Содержание Поучение VIII. В третий день святой Пасхи, на литургии. Поучение XVII. В пяток Светлой седмицы, на Литургии. Поучение XXVIII. В неделю о разслабленном, на утрени. Поучение XXXI. В Преполовение Пятидесятницы. Информация о первоисточнике Поучение VIII. В третий день святой Пасхи, на литургии.     «Христос воскресе!»    И воскресение Его служит знамением нашего избавления от грехов и оправдания пред Богом. Об этом свидетельствует Апостол, когда говорит, что Христос «предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше» (Рим. 4:25).    Что Иисус Христос «предан бысть за прегрешения наша», — это такая истина, которую не нужно доказывать христианам. Ее предсказали пророки, когда предызображали страдания Спасителя. — «Той язвен бысть за грехи наша», говорили они, «и мучен бысть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем» (Ис. 53:5). Ее проповедывали Апостолы, когда говорили: «Христос умре грех ради наших; Христос о гресех наших пострада» (1 Кор. 15:3; 1 Петр. 3:18). Ее возвестил и Сам Иисус Христос, когда говорил иудеям: «Я душу Мою полагаю за овцы»; плоть Мою «дам за живот мира» (Иоан. 10:55; 6, 51).    И мы несомненно веруем, что Иисус Христос умер за грехи наши. Но почему веруем? Потому что Он «и воста за оправдание наше». А веровали ли бы мы этому, если бы Он не востал из мертвых, и какова была бы тогда наша вера? Если бы Иисус Христос не воскрес из мертвых, то вероятно никто не признал бы Его своим Искупителем; ибо никто не мог бы твердо убедиться, что жертва, принесенная Им за грехи наши, угодна Господу и удовлетворила правосудию Божию. Тогда всякий справедливо мог бы сказать верующим: «Аще Христос не воста, — суетна вера ваша, — вы еще во гресех ваших» (1 Кор. 15:17).    Но вот Он воскрес; да умолкнет неверие, да исчезнет всякое сомнение о нашем чрез Него спасении! Воскрес Христос; значит, правосудие Божие удовлетворилось Его жертвою за грехи наши. Воскрес Христос; значит, лежавшие на Нем грехи наши прощены теперь и уничтожены. Воскрес Христос; значит, Он Своею смертию попрал смерть, служившую наказанием за грехи наши, и сделал ее переходом к безсмертию. Итак, верно слово Апостола, что Христос «предан бысть за прегрешения наша и воста за оправдание наше», — воскрес, между прочим, для того, дабы показать нам, что Он точно искупил нас от грехов и оправдал пред Богом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3455...

Поучение в неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною «Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему» ( Ин. 4:23 ). Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу-Отцу Духом и Истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: «Аз есм путь и истина и живот» ( Ин. 14:6 ). Истина есть Слово Божие: «Слово Твое истина есть» ( Ин. 17:17 ; Кол. 1:16 ). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово – Бог, это Слово – Творец всего существующего, видимого и невидимого ( Ин. 1:1, 3 ; Кол. 1:16 ). Это «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1:14 ). «Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1:18 ). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. «От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть» ( Ин. 1:16–17 ). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но сама благодать, сама истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ). Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины ( Ин. 15:26, 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава 21 Иез.21:1–2 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сего ради прорцы сыне человечь, и утверди лице твое на Иерусалим, и воззри на святыни их, и прорцы на землю Израилеву, Поскольку полагают они, что сказанное есть просто притча, а не истина, то ясно покажи им, что дубрава Нагев, то есть полуденная и южная, есть самый Иерусалим. Иез.21:3 . И речеши к земли Израилеве: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз на тя, и извлеку мечь Мой из ножен его, и потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконнаго. Явно же, что мечом называет наказание, и ножнами, то есть влагалищем меча, именует долготерпение, по миновании которого наконец открыто насылается наказание на достойных оного. И, показывая справедливость наказания, кстати, присовокупил: «и потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконнаго». Потом извещает, что последует в то же время и с другими народами, живущими посреди. Иез.21:4 . Понеже потреблю от Тебе неправеднаго и беззаконника, тако изыдет меч Мой из ножен своих, Иез.21:5 . и ктому не возвратится. По причине беззаконий, какие у