«Слово плоть бысть» Фото: AP/Дмитрий Ловецкий Слово стало плотию, т. е. Сын Божий, собезначальный Богу Отцу и Духу Святому, соделался человеком, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы. Дивное, ужасное и спасительное таинство! Безначальный – принял начало по человечеству; бестелесный – стал плотоносцем; Бог – человеком, не переставая быть Богом; неприступный, Которого трепещут Серафимы и Херувимы, лица закрывая, – для всех доступным в рабьем виде. Отчего и для чего же такое снисхождение Творца к преступным Своим тварям, к человечеству, которое по своей воле отпало от Бога, своего Творца? По величайшему, неизглаголанному милосердию Владыки к Своему созданию, Который не мог видеть весь род человеческий, Им созданный, наделённый дивными дарами, порабощённым дьяволу и навеки обречённым на страдания и муку. И Слово стало плотию!.. Для того, чтобы нас земных сделать небесными, грешных – святыми; чтобы от тления возвести к нетлению, от земли – на небо, от рабства греху и дьяволу – в славную свободу чад Божьих, от смерти – к бессмертию; чтобы нас сделать сынами Божьими и спосадить на престол как царских детей. О безмерное благоутробие Божье! О неизреченная премудрость Божья! О чудо, ужасающее ум не только человеческий, но и ангельский! Воздадим славу Богу! С пришествием на землю Сына Божия во плоти, по принесении Им Себя Самого в жертву за грешный род человеческий, вместо проклятия, которое изречено было в начале Богом, людям верующим даруется благословение Отца небесного, они получают усыновление и обетование вечного наследия жизни; сиротствующему по причине греха человечеству снова возвращается Отец небесный через таинство возрождения, т. е. через крещение и покаяние. Люди избавляются от мучительнейшей смертоносной державы дьявола, от терзаний греха и всяких страстей; человеческое существо обожается ради безмерного милосердия Сына Божия, и ему седмижды семьдесят раз отпускаются грехи; грешники – помилованы, нечистые – очищаются, осквернённые – освящаются, немощные – исцеляются; обесчещенным даруется безмерная честь и слава, омрачённые просвещены божественным светом благодати и разума, уму человеческому дан разум Божий – «мы имеем ум Христов», говорит св. апостол Павел, человеческому сердцу – сердце Христово; тленное – обессмертствовано, нагое и израненное грехом и страстями – украшено божественною славою, голодное и жаждущее – насыщено и утолено питающим и укрепляющим душу словом Божьим и пречистым Телом и божественной Кровью Христовой; безутешные – утешены, насильствованные от дьавола – избавлены и избавляются.

