2. О Сыне Научились же мы веровать как в единого Бога, так и в единого Сына, прежде веков рожденного. Не утверждаем, что, как баснословит Валентин, иной есть Единородный, иной – Слово, иной – Христос, и еще иной Иисус. Также Господа нашего Иисуса Христа не именуем тварию, как богохульствуют Арий и Евномий, – потому что Божественное Писание называет Его Единородным; если же Он сотворен, то не единороден, но и тварь и все части твари – собратия Ему. Если Он единороден, то не имеет ничего общего с существами тварными. А что Сын единороден, научил сему Сам Единородный, сказав: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ), и чрез несколько слов: «веруяй в Онь несть осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия» ( Ин. 3, 18 ). Евангелист же сказал так: «и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1, 14 ); потому что естество плоти не умалило достоинства Божества, но и плотию обложенное Слово явило в Себе Отчее благородство. И еще говорит Евангелист: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1, 18 ). А Креститель взывает: «веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3, 36 ). И все Апостолы именуют Его преискренним и истинным Сыном Божиим. Сам Отец, двоекратно провещав с неба, показал преискренность рождения; ибо изрек: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3, 17 , Мф. 17, 5 ). И что говорю о Крестителе, об Евангелисте, о прочих Апостолах и о Боге всяческих? – Даже отец лжи, диавол, не осмелился именовать Его иначе, но до вступления в борение сказал: «аще Сын еси Божий» ( Мф. 4, 6 ); побежденный же, дознав, Кто Он, не сомневаясь взывает: «что нам и Тебе,... Сыне Божий! Пришел еси... прежде времене мучити нас» ( Мф. 8, 29 ); и в Филиппах нарек Его Вышним и Богом, ибо сказал: «сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают» вам «путь спасения» ( Деян. 16, 17 ); «рабами» же назвал Апостолов Христовых, дознав это от них самих, ибо слышал, что так сказует и пишет божественный Павел. Ибо говорит он: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол» ( Рим. 1, 1 ); «Павел и Тимофей раби Иисус Христовы» ( Флп. 1, 1 ). Если же сам учитель лжи, уступая молниеносному свету истины, именует Его и Сыном, и Вышним, и Сыном Божиим, то осмеливающиеся назвать Сына тварию усиливаются опровергнуть самое наименование Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Беседа на Рождество Христово. Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Рождество Христово, как рождество Божества, да почитается молчанием. Посему не будем исследовать оного нашими мыслями, – не станем излишне любопытствовать о том, образ чего не может быть представлен, где не было зрителя. Что может представить ум, и как послужить мыслям язык? Нет Отца, и родился Сын. Не говори: „когда»? но обходи молчанием такой вопрос. Не спрашивай: „как“? поскольку невозможен ответ. На вопрос: „когда“ можно сказать разве только: „временно»; а на вопрос: „как“ ответить: „родился для телесных людей плотским образом“. Могу сказать от Писания: „как озарение от славы, и как образ от первообразного»: тем не менее да не будет у тебя излишнего стремления размышлять о сих словах: я исповедаю недоступность для мысли и невыразимость для человеческого слова образа Божественного рождества. Не говори, что „если Сын родился, то, значит, не был», – и не восхищай добра, злодейством неискуссной мысли, здешними образами разрушая истину и затемняя учение о Боге. Я сказал: „Он родился“, чтобы показать начало и цель сего, а не с тем, чтобы исследовать довременное происхождение Единородного. Но ты напрасно не исследуй Сына. Оставим речь о присносущем и неизреченном Рождестве, поскольку ум не в силах постигнуть непостижимое естество: естество Слова, как ни важно для разума понять оное, не может быть ни с чем сравниваемо. Бог – на земле, Бог – среди людей, Бог – во плоти: не по временам только Он действует, как во пророках, но соединил Себя с человечеством и сродною нам плотью возвел к Себе человечество. Спросишь: каким образом Божество – во плоти? – Огонь не поглощается железом, но пребывает вместе и дает ему свою силу, железо не уменьшается от растопления, огонь наполняет собою все соприкасающееся ему. Так и Бог Слово не вышел из Себя, хотя и вселился в нас, – не претерпел превращения, хотя Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ); и небо не стало пусто без Содержащего, хотя земля приняла в свои недра Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

