княжение, то икону ту Богоматери увез с собой. Святая икона эта находилась во Владимире Суздальском до 1395 г. и получила название Владимирской чудотворной иконы Богоматери. В 1395 г., когда грозный завоеватель Азии свирепый Тамерлан, вступая в Россию и опустошая в ней огнем и мечом города и селения, шел к Москве, то Великий князь Василий Дмитриевич, зная о великих чудесах, бывших от Владимирской иконы Богоматери, повелел торжественно перенести ее из Владимира в Москву. Она была встречена всем духовенством и народом в Москве. С того времени чудотворная икона Богоматери Владимирская осталась в Москве и впоследствии была поставлена в Успенский (Синодальный) собор. Тогда же, повелением Великого князя Василия Дмитриевича, по благословению митрополита Московского Киприана, в память избавления России помощью и заступлением Богоматери от нашествия в 1395 г. Темир-Аксака, или Тамерлана, установлено было на вечные времена празднество ей в 26 день августа, а впоследствии назначены еще два дня в году: 21 мая и 23 июня. И в тот же день 26 августа, когда принесена была честная икона из Владимира в Москву, Тамерлан устрашен был видением во сне, почему, к удивлению всех, отступил от Москвы, «никимже гонимый». Видение же то было так: «Тамерлан дремал в своем шатре, и вот, точно наяву, видит, будто бы он находится при подошве горы. С вершины этой горы шло к нему множество мужей в блестящих одеждах, с жезлами в руках, а над ними узрел он Деву в лучезарном сиянии, в полном небесном блеске, окруженную несметными тьмами Ангелов с пламенными мечами. Обратив к нему свое грозное лицо, Она сказала ему: «Тамерлан! Оставь землю Русскую, выйди из нее вон, иначе Я накажу тебя». – В знамение Своей силы и Своего могущества по Ее мановению напали на него молниеобразные воины и начали поражать его своими пламенными мечами. В ужасе проснулся тот, кто никого в мире не боялся. Сам он не мог объяснить этого ужасного явления и потому созвал старейшин и спросил их, что значит это страшное видение. Ему отвечали, что виденная им во сне Дева должна быть Матерь Бога христианского – Заступница русских. «Итак, – сказал Тамерлан, – мы не одолеем их». Радостно было русским, когда они услышали о внезапном отступлении врага. В радости они взывали к Богоматери: «Не наши войска прогнали его, но сила Твоя, Мати Божия». Это было в 1395 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010