http://pravoslavie.ru/1567.html

митрополит Иоанн (Снычёв) ЕСТЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРЕВРАТИВШИЕСЯ В ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В какие противоестественные действия превратились естественные свойства человека: вожделение, ревность, гнев и ненависть, созданные Богом? Бог сотворил сперва все видимое и невидимое, потом человека. Сотворил Он человека по образу и по подобию Своему, почтил достоинством царя над видимою тварию и поместил в раю. Чувства человека были в состоянии непорочности соответственно непорочному естеству его. Когда же он послушался обольстителя, тогда чувства его извратились, перешли в состояние противоестественное; человек извергнут из состояния славы. Господь, по великой любви Своей к нашему роду, сотворил милость с ним. Слово плоть бысть, бысть человек в полном смысле слова, подобный нам по всему, кроме греха. В Себе Он возвратил извращенное естество к естеству первобытному: таким образом Он спас человека. Он отверз ему заключенный рай, оживляя святым воскресением последователей Своих, ходящих в заповедях, преподанных Им человечеству. Он даровал нам силу победить тех, которые лишили нас славы нашей. Он предал нам святое служение Богу и закон чистый, чтоб человек, при посредстве их, мог восходить в то естественное состояние, в котором сотворен Богом. Произволяющий прийти в естественное состояние отсекает все плотские пожелания свои, чтоб доставить естественное преобладание духу над плотию. ( Авва Исаия ) Стр. 172 (173). Имеется естественное вожделение, без которого не возможна любовь к Богу. Это вожделение превращено врагом в страстное похотение. ( Авва Исаия ). Стр. 173 (174). Имеется естественная ревность, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Эта ревность изменилась в противоестественную, и мы ревнуем друг против друга, завидуем друг другу и лжем друг на друга. ( Авва Исаия ). Стр. 173 (175). Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту, невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев заменен в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам. ( Авва Исаия ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В ком это? В Иисусе Христе, Сыне Божием. Что значит обитает ? Пребывает, находится, живёт, действует. Что значит вся полнота ? Весь Бог, так сказать со всеми свойствами живёт и действует во Христе, – все, что только есть в Боге Отце, – то все есть и во Христе; значит, в Нем обитают и Бог Отец, и Бог Сын и Бог Дух Святый – или весь Бог, вся Пресвятая Троица. Как в Нем обитает? Как в Нем живёт? Телесно, – то есть, телом Божество Сына Божия покрылось, в тело вошло, телом стало, в теле живёт: «Слово плоть бысть» ( Ин.1:14 ). Бог Отец не разлучался никогда с Богом Сыном, и Дух Святый всегда был соприсносущен Отцу и Сыну. Иначе верно спасти нас невозможно было, как так, чтоб Слово стало плотию, чтоб Сын Божий – сияние славы Отца, образ ипостасти Его, приняв на Себя вид раба, вид человека – плоть человеческую, вочеловечился, чтоб соединилось Божество с полным человеком – с душею и телом человеческим, и чтоб в этом великом деле – в искуплении человека – трудилась, так сказать, вся Пресвятая Троица. Почему это нужно было? Потому, что и человек существо тресоставное – имеет в себе тело, душу и дух. Вот и нужно было Божеству стать Богочеловеком – полным вечной жизни, чтоб соединиться с нами мертвецами, чтоб оживить нас, соединить нас с Собою, примирить в Себе свет со тьмою, святость с греховностью, Бога Отца свести с грешниками, – совокупить, примирить небесное, земное и преисподнее, – смерть с жизнью, и тление с нетлением, – чем примирить? Кровию Господа, пострадавшего за грехи наши; оживить мертвенность нашу, совоскресить мертвенность Собою, омыть грехи наши, очистить Своим светом Евангельским, просветить умы наши, Своею праведностью исправить неправду нашу, Своею благодатию очистить совесть нашу, Своим любвеобилием наполнить скудолюбие сердца нашего, Своими язвами уврачевать все язвы душ и телес наших, Своею Кровию омыть нечистоту нашу, Своими воплями вымолить у Отца Небеснаго нашу погибель, Своими страданиями выстрадать все грехи наши, Своим смирением заплатить за гордость нашу, Своим питием желчи с оцтом уврачевать наше сластолюбие, Своими прободенными руками исцелить наше хищение, – всем Собою и всеми страданиями Своими покрыть все грехи наши, с Собою заставить человеков умереть, с Собою воскреснуть, с Собою даровать живот вечный. Он, как Творец всего видимого и невидимого, как Искупитель всего греховного, как Глава всех членов Церкви, соединённых союзом любви, в одном духе, под единую Главу – является, как первый из мертвецов; Он явится в рай и всех приведёт к Богу Отцу, которых искупил, оправдал, очистил, омыл, освятил, просветил, обожил, оживотворил, примирил, дал право называться Сынами Божиими, и власть судить Ангелов. Сколько здесь таинственного заключается? О, если бы все это человек уразумел, понял, оценил; то, верно боялся бы греха, как огня, как змеи, как лютого яда. Сыне Божий! Ты один мог спасти нас от вечной погибели. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Один старенький профессор сказал: «Когда замолкают книги, начинают говорить триптихи». Что это значит? В современном мире книги, кажется, теряют свою силу. Но это ложное впечатление. Хорошие книги складываются из нестареющих слов, которые неизгладимы. Писанное пером не вырубить топором. Триптих – это трехчастное краткое слово, обращенное к тем, кто случайно или даже намеренно забыл о книгах. Бог, открывающий Себя как мудрость, приходит в мир, воплощается, вписывается в пречистую утробу Девы Марии. «И Слово плоть бысть» ( Ин.1:14 ). Бог Слово воспринимает человеческую природу, состоящую из души и тела, природу разумную и словесную. Божественное соединяется с человеческим для того, чтобы преобразить и спасти весь мир через со-распятие и со-воскресение со Христом, через приобщение благодати Святого Духа. Те, кто достигает святости, единения с Богом, отличаются особой мудростью и разумностью, они становятся живыми книгами, словесными носителями божественного откровения. И настоящие книги – в которых, словно на скалах, высечены лучшие достижения человеческого духа – существуют вне зависимости от того, много их или мало. Бумажную книгу можно сжечь, уничтожить, забыть, изгнать, сложить в пыльных запасниках. Но истинные живые слова сильнее оков, быстрее тюремных стражников; чем более они гонимы, тем более набирают силу. Современный человек не столько хранит истину, сколько храним ею. Тем более трепетным должно быть его отношение к книгам настоящим, особенно же к книгам священным, духовным. Плохих книг не бывает, так же, как не бывает плохих людей и зла. По учению многих святых отцов, зло  – это отсутствие добра – и само по себе не существует, а грешные люди – это те, кто исказил в себе образ Божий. Равным образом и книги, если учат дурному, – это уже не книги, а лжекниги, узурпаторы человеческих умов и сердец. Книга в семье не может быть поводом для прихотей, страстей и развлечений. И, конечно, ее назначение не в том, чтобы стать украшением книжной полки или стенки. Книга – носитель духовных ценностей, учитель внешней и внутренней мудрости. Книга – это премудрый собеседник, который, не давая шаблонные ответы на вопросы, готов пробуждать и побуждать нашу мысль и нашу душу к поиску высших ценностей. Иногда чтение книг кажется скучным и занудным. Radix doctrinae amarus est – Горечь учения оборачивается сладостью познания. Терпение скорбей увенчивается венцами. Часто в непонимании книги виноваты не книги, а мы сами, черствые, сухие, ленивые. Особенно трудно читать слова о духовном, постижение которых – подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