тебя, как бы меч из влагалища, извлекая воинство, тому же наказанию предам халдеев и живущих между тобою и халдеями, и сделаю, что все на опыте узнают, что Я имею власть над всеми, и законно подверг их сему бедствию. Иез.21:6 . И ты, сыне человечь, воздохни в сокрушении чресл твоих, и в болезнех возстени пред очима их. Пусть за сказанным тобою последует у тебя сострадание, и стенаниями своими научи их, что изрекаемое тобою истинно. Иез.21:7 . И будет, аще рекут к тебе: чесо ради ты стенеши? и речеши о возвещении, яко грядет, и сокрушится всяко сердце, и ослабеют вся руки, и издшет всяка плоть, и всяк дух, и вся стегна осквернавятся мокротою: се грядет, и будет, глаголет Адонаи Господь. Необходимо тебя стенящего будут спрашивать, желая дознать причину страдания. И ты отвечай вопрошающим: предвидя будущие несчастия, горестные вести и тем внушаемый всем страх, стенаю и сетую о бедствиях единоплеменных мне. Иез.21:8 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не разумно (οκ ελγως) христоборцы, дискутируя о том, что касается Божества Сына, и исследуя отношение, которое Он по природе имеет к Своему Отцу, пользуются по-человечески сказанными словами, которые Господь сказал, когда облекся в нашу плоть. Ибо не тем, что Он как человек домостроительно говорит, характеризуется бестелесная сущность, но следует знать и верить, что Слово, будучи Богом и во всем единосущным Отцу, облеклось в человеческую природу и стало человеком, дабы и как человек иногда говорить, по причине [Своего, осуществляемого] с помощью плоти домостроительства. Говорит Он также и как Бог то, что выше человека, как по природе таковым являющийся, и когда момент того требует. Но если бы кто пожелал сказанное скорее по-человечески и домостроительно, как я уже говорил, приводить в отношении Его Божества, и, наоборот, Божески изреченное относить к тому времени, в которое Он стал человеком, то таковой погрешит против природы вещей и упразднит домостроительство. Ведь иногда Он как Бог говорит: «Аминь, глаголю вамъ, прежде даже Авраамъ не бысть, Азъ есмь» 221 . И опять: «Снидохъ с небесе» 222 . Если бы кто пожелал, чтобы Он сохранял только боголепное достоинство, то таковой всяко будет отвергать то, что Он в последние времена стал человеком. Ибо по человечеству Он не был, прежде даже Авраамъ не бысть, и не как человек снид с небесе. И опять же, если кто захочет слова и дела [Его] человечества приложить к нагому прежде вочеловечения Богу Слову, то это будет крайне нечестиво. Ибо что он будет делать, когда Христос говорит: «Нын душа Моя возмутися 223 и прискорбна есть 224 »? Согласится считать, что печаль и смятение возникли в области природы Божией, и ею владел страх смерти? Что же, когда увидит Его распинаемым, то и здесь согласится, что таким образом страдает Божество Сына подобно человеку? Или [все же] отвергнет хулу? Итак, для каждого времени и дела да соблюдается приличествующее [ему], и да исследуется смысл богословия (τς θεολογας λγος), [исходя] всяко не из тех [речений], которые Он очевидно произносит как человек, но из тех, из которых [явствует, что] Он есть [рожденный] из Отца, как Сын и Бог. А в отношении [осуществляемого] с помощью плоти домостроительства (τ οκονομ τ μετ σαρκς) пусть будет допущено, что Он иногда говорит и то, что не приличествует нагому и сущему Само по Себе Божеству 225 . Итак, когда, как человек, Он говорит, что Он не так же благ, как Отец, то следует скорее отнести и это к домостроительству с плотью и не связывать с сущностью Сына и Бога. Убедительный ответ вопросившему: «что Мя глаголеши блага?» 226 , и истолкование [этого] речения

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Нужно знать, что этот пророк пророчествовал не относительно Иерусалима, чего в еврейском тексте совсем нет, а относительно Израиля , то есть десяти колен, которые называются Израилем и которые жили в Самарии. Так же перевели Акила, Симмах и Феодотион. Таким образом, первый пророк, Осия, говорит к десяти коленам, которые называются Ефремом, Самарией, домом Иосифовым и Израилевым. Второй, Иоиль, изрекает пророчество к Иерусалиму и двум коленам, называющимся Иудой, Иерусалимом и Иаковом, совсем не упоминая об Израиле. Третий, Амос, обращается с пророчеством не к Иерусалиму, управлявшемуся коленом Иудиным, но к Израилю, обитавшему в Самарии. Это можно подтвердить как всей его книгой, так в особенности следующими словами: послал Амасия, священник Вефильский, к Иеровоаму, царю израильскому, сказать: Амос произвел возмущение против тебя среди дома Израилева ( Ам7:10 ). И несколько далее Амасия