Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых О некоторых Богородичных иконах Икона является общим языком Церкви, она выражает общеправославное учение, общеправославный аскетический опыт и общеправославное богослужение. Церковный образ всегда выражал Откровение Церкви, неся его в видимых формах церковному народу как ответ на его вопросы, как руководство и наставление. Божественное Откровение и его приятие человеком составляют единое действие в двух направлениях: путь откровения и путь познания; Бог нисходит и открывается человеку; человек, восходя к Богу, сообразует свою жизнь с полученным откровением. Икона - видимое свидетельство схождения Бога к человеку и устремления человека к Богу. Образ освящает душу посредством зрения - первого из чувств, по толкованию святых отцов: " Светильник телу есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло " (Мф. 6,22). Иконы несут человеку откровение грядущего преображенного мира и приобщают его к нему. Почитание икон основывается на их содержании и на благодатном присутствии изображаемого. Церковь в утверждении почитания икон опирается на догмат воплощения Христова, на полноту вочеловечения Бога Слова. Канонически почитание икон основывается на постановлении VII вселенского собора, которое признается имеющим непререкаемую силу для Церкви. Икона дает чувство осязательного присутствия Божия, но она предполагает для своего существования изобразимость Бога в человеке, который по сотворению своему имеет образ Божий (Быт. 1,26). Бог остается неизобразим в премирном бытии Своем, но в откровении Своем человеку Он имеет образ и может быть описуем. Воплощение второго Лица Святой Троицы есть основной догмат христианства. Необходимое условие воплощения - согласие Девы Марии: " буди Ми по глаголу твоему " (Лк. 1,38). Бог воспринимает человеческую природу, Им созданную, воспринимает от Божией Матери всю полноту человеческого естества, не изменяя Божества и не смешиваясь с человечеством, соединяется в единого истинного Бого-Человека: " Слово плоть бысть, чтобы плоть стала Словом " , - по выражению святого Марка Подвижника (V век).

http://pravicon.com/text-15

Отдел экзегетический Введение (1Ин.1:1–4) Содержание апостольской проповеди вообще, ее достоверность и цель; цель настоящего послания. «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин.1:14 ): вечное Слово, единое с Отцем по существу, но и отдельное от Него по ипостаси, Которым создан и живет мир, стало плотью, т.е. приняло в единство ипостаси человеческое естество, действительно воплотилось, оставаясь единородным Сыном Отца и в этом уничиженном состоянии сияя славою, как исполненное благодати и истины. Это – основное положение христианства, в котором заключается вся сущность божественного откровения; его исповедание или отрицание есть отличительный признак христианства или антихристианства ( 1Ин.4:2–3 ), и кто отвергает эту истину, для того не существует больше никакой истины: он лжец ( 1Ин.2:22 ) в абсолютном смысле этого слова. Хотя этот величайший догмат христианства проповедовали все Апостолы, но развить его во всей полноте и выразить с точностью, не оставляющею никакого места для сомнений и колебаний на счет истинного смысла, объема и значения возвещаемого учения, определено было от Бога тому, кто, возлежа на персях Богочеловека, почерпал совершенное познание о действительном существе своего возлюбленного Учителя, в Котором он увидел и познал славу Единородного от Отца. Богочеловеческий образ Иисуса Христа неизменно стоит пред его душою, наполняет ее, составляет средоточие всей его христианской жизни: что Христос распятый для Апостола Павла, то Слово воплотившееся для Апостола Иоанна. Нет сомнения, что в течение всей своей долгой жизни Апостол Иоанн но переставал говорить своим ученикам об Учителе, говорить о Нем то, что он вынес из ежедневного и при том близкого обращения с Ним и в чем он убежден был самым точным, самым осязательным образом. И на это-то драгоценное сокровище его сознания и жизни делается дерзкое покушение: лжецы, сыны антихриста, пытаются извратить и ниспровергнуть ту истину, которою одною мир живет и может жить; они проповедуют, что Слово жизни, Сын Божий не воплотился, и Иисус не есть то, чем представляют Его Апостолы; что, следовательно, нее апостольская проповедь о Слове, Которое стало плотью, ошибочна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

254. Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Чудове мон. марта 25; напечатано в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год И воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лyk. I. 33 ). В Евангелии слышали мы ныне дивную беседу Архангела и Пресвятыя Девы, – беседу, в которой сказалась, поколику может быть изречена, великая тайна неба и земли, беседу, сквозь которую можно усматривать событие, необъятное для земных и небесных взоров. Когда Архангел сказал Деве: «се зачнеши во чреве, – Дух Святый найдет на тя»; и когда Дева ответствовала: «се раба Господня, буди мне по глаголу Твоему» ( Лк. 1:31, 35, 38 ): в сие мгновение, посредством сих слов, земля обручилась с небом, человечество с Божеством; и в следствие сего Безначальный зачался; «Слово плоть бысть» ( Ин. 1:14 ); Сын Божий соделался Сыном человеческим, не преставая быть Сыном Божиим; Дева соделалась небом и престолом Божества; и в Ней положено, уже не обетовательное только, но действительное начало нашего спасения и блаженства. «Како будет сие?» ( Лк. 1:34 ) вопрошала о сем событии Пресвятая Дева предварительно, не по недостатку веры, не по любопытству, но по чувству благоговейнаго удивления и по заботе о сохранении посвященнаго Богу девства, когда ей было предвещаемо быть матерью. Не дрезни, пытливый ум, и после события вопрошать: как сие было? Ангел не прийдет разрешить тебе неуместный вопрос. Что спасительное воплощение Сына Божия совершилось, ты видишь по чудесным и спасительным последствиям. Не испытуй непостижимаго. Смирись пред безконечною премудростию. Благоговей пред ея таинством. Дивись глубокому снисхождению Всевышняго. Прославляй и благодари Его за незаслуженный, безценный дар. Объими верою подаваемое спасение, не истязуя Спасителя Бога судом человеческаго мудрования. Впрочем Господь сказал: «Испытайте Писаний» ( Uoah. V. 39 ). Итак позволим себе испытание, какое может быть нам доступно и наставительно. После перваго, возвышеннаго, но еще неопределеннаго приветствия Пресвятой Деве, Архангел усмотрел, что Она в страхе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи Не напрасно Церковь называет день воскресения Христова днем нареченным и святым, единым над всеми субботами царем и господом, праздником праздников и торжеством торжеств. Не напрасно, мы, христиане, в продолжении целой недели утреннюем утреннюю глубоку, и вместо мира приносим немолчные песни Владыке Христу. Не напрасно, исполненные сердечной радости, объемлем друг друга и лобызаем, прощаем вся воскресением и ненавидящим нас, – у всех один привет и ответ, у своих и чужих, у друзей и недругов: Христос воскресе, воистинну воскресе! Не напрасно, говорю, все сие делаем мы: поелику воскресение Христово всех наших истинных благ, как настоящих есть верх и совершенство, так и будущих – печать и утверждение. Оно облекло нас в белую ризу оправдания, столь чистую и блистательную, что мы можем ныне непостыдно явиться пред лице Самого Бога. Но и сего еще недовольно: оно, украсив нас такою ризою, вместе с этим переменило и самое лице наше, претворив нас из рабов диавольских в сынов Божиих, из наследников геенны в наследников царствия небесного. Оно вселило в нас Духа Пресвятого, дав нам Его, как залог обручения со Христом, как наставника в сомнениях, как утешителя в скорбях, как помощника в немощах. Оно, наконец, утверждает для нас надежду нашего будущего блаженного воскресения, так крепко и живо, что мы смотря ныне на кости наши и предков наших, поверженные на землю, можем с пророком Иезекиилем прорицать: кости сухия, слышите слово Господне: тако глаголет Адонаи Господь: се Аз наведу на вас дух животен, и дам на вас жилы, и наведу на вас плоть, и протягну по вас кожу, и дух Мой дам в вас, и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь ( Иез. 37, 4–6 ). Раскроем предмет сей подробнее, дабы радость наша была сколько торжественна, столько же и основательна. Искупление наше от греховных долгов наших совершилось еще прежде воскресения, то послушанием Христовым Отцу Его предвечному и всецелым исполнением закона, как свидетельствует о сем у пророка Сам Сын Божий пред Отцем Своим: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси; всесожжений о гресе не взыскал еси: тогда рех, се, иду: в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже Мой, благоволих и закон Твой посреде чрева Моего ( Псал. 39, 7–9 ); то страданием и смертию Его, по предсказанию пророка Исаии: Той язвен бысть за грехи наша, – язвою Его мы вси исцелехом, – ради беззаконий людей Своих ведеся на смерть ( Ис. 53:5:8 ). Не смотря на то, надлежало непременно последовать воскресению Христову для показания совершенного оправдания нашего. Ибо как должник или поручитель его, хотя бы уплатил должное: однако, доколе содержится в темнице, уплата его неизвестна и сомнительна: так и Споручник спасения нашего Христос, хотя и послушанием Своим, и сверх того, страданием и смертию совершенно