На приглашение откликнулись 10 прихожанок Покровского храма вместе со старостой прихода. На таможне гостей встречали руководители паломнического и миссионерского отделов епархии. Языковой барьер помогал преодолеть русский переводчик, предоставленный Русско-китайской торговой палатой. 7 августа. ПРАВМИР. Члены китайской общины Покровского храма города Харбин  приехали в Благовещенск, чтобы познакомиться с приходской жизнью амурских единоверцев. Дружба благовещенцев с православными харбинцами завязалась во время поездки в Китай, организованной Паломническим отделом Благовещенской епархии, сообщает сайт Благовещенской епархии . После поездки благовещенцы пригласили их к себе. На приглашение откликнулись 10 прихожанок Покровского храма вместе со старостой прихода. На таможне гостей встречали руководители паломнического и миссионерского отделов епархии. Языковой барьер помогал преодолеть русский переводчик, предоставленный Русско-китайской торговой палатой. Клирики собора провели для гостей небольшую экскурсию по церковной территории, отдельной экскурсионной темой стал рассказ о чудотворной Албазинской иконе Божией Матери «Слово Плоть Бысть», перед которой православные китайцы поставили свечи. В заключение православные китайцы были приглашены на обед в трапезную собора, где священник напомнил, как необходимо готовится к таинству Причастия, поскольку гости изъявили намерение причаститься в благовещенском храме за воскресным богослужением. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/pravoslavnye-kitajcy-x...

Разделы портала «Азбука веры» Слово стало плотию – (греч. Λγος σαρξ εγενετο – церк.слав. «Слово плоть бысть») – известный стих Пролога Евангелия от Иоанна ( Ин.1:14 ), повествующий о воплощении Единородного Сына Божьего , Божественного Слова (Логоса), извещающий о принятии Им человеческого естества: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» . Божественное Слово (греч. Λγος) восприняло в Себя весь состав человеческого естества (природы), основной особенностью которого является телесное существование, тело, плоть. Именно поэтому евангелист Иоанн делает смысловой акцент на слове плоть (греч. σαρξ), рассматривая принятие плоти как синоним реального вочеловечивания. Евангелист Иоанн применил в этом стихе своеобразный поэтический прием – синекдоху, то есть такой речевой оборот, когда на целое (человеческое естество) указано через его характерную часть (тело). «Плоть» – это последний предел вочеловечения: не только душа, но и тело «восприняты  Христом ». Слово «плоть» обозначает здесь именно всю человеческую природу в ее целом», – говорит православный богослов В. Н. Лосский . «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Здесь начинается третья часть пролога, в которой евангелист пришествие Логоса определяет точнее как воплощение и изображает полноту спасения, какое принес с Собою воплотившийся Логос. И Слово стало плотью. Продолжая речь о Логосе и Его появлении в мире, евангелист говорит, что Логос стал плотью, т.е. человеком (выражение «плоть» обычно в Священном Писании обозначает человека в полном смысле этого слова – с телом и душою (Ср. Быт.6:13 ; Ис.40:5 и др.). При этом однако евангелист не дает ни малейшего намека на то, чтобы с воплощением Своим Слово потерпело какое-нибудь умаление в Своей божеской природе. Умаление касалось только формы существования, а не сущности. Логос как был, так и остался Богом со всеми божескими свойствами, и божеская и человеческая природы в Нем пребывали неслиянно и нераздельно.