говорит Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй. А в Вефиле больше не пророчествуй; ибо он святыня царя и дом царский. Ему отвечал Амос: Я не был ни пророком, ни сыном пророка, но я пастух овец, собирающий ежевичные ягоды. И взял меня Господь, когда я ходил за овцами, и сказал мне: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю (там же, Ам7:12–14 ), – отнюдь не к Иуде и Иерусалиму, как читается неправильно у греков и латинян, но к Израилю, то есть к десяти коленам, которые вследствие многочисленности жителей получили древнее название Израиля. В том же месте, где LXX перевели в Аккариме, Феодотион поставил самое слово еврейское в Nocidim , что Акила перевел ν ποιμνιοτρβοις, то есть в пастушеских [странах]; Симмах и пятое издание ν τοις ποιμσιν, то есть среди пастухов. Полагаю, что и здесь LXX, обманутые сходством букв далет и реш, как будто бы вместо nocedim стояло nocerim, поставили слово Accarim, хотя буква нун, стоящая в начале слова, делает неизвинительной эту ошибку. Но до настоящего времени я нигде не читал, что есть еврейское слово Accarim. Те, которые переводят это чрез στερωσιν, то есть бесплодие, относят это не столько к Аккариму, сколько к филистимскому городу Аккарону, о чем нигде не читается. Итак, в этой книге заключаются слова Амоса, который был из города Фекуи и из числа пастухов, потому что и вся эта страна – пастушеская, – [слова], которые он видел относительно Израиля не телесными очами, но в мысленном созерцании, потому что пророки назывались провидящими; в буквальном же смысле слова не видят, а слышат. Поэтому и народ видел глас Божий, и Моисей, храня молчание, говорил к Господу, который сказал ему: что вопиеши ко Мне ( Исх14:15 )? Также в Новом Завете мы читаем; еже видехом и слышахом очима нашима, и руки наша осязаша о словеси животнем ( 1Ин1:1 ). Ибо Слово Божие, которое невидимо само по себе, видели апостолы и осязали своими руками; и Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин1:14 ). Видел же он нижеследующие слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слово 22. На [слова] «О дни же томъ и час никтоже всть, ни ангели токмо Отецъ Мой единъ» 895 Возражение со стороны христоборцев. И как же, говорят они, Сын будет по сущности подобен Отцу, когда Он говорит, что не знает дня вка 896 , тогда как Отец знает, как Сам Он признает? Ведь в этом показывается изрядное неподобие и некое природное отличие. Опровержение на это. Если Сам Он является Творцом веков, лет и времен, – а Он действительно [таковым] является, – то как Он у вас считается не ведущим одного дня и часа? Итак, надо исследовать сказанное Им ученикам. И можно ясно отсюда видеть, что как Бог Он знает и день, и час, хотя, показывая в Себе свойственное человеку, и говорит, что не знает. Ведь если Он точно описывает всё имеющее быть прежде оного дня и часа и говорит, что, дескать, будет то, случится это, и затем – конец, то ясно, что, ведая то, что прежде него, Он знает и сам этот день. Ибо после перечисленного Им Он объявляет, что [тогда] кончина 897 . Кончина же что иное есть, если не последний день, о котором Он домостроительно сказал, что не знает его, в очередной раз сохраняя за человечеством подобающий ему чин? Ведь человечеству свойственно не знать будущего. ИНОЕ, в повествовательной форме. В словах Спасителя необходимо исследовать время, когда они были Им сказаны, ибо, таким образом, мы избежим заблуждения. Итак, если прежде вочеловечения Божие Слово обретается говорящим о Себе нечто смиренное, то пусть это прилагается к Его Божеству, и пусть к Нему относятся [таковые] речения. А если тогда, когда Он плоть бысть 898 , Он воспользовался человеческими выражениями, чтобы воистину показать Себя также и человеком, то разве не логично будет к человечеству отнести сказанное по-человечески? Ибо это значит воспринимать тропос домостроительства. Ведь если Он не стал человеком, то пусть всё говорит как Бог; а если стал человеком, то пусть Ему будет позволено и говорить как человек, при том, что домостроительство по человечеству ничуть не вредит Ему в отношении Божества. Ибо »то значит сказанное Павлом: «Плняюще всякъ разумъ в Христово» 899 . Итак, свойство Слова, – поскольку Оно есть Слово, – знать начало и конец сотворенного Им; а одно из творений – это время, и Сотворивший его всяко знает, до как и каких пор ему дано существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