заплатил за греховные долги наши, но уплата сия была бы еще неизвестна и сомнительна, если бы сей высокий Поручитель не освобожден был из гроба, как из темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Слово в день Рождества Христова 30 Христос раждается: славите! Наконец, после долгого ожидания в посте и молитвах, наступает радостный для нас, христиане, праздник рождества Христова. Настоящий вечер в церковном значении есть уже утро праздника. Во время всенощных бдений, совершаемых пред наступлением великих праздников, читают повествования о тех событиях, в честь которых Церковь празднует, дабы мы наперед знали, где и как произошли они: зная, – сретали с благоговейными мыслями и святыми желаниями; сретив, достойно праздновали. Не прилично ли и теперь, среди утреннего богослужения, предложить повествование о вифлеемском событии? Даже не нужно ли, не полезно ли войти в размышление о некоторых обстоятельствах сего величайшего и славнейшего события? – Не будем исследовать, как Слово плоть бысть, – Бог сделался человеком, Невместимый вместился во утробе Св. Девы; – это велия благочестия тайна. Не будем говорить, как Св. Дева зачала от Духа Свята, и родив первенца, пребыла Девою; и это также тайна. Но скажем, как и где особенно действовал Премудрый Промысл Божий, употребляя обыкновенные способы в средства к исполнению своих намерений. Повествование о рождестве Христове начинается с обетований Божеских и сказаний пророческих. Небесный Отец возвестил нам о пришествии Спасителя вскоре по падении наших праотцев, и не преставал возвещать многочастно и многообразно в течение более пяти тысячелетий. Сперва видим Спасителя нашего в обетовании Божием о семени жены, потом слышим от Пророков о Его происхождении от Авраама и Давида, о Его рождении от Девы, далее узнаем время пришествия Его и место рождения, наконец видим Предтечу, уготовляющего Ему путь. Все это читалось ныне, дабы мы, озарившись светом сказаний пророческих, узрели, где начался рассвет праздника Христова, и как восходило к нам Солнце правды, – Иисус Христос. О, как много света приобретает вера того христианина, который с усердием и вниманием выслушает или прочтет сказания Пророков о Его пришествии! С какою светлою радостию он встретит тот великий день, который видеть хотели ветхозаветные праведники и не видеша.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера - основание христианского единства 16.09.2009 346 Время на чтение 18 минут Веруйте в Бога, и в Мя веруйте. (Ин. 14: 1) Вселитися Христу верою в сердца ваша, в любви вкоренени и основани. (Еф. 3: 17) Какова тьма, и как всюду потребна вера! Единственно она крепка. Святитель Иоанн Златоуст Через святого Иоанна Богослова, апостола и тайновидца, небо заговорило с землею доселе невиданным образом, ибо он стал и остался в веках величайшим благовестником тайн Триединого Бога. Единственный среди людей, подобно легкокрылому орлу, он воспарил к недостижимым высотам богословия и гласом своим громоподобно объявил свету тайны неба и земли, тайны, о коих и архангелы не разумели. Потому Божественный Учитель и назвал егоВоанергес, то есть " сын громов " (см.: Мк. 3: 17), что нигде так не слышны громы небесных тайн, как в его богодухновенных текстах. Главная его благая весть: " Слово плоть бысть " и тем " вселися в ны... исполнь благодати и истины " (Ин. 1: 14). Воплощением своим Слово и Сын Божий принес Собою на землю все божественные тайны и добродетели: веру, надежду, любовь, смирение, кротость... Ибо когда Бог из любви к людям дал и " Сына Своего единороднаго " (Ин. 3: 16), " како убо не и с Ним вся нам дарствует " (Рим. 8: 32)? - справедливо вопрошает апостол Павел. Сын Божий принимает образ раба и уничижает Себя до смерти крестной, дабы людям даровать " живот вечный, да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа " (Ин. 17: 3). Ибо люди до воплощения Бога Слова жили во тьме лжи и неистины, добровольно грехом " премениша истину Божию во лжу " и потому " почтоша и послужиша твари паче Творца " (Рим. 1: 25). Сии люди, что " осуетишася помышлении своими " (Рим. 1: 21), следовательно, нуждались в преподании им вечных божественных истин. Как и коим образом? Человеческий разум утратил всякое доверие и оказался неспособным осознать и воспринять вечные истины. Потому Господь создает и дарует людям новый орган, более подходящий для приятия и усвоения Его божественной науки - святую веру. " Для тайн духа, - говорит преподобный Исаак Сирин, - которые выше сознания и которых не могут ощутить ни телесные органы чувств, ни разумные силы ума, Бог дал нам веру, с чьей помощью осознаем лишь, что эти тайны существуют... Вера служит вратами тайны, и когда