Что же касается захвата церквей внутри России, то, по воле тиранов коммунистической партии, его надо признать печальным, но совершившимся фактом. Как был в своё время захвачен большевиками аппарат государственной власти и офицеры, и чиновники, и интеллигенция страны поголовно, кроме бежавших, были порабощены на служение коммунистической карикатуре государства, так же теперь ими отдан административный аппарат церкви в распоряжение агентурному Синоду. Патриарх не имеет права и возможности отдавать (кроме устных и почти тайных) распоряжений по управлению русской церковью, а большевистский Синод по казённой почте и телеграфу рассылает приказы и назначения по всей России, карает и милует, даёт хлеб и отнимает; и все остальные кафедры, церкви, приходы, священники очутились под железным колпаком его власти. Как показывает прилагаемый мартиролог ещё не расстрелянной православной, верной Патриарху иерархии – почти все православные кафедры лишились своих архипастырей, томящихся в тюрьмах и ссылках. На их место наставлены беззаконные лжеепископы – часто из женатых попов, которые объявили себя начальниками епархий и при помощи местных совдепов с большим или меньшим, но всегда с насилием совести населения, а особенно несчастного духовенства, командуют над православным стадом. По внешности для обмана масс принята тактика сокрытия раскола и отступничества от православия. Лжеиерархия служит в церкви и старается вести себя по-старому. Запрещено только возглашать имя Патриарха как политического преступника. Молиться о безличном Синоде – дело тоже привычное. И масса, особенно в провинции и деревне, где гнёт властей особенно жесток, не знает, в какой, собственно, церкви она получает таинства, сговариваясь часто с батюшкой считать себя истинно-православными тайком от гонителя-начальства. Особенно мучительно состояние сознательной богословской совести духовенства, подвергаемой по местам пытке анкет о том, «како верует» и какую власть в церкви признаёт. Правдивые лишаются места и идут в тюрьму и ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Иларион: Я рискну предположить, что пока Зеленский отвечал на русском языке, он писал сам, а когда его ответы стали появляться на украинском языке, то либо кто-то из его помощников за него отвечает, либо сам он пишет на русском, а переводят на украинский. Или, может быть, он сам решил отвечать на украинском языке. Но, на мой взгляд, любая попытка дискриминации русского языка на Украине обречена на провал. Е. Грачева: Митрополит Элпидофор стал главой Американской Архиепископии, а он главный ненавистник Русской Церкви в Константинопольском Патриархате. В «Твиттере» Вы написали, что он был идеологом раскола и что его назначение — прямой путь к Патриаршеству. Но значит ли это, что у него много последователей? Митрополит Иларион: В Константинопольском Патриархате должность Архиепископа Северной Америки — вторая по значимости после должности самого Константинопольского Патриарха. Соответственно, для митрополита Элпидофора это прямой путь к Патриаршеству. Он, конечно, не предрешен, потому что, например, Варфоломей не был Архиепископом Америки. Он был митрополитом Халкидонским. А вот Патриарх Афинагор был избран как раз в тот момент, когда он был Архиепископом Америки. Причем у него не было даже турецкого гражданства на тот момент. У Элпидофора по сравнению с Афинагором есть существенное преимущество: он — гражданин Турции, он родился в Турции, он служил в турецкой армии, то есть для Турции он свой человек. Для Америки он тоже давно уже свой человек, потому что многократно туда ездил, нередко себя ассоциировал с американской политикой, и его роль в том деянии, которое совершил Патриарх Варфоломей по легализации раскола на Украине, всем известна — он, собственно, ее и не скрывал. Он дал интервью несколько лет назад русскому православному новостному агентству «Православие и мир», где открытым текстом заявил о том, что украинским раскольникам надо давать автокефалию, и при этом не называл их раскольниками. Я хорошо знаю митрополита Элпидофора еще с тех времен, когда был студентом в Оксфорде, а он только что закончил аспирантуру в Бонне. Он тогда был диаконом, я был иеромонахом. Я участвовал в 2011 году в его архиерейской хиротонии, то есть мы не то чтобы дружили, но были очень хорошо знакомы. Конечно, после всего, что натворил Константинопольский Патриархат на Украине, и учитывая активную роль, которую сыграл в этом митрополит Элпидофор, я не предвижу, что его новое назначение послужит на благо наших Церквей и будет способствовать их воссоединению.