http://azbyka.ru/slovo-stalo-plotiyu

Бог есть един по существу, но Троичен по Лицам или ипостасям. Ина Ипостась Отча, ина Сыновня, ина Духа Святаго. «Все, что имеет Отец, говорит св. Василий Великий , усматривается в Сыне, и все, что имеет Сын, принадлежит Отцу: поскольку и Сын весь пребывает в Отце, и взаимно всего Отца имеет в самом Себе. Итак, Ипостась Сына есть, как-бы образ и вид, по которому познается Отец, и Ипостась Отца познается в образе Сына, между тем как собственныя Тому и Другому свойства пребывают неизменны для яснаго различия Ипостасей (Письмо к брату Григорию о различии сущности и Ипостаси. Хр. Чт. 1830 г. Ч. 37, стр. 154)». Вопр. Сотворена ли Ипостась Христова, или несотворена? Отв. Ипостась Бога Слова до воплощения была проста, несложна, бесплотна и несотворенна, говорит св. Иоанн Дамаскин (гл. 5); но по воплощении Она стала Ипостасию и для плоти, сделалась сложною и для Божества, Которое всегда имела, и для плоти, которую приняла. Она имеет свойства двух естеств, и познается в двух естествах. Таким образом, одна и та же Ипостась несотворена по Божеству и сотворена по человечеству, видима и невидима. Иначе принуждены будем или разделять одного Христа, признав две Ипостаси, или отвергнуть различие естеств и ввести превращение и слияние. Вопр. Скажите мне что-либо об Ипостасном слове ? Отв. Об Ипостасном Слове да скажет нам сын Громов св. Иоанн – Богослов, отец Христианского богословия! В начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово. Сей бе искони у Бога... И Слово сие Ипостасное, Им же вся быша, плоть бысть, и вселися в ны. «Сколько, говорит святитель Тихон, рассуждая о воплощении Ипостасного Слова, – сколько в создании почтен человек: столько падший превознесен – в возстановлении. Сам Бог пришел к нему взыскать и спасти его. В создании образом Своим почтил человека; а падшаго и погибшаго Сам пришел спасти. От рода человеческаго восприял и соединил Себе одушевленную плоть, и бысть человек. Итак уподобился нам и учинился Господь наш братом нашим, как Сам глаголет: возвещу имя Твое братии Моей ( Пс. 21:23 ). И к Марии Магдалине: иди ко братии Моей и рцы им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему ( Ин. 20:17 ). О непостижимаго Божия снисхождения! О несказанныя человеческия чести! Услышите сия вси языцы, внушите вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе – богат и убог! Сам Бог к нам пришел! Ипостасное, Отцу и Духу Святому совечное и соприсносущное, Слово плоть бысть. Приидите, и поклонимся Ему, и дадим славу Богу, пришедшему к нам (Из 12 част. стат.: Он сделал дело свое и отшел)!