человек входит вратами веры, Бог вводит его в духовные тайны и открывает ему в разуме море веры " . Поэтому Господь в прощальной беседе с учениками накануне Своих спасительных страданий, прежде всего, подчеркивает необходимость и значение веры, говоря: " Веруйте в Бога, и в Мя веруйте " (Ин. 14: 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть Владыка мог открыть перед человеком всю красоту и высоту монашеского пути 06.11.2020 481 Время на чтение 13 минут 1 ноября черногорцы и православные во всем мире молитвенно простились с митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем), епископом Сербской Православной Церкви, выдающимся богословом и несгибаемым защитником Православной Церкви. Владыка любил монашество, возродил его во вверенной ему Богом Черногории. Многие, встретившись с ним на жизненном пути, тоже выбрали узкую монашескую стезю. Воспоминаниями о своем духовном отце и архипастыре поделился иеромонах Владимир (Палибрк), насельник монастыря Острог в Черногории, игуменом которого был приснопамятный митрополит Амфилохий. Шел вглубь и нас всех вел за собою Милостью Божией владыка Амфилохий – наш игумен в монастыре Острог и всеми любимый митрополит Черногории. Благодарю Бога, что сподобил меня посвящения в сан иеромонаха Его Высокопреосвященством. Владыка Амфилохий – один из выдающихся богословов современности. Сколько его работ еще можно на русский язык перевести. Огромное богословское наследие – тома и тома. Как богослов он признан во всем христианском мире. У него такие потрясающие толкования на Евангелие… Поскольку владыка был митрополитом, нагрузка у него, конечно, была такова, что мы не могли его видеть столько, сколько нам, его духовным чадам, хотелось бы. Но когда владыка собирал нас всех, братию монастыря Острог, он читал нам Евангелие, комментировал, толковал, – особенно любил читать Евангелие от Иоанна. Причем это был не один пласт толкования, – владыка шел вглубь и нас всех вел за собою. Так что ты оказывался внутри уже евангельски преображенной реальности. Наш игумен-архиерей объяснял нам всё на конкретных примерах жизни в монастыре: как в этом случае Христос поступает, как в том… Сам он и жил уже в этой обновленной Пришествием Христовым действительности. Потому его слово и было не отвлеченным богословствованием, а как сказано: Слово плоть бысть (Ин. 1:14). Владыка во всем и постоянно подчеркивал эту инаковость монашеской жизни, учил нас ей.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/vladyk...

И Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Богослужение первого дня Пасхи в отношении евангельского и апостольского чтений отличается от других праздников некоторыми особенностями. На утрени не читается ни одного из одиннадцати воскресных евангелий. Вместо того в Великую Субботу на литургии положена 28-я глава евангелия Матфея, содержащая в себе и первое воскресное евангелие, а на вечерне первого дня Пасхи, относящейся по церковному счислению уже ко второму дню, в отличие от обычных вечерен, положено читать Ин.20:19–25 , куда по частям входят 9-е и 11-е воскресные евангелия. Литургийное евангельское чтение Светлого Дня также не содержит в себе прямого повествования исторического о воскресении Христа, но представляет изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, служащего прологом к евангелию Иоанна и началом рядовых чтений года. Начальное рядовое чтение представляет и пасхальный апостол Деян.1:1–8 . В нем хотя и упоминается кратко о воскресении Христа и Его явлении ученикам, но также в проложном отделе книги, представляющем краткое указание на содержание прежней книги писателя (евангелия Луки). Нарочитым же содержанием апостольского зачала, из коего взято пасхальное чтение, служить повествование собственно о вознесении, а не о воскресении, Господа (ср. ст. 2 и 9 сл.), хотя самый рассказ о вознесении и исключен из чтения и отнесен на праздник Вознесения Господня. Возникают два вопроса. Первый: почему в день, нарочито посвященный воспоминанию воскресения Господа, нет ни евангельского, ни апостольского чтения с нарочитым историческим повествованием о сем событии, как это в других праздниках и в воскресных службах недельных? Второй: почему вместо такого, по-видимому, естественно ожидаемого, исторического повествования о воскресении Христовом Церковь положила читать изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, содержащегося в прологе евангелия Иоанна, и начальные стихи Книги Деяний Апостольских? Каковы бы ни были исторические условия образования теперешней пасхальной службы, они не только не исключают, по, напротив, предполагают другое, высшее, богословское освещение исторического явления. История без богословия есть сплетение случайных, идейно не связанных, сказаний о событиях, не имеющих ни надлежащего начала, ни настоящего конца, т.