http://patriarchia.ru/db/text/5438663.ht...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #be393e71c1 Закрыть Ни Богу свечка, ни чёрту кочерга Трагедия, которая может разыграться в Киево-Печерской Лавре, должна отрезвить тех, кто продолжает заигрывание на тему «СССР-2» Наталья Варламова   09:32 18.03.2023 2950 Время на чтение 6 минут Фото: священник Михаил Малеев Христиане и мусульмане, люди, пока ещё стоящие на пороге храмов, и даже атеисты в большинстве своём согласны, что на наших глазах в течение последнего года происходят события эсхатологические. «Бесы» и «демоны», «шайтаны», «нечисть» – такими словами называют тех, кто поддерживает неонацизм, кто подпитывает идейно и материально вампирский режим Зеленского. И вот – следующий акт вакханалии: анонсировано действо, которое собираются совершить эти адовы силы в Киево-Печерской Лавре. А чего хотели те, кто надеялся пересидеть или отмолчаться? Или даже договориться с шайтанами? Уважаемые клирики нашей Русской Православной Церкви – о. Андрей Ткачёв, о. Савва Мажуко, о. Игорь Сильченков – полагают, что Богом попущено происходящее с Киево-Печерской Лаврой святотатство. Отец Евгений Соколов прямо говорит, что события на Украине – результат пренебрежения духовными законами. И одной из главных причин, если не главной, они называют ЗАИГРЫВАНИЕ с властями киевскими, по сути бесовскими, попытки смешать Богово и кесарево. Как это, увы, знакомо и актуально: и вашим, и нашим. Толерантненько. Корректненько. А по-русски: ни Богу свечка, ни чёрту кочерга! Отец Андрей восклицает: с дьяволом договариваться нельзя! С коричневыми не может быть ни консенсусов, ни джентльменских конвенций. На наших глазах сегодня действительность вопиет к нашим глазам и сердцам: вспомните, ведь это уже было! Только тогда были красные! Трагедия, которая может разыграться в Лавре, должна отрезвить тех, кто и в наши дни продолжает выделывать «две шаги налево, две шаги направо, шаг вперёд и поворот» – заигрывание на тему « СССР -2». Православные и мусульмане, буддисты, представители других религий с чего это вдруг решили пококетничать и забыть красным все ужасы, сотворённые ими со священнослужителями, верующими и храмами?! Забыть тысячи взорванных церквей, расстрелы, издевательства, поругание святынь, грабёж ценностей?! Они что – покаялись?! Нет, они доказывают своё человеколюбие рассуждениями о том, что «было много хорошего же». Не к мстительности призываем, а к памятованию.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/18/ni...

Знаем, что Ты попускаешь испытания на самые светлые души для велией славы их и на страх и трепет неправедным и злым. Знаем, что и Твое славное Воскресение, Христе, совершилось после поруганий, Крестных мук и смерти. Посему мы в свете Твоего страдания восприемлем страдание русского народа и чаем воскресной его славы. Как для расслабленного при Вифезде не нашлось человека, дабы помог, дондеже Ты не пришел, так и сегодня для великого русского народа нет никого в мире, кто бы помог ему без Тебя, Боже наш и Спаситель наш! Не отложи, Господи Благий, Твою милость. Ты, скоропоспешный на помощь, не отложи и не откажи, но, как милосердный самарянин, призри на народ русский, подвергнувшийся нападению от разбойников, весь изъязвленный, и подай ему руку и уврачуй ему раны, и возврати ему здравие и сияние славы, да самый верный слуга Твой прославит Тя в грядущем еще более, чем славил в минувшем, — Тебя, Спасителя своего, со Отцем и Духом Святым во веки веков. Аминь”. С сербским народом нас, русских, объединяет очень многое. Нас объединяет живая вера во Христа, молитва друг о друге и общность судеб. Россия и Сербия — это единое целое. Можно сказать так: Сербия — это маленькая Россия, а Россия — это большая Сербия. В последние годы силы тьмы ополчились сначала на сербов, а потом — на нас. Почему? Мировое зло всеми силами стремится — осознанно или нет — приблизить приход антихриста. Он уже, можно сказать, у дверей, ему осталось только переступить порог. Однако он не сделает этого до тех пор, пока сияет Православие, пока жива активная, действенная вера у наших двух народов; острие всех атак врага поэтому и направлено против Русской и Сербской Православных Церквей, а еще точнее — против Христа. Сербия — маленький орешек, но диаволу он не по зубам. Пытаясь разгрызть его, он уже лишился многих зубов. Россия — орех посерьезней и побольше, на нем супостат обломал остальные зубы. В бессильной ярости враг рода человеческого раскрывает огнедышащую, зловонную, омерзительную пасть, стремясь поглотить нас. Однако ярость его напрасна, и усилия его обречены. Мы со Христом и во Христе, а это значит, что смерть не имеет над нами никакой власти.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