1) Прочитав писанное твоим богочестием, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа веру, прежде же всего прославили Бога, даровавшего тебе таковую благодать – и хранить правое разумение, и, по мере сил, познавать козни дьявольские; но подивились также злоумию еретиков, примечая, что впали они в великую глубину злочестия, а оттого утратили всякое чувство и имеют совершенно растленный ум. И это их предприятие есть как дьявольское внушение, так и подражание беззаконным иудеям. Как те, отовсюду обличаемые, сами против себя придумывали предлоги, только бы отречься им от Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: так и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь их для всех стала гнусною, делаются изобретателями зол, чтобы им, не прекращая борений с истиною, быть в подлинном смысле христоборцами. Ибо откуда возникло у них и это зло? Как вообще осмелились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, как видно, есть нечто лукавое, и действительно «неискусен о вере» ( 2Тим. 3, 8 ). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единородного Сына Божия, показывали по крайней мере вид, что признают пришествие Его во плоти; ныне же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и от этого своего мнения, и сделались совершенными безбожниками, так-что не признают Его Богом, и не веруют, что сделался Он человеком. А если бы веровали, то не говорили бы того, что написало против них твое богочестие. 2) Посему ты, возлюбленный и истинно желанный, обличив таковых, сделав им увещание и выговор, поступил сообразно с церковным преданием и с благочестивою верою в Господа. Поскольку же они, возбуждаемые отцом их дьяволом , «не познаша, ниже уразумеша, – по написанному, но – во тме ходят» ( Псал. 81, 5 ); то пусть уведают от твоего благоговения, что такое их злоумие свойственно Валентину, Маркиону и Манихею, из которых одни вместо действительности вводили мнимое, а другие, разделяя нераздельное, отрицали, что «Слово плоть бысть, и вселися в ны» ( Иоан. 1, 14 ). Почему же, держась их мыслей, не наследуют и имен их? Ибо справедливо иметь им имена тех, чье содержат зловерие, и именоваться уже валентинианами, маркионитами и манихеями. В таком случае пристыжденные смрадом именований, может быть, в состоянии они будут понять, в какую ниспали глубину нечестия. И хотя справедливость требовала бы не отвечать этим еретикам, по Апостольскому совету: «еретика человека по первом и втором наказании отрщайся, ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден» ( Тит. 3, 10, 11 ), особливо же, поскольку и Пророк говорит о таковых: «юрод... юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет» (Иса. 32, 6): однако-же, поскольку, подобно вождю своему, и они ходят, как львы, ища «кого поглотити» из людей простодушных ( 1Петр. 5, 8 ); то и для нас сделалось необходимым отписать к твоему благоговению, чтобы братия, снова наученные твоим увещанием, предали вящему осуждению их суесловие.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

2 . «Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий. Кто работал с перваго часа, пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришел и после третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришел после шестого часа, пусть не безпокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый час, приступи без всякаго опасения. Кто пришел даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последняго, как перваго; – успокоивает пришедшаго в одиннадцатый час так же, как и трудившагося с перваго часа. Он и последняго милует, и перваго награждает, – и тому дает, и этому дарует, – и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поскольку для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем возсияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нея освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад, и огорчил того, который коснулся плоти Его. Давно предузнав сие, Исаия воскликнул: ад доле огорчися, срет тя ( Ис. 14, 9 ). Он огорчился, поскольку поруган; огорчился, так как умерщвлен: огорчился, ибо взял плоть, а принял в ней Бога, – взял землю, а нашел в ней небо, – взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал. Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )? Христос воскрес, и пали демоны. Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь. Христос воскрес, и нет ни одного мертваго во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 20 ). Господь возстал из мертвых, и с Ним множество святых. Будем же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистинну, сей день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117, 24 ): прославим воскресение Спаса нашего, или паче, воспоем наше воскресение. Возвестим память о дне нашего спасения. Возвестим умерщвление диавола и плен нечистых демонов, спасение христиан и востание мертвых. Ибо воскресением Христовым огонь ада угашается, червь неумирающий скончевается, ад устрашается, диавол стенает, грех умерщвляется, злые духи прогоняются, сущии на земле на небо восходят, бывшие во аде освобождаются от уз диавола и, к Богу притекая, взывают диаволу: Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