е. цели. Жизнь разумно-словесных существ без Божественного Разума- Слова есть бессмыслица ( Пс.13:1 ). Это дает богословию полное право искать идейно-богословского объяснения всей истории человечества, преимущественно церковной и особенно библейской. Смысл и цель всякой истории прошлого в будущем, – она состоит из прообразов и образов (ср. 1Пет.1:12 ; Евр.11:39–40 др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Из книги иеромонаха Арсения (Писарева) «Грех непрощаемый» , изданной Сретенским монастырем в 2007 г. в серии «Кафедра». Смерть Анании и Сапфиры. Фреска Троицкого собора в Ипатьевском монастыре . 1685 г. Основным святоотеческим толкованиям хулы можно отнести толкования святителя Афанасия Великого, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста, преподобного Исидора Пелусиота, преподобного Симеона Нового Богослова и блаженного Феофилакта Болгарского. Святитель Афанасий Великий (293–373) Архиепископ Александрийский, великий отец и учитель Церкви, особо прославился борьбой с арианством и твердой, непоколебимой верой. Он был признанным вождем борьбы за никейское Православие, за определения Первого Вселенского Собора и оставил множество богословских работ экзегетического, апологетического и аскетического характера. В «Беседах на Евангелие от Матфея» Афанасий I Великий первым дал развернутое толкование учения Спасителя о грехе хулы на Духа Святаго: «Священные Писания возвещают нам, что Христос по неизреченном единении двусоставен, и именно — из Божества и человечества. Ибо Слово плоть бысть (Ин 1, 14). Итак, Сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: Дух есть Бог (Ин 4, 24), а человечество Слова — Сыном Человеческим, ибо говорит: ныне прославися Сын Человеческий (Ин 13, 31). И иудеи, оскорбляющие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотию Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли ядцею и винопийцею (Мф 11, 19); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, соделавшагося человеком. Почему и говорит Христос: иже аще речет слово на Сына Человеческаго, то есть на тело Его, отпустится ему (Мф 12, 32). Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святый в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, видевше Его, ови поклонишася Ему, ови же усумнешася (Мф 28, 17), однако же не были за это осуждены.

http://pravoslavie.ru/3542.html

Итак, мы, пригвоздившиеся к земле пристрастиями житейскими, восклоним головы наши и возведём очи сердца нашего горе, на небо, куда хочет возвести нас всех Господь Иисус Христос. Горе сердца! Полно нам пресмыкаться помыслами и сердцами по земле, подобно червякам. Правда, что черви мы ничтожные, по грехам нашим, хотя души наши созданы по образу Божью, который мы исказили грехами своими и который нам неотменно надобно восстановить истинным покаянием, доколе мы живы; надобно, чтобы этот образ Божий, как солнце, воссиял в нас, как в начале, когда лишь только созданы были Адам и Ева. На то и жизнь нам дана; для того и продолжается ещё течение её; на то мы сопричислены к Церкви Божьей и участвуем в её богослужениях, таинствах и постах. Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она — человек… Что возвысило Её на такую несравненную высоту, сделало Её столь достославной и великой, высшей из Херувимов и славнейшей из Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь призрел на смирение рабы Своей . Возлюби и глубоко насади в сердце твоём и ты, христианин, боголюбезное смирение; стяжи и ты всеусильными трудами всей жизни чистоту сердечную — постом, молитвами, богомыслием, слезами, особенно же частым и достойным причащением святых Тайн Христовых; возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви; о Нём всегда размышляй и о Его чудных делах; Им живи и дыши; Им питай душу свою; в Него облекись; Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся; Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых; что ни делаешь, делай всё с мыслью о Нём и ради Него; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняяй . Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь, как говорит от лица Его св. Церковь: прославляющих Мя прославлю . Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех, и возвеличится в тебе Господь славы, и ты велик будешь перед Богом и людьми; возлюби смирение и вознесёт тебя Господь. Аминь. Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ) (Слово на Рождество Христово)

http://azbyka.ru/propovedi/solnce-pravdy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010