6 февраля 2015 года в здании Госсовета Крыма состоялось совещание членов делегаций с представителями Общественной палаты Республики Крым, Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий», религиозных и национальных объединений полуострова. Модераторами совещания выступили протоиерей Всеволод Чаплин и первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Максим Григорьев. В заседании принял участие заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Республике Крым В.А. Бобровский. Приветствуя собравшихся, протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул: «Многовековой опыт Крыма сегодня нужно актуализировать в учебниках, фильмах, книгах, медийном пространстве… Крым — это уникальное место с точки зрения сосуществования людей разных культур, религий, языков и цивилизаций, здесь выработался потрясающий многовековой опыт совместной мирной жизни самых разных людей — разных по вере, языку, культуре, национальности. Приветственное слово председателя Межконфессионального совета Крыма «Мир — дар Божий» митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря огласил секретарь Симферопольского епархиального управления протоиерей Александр Якушечкин. Митрополит Лазарь напомнил: «Сегодня мы, представители церквей и религий Крыма, пройдя совместно путь длиною более чем в 20 лет, можем утверждать, что наше единство помогло оздоровить и укрепить межконфессиональные отношения. В нашей совместной деятельности важное место занимают различные благотворительные программы. Это — День пожилого человека, акции по борьбе со СПИДом, в защиту семейных ценностей и против греха детоубийства, а также по защите прав ребенка». Касаясь темы межнациональных отношений, руководитель Службы региональных связей ОВЦО МП диакон Андрей Титушкин призвал собравшихся приложить все усилия, чтобы избежать межнациональных конфликтов, в первую очередь — на бытовом уровне и в среде молодежи. Для этого, по мнению священнослужителя, необходимо пристальное внимание и своевременная реакция со стороны чиновников, правоохранителей, педагогов и общественности ко всем конфликтным ситуациям на национальной почве.

http://patriarchia.ru/db/text/3986609.ht...