В рождестве девство сохранила еси,/во успении мира не оставила еси, Богородице,/преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,//и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак Пресвятой Богородице в день Успения Ее, глас 2 В молитвах неусыпающую Богородицу/и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста:/якоже бо Живота Матерь/к животу престави//во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Пресвятой Богородице в день Успения Ее Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София - Премудрость Божия» Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София - Премудрость Божия», глас 1 Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/средостение вражды разрушив,/освятил еси естество наше/и Царствие Твое нам отверзл еси;/сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/и рождшую Тя,/спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую,//православно величаем. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София - Премудрость Божия», глас 4 Велия и неизреченная Премудрости Божия сила/смотрения плотскаго таинства!/Софие Преименитая,/девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/смиренныя мудрости истино,/покоище Святаго Духа,/пречестный храме непостижимыя славы Его,/огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/Невидимый явися,/и неприкосновенный из Тебе изыде,/и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя/и человеки от клятвы древния свобождая,/возводя паки, отнюдуже испадохом./Молимтися, Владычице,/отягченныя ны во гресех лютых помиловати/и спасти души наша,/и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/Мати Премудрости Божия Слова,/призри на ны, грешныя люди Твоя,/и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/и грады наша невредимы сохрани,//идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится. Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «София - Премудрость Божия», глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим святым и светлым торжеством ( Лук. 14:17 ). Кто раб благоразумный, да внидет с радостью в радость Господа своего ( Мф. 25:21 ). Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий ( Мф. 20:13 ), т. е., награду. Кто работал с первого часа (т. е., с начала поста), пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришел и после третьего часа (т. е., не с начала поста), благодари и веселись. Кто пришел после шестого часа (т. е., еще позже), пусть не беспокоится, ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый час, приступи без всякого опасения. Кто пришел даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последнего, как первого; – успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа. Он и последнего милует, и первого награждает, – и тому дает, и этому дарует, – и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние, получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поелику для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем воссияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нее освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертью, Он истребил смерть; сошедший в ад, Он расхитил ад, и огорчил того, который коснулся плоти Его. Давно предузнав это, Исаия (пророк) воскликнул: «ад огорчился, сретив Тебя в преисподних своих» ( Ис. 14:9 ). Он огорчился: поелику поруган; огорчился, так как умерщвлен; огорчился: ибо взял плоть, а принял к ней Бога, – взял землю, а нашел в ней небо, – взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал. Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15:55 )? Христос воскрес, и пали демоны. Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь. Христос воскрес, и нет ни одного мертвого в гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15:20 ). Господь восстал из мертвых, и с Ним множество святых. Будем же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистину, сей – день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь ( Пс. 117:24 ): прославим воскресение Спаса нашего, или паче, воспоем наше воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