2. О Сыне Научились же мы веровать как в единого Бога, так и в единого Сына, прежде веков рожденного. Не утверждаем, что, как баснословит Валентин, иной есть Единородный, иной – Слово, иной – Христос, и еще иной Иисус. Также Господа нашего Иисуса Христа не именуем тварию, как богохульствуют Арий и Евномий, – потому что Божественное Писание называет Его Единородным; если же Он сотворен, то не единороден, но и тварь и все части твари – собратия Ему. Если Он единороден, то не имеет ничего общего с существами тварными. А что Сын единороден, научил сему Сам Единородный, сказав: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ), и чрез несколько слов: «веруяй в Онь несть осужден: а не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя Единороднаго Сына Божия» ( Ин. 3, 18 ). Евангелист же сказал так: «и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1, 14 ); потому что естество плоти не умалило достоинства Божества, но и плотию обложенное Слово явило в Себе Отчее благородство. И еще говорит Евангелист: «Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1, 18 ). А Креститель взывает: «веруяй в Сына имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3, 36 ). И все Апостолы именуют Его преискренним и истинным Сыном Божиим. Сам Отец, двоекратно провещав с неба, показал преискренность рождения; ибо изрек: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» ( Мф. 3, 17 , Мф. 17, 5 ). И что говорю о Крестителе, об Евангелисте, о прочих Апостолах и о Боге всяческих? – Даже отец лжи, диавол, не осмелился именовать Его иначе, но до вступления в борение сказал: «аще Сын еси Божий» ( Мф. 4, 6 ); побежденный же, дознав, Кто Он, не сомневаясь взывает: «что нам и Тебе,... Сыне Божий! Пришел еси... прежде времене мучити нас» ( Мф. 8, 29 ); и в Филиппах нарек Его Вышним и Богом, ибо сказал: «сии человецы раби Бога Вышняго суть, иже возвещают» вам «путь спасения» ( Деян. 16, 17 ); «рабами» же назвал Апостолов Христовых, дознав это от них самих, ибо слышал, что так сказует и пишет божественный Павел. Ибо говорит он: «Павел раб Иисус Христов, зван Апостол» ( Рим. 1, 1 ); «Павел и Тимофей раби Иисус Христовы» ( Флп. 1, 1 ). Если же сам учитель лжи, уступая молниеносному свету истины, именует Его и Сыном, и Вышним, и Сыном Божиим, то осмеливающиеся назвать Сына тварию усиливаются опровергнуть самое наименование Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Беседа на Рождество Христово. Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Рождество Христово, как рождество Божества, да почитается молчанием. Посему не будем исследовать оного нашими мыслями, – не станем излишне любопытствовать о том, образ чего не может быть представлен, где не было зрителя. Что может представить ум, и как послужить мыслям язык? Нет Отца, и родился Сын. Не говори: „когда»? но обходи молчанием такой вопрос. Не спрашивай: „как“? поскольку невозможен ответ. На вопрос: „когда“ можно сказать разве только: „временно»; а на вопрос: „как“ ответить: „родился для телесных людей плотским образом“. Могу сказать от Писания: „как озарение от славы, и как образ от первообразного»: тем не менее да не будет у тебя излишнего стремления размышлять о сих словах: я исповедаю недоступность для мысли и невыразимость для человеческого слова образа Божественного рождества. Не говори, что „если Сын родился, то, значит, не был», – и не восхищай добра, злодейством неискуссной мысли, здешними образами разрушая истину и затемняя учение о Боге. Я сказал: „Он родился“, чтобы показать начало и цель сего, а не с тем, чтобы исследовать довременное происхождение Единородного. Но ты напрасно не исследуй Сына. Оставим речь о присносущем и неизреченном Рождестве, поскольку ум не в силах постигнуть непостижимое естество: естество Слова, как ни важно для разума понять оное, не может быть ни с чем сравниваемо. Бог – на земле, Бог – среди людей, Бог – во плоти: не по временам только Он действует, как во пророках, но соединил Себя с человечеством и сродною нам плотью возвел к Себе человечество. Спросишь: каким образом Божество – во плоти? – Огонь не поглощается железом, но пребывает вместе и дает ему свою силу, железо не уменьшается от растопления, огонь наполняет собою все соприкасающееся ему. Так и Бог Слово не вышел из Себя, хотя и вселился в нас, – не претерпел превращения, хотя Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ); и небо не стало пусто без Содержащего, хотя земля приняла в свои недра Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