Сам митрополит Сергий был арестован трижды: в январе 1926 г., в апреле-июне 1926 г. и, наконец, в декабре того же года. Его временно замещал архиепископ Угличский Серафим. Немедленно после своего второго ареста он выпустил первое послание, призывая духовенство к политической нейтральности, но подчеркивая идеологическую разницу между христианской и материалистической идеологией. Одновременно он писал и за границу, советуя русским зарубежным архиереям войти в юрисдикцию других, свободных православных автокефальных Церквей, тем самым отмежевываясь от Патриархии в политическом отношении. После третьего ареста митрополита Сергия было объявлено о получении возглавляемой им Церковью легализации. Митрополит также получил возможность образовать Временный Патриарший Синод. Одновременно вышло подписанное митрополитом Сергием и всеми членами Синода знаменитое Послание 16/29 июля 1927 г. Условия, при которых это Послание было подписано, известны через рассказы митрополита Сергия «младшего» (Воскресенского), бывшего близкого сотрудника Заместителя, оставшегося экзархом Патриархии в оккупированной Прибалтике и трагически погибшего в 1944 г. Местоблюстителю Сергию пригрозили расстрелом его сестры и многих арестованных церковников. В Послании говорилось о «лояльности» к советской власти. «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». Прямого отрицания бывших гонений в Послании нет, а есть только общее объяснение того, что «мешало» устроить церковную жизнь на началах «лояльности»: «Учреждение советской власти многим представлялось недоразумением, случайным, а потому и недолговечным». В положительной форме революция объяснялась фаталистически: «В совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия». Чтобы оценить по достоинству вступление митрополита Сергия на путь легализации, необходимо иметь в виду тот бесспорный факт, что легализации безусловно добивались после 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Необходимо отметить, что в аргументации фанариотских богословов содержится нарушение закона достаточного основания, даже если условно стать на их позицию. Если бы правила наделяли Константинопольскую кафедру правом принимать апелляции из других Поместных Церквей, понимаемых под диоцезами, то и тогда бы в них речь шла не о пересмотре суда другого патриарха или предстоятеля (экзарха диоцеза), а лишь о вариативности и взаимной эквивалентности апелляционных судов местного и Константинопольского предстоятелей в случае, когда лицо, недовольное судом митрополита, решило подать апелляцию (что, безусловно, внесло бы хаос в судебную практику Церкви). Правилами не предусматривается апелляция на суд экзарха диоцеза. По выражению Джонса, «“экзарх диоцеза” и “престол Константинополя” – это совершенно определённо альтернативные суды равного статуса» . Поэтому даже с точки зрения собственной логики толкования канонов Халкидонского Собора Константинопольский патриарх Варфоломей и его Синод совершили абсолютное беззаконие, заявив о рассмотрении (спустя 26 лет!) «апелляции» лишенного сана и анафематствованного судом Архиерейского Собора (Патриаршим судом, судом высшей поместной инстанции) Русской Православной Церкви бывшего митрополита Киевского Филарета Денисенко. Существует еще одно толкование 9 и 17 правил Халкидонского Собора, которое в лице экзархов диоцезов видит патриархов, при этом не наделяя Константинопольского патриарха правом на приём апелляций из других патриархатов. Оно принадлежит Карлу Мюллеру. «По его мнению, альтернатива “экзарх диоцеза” и “Константинопольская кафедра” зависит не от выбора сторон, а от организации юрисдикции в географическом отношении; иначе говоря, в гражданских диоцезах, где действительно имелся экзарх (то есть будущий патриарх, в понимании Мюллера – А. Н.), надо было обязательно обращаться к последнему; напротив, там, где такой церковной структуры не было, то есть, согласно Мюллеру, в Понте, Асии и во Фракии, соответствующей судебной инстанцией являлась Константинопольская кафедра».

http://radonezh.ru/2021/05/14/protoierey...

Мы позволим себе заметить в нем еще противоречие, незаметное для современников. Как мирились в этом человеке два противоположных качества: жестокость и беспощадность к человеку на войне и глубокая религиозность, не такая, которая часто удовлетворяет себя видимыми обрядами благочестия вроде построения церквей и т.п., а иная, более рациональная, стремящаяся выразиться исключительно в молитве и любви к ближнему? Миних без сожаления вел войско в летний зной по степям крымским и украинским, теряя тысячи погибавших от утомления, жажды и голода, и тот же Миних поставлял себе всю жизнь обыденным правилом -сделать каждый день какое-нибудь доброе дело, чтоб успокоить свою совесть вечером, когда начнет размышлять о проведенном дне! Как согласить несогласимое -военную доблесть, истребление врагов, с последованием Тому, кто в минуту крайней опасности повелел хотевшему защищать его вложить в ножны оружие и произнес великую мировую истину: всяк, принимающийся за меч, погибнет от меча! И, однако, эта истина, произнесенная так давно, и в наше время сознается и чувствуется только очень немногими, а в те времена, когда жил Миних, чувствовалась разве одними отшельниками, отрекавшимися от всякой общественной деятельности, не только разрушительной, но и созидательной. Да и те признавали такой взгляд обязательным только для себя самих, а пребывающим за стенами их келий предоставляли руководствоваться иными нравственными убеждениями. Большинство из поколения в поколение считало призвание воина совершенно согласимым с призванием истинного христианина, и добытые на войне трофеи без зазрения совести приносились в храм, посвященный Тому, кто повелел даже злу не противиться! И у Миниха согласовалось воинское поприще с обязательством каждый день совершить доброе дело для успокоения своей совести. Надобно только заметить, что у Миниха приличнее, чем у многих ему подобных, сочеталось это противоречие воинственности с христианским благочестием. Мы выше уже заметили, что Миних принадлежал не к тем, для которых война имела значение для самой войны; у него она была необходимым, хотя и злым средством к достижению более гуманных, культурных целей, точно так же, как и у Великого Петра, которого Миних постоянно считал для себя образцом, - и это качество, заметное во всей его жизни, возвышает в глазах наших этого человека, и делает его одним из самых почтенных лиц, двигавших нашу историю, не только по сумме пользы, сделанной им России в своей жизни, но и по нравственной высоте своего характера.