О смерти крестной Впервые в: Православная мысль. 2. Париж, 1930, сс. 148–187. Печатается по этому изданию. Флоровский дает в статье ссылки на сочинения отцов, указывая только редактора того или иного издания. Приведем полные библиографические данные о цитируемых изданиях: Bonwetsch – Methodius Olympius. Opera/Ed. G. N. Bonwetsch. Leipzig, 1917 (GCS 27). Hartel – Cyprianus Carthaginiensis. Opera/Ed. G. Hartel. 3 Bdd. Vienna, 1868–1871 (C.S.E.L. 3). Harvey – Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses/Ed. W. W. Harvey. 2 voll. Cambridge, 1857. Holl – Epiphanius Constantiensis. Opera/Ed. K. Holl. 3 Bdd. Leipzig, 1915–1933 (GCS 25, 31:37). Kroymann – Tertullianus. Opera. Pars III/Ed. Е. Kroymann. Vienna, 1906 (C.S.E.L. 47). Lelong – Les Pères apostoliques. Т. III. Ignace d’An¬tioche et Polycarpe de Smyrne/Ed. A. Lelong. Paris, 1910. Otto – Corpus apologetarum/Ed. J. С. T. von Otto. 9 Bdd. Jena, 1847–1872. Preuschen – Origenes. Commentaria in Evangelium Joannis/Ed. Е. Preuschen. Leipzig, 1903 (GCS 4). Reifferscheid-Wissowa – Tertullianus. Opera. Pars 1/Ed. A. Reifferscheid et G. Wissawa. Vienna, 1890 (C.S.E.L. 20). Schwartz – Athenagoras Atheniensis. Opera/Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1891 (TUIV.2). Srawley – Gregarius Nyssenus. Oratio catechetica/Ed. J. Н. Srawley. Cambridge Patristic Texts, 1903. Мысль мою Твоим смирением сохрани... (Из вечернего правила) I «Слово плоть бысть» – в этом высшая радость христианской веры. В этом – полнота Откровения. И откровения не только о Боге, но и о человеке... В Воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни. Ибо «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим», как говорил сщмч. Ириней 234 . В воплощении Слова не только восстанавливается первозданная цельность и полнота человеческой природы. И человеческая природа не только возвращается к утраченному Богообщению – но обновляется, воссозидается, новотворится... Первый Адам был до падения духоносным человеком...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Письмо шестое I. Необходимость Голгофской Жертвы Бог, все определяющий мерою и числом и весом ( Прем. 11:21 ), когда приготовление людей к принятию Искупителя достигло возможной при их растлении полноты, ниспосылает на землю обетованного Мессию, единородного Сына Своего. «И Слово плоть бысть» ( Ин. 1:14 ). Цель воплощения Сына Божия есть спасение людей. Нас ради человеков и нашего ради спасения сшел Он с неба. Средство для этой цели могла найти только Божеская премудрость и средства, избранного Богом, никогда не мог измыслить никакой сотворенный ум, как бы ни был он высок. Домостроительство нашего спасения ясно свидетельствует о бесконечной премудрости единого премудрого Бога. Премудрый и всеблагий Бог не восхотел оставить падшего человека на безвозвратную погибель, тем более, что в падшем человеке при всем его растлении всё еще оставалась возможность восстановления. Образ Божии, основание духовной жизни человека и единения его с Богом, не был совершенно разрушен силою зла. Отпадение человека от Бога не было решительное и безвозвратное, как в начальнике зла. В помраченном уме оставалась еще мысль о Боге, искание Его, стремление к Нему, хотя стремление слепое, думавшее найти Бога в тварях. В человеческой воле не было непримиримой ненависти к добру, нераскаянной злобы, но сохранялась еще возможность раскаяния, оставалась ещё любовь к добру, хотя слабая и немощная, пересиливаемая влечением к злу. Такие останки добра делали человека не совсем недостойным милосердия Божия. Любовь Божия не восхотела оставить человека в жертву смерти и злу, но благоволила восстановить его. Для спасения падшего человека нужно было удовлетворить правде Божией за грех человека. В царстве нравственном есть столь же необходимые законы, как и в мире физическом. Как жизнь и благоустройство внешней природы держатся на необходимых законах, так бытие и порядок нравственного царства держатся на своих законах, столько же для него необходимых, как законы физические – для природы и без которых невозможно никакое нравственное устройство.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Послание к Епископу и исповеднику Аделфию, против ариан 1) Прочитав писанное твоим богочестием, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа веру, прежде же всего прославили Бога, даровавшего тебе таковую благодать — и хранить правое разумение, и, по мере сил, познавать козни дьявольские; но подивились также злоумию еретиков, примечая, что впали они в великую глубину злочестия, а оттого утратили всякое чувство и имеют совершенно растленный ум. И это их предприятие есть как дьявольское внушение, так и подражание беззаконным иудеям. Как те, отовсюду обличаемые, сами против себя придумывали предлоги, только бы отречься им от Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: так и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь их для всех стала гнусною, делаются изобретателями зол, чтобы им, не прекращая борений с истиною, быть в подлинном смысле христоборцами. Ибо откуда возникло у них и это зло? Как вообще осмелились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, как видно, есть нечто лукавое, и действительно «неискусен о вере» (2 Тим. 3:8). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единородного Сына Божия, показывали по крайней мере вид, что признают пришествие Его во плоти; ныне же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и от этого своего мнения, и сделались совершенными безбожниками, так-что не признают Его Богом, и не веруют, что сделался Он человеком. А если бы веровали, то не говорили бы того, что написало против них твое богочестие. 2) Посему ты, возлюбленный и истинно желанный, обличив таковых, сделав им увещание и выговор, поступил сообразно с церковным преданием и с благочестивою верою в Господа. Поелику же они, возбуждаемые отцом их дьяволом, «не познаша, ниже уразумеша , — по написанному, но — во тме ходят» (Псал. 81:5); то пусть уведают от твоего благоговения, что такое их злоумие свойственно Валентину, Маркиону и Манихею, из которых одни вместо действительности вводили мнимое, а другие, разделяя нераздельное, отрицали, что «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Иоан. 1:14). Почему же, держась их мыслей, не наследуют и имен их? Ибо справедливо иметь им имена тех, чье содержат зловерие, и именоваться уже валентинианами, маркионитами и манихеями. В таком случае пристыжденные смрадом именований, может быть, в состоянии они будут понять, в какую ниспали глубину нечестия. И хотя справедливость требовала бы не отвечать этим еретикам, по Апостольскому совету: «еретика человека по первом и втором наказании отрщайся, ведый, яко развратися таковый и согрешает, и есть самоосужден» (Тит. 3:10, 11), особливо же, поелику и Пророк говорит о таковых: «юрод... юродивая изречет, и сердце его тщетная уразумеет» (Иса. 32:6): однако-же, поелику, подобно вождю своему, и они ходят, как львы, ища «кого поглотити» из людей простодушных (1 Петр. 5:8); то и для нас сделалось необходимым отписать к твоему благоговению, чтобы братия, снова наученные твоим увещанием, предали вящему осуждению их суесловие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2568...

Слово в день Пятидесятницы. Блаженного Августина, епископа Иппонийского Возлюбленные братие! Ныне мы совершаем годичное торжество в воспоминание того дня, когда Господь наш Иисус Христос послал Святого Духа, Которого обещал прежде ученикам Своим и о Коем сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет к вам ( Ин. 16:7 ). В четыредесятый по воскресении Своем день, который за десять пред сим дней мы праздновали, Господь вознесся на небо, и, исполняя Свое обещание, послал в настоящий день Святого Духа, Которого и исполнились первоначально сто двадцать душ, собранных вместе и с верой ожидавших Обетованного. И бысть, – пишется, – внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну,... и явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на едином коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати всеми (иными) языки, якоже Дух даяше им провещавати ( Деян. 2:2–4 ). Итак, во–первых, рассмотрим кратко, почему Господь сказал, обещая Святого Духа: «не может Он прийти, если Я не отъиду». Почему это, когда Дух Святой, будучи не отлучен от Сына Божия, мог прийти и в присутствии Его? Заметим, что Господь являл ученикам, как немощным еще, образ раба, в коем Слово плоть бысть и вселися в ны; а плоть Господа могли видеть и плотские люди, между тем как образ Божий, в котором не восхищением непщева быти равен Богу, могли созерцать только духовные. Посему-то (Господь) и сказал: «не может Он приити, если Я не отъиду», то есть: доколе ваше плотское чувство будет созерцать Мою плоть, дотоле ваш духовный взор не восприимет Божества Моего. Ибо дарованием Святого Духа Он обещал ввести их во всякую истину, но, как сказано: верою очищь сердца их ( Деян. 15:9 ): блажени бо чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Итак, Господь удалился телесным образом от плотских очей их, чтобы Духом Святым открыть сердцам их Божество Свое. За сим рассмотрим, почему в то время было такое знамение присутствия Святого Духа, что получившие сего Духа говорили всеми языками? Ибо ныне, когда подается Святой Дух, получившие Его не говорят всеми языками; Дух Святой не являет Себя таким очевидным чудом, как в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010