2 . «Кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, да внидет с радостию в радость Господа своего. Кто потрудился среди поста, пусть приимет ныне динарий. Кто работал с перваго часа, пусть получит ныне всю должную плату. Кто пришел и после третьяго часа, благодари и веселись. Кто пришел после шестого часа, пусть не безпокоится: ибо ничего не лишится. Кто замедлил и пришел в девятый час, приступи без всякаго опасения. Кто пришел даже в одиннадцатый час, пусть и такой не страшится своего замедления. Ибо Владыка наш щедролюбив: принимает и последняго, как перваго; – успокоивает пришедшаго в одиннадцатый час так же, как и трудившагося с перваго часа. Он и последняго милует, и перваго награждает, – и тому дает, и этому дарует, – и о делах радуется, но и доброе расположение хвалит. Итак, все войдите в радость Господа нашего! И первые и последние получите мзду! Богатые и бедные, ликуйте друг с другом! Трудившиеся и нерадивые, почтите настоящий день! Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уходи голодным. Все насладитесь пиршеством веры! Все воспользуйтесь богатством благости! Никто не жалуйся на бедность: поскольку для всех настало царствие. Никто не плачь о грехах своих: ибо из гроба всем возсияло прощение. Никто не страшись смерти: так как от нея освободила всех нас смерть Спасителя. Объятый смертию, Он истребил смерть; сошедший во ад, Он расхитил ад, и огорчил того, который коснулся плоти Его. Давно предузнав сие, Исаия воскликнул: ад доле огорчися, срет тя ( Ис. 14, 9 ). Он огорчился, поскольку поруган; огорчился, так как умерщвлен: огорчился, ибо взял плоть, а принял в ней Бога, – взял землю, а нашел в ней небо, – взял то, что видел, а подвергся тому, чего и не ожидал. Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )? Христос воскрес, и пали демоны. Христос воскрес, и радуются ангелы. Христос воскрес, и водворяется жизнь. Христос воскрес, и нет ни одного мертваго во гробе. Ибо Христос, воскресший из мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 20 ). Господь возстал из мертвых, и с Ним множество святых. Будем же праздновать радостно и досточестно, ибо, воистинну, сей день, егоже сотвори Господь. Возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117, 24 ): прославим воскресение Спаса нашего, или паче, воспоем наше воскресение. Возвестим память о дне нашего спасения. Возвестим умерщвление диавола и плен нечистых демонов, спасение христиан и востание мертвых. Ибо воскресением Христовым огонь ада угашается, червь неумирающий скончевается, ад устрашается, диавол стенает, грех умерщвляется, злые духи прогоняются, сущии на земле на небо восходят, бывшие во аде освобождаются от уз диавола и, к Богу притекая, взывают диаволу: Где ти смерте жало? Где ти аде победа ( 1Кор. 15, 55 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Русская экспансия на Дальнем Востоке: под сенью Албазинской... 9/22 марта - память Албазинской иконы Божией Матери «Слово Плоть Бысть» 20.03.2022 691 Время на чтение 11 минут   Начало истории В середине XVII в., ко времени, когда первые русские поселения появились на тихоокеанском побережье, берега Амура стояли опустошенными. Маньчжуры в этот период насильственно переселяли из Приамурья все родственные себе племена в центральные районы Китайской империи. Восторженные рассказы о богатстве страны и ее обитателей, поведанные казаком Поярковым, впервые проехавшим по Амуру в 1643 г. с партией охочих людей, вызвали прилив новых переселенцев. В истории сохранился рассказ о том, как " старый оптовщик Ерофейко Павлов Хабаров, со служилыми и охочими, с промышленными людьми, во 1650 г. на государеву службу шел на спех и пришел в новую даурскую землю, на великую на Амур-реку к их даурскому городу. И даурские люди, не допустив их до того даурского города, бой поставили и билися с ними с половины дня до вечери. И на том бою их даурских людей многих побили, а у него Ярофея в полку ни одного человека до смерти не убили. И те даурские князья и со своими улусными людьми, покиня тот свой град и с хлебными запасы, пометався на кони, все побежали вниз по Амуру-реке... И он Ярофей с тем войском занял тот Албазин даурской город и в нем засел " . В 1651 г. Албазин (китайское название Яксы) представлял из себя острог обнесенный палисадом и служил казакам исходным пунктом для вылазок: " казаки плавали по Амуру, дрались с даурскими людьми, отбивали у них скот, брали ясак соболями, расспрашивали о жителях по Амуру и другим рекам " . Реакцией на такие походы стало отправление первым императором новой династии Шунь-чжи в том же году к Албазину тысячной армии, но, разогнав некоторых беспокойных людей, китайцы не тронули крепости, так как она стояла на формально нейтральной территории. Однако столкновения продолжались, и в итоге албазинская крепость была разрушена.

http://ruskline.ru/analitika/2022/03/20/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010