http://sedmitza.ru/lib/text/435702/

ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшихся поездках в страны Дальнего зарубежья. Справка: В период со времени предыдущего заседания Священного Синода Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил ряд рабочих поездок. С 31 мая по 1 июня 2011 года председатель Отдела внешних церковных связей посетил Польшу, где встретился с Блаженнейшим Митрополитом Варшавским и всей Польши Саввой. В ходе состоявшейся беседы обсуждались перспективы развития двусторонних контактов между двумя Поместными Церквами, актуальные вопросы межправославных отношений и другие темы, представляющие взаимный интерес. 1 июня митрополит Иларион встретился с Апостольским нунцием в Польше архиепископом Челестино Мильоре и представителями священноначалия Римско-Католической Церкви в Польше, с которыми обсудил вопросы сотрудничества в деле защиты христианского наследия Европы и дальнейшие действия, направленные на укрепление доверия между народами России и Польши. С 1 по 3 июня 2011 года в Венгерской Республике проходила конференция «Христианско-иудео-мусулъманский межконфессиональный диалог». В форуме принял участие председатель Отдела внешних церковных связей. Конференцию также посетили президент католической Епископской конференции Европы кардинал Петер Эрдё, президент Конференции европейских церквей митрополит Галльский Эммануил (Константинопольский Патриархат), религиозные лидеры иудаизма и ислама, официальные представители Европейского союза. 2 июня 2011 года митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом на тему «Проблема религиозной нетерпимости. Что мы можем сделать вместе?», в котором указал на обострившуюся проблему дискриминации христиан в мире и призвал выработать систему защиты христиан в странах, где они составляют меньшинство. В ходе поездки председатель Отдела внешних церковных связей, в частности, встретился с примасом Венгрии кардиналом Петером Эрдё, вице-премьером Правительства Венгрии Ж. Шемьеном и государственным секретарем по делам религий Венгерской Республики Л. Сасфалфи.

http://pravoslavie.ru/47792.html

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил в пример иерархам других поместных Церквей стойкое поведение Русской Православной Церкви в годы гонений на нее в XX веке, отметив, что у него " вызывают улыбку " разговоры о том, что в случае с " украинским вопросом " кто-то из дипломатов или политиков " пришел и оказал давление на Патриарха, и Патриарх ничего не смог сделать " . Предстоятель Русской православной церкви в среду, в день своего 73-летия, совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Вместе с патриархом служили представители епископата и московского духовенства. В своей проповеди патриарх остановился на сложной ситуации в православном мире, в частности, признании со стороны некоторых Церквей украинских раскольников. " То, что мы сегодня видим – это не результат инициатив, проистекающих от Церквей, это результат того, что какие-то Церкви не сумели выдержать давления, о чем мне Предстоятели Церквей прямо и говорят: на нас давят, на нас давили. На что я отвечаю: вы нам тут, в России, про давление ничего не рассказывайте. Мы через такие давления прошли в течение XX века. И не просто прошли через тяжелые разговоры с власть имущими – наши предки прошли через тюрьмы, лагеря, через Бутовский полигон, но никогда Русская Церковь не преклонила колен перед теми, кто это давление оказывал " , – сказал Патриарх. Предстоятель Русской Церкви признал, что сегодня " никто таким образом не давит на наши братские Поместные Православные Церкви " . Патриарх предположил, что для ряда предстоятелей и иерархов " жизнь в спокойных условиях создала некое впечатление благополучия " , и в результате " даже такое, дипломатическое давление, которое, несомненно, было оказано на целый ряд Церквей, в первую очередь греческих, кто-то не смог игнорировать " . " Поэтому те недомолвки, которые сейчас существуют в отношениях к Русской Церкви со стороны некоторых братских греческих Церквей, это результат, собственно, вот этого давления " , – отметил предстоятель РПЦ. Он выразил сожаление, что некоторые греческие Церкви " поддались на уговоры второразрядных чиновников " . " Просто улыбка на устах возникает: ну, вот этот зам того-то пришел и оказал давление на Патриарха, и Патриарх ничего не смог сделать. Да мало ли там " замов " и " помов " , которые могут влить на патриархов? А что же тогда наша общая ответственность? Глав Церквей за сохранение единства Православия? " – сказал Патриарх.

http://religare.ru/2_118567.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010