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть бысть» — великая святыня Приамурья. Свои чаяния и веру в конечную победу над всеми препятствиями в бедах и скорбях, и в столь трудном деле, как освоение новых земель в диких, труднодоступных местах, русские православные люди связывали с победой Господа Иисуса Христа над смертью и с воинственной помощью сил света. На своем пути они возводили часовни, церкви, монастыри, именования которых отражали пришествие Спасителя в мир. Поэтому их продвижение на Восток носило прежде всего просветительский, миссионерский характер. Замечательно, что именование этой иконы выражает пасхальное торжество Церкви. И Божия Матерь призывает нас во всех испытаниях обращаться прежде всего к главным тайнам нашей веры. Святитель Филарет Московский говорит, что человек поставлен над бездной небытия под бездной милосердия Божия. И Бог мог бы всегда найти тысячи потрясающих возможностей для спасения отпавшего от Него человечества. Но в реальности Он сделал все несравненно лучшим и совершенно непостижимым образом. Бог произнес последнее решающее слово, которое все обнимает и не может быть изменено. Он так утвердил его в мире, что никто более не может повернуть его вспять, никто не может по-новому истолковать его другим словом. Он произнес это слово, утвердив посреди мира Свое Превечное Слово — Слово, Которое выражает Бога в полноте. Кроме того, Он Сам стал во плоти человечества частью этого мира. Оттого что это Слово остается Богом, реально и действенно становясь частью этого мира, Бог создал также ясную и определенную реальность, которая не может быть отменена. Превечный Бог так определил Себя отныне, что и мир ясно и определенно вошел в вечное милосердие Божие и теперь имеет одну только цель, которая бесконечно превосходит его и которая, однако, и есть его цель — личный Бог. Когда мы преклоняем колени перед Крестом Христовым или стоим среди Пасхи, говоря: «Слово стало плотию», мы говорим, что последнее слово Божие — не суд, но милосердие. «Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир», — говорит Спаситель (Ин. 12, 47). Не бесконечное расстояние, отделяющее нас от Него, но Его неописуемая близость к нам, не Его как огонь поядающая святость, но Его невыразимая любовь, которой Он отдает Себя всему, что не есть Бог.

http://moral.ru/albazinskaya/

8. Слово в день Рождества Христова. О благодати Сошествие на землю Сына Божия, явление Бога во плоти, есть столь чрезвычайное и великое событие, более которого никогда не было с начала существования мира. Об этом событии так повествует св. Иоанн Богослов: И слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его; славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины... И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисусом Христом бысть ( Ин.1:14–17 ), т.е. и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца... И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать; ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошла чрез Иисуса Христа. Когда в мире не было греха, тогда природа оживотворялась благодатью и несомненно, благодать действовала даже ранее, чем был создан Богом свет. Она беспрепятственно изливалась на природу, исполняла ее благом и блаженством, но когда вошел в мир грех, то этим был нарушен первоначальный союз между природою и благодатью. Природа, оскверненная грехом, сделалась недостойною и неспособною принимать влияния благодати; поэтому, с грехом вошла в мир духовная смерть и вслед за нею телесная, а затем и вечная. Только при помощи благодати человек сохранял то, что получил первоначально от Бога и, конечно, не мог возвратить то, что утратил, без особой благодатной помощи. «Каждому из нас, говорит св. апостол Павел, дана благодать по мере дара Христова ( Еф.4:7 ). Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом!» ( 2Тим.2:1 ). Но что такое благодать? По изъяснению святителя Митрополита Филарета Московского : благодать есть даяние от Благого, даяние благое, даяние по единой благости, без права, заслуги и достоинства нашего. Благодатью называется спасительная сила Божия, которая сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную. Без нее мы не можем творить ничего доброго ( Ин.15:5 ). Без возрождения благодатью Духа нельзя войти в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Источником и непосредственным началом благодати есть Бог Отец, Сын и Святой Дух. Отец подает ее, Иисус Христос приносит ее; Дух Святой вдыхает ее в души верующих и ею одушевляет их к жизни духовной, укрепляет и направляет к благотворной и спасительной деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Вокруг Благовещенска прошел крестный ход с чудотворной Албазинской иконой Богородицы 6 ноября, 2010. Редакция " Правмира " 4 ноября, вокруг Благовещенска Амурской области крестным ходом с чудотворной Албазинской иконой Божией Матери «Слово Плоть Бысть» прошли верующие горожане и гости областного центра. 4 ноября, вокруг Благовещенска Амурской области крестным ходом с чудотворной Албазинской иконой Божией Матери «Слово Плоть Бысть» прошли верующие горожане и гости областного центра. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, по благословению высокопреосвященного Гавриила, архиепископа Благовещенского и Тындинского состоялось молитвенное шествие по улицам пограничной Китаю амурской столице. Это уже второй по счету крестный ход такого масштаба, который уже становится традицией. Доброе начало было положено в прошлом году, когда на призыв Благовещенской епархии откликнулось около 500 крестоходцев. В этом году в крестном ходу участвовало уже свыше 700 человек из городов и весей области. Они за 6 часов. с молитвой прошли по периметру Благовещенска с чудотворным образом Богородицы по маршруту общей протяженностью в 15 километров. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/vokrug-blagoveshhenska...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010